Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.
Приказ № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа
по предмету Труд (Технология)
("Художественный труд")
для обучающихся 5"А", 5"Б" классов
(АООП Вариант 1)
на 2025-2026 уч. год
Составитель: Дзбановская Н.А.
учитель, ВКК
Реж - 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Профильный труд" ("Художественный труд")
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Адресована обучающимся 5"А" 5"Б" классов, с интеллектуальными нарушениями с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным
средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе
именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает
способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором
социального прогресса.
Программа "Художественный труд" направлена на получение обучающимися первоначальной
трудовой подготовки, предусматривающий формирование в процессе учебы трудовых умений и
навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом
личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Формирование умений обучающихся включает в себя дозированную помощь учителя в
ориентировке и планировании работы. При обучении используются образцы изделий и
материалов, технические рисунки, технологические карты поясняющие пооперационне
выполнение изделия.
Занятия проводятся в специально оборудованой мастерской. Особое внимание уделяется
соблюдению правил безопасной работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Учебный предмет "Художественный труд" относится к предметной области "Технология" и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
"Художественный труд" в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 204 часа в год
(6 часов в неделю).
Цель обучения - всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой
культуры.
Задачи обучения:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к
людям труда, общественной активности);
- обучение обязательному общественно полезному труду, подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье;
- расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в
мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования практических умений;
2
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
По результатам школьного консилиума № 243 от 12.08.2025г. проведена условная
дифференциация обучающихся на микрогруппы:
5"А" класс
5"Б" класс
Ф.И. обучающегося
Замуруева Маргарита
Гарипова Дарья
Кривошеина Алина
Смирнов Денис
Котельникова Любовь
Рычков Макар
Прохоров Дмитрий
Лепинских Прохор
Уровень
Достаточный
Достаточный
Достаточный
Достаточный
Достаточный
Достаточный
Достаточный
Достаточный
Планируемые результаты
Предметные результаты
Минимальный уровень:
Достаточный
- знание названий некоторых материалов,
- экономное расходование материалов;
изделий, которые из них изготавливаются;
планирование (с помощью учителя)
- представления об основных свойствах
предстоящей практической работы;
используемых материалов;
- знание оптимальных и доступных
- знание правил хранения материалов;
технологических приемов ручной и обработки
- отбор (с помощью учителя) материалов и
материалов в зависимости от свойств
инструментов, необходимых для работы;
материалов и поставленных целей;
- представления о правилах безопасной работы
- осуществление текущего самоконтроля
с инструментами и оборудованием;
выполняемых практических действий и
чтение (с помощью учителя) технологической
корректировка хода практической работы;
карты, используемой в процессе изготовления
- понимание общественной значимости своего
изделия;
труда, своих достижений в области трудовой
- осознание необходимости соблюдения в
деятельности.
процессе выполнения трудовых заданий
- осуществление текущего самоконтроля
порядка и аккуратности;
выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец)
Личностные результаты
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению и обществе.
Содержание обучения
Программа “Художественный труд” включает в себя пять разделов.
Каждый раздел
включает информацию о технологических процессах обработки
определенного материала или группу работ, направленных на достижение определенных
3
дидактических целей, повторяется в каждом классе, развивая знания, умения и навыки с
учетом последовательности и научности обучения.
Обучающиеся знакомятся с материалами, используемымы в трудовой деятельности, их
основные свойства.
Происхождение материалов (природные, производимые
промышленностью и прочие).
Инструментами и оборудованием: простейшие инструменты ручного труда,
приспособления, и т.д. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и
оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования качество и производительность труда.
Технологией изготовления предмета труда. Осыполнение отдельных трудовых операций и
изготовление изделий под руководством педагога.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении
работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального
поведения.
Разделы
№
п/п
1
2
Правила поведения в мастерской
Количество часов
2
Декоративно-прикладное творчество
Обработка природного материала
27
Обработка бумаги и картона
32
Обработка ткани
23
Плетение и ткачество
23
Вышивка
17
Вязание
22
3
Дизайн и технология.
20
4
Изготовление аксессуаров.
Кармашки - лакомники
Сумки
Культура дома
Правила ухода и порядок.
Вторая жизнь старых вещей (обновление, укрепление ремонт.
Работы с разными материалами -изготовление предметов
интерьера.)
