Рабочая программа, ЧФУ математические представления, 3 класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Потапова С.В.

Министерство образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова

Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по предмету Математические представления (ЧФУ)
для обучающихся 3 класса
(АООП 2 вариант)
Учитель Потапова С.В.

Реж 2025-2026 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 3 класса (вариант 2), разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от #1075;. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями);
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
- Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «
Котовская школа-интернат»
-Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ « Котовская школа-интернат»
-Устав образовательной организации ГКОУ « Котовская школа-интернат»
Рабочая программа по математическим представлениям составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),
Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых
результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП.
В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом
особенностей обучающихся 3 класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.
Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природного);
наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов, событий;
карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными
геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы,
способствующие формированию у обучающихся доступных математических представлений.
Содержание учебного предмета
Краткая характеристика содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета "Математические представления" представлено следующими разделами: "Количественные представления",
"Представления о форме", "Представления о величине", "Пространственные представления", "Временные представления".
Раздел «Пространственные представления»:
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), правая (левая) рука
(нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу). Перемещение в пространстве в
заданном направлении: вверх, вниз, вперед, назад. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), верхний крайлиста, верхняя часть листа.
Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): снизу-вверх, сверху вниз. Определение
отношения порядка следования: первый, последний. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Раздел «Представление о форме»:
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание
(различение) геометрических фигур: квадрат, круг. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с
геометрической фигурой (квадрат, круг). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х) частей.
Составление геометрической фигуры (круг, квадрат). Штриховка геометрической фигуры (квадрат, круг). Обводка геометрической фигуры

(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (квадрат, круг, по
точкам). Рисование геометрической фигуры (круг, квадрат).
Раздел «Представления о величине»:
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения
(приставления), "на глаз", наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного
ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение
однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по
высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее
назначение.
Раздел «Количественные представления»:
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств ("один", "много",
"мало", "пусто"). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).
Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.
Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 - 3. Определение места числа (от 0 до 3) в числовом ряду. Счет в
прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3,) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 3.
Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр).
Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.
Раздел «Временные представления».
Узнавание частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены
дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра. Различение времен года. Знание порядка
следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. На уроках
Математические представления в 3 классе формируются следующие личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3)формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Математические представления".
1)Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
∙ умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
∙ умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
∙ умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет.
∙ умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
∙ умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
∙ умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 3;
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:
∙ умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
∙ умение распознавать цифры.
∙ умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками.

Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
 осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
 ориентироваться в пространстве отряда;
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
 работать с наглядными пособиями;
 передвигаться по школе, находить свой отряд, другие необходимые помещения;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других воспитанников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные БУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью воспитателя;
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
 наблюдать;
Коммуникативные БУД:
 слушать и понимать речь других;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 вступать в контакт и работать в коллективе (воспитатель-воспитанник, воспитанник-воспитанник, воспитанник-отряд, воспитатель-отряд);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с воспитателем и другими воспитанниками;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности, быту;
 договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников в спорной ситуации.

Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
∙ действия по подражанию взрослому;
∙ действия совместно со взрослым;
∙ действия по образцу;
∙ практические действия с различными материалами и предметами;
∙ выполнение заданий по словесной инструкции;
∙ слушание учителя;
∙ просмотр видеоматериалов;
∙ выполнение упражнений;
∙ наблюдение;
∙ работа раздаточным материалом;
∙ проектная деятельность;
∙ оценивание своих учебных достижений
МЕСТО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «математические представления» относится к предметной области «Математика». На его изучение отведено 34 часов, 1 часа в неделю, 34
учебные недели.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тематические
Кол Дата Основные виды деятельности обучающихся с
Электронные
п/п
блоки, темы
-во
учётом направлений рабочей программы
(цифровые)
час
воспитания
образовательные
ов
ресурсы
I четверть

1 Понятие о форме
предмета. Круг.
2 Штриховка округлых
предметов
3 Понятие о форме
квадрат.
4 Штриховка формы
квадрат.

1
1
1
1

5 Понятия «большой1
маленький». Сравнен
ие предметов
окружающей
обстановки
6 Понятия « высокий- 1
низкий». Сравнение
предметов

развитие познавательных интересов
Формирование элементарных математических...
жизнеобеспечивающего характера на основе
;
ознакомления с бытовыми,
Инфоурок › ›Презентации›Формирование
здоровьесберегающими ситуациями, развитие элементарных математических представлений у детей с
наглядно-действенного мышления и элементов ТМНР. .Презентация - Применение занимательного
наглядно-образного и логического мышления
материала на...
посредством проведения с частичным
;pedagogika/primienieniie…na-urokakh…
Учительский портал
использованием словесного метода, который
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной
применяется только в сочетании с
педагогики
вышеперечисленными методами (показ
Учебно-метадический комплекс
иллюстраций, объяснение, рассказ,
дидактическая игра, подвижная игра, сюжетноролевая игра, физ. минутка, практическое
задание).
«Активизация познавательной деятельности
обучающихся на уроках математики через
применение занимательного ... дидактические
игры, уроки – путешествия, математические
уроки сказки, веселые задачи в стихах
математические загадки...
различать предметы по цвету, форме, размеру;
сравнивать 2 предмета по величине методом
наложения;
узнавать и называть геометрические фигуры;
ориентироваться на листе бумаги;
Описание явлений и событий с использованием
величин
Распознавание моделей геометрических фигур в
окружающих предметах
Обнаружение математических зависимостей в
окружающей действительности

