Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__» ______20__г
Рабочая программа по чтению
для обучающегося 4 класса
Продан Гавриила
(АООП 1 вариант)
Составитель: Актимирова Р.Р.
учитель ндивидуального обучения
Реж – 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования ГБОУ «Центр «Дар»
Цель: учить правильному чтению слов, предложений и текстов по слогам.
Задачи:
−
формирование умения читать доступный пониманию текст вслух и про себя;
−
развитие умения осмысленно воспринимать содержание текста, умение поделиться впечатлением о прочитанном, умение
пересказывать текст;
−
развитие навыка правильного, сознательного и выразительного чтения;
−
формирование читательской самостоятельности у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими,
доступными их пониманию произведениями детской литературы;
−
формирование навыка самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умение выбирать книги
по интересу;
−
формирование навыка самостоятельной работы с книгой.
2
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного
плана.
На изучение учебного предмета по учебному плану в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 34 учебных недели, 136 часов в год.
Содержание рабочей программы
Раздел
Примерные
темы
лексические
Дидактические единицы
«Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время- потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима,
аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные
истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми
словами.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами,
послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами.
Выразительное чтение
Чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонация конца предложения, вопросительной и восклицательной
интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания
читаемого (радость, грусть, удивление, обида). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи
(мальчик затараторил, радостно воскликнул и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Прослушивание текста с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности событий и поступков
героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя
авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно
узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная
работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи.
Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам.
Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с
содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их
толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное
выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Сознательное чтение
Развитие речи.
Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного
учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с
использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно – целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на
соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.) Предварительная работа над
текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать,
заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и
выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по
оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной
3
библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
− читать текст после предварительного анализа вслух целыми
− осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми
словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с словами;
соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
− пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
− отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
− выделять из текста предложения на заданную тему;
− определять основную мысль текста после предварительного его
− участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;
анализа;
− участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и
− читать текст про себя с выполнением заданий учителя;
событий;
− определять главных действующих лиц произведения;
− выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
− давать элементарную оценку их поступков;
− читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств
устной выразительности (после предварительного разбора);
− пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя,
картинный план или иллюстрацию;
− выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
-будут иметь представления о добре и зле, правде и лжи, о трудолюбии и
за свою Родину;
лени;
-воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
-научатся регулировать поведение в соответствии с нормами и этическими
культуре других народов;
требованиями;
-сформированность адекватных представлений о собственных
-будет сформирована мотивация к обучению.
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-будет возможность оказывать в сотрудничестве необходимую
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
взаимопомощь;
и развивающемся мире;
-научатся аргументировать собственную позицию при выработке решения.
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
4
социально значимых мотивов учебной деятельности;
-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
-проявление готовности к самостоятельной жизни.
Календарно-тематическое планирование-34ч
Тема
1.Снова в школу. По Н.Носову
2.Жил-был учитель. Э.Мошковская
3.М. Пляцковский. Чему учат в школе
4.Поздравление. По Ю.Ермолаеву
5.Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу
6.Е.Ильина. Шум и Шумок.
7.Почему сороконожки опоздали на урок. В.Орлов
8.Три желания Вити. По Л.Каминскому
9.Читалочка. В.Берестов
10.Зарубите на носу. По М.Бартеневу
11.Загадки
12.Обобщающий урок по разделу «Школьная жизнь»
13.Жёлтой краской кто-то…Н.Антонова
14. Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой
15.Подарки осени. Е.Благинина
16.Лесные подарки. По Л.Воронковой
17Лес осенью. А.Твардовский
18.В осеннем лесу. По В.Путилиной
19.Славная осень! Н.Некрасов
20.Отчего осень грустна. По Ю.Шиму
21.Осень. К.Бальмонт
22.Три сойки. По Ю.Ковалю
23.Холодная зимовка. По Н.Сладкову
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
5
24.Скучная картина! А.Плещеев
25.Сказка про маленького жучка. По О.Иваненко
26.Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому
27.Время листьям опадать… По Г.Граубину
28.Осенние загадки.
29. Обобщающий урок по разделу «Время листьям опадать». Экскурсия
30. Пекла кошка пирожки…Русская потешка
31.Сенокос. Чешская потешка
32.Карусели. По Л.Пантелееву
33.Прятки. По Н.Носову
34.Считалки.
136. Экскурсия в природу. Чтение стихов про лето, рисунки на асфальте.
Тема, раздел
Школьная жизнь
(Выразительное чтение – 12 ч
1.Снова в школу. По Н.Носову
2.Жил-был учитель. Э.Мошковская
3.М. Пляцковский. Чему учат в школе
4.Поздравление. По Ю.Ермолаеву
5.Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу
6.Е.Ильина. Шум и Шумок.
