Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Согласовано с родителями
----------------------Фоломкин М.В.
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И----------------Приказ №--------от « »--------------2025г.
Утверждаю:
Директор
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ №
от «
» ________ 2016
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Фоломкиной Ульяны 3 класс 2 вариант
на 2025-2026 уч. год
Составитель: Актимирова Р.
Учитель индивидуального обучения
Г. Реж 2025г
Структура СИПР.
1. Пояснительная записка
2. Общие сведения о ребёнке
3. Индивидуальный учебный план
4. Расписание индивидуальных занятий
5. Содержания образования
5.1. Базовые учебные действия.
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
6. Оценка предметных результатов
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:
ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599 Адаптированной основной общеобразовательной
программы, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой,
умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных
потребностей учебного плана школы;
Целью реализации такой программы является обретение ребенком таких жизненных
компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной
самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его
включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного
расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
каждого обучающегося пределах.
Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать
целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития,
соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его
индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную
направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы
были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и
исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками;
«письменные» упражнения;
предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация,
резание;
обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв.
Основные задачи коррекционного обучения:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности
обучающегося впроцессе обучения и коррекция их недостатков.
Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов
деятельности.
Формирование
представлений
значимой
иравноправной личности для окружающих.
Формирование
о
коммуникативных
себе
как
умений
«я»,
и
социальныхконтактов с окружающими людьми, адекватного поведения в
социальной среде.
Формирование социально - бытовых, трудовых умений и навыков,
обеспечивающихжизнедеятельность;
Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы
были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и
исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками;
«письменные» упражнения.
обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный
взаимодополняющих
образовательный
и
стандарт,
взаимодействующих
представленный
компонентах,
в
двух
(«академический»
и
формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая
поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его
настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по
академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками
достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает
необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в
условиях семьи и гражданского общества.
2. Общие сведения
ФИО ребенка: Фоломкина Ульяна Михайловна
Дата рождения: 28.05.2016 г.
Место жительства: г. Реж, ул.О.Кошевого д.15 кв.25
Отец: Фоломкин Михаил Вячеславович
3. Индивидуальный учебный план на 2022 – 2023 учебный год.
Индивидуальный учебный план
№
1.
Наименование
Наименование учебного
предметной области
предмета
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная
Количество часов
В неделю
Всего
1
34
1
34
1
34
1
34
коммуникация
2.
Математика
Математические
представления
3.
Окружающий мир
Окружающий природный
мир
4.
Окружающий мир
Окружающий социальный
мир
4. Расписание индивидуальных занятий.
Дни недели
Понедельник
Предмет
1.
Окружающий
Время
8.30 – 9.10
природный мир
2.
Окружающий
9.10 – 9.50
социальный мир
Четверг
1. Математические
8.30- 9.10
представления
2. Речь и
альтернативная
коммуникация
9.10 – 9.50
5. Содержание образования.
5.1.Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной
умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению
содержанием СИПР и включает следующие задачи:
1.
Подготовка обучающегося
к нахождению и
обучению в среде
сверстников.
2.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Умение выполнять инструкции педагога («на», «дай», «возьми»,
«посмотри наменя», «покажи»);
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.
Формирование умения выполнять задание:
В течение определенного периода времени;
От начала до конца;
С заданными качественными параметрами.
4.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т. д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач
происходит, на индивидуальных занятиях по учебным предметам.
5.2 Содержание учебных предметов
Речь и альтернативная коммуникация»:
•
«Коммуникация»: формирование навыков установления, поддержания и
завершения контакта.
•
«Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»:
пробуждение речевой активности на основе «чтения» пиктограмм, «альтернативное
чтение».
•
«Импрессивная речь»: формирование умения понимать произнесенные
слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные
слова
•
«Экспрессивная речь»: формирование умения употреблять в общении
слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания.
Основные задачи реализации содержания:
•
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка. Развитие коммуникативной функции речи ученика.
•
Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные
средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач
•
Развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных
невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов. Формирование навыка
использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в
диалоге.
•
Расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального,
предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
•
Формирование умения самостоятельно воспроизводить тексты, используя
для этого вербальные и невербальные коммуникации.
Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Речь и
альтернативная коммуникация» предполагает обучение обучающихся альтернативным
приемам работы с различными видами доступной информации,
использование
альтернативных средств коммуникации («чтение» телесных и мимических движений;
чтение» изображений на картинках, аудиальное «чтение»).
