Рабочая программа, окружающий социальный мир, для 7В класса ТМНР 3 ступень, на 2025-2026 учебный год, учитель Лушникова И.В.

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор
ГБОУ
Шляпникова Н.И.

«Центр

Приказ № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа ФАООП
по предмету: Окружающий социальный мир
для обучающихся класса ТМНР 3 ступень
на 2025 - 2026 учебный год

«Дар»

Составитель:
учитель Лушникова И.В.

Реж - 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" адресована обучающимся 7 класса
умственной отсталостью.

ТМНР с умеренной и тяжелой

Составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 2.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 2.
Общая характеристика учебного предмета "Окружающий социальный мир"
В процессе изучения предмета "Окружающий социальный мир" у обучающихся формируются представления о родном городе, в котором он
проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни.
Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о
социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми
нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать
риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и
осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения
соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей.
Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине,
поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования
представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные
ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить,
сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в
том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк,
магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными

организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью
окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и
общепринятых правилах поведения.
Задачи:
-знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
-формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет "Окружающий социальный мир" входит в Образовательную область:
Окружающий мир и является обязательным. На изучение учебного предмета отведено 68 часов, по 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» 7 классе ТМНР
Основное содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир» включает 5 направлений:
НАПРАВЛЕНИЕ 1
Профессии и труд людей
ЗАДАЧИ:
- формировать взаимосвязь предметного и социального мира (ориентировка в
помещении школы, кабинеты, их назначение и оборудование, кто в них трудится),
- продолжить знакомить с видами транспорта, с трудом людей, работающих на видах
транспорта (пассажирский, специальный - скорая помощь, пожарная машина), раскрыть
отношение взрослых к труду водителя, его значимости для других людей,
- уточнить и расширить представление о труде людей, познакомить с названиями
профессий и значимостью их для других людей (уборщица, повар).
- познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные
с сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью).
- воспитывать уважение к труду человека.
Узнавание школы на иллюстрациях, пиктограмме. Узнавание учителя (учителей).
Использование указательного жеста для показа на фотографии учителя, себя.
Соблюдение правил поведения на уроке, Регулирование поведения словами и
пиктограммами: «можно», «нельзя».
Различение машины и автобуса.
Поиск в комнате соответствующей игрушки. Нахождение колес.
Элементарные игровые действия с игрушками. Уточнение и расширение
представлений о труде водителя транспортных средств. Различение, узнавание атрибута –
руль.
Формирование представлений о труде дворника. Различение, узнавание атрибута –
метла.
Выполнение посильных трудовых поручений в доме и на природе.
НАПРАВЛЕНИЕ 2
Учреждения культурно-бытового назначения

ЗАДАЧИ:
- уточнить и расширять представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях:
«Школа», «Больница», "Театр"
- познакомить с новыми культурно-бытовыми учреждениями: «Музей»,
«Парикмахерская», «Аптека»; учить узнавать их на сюжетных иллюстрациях.
- познакомить с особенностями профессиональной деятельности людей, которые
работают в культурно-бытовых учреждениях;
- дать представление о моделях поведения в зависимости от социальной роли, о
требованиях (пассажир; зритель, клиент)
- продолжать воспитывать уважительное отношение к людям этих профессий.
Узнавание (различение), учреждений: школа, больница, аптека
Использование указательного жеста при выборе соответствующего изображения.
Овладение жестами «можно»- «нельзя».
НАПРАВЛЕНИЕ 3
Азбука дорожного движения
ЗАДАЧИ:
- расширять представления о дорогах и дорожном транспорте, о поведении людей на
дороге и в транспорте,
- продолжать знакомить с некоторыми знаками для транспорта и для пешеходов,
- продолжать формировать практическую ориентировку на дорогах (Игра «улица
нашего города».
Ознакомление с с улицей вблизи школы, дома.
Узнавание светофора.
Переход дороги (по сигналу светофора или "зебре").
НАПРАВЛЕНИЕ 4
Праздники

ЗАДАЧИ:
- уточнить и расширить представление о праздниках,
- создать условия для участия каждого обучающего в праздничных мероприятиях
(День рождения, Новый год, Женский день, День Победы),
- закрепить жизненный опыт обучающихся в праздничных мероприятиях: в беседах,
рисунках, аппликациях, рассказах по сюжетным иллюстрациям.
Знакомство с традициями, с атрибутами праздника - День рождения.
Включение в праздники, в досуговые мероприятия (совместно со взрослыми).
Вовлечение в совместные дела класса.
НАПРАВЛЕНИЕ 5
Совместные дела
ЗАДАЧИ:
- формирование положительного взаимодействия между одноклассниками:
организация совместных игр с правилами (настольно-печатных, дидактических игр,
подвижных),
- учить выполнять поручения взрослых совместно с одноклассниками,
- продолжать учить фиксировать свой жизненный опыт положительного
взаимодействия и общения со сверстниками в беседах, в рисунках.
Включение в совместную с педагогом деятельность. Обучение игровым действиям
(катать машинки, кормить куклу).
Представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя (нельзя драться, отбирать
игрушку, говорить плохие слова и т.д.), умений действовать по разрешению взрослого
(«можно взять») и останавливаться по запрету («нельзя трогать»).

