Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова
Н.И.
Приказ № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа ФАООП
по предмету: Речь и альтернативная коммуникация
для обучающихся класса ТМНР 3 ступень
на 2025 - 2026 учебный год
Составитель:
учитель Лушникова И.В.
Реж - 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» адресована обучающимся
7 класса ТМНР с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 2.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 2.
Общая характеристика учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека.
Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей,
имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в
коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой
деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или
нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включатьцеленаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения.
Смыслом обучения специальному взаимодействию с окружающими является индивидуальнон поэтапное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в
более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную интеграцию в среду сверстников в досткпных ребенук пределах,
организованное включение в общение. Где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по
альтернативной коммуникации.
Цель – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачи:
-формировать навыки установления и поддержания контакта;
-формировать умения понимать обращенную речь;
-формировать умения употреблять в ходе общения слоги, слова;
-формировать начальные навыки письма копирование с образца отдельных букв.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в Образовательную
область: Язык и речевая практика и является обязательным. На изучение учебного
предмета отведено 102 часов, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися ФАООП и СИПР, отражающую взаимодействие
следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть
вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения
перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные
словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов ФАООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного)
оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных
компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 7 класса ТМНР является -Программа
формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует
требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2). В основе формирования БУД лежит деятельностный
подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД в ТМНР классе состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как
субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы в 7 классе ТМНР являются:
1. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
выполнение инструкции учителя;
использование по назначению учебных материалов;
выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритму деятельности.
Мониторинг базовых учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит
делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию:
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность;
умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные
обозначения:
действие (операция) сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»
действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов,
их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития
ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения..
Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» 7 классе ТМНР
В основном содержании учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» выделено 2 направления:
1.Мой класс – мои друзья (взаимоотношения)
Коммуникация:
Приветствие и прощание с помощью голоса, жестов.
Проявление эмоциональной реакции на взаимодействие. Проявление интереса к деятельности других детей.
Совместные игры с одноклассником. Фиксация опыта взаимодействия доступными средствами.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
Узнавание по именам некоторых одноклассников, педагогов. Выполнять просьбы подать какой-либо предмет (выбор из 3-х), поиграть с помощью
жеста, голоса.
Проявление эмоциональной реакции на взаимодействие. Проявление интереса к деятельности других детей.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
Узнавание по именам некоторых одноклассников, педагогов. Просьба подать какой-либо предмет, поиграть с помощью жеста, голоса.
Чтение и письмо:
Попытки повторить за педагогом и одноклассниками звуки А, У. Знакомство с пиктограммами, изображающими предмет и словами, их
обозначающими: школа, парта, портфель. Соотнесение предмета и звучащего слова, напечатанного слова и предмета; слова звучащего и
напечатанного.
Рисование дождя и дороги. Попытки повторить за педагогом и одноклассниками звуки А, У. Знакомство с пиктограммами, изображающими предмет
и словами, их обозначающими: школа, парта, портфель, ручка, тетрадь. Соотнесение предмета и звучащего слова, напечатанного слова и предмета;
слова звучащего и напечатанного.
2.Партнеры по игре (игры с правилами: подвижные и настольно-печатные игры)
Коммуникация:
- совершенствование умений социально-эмоционального взаимодействия в доступной форме,
- знакомство с разными ситуациями коммуникации для практики взаимодействия в кругу сверстников,
-знакомство с практикой использования альтернативных средств коммуникации, «чтение» пиктограмм,
-совершенствовать доступные умения и средства коммуникации в практике диалогической речи.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
- расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для социального взаимодействия со сверстниками,
- обогащение активного и пассивного словаря в целях коммуникации,
- выражение эмоционально- оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений с использованием речевых и неречевых
средств общения.
Чтение и письмо:
- совершенствование ручной и мелкой моторики,
-формирование элементарных графических умений, использование пишущего предмета по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,
-формирование умений читать слоги, слова и методом глобального чтения в контексте близких к опыту обучающегося ситуаций коммуникации,
- умение понимать смысл коротких текстов, читаемых взрослым, на основе прослушивания текстов, читаемых учителем и прослушивания
аудиозаписей, подбора иллюстраций, пиктограмм, названий слов.