7.Почему сороконожки опоздали на урок.
В.Орлов
8.Три желания Вити. По Л.Каминскому
9.Читалочка. В.Берестов
10.Зарубите на носу. По М.Бартеневу
11.Загадки
12.Обобщающий урок по разделу «Школьная
жизнь»
Время листьям опадать
(Сознательное чтение) – 17 ч
1.Жёлтой краской кто-то…Н.Антонова
2.Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой
3.Подарки осени. Е.Благинина
4.Лесные подарки. По Л.Воронковой
Содержание
Прослушивание текста с установкой
на осмысление его содержания и
эмоциональную оценку. Умение
осознанно читать предложенный
текст, передавать его содержание по
вопросам учителя. Ответы на
вопросы по содержанию. Выборочное
чтение для ответа на вопрос. Чтение
по ролям. Установление смысловых
связей между поступками героев;
эмоциональным состоянием героя и
причинами, его вызвавшими.
Нахождение ответа на вопрос в тексте
стихотворения. Выразительное
чтение диалога с интонацией,
соответствующей знакам препинания.
Умение передавать голосом
вопросительную и восклицательную
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Виды деятельности, формы работы
Минимальный
Достаточный
- осознанное и правильное -умеют выразительно читать,
чтение текста вслух по слогам соблюдать паузы, интонации
и целыми словами;
конца предложения,
-пересказ
содержания восклицательной и
прочитанного
текста
по вопросительной интонации,
вопросам с помощью учителя интонации перечисления.
- участие в коллективной
работе по оценке поступков
героев и событий;
- отвечать на вопросы по
прочитанному;
- выделять главных
-умеют прослушивать текст с
установкой на его
эмоциональную оценку.
-устанавливают причинности
событий и поступков героев.
-умеют узнавать
6
5.Лес осенью. А.Твардовский
6.В осеннем лесу. По В.Путилиной
7.Славная осень! Н.Некрасов
8.Отчего осень грустна. По Ю.Шиму
9.Осень. К.Бальмонт
10.Три сойки. По Ю.Ковалю
11.Холодная зимовка. По Н.Сладкову
12.Скучная картина! А.Плещеев
13.Сказка про маленького жучка. По
О.Иваненко
14.Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому
15.Время листьям опадать… По Г.Граубину
16.Загадки.
17.Экскурсия. Наблюдение за листьями.
Делу- время, потехе- час
(Внеклассное чтение) – 7 ч
1.Пекла кошка пирожки…Русская потешка
2.Сенокос. Чешская потешка
3.Карусели. По Л.Пантелееву
4.Прятки. По Н.Носову
5.Считалки.
6.Жмурки. По М.Булатову
7.Обобщающий урок по разделу «Делу- время,
потехе-час»
В мире животных
(Развитие речи) – 13 ч
1.Бодливая корова. По К.Ушинскому
2.Упрямый котёнок. По В.Бирюкову
3.Пушок. По В.Гаранжину
4.Томка. По Е.Чарушину
5.Охотник и собаки. По Б.Житкову
6.Чук заболел. По Л.Матвеевой
7.Хитрый бурундук. Г.Снегирёв
8.Барсучья кладовая. По А.Баркову
9.Гостья. По А.Дорохову
10.Игрушки лисят. Г.Корольков
11.Лиса. По Ю.Дмитриеву
12.Загадки.
13.Обобщение по разделу «В мире
интонации. Рассматривание
иллюстраций; подбор к
иллюстрациям отрывков из текста,
составление к ним предложений.
действующих лиц, уметь
выразить к ним свое
отношение;
эмоциональное состояние
персонажа, выделяя для этой
цели под руководством
учителя авторские слова,
характеризующие
действующее лицо.
Объяснение значения слова с опорой
на материал учебника. Определение
тона голоса, подходящего для
передачи эмоционального настроя
произведения. Выразительное чтение
по ролям. Заучивание наизусть.
-участие
в
коллективной
работе по оценке поступков
героев и событий;
полный и выборочный
пересказ с помощью педагога.
-умеют объяснить слова,
определяют тон голоса
подходящего для передачи
эмоционального настроя.
-умеют заучивать наизусть.
Называние животных, изображенных
на иллюстрации. Составление
рассказа по иллюстрации и вопросам
учебника. Чтение трудных по
структуре слов по слогам и целыми
словами. Пересказ части текста с
опорой на иллюстрацию.
Элементарная оценка поступков
героев; выявление собственного
отношения к поступку героя.
-умеют называть животных,
изображенных на
иллюстрации.
