Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова
Н.И.
Приказ № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа ФАООП
по предмету: Окружающий природный мир
для обучающихся класса ТМНР 3 ступень
на 2025 - 2026 учебный год
Составитель:
учитель Лушникова И.В.
Реж - 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» адресована обучающимся
7 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями
( Вариант 2).
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(Вариант 2).
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий природный мир»
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем
природном мире, формироватие у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег,дождь, туман), о цикличности
в природе, суточных изменениях. Ребенок знакомитсяс разнообразием растительного и животного мира., учится выделять характерные признаки,
объединять в группы по этим признакам, устанавливать связь между ними. Обращается внимание на связь живой и неживой природы: ветер переносит
семена растений, животные приспосабливаются к погодным условиям. Наблюдая за трудом взрослых ребенок учится выполнять доступные действия:
посадка растений, кормление домашних животных. Особое внимание уделяется воспмтанию любви к природе, бережному отношению к ней.
Цели работы с учетом специфики учебного предмета
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в Образовательную область: Окружающий мир и является обязательным.
На изучение учебного предмета отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися ФАООП и СИПР, отражающую взаимодействие
следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть
вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения
перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные
словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических
действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов ФАООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного)
оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных
компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Окружающий природный мир» 7 класса ТМНР является -Программа
формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует
требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения ФАООП (вариант 2). В основе формирования БУД лежит деятельностный
подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД в 7 классе ТМНР состоит в формировании школьника с умственной отсталостью
как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы в 7 классе ТМНР являются:
1. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
выполнение инструкции учителя;
использование по назначению учебных материалов;
выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритму деятельности.
Мониторинг базовых учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит
делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию:
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность;
умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные
обозначения:
действие (операция) сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»
действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических
процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону
актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения.
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» 7 классе ТМНР
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» включает 4 раздела:
1.«Растительный и животный мир»,
2.«Временные представления»,
3.«Объекты неживой природы»,
4.«Труд людей в природе».
Каждый из этих разделов имеет свою специфику, реализуется в 4 направлениях:
1.«Осень»
Элементарные сведения о растительном мире: воспринимать и различать реальные растения и их изображения: деревья, трава, кусты, цветы.
Узнавание и различение овощей (морковь, капуста).
Дикие животные: заяц, белка их изображения. Голоса животных и птиц.
Явление природы Осень и характерные признаки; элементарные взаимосвязи (дождь/зонт; снег/шапка и шуба и т.д.).
2.«Зима»
Элементарные сведения о фруктах. Воспринимать и различать фрукты (яблоко, лимон) по внешним и вкусовым свойствам. Узнавать их на картинках
соотносить с муляжами.
Общие представления о диких животных: внешний вид.
Поведение диких животных в зимний период: заяц меняет шубку.
Явление природы Зима.
Характерные признаки, элементарные взаимосвязи: падает снег – холодно, наденем шапку, шубку и рукавички.
3.«Весна»
Знакомство с разными растениями и их частями (цветочки, веточки и др.). Комнатное растение (цветок) и дикорастущее – дерево (куст).
Дикие и домашние животные, наиболее часто встречающихся на иллюстрациях в детских книжках (заяц, медведь; собака, кошка).
Явление природы –«Весна», характерные признаки: греет солнце, бегут ручьи, прилетели птицы
4.«Лето»
Садовые цветочно-декоративные растения (тюльпан, роза). Уход (полив).
Насекомые (бабочка).
Признаки лета (тепло). Летние развлечения (игры с водой).
Содержание программы направлено на формирование системных представлений обучающихся об окружающем природном мире, а также на
расширение практических умений в процессе социально-значимых действий с объектами живой и неживой природы.
Обучение может быть реализовано в разных формах: во время урока, в процессе индивидуальных занятий, во внеурочных мероприятиях (во ходе
экскурсий, на прогулках). На уроках по ознакомлению с природным миром обогащается чувственный опыт обучающихся. Программный материал
подбран с учетом предыдущего содержания обучения и расширяет возможности каждого ученика в процессе наблюдения за явлениями природы и
объектами окружающей действительности.
РАЗДЕЛ 1.