В основном содержании 3 разделов учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» выделено
Направления учебного предмета реализуются поэтапно, каждое из которых позволяет совершенствовать на новом качественном уровне умения
обучающихся в коммуникации. Содержание направлений состоит из тематических блоков в контексте коммуникации с окружающей
действительностью и накопления личного опыта обучающегося в этой области.
Разделы предмета включены в структуру занятий, могут чередоваться, или приоритетно увеличиваться в объеме относительно друг друга по
усмотрению учителя, в зависимости от темы урока.
В разделе "Коммуникация":
- совершенствование умений социально-эмоционального взаимодействия в доступной форме,
- знакомство с разными ситуациями коммуникации для практики взаимодействия в кругу сверстников,
знакомство с практикой использования альтернативных средств коммуникации, «чтение» пиктограмм,
совершенствовать доступные умения и средства коммуникации в практике диалогической речи.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для социального взаимодействия со сверстниками,
- обогащение активного и пассивного словаря в целях коммуникации,
- выражение эмоционально- оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений с использованием речевых и
неречевых средств общения.
В разделе "Чтение и письмо":
- совершенствование ручной и мелкой моторики,
формирование элементарных графических умений, использование пишущего предмета по словесной инструкции и по образцу в конкретной
ситуации,
формирование умений читать слоги, слова и методом глобального чтения в контексте близких к опыту обучающегося ситуаций коммуникации,
- умение понимать смысл коротких текстов, читаемых взрослым, на основе прослушивания текстов, читаемых учителем и прослушивания
аудиозаписей, подбора иллюстраций, пиктограмм, названий слов.
1-7
8 - 16
Календарно-тематическое планирование «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе ТМНР
Тема урока
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
Дата
Дата
часов
по плану
по факту
7
Коммуникация:
Приветствие и прощание с помощью голоса, жестов.
Прощай, лето!
Проявление
эмоциональной
реакции
на
Встреча с учителями
взаимодействие. Проявление интереса к деятельности
и одноклассниками. Обмен
других детей.
впечатлениями о лете.
Совместные игры с одноклассником. Фиксация опыта
Урок знаний.
взаимодействия доступными средствами.
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
Узнавание по именам некоторых одноклассников,
педагогов. Выполнять просьбы подать какой-либо предмет
(выбор из 3-х), поиграть с помощью жеста, голоса.
Чтение и письмо:
Попытки повторить за педагогом и одноклассниками
звуки А, У.Знакомство с пиктограммами, изображающими
предмет и словами, их обозначающими: школа, парта,
портфель. Соотнесение предмета и звучащего слова,
напечатанного слова и предмета; слова звучащего и
напечатанного.
9
Коммуникация:
Проявление
эмоциональной
реакции
на
взаимодействие. Проявление интереса к деятельности
других детей.
Здравствуй
Школьные дела.
осень!
17 - 21
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
Узнавание по именам некоторых одноклассников,
педагогов. Просьба подать какой-либо предмет, поиграть с
помощью жеста, голоса.
Чтение и письмо:
Рисование дождя и дороги. Попытки повторить за
педагогом и одноклассниками звуки А, У. Знакомство с
пиктограммами, изображающими предмет и словами, их
обозначающими: школа, парта, портфель, ручка, тетрадь.
Соотнесение предмета и звучащего слова, напечатанного
слова и предмета; слова звучащего и напечатанного.
5
Коммуникация:
Выражение просьбы о помощи, протест звуком,
жестом. Включается в совместную деятельность с другими
детьми, поддерживает контакт с помощью педагога.
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
Различение интонации обращения на слух и
адекватное
реагирование
(похвала,
порицание).
Выполнение отдельных движений под музыку, частичное
участие в пальчиковых играх под речетатив. Выражение
своих предпочтений при выборе игры, занятия.
Чтение и письмо:
Повторение за педагогом и одноклассниками звуки А,
У. Знакомство с пиктограммами, изображающими предмет
и словами, их обозначающими: школа, парта, портфель.
Соотнесение предмета и звучащего слова. Узнавание и
выбор знакомого предмета из 2.
10
Коммуникация:
Использование доступных средств коммуникации
(звук, жесты) для выражения своих желаний,
предпочтений, обращения за помощью. Эмоциональное
реагирование на сюжет мультфильма, музыку.
Готовимся к урокам.
Мой портфель.
22 - 31
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
«Ответы» на вопросы: «Где мышонок?», в виде
указательного жеста, взгляда в сторону предмета и др.