Цели коррекционно-развивающей работы:
•
Формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием
средств вербальной и альтернативной коммуникации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В качестве показателей развития обучающихся рассматривается уровень усвоения
средств общения (речевых и неречевых) - понимание выразительных движений и
естественных жестов, передача мысли с помощью символов, слов, называние, показ,
подбор картин: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии,
явления природы.
Предметные результаты освоения предмета:
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков, жестов.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов,
взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, пиктограмм.
Использование доступных жестов для передачи сообщения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач
Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях
Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Узнавание и различение образов некоторых графем (букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка,
штриховка, печатание букв.
Календарно-тематическое планирование
Речь и альтернативная коммуникация
№№п/п
Тема урока
Кол-во часов.
Раздел "Это – Я»
«Моё имя» (сведения о себе, работа с пиктограммами, рисование и
дорисовывание)
Просьба «дай», «мама, дай» (работа с пиктограммами)
1
3
«Моя семья (мама, папа, брат, дедушка, бабушка)». (соотнесение
пиктограмм «мама», «папа», «брат», «дед», «бабушка» с фотографиями)
Раздел «Я – человек»
1
4
«Части тела: голова, руки, ноги» (конструирование человечка из бумажных
шаблонов, конструктора)
«Эмоции (радость-грусть)». (Пиктограммы «смеется», «плачет»)
1
6
"Лицо и тело" (раскрашивание, штриховка, работа с картинками,
изображающие эмоции и их признаки)
Раздел « Явления природы. Осень»
1
7
«Осенний листопад (поделки из листьев)»
1
8
«Явление природы. Солнце» (вырезывание из бумаги, выкладка их гороха).
1
9
«Явления природы. Дождь». (Рисование красками, чтение потешки
«Дождик, дождик кап-кап-кап»).
«Осенние насекомые - мухи» (звукоподражание, раскрашивание контура).
1
1
2
5
10
1
1
1
Раздел «Дары осени»
«Сенсорная коробка «Дары осени» (игровые упражнения с природным
материалом: шишки, желуди, каштан, кора деревьев, и др.)
Пиктограмма «яблоко», «груша, банан» (работа с пиктограммами,
закрашивание трафарета, рисование и дорисовывание, штриховка)
«Овощи: морковь. Сравнение с яблоком» (сложить разрезные картинки,
вырезывание из бумаги, штриховка).
1
14
«Овощи: лук, картошка, огурец» (разрезные картинки)
1
15
«Овощи: помидор. Сравнение огурцом» (цвет и форма, сравнение,
1
11
12
13
1
1
разрезные картинки, штриховка).
Раздел «Звуки природы»
16
«Птицы в лесу. Аудиозапись» (прослушать голоса птиц,
звукоподражание).
1
17
«Голоса домашних животных». (Аудиозапись, просмотр видео,
звукоподражание).
1
Раздел «Я и мои игрушки»
18
Потешка «Мишка косолапый» (чтение, совместное проговаривание слогов,
игра «помоги Мишке собрать шишки»)
1
Раздел «Домашние животные и птицы»
19
«Кошка. Части тела» (видеоролик из жизни кошек, звукоподражание,
части тела животного)
1
20
«Собака. Сравнение с кошкой» (чем питаются, какая польза для человека,
части тела, звукоподражание)
1
21
«Детеныши домашних животных» (разрезные картинки, раскрашивание и
обводка контура)
1
Раздел « Явления природы. Зима»
22
«Явление природы: снег, снегопад» (наблюдение в природе, игрыпантомимы «падают снежинки», уточнить представления о снеге, его
свойствах)
1
23
«Лепка снеговика» (игры со снегом, аппликация из цветных салфеток,
ватных дисков, раскрашивание)
1
Раздел «Дикие животные зимой»
24
«Волк, заяц, лиса, медведь: строение и образ жизни» (чем питается, где
живет, части тела, узнавание на картинке)
1
25
Дикие животные: обобщение. ( где живут? – в лесу, чем питаются
зимой?)
1
Раздел « Явления природы. Весна»
26
«Весна. Тает снег, капель» (игры с водой, наблюдение за таянием сосулек,
свойства воды – жидкая, прозрачная, течет)
1
Раздел «Растительный мир весной».
