Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Согласовано с родителями _________________
Утверждаю
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
___________________________Н.И. Шляпникова
Приказ №_____от «_____»_____________2025г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
для обучающейся 10класса
Хворовой Аделины
на 2025-2026 учебный год
(индивидуальное обучение)
Составитель:
Кузнецова Т.Н.
Учитель, 1 к.к.
Реж 2025
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) составлена на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, вариант 2.
В соответствии Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. N1026 «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 2»
На индивидуальном обучении девочка находится с 1 класса. Задачи решены частично. По заявлению мамы принято решение
продолжить обучение в 10 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, вариант 2.
Специфические образовательные потребности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают
необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных,
физических, эмоциональных возможностей и особенностей обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких
детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка.
Цель программы: создание условий для обретения обучающейся с интеллектуальными нарушениями жизненных компетенций,
которые позволят ей достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат ее
включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных пределах.
Формы организации учебного процесса: Принцип построения уроков–занятий–коммуникативный, основанный на предметноПрактической деятельности с дифференцированным, «пошаговым» обучением.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности:
мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения. Проведение уроков проходит в соответствии
с специальной организацией предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом характера множественных нарушений. Последовательность
использования упражнений: практические упражнения; упражнения с картинками; «письменные» упражнения;
Виды деятельности обучающегося на уроке: наблюдение; упражнения по подражанию, по инструкции, с частичной физической помощью:
двигательные, ритмические; игры-имитации, жестово-образные игры; рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание; обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв.
Основные задачи коррекционного обучения:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающегося в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих. Формирование коммуникативных
умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность.
Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями ребенка.
Приоритетные образовательные области и предметы:
Речь и альтернативная коммуникация.
Математика (математические представления)
Окружающий мир (окружающий природный мир, окружающий социальный мир)
Домоводство
Человек
Индивидуальный учебный план на 2025–2026учебныйгод
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов
в неделю
Количество часов в год
Обязательная часть
1.Язык и речевая практика
2.Математика
1.1Речь и альтернативная коммуникация
2.1Математические представления
1
1
34
34
3.1Окружающий природный мир
3.2Окружающий социальный мир
4.1Домоводство
5.1Человек
1
1
1
1
6
34
34
34
34
206
3.Окружающий мир
Домоводство
Человек
Итого
Расписание индивидуальных занятий
День недели
Учебный предмет
Понедельник
11.00 – 11.40
Математические представления
11.50 – 12.30
Окружающий социальный мир
12.40 – 13.20
Человек
Среда
11.00 – 11.40
Речь и альтернативная коммуникация
11.50 – 12.30
Окружающий природный мир
12.40 – 13.20
Домоводство
Содержание образования
Программа формирования базовых учебных действий
Содержание
Оценка результативности освоения СИПР
стартовая
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной
мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному
взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.
Принятие контакта, инициированного взрослым
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации
учебного процесса
Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание): нахождение
индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места
за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места
хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение
места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек
Формирование учебного поведения
Поддержание правильной позы
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
Использование по назначению учебных материалов
Сидение за столом в течение определенного периода времени на занятии
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Выполнение задания с заданными качественными параметрами
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д.
промежуточная
итоговая
Содержание учебных предметов
Предметные области и предметы
1.
Язык и речевая практика
1.1.
Речь и альтернативная коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств:
1
Установление зрительного контакта с собеседником
2
Установление контакта с собеседником
3
Реагирование на собственное имя
4
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)
5
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)
6
Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком (словом, предложением)
7
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)
8
Выражение благодарности звуком (словом, предложением)
9
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)
Коммуникация с использованием невербальных средств:
10
11
12
13
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение
мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики
Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста
Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью,
ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета
Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание),
Ответы на вопросы с предъявлением предметного символа
Оценка результативности освоения
СИПР
стартовая промежуто итоговая
чная
14
15
16
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с
напечатанными словами.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв
1.2.Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь:
17
Понимание простых слов «мама», «папа», «тетя», «дядя» и др.
18
Реагирование на собственное имя
19
Узнавание (различение) имѐн членов семьи, педагога
20
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы)
Экспрессивная речь:
21
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов
22
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
1.3.Чтение и письмо.
Начальные навыки чтения и письма.
23
Узнавание (различение) образов графем (букв)
24
Узнавание звука в слоге (слове)
25
Соотнесение звука с буквой
26
Узнавание буквы в слоге (слове)
27
Называние буквы
2.
Математика
2.1.Математические представления
Количественные представления:
1
Нахождение одинаковых предметов
2
Разъединение множеств
3
Объединение множеств
4
Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»
5
Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)
6
Узнавание цифр 1-9, их написание
7
Соотнесение количества предметов с числом
8
Обозначение числа цифрой
9
Счѐт до 20
Представления о величине:
10
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине
11
12
Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз»,
наложения
Сравнение предметов по длине
13
Сравнение предметов по весу
14
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение
Представление о форме:
15
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «брусок»
16
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами
17
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой
18
19
20
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг)
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
24
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону
(трафарету, контурной линии)
Построениегеометрическойфигуры(отрезок,линия(прямая,ломаная),треугольник,квадрат,
прямоугольник, круг) по точкам
Рисованиегеометрическойфигуры:точка,линия(прямая,ломаная),треугольник,квадрат,
прямоугольник, круг
Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение
25
Рисование круга произвольной (заданной) величины
26
Измерение отрезка
21
22
23
Пространственные представления:
27
28
29
30
31
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке,
изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога,
сторона тела)
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко
(там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над,
под, напротив, между, в середине, в центре
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний
(нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний
(нижний) правый (левый) угол
Составление предмета (изображения) из нескольких частей
32
Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз
33
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между
Определение месторасположения предметов в ряду
34
Временные представления:
35
Узнавание (различение) частей суток
36
Знание порядка следования частей суток
37
Узнавание (различение) дней недели
38
Знание последовательности дней недели
39
Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра
40
41
Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня,
завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно
Различение времен года
42
Знание порядка следования сезонов в году
43
Узнавание (различение) месяцев
2.