-сформировано умение
составлять рассказ по
иллюстрации.
-выделение главной мысли
произведения, осознание
последовательности,
причинности и смысла
читаемого;
-придумывание заглавий к
основным частям текста,
коллективное составление
плана;
-выделение главных
действующих лиц, оценка их
поступков; выбор в тексте
слов, выражений,
характеризующих героев,
7
животных»Тест
Жизнь дана на добрые дела
(Техника чтения) – 8 ч
1.Миша-мастер. Г.Ладонщиков
2.Пичугин мост. По Е.Пермяку
3.Михаськин сад. В.Хомченко
4.Как люди радуются. По С.Баруздину
5.Про каникулы и полезные дела. По
Ю.Ермолаеву
6.Котёнок. Е.Благинина
7.Птичка. В.Голявкин
8.Обобщение по разделу «Жизнь дана на
добрые дела»Тест
Зима наступила
(Внеклассное чтение) – 24 ч
1.Снег идёт. По Л.Воронковой
2.Снегурочка. А.Слащёв
3.Снегурочка. А.Слащёв
4.Зима. И.Суриков
5.Декабрь. С.Маршак
6.Ёлка. По В.Сутееву Знакомство с рассказом.
7.Ёлка. По В.Сутееву
8.Вечер под рождество. По.Л.Клавдиной
9.Где лежало «спасибо»? Р.Тимершин
10.На горке. По Н.Носову Знакомство с
рассказом.
11.На горке. По Н.Носову
12.Лисичка-сестричка и волк. Русская
народная сказка
13.Лисичка-сестричка и волк. Русская
народная сказка. Чтение по ролям
14.Как солнце с морозом поссорились.
А.Бродский
15.Зимняя сказка. П.Головкин
16.Митины друзья. Г.Скребицкий Знакомство
с рассказом.
17.Митины друзья. Г.Скребицкий
18.Снежная шапка. В.Бирюков
19.В шубах и шапках. По А.Тумбасову
события, картины природы;
Объяснение значения слова с опорой
на материал учебника и
иллюстрацию. Ответы на вопросы
словами из текста. Коллективное
определение идеи текста.
Соотнесение содержания
произведения со смыслом
предварительно разобранной
пословицы.
-сформировано умение
объяснять значение слова.
-умеют отвечать на вопросы
по тексту.
-знают, что такое добрые дела.
-будут составлять ответы на
вопросы учителя по
прочитанному тексту;
-научаться определять
основную мысль текста после
предварительного его анализа;
-будут читать текст молча с
выполнением заданий
учителя;
Объяснение образных выражений
(фразеологизмов). Понимание
нравственного смысла выражения
(выбор одного правильного из двух
предложенных). Выбор заголовка,
подходящего по смыслу к
содержанию части, из двух
предложенных. Рассказывание сказки
по иллюстрациям и готовому
словесно-логическому плану.
-умеют читать по ролям,
рассказывать содержание
текста по картинкам, отвечать
на вопросы учителя)
-учатся чтению текста после
предварительного анализа
вслух целыми словами
(сложные по семантике и
структуре слова ― по слогам)
с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
-будут составлять ответы на
вопросы учителя по
прочитанному тексту;
8
20.Не ветер бушует над бором. Н.Некрасов
Заучив. наизусть
21.Находчивый медведь. По В.Бианки
22.Зимние приметы. По А.Спирину
23.Загадки
24.Обобщение по разделу «Зима наступила»
Экскурсия в природу.
Весёлые истории
(Развитие речи) – 9 ч
1.Знакомство с рассказом: Как Винтик и
Шпунтик сделали пылесос. По Н Носову
2.Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По
Н Носову
3.Одни неприятности. Г.Остер
4.Однажды утром. М.Пляцковский
5.Почему комары кусаются. В.Бирюков
6.Вот какой рассеянный. С.Маршак
7.Две лишние коробки. По О.Кургузову
8.Отвечайте, правда ли. Г.Чичинадзе
9.Обобщение по разделу «Весёлые истории»
Полюбуйся, весна наступает!
(Выразительное чтение) – 13 ч
1.Март. В Алфёров
2.Восьмое марта. По М Фроловой
3.Восьмое марта. По М Фроловой
4.Бабушка-забота. Е.Благинина
5.Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому
6.Последняя льдина. По В.Бианки
7.Весна. А.Плещеев
8.Скворцы прилетели. По А.Баркову
9.Всему свой срок. По Э.Шиму
10.Полюбуйся, весна наступает. И.Никитин
11.Весенний вечер. По Ю.Ковалю
12.Опасная красавица. По Ю.Дмитриеву.
Загадки
13.Обобщение по разделу «Полюбуйся, весна
наступает..» Тест
В мире волшебной сказки.
