Рабочая программа, Домоводство, 7класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Потапова С.В.

Министерство образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова

Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по предмету Домоводство
для обучающихся 7 класса
(АООП 2 вариант)
Учитель : Потапова С. В.
Реж 2025-2026 год

ДОМОВОДСТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: повышение самостоятельности детей в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачами программы являются:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Общая характеристика учебного предмета:
Обучение обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к
самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия обучающегося в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке
помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности обучающихся и перспективны для получения в будущем работы в
качестве дворника или уборщицы.
Описание места учебного предмета в учебном плане: Рабочая программа по предмету «Домоводство» в соответствии с АООП (2 вариант)
интерната рассчитана на 34 учебных недели, 170 часов по 5 часов в неделю.
Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом
«Окружающий социальный мир», «Человек».
Требования к результатам освоения учебного предмета
Ожидаемые личностные результаты:
- проявление устойчивого интереса к взаимодействию со знакомым взрослым;
- формирование потребности в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании вербальных и
невербальных средств общения;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
Возможные предметные результаты:

- уметь принимать посильное участие в повседневных делах дома: умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка,
стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола и другое;
- уметь соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне и другое;
- уметь соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения;
- уметь использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Основное содержание учебного предмета
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем»,
«Приготовление пищи», «Уборка помещений и территории».
Покупки
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Нахождение нужного товара
в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы,
нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при
расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру,
получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.
Обращение с кухонным инвентарем
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления
пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная
доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с
посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности
действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка
посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер,
электрический чайник, комбайн, холодильник). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение
последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Соблюдение
последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов,
раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.
Приготовление пищи
Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для
приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Резание
ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Перемешивание продуктов ложкой (венчиком).
Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду,
постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. Поддержание
чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор
кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю, включение плиты,
постановка кастрюли на конфорку, установка времени варки на таймере, выключение плиты, вынимание яиц. Соблюдение последовательности
действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож),
нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор).

Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук,
масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки), очистка вареных овощей,
открывание банок (кукуруза, огурцы), нарезка овощей кубиками, нарезка зелени, добавление соли, растительного масла, перемешивание продуктов.
Уход за вещами
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание
белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку. Соблюдение последовательности действий при
ручной стирке: наполнение емкости водой, выбор моющего средства, определение количества моющего средства, замачивание белья, застирывание
белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку.
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины (отделение для загрузки белья, контейнер для засыпания порошка, панель
с кнопками запуска машины и регуляторами температуры и продолжительности стирки). Сортировка белья перед стиркой (например): белое и цветное
белье, хлопчатобумажная и шерстяная ткань, постельное и кухонное белье. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и
температурного режима. Мытье и сушка машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой,
закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение
машины, вынимание белья.
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение
последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети,
раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды.
Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и
отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности
действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание
поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.
Уборка помещения и территории
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий
при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с
поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной
воды.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при
подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Различение основных частей
пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом:
подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности,
выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение
последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и
отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.
Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление
моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.
Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за
уборочным инвентарем.

Тематическое планирование
Кол-во Виды деятельности
часов

Дата

1 четверть
Раздел: Уборка территории
1
Работы во дворе, на огороде, в саду летом

1

2.09

2

Работы во дворе, на огороде, в саду осенью

1

3

Что нам осень принесла?

1

4

Сбор урожая

1

5

Уборка территории. Беседа «Правила 1
безопасности при уборке территории»

6

1

Беседа, рассматривание картинок,
раскрашивание,
просмотр
мультфильмов,
составление
рассказов по опорным схемам,
дидактические игры
Рассматривание
картинок,
составление рассказов по опорным
схемам
Рассматривание
картинок,
составление рассказов по опорным
схемам, дидактические игры «Что
сначала, что потом», «Фруктыовощи», «Собери урожай»
Экскурсии
на
пришкольный
участок, теплицу
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок, составление рассказа по
опорным схемам
Беседа, рассматривание картинок
сюжетных
картинок,
дидактические игры
«Что сначала, что потом»
Экскурсия
на
пришкольную
территорию

1

Экскурсия, беседа.

