Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова
Н.И._______________
Приказ № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа
по предмету Труд (Технология)
("Сельскохозяйственный труд")
для обучающихся 6"А" класса
(АООП Вариант 1)
на 2025-2026 уч. год
Составитель: Дзбановская Н.А.
учитель, ВКК
Реж - 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Профильный труд" ("Сельскохозяйственный труд")
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Адресована обучающимся 6"А" класса, с интеллектуальными нарушениями с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным
средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе
именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает
способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором
социального прогресса.
Программа "Сельскохозяйственный
труд" направлена на получение обучающимися
первоначальной трудовой подготовки, предусматривающий формирование в процессе учебы
трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и
профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния
здоровья.
Программа 6 класса включает такие сельскохозяйственные работы как обработка почвы, уборка
картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока. На занятиях по растениеводству
учащиеся знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и
технологией выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука, лука-севка. Также ребята узнают о
свойствах и условиях хранения органических удобрений. Присутствуют темы по уходу за курами,
утками, гусями.
С ребятами проводится инструктаж по технике безопасности.
Формирование умений обучающихся включает в себя дозированную помощь учителя в
ориентировке и планировании работы. При обучении используются технические рисунки,
иллюстации, натуральные предметы, инструменты. Занятия проводятся в специально
оборудованой мастерской. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасной работы и
гигиены труда при проведении практических работ.
Учебный предмет "Сельскохозяйственный труд" относится к предметной области "Технология"
и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
"Сельскохозяйственный труд" в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 204 часа
в год (6 часов в неделю).
Цель обучения
- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда,
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами труда с использованием
распространённых инструментов, овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.
Задачи обучения:
- формирование доступных учащимся технологических знаний по сельскохозяйственному труду;
- развитие общетрудовых умений(не нарушать правил техники безопасности, не нарушать правил
внутреннего распорядка, санитарной гигиены);
- познакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних растений;
обучение учащихся профессиональным приемам труда, привитие им соответствующих навыков
2
По результатам школьного консилиума № 243 от 12.08.2025г. проведена условная
дифференциация обучающихся на микрогруппы:
Ф.И. обучающегося
Белозеров Андрей
Киселев Артем
Николаева Анна
Сунагатова Арина
Овчинникова Полина
Уровень
Достаточный
Достаточный
Достаточный
Миниальный
Достаточный
Планируемые результаты
Предметные результаты
Минимальный уровень:
Достаточный
-сравнивать качество выполненной работы с опорой -определять качество выполненной работы с опорой на
на образец;
образец ивыражать результаты сравнения в устном
-проводить уборку в помещении;
высказывании;
- выполнять простейшие виды работ;
- планировать (с помощью учителя) предстоящую
- собирать выкопанные клубни картофеля;
практическую работу;
- раскладывать клубни картофеля в выкопанные
- уметь отбирать (с помощью учителя) необходимые
лунки;
для работы ручные
- выбирать из рядков корнеплоды моркови и свеклы; орудия труда;
- убирать послеурожайные остатки растений;
- описыватьпоследовательностьопераций
читать (с помощью учителя) технологическую
по выполнению технологического процесса;
карту, используемую впроцессе выполнения работы; - готовить отчёт о выполненной работе, включающий
- выражать отношение к результатам собственной и называние
чужой творческой
используемого инструмента, последовательность
деятельности («нравится»/«не нравится»);
операций;
- уметь выслушивать предложения и мнения
- осуществлять текущий самоконтроль
товарищей, адекватно
Выполняемых практических действий и корректировать
реагировать на них;
ход практической работы;
- пользоваться сельскохозяйственным инвентарем
(лопатой, граблями,носилками);
- выбирать из рядков корнеплоды моркови и свеклы;
- убирать послеурожайные остатки растений;
- размечать грядки под посадку картофеля,
выкапывать лунки, раскладывать клубни и заделывать
их;
Личностные результаты
-сформированностьадекватныхпредставленийособственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
-овладение социально-бытовыми навыками, используемымив повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- сформированностьнавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
3
Содержание обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
Вводное занятие. Правила поведения в кабинете труда. Охрана труда.
