Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ №
от «
»
________ 2016
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа по рисованию
для обучающейся 3 класса
Расчектаевой Валерии
(АООП 1 вариант)
Составитель: Актимирова Р.Р.,
учитель индивидуального обучения
Реж-2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования «Центр «Дар»
Цель: развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),
развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного
отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной
жизни.
Задачи:
−
воспитание интереса к изобразительному искусству;
−
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
−
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
−
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического
кругозора;
−
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое
мнение о них;
−
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
−
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в
том числе работа в нетрадиционных техниках;
−
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)
−
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах
изобразительной деятельности;
−
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и
воображению;
−
воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения
результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Сведения о ребенке;
2
−
−
−
−
−
−
ФИО ребенка: Расчектаева Валерия Васильевна
Дата рождения: 07.08.2016
Возраст ребенка: 9 лет
Место жительства: г. Реж ул.Полякова дом 31
Мать: Расчектаева Екатерина Нуриксановна, тел. 89014140503
Отец: Расчектаев Василий Петрович
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
−
использовать материалы для рисования, аппликации,
лепки;
−
рисовать предметы (с помощью опорных точек, по
шаблону);
−
рисовать простым карандашом различные виды линий;
−
знать
названия
художественных
материалов,
инструментов и приспособлений; их назначения, правил обращения;
−
организовывать рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы под контролем учителя;
−
владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и
наклеивание);
−
уметь правильно передавать цвет изображаемого
объекта.
−
знать о работе художника, ее особенностях;
−
знать части конструкции изображаемого предмета;
−
иметь представление о приемах передачи глубины
пространства (загораживании одних предметов другими,
зрительном уменьшении их по сравнению с расположенными
вблизи);
−
рассказывать, что изображено на картине,
перечислять характерные признаки изображаемого времени года
−
выполнять требования к композиции изображения
на листе бумаги;
−
рисовать предметы самостоятельно от руки;
−
передавать основные смысловые связи в несложном
рисунке;
−
выполнять в технике аппликации узоры в полосе,
достигая ритма повторением и чередованием формы и цвета;
−
знать
названия
некоторых
народных
и
национальных промыслов (Каргополь);
−
знать выразительные средства изобразительного
искусства:
изобразительная поверхность,
точка,
линия,
3
штриховка, контур, пятно, цвет и др.;
−
следовать при выполнении работы инструкциям
учителя;
−
применять приемы работы карандашом, гуашью,
акварельными красками;
−
рисовать с натуры и по памяти после
предварительных наблюдений, передавать все признаки и
свойства изображаемого объекта;
−
оценивать результаты собственной изобразительной
деятельности и деятельности одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец).
Личностные планируемые результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- Будет сформировано положительное отношение и интерес к - осознание себя как гражданина России; формирование чувства
рисованию
гордости за свою Родину;
- Будет возможность повторить основные правила поведения на - воспитание уважительного отношения к иному мнению,
уроках рисования;
истории и культуре других народов;
- Будут проявлять самостоятельность в выполнении учебных - сформированность адекватных представлений о собственных
заданий, поручений;
возможностях;
- Возможность понимание личной ответственности за свои поступки - владение социально-бытовыми навыками, используемыми в
на основе представлений об этических нормах и правилах поведения повседневной жизни;
в современном обществе;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося,
проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
4
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Содержание учебного курса
Раздел
Дидактические единицы
«Обучение
композиционной Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3
деятельности»
готовых вырезанных изображения или силуэта) на
изобразительной плоскости. Продолжение работы над
понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний,
левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги
(горизонтальное или вертикальное) в зависимости от
содержания рисунка или особенностей формы изображаемого
предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от величины
листа.
«Развитие у учащихся умений
Формирование у детей умения проводить сначала с помощью
воспринимать и изображать опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в
форму предметов, пропорции и разных направлениях; прямые линии - в вертикальном, конструкцию»
горизонтальном и наклонном направлении (возможно
использование приема дорисовывания).
Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных
точек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов:
круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала.
Использование приема "дорисовывание изображения" в
формировании этих умений.
