Рабочая программа ,математические представления, для 7В класса,ТМНР 3 ступень, на 2025-2026 учебный год, учитель Лушникова И.В.

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова
Н.И.
Приказ № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа ФАООП
по предмету: Математические представления
для обучающихся класса ТМНР 3 ступень
на 2025 – 2026 учебный год

Составитель:
учитель Лушникова И.В.
Реж - 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математические представления» адресована обучающимся 7 класса ТМНР с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью.
Составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Вариант 2.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Вариант 2.
Общая характеристика учебного предмета «Математические представления»
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях.
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без
специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные
для них элементы математики, является основным приемом в обучении.
Знания, умения, навыки приобретаемые обучающимся в ходе освоения программного материала по математике, необходимы им
для ориентировки в окружающей действительности, во временных, количественных, пространственных отношениях, решении
повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при раздаче
материала одноклассникам, количества предметов. Закрепляют сведения о дате рождения, календарных датах.

Цель - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Основные задачи уроков:
1.Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных,
пространственных,
временных представлениях.
2.Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3.Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.

Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математические представления» входит в Образовательную область:
математика и является обязательным. На изучение учебного предмета отведено 68 часов,
2 часа в неделю, 34 учебные недели. Обучающимся, для которых содержание предмета
недоступно, программа по математике не включается в СИПР, предмет не вносится в ИУП.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися ФАООП и СИПР, отражающую взаимодействие
следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть
вполне закономерные затруднения в освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения
перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные
словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в качественных критериях по итогам практических
действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов ФАООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного (отметочного)
оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных
компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Математические представления» 7 класса ТМНР является -Программа
формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует
требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения ФАООП (вариант 2). В основе формирования БУД лежит деятельностный
подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД в 7 классе ТМНР состоит в формировании школьника с умственной отсталостью
как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Задачами реализации программы в 7 классе ТМНР являются:
1. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
выполнение инструкции учителя;
использование по назначению учебных материалов;
выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритму деятельности.
Мониторинг базовых учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит
делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня.
деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
деятельность осуществляется по подражанию:
деятельность осуществляется по образцу;
деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности;
самостоятельная деятельность;
умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные
обозначения:
действие (операция) сформировано – «ДА»;
действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»
действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»
действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических
процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону
актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы обучения.

Содержание учебного предмета «Математические представления» 7 классе ТМНР
Основное содержание учебного предмета «Математические представления» включает
5 разделов:
РАЗДЕЛ 1
Элементарные до числовые и числовые математические представления (представления о форме, о величине - длина, ширина,
высота)
ЗАДАЧИ:
- формировать обобщенное представление о форме (величине: толстый, длинный) предмета как признак, отвлекаясь от назначения
предмета; сравнение предметов по внешним признакам (крыша квадратная, крыша - треугольная и т.д.),
- учить сравнивать две группы множеств (непрерывные и дискретные) по количественному признаку (больше, меньше, поровну) (вода,
песок, крупа и предметы),
- закрепить практическую и зрительную ориентировку на количественный признак предметов "один-два", "один, два, три", знакомить
с цифрами,
- учить выделять группу предметов (в пределах 10) и соотносить с количеством пальцев или предметов.
Представления о внешних свойствах предметов в процессе активной предметной деятельности без ограничения материала по форме,
цвету, величине (длине, высоте, ширине).
Объединение разных предметов в множества: однородных, однородных с отдельными признаками различия (например, величина, цвет,
форма), разнородных с признаками сходства (например, величина, цвет). Формирование представлений о возможности разъединения
множества любых предметов.
Воспроизведение сделанных взрослым построек, узнавание и называние их. Определение месторасположения предметов в
пространстве, на плоскости. Рассматривание образца, выделение его частей.
Употребление в речи выражения «Похож на круг» и др.
Вычленение формы как признак, отвлекаясь от назначения предмета («Соберем в корзину все круглое, в коробку - квадратное»).
Различение, узнавание овала, сравнение его с кругом и прямоугольником.
Сравнение и на этой основе различение длинных и коротких, толстых- тонких предметов.
Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов,
дифференцирование на ощупь предметов по форме или по величине (выбор из трех),
узнавание предметов по описанию их цвета, формы, величины.
Формирование умения выполнять действия без предварительного примеривания, делать зрительный выбор по образцу из двух- трех
предметов, различающихся по форме, величине или цвету (отношения по величине между двумя одновременно воспринимаемыми
предметами (больше - меньше)).
Упражнение на выделение одного- четырех предметов из множества.
Различение групп из 1, 2, 3,4, 5,6,7,8,9,10 предметов без счета (зрительно),
с помощью показа соответствующего количества пальцев или без счета (в прямом и обратном порядке, от заданного и до заданного
числа) и пересчитывать предметы в пределах 10-х, знать цифры в пределах 10-х.