Растительный и животный мир
ЗАДАЧИ:
- формировать представления об объектах растительного мира, их
узнавание в реалии и на иллюстрациях (цветы, деревья, кусты, фрукты,
овощи),
- совершенствовать интерес к восприятию и узнаванию объектов
животного мира в реалии и в иллюстрациях (животные, птицы,
насекомые, рыбы);
- формировать представления о фруктах и ягодах (уточнять вкус и
признаки: вишни, винограда, арбуза, дыни,
- формировать наблюдательность и представления об образе
жизни животных и птиц, о среде обитания зверей,
- учить узнавать знакомых животных по их голосам, по описанию
внешних свойств и образа жизни (петух, гусь; ворона, ласточка; еж,
лось; лошадь, свинья)
- учить обобщать словом "овощи" (картофель, томаты, огурец,
морковь, свекла и др.);
- учить классифицировать овощи-фрукты;
-учить классифицировать звери- птицы;
- уточнять конкретные факты развивающейся живой природы,
близкие детям по ежедневному опыту,
- расширять представления о сезонных изменениях в
растительном и животном мире,
- знакомить детей с трудом взрослых в разное время года,
- организовывать наблюдение за трудом взрослых по уходу за
животными, учить выполнять доступные действия: кормить животных
(рыбок в аквариуме),
- продолжать воспитывать положительное отношение к растениям
и животным, к трудовым действиям в природе: поливать растения,
рыхлить землю, выполнять посадку цветов (лука),
- закреплять в речевых высказываниях и в рисунках свои
наблюдения за растениями и животным миром.
Осень наступила!
Элементарные сведения о растительном мире: воспринимать и
различать реальные растения и их изображения: деревья, трава, кусты,
цветы. Узнавание и различение овощей (морковь, капуста).
Дикие животные: заяц, белка их изображения. Голоса животных и
птиц.
Зима пришла.
Элементарные сведения о фруктах. Воспринимать и различать
фрукты (яблоко, лимон) по внешним и вкусовым свойствам. Узнавать
их на картинках соотносить с муляжами.
Общие представления о диких животных: внешний вид.
Поведение диких животных в зимний период: заяц меняет шубку.
Весенние деньки.
Знакомство с разными растениями и их частями (цветочки, веточки
и др.). Комнатное растение (цветок) и дикорастущее – дерево (куст).
Дикие и домашние животные, наиболее часто встречающихся на
иллюстрациях в детских книжках (заяц, медведь; собака, кошка).
Скоро лето.
Садовые цветочно-декоративные растения (тюльпан, роза). Уход
(полив).
Насекомые (бабочка).
РАЗДЕЛ 2. Временные представления
ЗАДАЧИ:
- воспитывать интерес к наблюдению за изменениями объектов и
явлений в природе и погоде (солнечная или дождливая, ветреная
погода, снегопад),
- расширить представления о цикличности в природе: сезонных
изменениях (осень, зима, весна, лето), о суточных изменениях (утро,
день, вечер, ночь),
- закрепить и расширить представления о взаимосвязи жизни и
деятельности людей с сезонными и суточными изменениями,
- воспитывать основы экологической культуры: эмоциональное,
бережное отношение к природе,
- формировать умения фиксировать в речевых высказываниях
свой жизненный опыт с сезонными и суточными изменениями.
«Осень
наступила!»
Явление природы Осень и характерные признаки; элементарные
взаимосвязи (дождь/зонт; снег/шапка и шуба и т.д.).
Зима пришла.
Явление природы Зима. Характерные признаки, элементарные
взаимосвязи: падает снег – холодно, наденем шапку, шубку и
рукавички.
Весенние деньки
Явление природы –«Весна», характерные признаки: греет солнце,
бегут ручьи, прилетели птицы
Скоро лето!
Признаки лета (тепло). Летние развлечения (игры с водой).