Окружающий мир
2.1.Окружающий природный мир
Растительный мир:
1
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)
2
Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок)
3
Знание значения частей растения
4
Знание значения растений в природе и жизни человека
5
Узнавание (различение) деревьев (берѐза, дуб, ель)
6
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья)
7
Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня)
8
Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев
9
Узнавание (различение) кустарников (крыжовник, смородина)
10
11
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша) по внешнему виду
(вкусу, запаху)
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта
12
Знание значения фруктов в жизни человека
13
14
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла) по внешнему виду (вкусу,
запаху)
Различение съедобных и несъедобных частей овоща
15
Знание значении овощей в жизни человека
16
17
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник) по внешнему виду
(вкусу, запаху)
Различение лесных и садовых ягод
18
Знание значения ягод в жизни человека
19
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор) по внешнему виду
20
Знание строения гриба (ножка, шляпка)
21
Различение съедобных и несъедобных грибов
22
Знание значения грибов в природе и жизни человека
23
Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, тюльпан, роза)
24
Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок);
25
Узнавание (различение) комнатных растений (кактус, фиалка)
26
Знание особенностей ухода за комнатными растениями
27
Знание значения комнатных растений в жизни человека
Животный мир:
28
Знание основных признаков животного
29
30
Узнавание (различение ) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,
собака
Знание питания домашних животных
31
Знание способов передвижения домашних животных
32
Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок,
козленок, ягненок, котенок, щенок)
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь)
33
35
Знание строения птицы
Узнавание (различение) домашних птиц (курица(петух), утка, гусь)
Знание особенностей внешнего вида птиц
36
Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей)
37
Узнавание (различение) перелетных птиц (ласточка, грач, журавль)
38
Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения
тела рыбы с ее образом жизни
Знание строения насекомого; установление связи строения тела насекомого с его образом жизни
34
39
40
Знание строения морских обитателей; установление связи строения тела морского обитателя с его
образом жизни
Объекты природы:
41
Узнавание Солнца
42
Знание значения солнца в жизни человека и в природе
43
Узнавание Луны
44
Знание значения луны в жизни человека и в природе
45
Различение земли, неба
46
Определение месторасположения земли и неба
47
Определение месторасположения объектов на земле и небе
48
Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека
49
Узнавание (различение) суши (водоема)
50
Узнавание леса
51
Знание значения леса в природе и жизни человека
52
Различение растений (животных) леса
53
Узнавание воды
54
Знание свойств воды
55
Знание значения воды в природе и жизни человека
56
Узнавание реки
57
Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека
58
Узнавание огня
59
Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное)
60
Знание значения огня в жизни человека
61
Соблюдение правил обращения с огнем
Временные представления:
62
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)
63
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)
64
Соотнесение частей суток с видами деятельности
65
Узнавание (различение) дней недели
66
Представление о неделе как о последовательности 7 дней
67
Различение выходных и рабочих дней
68
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности
69
Узнавание (различение) месяцев
70
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев
71
Соотнесение месяцев с временами года
72
Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года
73
Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года
74
Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года
75
Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром,
ветер)
Соотнесение явлений природы с временем года
76
2.2.Окружающий социальный мир
Квартира, дом, двор:
1
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)
2
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная
площадка, лифт)
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая,
кухня, ванная комната, санузел, балкон)
Знание функционального назначения помещений квартиры
3
4
5
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода),
канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы
(водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет,электричество)
Предметы быта:
6
8
Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать,
табурет, комод
Знание назначения предметов мебели
9
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля,
7
10
11
12
сковорода, чайник, половник, нож
Знание назначения предметов посуды
Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг,
половник, открывалка
Знание назначения кухонного инвентаря
14
Узнавание (различение) предметов интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза,
статуэтки, свечи
Знание назначения предметов интерьера
15
Узнавание (различение) светильников: люстра, бра, настольная лампа
16
Узнавание (различение) часов: наручные, настенные, механические электронныечасы
17
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат
13
Школа:
18
Школьные принадлежности (ручка, тетрадь, карандаш, пенал, учебник, фломастер, линейка)
19
Игра «Собери пенал».
Предметы и материалы, изготовленные человеком:
20
Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)
21
22
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило
для бумаги, фигурный дырокол)
Знание свойств дерева (прочность, твѐрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит)
23
Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость)
24
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.)
25
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла
26
Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость)
27
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.)
28
Знание свойств металла (прочность, твѐрдость–трудно сломать, тонет в воде)
29
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.)
30
Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвѐтся)
31
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное
бельѐ, обивка мебели и др.)
Знание свойств пластмассы (лѐгкость, хрупкость)
32
33
34
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды,
игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.)
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.)
Нравственное развитие.
Содержание
Наблюдения
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи,
изменения происходят в жизни;
Осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и
взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
Доверительное отношение и желание взаимодействовать со взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема
пищи и др.).
Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты
своих действий;
Умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни
людей; контроль своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
Ориентацияврелигиозныхценностяхсучетомжеланияивероисповеданияобучающегосяиегосемьи.
Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Содержание
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Наблюдения
Внеурочная деятельность
Название мероприятия
Планируемая деятельность ребенка
«День знаний»
Присутствие на торжественной линейке
«День Матери»
Изготовление поделок
Декада детей-инвалидов
Участие в мероприятиях
«Новогодняя елка»
Присутствие на празднике, участие в выставке (изготовление поделки)
«23 февраля»
Участие в выставке (изготовление поделки)
«8 Марта»
Участие в выставке (изготовление поделки)
День космонавтики
Участие в выставке рисунков
«Светлая Пасха»
Участие в выставке (изготовление поделки)
9 Мая
Участие на празднике, в выставке рисунков
Участие ребенка
в мероприятии
Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи
Мероприятия
Психологическая поддержка семьи
Повышение осведомленности родителей об
особенностях развития и специфических
образовательных потребностях ребенка
Взаимодействие специалистов и семьи
Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации родителей со специалистами (по
запросу родителей).
Тематические семинары
Участие родителей в разработке и реализации СИПР
Присутствие родителе на уроках
Домашнее визитирование
Отчет о
проведении
Реализации СИПР
Ведение дневника наблюдений (кратки записи)
Информирование электронными средствами
Личные встречи, беседы
Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР.
Предметыдлянанизываниянашнур,нить(бусины,пуговицы),мелкаямозаика,баночки
разной величины с крышками и т. д.
Наглядныйидидактический(демонстрационный)материалпотемам:«Овощи»,
«Фрукты», «Ягоды»,«Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы»,
«Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», набор предметов для группировки по цвету, форме и
величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал,
разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Дидактический материал: трафареты для рисования, мешочек с предметами разной на ощупь фактуры, мелкая мозаика, инструкции
пошагового выполнения рисунка, раскраски, готовые шаблоны для аппликации. Инструменты и материалы для изобразительной
деятельности: краски (гуашь, акварель), кисточки (белка, нейлон, синтетика), стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, набор
бумаги высокой плотности, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, самоклеящаяся бумага, цветной картон,
клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, формы для лепки .
Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
Уровни усвоения (выполнения) действий/операций
1.Пассивноеучастие/соучастие
-
Действие выполняется взрослым
1.Активноеучастие
Действия выполняются ребѐнком:
-со значительной помощью взрослого
зп
-с частичной помощью взрослого
чп
-по последовательной инструкции
пи
-по подражанию или по образцу
по
-самостоятельно с ошибками
со
-самостоятельно
+
Сформированность представлений
1.Представление отсутствует
-
1.Невыявить наличие представлений
?
1.Представление на уровне:
-использования по прямой подсказке
пп
-использование с косвенной подсказкой (изображение)
кп
-самостоятельного использования
+
Календарно-тематическое планирование
Индивидуальные возможности освоения предметов учебного плана.
Минимальный уровень усвоения программы
Будет возможность научиться (узнать, повторить)
- Выполнять задания по словесной инструкции учителя;
- Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
- Знать, называть своѐ имя и фамилию, имена и отчества учителей, ближайших родственников;
-Знать и понимать условные обозначения (переход, туалет, пандус);
«Речь и
альтернативная - Слушать тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, соотносить иллюстрации со словами из текста;
коммуникация» - Называть усвоенные буквы и соотносить их с названием предмета на картинке по начальной букве;
-Обводить по контуру написанные печатным шрифтом слова способом «рука в руке»;
-Знать наизусть 2-3 небольших стихотворения;
- Составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
-Читать слоги, односложные и двусложные слова.
- Строить прямую линию с помощью линейки, кривую линию;
- Читать и обводить по контуру числа первого и второго десятка до 20;
- Считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10;
- Решать примеры, на сложение и вычитание в пределах 20 с помощью счѐтного иди дидактического материала
«Математические
без перехода через разряд;
представления»
-Соотносить количество предметов с числом;
- Решать простые арифметические задачи, составлять решение с помощью учителя на основе разрезных карточек;
-Знать и различать основные геометрические фигуры;
-уметь вычерчивать геометрические фигуры по точкам.
- Правильно называть изучаемые объекты, явления, признаки живой и неживой природы;
-Распознавать времена года;
«Окружающий
- Узнавать в природе и на рисунках деревья ,кусты, травы и т.д.;
природный мир»
- Называть наиболее распространѐнных диких и домашних животных, птиц, насекомых и т.д.;
- Знать свойства воды, воздуха, их значение для жизни человека.
- Название помещений в своей квартире;
- Правила учебного поведения;
«Окружающий
- Название страны и города, в котором живѐшь, адрес проживания;
социальный мир»
- Символы государства;
- Названия профессий людей с деятельностью которых соприкасаешься (учитель, врач, парикмахер, водитель);
- Называть материалы, изготовленные человеком (бумага, ткань, резина, стекло).
Предметы
Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления»
№
п\п
Раздел Тема
1
2
Нумерация в пределах 10.
Присчитывание и отсчитывание по
единице в пределах 10
Сравнение чисел (=,<, >)
Сутки. Неделя. Ориентировка во времени:
вчера, сегодня, завтра
3
4
5
6
Арифметические действия (-,+,=,)
Решение примеров на сложение,
нахождение суммы.
Число и цифра 0.Сложение чисел с числом
0.
Колво
часо
в
1
1
1
1
1
1
Дат а
Основные виды учебной деятельности
Устный счет. Работа с палочками. Работа со счѐтами.
Работаспалочками.Работасосчѐтами.
Выполнение упражнений на сравнение чисел первого десятка
Распознание частей суток по картинкам. Раскладывание в правильной
последовательности карточек с обозначенными днями недели. Ответы
на вопросы учителя по ориентировке во времени: Когда это было?
Составление предложений с использованием временных понятий.
Выполнение упражнений на дифференциацию арифметических
действий, озвучивание названий арифметических действий при
выполнении практических заданий
Выполнение практических заданий на формирование понятия 0 (нуль),
Образования числа 0.Решение примеров на сложение чисел с числом 0.
7
Точка. Линия. Луч. Линии: прямая,
кривая.
1
Задание на нахождение точек среди других геометрических фигур.
Упражнения на распознание и различие линии и луча.