РАЗДЕЛ 2
Практические действия с дискретными и непрерывными множествами (пересыпание, переливание, перекладывание и др.)
ЗАДАЧИ:
- формировать умение выполнять группировку, чередования и сериации предметов на основе качественного признака (длинный короткий, высокий- низкий, широкий - узкий);
- закреплять умения выполнять сравнение непрерывных и дискретных множеств путем наложения, приложения и зрительного и
тактильного восприятия (столько-сколько, больше-меньше, поровну);
- формировать умение преобразовывать непрерывные и дискретные множества путем увеличения, уменьшения и уравнения.
Объединение (группировка) предметов по качественным признакам с опорой на образцы по одному (двум) признакам.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Составление рядов с чередованием по одному признаку (АБ, ААБ).
Определение месторасположения предметов в ряду.
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Действия с непрерывными множествами: переливание
воды из кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т. п., пересыпание песка из песочного ящика в миски, в банки, высыпание в различные
формы, полив песка водой; пересыпание различных плодов, крупы, определяя вместе с педагогом и самостоятельно количество (большеменьше, поровну).
Практические упражнения на распределение дискретных и непрерывных множества в две группы, например, много — мало, один —
много, ни одного — один, один — два, один — три по разным емкостям (миски, корзинки, кастрюли и т. п.), умение устанавливать взаимно
однозначное соответствие между предметами наложением, приложением (устанавливать отношения «один» - «один»);
умение сравнивать предметы по величине и обозначать словами «больше» - «меньше» результат сравнения.
Упражнение в преобразовании множеств предметов (без счета и на основе счета), используя разные способы преобразования; делать
равные и наоборот (досыпая, доливая или убавляя некоторое количество).
Формирование представлений о принципе сохранения количества (упражнения с водой в различных сосудах, с песком и т. п.).
РАЗДЕЛ 3
Математические операции (счет, пересчет, цифры, соотнесение)
ЗАДАЧИ:
- учить пересчитывать разные множества предметов в пределах 1,2,3,4, 5,6,7,8,9,10 с называнием, обозначением жеста итогового числа;
- закрепить умение группировать предметы в соответствии с заданным количеством в житейских ситуациях;
- формировать умение выполнять счетные операции по представлению с открытым (в пределах 10-х) и с закрытым результатом (в
пределах 6-х);
- учить соотносить количество с цифрой (в пределах 10),
- познакомить с понятием "математическая задача", структурой математической задачи (с условием, вопросом, с ответом).