Коррекционная работа
Развитие памяти, внимания
Использование картинного материала
Упражнения на нахождение и исправление
ошибок
Упражнение «Исключи лишнее»
Описание предметов по картинному плану
«Обучение
произведений
искусства»
Этнические беседы
Рассматривание картин
Упражнения на внимание
Описание картин
Раскрашивание
изображений
нарисованных ранее
Беседы
Упражнения на внимание
восприятию Формирование умения узнавать и называть в репродукциях
картин известных художников, в книжных иллюстрациях
предметы, животных, растения; называть изображенные
действия, признаки предметов.
«Развитие
у
учащихся Обучение приемам заштриховывания контура простым и
восприятия цвета
цветными карандашами. Формирование умений работав
предметов
и
формирование красками (гуашью), пользоваться палитрой.
умений переливать
его
в
живописи»
Упражнения
по
ориентации
в
схеме
собственного тела
Выполнение упражнений с закрытыми глазами
Развитие эстетического восприятия объектов и
явлений
окружающей
действительности,
понимания красоты
предметов,
5
Календарно-тематическое планирование – 34 часа
Тема
1.Экскурсия «Осень. Изменения в природе» Деревья осенью. Дует сильный ветер.
2.Рисование по образцу. Деревья осенью. Дует сильный ветер.
3.Рисование на тему. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином.
4.Аппликация. Бабочка. Рисование. Бабочка и цветы.
5.Рисование узора с использованием трафарета. «Бабочка на ткани».
6.Разные способы изображения бабочек. Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги.
7.Рисование по образцу. Одежда ярких и нежных цветов.
8.Рисование по образцу. Превращение цветового пятна в изображение (цветы, листья, деревья).
9.Рисование кистью по сырой бумаге. Небо, радуга, листья, цветок.
10.Рисование с натуры человека в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит).
Дорисовывание.
11.Рисование на тему «Дети лепят снеговиков».
12.Рисование гуашью по образцу. Деревья зимой в лесу (лыжник).
13.Рисование угольком. Зима.
14.Лошадка. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки.
15.Рисование на тему «Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова».
16.Аппликация с зарисовкой. Кружка, яблоко, груша.
17.Рисование по описанию. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке.
18.Экскурсия в ледовый городок на тему «Зимние забавы».
19.Рисование с натуры вылепленного человечка на тему «Зимние забавы».
20.Элементы косовской росписи. Декоративное рисование. Украшение силуэтов сосудов
косовской росписью.
21.Декоративное рисование. Орнамент в круге.
22.Беседа по картинам. Сказочная птица на картинах И.Билибина. Декоративное рисование.
Сказочная птица.
23.Декоративное рисование. Сказочная птица. Украшение узором рамки.
24.Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему
«Скворечник на березе. Весна»
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
25.Рисование с использованием картофельного штампа. Закладка для книги.
26.Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом.
Рисование элементов узора на посуде.
27.Аппликация. Украшение изображений посуды узором.
28.Беседа на тему «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к
празднику Пасхи.
29.Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи.
30.Декоративное рисование. Украшение силуэта кухонной доски городецкой росписью.
31.Беседа на тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизодов к
сказке «Колобок».
32.Рисование красками, гуашью по образцу «Колобок на окне». Украшение элементов рисунка
городецкой росписью.
33.Творческая работа Лепка, рисование на тему «Летом за грибами».
34. Экскурсия «Деревья в лесу весной».
Дата
Раздел
Развитие умений
воспринимать и изображать
форму предметов,
пропорции, конструкцию-2ч
Тема
1. Экскурсии по
предмету
«рисование»
2.Рисование по
образцу. Деревья
осенью. Дует
сильный ветер.
Содержание
Наблюдение за изменениями в
природе. Работа с рассказом;
составление предложений для
характеристики изменений в
природе.
Рисование по образцу после
наблюдений, используя помощь
учителя.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Уровни
Достаточный
Минимальный
уровень
уровень
Правильно
Организует
пользуются
рабочее место
карандашом,
под
красками, кистью. контролем
Организовывают
учителя
своё рабочее
Отвечает на
место, правильно
вопросы
сидят за партой,
учителя
7
Обучение композиционной
деятельности. Развитие
восприятия цвета предметов,
умений передавать в
живописи.-1ч
3.Рисование на тему.