Спецодежда.
Уборка картофеля
Объект работы. Картофель.
Теоретические сведения. Сроки уборки картофеля. Правила окопки клубней без
повреждений.
Практические работы. Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их
просушка. Закладка клубней на хранение в тару.
Почва и ее обработка
Объект работы. Почва.
Теоретические сведения. Общее представление о почве и пахотном слое.
Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы. Обработка почвы
с помощью лопаты. Правила вскапывание почвы лопатой. Требования к качеству
вскапывания.
Умение. Работа лопатой.
Практические работы. Выбор лопаты. Осмотр участка и определение
направления борозд. Прокладывание первой борозды. Соблюдение глубины
вскапывания и слитности борозд.
2
3
4
5
6
7
8
4
Количе
ство
часов
2
5
17
Чеснок
Объект работы. Чеснок.
Теоретические сведения. Требования к обработке почвы под чеснок.
Вскапывание участка. Рыхление и выравнивание участка граблями.
Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки,
глубина заделки чеснока.
Умение. Выращивание чеснока.
Практические работы. Разметка рядков с помощью веревки и колышков.
Посадка чеснока в рядки.
Осенний уход за ягодными кустарниками
Объект работы. Ягодный кустарник.
Теоретические сведения. Ягодные кустарники, распространенные в местных
условиях. Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными
кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников,
глубина вскапывания.
Практические работы. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников
лопатой.
Домашняя птица
Теоретические сведения. Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки.
Птица, преимущественно разводимая в местных условиях. Содержание птицы в
коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Содержание домашней птицы
Наглядное пособие. Изображения домашних птиц разных пород.
15
Органические удобрения
Объект работы. Органическое удобрение.
Теоретические сведения. Общее представление об удобрениях. Виды
органических удобрений. Виды навоза. Значение органических удобрений для
удобрения почвы и получения высоких урожаев растений.
Овцы и козы
Домашние животные.
12
8
9
13
Контро
льные
работы
9
10
11
12
5
Теоретические сведения. Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Местные
породы овец и коз. Козы, разводимые для получения молока, и козы, разводимые
для получения пуха. Разница между ними. Содержание овец и коз зимой
Наглядное пособие. Изображения овец и коз различных пород.
Теоретические сведения. Скотный двор в крестьянском хозяйстве.
Обязательное наличие выгульного двора. Содержание овец и коз на соломенных
подстилках. Удаление соломистого навоза со скотного двора после перевода
овец и коз на летнее содержание. Устройство кормушек
Овощные культуры
Овощи. Столовые корнеплоды
Теоретические сведения. Общее представление об овощах и овощных
культурах. Группы и характеристика овощных культу!) (корнеплоды, капустные
и луковичные овощные культуры, плодовые и зеленные овощные культуры).
Необходимость потребления разнообразных овощей.
Наглядное пособие. Изображение овощей и растений в полном развитии.
Морковь и свекла — столовые корнеплоды. Морковь и свекла — двулетние
растения. Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни.
Строение их корнеплодов. Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы.
Умение. Распознавание овощей.
Упражнение. Классификация овощных культур.
Самостоятельная работа
Разбор смеси на семена полевых и овощных культур.
Основные полевые культуры
Пшеница, подсолнечник, сахарная свекла.
Теоретические сведения. Культуры, относящиеся к полевым (пшеница и другие
зерновые, подсолнечник, сахарная свекла). Продукция из полевых культур, ее
значение. Полевые культуры, выращиваемые в местных условиях. Подробное
ознакомление с основными полевыми культурами, распространенными в
местных условиях: строение растений, особенности продуктивных частей,
использование. Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в
местных условиях.
Наглядное пособие. Зерна разных зерновых культур (кукурузы, подсолнечника,
гречихи и др.), а также кормовых корнеплодов и кормовых бахчевых культур.
Умение. Распознавание вида полевой культуры.
Упражнение. Определение полевых культур по продуктивным частям и
внешнему виду.
Цветочные растения.
Многолетние цветочные растения. Зимующие многолетники. Однолетние
цветочные растения.