Пересчет предметов в пределах четырех; расположенных в ряд, при разном их расположении.
Показ на пальцах. Узнавание числа по количеству пальцев. Обучение действиям присчитывания и отсчитывания, обозначению общего
количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождению обводящим движением руки и показом сосчитанного
количества на пальцах.
Соотнесение двух групп предметов по количеству в пределах четырех без пересчета (столько ..., сколько). Упражнение в счете элементов
множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; движения, звуки и движения в пределах четырех.
Сравнение двух групп множеств предметов путем пересчета, с использованием способов проверки (приложение и наложение) в
пределах 4.
Решение задач -драматизаций и задач -иллюстраций с открытым и закрытым результатом на сложение и вычитание в пределах четырех
с использованием наглядного материала.
Знакомить детей со структурой задачи (условие, вопрос). Учить отвечать на вопрос (доступными способами).
РАЗДЕЛ 4
Математика в житейских ситуациях (проблемные задачи), в игровой и в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование,
конструирование, аппликация)
ЗАДАЧИ:
- учить преобразовывать различные множества в соответствии с темой бытовой ситуации:
- в лепке ("угощения для гостей", "покупка продуктов" и т.д.);
- в конструировании (постройки: сколько машин, столько гаражей);
- в аппликации (сколько домов - столько елок);
- в рисование (дорисовывание элементов по количеству предметов (зонтики-ручки));
- совершенствовать ориентировку на количественный признак в моделированных и в реальных ситуациях (сбор природного материала:
каштаны, желуди, шишки, листья и т.д.).
Установление взаимно-однозначного соответствия. Конструктивная лепка (от частей к целому) из цветного теста, пластилина и глины
(пирамидка из колец или шаров, снеговик, неваляшка.
Решение житейских задач.
Выполнение простых поручений в бытовых, игровых, учебных ситуациях, требующих применения знаний о величине (принеси длинный
пояс, дай маленькую ложку и т.д. у кого волосы длинные, а у кого — короткие).
Формирование умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом,
связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое педагогом.
Узнавание достоинства монет (купюр). Обращение с деньгами (умение рассчитываться).
Определение длины, роста, времени пользуясь мерками и измерительными приборами.
РАЗДЕЛ 5
Операции измерения
ЗАДАЧИ:
- знакомить с понятием "условная мерка" (ложка, стакан, брусок),
- знакомить с назначением условных мерок (стакан воды, ложка крупы или песка) в жизни человека,

- формировать умение пользоваться условными мерками в конкретной бытовой ситуации (положи ложку сахара в чай, налей стакан
воды из бутылки и т.д.).
Ознакомление детей с некоторыми общепринятыми единицами измерения. Узнавание часов, частей часов; их назначение. Определение
времени по часам: целого часа. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Соотнесение деятельности с
временным промежутком: сейчас, потом. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника. Формирование умения сравнивать и
измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения.
Упражнять детей в измерении протяженных, жидких и сыпучих тел, используя условную мерку (брусок, ложка, стакан).
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях.
Структура каждого урока может включать два или нескольких разделов.
В процессе обучения используются практические, наглядные и словесные методы, а также игровые приемы, настольно-печатные игры для
овладения обучающимися предметно-практическими действиями при решении математических задач.

Календарно-тематическое планирование «Математические представления» в 7 классе ТМНР (68 часов)
№ п/п

Тема

1-2

Парочки

3-5

Длинный - короткий
Высокий – низкий
Широкий - узкий

Кол-во
часов
2

3

Основные виды учебной деятельности
Нахождение предметов в классе (комнате), в
специально подготовленной обстановке.
Нахождение парных предметов (по одному - двум
признакам), расположенные в разных местах, вещей
(варежки, сапоги).
Выбор, группировка предметов по определенному
качественному признаку: форме, цвету и величине,
назначению,
используя
приемы
наложения
и
приложения, сличения (по подражанию действиям
учителя «Дай такой»).
Скрепление парных картинок прищепками.
Игры с предметами: "Подбери пару" (вещи).
Выкладывание последовательно фигур по показу,
рисунку-образцу.
Узнавание предмета по его описанию с указанием
цвета, формы, величины.
Наблюдения, игры, игровые упражнения на
сопоставление двух объектов по величине, используя
приемы наложения и приложения.
раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам
изображений.
Распределение игрушек больших в большую
емкость, маленьких – в маленькую); помещение
стаканчиков, коробок друг в друга по размеру;
различной величины, по опорным точкам (вместе с
учителем и самостоятельно). Подбор друг к другу
разнородных предметов, одинаковых по величине
(подходящие крышки к коробкам, баночкам; мячи или
шары — к отверстиям разного диаметра).
Рисование на песке, манке линий различной
длины и ширины пальцем, палочкой.
Рисование красками с применением губки,
спонжа, ватной палочки различных линий.