Календарно-тематическое планирование «Окружающий социальный мир» в 7 классе ТМНР (68 часов)
№ п/п

Тема

Чему учат в
школе?
1-10

11-15

Сравнение
автобуса и трамвая.

16-20
"Вот мы в автобусе
сидим" (игра)
21-25

26-30

Паровозик из
«Ромашково»
(урокпутешествие)

Кло-во
часов

Основные виды учебной деятельности

Целевая экскурсия по школе. Упражнения с пиктограммами:
«туалет», «столовая», «школа», «учитель».
Узнавание учителей. Соотнесение учителя с определенным
предметом, действием: учитель физкультуры: мяч, свисток,
10 учитель музыки – музыкальные инструменты, ноты; учитель
рисования – краски, кисточка
Визуальное расписание с использованием знаковосимволических обозначений. Дидактическая игра: «Подбери то,
что тебе нужно для занятия» (предметы, игрушки, необходимые
для разных видов детской деятельности).
Наблюдения за трудом людей, работающих в школе. Чтение
стихов. Имитация профессиональных действий знакомых
профессий.
5
Рассматривание изображений, предметных моделей
(игрушечных машин) грузовых, машин спец. назначения. Катание
машинок.
Имитация. Звукоподражание. Узнавание специфичных
5
звуков движущегося транспорта. Целевая прогулка по улице.
Использование пиктограмм.
Составление разрезных картинок.
Воссоздание транспорта из частей (конструирование,
5
аппликация).
Дидактическая игра: «Чего не хватает?»
Изучение правил пользования общественным транспортом
– воспроизведение цепочки игровых действий (посадка в автобус,
покупка билета и др.) Моделирование простых сюжетов «В
автобусе».
Пиктограмма «автобус», «машина», «поезд».
5

Дата по плану

Дата по факту

Почему они
спешат? (спец.
транспорт)

31-35

Кому что
пригодится?

Отображение в игровых ситуациях (в пиктограммах)
назначение специального транспорта. Обыгрывание ситуаций
вызова спец. транспорта.

5

36-40

41-45

46-60

Парикмахер.

5

Водитель.

5

Трудовой
десант.

Просмотр видеороликов, фотографий и картинок о данных
профессиях.
Выделение и называние (в т.ч. с помощью пиктограммы)
действий, характерных для профессии.
Имитация. Выбор, применение атрибутов
знакомых профессий (одежды, инвентаря).
Моделирование простых сюжетов «В парикмахерской»:
отражение в сюжете элементарного взаимодействия взрослых
(водитель- пассажир; парикмахер - клиент), включение в сюжет
несколько взаимосвязанных действий.

Сбор семян цветов; сбор листьев; подметание дорожек;
уборка мусора на участке; сгребание сухих листьев; уборка
участка от сухих веточек; сбор камешков на участке; кормление
15 птичек у кормушки; расчистка дорожек от снега; расчистка снега
со скамеек; высадка рассады, полив растений на клумбе.

61-64

65-68

Учреждения
бытового
назначения.
Аптека.

Учреждения
культуры.
Музей.

4

4

Экскурсия в аптеку (видео). Наблюдения за деятельностью
фармацевта. Узнавание
пиктограммы, знака «аптека».
Предметно-игровые действия по теме «В аптеке».
Выбор атрибутики (реальные предметы, предметызаместители) в соответствии с игровой ситуацией. Беседа о
значении лекарств. Отображение в ролевой игре действий
взрослых, соблюдение определенных правил.

Посещение театральных спектаклей или импровизированных
театральных представлений в школе. Участие в инсценировках
знакомых сказок с использованием различных театральных
атрибутов. Экскурсии в музей. Узнавание на иллюстрациях
знакомых учреждений. Выбор соответствующей пиктограммы.
Рассматривание картин знаменитых художников.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (общепринятые
нормы поведения).

Критерии оценивания
Обучающиеся с ТМНР бального оценивания по предметам не имеют. Оценивание производится по итогам мониторинга. При
выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений
происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Список используемой литературы:
1. Баряева, Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] /Л.Б. Баряева,
Н.Н. Яковлева –Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой,2011. -480с.;
2. Воронкова, В.В. Программа подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида
[Текст] / В. В. Воронкова. – М.: Просвещение,2011г. –192с.
3. Кудрина С. В. Окружающий мир 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII
вид)
4. С.В. Комарова «Устная речь». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»
2017г.
5. Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII
вида. Москва «Просвещение» 2012г.
6. Н.Н. Павлов «Развитие речи». «Эксмо-пресс» Москва 2010г.
7. Ю. Соколова «Развитие речи». «Эксмо» Москва 2012г.
8. Маллер А.Р. Социально – трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: 2011.
9. Бабушкина Л.А, Ковтонюк М.В. Социально – бытовая ориентировка. М.- 2013 г. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки
социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. – М.-2014г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».