Культура питания
Итого:
14
17
5
4
Название раздела, темы
18
204
Тема раздела
Содержание
Вводное занятие. Беседа с обучающимися, повторение требований
к поведению обучающихся во время занятий, к организации
учебного места, ознакомление с видами работ в течение года.
Повторение особенностей данного предмета, подготовка и сдача
материалов, инструментов и принадлежностей, необходимых для
изготовления различных изделий. Соблюдение порядка на рабочем
месте. Обогащение опыта школьников знаниями и сведениями о
значении труда в жизни человека.
Декоративно-прикладное творчество
Правила
поведения в
мастерской
Виды деятельности
Минимальный уровень
Называют (с помощью) инструменты,
названия операций, правила
безопасной работы с инструментами,
материалами; организуют рабочее
место (если требуется, с помощью
учителя)
Достаточный уровень
Правильно называют ручные
инструменты и используют их по
назначению, организуют рабочее
место и соблюдают порядок во время
работы, соблюдают правила
безопасности труда и личной
гигиены.
Обработка
природного
материала
Виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды
и др.);
их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора
природных материалов; Овладение начальными трудовыми
умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки
и хранения природных материалов;
приемы изготовления изделий с помощью скручивания,
связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания,
скрепления на пластилине;
практическая работа по технологической карте; коллективная
оценка результатов работы.
Изготовление изделий из природных материалов.
организация рабочего места; практическая работа по
технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Различают виды природного
материала. Знают названия
некоторых материалов. Отбирают
материалы и инструменты для работы
Организовывают свое работее место,
убирают рабочее место по окончании
работ. Практическую работу
выполняют с помощью учителя
Производят самостоятельный отбор
материалов и инструментов,
необходимых для работы.
Определяют возможности различных
материалов. Осуществляют их выбор
в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и
конструктивными свойствами в
зависимости от задач. Экономно
расходуют материалы. Планируют
предстоящую практическую работу.
Читают задания
Отвечают на вопросы
Работают под присмотром шилом.
Изготавливают изделия по плану
Обработка
бумаги и
картона
Свойства бумаги и картона, их производство и сферы применения,
Приобретение знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная,
альбомная, белая, цветная); об инструментах иматериалах для
скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших
Повторяют правила техники
безопасности при работе с
колющими, режущими
инструментами Знают правила
Знают правила техники безопасности
при работе с колющими, режущими
инструментами, применяю т вработе
правила хранения инструментов,
Обработка
ткани
6
способахтехнологической обработки бумаги: сгибание,
скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание,
надрезание; склеивание; плетение.
Техники оригами; об обозначениях в технологической карте: линия
отреза, линия сгиба, место нанесения клея,
направление складывания, вдавливание.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги:
выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по
линейному
рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой
вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из
заготовки, сложенной вдвое.
организация рабочего места; практическая работа по
технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
Изучение новых видов продукции текстильной промышленности –
тканей, ниток, материалов для шитья, инструментов, материалов и
технологии изготовления изделий из ткани. Способы ремонта
одежды, различные виды рукоделия. Приобретение начальных
технологических знаний о материалах: ткани из натуральных
растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные);
нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об
инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки;
выкройки, игольницы; оспособах декоративного оформления
изделий из ткани: вышивка, аппликация.
выкраивание деталей. организация рабочего места; практическая
работа по технологической карте; коллективная оценка результатов
работы.
хранения инструментов и
приспособлений. Организовывают
свое рабочее место. Вырезают
ножницами несложные фигуры,
производят рез по прямой и
волнистой линии. Выполняют
разметку по линейке с помощью
учителя. Практическую работу
выполняют с помощью учителя
приспособлений и материалов.
Вырезают ножницами сложные
элементы. Делают разметку по
линейке. Выполняют самостоятельно
практическую работу
Работают с шаблоном
Нитки, ткани, их свойства и
назначение называют с помощью
учителя. Различают инструменты,
применяемые при работе с
текстильными материалами.