Практические работы на пришкольном участке
Итого:
61
15
10
37
238
1
Критерии оценивания достижений обучающихся по предмету Профильный труд
(Художественный труд)
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов
базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Отлично
Хорошо
Удволетворительно
Неудволетворительно
«5»
«4»
«3»
«2»
З -содержание ответа
-при воспроизведении
-ответ на вопрос
-ответа на вопрос нет,
Н соответствует
понятий и терминов
содержит
искажает содержание
А поставленному вопросу допущены неточности
ошибки или большое
ответа
Е -знает правила и
-знает основы
количество
- ответ не соответствует
Т приёмы деятельности
общеобразовательного
неточностей,
вопросу
-знает терминологию
компонента
искажает содержание
работ по профилю
образовательной
ответа
-знает свойства и
области
- ответ не в полной мере
назначение материалов
соответствует вопросу
-знает правила
организации
рабочего места
П -понимает
-затрудняется
-не умеет объяснить
-не умеет объяснить
О необходимость
самостоятельно
материал по заданному
материал по заданному
Н выполнения правил
дать точный ответ на
вопросу
вопросу
И техники безопасности
поставленный вопрос
-понимает
-не понимает
М -видит различия в
-понимает
необходимость
необходимость
А свойствах
необходимость
простых правил
простых правил
Е материалов
выполнения основных
техники безопасности
техники безопасности
Т -умеет привести
правил техники
примеры
безопасности
-понимает основные
технологические
принципы
П -демонстрирует
-умеет последовательно -затрудняется
- постоянно
Р самостоятельное,
выполнять действие по
самостоятельно
нуждается в помощи
И безошибочное
алгоритму
выполнять действия
учителя
М выполнение
-демонстрирует
нуждается в помощи
-демонстрирует полное
Е действий
выполнение
учителя
не выполнение правил
Н -демонстрирует
основных правил
-демонстрирует
техники безопасности
Я выполнения правил
техники безопасности
частичное
Е техники безопасности
выполнения правил
Т
техники безопасности
О
Ц
Е
Н
И
В
А
Е
Т
6
-объективно оценивает
свои
трудовые возможности
и
способности,
перспективы
дальнейшего
трудоустройства
-определяет качество
выполненной работы
-с организующей
помощью
педагога оценивает свои
трудовые возможности
и
способности,
перспективы
дальнейшего
трудоустройства
-со стимулирующей
организующей
помощью
педагога
определяет качество
выполненной работы
-зачастую не всегда
адекватно оценивает
свои
трудовые возможности
и
способности,
перспективы
дальнейшего
трудоустройства
-исправляет недостатки
с
помощью педагога
- всегда не адекватно
оценивает свои
трудовые возможности
и
способности,
перспективы
дальнейшего
трудоустройства
-не исправляет
недостатки с
помощью педагога
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Введение
1.
Цель обучения предмету сельскохозяйственный труд Задачи обучения в предстоящем учебном году.
2.
Охрана труда Спецодежда.
Уборка картофеля
3.
Сроки уборки картофеля.
4.
Правила выкопки клубней без повреждения.
5.
Практическая работа: выкопка клубней картофеля.
6.
Практическая работа: сбор клубней и их просушка.
7.
Практическая работа: закладка клубней на хранение в тару.
Почва и ее обработка.
8.
Общее представление о почве
9.
Пахотный слой почвы
10.
Значение почвы для выращивания растений
11.
Удобрение почвы
12.
Обработка почвы с помощью лопаты
13.
Правила вкапывания почвы лопатой
14.
Правила вкапывания почвы лопатой
15.
Практическая работа: выбор лопаты
16.
Практическая работа: осмотр участка
17.
Практическая работа: определение направления борозд
18.
Практическая работа: прокапывание первой борозды.
19.
Практическая работа: соблюдение глубины вскапывания.
20.
Практическая работа: соблюдение глубины вскапывания.
Подготовка почвы под посадку чеснока
21.
Требование к обработке почвы под чеснок
22.
Практическая работа: разметка участка (гряд) под чеснок
23.
Практическая работа: вскапывание участка
24.
Практическая работа: вскапывание участка.
25.
Практическая работа: рыхление участка .
26.
Практическая работа: рыхление участка .
27.