РАЗДЕЛ 3
Объекты неживой природы
ЗАДАЧИ:
- расширить знакомство с внешними признаками и свойствами
объектов неживой природы (вода-льется, песок-сыплется, камнитвердые и жесткие, земля – мнется),
- закрепить представлений об использовании объектов неживой
природы в жизни и деятельности человека - формировать способы
восприятия и умения наблюдать за изменениями свойств объектов
неживой природы в соответствии с сезонными изменениями,
- формировать умения использовать объекты неживой природы в
своей практической деятельности и фиксировать эти действия в своих
речевых высказываниях,
- учить различать понятия «живые/неживые»,
- создавать условия для воспитания положительного
взаимодействия со сверстниками в процессе выполнения предметнопреобразующих действий с объектами неживой и живой природы
(поливать растения, сажать лук, рыхлить землю и др.);
- формировать динамичные представления о неживой природе,
закрепленных в слове (вода в виде дождя, снега и льда; вода может быть
в ручье, озере, пруду, море, океане, кране, в колодце; она важна для
здоровья, питания, работы техники, для растений и др.),
- формировать умения устанавливать наиболее легко
воспринимаемые причинно-следственные зависимости в мире природы
(мороз - вода замерзла, получился лед; тепло- лед растаял, получилась
вода и др. ),
- формировать умения устанавливать зависимостей между миром
живо и неживой природы, простейших взаимосвязей в природных
явлениях (дождь прошел – мокрые и чистые крыши домов и улиц,;
полил цветок- он расцвел; помыли водой посуду- она стал чистая и т.п.).
Осень наступила
Зима пришла.
Весенние деньки.
Скоро лето.
Осень наступила
Знакомство со свойствами воды: льется. Значение: пить, варить
еду, мыться.
природа и их свойства:
вода (теплая, холодная, льется, замерзает- тает).
Узнавание Луны и Солнца. Соотнесение с временем суток.
Вода (теплая, холодная, льется);
песок (сухой сыплется, влажный – хорошо сохраняет форму);
камни (большие, маленькие, тяжелые, светлые, темные).
Представления о солнце.
День и ночь.
РАЗДЕЛ 4
Труд людей в природе
- познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с
трудом людей, связанные с сезонными изменениями (что делают люди
в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью),
- учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за
животными и растениями уголка природы.
- включение в общественно полезную деятельность: работа на
пришкольном участке, благоустройство на территории школы;
- воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой
деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
- воспитывать уважение к человеку труда.
В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за
растениями (поливает) и животными (кормит).
Зима пришла.
Весенние деньки
Скоро лето.
Поощрять к совместным со взрослым действиям по уходу за
объектами природы.
В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за
растениями животными
Совместные преобразующие действия: посев семян, высадка
рассады.
Узнавание лейки. Полив растений на клумбе.
Календарно -тематическое планирование «Окружающий природный мир» в 7 классе ТМНР (68 часов)
№
п/п
1-2
3-4
5
6-7
8-13
Основные виды учебной деятельности
Тема
Золотая осень
Прогулка
следам осени".
"По
Урок
эксперимент "Откуда
ветер дует?" (свойства
воздуха)
Деревья и кусты
Берёза,
Шиповник
Во саду ли, в
огороде:
• Овощи
• Фрукты
Колво
часов
2
Слушание рассказов и стихов, просмотр обучающих фильмов, картин.
Знакомство с характерными признаками времени года, погодными
изменениями, их влиянием на жизнь человека. Наблюдение за сезонными
изменениями в природе. Имитационные действия (капает дождь, дует
ветер, падают листья).
«Чтение» пиктограмм. Чтение обучающимся потешек, песенок,
стихотворений, сказок о явлениях природы. Узнавание цветов осени в
природе, на иллюстрациях, использование его при раскрашивании.
2
Закрепить знания детей о приметах осени и изменениях в природе.
Узнавание изменений в окружающей среде для выполнения
определенных действий.
С помощью педагога установление причинно - следственных связей:
дождь- зонт, почему лист желтеет (опыт).Сбор природного материала.
1
Опыт 1. «Поймай воздух» (воздух не видим, но его можно поймать в
полиэтиленовые пакеты)
Опыт 2 «Воздух в человеке» (подуть на через трубочку в воду; пузьки
- это воздух)
2
Различение жизненных форм: дерево, куст, трава, их общие и
отличительные признаки.
Составление дерева из частей (лепка, аппликация).
Сравнение дерева с другими растениями.
Наблюдение за листопадом. Рисование. Рассматривание листьев.
Поделки из листьев. Обобщающее слово "деревья" (подбор картинок,
по возможности называние деревьев).
6
Различение овоща и фрукта на иллюстрациях, пиктограммах.
Узнавание знакомого овоща и фрукта, используя различные
анализаторы.
Классификация и обобщение.
Раскрашивание. Аппликации
Дата по Дата по
плану
факту
1415
Царство грибов
2
1619
Как звери к зиме
готовились
4
2021
Знакомьтесь: ёж!