11.09

1

Беседа, рассматривание сюжетных 11.09
картинок,
презентаций,

№
урока

Раздел. Тема урока

Уборка территории. «Инвентарь для уборки
территории. Выбор инвентаря. Хранение
инвентаря. Правила безопасности при работе
с инвентарем».
7
Уборка территории (сгребание листьев и
травы)
Раздел: Приготовление пищи
8
Экскурсия в кабинет домоводства. Техника
безопасности.
9
Знание (соблюдение) правил гигиены при
приготовлении
пищи.
Санитарно-

1

2.09
4.09

4.09
5.09
9.09

9.09

10

гигиенические требования и правила ТБ при
приготовлении пищи. Поддержание чистоты
рабочего места в процессе приготовления
пищи.
Кухонная посуда, кухонные принадлежности 1

11

Узнавание (различение) заготовок из фруктов 1
и ягод (варенье, джем, желе, компот, желе)

12

Соблюдение последовательности действий 1
при приготовлении киселя.
Узнавание (различение) заготовок из овощей. 1
Заготовки из овощей.
Соблюдение последовательности действий 1
при приготовлении малосольных огурцов.

13
14
15

Как приготовить салат из свежих овощей. 1
Какие продукты нужно взять.

16

1

Соблюдение последовательности действий
при приготовлении овощного салата из
свежих овощей.
17
Узнавание (различение) заготовок из грибов.
Заготовки из грибов.
18
Узнавание (различение) бобовых (кукуруза,
горошек, фасоль). Заготовки бобовых.
19
Узнавание (различение) бобовых. Заготовки
из бобовых (консервированная фасоль,
горошек, кукуруза)
Раздел: Обращение с кухонным инвентарем
20
Соблюдение последовательности действий
при мытье и сушке посуды: очищение посуды
от остатков пищи, замачивание посуды,
намыливание посуды моющим средством,
чистка посуды, ополаскивание, сушка

дидактические
неверно»

игры

«Верно-

Рассматривание,
беседа,
проигрывание
ситуаций,
дидактические игры
Рассматривание картинок, беседа,
дидактические игры «Из чего
компот?», «Какое варенье?» и т.д.
Практическая
работа:
приготовление киселя.
Рассматривание картинок, беседа.

12.09
16.09
16.09
18.09

Практическая
работа: 18.09
приготовление
малосольных
огурцов.
Рассматривание картинок, беседа, 19.09
выбор продуктов на картинках,
муляжей овощей,
Мытье
овощей,
нарезание, 23.09
перемешивание овощей.

1

Рассматривание картинок, беседа.

23.09

1

Рассматривание бобовых, беседа.

25.09

1

Рассматривание
бобовых, беседа.

1

Рассматривание картинок, беседа.

консервов

из 25.09

26.09

21

Узнавание (различение) моющих средств,
специальных чистящих приспособлений для
мытья посуды.
22
Мытье посуды (стаканы, чашки, бокалы)
23
Мытье посуды (тарелки, ложки, вилки,
салатницы)
24
Рациональное
размещение
посуды
в
кухонном шкафу.
25
Различение
бытовых
приборов
по
назначению (СВЧ).
26
Знание правил техники безопасности при
пользовании
СВЧ.
Соблюдение
последовательности
действий
при
пользовании СВЧ
Раздел: Покупки
27
Выбор места совершения покупок (магазин
Бакалея).
28
Нахождение нужного товара в магазине
29
30
31
32
33

1

Рассматривание
презентаций, беседа.

картинок, 30.09

1
1

Практическая работа
Практическая работа

30.09
2.10

1

Беседа, практическая работа

2.10

1

Беседа

3.10

1

Беседа, просмотр презентаций

7.10

1

Беседа, рассматривание картинок, 7.10
сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Беседа, рассматривание картинок, 9.10
сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
9.10

1

Соблюдение последовательности действий 1
при взвешивании товара: складывание
продукта в пакет, выкладывание на весы
Соблюдение последовательности действий 1
при расчете на кассе: передача денег, карты
скидок кассиру, получение чека и сдачи.
Раскладывание продуктов в места хранения.
1
Экскурсия в бакалейный магазин.
1
Расчётные
операции
в
магазине. 1
Использование банковских карт.