Практическая работа: выравнивание участка граблями.
Осенний уход за ягодными кустарниками
28.
Ягодные кустарники
29.
Ягодные кустарники распространенные в местных условиях
7
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
30.
Обработка почвы при уходе за ягодными кустарниками
31.
Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников
32.
Глубина вскапывания вокруг ягодных кустарников.
33.
Практическая работа: вкапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой
34.
Практическая работа: вкапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой
35.
Практическая работа: вкапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.
Посадка чеснока
36.
Сроки посадки чеснока.
37.
Подготовка посадочного материала.
38.
Способы посадки чеснока.
39.
Глубина заделки чеснока.
40.
Практическая работа: разметка рядков с помощью веревки (колышков)
41.
Практическая работа: посадка чеснока в рядки.
42.
Самостоятельная работа
43.
Анализ самостоятельной работы.
Практическое повторение
44.
Практическая работа: уборка овощей
45.
Практическая работа: обработка почвы ручным инвентарем
46.
Самостоятельная работа: обработка почвы с помощью лопаты.
Домашняя птица.
47.
Виды домашней птицы.
48.
Куры
49.
Утки.
50.
Индейки
51.
Птица, разводимая в местных условиях.
52.
Содержание домашней птицы.
53.
Содержание птицы в фермерских хозяйствах
54.
Экскурсия: фермерское хозяйство Подворье Ермаковых Режевской район с. Останино
55.
Анализ экскурсии.
Органические удобрения
56.
Общее представление об удобрениях.
57.
Значение удобрений.
58.
Виды органических удобрений
59.
Виды навоза.
60.
Торф
61.
Птичий помет
62.
Компост
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
63.
Заготовка органических удобрений
64.
Хранениеорганических удобрений
65.
Обобщающий урок. Значение органических удобрений для почвы.
66.
Экскурсия в специализированный магазин. Выбор и приобретение удобрений для подкормки комнатных и садовых растений.
67.
Составление отчета бо экскурсии по вопросам . Значение органических удобрений для получения высоких урожаев
Овцы и козы
68.
Овцы в крестьянских хозяйствах
69.
Козы в крестьянских хозяйствах
70.
Местные породы овец
71.
Местные породы коз.
72.
Козы, разводимые для получения молока
73.
Козы, разводимые для получения пуха.
74.
Содержание овец и коз зимой.
75.
Корм для овец и коз.
76.
Сено, как корм для овец и коз
77.
Зерновые корма для овец и коз
78.
Сочные корма.
79.
Экскурсия: фермерское хозяйство "Добрая ферма" Режевской район, с. Клевакино.
80.
Анализ экскурсии.
Основные полевые культуры.
81.
Культуры, относящиеся к полевым
82.
Пшеница
83.
Зерновые культуры.
84.
Подсолнечник.
85.
Сахарная свекла
86.
Продукция из полевых культур
87.
Значение продукции из полевых культур
88.
Полевые культуры выращиваемые в местных условиях
89.
Подробное ознакомление с основными полевыми культурами
90.
Строение растений полевых культур
91.
Особенности продуктивных частей растений.
92.
Использование частей полевых растений.
93.
Кормовые культуры. Кормовые травы
94.
Самостоятельная работа: определение полевых культур по внешнему виду.
95.
Самостоятельная работа: определение полевых культур по внешнему виду
Овощные культуры.
96.
Общее представление об овощах
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
Овощные культуры.
Группы овощных культур
Корнеплоды
Капустные овощные культуры
Луковичные овощные культуры.
Плодовые овощные культуры.
Зеленые овощные культуры.
Характеристика овощных культур.
Необходимость потребления разнообразных овощей
Распознавание овощных культур.
Столовые корнеплоды.
Морковь и свекла - столовые корнеплоды.
Морковь и свекла — двулетние растения.
Строение растения моркови.
Строение растения свеклы.
Строение корнеплодов моркови .
Строение корнеплодов моркови .
Стандартные размеры корнеплодов моркови
Стандартные размеры корнеплодов свеклы.
Самостоятельная работа
Анализ самостоятельной работы
Самостоятельная работа: определение стандартных размеров столовых корнеплодов.