Дата
по плану

Дата
по факту

6-9

Круг и квадрат
Треугольник
Прямоугольник
Овал

4

Сравнение и на этом фоне элементарное
представление о постоянстве формы и относительности
размера в процессе конструктивных игр (больше —
меньше, самая большая, самая маленькая и т. п.);
Во время экскурсий и прогулок: собирать в
маленькое ведро маленькие камушки и листья, а в
большое — большие; из песка делать большие куличики
для большой куклу, маленькие — для маленькой
(соответственно
из
ведёрок
соответствующего
размера); на влажном песке сделать отпечаток подошвы
обуви ребёнка и взрослого сравнить их по размеру;
сравнивать по размеру дерево и куст, дерево и травинку,
куст и травинку.
Выбор геометрических фигур; группировка
геометрических фигур по форме; составление рядов
геометрических фигур, рядов с чередованием;
подбор предметов к модели геометрической
фигуры; Различение округлых форм и предметов и
угловатых.
обведение фигур по контуру, складывание из
счетных палочек (и др. материала), составление узоров
различной формы; узнавание знакомых форм на
рисунке.
Сравнение реальных предметов (мяч, яйцо,
огурец, книга, обруч и др.) с предметами эталонной
формы.
Тренировочные
упражнения
на
дифференциацию объемных тел (шар, куб, брусок,
пластина,
призма
треугольная,
конус,)
и
геометрических
фигур
(квадрат,
треугольник
прямоугольник, круг, овал);
Игры в сухом бассейне с шариками, с мячиком
(первый «Дар Фребеля» ),
катание и бросание мячей разного размера.
Конструирование
квадрата,
треугольника,
прямоугольника и других объектов из палочек разной
величины (счетные палочки, палочки Кюизенера и др.).
Счет количества палочек, необходимых для различных

10-11

12-16

17-19

Точка. Линия.

Вверх – вниз. Вперед –
назад.
Лево – право
Над – под
Далеко – близко
Посередине, между

Мы строители

2

5

3

конструкций.
Преобразование
фигур
путем
перемещения палочек.
Д/и «Отбери от кубиков шарики», «Составь
гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в
разном сочетании: одной формы, одинакового размера,
но разного цвета; две формы разного размера и одного
цвета и т. п.), «Собери колечки (на подставке)», «Домиквкладыш», «Коробки с отверстиями и соответствующими
вкладышами геометрических форм», «Матрешки»,
«Пирамидки»,
«Составь
из
круга
(квадрата,
треугольника и т. п.) и прищепок елку (солнце, бабочку
и др.)», «Конструктор Lego» и др.
Рисование штампиками. Рисование точек.
Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных)
линий на различной поверхности (манка, песок,
бумага). Соединение точек. Рисование геометрической
фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник). Заполнение контура точками. Штриховка
слева направо (сверху вниз, по диагонали). Соотнесение
точек с числом и цифрой.
Перемещение учащихся и учителя (держатся за
руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса
(3 группа).
Изменение положения частей тела.
Перенос с одного места на другое разных
предметов.
Раскладывание
фигур
в
заданной
последовательности
(вертикальные/горизонтальные
ряды), по инструкции: «Положи наверху», «Положи
внизу», «Положи по середине»
Упражнения с перемещением по игровой дорожке,
по следам, по векторным стрелкам ←, ↑, →, ↓
Игровые
упражнения
на
установление
относительности (транзитивности) величины (большой
мяч далеко — маленький мяч близко).
Создание функциональных построек путем
обучения приемам «дополнения» (прикреплять окна и

20-23

Часть и целое

4

двери к построенному дому), «включения» (например,
вокруг достроенного дома располагают деревья,
песочницы и пр., «расстилают» тротуары, дороги, по
которым едут игрушечные машины), обыгрывания
постройки;
формирование пространственных представлений
(вперед — назад, впереди — сзади, рядом, около, близко
— далеко, дальше — ближе, наверху — внизу и пр.) в
процессе игр с конструктивным материалом и
игрушками;
группировка
по
двум
образцам
детали
строительных наборов (кубики, палочки, бруски,
кирпичики, пластины, треугольные призмы — крыши);
сравнение по форме, количеству и величине,
используя приемы приложения и наложения;
отработка последовательной цепочки действий,
направленных на создание отдельной конструкции из
строительного материала;
Игры и игровые упражнения с водой и различными
полистироловыми фигурами, которые, намокнув,
«приклеиваются» к кафельной или зеркальной стене.
Совместное с учащимися создание объемных и
плоскостных конструкций. создание коллективной
постройки (строим одинаковые конструкции, вместе
создаем одну и т.п.)
Складывание разрезных картинок из двух - трех
частей с использованием приема накладывания на
образец (игрушки, овощи, фрукты, знакомые
животные). Составление целого из двух половинок
(овощи, фрукты на липучке).
Составление иллюстрированных кубиков (5
кубика) совместно с педагогом.
Подбор недостающей части к предмету.
Дорисовывание
части
(отдельных
деталей,
симметричной половины) предмета.
Составление фигуры из 5 других.