Раздел: Уход за вещами
34
Различение (узнавание) сезонной одежды и 1
обуви, головных уборов.
35
Уход за одеждой. Складывание вещей на 1

Проигрывание
обсуждение

ситуаций

и 10.10

Проигрывание
ситуаций
и 14.10
обсуждение
Экскурсия в ближайший магазин
14.10
Рассматривание банковских карт, 16.10
приложений банков в телефоне,
беседа, проигрывание ситуаций и
обсуждение
Беседа,
дидактические
практикумы.
Беседа,
дидактические

игры, 16.10
игры, 17.10

36
37
38
39

длительное хранение (на зиму).
Уход за одеждой осенью (чистка, сушка)

Уход за обувью осенью. Определение 1
необходимости чистки обуви (замша, нубук)
Соблюдение последовательности действий 1
при чистке обуви.
Знание (различение) средств для чистки 1
обуви. Выбор средства для чистки обуви.

40
Чистка обуви
2 четверть
Раздел: Уборка помещений
1
Дом, в котором я живу.

2

3

1

Представление
о
помещений в доме.

назначение

1
1

комнат, 1

Убранство гостиной, спальни, других жилых
помещений.
4
Уход за жилищем. Правила повседневной
уборки.
5
Чем
убирают
квартиру:
инвентарь,
содержание, хранение.
6
Практическая
работа:
сухая
чистка
поверхности мебели. Оценка результата
работы
Раздел: Уход за вещами
7
Ручная стирка. Определение необходимости

1
1
1
1

1

практикумы
Беседа,
дидактические
игры, 21.10
практикумы
Беседа,
дидактические
игры, 21.10
практикумы
Беседа, работа с картинками
23.10
Беседа, рассматривание картинок, 23.10
презентаций, средств для чистки
обуви
Практическая работа
25.10
Беседа, рассматривание картинок,
фотографий,
раскрашивание,
просмотр
мультфильмов,
составление рассказов по опорным
схемам,
пиктограммам
дидактические игры
Беседа, рассматривание картинок,
фотографий,
раскрашивание,
просмотр
мультфильмов,
составление рассказов по опорным
схемам,
пиктограммам
дидактические игры
Беседа, рассматривание картинок,
фотографий.
Беседа, рассматривание картинок,
фотографий.
Беседа, рассматривание инвентаря
для уборки,
Практикум по уборке помещения
класса.
Беседа, практические упражнения и

8
9

стирки.
Сортировка белья по цвету (таблица цветов).

Сортировка белья по составу ткани
(хлопчатобумажная ткань и трикотаж).
10
Сортировка
вещей
по
назначению
(повседневная и праздничная одежда).
11
Сортировка по предметам одежды (платья,
юбки, брюки, костюмы).
12
Ручная
стирка
белья.
Санитарногигиенические требования к ручной стирке.
Инвентарь, средства, практические действия.
13
Соблюдение последовательности действий
при ручной стирке.
14
Узнавание (различение) моющих средств.
Выбор моющего средства. Отмеривание
необходимого количества моющего средства.
15
Практическая
работа:
ручная
стирка
(застирывание, полоскание, отжимание,
вывешивание белья на просушку).
Раздел: Приготовление пищи
16
Узнавание (различение) круп, требующих
обработки (греча, рис, пшено).
17
18

19

1
1
1
1
1
1
1

задания
Беседа, практические упражнения и
задания
Беседа, практические упражнения и
задания
Беседа, практические упражнения и
задания
Беседа, практические упражнения и
задания
Беседа, практические упражнения и
задания
Беседа, практические упражнения и
задания
Беседа, практические упражнения и
задания

1

Практическая работа по стирке
носков

1

Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания

Узнавание (различение) мучных изделий, 1
требующих
обработки
(приготовления)
(макаронные изделия- макароны).
Знание (соблюдение) правил гигиены при 1
приготовлении
пищи.
Санитарногигиенические требования и правила ТБ при
приготовлении пищи. Поддержание чистоты
рабочего места в процессе приготовления
пищи
Соблюдение последовательности действий 1
при приготовлении отварных макарон: выбор
продуктов, выбор кухонного инвентаря

Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания

20
21
22
23
24
25
26

Приготовление ужина. Практическая работа:
отварные макароны.
Сервировка стола к ужину: отварные
макароны.
Бутерброды. Виды бутербродов (холодные и
горячие)
Приготовление
холодных
бутербродов.
Инструктаж по ТБ.
Приготовление
горячих
бутербродов.
Инструктаж по ТБ.
Чай. Заваривание чая в пакетиках. ТБ при
работе с кипятком.
Правила заваривания рассыпного чая.

1
1
1

по

1

Рассматривание картинок, беседа,
просмотр презентаций.
Бесед, практическая работа.

1

Бесед, практическая работа.

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы
Рассматривание картинок, беседа
практикум,
сюжетная
игра
«Чаепитие»

1

Раздел: Обращение с кухонным инвентарем
27
Соблюдение последовательности действий 1
при сервировке стола: накрывание стола
скатертью,
расставление
посуды,
раскладывание
столовых
приборов,
раскладывание
салфеток,
расставление
солонок и ваз, расставление блюд.
28
Различение
бытовых
приборов
по 1
назначению (миксер).
29

Знание правил техники безопасности при 1
пользовании миксером.

30

Соблюдение последовательности действий 1
при пользовании миксером

31

Мытьё миксера
Хранение миксера

32

Помощники в доме: чайники, виды чайников, 1
их назначение в хозяйстве.

после

Практическая
работа
отвариванию вермишели.
Практическая работа

использования. 1

Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания

Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Рассматривание картинок, беседа,
просмотр презентаций.

33

Электрический
чайник.
Техника 1
безопасности
при
использовании
электрического чайника, вклюючение и
выключение. Мытьё и хранение чайника
после использования.
Раздел: Покупки
34
Выбор места совершения покупок (магазин 1
Булочная-кондитерская).
35
Нахождение нужного товара в магазине
1
36
37
38
39
40

Соблюдение последовательности действий 1
при взвешивании товара: складывание
продукта в пакет, выкладывание на весы
Соблюдение последовательности действий 1
при расчете на кассе: передача денег, карты
скидок кассиру, получение чека и сдачи.
Раскладывание продуктов в места хранения.
1
Экскурсия в Булочную-кондитерскую.
1
Расчётные
операции
в
магазине. 1
Использование банковских карт.

3 четверть
Раздел: Уборка помещений и территории
1
Работа дворника на прилегающей к школе
территории.
2
Узнавание
(различение)
инвентаря
и
спецодежды, предназначенного для уборки
снега.
3
Практическая
работа.
Уборка
снега:
сгребание снега, сгребание снега.
4
Практическая
работа.
Уборка
снега:
сгребание снега, перебрасывание снега.
5
Хранение инвентаря для уборки снега.
6
Узнавание (различение) чистого и грязного

1
1

Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания

Беседа, рассматривание картинок,
сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Беседа, рассматривание картинок,
сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Проигрывание
обсуждение

ситуаций

и

Проигрывание
ситуаций
и
обсуждение
Экскурсия в ближайший магазин
Рассматривание банковских карт,
приложений банков в телефоне,
беседа, проигрывание ситуаций и
обсуждение
Наблюдение за работой дворника
на улице.
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1
1

Беседа
Беседа, рассматривание сюжетных

помещения.
7

8
9
10

Уборка пола. Санитарно-гигиенические
требования к уборке помещений (мытьё
пола). Соблюдение правил ТБ при уборке
помещения
Виды полов (покрытия полов). Линолеум.
Соблюдение последовательности действий
при мытье и подметании линолеума.
Практическая работа. Мытьё и подметание
линолеума
Пылесос. Различение основных частей
пылесоса.

1

1
1
1

11

Правила ТБ при работе с пылесосом. 1
Подготовка пылесоса к работе. Соблюдение
последовательности действий при уборке
пылесосом.
Раздел: Уход за вещами
12
Машинная стирка. Автоматическая машинка 1
для стирки белья.
13

Узнавание (различение) составных частей 1
стиральной машины.