Правильно используют иглу и наперсток,
Практическую работу выполняют с
помощью учителя
Участвуют в беседе
Используют в работе ножницы,
линейку, булавкиРассказывают о
правилах работы с режущими и
колющими предметами
Рассматривают и анализируют
наглядный материал
Рассказывают о правилах работы с
режущими и колющими предметами
Выполняют самостоятельно
практическую работу Знают и
называют свойства и назначение
ниток, ткани. Знают инструменты,
применяемые при работе с
текстильными материалами. Знают и
соблюдают правила безопасной
работы. Самостоятельно организуют
рабочее место.
Плетение и
Ткачество
Ознакомление с историей развития технологии ткачества.
Основные материалы, оборудование . Организация рабочего места.
Правила техники безопасности. Упражнения по освоению
основных технических приемов и операций с использованием
образцов, шаблонов, технологических карт и прямого копирования
действий педагога.
Различают инструменты,
применяемые при работе с
текстильными материалами.
Практическую работу выполняют с
помощью учителя.
Выполняют декоративные изделия в
техниках ручного ткачества.
Выполняют основные
технологические операции по
художественной обработке
материалов;
Применяют основные технологии
ручного ткачества;
Знают и соблюдают правила
безопасной работы. Самостоятельно
организуют рабочее место.
Вышивка
Правила техники безопасности при работе. Знакомство с
инструментами и приспособлениями (иглами, пяльцами,
ножницами, напёрстком, распарывателем и нитковдевателем).
Знакомство с материалами. Знакомство учащихся с правилами
выполнения различных техник выполнения стежков и швов, а
также где они применяются и в каких изделиях используются для
украшения. Изготовление вышивки.
Различают инструменты,
применяемые для вышивки.
Практическую работу выполняют с
помощью учителя.
Подбирают рисунок для вышивки.
Умеют вышивать на пяльцах.
Начинают и заканчивают работу без
узлов. Знают способы и умеют
переводить рисунок на ткань.
Выполняют работу простыми
декоративными швами. Соблюдают
правила техники безопасности при
работе
Вязание
Знакомство с материалом, правилами работы. Знакомство с
простейшими технологическими картами. Практическая
деятельность носит репродуктивный характер с элементами
самостоятельной работы.
Повторяют правила техники
безопасности при работе с
колющими, режущими
инструментами Знают правила
хранения инструментов и
приспособлений. Различают инструменты, применяемые для вязания.
Практическую работу выполняют с
помощью учителя.
7
Знают и применяют Правила
безопасности при работе с колющими
и режущими инструментами, утюгом.
Название и назначение различных
материалов (различные виды нитей,
синтепон, вата). Подбирают крючок,
нитки для изделия. Правильно
пользуются инструментами. Знают
простейшие условные обозначения,
используемые в схемах. Выполняют
практическую работупри
неюбходимости обращаются за
помощью к учителю.
Дизайн
и Создание своих собственных дизайнерские объекты. Нахождение
нового применения знакомым предметам и предметам давно
технология.
вышедших из обихода. Знакомство с историей создания
(создание
аксессуаров. Закрепление умения и навыков работы с нитками,
аксессуаров)
тканью, инструментами. Повторение правил безопасой работы с
инструментами и материалами.
Повторяют правила техники
безопасности при работе с
колющими, режущими
инструментами Знают правила
хранения инструментов и
приспособлений. Различают инструменты, применяемые для вязания.
Практическую работу выполняют с
помощью учителя.
Знают и применяют Правила
безопасности при работе с колющими
и режущими инструментами, утюгом.
Название и назначение различных
материалов (различные виды нитей).
Подбирают иглы, нитки для изделия.
Правильно пользуются
инструментами. Знают простейшие
условные обозначения. Выполняют
практическую работу при
необходимости обращаются за
помощью к учителю.
Культура дома
Правила ухода
и порядок.
Формирование бытовых умений и навыков, необходимых для
самостоятельной жизни, формирование потребности соблюдать
нормы здорового образа жизни, формирование модели безопасного
поведения в условия повседневной жизни и в различных опасных
ситуациях
Знают основные гигиенические
правила. Называют основные
бытовые приборы, знают правила
безопасной работы с бытовыми
приборами. Выполняют практические
работы с помощью учителя.
Знают основные примеры ухода за
жилищем, основные гигиенические
правила, правила техники
безопасности при работе с
инструментами, бытовыми
электроприборами, химическими
средствами, правила пользования
электроплитой, Учащиеся должны
уметь: содержать в порядке свое
рабочее и спальной место в доме,
ухаживать за растениями, выполнять
основные гигиенические правила.
