Рабочая программа, Прикладное творчество, с 1 по 4 класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Потапова С.В.

Министерство образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова

Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по предмету Прикладное творчество
для обучающихся 1-4 класс
(АООП 1 вариант)
Учитель : Потапова С. В.
Реж 2025-2026 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Прикладное творчество» образовательной области составлена в соответствии
с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году). Предназначена
для обучающихся с нарушением интеллектуального развития умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может
сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами
аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся
могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных
коррекционных технологий, программно-методических материалов. А также на основе педагогического наблюдения и изучения
детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, опыта проведения с ними коррекционно-развивающей работы в
условиях школы.
Программа направлена на достижение следующих целей:
 формирование эстетического вкуса;
 развитие представлений о видах и жанрах изобразительного искусства, об отечественных и зарубежных
художниках;
 освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни;
 развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
 формирование готовности к участию в совместных мероприятиях (выставках, конкурсах рисунков, поделок).
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы и познавательных возможностей
учеников, формирование внутренней культуры ребенка, потребности в творческой деятельности, самовыражении. Содержание
обучения разнообразно, что определяется особенностями психофизического развития учащихся.
Задачи, которые решаются в процессе обучения:
 дать сведения о видах изобразительного искусства, жанрах живописи, об отечественных и зарубежных
художниках;
 развивать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
 развивать умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности
(лепка, рисование, аппликация);
 развивать умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
 создавать ситуации для возникновения положительных эмоциональных реакций (удовольствия, радости) в
процессе изобразительной деятельности;

формировать стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
 развивать умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности в
социально-приемлемой форме;
 создавать условия для взаимодействия в творческой деятельности со сверстниками, взрослыми;
 развивать умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках,
конкурсах рисунков, поделок.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей
работы. В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических
действий заданного содержания.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения
программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности
ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
 осознавать себя как ученика;
 проявлять интерес к искусству, творчеству;
 стремиться к самовыражению, в том числе, средствами искусства;
 проявлять и выражать свои эмоции социально приемлемым способом;
 быть готовым адаптироваться к изменениям в учебной среде и дома;
 проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
 участвовать в совместной, коллективной деятельности;
 проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения
учащихся:
 умение слушать и слышать учителя;
 умение работать по предложенному учителем плану;
 умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, глобальное чтение);
 умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
 умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
 умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
 умение находить ответы на картинке;


умение работать в паре и микрогруппе;
 умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного
предмета и овладеть следующими знаниями и умениями.
Предполагается, что учащиеся будут знать:

отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное творчество);

отличительные признаки жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт);

особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, пастельные
мелки);

отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;

названия крупнейших музеев страны.
Предполагается, что учащиеся будут уметь:

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного
расположения изображаемого;

самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

анализировать с помощью учителя строение предмета;

использовать различные приемы в рисовании и лепке;

изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе (по образцу);

различать и называть цвета и их оттенки, уметь смешивать основные цвета для получения вторичных;

различать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам;

анализировать свое изделие с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки;

проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них оценочные суждения.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими
материалами и пособиями:
Программы:
1. Изобразительная деятельность. 7 класс, автор: М. Ю. Pay
Материалы и пособия:


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Образцы готовых изделий
Репродукции картин, фотографии
Презентации
Плакаты (цвета и оттенки, узоры и т.п.)
Альбомы с иллюстрациями
Цветные карандаши
Фломастеры
Гуашевые краски
Акварельные краски
Кисти разной толщины и жесткости
Бумага для рисования
Цветная бумага
Ножницы
Клей-карандаш
Пластилин
Стеки
Доски для лепки
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№
1

2

Дата

Колво
Тема
часов
1
Основные цвета.

1

I четверть

Цели
Повторение цветов.

Вторичные цвета и их Закрепление умения

Виды работ

Оборудование

1. Приветствие.
Образец,
2. Знакомство с
акварельные краски,
понятием «основной
кисти.
цвет».
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Рисование акварелью,
используя основные
цвета.
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
Образец, акварельные

получение.

получать вторичные
цвета путем
смешивания
основных.

3

1

Холодные и теплые
цвета.

Ознакомление с
понятиями «теплые
цвета», «холодные
цвета».

4

1

Закрепление знаний
о цвете.

Развитие умения
различать и называть
цвета и их оттенки.

5

2

Приемы рисования
кистью
(примакивание,
рисование кончиком
кисти, рисование
черенком).

Развитие умения
рисовать кистью и
красками.

6

2. Знакомство с
понятием «вторичный
цвет».
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Рисование акварелью,
используя основные и
вторичные цвета.
(«Радуга», «Цветовой
круг»).
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Знакомство с
понятиями «холодные и
теплые цвета» .
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Рисование акварелью.
(«Осенний пейзаж»,
«Зимний пейзаж»).
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Поиск цветов на
картинах художников,
работа с учебником с. 10
3. Просмотр
мультфильма «Шесть
Иванов-шесть
капитанов».
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Знакомство с
приемами рисования
кистью. Учебник с.14-15
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Рисование гуашью.