Объяснение слова с опорой на
иллюстрацию. Установление
причинно-следственных связей
между событиями и поступками
героев. Восстановление
деформированного картинного плана.
Полный подробный пересказ.
-умеют воспроизводить
тексты прочитанных
произведений по вопросам,
иллюстрациям, опорным
словам.
Определение настроения автора;
подтверждение вывода строчками из
стихотворения. Объяснение смысла
образных выражений своими
словами. Выразительное чтение.
Заучивание стихотворения наизусть.
-умеют читать по слогам,
отвечают на вопросы по
содержанию.
Обобщение знаний о литературном
-умеют выразительно,
-научаться определять
главных действующих лиц
произведения; элементарная
оценка их поступков;
-будет возможность читать
диалоги по ролям с
использованием некоторых
средств устной
выразительности (после
предварительного разбора);
-научаться пересказывать
текст по частям с опорой на
вопросы учителя, картинный
план или иллюстрацию;
-умеют выразительно читать,
соблюдать паузы, интонации
конца предложения,
восклицательной и
вопросительной интонации,
интонации перечисления.
-умеют читать текст после
9
(Сознательное чтение) – 10 ч
1.Знакомство с сказкой.Хаврошечка. Русская
народная сказка
2.Хаврошечка. Русская народная сказка
3.Сказка о серебряном блюдечке и наливном
яблочке. Русская народная сказка. Знакомство
со сказкой.
4.Сказка о серебряном блюдечке и наливном
яблочке. Русская народная сказка
5.У лукоморья дуб зелёный. А.Пушкин
6.Подарки феи. По Ш.Перро. Знакомство со
сказкой.
7.Подарки феи. По Ш.Перро
8.Горшочек каши. Братья Гримм
9.Наши сказки. По В. Порудоминскому
10.Урок-обобщение. Тест.
Родная земля.
(Техника чтения) – 10 ч
1.Царь-колокол. М.Ильин
2.Город на Неве. С.Васильева
3.Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко
4.Сочинение на тему. С.Вербова
5.Какое это слово? По Л.Кассилю
6.Главное дело. По В.Никольскому
7.Защита. А.Усачёв
8.Никто не знает, но помнят все. По
Л.Кассилю
9.День Победы. Т.Белозёров
10.Обобщение по разделу «Родная земля»
Лето пришло
(Внеклассное чтение) – 13 ч
1.Ливень. С.Козлов
2.Тучка. Г.Граубин
3.Хитрый одуванчик. Н.Павлова
4.Хитрый одуванчик. Н.Павлова
5.Одуванчик. Е.Благинина
6.Встреча со змеёй. По А.Дорохову
7.Летний снег. А. Бродский
8.После зимы будет лето. В.Голявкин
жанре сказка. Ответы на вопросы по
содержанию текста. Объяснение
отдельных выражений сказки.
Элементарная оценка поступков
героев сказки. Определение основных
черт героев с опорой на вопросы.
Нравственный смысл сказки.
осознанно читать, отвечают на
вопросы по содержанию.
предварительного анализа
вслух целыми словами
(сложные по семантике и
структуре слова ― по слогам)
с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
-будут составлять ответы на
вопросы учителя по
прочитанному тексту;
Рассматривание иллюстрации; ответы
на вопросы по ее содержанию. Знание
названия страны, в которой мы
живем, столицы, главной площади
столицы. Ответы на вопросы словами
из текста.
-читают по слогам, знают
название страны и символику.
-знают название страны, и
символику в которой живут,
умеют отвечать на вопросы по
тексту.
-умеют пересказывать текст.
Рассматривание сюжетной картинки,
определение ее содержания;
определение и объяснение
эмоционального состояния отдельных
объектов, изображенных на картинке.
Установление причинноследственных связей между
событием, изображенным в сказке, и
эмоциональным состоянием ее
персонажей. Определение тона
-могут определить и
объяснить эмоциональное
состояние героев.
-умеют выразительно читать,
отвечают на вопросы
-будут составлять ответы на
вопросы учителя по
прочитанному тексту;
-научаться определять
основную мысль текста после
предварительного его анализа;
-будут читать текст молча с
выполнением заданий
учителя;
-научатся определять главных
10
9.Хозяюшка. О.Тарнопольская
10.Летние приметы. По А.Спирину
11.Обобщение по разделу «Здравствуй, лето!»
12.Как я проведу летние каникулы.
Составление рассказа
13. Экскурсия в природу. Чтение стихов
про лето.
голоса, подходящего для передачи
эмоционального состояния
персонажей сказки.
действующих лиц
произведения;
-элементарная оценка их
поступков;
11