27
Деревья. (распознавание на картинке, строение, раскрашивание контура,
аппликация)
1
28
Почки и листья. (распознавание в природе и на картинке, рисование
красками, прикрепление комочков пластилина к контуру)
1
Раздел «Одежда и обувь».
29
Зимняя и летняя одежда. (игра «Оденем кукол нам прогулку», подобрать
одежду по погоде).
1
Аудиальное чтение
30
Сказка «Теремок» - аудиочтение. (чтение, выделение персонажей сказки,
определение последовательности событий в сказке, рисование сказки, пазл)
1
Звуки и буквы.
31
Звуки «А», «У» -артикуляция.
1
32
Звук и буква «О» (артикуляция, узнавание графического образа,
написание по трафарету, обводка по контуру).
1
33
Звук и буква «М» (артикуляция, узнавание графического образа буквы и
конструирование из палочек)
1
34
Письмо изученных букв и слогов. (Написать по опорным точкам)
1
ИТОГО ЗА ГОД: - 34 урока
34 часов
Математические представления:
Общая характеристика учебного предмета «математические представления»:
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными
математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание
ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы
математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы
ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни:
определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать
домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе
освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в
окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных
отношениях, решении повседневных задач.
В то же время необходимо отметить, что формирование элементарных научных
знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может
быть, достигнут, только если интеллектуальные возможности ребенка, состояние его
здоровья позволяют сделать это.
Курс «Математические представления » состоит из следующих разделов:
Представления о форме, Представления о величине.
Пространственные представления, Временные представления.
Количественные представления.
Основные задачи (цели) реализации содержания
Предметные (образовательные):
развитие
элементарной
жизнеобеспечивающей
ориентировки
в
пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей
действительности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости
формирование элементарных общеучебных умений.
развитие наглядно-действенного мышления и элементов нагляднообразного и логического мышления.
формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях на
наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
формирование представлений о части суток, количестве (дочисловых
представлений), числе, знакомство с цифрами, счет, решение простых арифметических
задач с опорой на наглядность.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие сенсорных представлений, мелкой моторики кистей рук, развитие
познавательной активности ученика,
овладение элементарной математической
терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в действительности,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
o
Предметные результаты:
развивается понимание математической
терминологии, понимание слов, обозначающих объекты, развитие жизнеобеспечивающей
ориентировки в пространстве и времени.
o
Личностные:
развитие навыков общения по содержанию предмета
«Математические представления»
Календарно-тематическое планирование
Математические представления
№
№п
/п
Тема урока
Кол-во часов
Количественные представления.
1
Нахождение одинаковых предметов. (Игра «найди пару»)
1
2
Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество
1
3
Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто». (сравнение множеств без
пересчета, с пересчетом)
1
4
Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание
1
5
Сопоставление двух объектов по величине (большой-маленький)
1
6
Сравнение предметов по ширине (узкий-широкий)
1
7
Пересчет предметов по единице
1
8
«Цифра 1» (письмо цифры по трафарету, обводке, по опорным точкам)
1
9
«Цифра 2» (узнавание цифры, лепка из пластилина, конструирование из палочек)
1
10
«Написание цифры 3» (по трафарету, по светлому контуру, по контурным линиям,
по опорным точкам.)
1
Раздел «Представления о форме»
11
«Цифра 4» Геометрические тела: «шар», «куб»
предметов с геометрическими телами.)
12
«Цифра 5»Штриховка геометрической фигуры-шар
1
13
14
«Цифра 6»« Треугольник, квадрат, круг, точка, линия». (Узнавание геометрических
фигур, соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами)
2
15
Сборка геометрической фигуры
из 2-х , 3-х, 4-х частей)
1
16
«Цифра 7»Штриховка геометрической фигуры-треугольник, квадрат.
1
17
18
«Треугольник, круг, квадрат» (Штриховка и обводка геометрической фигуры по
шаблону, трафарету, контурной линии)
2
19
«Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник» (Построение геометрических фигур:
треугольника, круга, квадрата из счётных палочек)
2
20
(Узнавание, соотнесение формы
(Собрать треугольник, квадрат, прямоугольник, круг
1
№
№п
/п
Тема урока
Кол-во часов
Пространственные представления
Ориентация в пространстве тела. (Ориентация в пространственном расположении
частей тела на себе, другом человеке, изображении: верх, вверху, низ, внизу, перед,
спереди, зад, сзади, правая и левая рука, нога, сторона тела)
2
«Цифра 8» Ориентация в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу, впереди, сзади,
справа, слева. (Определение месторасположения предметов в пространстве)
Расположение предметов в пространстве: на, в, внутри, перед, за, над, под, в центре.