краски, кисти.

Образец,
акварельные краски,
кисти.

Иллюстрации

Образец, гуашевые
краски, кисти.

7

1

Линия, точка, пятно.

Ознакомление с
понятиями «линия»,
«точка», «пятно».
Развитие умения
рисовать различные
линии.

8

1

Лепка. Приемы
лепки (отрывание,
размазывание,
работа стекой).

Развитие умения
работать с
пластилином,
используя различные
приемы.

9

1

Приемы лепки
раскатывание,
оттягивание,
вдавливание,
примазывание).

Развитие умения
работать с
пластилином,
используя различные
приемы.

10

1

Лепка миски из
пластилина
ленточным
способом.

Развитие умения
лепить из пластилина
ленточным способом.

(«Упражнение»,
«Рябина»)
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Знакомство с
понятиями. Учебник
с.34-35, 36-37
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Рисование
карандашами,
фломастерами.
(«Упражнение»,
«Разные линии»)
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Знакомство с
приемами. Учебник
с.38-42.
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Лепка из пластилина.
(«Осенний лист»)
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Знакомство с
приемами. Учебник
с.38-42.
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Лепка из пластилина.
(«Фрукты»)
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Знакомство с
приемом.
3. Пальчиковая

Карандаши,
фломастеры,
образец.

Пластилин, шаблон,
образец.

Пластилин, образец.

Пластилин, образец.

№
1

Дата

Колво
Тема
часов
1
Виды
изобразительного
искусства.

II четверть
Цели
Ознакомление с
различными видами
изобразительного
искусства.

2

1

Декоративноприкладное
искусство.

Уточнение знаний о
декоративноприкладном
искусстве.

3

1

Составление узора в
полосе
(аппликация).

Развитие умения
составлять узор в
полосе.

4

1

Рисование узора в
полосе.

Развитие умения
изображать узор в
полосе.

гимнастика.
4. Лепка из пластилина.
(«Корзина для
фруктов»).
5. Подведение итогов.
Виды работ
1. Приветствие.
2. Ознакомление с
видами
изобразительного
искусства.
3. Просмотр
презентации.
4. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Повторение знаний о
декоративноприкладном искусстве.
3. Беседа.
4. Дидактическая игра.
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Рассматривание
образца, беседа.
Учебник с. 92-93
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Составление узора в
полосе.
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Рассматривание
образца, беседа.
Учебник с. 92-93

Оборудование
Иллюстрации,
карточки с
понятиями,
презентация.

Иллюстрации,
карточки с
понятиями,
презентация.

Образец, шаблоны,
клей.

Образец, шаблон,
карандаши.

5

1

Лепка из пластилина Ознакомление на
«Улитка».
практике, развитие
умения лепить из
пластилина.

6

1

Живопись.

7

1

Рисунок гуашью
Ознакомление с
«Заснеженный дом». живописью на
практике, развитие
умения рисовать
гуашью.

8

1

Портрет.

Ознакомление с
живописью как видом
изобразительного
искусства.

Ознакомление с
портретом как
жанром живописи.

3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Рисование узора в
полосе.
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Рассматривание
образца, беседа.
Учебник с. 70
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Лепка.
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Ознакомление с
живописью.
3. Просмотр
презентации.
4. Дидактическая игра.
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Рассматривание
образца, беседа.
Учебник с.97
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Рисование гуашью.
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Ознакомление с
жанром «Портрет».
3. Просмотр
презентации.
4. Дидактическая игра
«Составь портрет».
5. Подведение итогов.

Образец, пластилин.

Иллюстрации,
карточки с
понятиями,
презентация.

Образец, краски,
кисти.

Иллюстрации,
карточки с
понятиями,
презентация

9

1

Рисование портрета
мамы(женщина) и
папы(мужчина).

Развитие умения
рисовать портрет.

10

1

Рисунок гуашевыми
красками «Портрет
Деда Мороза».

Развитие умения
рисовать портрет.

11

1

Изготовление
новогодних
открыток.
Оформление
выставки.

Развитие умения
изготавливать
открытки.

№ Дата
1

Кол- Тема
во
часов
1
Повторение темы
"Виды
изобразительного
искусства".

III четверть
Цели
Повторение видов
изобразительного
искусства.

1. Приветствие.
2. Рассматривание
образца, беседа.
Учебник с.72
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Рисование
карандашами портрета.
5. Подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Рассматривание
образца, беседа.
3. Пальчиковая
гимнастика.
4. Рисование красками
портрета.
5. Подведение итогов.
1. Актуализация.
2. Беседа.
3. Коллективная
практическая
деятельность.
4. Подведение итогов.

Образец, карандаши.

Образец, краски,
гуашь.

Работы, бумага,
карандаши,
фломастеры,
образцы вариантов
оформления.