Осень. Птицы
улетают. Журавли
летят клином.
Развитие умений
воспринимать и изображать
форму предметов,
пропорции, конструкцию-3ч
4.Аппликация.
Бабочка. Рисование.
Бабочка и цветы.
5.Рисование узора с
использованием
трафарета. «Бабочка
на ткани».
6.Разные способы
изображения
бабочек.
Аппликация.
Бабочка из
гофрированной
бумаги.
Просматривание презентации и
обсуждение изменений в живой и
неживой природе осенью.
Анализ рисунка по картинному
плану.
Рисование и раскрашивание
цветными карандашами;
Рассматривание работ учащихся,
выражение отношения к рисункам
и их оценивание.
правильно держат
бумагу, карандаш.
Называют
изображаемые
предметы. Рисуют
по шаблону и
раскрашивают
Называют
основные цвета и
их оттенки, форму
и размер
Рассматривание картин
предметов
художника, рассуждение о своих
(большой –
впечатлениях;
маленький)
Ответы на вопросы по
Раскрашивают
содержанию картин.
рисунок
Работа с понятиями: «контраст,
(штриховать в
фон, осевая симметрия»; анализ
одном
формы и частей предмета, работа
направлении, не
в технике акварели. Оценка своей выходя за контур,
работы.
не оставляя
Рассматривание образца рисунка, пробелов).
рассуждение о своих впечатлениях Ориентируются на
обсуждение по содержанию
листе бумаги;
рисунка.
Называют
Раскрашивание цветными
выразительные
карандашами, акварелью и в
средства
технике аппликации, используя
изобразительного
графические средства
искусства:
выразительности: пятно, линию.
«линия», «цвет
Ознакомление с понятием «узор». Рисуют узор и
Работа с трафаретом.
декоративные
Овладевать практическими
предметы по
навыками работы в технике
образцам
(объемной) аппликации.
Составляет
рассказ по
наводящим
вопросам по
картинам
Пошаговое
изготовление
и рисование
изделий
Рисует с
помощью
учителя
Высказывают
своё
отношение к
увиденному
на картине
8
Осваивание техники сгибания,
скручивания при работе с
гофрированной бумагой.
Оценивание своей деятельности.
Развитие восприятия цвета
предметов, умений
передавать в живописи.-3ч
7.Рисование по
образцу. Одежда
ярких и нежных
цветов.
8.Рисование по
образцу.
Превращение
цветового пятна в
изображение (цветы,
листья, деревья).
9.Рисование кистью
по сырой бумаге.
Небо, радуга,
листья, цветок.
Объяснение значения одежды для
человека, значения понятия
«яркие цвета» и «разбеленные
цвета». Обсуждение выбора цвета
для одежды мальчика и девочки.
Работают с трафаретом.
Составление рисунка в
соответствии с условиями
творческого задания. Обсуждение
творческих работ одноклассников;
оценивание результатов своей
деятельности и работ
одноклассников.
Участвуют в
беседах по
картинам
Высказывают своё
отношение к
увиденному на
картине
Ознакомление с пониманием
понятия «цветовое пятно,
«насыщенность цвета» в рисунке;
понятия «контраст».
Использование прорисовки в
работе. Последовательное
выполнение рисунка согласно
замыслу и композиции;
овладевание техникой акварели.
Ознакомление и понимание
понятия «рисование по- сырому»,
«мазок»; рисование цветовых
пятен необходимой формы и
нужного размера в технике
рисования «по-сырому»;
прорисовывание полусухой
9
кистью по сырому листу;
закрепление правил работы с
акварелью; правильное
смешивание краски во время
работы. Оценивание своей работы.
Развитие умений
воспринимать и изображать
форму предметов,
пропорции,
конструкцию. Обучение
композиционной
деятельности-10ч.
10.Рисование с
натуры человека в
положении статики
и динамики (стоит,
идет, бежит).
Дорисовывание.
