Рабочая программа, ЧФУ Речь, 3 класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Потапова С.В.

Министерство образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова

Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по предмету Речь и Альтернативная коммуникация(ЧФУ)
для обучающихся 3 класса
(АООП 2 вариант)
Учитель Потапова С.В.

Реж 2025-2026 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционных занятий « Речь и Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2); авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год., а также Программы для специальных
(коррекционных) учреждений для «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М.
Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007, «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»
под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011). Программа составлена и адаптирована в соответствии с психофизическими
особенностями учащихся и полученными результатами их диагностического обследования.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с
окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. Ограниченно формируется понимание и
использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в
обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто оказываются несформированными. В этой связи обучение ребенка речи с
использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической
работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее
отсутствия и позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с
умственной отсталостью средствами коррекционного курса.
В содержании программы учтены общие специфические особенности психического развития детей, а также особенности развития детей с
интеллектуальными нарушениями(2 вариант), новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость
взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
Цель программы: формирование коммуникативных навыков с использованием невербальных средств общения и умение пользоваться ими в
процессе социального взаимодействия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным
средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Задачи:
1.
Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных
средств коммуникации;
2.
Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями,
пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний

3.
Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия
4.
Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;
5.
Формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;
6.
Формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;
7.
Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;
8.
Формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального
взаимодействия.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
 Коммуникация с использованием невербальных средств
 Развитие речи средствами невербальной коммуникации
 Чтение и письмо
Особенности обучения
Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную
самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную,
подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование,
аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
С учётом особенностей детей, имеющих нарушения речи, параллельно решаются специальные задачи, направленные на развитие и
совершенствование:

моторных навыков, координации речи и движения;
 пространственно-временной ориентации;
 мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение);
 словесно-логического мышления.
Ведущей ролью коррекционно-развивающего обучения данному предмету является не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное
развитие личности умственно отсталого ребенка, дающее возможность реализации его способностей, подготовка ребенка к жизни.
3

класс - Количество часов по программе - 36 Тематическое планирование рассчитано на 1 час занятий в неделю
Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса
Предметные результаты:



Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека

Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов
 Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами
 Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач
 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
 Использование доступных жестов для передачи сообщения
 Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
 Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
 Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова
 Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий
 Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации
 Узнавание и различение образов графем
 Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов
 Начальные навыки чтения и письма
Личностные результаты:
1.Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);
2.Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
3.Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;
4.Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых
нравственных нормах, общепринятых правилах;
5.Владение правилами поведения в учебной ситуации;
6.Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;
7.Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
8.Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;
9.Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образов
Базовые учебные действия.
Познавательные УД
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Коммуникативные УД


Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
 Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
 Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
 Слушать и понимать речь других.
Регулятивные
 Уметь организовывать своё рабочее место, удобно располагать учебники, письменные принадлежности и другие предметы на парте.
 Работать в заданном темпе.
 Проверять работу по образцу (по возможности).
 Выполнять работу по несложному алгоритму.
 Доводить начатое дело до конца.
 Проговаривать последовательность действий на урок


Содержание программы.
Содержание коррекционного курса «речь и Альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами:
«Коммуникация с использованием невербальных средств» включает в себя работу по формированию умений пользоваться средствами
альтернативной коммуникации: мимикой, жестом, символом.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания
звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на
вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за
помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства «Language Master”. Привлечение внимания, выражение согласия
(несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием коммуникативной. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора “Step
by step”. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие

(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного
компьютера).
«Развитие речи средствами невербальной коммуникации» включает импрессивную речь и экспрессию с использованием средств
невербальной коммуникации. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь, умение
вступать в контакт, поддерживать его, используя невербальные средства.
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов
семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов,
обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак
предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо,
весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание
простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
«Чтение и письмо» включает глобальное чтение в доступных ребёнку пределах, понимание смысла узнаваемого слова, предпосылки к
осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Импрессивная речь направлена на формирование умения понимать обращенную речь, умение вступать и поддерживать контакт, используя мимику,
жесты, символы. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации направлена на формирование умения использовать символы для обозначения
предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия.
Чтение и письмо
3 класс
Коммуникация с использованием невербальных средств включает в себя работу по формированию умений пользоваться средствами альтернативной
коммуникации: символом, графическим изображением, звуком и словом.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь направлена на формирование умения понимать обращенную речь, умение вступать и поддерживать контакт, используя символы,
графические изображения, звуки и слова. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность
человека.
с использованием средств невербальной коммуникации направлена на формирование умения использовать символы для обозначения предметов и
объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия.
Чтение и письмо
Включает в себя работу по формированию предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Включает в себя работу по формированию начальных навыков чтения и письма.