Вторая жизнь
старых вещей
(Работы с
разными
материалами изготовление
предметов
интерьера.)
Формирование знания, о видах, свойствах различных материалов,
областях их применения. о профессиях людей, занятых
переработкой различных материалов. Понятие «бросовый
материал». Использование бросового материала для изготовления
игрушек, поделок, сувениров.
Знают названия некоторых
материалов. Отбирают материалы и
инструменты для работы
Организовывают свое работее место,
убирают рабочее место по окончании
работ. Практическую работу
выполняют с помощью учителя
Производят самостоятельный отбор
материалов и инструментов,
необходимых для работы.
Определяют возможности различных
материалов. Осуществляют их выбор
в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и
конструктивными свойствами в
8
зависимости от задач. Экономно
расходуют материалы. Планируют
предстоящую практическую работу.
Читают задания
Отвечают на вопросы
Работают под присмотром шилом.
Изготавливают изделия по плану
Культура
питания
9
Расширение знаний обучающихся о активном отдые, режиме
питания, режиме дня школьника, личной гигиене, проиактике
различных заболеваний. Особенности питания школьников.
Имеют представление о разных
группах продуктов питания; знание
отдельных видов продуктов питания
относящихся к различным группам.
Соблюдают правила поведения в
магазине. Имет представление о
продуктовом и промтоварном
магазинах. Различают (узнают)
предметы посуды для сервировки
стола (тарелки, столовые приборы),
для приготовления пищи (кастрюли,
сковороды, противни), кухонные
принадлежности (терка, венчик,
толкушка, скалка).
Знают о разных группах продуктов
питания. Знают отдельные виды
продуктов питания относящихся к
различным группам. Понимают их
значения для ЗОЖ. Знают основные
правила сервировки стола.
Критерии оценивания достижений обучающихся по предмету Профильный труд
(Художественный труд)
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов
базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
З
Н
А
Е
Т
П
О
Н
И
М
А
Е
Т
П
Р
И
М
Е
Н
Я
Е
Т
О
Ц
Е
Н
И
В
А
Е
Т
Отлично
«5»
-содержание ответа
соответствует
поставленному вопросу
-знает правила и приёмы
деятельности
-знает терминологию
работ по профилю
-знает свойства и
назначение материалов
-знает правила
организации
рабочего места
-понимает необходимость
выполнения правил
техники безопасности
-видит различия в
свойствах
материалов
-умеет привести примеры
-демонстрирует
самостоятельное,
безошибочное выполнение
действий
-демонстрирует
выполнения правил
техники безопасности
-объективно оценивает
свои
трудовые возможности и
способности, перспективы
дальнейшего
трудоустройства
-определяет качество
выполненной работы
Хорошо
«4»
-при воспроизведении
понятий и терминов
допущены неточности
-знает основы
общеобразовательного
компонента
образовательной
области
Удволетворительно
«3»
-ответ на вопрос содержит
ошибки или большое
количество неточностей,
искажает содержание
ответа
- ответ не в полной мере
соответствует вопросу
Неудволетворительно
«2»
-ответа на вопрос нет,
искажает содержание
ответа
- ответ не соответствует
вопросу
-затрудняется
самостоятельно
дать точный ответ на
поставленный вопрос
-понимает необходимость
выполнения основных
правил техники
безопасности
-понимает основные
технологические
принципы
-умеет последовательно
выполнять действие по
алгоритму
-демонстрирует
выполнение
основных правил
техники безопасности
-не умеет объяснить
материал по заданному
вопросу
-понимает необходимость
простых правил
техники безопасности
-не умеет объяснить
материал по заданному
вопросу
-не понимает
необходимость
простых правил
техники безопасности
-затрудняется
самостоятельно
выполнять действия
нуждается в помощи
учителя
-демонстрирует частичное
выполнения правил
техники безопасности
- постоянно
нуждается в помощи
учителя
-демонстрирует полное
не выполнение правил
техники безопасности
-с организующей
помощью
педагога оценивает свои
трудовые возможности и
способности, перспективы
дальнейшего
трудоустройства
-со стимулирующей
организующей помощью
педагога
определяет качество
выполненной работы
-зачастую не всегда
адекватно оценивает свои
трудовые возможности и
способности, перспективы
дальнейшего
трудоустройства
-исправляет недостатки с
помощью педагога
- всегда не адекватно
оценивает свои
трудовые возможности и
способности, перспективы
дальнейшего
трудоустройства
-не исправляет недостатки
с
помощью педагога
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
5а
Тема
5б
1.