14

Соблюдение последовательности действий 1
при машинной стирке.

15

Установка
программы
(температурного 1
режима). Выбор средства для стирки.
Отмеривание необходимого количества.
Закладывание белья в машину. Вынимание 1
белья из машины. Вывешивание белья для
просушки.
Мытье (сушка машины)
1

16
17

картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Практическая работа
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,

18

19

Глажение утюгом. Узнавание (различение) 1
составных частей утюга (подошва, шнур,
регулятор
температуры,
клавиша
пульверизатора).
Соблюдение последовательности действий 1
при глажении белья.

Раздел: Обращение с кухонным инвентарем
20
Различение (узнавание) предметов посуды
для сервировки стола (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож)
21
Различение (узнавание) для приготовления
пищи
(кастрюля,
сковорода,
чайник,
половник, нож)
22
Соблюдение последовательности действий
при мытье и сушке посуды для приготовления
пищи: очищение посуды от остатков пищи,
замачивание посуды, намыливание посуды
моющим
средством,
чистка
посуды,
ополаскивание, сушка
23
Узнавание
(различение)
кухонных
принадлежностей
(терка,
венчик,
овощечистка, разделочная доска, шумовка,
дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для
чеснока, открывалка)
24
Соблюдение последовательности действий
при
мытье
и
сушке
кухонных
принадлежностей: очищение, замачивание,
намыливание посуды моющим средством,
ополаскивание, сушка
25
Хранение
посуды
и
кухонных
принадлежностей.
26

Различение
назначению
ларь)

1
1
1

практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания

1

Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания

1

Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания

1

Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания

бытовых
приборов
по 1
(холодильник, морозильный

27
28
29

Знание правил техники безопасности при 1
пользовании холодильником, морозильным
ларем
Правила хранения продуктов в холодильнике 1
и морозильном ларе
Уход, мытье, размораживание холодильника, 1
морозильного ларя

Раздел: Приготовление пищи
30
Составление меню обеда на день.

1

31

Составление меню ужина на день.

1

32

Правила сервировки стола к завтраку, обеду,
ужину
Соблюдение последовательности действий
при приготовлении блюд из картофеля: выбор
продуктов, выбор кухонного инвентаря
(кастрюля,
дуршлаг,
тарелка),
мытьё
картофеля
Практическая работа: отварной картофель.
Соблюдение последовательности действий
при приготовлении картофельного пюре:
выбор
продуктов,
выбор
кухонного
инвентаря
Практическая работа: картофельное пюре
Соблюдение последовательности действий
при приготовлении блюд из круп на воде:
выбор
продуктов,
выбор
кухонного
инвентаря.
Практическая работа: каша на воде
Соблюдение последовательности действий
при приготовлении блюд из круп на молоке:
выбор
продуктов,
выбор
кухонного
инвентаря.

1

33

34
35

36
37

38
39

1

Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Беседа, рассматривание сюжетных
картинок,
презентаций,
практические упражнения и задания
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1
1

Практическая работа
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1
1

Практическая работа
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1
1

Практическая работа
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

40

Практическая работа: каша на молоке

1

Раздел: Покупки
41
Выбор места совершения покупок (магазин 1
Одежды).
42
Нахождение нужного товара в магазине
1
43
44
45
46
47

48
49

50

Соблюдение последовательности действий
при расчете на кассе: передача денег, карты
скидок кассиру, получение чека и сдачи.
Ролевая игра «Магазин одежды»
Деловые игры: «Собираем чемоданы к
морю»; «На зимние каникулы».
Выбор места совершения покупок (магазин
Супермаркет).
Ориентация в
расположении
отделов
магазина, кассы и др. Нахождение нужного
товара в магазине

1

Практическая работа

Беседа, рассматривание картинок,
сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Беседа, рассматривание картинок,
сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Проигрывание
ситуаций
и
обсуждение

1
1

Проигрывание ситуаций.
Проигрывание ситуаций.