8
Геометрические фигуры: круг, овал.
Распознание.
1
Упражнения на распознание и различие круга и овала. Нахождение и
называние предметов, имеющих форму данных геометрических фигур.
9
Счѐт группами по 2 и по 5 в пределах
10. Повторение.
Структура простой задачи. Решение
Простых задач в пределах 10 на
нахождение суммы
Угол. Виды углов. Элементы угла.
Вычерчивание угла.
1
Работа с числовым рядом, счѐтным материалом.
1
Составление алгоритма решения и записи простой арифметической
задачи.
1
Распознание видов углов, нахождение углов на предметах, окружаю
щих нас. Получение прямого угла путѐм сгибания листа бумаги.
Запоминание названий элементов угла. Вычерчивание угла.
Проведение от точки двух лучей. Штриховка полученного угла.
10
11
12
13
14
15
Геометрические фигуры: квадрат,
прямоугольник. Построение квадрата и
Прямоугольника по точкам.
Меры стоимости: рубль, копейка,
обозначение: «р.», « к». Задачи и примеры
по теме «Меры стоимости».
Мераѐмкости: литр, обозначение«л».
1
Геометрическая фигура: треугольник.
Виды треугольников. Построение
треугольника по точкам.
Число 11 (одиннадцать).
1
16
1
1
1
17
Число 12 (двенадцать)
1
18
Число 13 (тринадцать)
1
19
Меры времени: год, месяц. Работа с
календарѐм.
1
20
Число 14 (четырнадцать)
1
21
Число 15 (пятнадцать)
1
22
Число 16 (шестнадцать)
1
23
Число 17 (семнадцать)
1
24
Число 18 (восемнадцать)
1
25
Число 19 (девятнадцать)
1
Упражнения на распознание и различие квадрата и прямоугольника.
Нахождение и называние предметов, имеющих форму данных геомет
рических фигур.
Сравнениемонет,различиемонет,решениеименованныхпримеровсиспол
ьзованием правильного обозначения.
Работа с литровыми ѐмкостями, решение именованных примеров с
Использованием правильного обозначения «л»
Упражнения на распознание и различие видов треугольников.
Нахождение и называние предметов, имеющих форму треугольника.
Выполнение практических действий по образованию числа11 из одного
десятка и одной палочки. Печатанье и произношение слова 11
(одиннадцать)
Выполнение практических действий по образованию числа 12 из
одного десятка и двух палочек. Печатанье и произношение слова 12
(двенадцать)
Выполнение практических действий по образованию числа 13 из
одного десятка и трѐх палочек. Печатанье и произношение слова 13
(тринадцать)
Соотнесениевремѐнгодасопределѐнными месяцами.
Соотнесение 12-и месяцев и года. Решение именованных примеров.
Выполнение заданий по календарю. Нахождение в календаре
знаменательных дат, праздничных дней, дня своего рождения
Выполнение практических действий по образованию числа 14 из
одного десятка и четырѐх палочек. Печатанье и произношение слова 14
(четырнадцать).
Состав числа15 (один десяток и 5единиц). Печатанье и произношение
слова15 (пятнадцать).
Состав числа 16 (один десяток и 6 единиц). Печатанье и произношение
слова 16 (шестнадцать).
Состав числа 17 (один десяток и7 единиц). Печатанье и произношение
слова17 (семнадцать).
Состав числа18 (один десяток и 8единиц).Печатанье и произношение
слова 18 (восемнадцать).
Состав числа 19(одиндесятоки9единиц). Печатанье и произношение
слова19 (девятнадцать).
26
Число 20 (двадцать)
1
27
Числовой ряд от 0 до 20. Сравнение
чисел.
Счѐт прямой и обратный в пределах 20.
Счѐт группами по 2 и по 5 в пределах
20.
Решение примеров на сложение в
Пределах 20 без перехода через разряд.
Решение примеров на вычитание в
Пределах 20 без перехода через разряд
Мера длины: сантиметр, обозначение
«см».
1
28.
29
30
31
32
33
34
Нахождение на линейке изучаемого
числа (с названием сантиметров)
Отрезок. Вычерчивание отрезка по
линейке.
Геометрическое тело: шар, куб
1
Состав числа 20 (одиндесятоки10единицилидвадесятка). Печатанье и
произношение слова 20 (двадцать).
Работа с числовым рядом от 0 до 20.
Сравнение чисел второго десятка.
Присчитывание и отсчитывание по 1 в пределах 20.
Работа с числовым рядом, счѐтными палочками. Счѐт равными
числовыми группами по 2 и по 5 в пределах 20.
Решение примеров с использованием счѐтных палочек и счѐт
1
Решение примеров с использованием счѐтных палочек и счѐт.
1
Решение именованных примеров с использованием правильного
обозначения «см».
1
1
1
1
Учебно-методическое обеспечение:
Наборы цифр чисел до 20, счѐтный материал, счѐтные палочки,
Наборы геометрических фигур, тел
Линейка, счѐты
Работа с маленькой линейкой (20см)
Нахождение на линейке изучаемого числа (с названием сантиметров)
Нахождение предметов, имеющих форму шара.Сравнение круга и
шара.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
№
Тема
Кол-во
часов
1.
Человек и природа
1
2
Неживая природа. Солнце в разные
времена года. Восход и закат солнца.
Части суток.
1
Беседа: представления об объектах и явлениях окружающей природы во
времени. Презентация. Работа по инструкции педагога, отвечать на
вопросы, используя слова из вопроса.
Изучение схемы. Нахождение солнца на горизонте в разные времена года.
3.
Восход и закат солнца. Части суток.
1
Изучение схемы. Нахождение солнца на горизонте в разные части суток
4.
Календарь. Дни недели, месяц, год.
1
Работа с календарем. Рассмотрение различных видов календарей.
5.