2.
1
2
3.
4.
1
2
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
24.
22
25.
26.
27.
23
24
25
Правила поведения в мастерской. Вводный и первичный инструктаж по ОТ и ТБ
Вводная контрольная работа по технике безопасности
Обработка природного материала 27 ч
Виды природных материалов для изделий, их свойства
Беседа. Способы заготовки природных материалов. Время сбора и обработка. Правила безопасного поведения
в лесу.
Экскурсия в лесополосу. Сбор природного материала.
Сортировка собранного материала. Приемы сушки и хранения природных материалов.
Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами
Аппликация из природного материала. Что акое аппликация.
Выбор фона для аппликации.
Клей используемый для работ с природным материалом. Правила безопасной работы с клеем.
Подбор инструментов для работы с природным материалом. Организация рабочего места
Окантовка. Материалы для окантовки.
Природный материал подходящий для аппликации (листья, цветы, семена, косточки, шишки)
Пр.работа. Работа с засушенными листьями. Разработка проекта для аппликации
Пр.работа. Работа с засушенными листьями. Выполнение аппликации из цельных листьев.
Пр.работа. Композиция в круге. Разработка проекта для аппликации. Выбор материалов.
Пр.работа. Изготовление композиции в круге.
Пр.работа. Аппликация с использованием скорлупы, семян и листьев "Солнечный цветок"
Пр.работа. Выполнение аппликации "Солнечный цветок"
Пр.работа. Аппликация "Умная Сова" Разработка проекта для аппликации. Выбор материалов.
Пр.работа. Выполнение аппликации "Умная Сова"
Пр.работа. Использование для работы ягод и плодов. Рябиновые бусы.
Пр.работа. Изготовление комбинированных изделий. Составление орнамента по представлению из зёрен и
семечек на банке. Панно
Пр.работа. Изготовление комбинированных изделий. Составление орнамента по представлению из зёрен и
семечек на банке. Панно
Пр.работа. Изготовление комбинированных изделий. Изготовление фоторамки из природного материала
Пр.работа. Изготовление комбинированных изделий. Изготовление фоторамки из природного материала
Обобщающий урок по разделу"Работа с природным материалом"
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
28.
29.
1
2
30.
3
31.
4
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
52.
53.
25
26
54.
55.
56.
1
2
3
Обработка бумаги и картона 32 ч
Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами
Подбор инструментов для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места. Хранение
инструментов.
Беседа. Виды бумаги и картона для различных видов работ. Выбор необходимого материала в магазине.
Правила приобретения необходимого материала и инструментов в магазине.
Экскурсия в магазин канцелярских товаров. Знакомство с многообразием видов бумаги для творчества,
правила приобретения товара.
Оформление коллекции образцов бумаги.
Основные свойства. Опыты по выявлению свойств бумаги.
Линейные меры длины. Работа с линейкой. Пр.работа. Работа с линейкой. нанесение разметки
Пр.работа. Угольник. Разметка по угольнику.
Пр.работа. Циркуль. Работа с циркулем
Пр.работа. Нанесение рисунка по шаблону
Пр.работа. Нанесение рисунка через копировальную бумагу
Пр.работа. Вырезание ножницами из бумаги. Вырезание по разметке
Пр.работа. Складывание, разрезание, скручивание бумаги
Пр.работа. Изготовление бумажных полосок
Пр.работа. Сборка браслета из бумажных полос
Пр.работа. Складывание фигурок из бумаги (оригами лягушка)
Пр.работа. Складывание фигурок из бумаги (оригами журавлик)
Пр.работа. Изготовление простой модели планера
Пр.работа. Изготовление простой модели планера
Пр.работа. Скатывание бумаги
Пр.работа. Изготовление панно в технике скатывания бумаги
Пр.работа. Конструирование из бумаги и картона
Пр.работа. Соединение деталей изделия
Пр.работа. Изготовление игрушки «вертушка» Подготовка инструментов, материалов для работы. Разметка
деталей игрушки.