Рассматривание иллюстрации
картин художника А. Дейнеки
«Раздолье», «Бег», в которых
художник изобразил людей в
движении; ответы на вопросы по
теме. Называние частей тела
человека; понимание
расположения тела человека в
движении относительно
вертикальной линии. Рисование
по трафарету; освоение понятий
статика (покой), динамика
(движение). Овладение навыками
работы с цветными мелками.
Самостоятельное рисование.
11.Рисование на
тему «Дети лепят
снеговиков».
Называние частей фигуры
человека; объяснение, как
выглядит снеговик; закрепление
навыка работы от общего к
частному; анализируют формы
частей с соблюдением пропорций;
выполняют работу в технике
акварели с соблюдением
пропорций при изображении детей
на рисунке, с соблюдением
плановости (задний, передний
планы), при создании рисунка;
оценивание своей работы и работ
10
одноклассников.
12.Рисование
гуашью по образцу.
Деревья зимой в
лесу (лыжник).
Называние отличительных
особенностей техники работы с
краской гуашью от техники
работы акварелью. Выполнение
эскиза живописного фона для
зимнего пейзажа; определение
цвета для передачи радостного
солнечного зимнего состояния
природы; прорисовывание деталей
кистью, фломастером; участие в
подведении итогов работы;
обсуждение работ одноклассников
и оценка результатов своей и их
деятельности.
13.Рисование
угольком. Зима.
Называние разных
художественных материалов
(гуашь, акварель, мелки, уголь);
выполнение рисунка (зарисовки)
деревьев зимой.
Участвуют в подведении итогов
творческой работы.
14.Лошадка. Лепка и
зарисовка
вылепленной
фигурки.
Ознакомление с каргопольской
игрушкой, промыслом;
просматривают слайды; отвечают
на вопросы; выполняют
определение центра композиции
рисунка, изображение и лепку
каргопольских лошадок,
состоящих из нескольких частей,
соединяя их путем прижимания
друг к другу.
15.Рисование на
Характеризуют красоту природы,
11
тему «Лошадка
везет из леса сухие
ветки, дрова».
зимнее состояние природы.
Выполняют анализ формы частей
с соблюдением пропорций.
Изображают характерные
особенности деревьев зимой.
Оценивают свою работу и
одноклассников.
16.Аппликация с
зарисовкой. Кружка,
яблоко, груша.
Рассматривание картин
художников, ответы на вопросы
по их содержанию.
Называние фамилий художников;
называние фруктов, разных по
цвету и форме. Понимание
значения «натюрморт»; работа
акварелью и в технике
аппликации.
17.Рисование по
описанию. Деревья в
лесу. Домик
лесника. Человек
идет по дорожке.
Анализ формы частей с
соблюдением пропорций; работа в
технике акварели с соблюдением
пропорций при изображении;
составление предложений о
красоте, зимнем состояние
природы; оценивание своей
работы и работ одноклассников.
18.Лепка на тему
«Зимние забавы».
Рассматривание произведения
художников, изобразивших
зимние игры детей, состояние и
настроение природы в зимнем
пейзаже; выделение общего и
различного в передаче движения
детей, изображения зимних игр и
зимнего пейзажа; выполнение
работы в технике «лепка в
12
Обучение композиционной
деятельности. Развитие
восприятия цвета предметов,
умений передавать в
живописи.-9ч
рельефе»; участие в подведении
итогов, обсуждении и оценке
творческой работы.
19.Рисование с
Изображение фигур детей в
натуры
движении, соблюдая пропорции;
вылепленного
овладение навыками работы
человечка на тему
гуашью. Самостоятельная работа.
«Зимние забавы».
Оценивание своей работы.
20.Элементы
Называние города, где
косовской росписи.
изготавливают косовскую
Декоративное
керамику; изделий косовской
рисование.
керамики; использование линии,
Украшение силуэтов точки, пятна как основы для
сосудов косовской
выполнения узора косовской
росписью.
росписи; овладение первичными
навыками в создании косовской
росписи в технике акварели;
работа с понятием «узор»
(«орнамент»); выполнение
простых элементов косовской
росписи; оценка своей работы,
сравнение ее с другими работами.
21.Декоративное
рисование.
Орнамент в круге.