2. Квант ()

окружающей
обстановки
7 Понятия « длинный- 1
короткий». Сравнени
е предметов
окружающей
обстановки
8 Понятия: близко –
1
далеко. Решение
задач по
иллюстрациям.
9 Сравнение
предметов по весу:
тяжелый –легкий,
тяжелее - легче
10 Пространственная
ориентировка.
Понятия: сзади,
впереди.
11 Ориентация на листе
бумаги: вверхсередина-низ
12 Ориентация на листе
бумаги: влево-вправо

1

13 Число и цифра 1.
14 Конструирование
цифры 1
15 Число и цифра 2.

1
1

1

1
1

1

II четверть
Нахождение одинаковых предметов.
Разъединение множеств. Объединение
предметов в единое множество. Различение
множеств («один», «много», «мало»). Сравнение
множеств (без пересчета, с пересчетом).
Пространственные представления (вверх, вниз,
вперед, назад, вправо, влево). Определение
месторасположения предметов в пространстве
(«близко», «около», «рядом», «далеко»,
«сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа»,
«слева»). Перемещение в пространстве в
заданном направлении («вверх», «вниз»,
«вперёд», «назад», «вправо», «влево»).
Ориентация на плоскости («верх», «низ»,
«середина», «правая сторона», «левая сторона»).
Составление предмета из двух и нескольких
частей. Составление картинки из нескольких
частей. Составление ряда из предметов,
изображений. Определение месторасположения
предметов в ряду.

развитие навыков общения Презентации по учебному предмету: &
nsportal. ru›Начальная школа› Математика›…predmetuпо содержанию предмета
matematicheskie
«Математические представления» на
наглядной основе, овладение предметно- Презентации по учебному предмету: "Математические

16 Письмо цифры 2

1

17
18
19
20

Число и цифра 3.
Счёт до 3
Работа в прописи
Число, цифра 4.

1
1
1
1

21
22
23
24
25
26

Счёт до 4
Работа в прописи
Число и цифра 5
Счёт до 5
Работа в прописи
Числовой ряд 1-5.
Сравнение чисел

1
1
1
1
1
1

игровой деятельностью и элементами
представления" презентация к уроку (3 класс). ...
бытовой деятельности с математическим Презентация к уроку математические представления...
содержанием и конструктивными
;Презентация к уроку математические представления 1
материалами ,посредством
класс
Презентация на тему Презентация к уроку
проведения с частичным использованием
словесного метода, который применяется только математические представления 1 класс (для детей с
в сочетании с вышеперечисленными методами умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(показ иллюстраций, объяснение, рассказ,
дидактическая игра, подвижная игра, сюжетноролевая игра, физ. минутка, практическое
задание).
Раскрашивание, штриховка и обведение
контуров.
• Выделение в тетради клетки как места
написания цифр: обведение нескольких клеток,
обведение одной клетки по заданному образцу.
III четверть
Нумерация:
Обведение контуров цифр, прописанных
учителем в тетради.
• Написание цифр в воздухе.
• Написание цифры по обозначенным опорным
точкам.
• Прописывание цифры по воображаемым
опорным точкам.

IV четверть

27 Повторение
пройденного за 3
четверть
28 Впереди-сзади,
перед,за
29 Глубокий-мелкий
30 Закрепление темы «
глубокий-мелкий»
31 Первый-последний,
крайний, после,
следом
32 Закрепление темы
«Первый-последний,
крайний, после,
следом»
33 Сутки:- утро, день,
вечер ,ночь.
34 Понятия: Молодойстарый

1

1
1
1
1

Обучающие компьютерные игры,
развитие элементарной,
жизнеобеспечивающей ориентировки в способствующие формированию
пространственно-величинных, временных у детей доступных математических
представлений
и количественных отношениях
Математика - Материалы для коррекц. классов...
окружающей действительности
;Файлы›Математика
посредством
Конспект урока по математическим представлениям
проведения с частичным использованием
словесного метода, который применяется только "Путешествие в лес" для ... Презентация к уроку
в сочетании с вышеперечисленными методами математики для обучающихся 1 класса
коррекционной ...
(показ иллюстраций, объяснение, рассказ,
дидактическая игра, подвижная игра, сюжетноролевая игра, физ.минутка, практическое
задание).




1
1

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература:
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Математика. 1 класс. В
2-х частях. - Алышева Т.В. – М., «Просвещение», 2017
Дополнительная литература:
Раз - ступенька, два – ступенька… Математика для детей 5-6 лет. Часть 1- Л. Г. Петерсон, Н.П.Холина.- М., «Ювента», 2006г.
Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – И. В. Чумакова. – М., «Владос», 2001г.
Формирование математических представлений . – Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – Саратов, «Вако», 2005 г.
Средства обучения:
 Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного)
 Счетные палочки
 Счетный материал
 Геометрические фигуры










Линейка-трафарет
Лента цифр
Раздаточный материал
Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10)
Мозаики
Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов
Карточки с изображением цифр
Презентации по темам


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».