«Осень, в гости просим!» (осенние
явления природы)
1
Беседа, рассмотрение картин. Обозначить осенние изменения в природе и
рассказывать о них.
6.
Животные и растения осенью.
1
7
Осень в городе.
1
Составление рассказа по просмотренной презентации и опорному плану
«Животные осенью» , «Почему листья деревьев меняют свою окраску?
Нахождение признаков осени в городе
8
Составление
листьев.
9
Упражнения на распознание листьев. Определение названий деревьев по
листьям, цвету коры, веткам дерева.
«Что нам осень принесла?» Овощи,
фрукты, ягоды
1
10
«Что нам осень принесла?» Грибы.
1
Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного предмета,
картинки из представленных (овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи).
Дидактическая игра «Найди лишнее» Разгадывание кроссвордов.
11
Воздух. Значение воздуха для жизни
человека
Термометр–прибор для измерения
температуры воздуха.
Ветер. Направление ветра.
1
Выполнение практических заданий по определению свойств воздуха.
1
Определение температуры воздуха п отермометру. Дифференциацияи
понимание значений: « Выше 0» +, «Ниже0»-.
Ознакомление с понятиями компас, флюгер. Соотношение направления
13.
из
осенних
Основные виды учебной деятельности
1
12
гербария
Дата
1
14
15
Разнообразие растительного мира
1
Части дерева.
1
ветра со сторонами света..
Беседа, рассмотрение картин их описание. Называние среды обитания
растений
Выполнение упражнений: нахождение и показ части растений (плод, лист
стебель, корень),
Распознание лиственных и хвойных деревьев. Составление рассказа по
описанию лиственного дерева.
Распознание кустарников. Раскрашивание цветов и листьев кустарника.
Викторина «Угадай растение?» Выполнение тестовых заданий.
Наблюдение за изменениями в природе и устанавливание взаимосвязи.
Работа с календарем природы.
Беседа, рассмотрение картин: представления о зимней одежде, ее
назначении. Просмотр презентации. Упражнения на узнавание действий и
занятий людей на картинках и схемах; имитирование действий людей.
Беседа, рассмотрение картин: представления о жизни растений зимой.
16
Лиственные и хвойные деревья
1
17
Дикорастущие
и
культурные
кустарники.
"Здравствуй, зимушка-зима!"
1
19.
Одежда и обувь человека зимой. Зимние
забавы
1
20.
Жизнь растений и животных зимой.
1
21
Разнообразие
растительного
Травы. Растения поля
мира.
1
22
Декоративные, лекарственные растения.
1
23
Комнатные растения Охрана растений.
1
Составление правил ухода за комнатными растениями.
24
Вода. Свойства воды. Вода в природе
1
25
Воды суши: реки, ручьи, болота, пруды
1
26.
Моря и океаны.
1
27.
Значение воды для жизни растений
животных и человека.
1
Выполнение практических заданий по изучению свойств воды.
Разгадывание загадок о трѐх состояниях воды Объяснение схемы
«Круговорот воды в природе»
Составить рассказ о значении реки в жизни людей. Рассмотрение
картинок. Ответы на вопросы. Распознание обитателей водоѐмов.
Рассмотрение картинок. Ответы на вопросы. Распознание обитателей
морей и океанов.
Беседа, рассмотрение иллюстраций: усвоить, что чистая вода–одно из
главных богатств Земли, которые необходимо охранять.
28
Оживает все кругом! (весна).
1
18
1
Просмотр презентации «Разнообразие растительного мира. Ответы на
вопросы учителя. Работа с учебником.
Беседа, рассмотрение картин: весенние изменения в природе. Работа с
календарѐм.
Беседа, рассмотрение картин. Просмотр презентации. Ответы на вопросы.
29
Одежда и обувь весной.
1
30
Растения и животные весной.
1
31
Жизнь птиц и насекомых весной.
1
32.
Поверхность суши. Равнины. Холмы.
Овраги. Горы.
1
33
Скоро лето! Летние явления природы.
1
Карточки с заданиями. Отгадывание загадок.
34.
Викторина "Когда это бывает?"
1
Карточки с заданиями. Викторина "Когда это бывает?"
Материал для проведения уроков:
Картинки по темам, лото
Демонстрационный материал
Беседа, рассмотрение картин: расширение представлений о растениях.
Ответынавопросы.Беседа,рассмотрениекартин:представленияоживотных,
их образе жизни и повадках весной
Беседа, рассмотрение картин: представления о птицах, их образе жизни и
повадках весной. Дидактическая игра. Ответы на вопросы. Составление
рассказа о строение насекомых. Ответы на вопросы по презентации.
Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Что за насекомое»,
«Четвертый лишний».
Рассматривание иллюстраций. Ответы на вопросы. Нарисовать холм в
тетради.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
N
п/п
Тема
Колво
часов
1
Да
та
Основные виды учебной деятельности
1
Соблюдение распорядка
школьного дня. Поведение
школьника
3
1
4
Знание назначения школьных
принадлежностей, названий
изучаемых учебных предметов
Двор. Части территории двора
5.
Типы домов. Части дома
1
6
Помещения квартиры (детская,
прихожая, комната, кухня,
ванная комната, туалет, балкон)
1
8
Представление об убранстве
квартиры, дома.
1
Называние предметов интерьера (картина, светильник, зеркало, штора, скатерть,
статуэтка, свечи), определение их назначения.
9
Мебель (назначение, виды, уход)
1
10
Предметы посуды
1
11
Часы. Различение часов
(наручные, настенные,
механические, электронные),
Стрелка минутная и часовая
1
Сравнение предметов мебели. Знание назначения предметов мебели. Дидактическая
Игра «Назови одним словом»
Назвать виды посуды. Выполнить задание на распознание видов посуды. Определить
Назначение посуды.
Знание видов часов, их назначение. Определение времени по часам: целые часы.