Работа с понятиями: сосуд, силуэт,
узор, орнамент; называть, что
такое роспись; украшение силуэта
сосуда элементами косовской
росписи; работа красками с
максимальной
самостоятельностью; оценка своей
работы, сравнение ее с другими
работами.
22.Беседа по
Работа с понятиями: элемент
картинам. Сказочная росписи, силуэт; называние имени
птица на картинах
художника И. Билибина;
13
И.Билибина.
Декоративное
рисование.
Сказочная птица.
составление предложений о своих
впечатлениях; ответы на вопросы
по содержанию произведений
художника; работа в технике
акварели; оценка своей работы.
23.Декоративное
рисование.
Сказочная птица.
Украшение узором
рамки.
Знакомство с видами орнамента,
узора, его символами и
принципами композиционного
построения; выполнение
орнаментальную композицию;
работа с рассказом об отражении
элементов природы в
произведениях художника;
украшение рамки для рисунка
«Сказочная птица» красивым
узором; работа в технике
акварели.
24.Беседа по
картинам. И.
Левитан «Март», А.
Саврасов «Грачи
прилетели».
Рисование на тему
«Скворечник на
березе. Весна»
25.Рисование с
использованием
картофельного
штампа. Закладка
для книги.
Обсуждение содержания картин;
составление предложений об
изменениях в природе весной;
выполнение работы в технике
акварели.
Рассматривание разных узоров в
закладках для книги; усвоение
понятий: ритм, ритмично,
повторение, чередование,
элементы узора, штамп.
Освоение процесса изготовления
штампа.
14
Обучение восприятию
произведений искусства.-1ч
26.Беседа натему
«Красота вокруг нас.
Посуда».
Демонстрация
образцов посуды с
орнаментом.
Рисование
элементов узора на
посуде.
27.Аппликация.
Украшение
изображений
посуды узором.
Беседа, ответы на вопросы;
объяснение значения понятия
«декоративность»; выполнение
творческого задания согласно
условиям; самостоятельность при
работе; оценка своей работы,
сравнение ее с другими работами.
28.Беседа на тему
«Святой праздник
Пасхи».
Декоративное
рисование.
Украшение узором
яиц к празднику
Пасхи.
Ответы на вопросы по теме;
сравнение своей работы с
оригиналом (образцом); усвоение
понятий: роспись, расписывать,
орнамент.Пасха, пасхальное яйцо,
самостоятельность при работе;
оценка своей работы, сравнение ее
с другими работами.
29.Беседа на
заданную тему
«Городецкая
роспись». Рисование
элементов
городецкой росписи.
Объяснение смысла понятия
«городецкая роспись»,
обсуждение средств
художественной выразительности
для передачи формы, колорита.
Работа гуашью самостоятельно.
Усвоение значений понятий
«декоративность» и «изменение»
(трансформация); работа в технике
аппликации с определением
центра композиции и характера
расположения растительных
мотивов, связь декора с формой
украшаемого предмета.
15
Обучение композиционной
деятельности. Развитие
восприятия цвета предметов,
умений передавать в
живописи.-5ч
30.Декоративное
рисование.
Украшение силуэта
кухонной доски
городецкой
росписью.
Рисование по образцу, в технике
гуаши; выполнение узоров
росписи составными,
осветленными цветами; участие в
подведении итогов, обсуждении и
оценке творческой работы.
31.Беседа на тему
«Иллюстрация к
сказке, зачем нужна
иллюстрация».
Рисование эпизодов
к сказке «Колобок».
32.Рисование
красками, гуашью
по образцу
«Колобок на окне».
Украшение
элементов рисунка
городецкой
росписью.
33.Творческая
работа Лепка,
рисование на тему
«Летом за грибами».
34. Экскурсия
«Деревья в лесу».
Рассматривание иллюстраций в
книгах, высказывание своего
мнения о роли цвета, атрибутов
при создании образов героев;
Выделение этапов работы в
соответствии с поставленной
целью; обсуждение и оценка
творческой работы. Работа в
технике акварели.
Самостоятельная работа в технике
лепки и рисования акварелью.
Наблюдение, рассматривание
деревьев, беседа, обсуждение.
16