2
2223
2425
Рыбы.
2
Проказы
Матушки - зимы
2
Собирание муляжей из 2 половинок (на липучках), складывание
разрезных картинок (из2-3 частей). Сравнение с натуральными продуктами.
Рассматривание муляжей: яблоко, груша, банан, томат и др.
Сравнение с натуральными.
Определение формы, величины, цвета.
Узнавание по описанию.
Различение фрукта на иллюстрациях, пиктограммах. Классификация
и обобщение.
Обзор представителей царства грибов.
Различение гриба, его частей на иллюстрациях. Узнавание гриба
тактильно.
Раскрашивание. Аппликации. Собирание муляжей из 2 половинок (на
липучках), складывание разрезных картинок (из2-3 частей).
Беседа о диких животных, их образе жизни в зависимости от времени
года, Обобщение «дикие животные». Обыгрывание ситуаций с
применением объемных игрушек. "Чтение" картинки и пиктограмм.
Определение зверей по контуру.
Слушание стихов о диких животных. Просморт видеороликов.
Составление мнемотаблиц, их обсуждение. Упражнения с
пиктограммами.
Имитирование, ритмические упражнения.
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Уточнение и обогащение представлений о еже.
Составление описательного рассказа о животном.
Дать представление об экологической цепочке.
Подвести к пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, ему лучше
в лесу. Беседа о пробуждении диких животных, их поведении весной.
Установление связи между изменениями условий в неживой и живой
природе. Различение пиктограммы "еж".
Беседа о строении, образе жизни рыбы.
Узнавание рыб на картинках. Отличие от птиц и зверей.
Совместные наблюдения за явлениями природы зимой (что видим?).
Обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность
светового дня.
Цвет зимы (белый). Беседа, просмотр обучающих фильмов, картин о
зиме, характерных признаках, погодных изменениях, их влиянии на жизнь
человека (закрепление представлений об одежде для разных погодных
Зимние забавы.
2627
3031
Урок
экспериментирование
"Ледяные и цветные
фигурки "
Елочка-колкая
иголочка
3234
Что растёт
подоконнике?
2829
на
Зимовье зверей
3538
условии, труд человека зимой).. Расширять словарный запас (вьюга, метель,
сугроб). Уточнение представлений о снеге и снежинках. рисование,
вырезание снежинок. Составление мнемотаблиц, их обсуждение.
2
Обсуждение после прогулок, что делали (лепили снежные комки,
снеговика, катались на санках, делали снежную горку…). Жестовообразные игры. Соотнесение картинок (пиктограмм): действие +предмет
2
Опытно - экспериментальная деятельность с водой и превращение ее
в лед, придав любую форму и цвет с помощью красок, и обратно
2
3
4
3941
Домашние
птицы (курица\петух,
гусь)
3
4246
Почва. Посадка
5
Повторение.
1
47
лука.
Изучение веточек ели. Моделирование елки. Изготовление
новогодних украшений из природного материала (шишки, веточки).
Привитие бережного отношения к деревьям во время заморозков.
Рассматривание растений в горшках. Различение комнатных
растений. Сравнение с деревом. Уточнение знаний об условиях роста
растения. Нахождение знакомых растений по названию в реалии и на
иллюстрации. Показ частей растений. Элементарные представления о
вегетативном размножении растений. Наблюдение за укоренением
растения. Выполнение посильных поручений по уходу за комнатными
растениями.
Чтение литературных произведений о диких и домашних жи¬вотных:
стихи, короткие рассказы. Рассматривание фото¬графий, картинок. Работа
со знакомыми и новыми пиктограммами.
подражание их голосам, повадкам называть их (доступным
способом).
Сравнение с дикими животными. д/и «Кто что ест? «Чей хвост?» и др.
Чтение литературных произведений о жи¬вотных: стихи, короткие
рассказы. Рассматривание фото¬графий, картинок. Уточнение названий и
внешних признаков домашних птиц, названия их детенышей. Учить
находить общие признаки и отличия от диких птиц. Работа со знакомыми и
новыми пиктограммами.
Рассматривание земли в цветочном горшке, практическое
экспериментирование с ней: ощупывание, рыхление, полив - выявление
свойств почвы. Отличие от песка. Беседа о значении. Участие в
преобразующих действиях: посадка лука. Наблюдение за ростом.
4849
Весна идет!