(Определение месторасположения предметов в пространстве)
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад,
вправо, влево
1
26
«Цифра 9» Ориентация на плоскости: вверху, внизу, в середине (центре), справа, слева.
1
27
Понятия: первый, последний, перед, после, за, между. (Определение отношения
порядка следования: первый, последний, перед, после, за, между)
1
28
Совместное перемещение учителя и обучающегося в пространстве класса, комнаты.
1
21
22
23
24
25
1
1
Временные представления.
29
«Части суток (утро, день, вечер, ночь)» (Узнавание (различение) частей суток (утро,
день, вечер, ночь))
1
30
«Цифра 10» Сравнение людей по возрасту
1
Представления о величине.
31
32
33
34
«Большой, маленький, длинный, короткий» (Различение однородных (разнородных по
одному признаку) предметов по величине методом наложения, приложения)
Сравнение 3-х предметов по величине. (Определение среднего по величине предмета
из 3-х предложенных предметов)
«Длинный, короткий, узкий, широкий» (Сравнение предметов по длине и ширине)
1
1
1
Высокий, низкий, толстый, тонкий» (Различение двух предметов по высоте по
толщине)
ИТОГО ЗА ГОД: - 34 урока
34 часа
Окружающий природный мир
Пояснительная записка:
Общая характеристика учебного предмета:
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди
учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой»,
поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода
системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми,
начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во
внеурочной деятельности.
Курс «Окружающий природный мир » состоит из следующих разделов:
Временные представления
Животный мир
Растительный мир
Объекты природы
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного
предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества,
навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной
среде
духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных
изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения
и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять
знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и
безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов
доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
В программе выделяются следующие основные задачи:
•
формировать первоначальные представления о природе, объектах и
явлениях живой и неживой природы;
•
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных,
растений, к явлениям природы);
•
создавать условия для возникновения речевой активности детей и
использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в
самообслуживании и в повседневной жизни;
•
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания
ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
•
воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия,
развивать субъектно-объектные отношения;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
Календарно-тематическое планирование
Окружающий природный мир
№п.п
Тема урока
кол-во часов
1
Человек и природа. Живая и неживая природа.
1
2
«Осень, в гости просим!» Экскурсия
2
3
«Что нам осень принесла?» Явления природы: дождь, листопад.
1
4
Овощи. (Картофель. Капуста).
1
5
Фрукты (Апельсин. Лимон).
1
6
Грибы.
1
7
Лес. Правила поведения в лесу. Рябина. Береза.
1
8
Какие бывают растения?
1
9
Части дерева (лист). Составление гербария.
1
10
А кто такие птички? (Домашние и дикие). Перелетные и неперелетные птицы.
2
11
В мире животных.
1
12
Сравнение зверей и птиц.
1
13
Здравствуй, зимушка-зима!" Зима в Инте. Зимние явления природы (снег,
метель, лед, иней ) Экскурсия
2
14
Что делают растения зимой?
1
15
Животные и птицы зимой.
1
16
Дикие животные. Еж. Белка.
1
17
Домашние животные. Корова. Лошадь. Уход.
1
18
Что бывает зимой? Природа и человек.
1
19
Воздух и вода. Значение для человека и животных.
1
20
Весна, пришла! Явления природы: солнце, ветер. Экскурсия.
2
21
Растения весной. Части растений (лист, ветки).
1
22
Комнатные растения. Бегония. Уход.
1
23
Жизнь птиц весной.
1
24
Животные весной.
2
25
В саду и в огороде.
1
26
Скоро лето! Викторина «Когда это бывает?»
2
27
Повторение.
3
ИТОГО ЗА ГОД: - 34 урока
34
Окружающий социальный мир
Пояснительная записка:
Данная
рабочая
программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с
этим программа учебного предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет
планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе
включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений
ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения,
формирование общепринятых способов социального взаимодействия.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
•
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения),
•
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов,
действия с ними),
•
формирование способов социального взаимодействия.
Программа представлена следующими разделами:
«Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Предметы быта»,
«Транспорт», «Традиции и обычаи».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных
планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста
ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционной программы.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Календарно-тематическое планирование
Окружающий социальный мир
№
1
2
3
4
Тема урока
Я – ученик. Школьные принадлежности. Тетрадь, карандаш, портфель и
т.д.