Рассматривание картинок, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Беседа о
правильном использовании предмета-часы. Знать строение, назначение Уметь
распознавать разные часы, называть время по электронным часам.
1
Составление правил поведения школьника. Слушать, наблюдать, повторять за
учителем, отвечать на вопросы, действовать по инструкции учителя. Ознакомление с
распорядком школьного дня.
Отгадывание загадок, просмотр презентации, словарная работа. Дидактическая игра
«Назови лишнее». Уметь распознавать изучаемый предмет, правильно подбирать к
программному предмету условное обозначение.
Понятие «двор». Назначение частей территории двора. Правила безопасности и
поведения во дворе.
Распознание и называние типов домов. Сравнение частей дома (стена, крыша,
потолок, пол, дверь. Различие между ними. Представление о местах общего
пользования в доме: подъезд, лифт, лестничная площадка.
Упражнениенанахождениезаданногопомещениянасхеме.Называниекомнати
определение их назначения. Дидактическая игра «Квартира».
12
Электроприборы в квартире
1
Виды электроприборов, их назначение. Знание правил ТБ. Демонстрация умения
пользоваться приборами
13
Правила безопасного поведения
дома
Предметы быта
1
Просмотр презентации. Ответы на вопросы.
1
Виды транспорта Правила
поведения в общественном
транспорте.
Правила поведения в
общественном транспорте.
Автобус Трамвай и троллейбус.
Сравнение.
Железная дорога. Вокзал. Виды и
назначение поездов
1
19.
Виды воздушного транспорта,
назначение Аэропорт
1
20.
Виды водного транспорта,
назначение
Спецтранспорт, его назначение
1
Профессии людей, работающих
на разных видах транспорта
Город, в котором мы живѐм
1
Учреждения города.
Поликлиника, почта,
парикмахерская и др
1
Беседа, рассмотрении екартинок. Упражнения: выбор нужного предмета, картинки из
представленных.
Беседа,работасиллюстрациями,просмотрвидео,прослушиваниеаудиозаписейпо
Теме раздела «Транспорт». Рассматривание картинок. Составление правил поведения
в общественном транспорте.
Рассматривание картинок. Выполнение тестовых заданий. Составление правил
поведения в общественном транспорте.
Рассматривание и анализ картинок. Сравнение изображений. Рассматривание
картинок, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Сравнение изображений
Знать назначение поездов, условия перевозки пассажиров. Презентация. Загадки.
Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного предмета, картинки из
представленных. Знание служб, имеющихся в помещении железнодорожного
вокзала.
Презентация. Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного предмета,
картинки из представленных. Загадки Назначение воздушного транспорта.
Составление простых предложений.
Презентация. Работа с иллюстративным материалом. Отработка словаря по теме.
Составление простых предложений.
Презентация. Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужного предмета,
картинки из представленных. Загадки
Соотнесение деятельности с профессией. Отгадывание загадок.
Дидактическая игра «Профессии людей»
Беседа, работа с иллюстрациями, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей по
Теме раздела. Называние учреждений города.(Административные, культурные,
спортивные) Отработка словаря: улицы, площади, здания, набережная)
Работа с иллюстративным материалом. Отработка словаря по теме: регистратура,
врач, медсестра, скорая помощь, палата, диагноз. парикмахер,
стрижка,
причѐска, фен, ножницы, почтальон, перевод, посылка, письмо.
14
15
16
17
18.
21.
22
23
24
1
1
1
1
1
25
Памятные места нашего города.
1
Соотнести изображение памятных мест города с их названиями.
26
1
27
Наше Государство.
Государственная символика
Люди, прославившие страну
28
Традиции, обычаи, праздники
1
29
Бумага, еѐ свойства. Виды
бумаги (картон, альбомный лист,
салфетка)
1
Называниегосударстваегопрезедента.Распознаниеирасшифровканапечатанного
названия страны
Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Знание выдающихся людей и их
достижений.
Беседа, рассмотрение картинок. Упражнения: выбор нужной картинки из
представленных. Распознание различных праздников, называние их атрибутов.
Называетсвойствабумаги,исходяизпроведенных опытов
(мнется,рвется,складывается,режется,намокает,толстая,тонкая,мягкая,жесткая,
гладкая, клеится, на ней можно рисовать)
30
Пластик, его свойства. Предметы
из пластика (рамы, посуда,
бытовая техника)
1
Нызываетсвойствапластика,знаетспособыуходазаним.Влияниепластикана здоровье
человека и экологию планеты.
31
Стекло, его свойства. Предметы
из стекла (окно, стакан)
1
Знает свойства стекла и правила безопасности при пользовании стеклянными
предметами
32
Древесина, еѐ свойства. Предметы
из дерева (стол, деревянные
игрушки)
1
Знает свойства дерева, распознаѐт деревянные предметы
33
Металл, свойства металла.
Предметы из металла (игла,
кастрюля, машина)
1
Знает свойства металла, распознаѐт металлические предметы
34
Ткани. Виды тканей. Предметы из
ткани (одежда, постельное бельѐ)
1
Называет свойства ткани, исходя из проведенных опытов
(мнется,рвется,складывается,режется,намокает,толстая,тонкая,мягкая,жесткая,
гладкая, клеится, на ней можно вышивать, еѐ можно шить)
1
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
№
п\п
Раздел
Тема
Кол-о
часов
Установления контакта с собеседником
Обращение с просьбой о помощи.
1
2
Ответы на вопросы словом, предложением.
Выражение благодарности. Прощание с
собеседником.
1
Слова, обозначающие предметы
Обобщающие понятия «Одежда и обувь»
1
4
Основные виды учебной деятельности
Беседа. Вопрос-ответ. Работа с предметными картинками.
1
3
Дата
Беседа. Вопрос-ответ. Отработка словаря и произносительных
навыков.