Повторение некоторых простых действий за педагогом и по
инструкции: хлопать в ладоши, смеяться (улыбаться) и т.п.
Чтение и письмо:
Слушание сказок просмотр иллюстраций к ним,
выделение картинок на фоне текста указательным жестом.
Различение персонажей. Показ игрушки – персонажа
мультфильма среди нескольких других (визуально не
схожих).
Волшебная страна
сказок.
32 - 37
6
Школьные правила:
разминка на уроке.
Коммуникация:
Пальчиковая гимнастика.
Стимуляция
интереса
к
деятельности
одноклассников.
Эмоциональное взаимодействие с педагогом во время
пальчиковых игр.
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
«Ответы» на вопросы: «Где (покажи) домик, кошку,
курицу?», в виде указательного жеста, взгляда в сторону
предмета и др. Повторение некоторых простых действий за
педагогом и по инструкции: хлопать в ладоши, смеяться
(улыбаться) и т.п.
Чтение и письмо:
Артикуляционная гимнастика: широко открыть рот,
высунуть язык, выполнить упражнение «дудочка».
Совершает попытки повторить за педагогом и
одноклассниками звуки А, У. Работа с пиктограммами,
38 - 42
5
Занятия после
уроков.
43 - 52
10
Наши игры
(игры с правилами):
детское лото, детское
домино, дидактические
игры).
Любимая игрушка.
изображающими предмет и словами, их обозначающими:
школа, парта, портфель.
Коммуникация:
Пальчиковые игры (с частичным проявлением
активности).
Проявление
положительной
реакции
(отсутствие сопротивления) на некоторые формы
взаимодействия (пальчиковые игры). Стимуляция интереса
к деятельности одноклассников.
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
«Ответы» на вопросы: «Где молоток?» и т.п.,
выполнение инструкций типа «Дай (принеси) лопату».
Проявление эмоциональной реакции на просмотр
мультфильма, вступительную мелодию, песенку.
Чтение и письмо:
Артикуляционная гимнастика: упражнения «лопата»,
«дудочка». Совершает попытки повторить за педагогом и
одноклассниками звуки А, У. Соотнесение слова с
реальным предметом: «лопата», «молоток», «пила» из
игрушечного набора. Узнавание героя мультфильма из
нескольких игрушечных фигурок.
Коммуникация:
Выражение своих предпочтений при выборе игрушки.
Поощрение взаимодействия с детьми в ходе игры,
выражение своих чувств и эмоций по отношению к своим
действиям, интереса к действиям других.
Игры – забавы («Коза рогатая», «Сорока-белобока»,
«Ласточка-перепелочка».
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
Выполнение простых инструкций типа «Собери
(игрушки)», «Положи в коробку», «Дай (катай) робота»,
«Покажи куклу», «Возьми (брось) мяч».
Чтение и письмо:
Соотнесение слова с реальным предметом: «робот»,
«кукла», «мяч».
Узнавание на карточках слов «школа», «парта»,
«портфель».
53 - 58
6
Игры с мячом (считалки,
рифмовки).
59 - 64
6
Перемена:
музыкальная пауза
Коммуникация:
Простые
игры
с
мячом:
перекатывание,
перебрасывание по воздуху, забрасывание в корзину. Игры
с мячом в паре, с одним игроком. Поощрение
взаимодействия в ходе игры, выражение своих эмоций в
ситуации своего успеха (или неудачи).
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
«Ответы» на вопросы типа «где мяч? Где кукла?»
жестом. Выполнение инструкций: «Подбери мяч», «Кати
мяч».
Чтение и письмо:
Соотнесение слова с реальным предметом: «кукла»,
«мяч». Знакомство с картинкой «мяч», по возможности, ее
показ по заданию («Где мяч?») при отсутствии других
изображений.
Коммуникация:
Участие в коллективном деле (выполнение доступных
движений по образцу, сопряженно). Проявление
положительной
реакции
на
взаимодействие
с
окружающими (пальчиковые игры, участие в музыкальной
гимнастике). Проявление интереса к деятельности
одноклассников.
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
Ответы на вопросы типа «Где портфель? Парта?»
указательным жестом, взглядом в сторону предмета.
Выполнение
простых
инструкций:
«Подними
руки…Топни».
Чтение и письмо:
Рисование кривой произвольной линии под музыку.
Совершает попытки повторить за педагогом и
одноклассниками звуки А, У. Работа с пиктограммами:
школа, парта, портфель. Их показ по названию.