Виды работ

Оборудование

1. Приветствие.
2. Повторение видов
изобразительного
искусства.
3. Дидактическая
игра «Назови вид».
4. Раскрашивание
карандашами
изображения «Мой

Изображения видов
изобразительного
искусства, контурные
изображения для
раскрашивания.

любимый вид
изобразительного
искусства».
5. Подведение
итогов.
2

1

Рисование по
преставлению гуашью
"Портрет любимого
сказочного героя".

Обучение
рисованию по
представлению.

3

1

Пейзаж.

Ознакомление с
пейзажем как
жанром живописи.

1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Актуализация
знаний по теме,
повторение частей
тела.
4. Беседа «Мой
любимый
сказочный герой».
5. Повторение
этапов рисования.
5. Практическая
работа.
7. Подведение
итогов.
1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Беседа о
красоте природы,
4. Рассказ о видах
пейзажа, знакомство
с полотнами
отечественных
живописцев.
5. Дидактическая
игра «Найди
пейзаж».
6. Закрепление

Простые и цветные
карандаши, бумага,
ластики,
иллюстрации.

Иллюстрации,
карточки с понятиями.

изученного.
7. Подведение
итогов.

4

1

Рисование карандашами
с опорой на образец
"Дом в лесу".

Обучение созданию
композиции,
закрепление
рисования деревьев,
избы.

5

1

Натюрморт.

Ознакомление с
натюрмортом как
жанром живописи.

1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Актуализация
знаний по теме.
4. Рассматривание
образца, объяснение
этапов рисования.
5. Практическая
работа.
6. Подведение
итогов.
1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Рассказ о
натюрморте,
знакомство с
полотнами
отечественных
живописцев.
4. Дидактическая
игра «Найди
натюрморт».
5. Составление
композиции из
посуды, фруктов и
цветов для
рисования
натюрморта с

Простые и цветные
карандаши, бумага,
ластики, образец
рисунка.

Иллюстрации,
карточки с понятиями,
предметы для
составления
композиции.

натуры.
6. Подведение
итогов.

6

1

Рисование гуашью с
натуры "Блюдо с
фруктами".

Обучение
рисованию с
натуры.

7

1

Аппликация "Тюльпаны
для мамы".

Закрепление умения
выполнять
аппликации из
бумаги.

1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Повторение
сведений о
натюрморте.
4. Составление
композиции из
блюда и фруктов
для рисования
натюрморта с
натуры.
5. Практическая
работа.
6. Подведение
итогов.
1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Повторение
сведений о
натюрморте.
4. Беседа по теме
урока.
5. Практическая
работа.
6. Подведение
итогов.

Простые карандаши,
бумага, ластики,
гуашевые краски,
предметы для
составления
композиции.

Простые карандаши,
цветная бумага,
ластики, клей, образец
работы.

8

1

Рисование пастелью с
натуры "Натюрморт с
посудой".

Обучение
рисованию с
натуры.

IV четверть
1

1

Рисование карандашами
по образцу "Ёж".

Развитие умения
рисовать с опорой
на образец.

2

1

Раскрашивание черным
карандашом "Грач".

Развитие умения
раскрашивать
карандашом

1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Повторение
сведений о
натюрморте.
4. Составление
композиции из
блюда и фруктов
для рисования
натюрморта с
натуры.
5. Практическая
работа.
6. Подведение
итогов.

Простые карандаши,
бумага, ластики,
пастельные мелки,
предметы для
составления
композиции.

1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Актуализация
знаний по теме.
4. Рассматривание
образца, объяснение
этапов рисования.
5. Практическая
работа.
6. Подведение
итогов.
1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Актуализация
знаний по теме.
4. Рассматривание
образца, объяснение

Простые и цветные
карандаши, бумага,
ластики, образец
рисунка.

Простые и цветные
карандаши, бумага,
ластики, образец
рисунка.

3

1

Работа в технике
оригами "кораблик".

Развитие умения
работать в технике
оригами.

4

1

Повторение и
обобщение пройденного
за год.

Повторение
пройденного.

5

1

Оформление выставки
работ.

Развитие
эстетического вкуса,
умения оформить
работы.

этапов рисования.
5. Практическая
работа.
6. Подведение
итогов.
1. Приветствие.
2. Объявление темы
урока.
3. Актуализация
знаний по теме.
4. Рассматривание
образца, объяснение
этапов работы.
5. Практическая
работа.
6. Подведение
итогов.
1. Приветствие.
2. Повторение
пройденных тем.
3. Дидактические
игры.
4. Рисование на
свободную тему.
5. Подведение
итогов.
1. Приветствие.
2. Беседа.
3. Коллективная
практическая
деятельность.
4. Подведение
итогов.

Простые и цветные
карандаши, цветная
бумага для оригами,
ножницы, клей,
бумага, ластики,
образец рисунка.

Изображения видов
изобразительного
искусства, карточки
для игр.

Работы, образцы
вариантов
оформления.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету. Оценка личностных результатов предполагает, прежде
всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;

- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».