Пр.работа. Изготовление игрушки «вертушка»
Обобщающий урок по разделу"Работа с бумагой и картоном"
Обработка ткани 23 ч
Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами
Подбор инструментов для работы с тканью. Организация рабочего места. Хранение инструментов.
Беседа. Ткани используемые для пошива одежды и домашнего текстиля.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Профессии людей связаных с пошивом излелий из ткани.
Наблюдение и опыты за свойствами нитей и тканей.
Пр.работа. Аппликация из ткани. Технология выполнения аппликации из ткани
Пр.работа. Выполнение эскиза, подбор ткани, выкройки для панно «Натюрморт с овощами»
Пр.работа. Выполнение панно «Натюрморт с овощами» Т.Б. при работе с ножницами, клеем, иглой
Пр.работа. Выполнение эскиза, подбор ткани, выкройки для панно «Цветущий сад»
Пр.работа. Выполнение панно «Цветущий сад» Т.Б. при работе с ножницами, клеем, иглой
Пр.работа. Кукла скрутка. Изучение технологии создания изделия. Показ образца.
Пр.работа. Выбор материалов. Подбор цвета ткани, ниток. Техника безопасности при работе с инструментами
Пр. работа: Изготовление куклы, оформление, декорирование.
Пр.работа. Кукла скрутка."Хороводница" на палочке. Изучение технологии создания изделия. Показ образца.
Пр.работа. Выбор материалов. Подбор цвета ткани, ниток. Техника безопасности при работе с инструментами
Пр. работа: Изготовление куклы, оформление, декорирование.
Пр. работа Изготовление игрушки "Кролик" (без шитья) Изучение технологии создания изделия. Образец.
Пр. работа Выбор материалов. Подбор цвета ткани, ниток. Техника безопасности при работе с инструментами
Пр. работа Изготовление игрушки оформление, декорирование.
Обобщающий урок по разделу"Работа с тканью"
Плетение и ткачество 23 ч
История развития ткачества.
Пр. работа Витье и плетение поясов. Основные сведения о поясе.
Пр. работа Плетение витого пояса.
Пр. работа Плетение витого пояса
Пр. работа Пояс в технике "Косичка"
Пр. работа Плетение поясв в технике "Косичка"
Пр. работа Плетение фенечки на круглой основе
Пр. работа Плетение фенечки на круглой основе
Пр. работа Ткачество на дощечке, картонке
Пр. работа Выполнение образцов на дощечке, картонке
Пр. работа Выполнение образцов плетения
Пр. работа Оформление изделия кистью
Пр. работа Браслет- фенечка на картоне
Пр. работа Браслет - фенечка на картоне.
Пр. работа Подставка под горячее из ниток на картоне
Пр. работа Подставка под горячее из ниток на картоне
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
17
18
19
20
21
22
23
97.
1
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
110.
111.
112.
113.
14
15
16
17
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
1
2
3
4
5
6
7
Пр. работа Подставка под горячее из ниток на картоне
Пр. работа Фенечка из атласной ленты
Пр. работа Фенечка из атласной ленты
Пр. работа Плетение закладки для книги на картоне.
Пр. работа Плетение закладки для книги на картоне.
Пр. работа Плетение закладки для книги на картоне.
Обобщающий урок по разделу Плетение и ткачество
Вышивка 17 часов
Знакомство с инструментами и приспособлениями (иглами, пяльцами, ножницами, напёрстком,
распарывателем и нитковдевателем)
Знакомство с материалами ( канва,нитки)
Дополнительными отделочными материалами, которые применяются для отделки работ (бусы, бисер, ленты)
Техника безопасности при работе с инструментами
Организация рабочего места. Хранение инструментов и материалов.
Пр. работа Приёмы переноса рисунка на ткань различными способами
Пр. работа Применение переводных рисунков, переводного карандаша, копировальной бумаги, кальки
Пр. работа Знакомство с простейшими видами швов, используемых для украшения и отделки.
Пр. работа Техника выполнения свободных швов: шов вперед иголку.
Пр. работа Техника выполнения свободных швов: шов строчка.
Пр. работа Техника выполнения свободных швов: шов за иголку.
Пр. работа Знакомство с простейшими видами гладьевых швов: односторонняя гладь.
Пр. работа Перевод рисунка на ткань, подбор ниток.Выполнение изделия с использованием изученных видов
швов
Пр. работа Вышивка рисунка
Пр. работа Вышивка рисунка
Пр. работа Окончательная отделка и оформление изделия.