Исходя из индивидуальных, психофизических, речевых, интеллектуальных особенностей, уровень усвоения знаний детьми с умеренной
умственной отсталостью по коррекционному курсу "Речь и Альтернативная коммуникация" оценивается по степеням
обученности: минимальному и достаточному.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный
класс, 1 – 4 класс (автор – В.В. Воронкова). - М., «Просвещение», 2013 г.
Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Букварь». В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина,
Москва «Просвещение», 2012г.
Материально-техническое обеспечение:
 технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
 музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
 дидактические игры, наборы сюжетных картинок,
 таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; аудио и
видеоматериалы.
Методическая литература:
1. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционной школе. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998г.
2. В.В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: «Школа-пресс», 1995 г.
3. Т.В. Киселёва, А.И. Останина Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжёлые дефекты
речи. – Екатеринбург, 1993 г.
4. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. -М.: «Бук-мастер»,
1993 г.
5. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия (преодоление общего недоразвития речи у дошкольников). - Екатеринбург,
«ЛИТУР»,2000г.
6. Н.С. Жукова Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М., «Эксмо», 2008 г.
7. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Автоматизация звуков у детей: комплект из 4 альбомов. - М.: «ГНОМ и Д», 2007 г.
8. Г.А. Глинка Буду говорить, читать, писать правильно. - С.-Пб.: «Питер», 1999 г.
9. Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко Занимательные упражнения по развитию речи (логопедия для дошкольников) – комплект
из 4 альбомов. - М., «Астрель-АСТ», 2003 г.
10. Н.В. Новоторцева Рабочие тетради по развитию речи (комплект из 7 пособий). - Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
11. Ю.К. Школьник, Ю.Е. Золотарёва Учимся читать. - М.: «Эксмо-пресс», 2000 г.
12. А.И. Богомолова Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М.: «Библиополис», 1994 г.

13. Т.А. Ткаченко Логопедические упражнения. - М.: «Эксмо», 2012г.
14. Т.А. Ткаченко Логопед у вас дома. - М.: «Эксмо», 2012 г.
15. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева и А.И. Богомолов Логопедические пособия.
16. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ», МАИ 1997-1998 гг.
17. А.Р. Маллер, Г.В. Цикото Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М., «Академия», 2003 год.
Информационное обеспечение образовательного процесса
 Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
 Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
 Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
 Учительский портал http://www.uchportal.ru
 Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
6. Приложения к программе.
6.1. Календарно-тематическое планирование

3 класс
№
Тема
п\п

Кол- Дата
во
часов

Основные
понятия

1

Нет

1

Выражение несогласия с
использованием
графических
изображений, звука,
слова

2

Выражение удовольствия 1

Основные виды
деятельности

I четверть
Использование жестов,
как средства общения
Выражать несогласие с
использованием
доступных средств
коммуникации
(вербальных,
невербальных)
Хорошо
Выполнять

Коррекционная
работа
Знать 1-2 пиктограммы
идентифицировать
символ

Формирование

с использованием
графических
изображений, звука,
слова

3

практические
инструкции учителя
Выражать
удовлетворение с

Выражение
благодарности с
использованием
графических
изображений, звука,
слова

1

4

Приветствие с
использованием
графических
изображений, звука,
слова

1

5

Прощание с
использованием
графических
изображений, звука,
слова

1

6

Обращение за помощью

1

Спасибо

использованием
доступных средств
коммуникации
(вербальных,
невербальных)

Выполнять практические
инструкции учителя.

Выражать
благодарность с
использованием
доступных средств
коммуникации
(вербальных,
невербальных)
Привет
(узнавание звуков
Здравствуйте неживой природы)
Рукопожатие и
прощание
Выражать приветствие
с использованием
доступных средств
коммуникации
(вербальных,
невербальных)
Пока
Развитие
До свидания
фонематического слуха
Прощание с
использованием
доступных средств
коммуникации
(вербальных,
невербальных)
Можно
Дифференциация

умения внимательно
слушать логопеда и
своих товарищей

Умение реагировать на
жесты и выполнять
простые указания
Развитие
артикуляционной
моторики

Выполнять практические
инструкции учителя.

