Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа по предмету Домоводство
для обучающихся 3 класса
(АООП 2 вариант)
Учитель : Потапова С. В.
Реж 2025-2026 год
1. Пояснительная записка
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением
подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка
в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.
Овладение простейшими хозяйственно-бытовыми навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и
укрепляет его уверенность в своих силах.
Рабочая программа по предмету «Домоводство» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), авторской программы
под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М.Бгажноковой. Программа реализуется в 3 классе для детей с
умственной отсталостью.
Цель обучения – формирование у воспитанников знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно
необходимым бытовым умениям и навыкам.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;
иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту;
уметь выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;
уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:
основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
работа в коллективе (ученик – ученик);
слушание и понимание инструкции педагога;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Программа формирования БУД
Создавать благоприятный социально-психологический климат во время урока;
умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу, подражанию;
умение выполнять задание от начала до конца;
умение выполнять задание с заданными параметрами;
умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту.
2. Содержание учебного предмета
Раздел
Повторение
Раздел «Покупки»
Раздел «Обращение с кухонным инвентарем»
Раздел «Приготовление пищи»
Раздел «Уход за вещами»
Раздел «Уборка помещения».
Раздел «Уборка территории».
№
п/п
1.
Содержание
Введение. Вводный урок.
Инструктаж по технике
безопасности.
Количество часов
1
11
25
18
5
5
3
3. Календарно-тематическое планирование предмета
«Домоводство» в 3 классе
Количество
Дата проведения
часов
По плану
I четверть
05.09
1
Покупки-11часов
1.
2.
12.09
Правила поведения в магазине
1
19.09
Планирование покупок. Игра «Что
1
купить?»
26.09
3. Что нужно брать с собой в магазин?
1
03.10
4. Выбор места совершения покупок
1
5. Нахождение нужного товара в
1
10.10
магазине
17.10
6. Складывание покупок в пакет
1
24.10
7. Магазин продуктов
1
8. Раскладывание продуктов в места
1
хранения
19. Магазин одежды
1
10. Раскладывание вещей в места
1
хранения
11. Игра «Поход в магазин»
1
Обращение с кухонным инвентарем – 25часов
1. Что такое посуда?
1
2. Из каких материалов делают
1
посуду?
3. Обращение с посудой
1
4. Узнавание предметов посуды для
1
сервировки (тарелка, стакан,
кружка)
5. Узнавание предметов посуды для
1
сервировки (ложка, чайная
ложка, вилка, нож)
6. Различение предметов посуды для
1
сервировки
7. Узнавание предметов посуды для
1
приготовления пищи (кастрюля,
сковорода)
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Игра «Варим-жарим»
1
Узнавание предметов посуды для
1
приготовления пищи (чайник,
половник, нож)
Игра «Угадай тень»
1
Игра «Сервируем стол»
1
II четверть
Повторение материала за I четверть
1
Различение чистой и грязной
1
посуды
Приспособления для мытья посуды
1
Очищение остатков пищи с посуды
1
Замачивание посуды
1
Ополаскивание посуды
1
Сушка посуды
1
Игра «Помоем посуду»
1
Обращение с бытовыми приборами
1
Узнавание и различение бытовых
1
приборов (микроволновка,
холодильник, электрический
чайник, миксер, тостер)
Правила техники безопасности при
1
использовании электробытовыми
приборами
Помощники в доме: электрочайник,
1
его назначение в хозяйстве.
Хранение посуды и бытовых
1
приборов
Игра «Разложи по местам»
1
III четверть – 18часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Повторение материала пройденного
1
во II четверти
Приготовление пищи
Подготовка к приготовлению блюда
1
Правила гигиены при
1
приготовлении пищи
Выбор продуктов, необходимых для
1
приготовления пищи
Игра «Что приготовим?»
1
Выбор посуды, необходимой для
1
приготовления пищи
Игра «Что для чего?»
1
Обработка продуктов
1
Мытье продуктов
1
Чистка овощей
1
Игра «Варим картошку»
1
Соблюдение последовательности
1
действий при приготовлении
бутерброда
Соблюдение последовательности
1
действий при приготовлении салата
Игра «Готовим праздничный обед».
1
Что такое духовка?
Соблюдение последовательности
1
действий при выпекании
полуфабриката
Игра «Пирожок»
1
Хранение приготовленной пищи
1
Повторение по теме
1
«Приготовление пищи»
IV четверть
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
Уход за вещами -5 часов
Ручная стирка: наполнение емкости
1
водой, выбор моющего средства,
замачивание, застирывание,
полоскание, сушка
Соблюдение последовательности
1
действий при ручной стирке.
Помощники в доме: стиральная
1
машина, ее назначение в хозяйстве
Помощники в доме: утюг, его
1
назначение в хозяйстве
Складывание белья и одежды
1
Уборка помещения- 5 часов
Представление о назначение жилых
1
комнат. Убранство гостиной,
спальни, других жилых помещений.
Чем убирают квартиру: инвентарь,
1
содержание, хранение.
Помощники в доме: пылесос
1
Практическое занятие: сметание
1
мусора в определенное место,
заметание мусора на совок, мытье
пола.
«Пусть зеркало расскажет…»
1
История стекла и зеркала. Правила
ухода за зеркалами и стеклами
Уборка территории -3 часа
Знакомство с инвентарем для
1
уборки территории
Уборка бытового мусора
1
Подметание территории
1
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая
характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций по
следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих
компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываться особенности психического, неврологического и соматического
состояния обучающегося.
Основной учебник:
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
С.В. Комарова «Устная речь».Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г.
Дидактические пособия для учащихся:
Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал
Дидактические и методические пособия для учителя:
С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2012г.
Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г.
Н.Н. Павлов «Развитие речи». «Эксмо-пресс» Москва 2010г.
Ю. Соколова «Развитие речи». «Эксмо» Москва 2012г.
Маллер А.Р. Социально – трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: 2011.
Бабушкина Л.А, Ковтонюк М.В. Социально – бытовая ориентировка .М.- 2013 г. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. – М.-2014г.