1

Беседа, рассматривание картинок,
сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Рассматривание
сюжетных
картинок,
практикум
по
составлению
списка
покупок,
проигрывание
ситуаций,
дидактические игры
Проигрывание
ситуаций
и
обсуждение

1

Соблюдение последовательности действий 1
при расчете на кассе: передача денег, карты
скидок кассиру, получение чека и сдачи.
Выбор места совершения покупок (Аптека).
1

Соблюдение последовательности действий 1
при расчете на кассе: передача денег, карты
скидок кассиру, получение чека и сдачи.

4 четверть
Раздел: Уход за одеждой
1
Сезонная одежда и обувь. Уход за одеждой и 1
обувью весной.

Рассматривание
сюжетных
картинок,
практикум
по
составлению
списка
покупок,
проигрывание
ситуаций,
дидактические игры
Проигрывание
ситуаций
и
обсуждение

Ролевая игра «Магазин одежды».
Дидактические игры «Необходимые

2

Внешний вид.

1

3

Уход за одеждой. Ремонт одежды.

1

4

Узнавание и выбор инструментов для 1
ремонта одежды (нитки, иголка, ножницы)

5

Соблюдение правил безопасности при 1
выполнении действий по ремонту одежды

6

Соблюдение последовательности действий 1
при ремонте одежды

7

Практикум по ремонту одежды (пришивание 1
пуговиц)

8

Практикум по ремонту одежды (починка,
штопка)
Практикум по ремонту одежды (пришивание
петли для вешалки)
Повторение и закрепление по теме ручная
стирка.
Повторение и закрепление по теме машинная
стирка
Повторение и закрепление по теме глажение
утюгом

9
10
11
12

1
1
1
1
1

и нужные вещи в гардеробе»,
«Зимняя одежда», практикумы
Рассматривание
иллюстраций,
прослушивание
стихотворений,
проигрывание
ситуаций,
дидактические
игры
«Верноневерно»
Рассматривание
иллюстраций,
проигрывание
ситуаций, дидактические игры
«Верно-неверно»
Рассматривание
сюжетных
картинок,
практикум
по
составлению
списка
покупок,
проигрывание
ситуаций,
дидактические игры
Рассматривание
сюжетных
картинок,
практикум
по
составлению
списка
покупок,
проигрывание
ситуаций,
дидактические игры
Отмеривание
длины
нитки,
вдевание нитки в ушко иголки,
завязывание узелка
Практические
задания
по
пришиванию пуговиц, штопка
носков.
Практические задания по починке и
штопке носков.
Практические
задания
по
пришиванию петли для вешалки.
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

Раздел: Уборка территории и помещений
13
Уборка
зеркальных
и
стеклянных
поверхностей. Правила ТБ при мытье
стеклянных поверхностей. Выбор инвентаря,
средств, спецодежды.
14
Соблюдение последовательности действий
при мытье мелких стеклянных вещей.
15
Практическая работа: мытьё стеклянных
вещей.
16
Комнатные цветы.
17
18

Уход за комнатными цветами.

Уборка территории (сгребание листьев и
травы)
19
Повторение и закрепление по теме уборка
мебели.
20
Повторение и закрепление по теме уборка
пола
Раздел: Обращение с кухонным инвентарем
21
Повторение и закрепление по теме
Различение
предметов
посуды
для
сервировки стола (тарелка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож), для приготовления пищи
(кастрюля, сковорода, чайник, половник,
нож)
22
Повторение и закрепление по теме узнавание
(различение) кухонных принадлежностей
(терка, венчик, овощечистка, разделочная
доска,
шумовка,
дуршлаг,
половник,
лопаточка, пресс для чеснока, открывалка).
23
Повторение и закрепление по теме
соблюдение последовательности действий
при мытье и сушке посуды: очищение посуды

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы
Практическая работа

1
1
1
1
1
1

Практические
упражнения
и
задания на развитие знаний о
комнатных растениях
Практические
упражнения
и
задания на развитие знаний о
требовании размещению растений.
Экскурсия
на
пришкольную
территорию
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы
Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

