Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова
Н.И.
Приказ № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа ФАООП
по предмету: Человек
для обучающихся класса ТМНР 3 ступень
на 2025 - 2026 учебный год
Составитель:
учитель Лушникова И.В.
Реж – 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для обучающихся с умственной отсталостью в тяжёлой и глубокой
степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) разработана на основе адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в тяжёлой и глубокой степени,
с ТМНР
ГБОУ «Центр «Дар» (далее – ФАООП) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжёлой и глубокой степени, с ТМНР с учётом образовательных
потребностей и запросов участников образовательного процесса и опирается на нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
3. ФАООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ФГОС, Приказ Министерства просвещения РФ от 24
ноября 2022 г. N 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с интеллектуальными нарушениями».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и
общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Человек» являются:
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи,
туалет, гигиена тела, одевание (раздевание).
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим
дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС УО учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир».
В учебном плане на изучение предмета отводится:
ФАООП (вариант 2) – 34часа
7 класс – 34 часа за год (1час в неделю);
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися ФАООП и СИПР, отражающую взаимодействие
следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть
вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения
перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные
словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических
действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов ФАООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного)
оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных
компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Человек» 7 класса ТМНР является -Программа формирования базовых
учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует требования Стандарта к
личностным и предметным результатам освоения ФАООП (вариант 2). В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению,
который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД в 7 классе ТМНР состоит в формировании школьника с умственной отсталостью
как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы в 7 классе ТМНР являются:
1. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
выполнение инструкции учителя;
использование по назначению учебных материалов;
выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритму деятельности.
Мониторинг базовых учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит
делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию:
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность;
умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные
обозначения:
действие (операция) сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»
действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических
процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону
актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения.
Содержание учебного предмета «Человек» 7 класс ТМНР
Основное содержание учебного предмета «Человек» включает 3 направления:
НАПРАВЛЕНИЕ 1.
Я САМ.
Представле
ния о себе
ЗАДАЧИ:
- расширять и уточнять представления о себе (имя, фамилия, возраст,
домашний адрес, город проживания),
- расширять представления о своем организме,
- закреплять умение сообщать о своем эмоциональном состоянии, о
своих желаниях потребностях и интересах,
- расширять индивидуальные интересы и предпочтения, умения
выражать свои желания и интересы.
Идентификация себя. Умение реагировать на свое имя и имена близких
людей.
Одевание и раздевание: освоение доступных действий по одеванию и
раздеванию
Умение снимать с себя носки, шапки, варежки и, по возможности,
надевание варежки на руку, носка на ногу, шапки на голову.
Уход за одеждой и обувью. Умение обращать внимание на испачканную
одежду.
Умение сообщать доступным способом о дискомфорте из-за намокшей
одежды.
Умение приветствовать жестами и движениями знакомых людей.
Выражение доступным способом своего эмоционального состояния
(улыбка, повороты головой, голосовая реакция), значимую потребность или
желание (хочу, не хочу).
Узнавание и выделение себя и значимого близкого человека на
фотографии.
Эмоциональное реагирование на свое отражение в зеркале.
НАПРАВЛЕНИЕ 2
МОЯ СЕМЬЯ
ЗАДАЧИ:
- расширять представления о членах своей семьи,
- закрплять представления о своей социальной роли и обязанностях в
семье,
- закреплять способы общения с близкими людьми.
Представле
ния о семье
Закрепление жестов приветствия, прощания, просьбы. Узнавание
близкого взрослого на фотографии.
Выполнение простейших поручений (подать знакомый предмет,
положить на место).
Умение выражать доступным способом потребность к общению со
взрослым (жестом, голосом, пантомимикой).
НАПРАВЛЕНИЕ 3
Я И ДРУГИЕ
Представле
ния о
других.
ЗАДАЧИ:
- расширять представления о взрослых и об одноклассниках,
- использовать доступные средства положительного взаимодействия с
одноклассниками,
- закреплять представления о труде взрослых,
- продолжать воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
Умение соотносить близкого человека с его личной вещью. Умение
выражать свои эмоции, предпочтения в процессе разных видов совместной
со взрослым деятельности (недовольство или радость). Умение выражать в
доступной форме свое желание или потребность.
В каждом из направлений представлена система уроков по формированию у обучающихся социальных и эмоциональных представлений:
Представления о себе, о восприятии своих чувств. Представления о своей семье. Представления о других (взрослые и одноклассники), об их
эмоциональных состояниях и переживаниях. Умение выполнять доступные бытовые поручения совместно с одноклассниками.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях, экскурсиях и прогулках.
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых
приемов для формирования мотивации обучающихся к совместным играм с одноклассниками или к совместному выполнению бытовых поручений.
Календарно-тематическое планирование «Человек» в 7 классе ТМНР (34 часа)
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1
1
Знакомьтесь, это я!