Материалы, созданные человеком. Бумага. Свойства бумаги. Оригами.
Игрушки. Матрешка, Дерево. Свойства дерева. Конструирование из
деревянных палочек.
Стеклянные предметы. Свойства. Т.Б. при обращение с предметами из
стекла.
кол-во часов
2
1
1
1
1
1
1
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира).
Части дома. Комната.
Назначение комнат.
Постройка дома из строительного материала. Чтение сказки «Кошкин
дом».
Мебель (стол, стул, кровать, кресло).
Продукты питания. Полезные продукты.
Игровые действия «Витаминка». Фрукты и овощи.
Сказка «Лиса и журавль». Молочные продукты. Польза.
Предметы быта.
Помощники в доме (бытовые приборы: пылесос, чайник, телевизор,
компьютер).
Чайная посуда. Игровые действия.
Столовая посуда. Игровые действия.
Транспорт. Наземный транспорт. Части наземного транспорта.
Автобус. Назначение.
Машина. Назначение.
Я – пассажир, я- водитель. «Гараж». (Игровые действия).
Транспорт на улице.
Правила дорожного движения (поход в игровую комнату)
Магазин. Правила поведения в магазине.
Экскурсия в продуктовый магазин
Экскурсия в магазин промышленных товаров
Стоимость товаров
27
28
Продавец- покупатель. Я- покупатель (Игровые действия).
Почта. Письмо. Посылка.
1
1
29
30
31
32
33
34
Игровые действия «Почтальон». Чтение С. Я. Маршака «Почта».
«1 мая- праздник всей страны!».
«9 мая – День победы! Великий праздник».
Знакомство с Георгиевской лентой
Экскурсия на площадь ДК «Гоизонт»
Повторение.
ИТОГО ЗА ГОД: - 34 урока
1
1
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
3
34 часа
1. Оценка предметных результатов.
Содержание
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
1.1. Коммуникация
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.
1.1.1.5. Использование слова как средства коммуникации: *
приветствовать собеседника (прощаться с ним)
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных
средств.
1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации
1.2.1. Импрессивная речь
1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя
1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи,
имена членов семьи, учащихся класса, педагогов
1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.)
1.2.1.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.)
1.2.1.5. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
1.2.1.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма и др.)
1.2.1.9. Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.)
1.2.2. Экспрессивная речь
1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов
1.2.2.2. Называние собственного имени
1.2.2.3. Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся
класса, педагогов класса)
1.2.2.5. Называние (употребление) обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.)
1.2.2.6. Называние (употребление) слов, обозначающих
действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.)
1.2.2.10. Называние (употребление) слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.)
1 полугодие
2 полугодие
2. Математические представления
2.1. Количественные представления
2.1.1. Нахождение одинаковых предметов
2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»
2.1.9. Узнавание цифр
2.1.10. Соотнесение количества предметов с числом
2.1.11. Обозначение числа цифрой
2.1.12. Написание цифры
2.2. Представления о форме
2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур:
треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия
(прямая, ломаная), отрезок
2.2.5. Соотнесение формы предметов с геометрическими
фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
2.2.7. Составление геометрической фигуры (треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек
2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг)
2.2.9. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной
линии)
2.3. Пространственные представления
2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей
тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ
(внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога,
сторона тела)
2.3.2. Определение месторасположения предметов в
пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там),
сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева,
на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в
центре
2.3.7. Определение отношения порядка следования: первый,
последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом,
между
2.4. Временные представления
2.4.1. Узнавание (различение) частей суток
2.4.2. Знание порядка следования частей суток
2.4.7. Различение времен года
2.5. Представления о величине
2.5.6. Сравнение предметов по длине
2.5.8. Сравнение предметов по ширине
2.5.9. Различение предметов по высоте
2.5.10. Сравнение предметов по высоте
2.5.15. Различение предметов по толщине
2.5.16. Сравнение предметов по толщине
3. Окружающий природный мир
3.1. Временные представления
3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер,
ночь)
3.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро,
день, вечер, ночь)
3.1.3. Соотнесение частей суток с видами деятельности
3.1.14. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень,
зима) по характерным признакам
3.1.19. Узнавание (различение) явлений природы (дождь,
снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)
3.1.20. Соотнесение явлений природы с временем года
3.2. Животный мир
3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова,
свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)
3.2.6. Знание способов передвижения домашних животных
3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные»
3.2.10. Узнавание (различение) детенышей домашних
животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок,
котенок, щенок)
3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие
животные»
3.2.16. Узнавание (различение) детенышей диких животных
(волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок)
3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух),
утка, гусь, индюк)
3.2.31. Объединение домашних птиц в группу «домашние
птицы»
3.2.33. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц
(цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)
3.2.34. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь,
ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)
3.3. Объекты природы
3.3.1. Узнавание Солнца
3.3.3. Узнавание Луны
3.3.18. Узнавание леса
3.3.22. Узнавание луга
3.3.31. Узнавание воды
3.3.40. Узнавание огня
3.3.42. Знание значения огня в жизни человека
3.3.43. Соблюдение правил обращения с огнем
3.4. Растительный мир
3.4.27. Знание строения гриба (ножка, шляпка)
3.4.28. Различение съедобных и несъедобных грибов
3.4.33. Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок)
3.4.43. Знание особенностей ухода за комнатными растениями
4.