Формирование
умения внимательно
слушать логопеда и
своих товарищей

Формирование

7

с использованием
графических
изображений, звука,
слова
Задавание вопросов с
использованием
графических
изображений, звука,
слова

1

8

Органы речи. Звуки речи

1

9

Звук и буква Рр
Выделение звука на фоне
слова

1

10

Письмо буквы р

11

Образование прямых и
обратных слогов со
звуком р, их анализ
Звук и
буква Кк. Выделение
звука на фоне слова

1

Узнавание и различение
образа буквы к

1

12

13

мужского и женского
голоса. Называние
членов семьи, имен и
отчеств родителей
Кто это?
Развитие слухового
Что это?
восприятия (узнавание
звуков неживой
природы) Характерные
признаки времен года
(осени, зимы, весны,
лета).
Предметные и Покажи где язычок?
сюжетные
Что умеет делать
картинки,
язычок?
натуральные
предметы.
II четверть
Разрезная
Сопряжённое и
азбука,
отражённое
сигнальные
произнесение слоговых
карточки,
рядов
Звуковые
Обводка и письмо и по
линейки
образцу
Составление из
разрезной азбуки
Анализ и чтение слога
Анализ артикуляции и
характеристика звука

1

Разрезная
азбука,
сигнальные
карточки,
Звуковые

Обведение по
трафарету, штриховка,
закраска

умения вступать в
контакт и работать в
коллективе
Формирование
умения узнавать
времена года на
картинках, называть их
основные признаки

Развитие умения
называть органы речи,
показать их у себя,
различать речевые и
неречевые звуки
Развитие слухового
внимания и восприятия
Коррекция зрительного
восприятия, оптикопространственных
отношений.
Коррекция слухового
восприятия через
услышанные звуки
Коррекция памяти
через запоминание
сигналов-опор
артикуляции
Коррекция зрительного
восприятия через
умение различать
предметы по форме,
величине, цвету

14

Письмо буквы к

1

линейки

Обводка и письмо по
образцу

15

Анализ и чтение слов со
звуком к

1

Выполнение простых
игровых поручений по
словесному заданию
учителя

16

Различение звуков л-р в
слогах, словах

1

17

Звук и
буква Пп. Выделение
звука на фоне слова

1

18

Письмо буквы п

1

Звук
Карточки,
таблицы,
предметные и
сюжетные
картинки
Звук,
предметные и
сюжетные
картинки
III четверть
Предметные и
сюжетные
картинки,
натуральные
предметы.

19

Образование прямых и
обратных слогов со
звуком п, их анализ

1

Звук
Буква

20

Анализ и чтение слов со
звуком п

1

Кубики с
буквами

21

Звук и
буква Тт. Выделение

1

Умение понять и
принять учебную
задачу
Обращение к учителю
за помощью
Выполнение простых
учебных поручений по
словесному заданию
учителя.
Анализ артикуляции и
характеристика звука

Коррекция мелкой
моторики и
пространственного
восприятия,
мыслительной
деятельности через
игры
Формирование понятия
«звук».

Развитие силы голоса
Игра «Чей звук?».

Развитие слухового
внимания и восприятия

Покажи где язычок?
Что умеет делать
язычок?

Активизация и
расширение словаря с
использованием
загадок.
Развитие тактильного
восприятия через
работу органов речи
Развитие мелкой
моторики через
прописывание букв

Дописать элемент
Копирование с образца

Развитие мелкой
моторики через
прописывание букв
Активизация и
расширение словаря с

звука на фоне слова
22

Узнавание и различение
образа буквы т

1

Звук
Буква

Выполнение действий
по заданию учителя

23

Письмо буквы т

1

Звук
Карточки,
таблицы,
предметные и
сюжетные
картинки

Обводка и письмо и по
образцу

24

Узнавание и различение
образа буквы з
Письмо буквы з

1

Различение звуков з-с в
слогах, словах

2

25

26

Выполнение действий
по заданию учителя
Обводка и письмо и по
образцу

1

27

Узнавание и различение
образа буквы ж

1

28

Письмо буквы ж

1

29

Образование прямых и
обратных слогов со
звуком ж, их анализ

1

Анализ артикуляции и
характеристика звука
IV четверть
Карточки,
таблицы,
предметные и
сюжетные
картинки

Обведение по
трафарету, штриховка,
закраска
Кубики с буквами
Сопряжённое и
отражённое
произнесение слоговых
рядов
Выполнение действий
по заданию учителя

использованием
загадок.
Применение схем при
ответах
Выполнение действий
по заданию
Коррекция мелкой
моторики и
пространственного
восприятия,
мыслительной
деятельности через
игры
Коррекция мелкой
моторики и
пространственного
восприятия,
мыслительной
деятельности через
игры
Коррекция памяти
через запоминание
сигналов-опор
артикуляции
Коррекция зрительного
восприятия через игру
Развитие слухового
внимания и восприятия