Беседа. Отработка словаря, интонационной выразительности речи.
1
Дифференциация слов–предметов, постановка вопросов.
Предметные картинки. Карточки со словами. Отработка словаря и
произносительных навыков.
5
1
6
Обобщающие понятия «Продукты»
Предметные картинки. Карточки со словами. Отработка словаря и
произносительных навыков.
1
Обобщающие понятия «Транспорт»
7
1
Предметные картинки. Карточки со словами. Отработка словаря и
Произносительных навыков.
Предметные картинки .Карточки со словами. Отработка словаря и
Произносительных навыков.
Предметные картинки. Карточки со словами. Отработка словаря и
Произносительных навыков
Работа с кассой букв и предметными картинками
Работа с кассой букв и предметными картинками
Работа с кассой букв. Составление слов на основе предметных
картинок
1
Работа со слоговой таблицей. Составление слов из прочитанных
слогов.
1
Обобщающие понятие «Животные и птицы»
8
9
1
Обобщающие понятие «Бытовые приборы»
1
10
11
Гласные буквы
Согласные буквы
12
Чтение слогов и слов из усвоенных слоговых
структур
13
Чтение небольших предложений и текстов по
теме
«Осень»
Печатанье слов по опорным точкам
14
15
16
Печатанье простых односложных и двусложных
слов
Печатанье имен членов семьи, собственного
имени.
Деление слов на слоги
1
1
Печатанье слов по опорным точкам.
1
Выполнение упражнений на деление слов на слоги.
Выполнение заданий на составление слов из слогов
Упражнение на нахождение и подбор слов, указывающих на
Действия предмета, постановка вопросов
Упражнение на нахождение и подбор слов, указывающих на
признак предмета, постановка вопросов
Изучение правила «понятие предложение».
Составление графических схем к простым предложениям.
Составление графических схем к простым предложениям.
17
18
Составление двусложных слов из слогов
Слова, обозначающие действие предмета
1
1
19
Слова, обозначающие признак предмета
1
20
Предложение. Графическая схема предложения
1
21
Предложение. Графическая схема предложения.
1
Предложение с предлогом «в»,«на»
1
Составление
картинке.
1
23
24
Предложение с предлогом «из»
1
25
Предложение с предлогами «к», «с»
1
26
Влияние речи на поступки людей. Свойства
слов: радовать. огорчать, утешать, мирить.
1
27
Слова, указывающие на предмет, его признак,
Но не называющие его (мой, твой, он)
Слова, обозначающие
число, количество
предметов
Практические
упражнения
в чтении и
напечатание слов
1
22
28
29
рассказа по одной сюжетной
1
1
Изучение правила о написании предлогов со словами. Составление
по сюжетным картинкам предложений с предлогами
«На» «В». Нахождение предлогов в небольших текстах.
Составление рассказа с использованием опорных слов.
Составление по сюжетным картинкам предложений с предлогом
«из». Нахождение предлога «из» в небольших текстах.
Составление по сюжетным картинкам предложений с предлогом
«к», «с». Нахождение предлога «к», «с» в небольших текстах.
Подбор слов, предложений к сюжетным картинкам Подбор слов к
пиктограммам, выражающим эмоциональное состояние
Нахождение слов, указывающих на предмет, его признак, но не
Называющий его.
Нахождение в небольших текстах слов, обозначающих число,
Количество предметов
Составление слов на различие звуков г-к. Написание соответствую
щих букв (вместо пропущенных) в названиях предмет. картинок.
1
32
33
Практические упражнения в составлении и
напечатание слов
Чтение небольших предложений и текстов по
теме «Весна»
Разучивание небольших четверостиший
Разучивание тематических стихов
34
Составление рассказа по серии
картинок на тему «Лето»
30
31
сюжетных
1
Составление слов на различие звуков а-я. Написание соответствую
щих букв (вместо пропущенных) в названиях картинок.
Ответы на вопросы, выполнение заданий по инструкции учителя
1
1
Ответы на вопросы, выполнение заданий по инструкции учителя
Упражнения на развитие памяти.
1
Составление рассказа с использованием опорных слов с опорой
на сюжет картинки
Календарно - тематическое планирование по предмету «Человек»
№ п/п
Тема
Кол.
1
Представления о себе. Узнавание частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб)
1
2
Узнавание частей лица человека (рот, губы, язык, зубы)
1
3
Знание назначения частей лица
1
4
Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа)
1
5
Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа).
1
6
Гигиена тела. Мытье и вытирание рук и лица.
1
7
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание
крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки,
выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица
1
8
Повторение. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица:
открывание крана, регулирование напора струи и 1температуры воды, набирание воды
в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица
1
9
Чистка зубов. Полоскание полости рта
1
10
Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости
рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной
пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание
тюбика с зубной пастой
1
11
Обращение с одеждой и обувью. Различение по сезонам предметов одежды
(предметов обуви, головных уборов)
1
12
Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов).
1
13
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий
1
14
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
1
15
Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная)
1
16
Повторение. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий
1
17
Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление
малой или большой нужды. Пользование туалетной бумагой.
1
Дата
Основные виды учебной
деятельности
18
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание
сидения), спускание одежды (колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке),
оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды
(трусов, колготок), нажимание кнопки слива воды, мытье рук
1
19
Семья. Узнавание членов семьи
1
20
Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов
семьи
1
21
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи
1
22
Прием пищи. Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки
(стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание
(вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол
1
23
Наливание жидкости в кружку
1
24
Сообщение о желании есть. Еда руками
1
25
Повторение темы «Прием пищи. Сообщение о желании пить»
1
26
Повторение темы «Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи»
1
27.