65 - 70
6
Дежурный по классу.
71 - 76
6
Украшаем елку:
открытка для друга.
Хоровод, карнавал.
Коммуникация:
Участие в коллективном деле (выполнение доступных
заданий
по
образцу,
сопряженно).
Проявление
положительной
реакции
на
взаимодействие
с
окружающими (участие в уборке). Проявление интереса к
деятельности одноклассников.
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
Ответы на вопрос «Где школа? Парта? портфель»
указательным жестом, взглядом в сторону фотографии.
Проявляет попытки выполнения простых инструкций:
«Подбери мусор…Вытри доску…Собери в ведро».
Чтение и письмо:
Рисование мелом на доске произвольных линий.
Узнавание героя мультфильма из нескольких игрушечных
фигурок.
Коммуникация:
Выражение благодарности и кивком, звуком.
Участие в коллективном деле (выполнение посильных
поручений). Проявление положительной реакции на
взаимодействие с окружающими (участие в игре «Салют»).
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
Ответы на вопросы: «Где елка?», «Где шары?».
Выполнение простых инструкций типа: «Возьми шар»,
«Покажи свой рисунок ребятам». Знакомство с
изображением елки, соотнесение его с предметом.
Различение двух изображений: «елка» и «шар».
Чтение и письмо:
Композиция «Новогодняя елка»: рисование на
контурном изображении елки шаров цветной гуашью
пальцем, кусочком губки. Работа с крючками:
развешивание на них разных предметов или помощь в
украшении елки (подавать игрушки)
77 - 86
10
Сюжетные картинки.
87 - 96
10
Любимые
мультфильмы.
97-102
6
Коммуникация:
Участие в коллективном деле (выполнение посильных
поручений: «Принеси книгу, карандаш»). Проявление
положительной
реакции
на
взаимодействие
с
окружающими (участие в игре).
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
Ответы на вопросы, включающие названия знакомых
пиктограмм «Где …?» указательным жестом, взглядом,
действием.
Повторение артикуляции, звуков А, У.
Чтение и письмо:
Рисование дорожки мелом на доске (от дома к озеру,
например).
Коммуникация:
Просмотр мультфильмов. Выражение своих чувств и
эмоций по отношению к ним.
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
«Ответы» на вопросы: «Где (покажи)…?», в виде
указательного жеста, взгляда в сторону предмета и др.
Повторение некоторых простых действий за педагогом и по
инструкции: топать, гладить себя по голове, закрывать уши,
смеяться (улыбаться) и т.п.
Чтение и письмо:
Узнавание героя мультфильма из нескольких
игрушечных фигурок.
Коммуникация:
Пальчиковые игры под речевое сопровождение
(пассивные типа «Ласточка-перепелочка»). Поощрение
эмоциональной
реакции
на
пальчиковые
игры,
вступительные мелодии песни из них. Выражение
предпочтений при выборе мультфильма для просмотра.
Выражение просьбы с помощью жеста, голоса.
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации:
Считалочки.
Игры с правилами.
Ответы на вопросы, включающие названия знакомых
пиктограмм «Где …?» указательным жестом, взглядом,
действием. Подражание педагогу в выполнении простых
доступных действий.
Чтение и письмо:
Упражнения в повторении звуков А, У. Рисование
произвольных линий на доске под звучащую музыку.
Критерии оценивания
Обучающиеся с ТМНР бального оценивания по предметам не имеют. Оценивание производится по итогам мониторинга. При выполнении
заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений происходит в ходе
выполнения заданий на различные действия.
Список используемой литературы:
1. Букварик, Т.Л. Лещинская подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений – М.: Владос,
2012 г.
2. Букварь, В.В. Воронкова для 1 класса. – М.: Просвещение, 2014 г.
3. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для школьников.- М.:« ВАКО» 2005 г.
4. Устная речь. Методические рекомендации: 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /
Комарова С.В. -М.: « Просвещение». 2014 г.
5. Аксенова А.К. Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. В 2 ч. Ч 1/ А.К. Аксенова, С. В. Комарова, М.И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2020. – 112с. : ил.
6. Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2020. – 95 с. : ил.
7. Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ С.
В. Комарова – М.: Просвещение, 2018.
8. Т.С. Резниченко «Занимательный букварь для детей с тяжелыми нарушениями речи». – М.; Издательство ГНОМ и Д, 2021.- 128
с.
9. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова
и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.