Обобщающий урок по разделу Вышивка
Вязание 22 ч
История возникновения вязания.
Инструменты и материалы
Составление коллекции ниток с подписями под ними (вид ниток и сырья, из которого они изготовлены).
Пр. работа Изготовление шнура из ниток.
Пр. работа Изготовление кисти.
Пр. работа Изготовление помпона.
Пр. работа Сувениры и игрушки из помпонов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Пр. работа Изготовление игрушки из помпонов
Пр. работа Изготовление игрушки из помпонов
Пр. работа Основные приемы вязания крючком
Пр. работа Крючок и пряжа
Пр. работа Положение рук во время работы.
Пр. работа Воздушная петля. Условное обозначение
Пр. работа Цепочка из воздушных петель.
Пр. работа Отработка приемов вызания воздушных петель
Пр. работа Столбик без накида
Пр. работа Отработка приемов вязания.
Пр. работа Вязание образцов.
Пр. работа Отработка приемов вязания. Вязание прямоугольника.
Пр. работа Отработка приемов вязания. Вязание прямоугольника.
Выставка работ. Обсуждение результатов.
Обобщающий урок по разделу Вязание
Дизайн и технология.
20ч
Аксессуары: основные понятия, функции, классификация
История аксессуаров
Аксессуары, как обереги
История появления кармана-лакомника на Руси
Изготовление кармана-лакомника декорированного вышивкой
Пр. работа Подбор материалов и инструментов
Пр. работа Знакомство с технологией изготовления кармана-лакомника
Пр. работа Эскиз узора кармана -лакомника на основе изученных техник вышивки
Пр. работа Перенос эскиза узора на канву
Пр. работа вышивка узора
Пр. работа вышивка узора
Пр. работа вышивка узора
Пр. работа Эскиз (выкройка) кармана - лакомника
Пр. работа Перенос эскиза (выкройки) кармана -лакомника на ткань
Пр. работа выкройка деталей кармана
Пр. работа Сборка кармана-лакомника
Пр. работа Сборка кармана-лакомника
Пр. работа Сборка кармана-лакомника
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.
171.
172.
173.
174.
175.
176.
177.
178.
179.
16
19 Пр. работа
20 Обобщающий урок по разделу Дизайн и технология
Культура дома. Правила ухода и порядок.
14 ч
1 Понятия о доме и семье
2 Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов
3 Обеспечение безопасности жилища
4 Рассказ – описание ( Наша квартира). Назначение жилых комнат. Убранство.
5 Чем убираю квартиру. Инвентарь, хранение.
6 Моющие средство, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств.
7 Экскурсия в хозяйственный магазин
8 Помощники в доме. Их назначение в хозяйстве
9 Правила безопасности при работе с электроприборами
10 Пылесос. Правила пользования. Пр. работа.
11 Утюг. ТБ при работе. Пр. работе
12 Холодильник. Правила пользования. Пр. работе
13 Электрочайник. ТБ при работе. Пр. работе
14 Обобщающий урок по разделу Культура дома. Правила ухода и порядок.
Создание предметов интерьера из подручного (бросового) материала
17 ч
1 Техника безопасности при работе с разными материалами
2 Сбор бросового материала, правила обработки
3 Правила утилизации мусора
4 Пр.работа. Изготовление цветов из упаковки от яиц. Знакомство с техникой выполнения.Заготовка
материалов
5 Пр.работа. Изготовление цветов из упаковки от яиц. Оформление, декорирование.
6 Пр.работа. Поделки из бумажных тарелок. Панно . Подготовка инструментов, материалов для работы. Эскиз
изделия.
7 Пр.работа. Поделки из бумажных тарелок. Изготовление Панно
8 Пр.работа. Поделки из бумажных тарелок. Кот. Подготовка инструментов, материалов для работы. Эскиз
изделия.
9 Пр.работа. Поделки из бумажных тарелок. Изготовление Кота
10 Пр.работа. Поделки из одноразовых стаканчиков. Подготовка инструментов, материалов для работы. Эскиз
изделия.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
180.
181.
182.
183.
184.
185.
186.
11
12
13
14
15
16
17
187.
188.
189.
190.
191.
192.
193.
194.
195.
196.
197.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
198.
199.
200.
201.
202.
203.