24-25

Один
одного

–

много,

ни

2

26-27

Пустой – полный

2

28-30

Сравнение множеств
(поровну
(одинаково),
больше, меньше)

3

Практические упражнения на определение
количества: много, мало, пусто, один (с использованием
плодов, воды, геометрических фигур, игрушек,
картинок).
Учить детей равномерно чередовать два цвета при
раскладывании
предметов
в
аппликации
и
конструировании:
Упражнения в набрасывании колец на игровой
модуль «Набрось колечко» — много, мало колец, одно
кольцо, и т. п.
Игровые упражнения на выделение количества
предметов (один, много) на основе тактильного
обследования по типу игры «Чудесный мешочек».
Игры-экспериментирования
с
природным
материалом: «Пускаем кораблики в глубоком и мелком
озере» (используются разные тазы), «Ловля рыбок»,
«Следы на песке», «Игра с корабликами в тазу», «Печем
куличи», «Моем кукол», «Плавающие листья и цветы,
шишки», «Лепим конфеты», «Печем пирожки»,
«Разноцветные колобки» и т. п.
Упражнения на выделение количества: пустой –
полный с использованием плодов, воды, песка.
Практические действия с песком. Пересыпание.
Черпание ложкой.
Игры и игровые упражнения на сравнение
одинаковых объемов песка, находящегося в разном
физическом состоянии (сухой и мокрый): определение,
какая емкость тяжелее.
Игры-экспериментирования: «Пустые и полные
кастрюли», «Пустые и полные вазочки (корзинки)»,
«Наливаем чай в чашки», «Наливаем суп в тарелки»,
«Возьми у меня пустой (полный воды) тазик и т. п.» и
др.
Заполнение ведерок, формочек контрастных
размеров для определения количества (в большом
ведерке много песка, а в маленьком — мало).

Насыпание/ высыпание песка (гороха) из ведерок
в две кучки (видеть и тактильно ощутить, где много, а
где мало).
Выбор без пересчета соответствующее количество
предметов и проверка правильности выполнения задания
способами наложения и приложения одного количества
предметов или картинок на другое.
Опыты -исследования на понимание принципа
сохранения количества вещества, не зависящего от
величины сосуда, в котором оно находится.
31-40

Счет в пределах 10.
Число и цифра 1 до 10.

41-44

Решение задач на
увеличение на одну единицу
в пределах 10. Решение
задач на уменьшение на
одну единицу в пределах 10.

10

4

Практические
упражнения
на
выделение
количества: один, два, три, четыре и так далее (с
использованием плодов, воды, геометрических фигур,
игрушек, картинок).
Рисование цифр 1, 2, 3, 4, 5,6,7,8,9,10 по точкам,
трафаретам, на песке, лепка из глины, пластилина, вата,
выкладывание из природного материала, шнурков и т.
п.
Упражнение на соотнесение количества с цифрой.
Вырезание определенного количества кружков,
полосок, квадратов по инструкции взрослого или по
результатам пересчета предметов предъявленного
множества («Сделай столько же, сколько…»).
Игровые упражнения на выделение количества
предметов (один, два, много) на основе тактильного
обследования по типу игры «Чудесный мешочек».
Узнавать цифры путем зрительного и осязательнодвигательного обследования; соотносить.
Обыгрывание ситуаций по типу: «У куклы Маши
день рождении» (количество персон, цвет, размер).
Пересчет предметов, называние итогового числа,
обозначение соответствующей цифрой.
Обыгрывание ситуаций «Я- пассажир» (выбор
нужного номера, покупка билета). "У куклы Маши день
рождения" (количество персон, цвет, размер)

45-50

Урок – игра «Спасение
Колобка»

6

51-53

Предметы
заместители

3

-

54-56

Творческие игры

3

57-58

«За покупками идем!»
(урок - игра)

2

59-62

Линейка.