2
Кто мы?
1
3
Моя голова.
1
4
Что надеть на голову?
1
5
Что умеют руки?
1
6
Что надеваем на руки?
1
7
Чем ощупываем предметы?
1
Я хожу и бегаю.
2
Что наденем на ноги?
2
Обуваемся.
1
13 -16
Я слышу звуки.
3
17
Моя прическа.
1
18
Мои игры.
1
8-9
10 - 11
12
Основные
деятельности
виды
учебной
Отзывается
(возникает
ответная реакция) на свое имя и /
или фамилию, на имена некоторых
одноклассников.
Показ на себе, головы по
образцу. Выполнение инструкции
«Погладь себя по голове».
Выполнение
инструкций:
Покажи
руки.
Дай
руку.
Выполнение
руками
простых
движений: хлопать, «мыть руки»,
махать руками по образцу.
Выполнение
инструкций:
Покажи ноги. Выполнение ногами
простых движений. Снятие с себя и
надевание обуви (без застежек, на
липучке). Надевание брюк.
Слушание
и
различение
различных
неречевых
звуков.
Соотнесение некоторых из них с
предметом
Дата
плану
по
Дата по
факту
Я разговариваю
1
Мы едим
1
21
Контрольная работа
1
22
Я чувствую запахи.
1
23
Люди вокруг меня.
1
24
Я вижу мир.
1
25
Мое лицо.
1
26
Мой дом.
1
27
«Идем в баню»
1
28
Мама, папа, я.
1
19
20
Повторение артикуляции за
педагогом.
Расстегивание
молний.
Выполнение инструкций по показу
основных частей тела на себе.
Выражать свои эмоции и
предпочтения при выполнении
упражнений на развитие обоняния.
Работа
с
доской
Сегена,
различными
вкладышами.
Знакомство
с
некоторыми
названиями частей тела, лица, их
соотнесение с ощущениями от
тактильного воздействия.
Передавать
и
«просить»
предмет. Выполнение инструкций
по показу основных частей тела и
лица на себе по образцу.
Выделение близких членов
своей семьи на фотографиях.
Выражение своих предпочтений
при выборе (выделении) любимых
фотографий. Узнавание голосов
членов своей семьи среди других
аудиозаписей. Демонстрация и
стимуляция
проявлений
эмоциональной
реакции
на
появление
значимых
близких
людей
(объятия,
улыбка,
протягивание
руки
для
рукопожатия),
на
задания,
связанные с близкими взрослыми
(мама, бабушка, папа).
29
Домашние дела.
1
30
Гимнастика.
1
31
Что умеет человек?
1
33
Играем вместе
1
34
Дети и взрослые
1
Просмотр
видеороликов,
фотографий и картинок о бытовой и
досуговой деятельности членов
семьи. Выполнение некоторых
адаптированных
двигательных,
танцевальных
упражнений
по
образцу, сопряженно.
Выполнение
простых
поручений типа «Убери…сложи
игрушки», «Подай книгу» и т.п.
Соотнесение
близкого
человека с его личной вещью (чей
это шарф? Чей телефон? и т.п.)
Выражение своих эмоций,
предпочтений по отношению к
предлагаемым
совместным
с
педагогом видам деятельности
(недовольство
или
радость).
Самостоятельный
выбор
(в
доступной
форме)
желаемого
предмета,
занятия.
Посильное
участие в коллективных играх.
Критерии оценивания
Обучающиеся с ТМНР бального оценивания по предметам не имеют. Оценивание производится по итогам мониторинга. При выполнении
заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений происходит в ходе
выполнения заданий на различные действия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей
с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
/ Елисеева Е.Н., Истомина О.В., Рудакова Е.А.;науч. ред.: А.М. Царёв. – Псков, 2018.
2. Ерёмина, А.А. (Авт.-сост.). Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта: Программа
формирования продуктивных видов деятельности у детей в условиях интегративного обучения / Под ред. Волосовец Т.В.,
Кутеповой Е.Н.– М.: РУДН, 2007.
3. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1998.
4. Забрамная, С.Д., Исаева, Т.Н. Изучаем, обучая: методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной
умственной отсталостью. – М.: Сфера, 2007. – 64 с.
5. Захарова, И.Ю., Моржина, Е.В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. – М.: Теревинф, 2018.
6. Копытин, А.И. П Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр
«ВЛАДОС», 2018.
7. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Под ред. Мастюковой
Е. М.: Даунсайд ап, 1997.
8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. С.-П.: Речь, 2003.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
3. Библиотека Московской электронной школы (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/catalogue
4. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
5. Сайт для учеников начальной школы, где можно найти учебники и пособия, вспомогательную литературу и наборы прописей,
тесты, пробные контрольные работы, тексты для диктантов и изложений и огромное количество других полезных материалов
https://ja-uchenik.ru/
6. https://learningapps.org/display?v=p18urhm0520
7. Образовательное видео http://univertv.ru/