Окружающий социальный мир
4.1.Предметы и материалы, изготовленные человеком.
4.1.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)
4.1.2. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности
(альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре
(глянцевая, бархатная и др.)) узнавание предметов,
изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.
4.1.3. Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги,
фигурный дырокол)
4.1.3.Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в
воде, дает тепло, когда горит)
4.1.4 Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол,
полка, деревянные игрушки, двери и др.)
4.1.5. Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся))
4.2.Предметы быта
4.2.1.Узнавание (различение) электробытовых приборов.
4.2.2. Узнавание (различение) предметов мебели
4.2.3. Узнавание (различение) предметов посуды
4.3. Транспорт.
4.3.1. Узнавание (различение) наземного транспорта
(рельсовый, безрельсовый)
4.3.2. Знание назначения наземного транспорта
4.4. Традиции, обычаи
4.4.1.Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год)
Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга
- выполняет задание со значительной помощью
зп
- выполняет задание с частичной помощью
чп
- выполняет задание по подражанию
п
- выполняет задание по образцу
о
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
сш
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)
+
- выполняет задание со значительной помощью
зп
Реакция на воздействия
- негативная реакция
- нейтральная реакция
- положительная реакция
нг
нр
пр
Система оценивания БУД.
№
п/п
Группа БУД
1
Подготовка ребенка к
нахождению и обучению
в среде сверстников, к
эмоциональному
взаимодействию с
группой обучающихся.
Перечень учебных действий
- Умение понимать мимику и
пантомимику сверстников.
- Умение концентрировать
направленность взгляда на говорящего
взрослого/задание.
- Умение оценивать состояние
сверстников, взрослых по мимике,
пантомимике.
Максимум 15 баллов
Оценка
сформированности (в
баллах)
Начало
Конец
уч. года
уч. года
2
3
Формирование учебного
поведения
- Умение выполнять инструкции
педагога.
- Умение выполнять действия по
образцу и по подражанию.
- Умение использовать по назначению
учебный материал.
Максимум 15 баллов
- Умение выполнять задание в течение
определенного периода времени.
Формирование умения
выполнять задание
- Умение выполнять задание от начала
до конца.
- Умение выполнять задание с
заданными качественными
параметрами.
Максимум 15 баллов
4
Формирование умения
самостоятельно
переходить от одного
задания (операции,
действия) к другому в
соответствии с
расписанием занятий,
алгоритмом действия и
т.д.
- Умение пошагово выполнять задание.
- Умение следовать наглядной
развернутой инструкции педагога.
- Умение следовать словесной
инструкции педагога.
- Умение самостоятельно выполнять
задание.
Максимум 20 баллов
Итого баллов
I уровень сформипрванности
БУД
IIуровень сформипрванности
БУД
Обучающиеся понимают смысл действий, способны
самостоятельно применять действия в любых ситуациях.
Обучающиеся понимают смысл действий, способны
самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в
необычной ситуации допускают ошибки, не могут исправить
их по замечанию учителя.
50-65
баллов
32-49
баллов
III уровень сформипрванности
БУД
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной
ситуацией, в основном выполняет действия по указанию
учителя.
20-31
балл
IV уровень сформипрванности
БУД
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий,
действия выполняет только по указанию учителя, в
затруднительных ситуациях не может справиться с
поставленной задачей.
0-19
баллов