204.
12
13
14
15
16
17
18
Пр.работа. Поделки из одноразовых стаканчиков. "Букет"
Пр.работа. Бабочка из пластиковых бутылок. Подготовка материалов к работе.
Пр.работа. Изготовление бабочек из пластиковой бутылки
Пр.работа. Цветы из пластиковых бутылок. подготовка материала к работе.
Пр.работа. Изготовление цветов из пластиковых бутылок.
Пр.работа. Работа с пуговицами.Сортировка по размеру
Пр.работа. Изготовление панно "Пуговичное дерево"
Культура питания - 18 ч
Кухни разных народов
Учимся читать информацию на этикетке продуктов.
Сервировка стола.
Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола.
Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.
Сервировка стола для чая.
Виды чая
Способы заваривания чая
Оформление блюд.
Правила поведения в общественных местах: кафе, ресторанах
Безопасность пищевых продуктов. Основные химические и биологические загрязнители пищи: тяжелые
металлы, пестициды, плесень
Болезни, связанные с питанием. Ожирение.
Пищевые риски. Продукты, опасные для здоровья.
Лекарства на тарелке.
Влияние питания на физическое и умственное развитие человека.
"Волшебная"диета
Как бороться с весенней усталостью с помощью правильного питания.
Викторина «Здоровое питание»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Литература:
- Примерная адаптированнная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсалостью (интеллектуальными
нарушениями) Москва "Просвещение" 2023 г.
- Дидактический материал по трудовому обучению И.Г.Майорова, В.И Романина Москва "Просвещение" 2021
- Подарки своими руками Аппликация из семян и косточек" Н.В. Дубровская СПб "Сова"
- Практический материал с урокам СБО С.А.Львова Москва "Владос" 2013 г
Интернет - источники:
https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2017/12/16/programma-dop-2
https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2016/05/26/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya
https://multiurok.ru/files/adaptirovannaia-rabochaia-programma-kruzhka-khudoz.html
https://урок.рф/library/programma_kruzhka_vyazanie_na_spitcah_i_kryuchkom_182444.html
18
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Прошито ______листов
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Директор ГБОУ"Центр Дар"
Шляпникова Н.И._______________
19
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Шляпникова Н.И._______________
Экскурсии Профильный труд. (Художественный труд) 7"А", 7"Б" классы
Экскурсия в лесополосу. Сбор природного материала.
Экскурсия в магазин канцелярских товаров. Знакомство с многообразием видов
бумаги для творчества, правила приобретения товара.
Экскурсия в швейный цех по пошиву домашнего текстиля. Профессии людей
связаных с пошивом излелий из ткани.
Экскурсия в художественную мастерскую. Знакомство с профессией художника
Экскурсия в мастерскую "Креатив" Мастер-класс по лепке из глины
Экскурсия в столярную мастерскую школы. Знакомство с Профессией столяр
Экскурсия в Режевской исторический музей Посещение выставки "Букет
Уральского рукоделия"
7"А"
7"Б"
Сентябрь
2 неделя
Октябрь
1 неделя
Ноябрь
2 неделя
Декабрь
2 неделя
Февраль
2 неделя
Март
2 неделя
Апрель
2 неделя
Сентябрь
2 неделя
Октябрь
1 неделя
Ноябрь
2 неделя
Декабрь
2 неделя
Февраль
2 неделя
Март
2 неделя
Апрель
2 неделя
Экскурсии Профильный труд. (Художественный труд) 9 класс
20
21
Экскурсия в лесополосу. Сбор природного материала.
Сентябрь 3 неделя
Экскурсия в магазин канцелярских товаров. Знакомство с многообразием видов
бумаги для творчества, правила приобретения товара.
Экскурсия в швейный цех по пошиву домашнего текстиля. Профессии людей
связаных с пошивом излелий из ткани.
Экскурсия в художественную мастерскую. Профессия художник
Экскурсия в мастерскую "Креатив" Мастер-класс по лепке из глины
Экскурсия в столярную мастерскую школы. Профессия столяр. Виды работ
выполняемые столяром
Экскурсия в Режевской исторический музей Посещение выставки "Букет
Уральского рукоделия"
Октябрь 2 неделя
Ноябрь 3 неделя
Декабрь 3 неделя
Январь 3 неделя
Март 3 неделя
Апрель 2 неделя