Обращение с одеждой и обувью. Расстегивание (развязывание) липучки (ремня,
кнопки, шнурка)
1
28
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы)
1
29
Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава,
стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание
левого рукава кофты
1
30
Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка,
стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание
левого ботинка)
1
31
Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней
одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки,
расстегивание сапог, снятие сапог)
1
32
Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка)
1
33
Повторение. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы)
1
34
Повторение. Застегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы)
1
Календарно - тематическое планирование по предмету «Домоводство»
№ п/п
Тема
Кол
.
Дата
Тип урока
Основные виды учебной деятельности
1
Что изучает домоводство?
1
Вводный
Слушает, отвечает на вопросы.
2
Мой дом. Моя квартира.
1
Изучение нового
материала
Слушает, смотрит на картинки, отвечает на вопросы.
Определяет расположение и назначение комнат.
3
Один дома. Правила безопасности.
1
Комбинированный
Составляет памятку по безопасности в доме, отвечает на
вопросы.
4
Кухня. Бытовые электроприборы.
Правила безопасности на кухне.
1
Изучение нового
материала
Называет кухонную мебель и назначение электроприборов.
Изучает правила пожарной безопасности на кухне
Соблюдает последовательность действий при пользовании
электробытовыми приборами.
5
Столовая посуда и столовые приборы
1
Комбинированный
Словарная работа. Называет предметы посуды, знает их
назначение.
6
Кухонная
Кухонные
дуршлаг)
1
Комбинированный
Словарная работа. Называет предметы посуды, назначение
кухонных принадлежностей. (Разделочная доска,
открывалка)
7
Мытьё и сушка посуды.
1
Комбинированный
Соблюдает последовательность действий при мытье и
сушке посуды и столовых приборов.
8
Кухня.
Кухонный
инвентарь.
1
Обобщающий
Выполнение теста по теме «Кухня»
9
Магазин. Отделы магазина.
1
Изучение нового
материала
Составление рассказа на основе анализа картинок..
Ориентировка в расположении отделов магазина.
10
Планирование покупки. Выбор
продуктов. Расчёт на кассе.
1
Комбинированный
Называет продукты . Определение срока годности
продуктов, изучение этикетки товара.Соблюдение
последовательности действий при расчёте в кассе.
11
Продукты. Кондитерские изделия.
1
Изучение нового
материала
Различение кондитерских изделий, их виды, названия
12
Молочные продукты.
1
Комбинированный
Различение молочных продуктов, их виды и названия,
посуда, её назначение.
принадлежности (тёрка,
и
столовый
называет полезные свойства
13
Хлебобулочные изделия.
1
Комбинированный
Узнавание продуктов из муки, их названия, полезные
свойства.
14
Виды мясных и рыбных продуктов
1
Комбинированный
Узнавание продуктов из рыбы и мяса, их названия,
полезные свойства.
15
Виды круп
1
Комбинированный
Распознание видов круп, их названия , полезные свойства.
16
Сюжетно-ролевая игра «Покупка
продуктов»
1
Комбинированный
Уметь совершать покупки, оречевлять свои действия.
Складывать покупку в сумку.
17
Приготовление блюда
1
Изучение нового
материала
Выбор продуктов, подбор инвентаря. Соблюдение
последовательности действий при приготовлении
выбранного блюда. Соблюдение санитарных норм.
18
Приготовление бутерброда
1
Комбинированный
Выбор продуктов, подбор инвентаря. Соблюдение
последовательности действий при приготовлении
бутерброда. Соблюдение правил гигиены.
19
Приготовление салата
1
Комбинированный
Выбор продуктов, подбор инвентаря. Соблюдение
последовательности действий при приготовлении салата.
Перемешивание продуктов ложкой.
20
Приготовление пищи
Обобщающий
Выполнение теста по теме «Приготовление пищи»
21
Уход за вещами.
1
Изучение нового
материала
Перечисляет виды одежды с последующим обобщением.
Соотносит слова и предметы, находят их на картинках,
правильно называют их. Перечисляет действия по уходу за
вещами.
22
Ручная стирка. Наполнение емкости
водой. Выбор моющего средства.
1
Комбинированный
Соблюдение последовательности действий при ручной
стирки. Оречевление деятельности.
23
Я стираю свои вещи ( носовой платок,
носки)
1
Комбинированный
Последовательность проведения стирки, оречевление
деятельности. Определение температуры воды
24
Машинная стирка. Различение
составных частей стиральной
машины.
1
Комбинированный
Уметь ориентироваться в панели управления стиральной
машины, называть ее составные части, сортировать белье.
Знать ТБ при работе со стиральной машиной.
25
Я стираю свои вещи в стиральной
1
Комбинированный
Учится моделировать ситуации, применять полученные
машине
знания на практике. Устанавливать программу и
температурный режим
1
Комбинированный
Складывание белья и одежды и вывешивание на плечики.
26
Складывание белья и одежды.
Утюжка.
27
Чистка верхней одежды и её хранение.
1
Комбинированный
Знакомство с правилами чистки и хранения верхней
одежды.
28
Обувь. Чистка и ухаживание за
обувью.
1
Комбинированный
Соблюдение последовательности действий при мытье и
сушке обуви
29.
Правила ухода за вещами
1
Обобщающий
Выполнение практических заданий по инструкции
30
Уборка помещения. Квартира.
Специальная одежда.
1
Изучение нового
материала
Составление алгоритма уборки помещения.
31
Вытирание поверхности мебели
1
Комбинированный
Соблюдение последовательности действий при мытье
поверхностей мебели
32
Уборка пола.
1
Комбинированный
Соблюдение последовательности действий при мытье пола.
33
Пылесос. Назначение пылесоса.
1
Комбинированный
Ознакомление с основными частями пылесоса.
34
Итог. Чему я научился на уроках
«Домоводства»?
1
Обобщающий
Выполнение заданий по инструкции учителя.