4

«Чаепитие» (поставить 2 чашки, положить 2 ложки
сахара). "У нас новоселье" и т.д.
Коллективное выполнение различных заданий ( на
усмотрение педагога).
Выбор предметов, разных по цвету, назначению и
размеру (грибочки, елочки, домики, конструктор лего и
т. д.).
Сравнение двух групп предметов по их
количественному
признаку
с
использованием
различных
способов
проверки:
приложение,
подкладывание,
соотнесение,
переливание,
пересыпание и пересчет.
Наблюдение за использованием взрослым
предметов- заместителей и подражание действий
взрослому,
использование конструктивного материала в
качестве предметов-заменителей, замещая один предмет
другим (мозаика – конфеты, кубик – тортик, колечки от
пирамидки – баранки).
Учитывание знакомых свойств предметов в
предметно-практической и игровой деятельности
(шарик катится; кубик стоит, не катится; большой
домик для большой матрешки, маленький — для
маленькой).
Лепка из глины и пластилина объектов,
отличающихся по величине (курочка с цыплятами,
неваляшки — мама и дочка, ежиха и ежата).
Экскурсии.
Обыгрывание
ситуаций
«Япокупатель»
(покупка
товара,
оперирование
денежными купюрами (умение рассчитываться),
выстраивание очереди), Выполнение последовательных
действий алгоритма (что сначала, что потом?).
сюжетно-дидактические
игры
«Аптека»,
«Магазин», «Почта», «Театральная касса — кукольный
театр»
Измерение длины отрезков, длины (высоты)
предметов линейкой.

63-65

Часы. Время.

3

66-68

Условная мерка.

3

Черчение линий в любом направлении.
Узнавание часов, их частей (стрелки часов,
циферблат), их назначение. Настольно-печатные игры,
упражнения с настоящими и игрушечными часами.
Тренировочные упражнения по определению времени
(час).
Части суток, соотнесение названий частей суток с
соответствующими картинками, стихотворениями,
потешками и песенками. Противоположные части
суток: утро и вечер, день и ночь. Части суток,
предшествующие друг другу и следующие друг за
другом (ночь после вечера, перед утром; день между
утром и вечером). Наблюдение сезонных изменений в
природе,
беседы,
игровые
упражнения
с
использованием
иллюстративного
материала,
продуктов детского творчества (времена года).
«Чтение» пиктограмм «день- ночь», «зима – лето»,
«весна
–
осень»,
расположение
в
нужной
последовательности.
Изображение людей и животных в разное время
года, суток с помощью мимики и пантомимики.
Практические действия с использованием
условных мерок (полоски бумаги, ленточки, тесемки)
для измерения длины и ширины различных предметов и
соотнесение их по этим пар.
Отмеривание
условной
меркой
заданное
количество: «Насыпь 3 ложки риса», «Налей 2
стаканчика воды», «Отмерь 1 ложку».
Учить сравнивать величины с помощью условной
мерки.

Критерии оценивания
Обучающиеся с ТМНР бального оценивания по предметам не имеют. Оценивание производится по итогам мониторинга. При выполнении
заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений происходит в ходе
выполнения заданий на различные действия.

Список используемой литературы:
1.Программа обучение детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития: программно-методические
материалы, под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
2. Математика: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 1 часть / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2018;
3. Математика: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / В. В. Эк, - М.:
Просвещение, 2016;
4. С.Д. Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении
математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015.
5. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном
этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. –
М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.
7. Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной
основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по
формированию вычислительных навыков, и другие средства;
8. Демонстрационный материал: таблицы, набор цифр, знаков
9.Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
- https://fgosreestr.ru/
- https://ovz.edu.gov.ru/
- https://ovzrf.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».