Коррекция
фонематического
восприятия

Различение ж-ш в
слогах, словах

2

Узнавание и различение
образа буквы б
Письмо буквы б

1

32

Анализ и чтение слов со
звуком б

33

Составление простых
предложений по
картинке
Различение б-п в слогах,
словах

30
31

34

Разрезная
азбука,
сигнальные
карточки,
Звуковые
линейки
Разрезная
азбука
Звук
Буква

Составление слова с
изученными слогами
Чтение составленного
слова

1

Разрезная
азбука

1

Карточки,
таблицы,
предметные и
сюжетные
картинки

Составление слова с
изученными слогами
Чтение составленного
слова
Подбор слов-действий к
предметам

1

1

Выполнение действий
по заданию учителя
Обводка и письмо и по
образцу

Выполнение действий
по заданию учителя

Коррекция
мышления через
работу с загадками,
упражнения на
обобщение,
исключение лишнего,
сравнение,
классификацию.
Коррекция
лексической стороны
речи через работу с
речевыми играми.

Коррекция
мышления через
работу с загадками,
упражнения на
обобщение,
исключение лишнего,
сравнение,
классификацию.

6.2. Методические материалы.
 Башинская Т.В. Пятница Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в болтуна. г. Минск.
 Кириллова Е В. Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми. г. Москва.
 Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М. «Гном-Пресс»,
1999. 63 с.
 Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.303 с.

Августова Р.Т. Говори! Ты это можешь: Книга для родителей. — М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 297[7] с, ил.
 Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы». Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М:
«Просвещение», 1976.
 Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.
— М.: Владос, 2004.
 Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2001.
 Маллер А. Ф. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей.— М., 2006.
 Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком: Руководство для родителей.— М.: Теревинф, 2004.
 Титова Ю.О, Фролова О. С,Винникова Л.М.
 Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти,мышления, речи у детей 1 – 5 лет
 Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
 Ингерлейб М. Особенные дети: Эксмо; Москва; 2010
 Маллер А. Р., Цикото Г. В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
 Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.-М.: Просвещение,1992г.
 Сафонова И.В. Методические особенности организации уроков устного развития речи на основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в начальных классах СКОУ 8
вида. Г. Ярославль2012г.
 Нэнси Р. Финни Ребенок с церебральным параличом.Помощь, Уход, Развитие.Книга для родителей.Москва 2005
 Баряева Л.Б., Зарин А.Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб. – метод, пос. СПб, 2001.
 Дмитриева Е.Е.Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. М., 2005
 Стребелева Е.А.Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. М., 2004.
 Воробьева В. К. О некоторых особенностях построения фразы-в устной речи детей-алаликов.— В сб.: Очерки по патологии речи;
и голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1967, с. 34—41. ИСБН.

Выготский
Л.
С.
Избранные
психологические
исследования..
Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. М.,. 1956. 507 с. ИСБН.

Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.— В сб.:
Нарушения речи и голоса у детей/Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1975, с. 71—79. ИСБН.
 Тищенко Т.Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка / Т.Н.Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009.
 Смирнова И. А.Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия,
ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
 Зикеев А. Г.Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 176 с.





























Ватажина А.А, Малинкин Н.С Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью от 4 до 10 лет. г.
Москва, 1971.
Ефимова Л.Н, Садовникова И.Н «Формирование связной речи у детей- олигофренов» г. Москва, 1970.
Лалаева Р.И «Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников» Л,1988.
Школьникова Н.Н «Система развития коммуникации поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» г. Москва,
1993.
Инструментарий для диагностики: альбомы, пособия, картинки, игрушки и т.д.
Пособия для артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:
настенное и индивидуальные зеркала; дудочки, свистелки, воздушные шарики, листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки.
Пособия для развития мелкой моторики:
настенная сенсорная панель; трафареты, шаблоны, игрушки, палочки, кубики, различные виды шнуровок, прищепки, конструктор,
мозаика, пазлы, мелкие предметы, фигурки, раскраски.
Подборка игр на развитие мелкой моторики.
Пособия: «календарь природы» на магнитах
«алфавит в загадках» на магнитах;
картинки-символы для дифференциации звуков,
предметные картинки для звукобуквенного анализа.
Слоговые таблицы.
Дидактические карточки по всем грамматическим темам.
Предметные картинки по лексическим темам.
Настольно-печатные игры на уточнение и обогащение словаря.
Предметные картинки на образование различных грамматических категорий.
Дидактические игры на закрепление грамматических категорий.
Серии картинок для составления рассказов.
Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов.
Алгоритмы для составления описательных рассказов.
Тексты для пересказа
Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости\твёрдости,
звонкости\глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового анализа
слов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».