2
5051
5253
Песок и камни.
2
Вода в природе.
2
54
Весенний парк
1
5556
Знакомьтесь: ёж!
2
57
5859
Животные
детеныши.
и
их
1
Насекомые
(муха, муравей ).
2
Наблюдение за явлениями природы весной (что видим?), Называние
характерных признаков весны; отмечать красоту пробуждающейся
природы. Просмотр обучающих фильмов, картин о весне, характерных
признаках, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Узнавание изменений в жизни человека в весенний период (смена
деятельности, одежды).
Установление причинно- следственных связей: тепло - тает снег.
Составление мнемотаблиц, их обсуждение.
Упражнения с пиктограммами по теме "Времена года".
Экспериментирование со свойствами песка. Игры с песком. Игры с
камешками.
Формирование знаний о значении воды в жизни человека, знание о
необходимости воды для обеспечения здоровья человека.
Игры с водой
Продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие
весной. Получение знаний о плодовых деревьях (яблоня). Наблюдения: за
цветущими растениями- первоцветами, за распусканием почек, появлением
и ростом листьев, цветением деревьев и кустов. Закрепление знаний о
травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
Длительное наблюдение за одуванчиками (в течение месяца).
Знакомство с ежом. Учить составлять описательный рассказ о
животном. Дать представление об экологической цепочке. Подвести к
пониманию того, что ежа не нужно брать в дом, ему лучше в лесу. Беседа о
пробуждении диких животных, их поведении весной. Установление связи
между изменениями условий в неживой и живой природе. Различение
пиктограммы "еж".
Знакомство с сезонными изменениями в жизни диких животных
(весной – линька, конец спячки, забота о потомстве).
Узнавание и выбор детенышей диких и домашних животных.
Расширение и формирование элементарных представлений о
насекомых.
Сравнение насекомых по способу их передвижения.
Получение сведений о необходимости борьбы с мухами в помещении;
представлений об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их
обитания
Наблюдение за первыми насекомыми (строение, поведение).
Узнавание (различение) на иллюстрациях.
6061
"Какое
ЛЕТО?"
оно-
2
6263
«Солнце, воздух
и вода – наши лучшие
друзья»
2
6465
Цветы
клумбе.
на
2
66
Урок
обобщение
(викторина)
Праздник
мыльных пузырей.
Итоговая
аттестация
-
1
67
68
1
1
Узнавание/различение лета на иллюстрациях. Различение всех времен
года по признакам, характеризовать времена года (с опорой на наглядность,
1-2 признака). Установление элементарных причинно-следственных
связей. Упражнения с пиктограммами.
Исследовательская деятельность:
рассматривание и сравнение насекомых, цветов, фруктов и овощей
(по форме, цвету, размеру, длине…), природных явлений. Систематизация
представлений о временах года.
Уточнение знаний о свойствах воды и воздуха, их функциональном
значении для животных и человека. Опыты: с песком (свойства песка), с
водой (свойства воды), с ветром (вертушка, мыльные пузыри) и т.д.
Обучение следить за погодой;
Различение дня и ночи по наличию Солнца.
"Чтение" пиктограмм.
Игры – развлечения с водой. Соотнесение времени года с
деятельностью и занятиями людей летом. Игры на воздухе.
Расширение и уточнение представлений детей о цветах, строением,
пользой, условиях роста цветов. Наблюдение, умение выявлять причины
происходящих изменений растения. Различение цветов на иллюстрациях,
во дворе. Раскрашивание по образцу.
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (по
выбору педагога).
Игры: "Бабочки- цветочки", "Собери букет". Уход за растениями на
клумбе (высадка рассады, полив и рыхление, прополка растений на
клумбе).
Дидактические игры:
«Чего не хватает?», "Узнай по звуку", «Хорошо или плохо»
«Кто что ест?», «Что в корзинке?»
«Что лишнее?» и др.
Выбор по названию, описанию. Группировка по названиям растений
и животных.
Критерии оценивания
Обучающиеся с ТМНР бального оценивания по предметам не имеют. Оценивание производится по итогам мониторинга. При выполнении
заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений происходит в ходе
выполнения заданий на различные действия.
Учебно-методический комплекс
Для учителя:
Матвеева Н.Б. Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях.
Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О Мир природы и человека Зкласс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях.
Для обучающегося:
Наглядный материал: картинки животных, растений, птиц; времена