Самостоятельная работа: определение стандартных размеров столовых корнеплодов.
Самостоятельная работа: разбор смеси семян полевых и овощных культур.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов.
Выбор луковиц и корнеплодов для высадки на семенном участке
Выбор места для семенного участка
Подращивание корнеплодов
Подготовка почвы.
Уход за высадками корнеплодов и лука.
Практическая работа: отбор корнеплодов для посадки.
Практическая работа: подготовка горшков для посадки
Практическая работа: насыпка в горшки почвы смешанной с перегноем
Практическая работа: посадка в горшки корнеплодов.
Практическая работа: установка горшков на светлое и теплое место.
Практическая работа: вскапывание почвы на семенном участке.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
11
Практическая работа: внесение перегноя на участок.
Практическая работа: высадка в лунки подращенных корнеплодов
Практическая работа: посадка лука на семена
Практическая работа: полив растений, рыхление почвы.
Выращивание столовых корнеплодов.
Подготовка почвы под столовые корнеплоды.
Сроки и способы посева.
Уход за растениями.
Практическая работа: подготовка почвы, разметка борозд.
Практическая работа: углубление борозд по размеченным линиям
Практическая работа: раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки
Практическая работа: заделка семян
Практическая работа: заделка семян
Практическая работа: прополка всходов, рыхление междурядий.
Практическая работа: прореживание растений.
Выращивание репчатого лука и лука севка.
Особенности роста и развития растений лука.
Виды лука.
Условия хранения лука-севка
Получение репчатого лука с помощью рассады
Способы посадки.
Способы посева лука - чернушки.
Уход за посадкой и посевом лука
Практическая работа: замачивание лука -севка
Практическая работа: посадка лука-севка в гряды по разметке
Практическая работа: посев лука чернушки.
Цветочные растения
Многолетние цветочные растения
Зимующие многолетники
Выращивание многолетников
Выращивание зимующих многолетников
Практическая работа «Весенний уход за зимующими многолетниками»
Практическая работа «Пересадка флоксов»
Практическая работа «Пересадка ирисов»
Практическая работа «Посадка мускари»
Практическая работа «планирование цветника»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практические работы
169.
Условия для выращивания здоровой рассады капусты
170.
Заболевание рассады капусты в парнике черной ножкой и меры предупреждения этого заболевания.
171.
Закалка сеянцев рассады.
172.
Правила пикировки.
173.
Уход за рассадой в парничках. Правила полива рассады.
174.
Пикировка рассады
175.
Подкормка рассады раствором минеральных удобрений.
176.
Салат
177.
Выращивание листового салата
178.
Укроп
179.
Строение и некоторые особенности растения
180.
Выращивание укропа
181.
Практическая работа «Выращивание зелени укропа»
182.
Петрушка
183.
Строение и некоторые особенности растения
184.
Выращивание петрушки
185.
Практическая работа «Выращивание петрушки корневой»
186.
Редис
187.
Строение и некоторые особенности растения
188.
Выращивание семян редиса
189.
Практическая работа «Выращивание редиса в открытом грунте»
190.
Подготовка почвы под зеленые культуры
191.
Сроки посева редиса, салата, петрушки, укропа
192.
Способы посева редиса, салата, петрушки, укропа
193.
Разбивка гряд для выращивания овощей и редиса
194.
Разметка рядков
195.
Посев семян укропа, петрушки, салата
196.
Разметка гряд маркером для посева редиса
197.
Раскладка семян редиса в лунки
198.
Подготовка грядок под рассаду капусты
199.
Внесение удобрений в почву перед вспашкой под капусту
200.
Выравнивание поверхности почвы после вспашки.
201.
Разметка маркером мест посадки рассады в продольном и поперечном направлении
202.
Выкопка лунок на пересечении маркерных линий.
203.
Полив, подкормка рассады, рыхление почвы
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
204.
Итого:
Итоговое тестирование за курс 6 класса
1
204
Литература:
1. Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений 8 вида / Е.А.Ковалёва. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2009. – 160 с.
2.
Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.
3. - Примерная адаптированнная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсалостью (интеллектуальными нарушениями)
Москва "Просвещение" 2023 г.
13