от остатков пищи, замачивание посуды,
намыливание посуды моющим средством,
чистка посуды, ополаскивание, сушка.
24
Повторение и закрепление по теме обращение
с бытовыми приборами. Различение бытовых
приборов по назначению
25
Повторение и закрепление по теме знание
правил
техники
безопасности
при
пользовании электробытовым прибором.
Соблюдение последовательности действий
при пользовании электробытовым прибором.
26
Повторение
и
закрепление
по
теме соблюдение
последовательности
действий при сервировке стола: накрывание
стола скатертью, расставление посуды,
раскладывание
столовых
приборов,
раскладывание
салфеток,
расставление
солонок и ваз, расставление блюд.
Раздел: Приготовление пищи
27
Повторение и закрепление по теме знание
(соблюдение)
правил
гигиены
при
приготовлении пищи.
28
Повторение и закрепление по теме выбор
продуктов, необходимых для приготовления
блюда.
29
Повторение и закрепление по теме выбор
инвентаря, необходимого для приготовления
блюда.
30
Повторение и закрепление по теме обработка
продуктов, мытье продуктов, чистка овощей,
резание ножом, нарезание продуктов
кубиками
(кольцами,
полукольцами),
натирание продуктов на тёрке.
31
Повторение и закрепление по теме
соблюдение последовательности действий
при варке продукта.
32
Повторение и закрепление по теме

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание

картинок,

соблюдение последовательности действий
при жарке продукта
Раздел: Покупки
33
Повторение и закрепление по теме
планирование
покупок,
выбор
места
совершения покупок.
34
Повторение и закрепление по теме
ориентация
в
расположении
отделов
магазина, кассы, нахождение нужного товара
в магазине
35
Повторение и закрепление по теме
соблюдение последовательности действий
при взвешивании товара
36
Повторение и закрепление по теме
соблюдение последовательности действий
при расчете на кассе
37
Повторение
и
закрепление
по
теме раскладывание продуктов в места
хранения.
38
Повторение и закрепление по теме расчётные
операции
в
магазине,
использование
банковских карт.

дидактические игры, практикумы
1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание
картинок,
дидактические игры, практикумы

1

Рассматривание банковских карт,
приложений банков в телефоне,
беседа, проигрывание ситуаций и
обсуждение
Беседа, рассматривание картинок,
раскрашивание,
составление
рассказов по опорным схемам,
дидактические игры
Беседа, рассматривание картинок,
раскрашивание,
составление
рассказов по опорным схемам,
дидактические игры

39

Инструктаж по ОТ и ТБ по безопасности в летний
период.

1

40

Итоговое занятие

1

Учебно-методическая литература:

1. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога / Е.А.
Стребелева. – М, 2008.

2. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2009.

3. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: СОЮЗ, 2004.

4. Выготский Л.С. Соб.соч.: в 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии/ Л.С. Выготский; под. ред. А.Р. Лурия, М.Г.Ярошевского. – М.:
Педагогика, 1982

5. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ,
2009. – (Коррекционная педагогика)
6. Дефектологический словарь/под ред. А.И. Дьячкова. – М.: Педагогика, 1970.

7. Левченко И.Ю., Киселева И.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Книголюб, 2007. – 152с.

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей
образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений. –Ростов – н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.-288 с.
9. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 381с.

10. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.:
ВЛАДОС, 2010.Бебешина Н.Н., Свириденко В.П.

11. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.
Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.

12. Программы образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Автор Л.Б. Баряева.-СПб.:ЦДК проф. Л,Б. Баряевой
2011г

Система оценки предметных результатов Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется
«Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие
динамики. Результаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. Норма оценивания
при освоении обучающимся образовательной программы:
Отметка «5» - способность самостоятельно по образцу выполнять задание.
Отметка «4» - частичное, избирательное усвоение материала;

Отметка «3» - выполнение задания в сопряженном режиме стойких позитивных изменений (динамика не стабильна, неравномерна); Отметка «2» не ставится.
Динамика освоения знаний по предмету: 5 баллов - выполняет действие самостоятельно,

4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной),

3 балла - выполняет действие по образцу,

2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,

1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,

0 баллов - действие не выполняет. Полученные данные заносятся в карту развития


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».