Рабочая программа обучающейся индивидуально на дому 9 класс на 2025-2026 учебный год, учитель Кузнецова Т.Н.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
_____________Н.И. Шляпникова
Приказ № _____ от «____»_________________2025г

Рабочая программа по предметам
(математика, русский язык, чтение, основы социальной жизни, профильный труд)
для обучающейся 9 класса
Глуховой Валерии
(индивидуальное обучение на дому)
(АООП вариант – 1)

Составитель:
учитель
Кузнецова Т.Н.
Реж- 2025
1

Пояснительная
к рабочей программе по предмету «Математика»
9 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Рабочая программа по предмету «Математика» 9 класс составлена на основании:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.;
- АООП ГБОУ «Центр «Дар».
Рабочая программа ориентирована на учебник Математика. 9 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций
VIII вида, /А.П.Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот –М. :Просвещение, 2021. –400с.: ил. Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации.
Цель реализации программы «Математика» (вариант 1) образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями - создание условий
для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Задачи:
- формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности; используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
- воспитание положительных качеств и свойств личности.
Программа создана из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание учебного предмета:
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать
геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами
фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают
практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Программа рассчитана на один год.
Повторение нумерации целых чисел в пределах 1 000 000.
Единицы измерения объема: 1 куб. мм (1 мм3), 1 куб. см (1 см3), 1 куб. дм (1 дм3), 1 куб. м (1 м3), 1 куб. км (1 км3),
соотношения: 1 дм3 = 1000 см3, 1 м3 = 1000 дм3, 1 м3 = 1 000 000 см3. Запись чисел, полученных при измерении объема, в виде
десятичной дроби и обратное преобразование. Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1 000 000.
Сложение и вычитание целых чисел и чисел, полученных при измерении, в пределах 1 000 000. Умножение и деление целых чисел и
чисел, полученных при измерении, на трехзначное число (несложные случаи).
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при
измерении, с предварительной приблизительной оценкой результата (округление компонентов действий до высших разрядных единиц).
Нахождение числа по одной его части. Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными
2

дробями. (Для сильных учащихся допустимо выполнение умножения и деления дроби на дробь.) Предварительная приблизительная оценка
результата в случаях, когда целые части компонентов действий не равны нулю.
Понятие процента. Нахождение одного процента от числа. Нахождение нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному
проценту. Задачи на нахождение числа по одной его части (проценту). Задачи на встречное движение (все случаи) и на движение в
разных направлениях (все случаи).
Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Геометрические тела: призма, пирамида. Узнавание, называние. Объем геометрического тела. Обозначение: V. Измерение и вычисление
объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Основные требования к умениям учащихся:
Учитывая развитие каждого конкретного ученика, предъявляются разно уровневые требования к овладению знаниями: 1-й —
базовый уровень, 2-й — минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход
к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.
Достаточный уровень.
• читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
• складывать, вычитать целые числа в пределах 1 000 000 и числа, полученные при измерении, умножать и делить их на
трехзначное число;
• выполнять четыре арифметических действия с числами до 1 000 000 с использованием микрокалькулятора и предварительной
приблизительной оценкой результата путем округления компонентов действий до высших разрядных единиц;
• выполнять четыре арифметических действия с десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и предварительной
приблизительной оценкой результата в случае, когда целые части компонентов действий не равны нулю;
• находить один и несколько процентов от числа;
• находить число по одной его части (проценту);
• решать задачи на встречное движение и движение в разных направлениях;
• решать простые и составные задачи, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
• измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепипеда в кубических единицах;
• узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
Минимальный уровень
• читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
• складывать, вычитать целые числа и числа, полученные при измерении, в пределах 1 000 000;
• умножать и делить целые числа и числа, полученные при измерении, на двузначное число (можно в пределах 10 000, 100 000);
• выполнять четыре арифметических действия с целыми числами до 1 000 000 с использованием микрокалькулятора без
предварительной оценки результата; умножение и деление на двузначное число;
3

•
•
•
•
•

выполнять сложение и вычитание десятичных дробей с использованием микрокалькулятора;
находить один процент от числа;
решать задачи на нахождение времени при встречном движении (допустима помощь учителя);
решать простые задачи, требующие вычисления объема прямоугольного параллелепипеда (куба) (допустима помощь учителя);
измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепипеда (куба) в кубических единицах (с помощью учителя);
узнавать и называть геометрические тела: призма, пирамида.
Особенности организации учебного процесса
Методы обучения:
 объяснительно-иллюстративный, метод при котором учитель объясняет, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
 репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
 метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути её решения);
 практический.
Используются такие формы организации деятельности, как опрос, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными
пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими материалами.
Технологии обучения: здоровьесберегающие, игровые,
проблемно-поисковые, личностно-ориентированные,
технология
дифференцированного обучения, ИКТ.
Критерии оценивания знаний и умений:
Оценка
Достаточный уровень
Минимально необходимый уровень
«5»
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание
понимание материала, может с помощью учителя
материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
обосновать, самостоятельно сформулировать ответ,
сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные
привести примеры, допускает единичные ошибки, которые ошибки, которые исправляет с помощью учителя
исправляет.
«4»
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом
Оценка «4»ставится, если ученик дает ответ в целом
правильный, но допускает неточности и исправляет их с
правильный, но допускает неточности и исправляет их с
помощью учителя
помощью учителя
«3»
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и Оценка «3» ставится , если ученик обнаруживает частичное знание
понимание основных положений данной темы, но излагает и понимание основных положений данной темы, но излагает
материал неполно, и непоследовательно, затрудняется
материал неполно, и непоследовательно, затрудняется
самостоятельно подтвердить примерами, делает это с
самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь
помощь учителя, нуждается в постоянной помощи
учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
учителя.
4

«2»

№

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16

Оценка «2» ставится, если ученик не обнаруживает знание
и понимание основных положений данной темы, не
излагает материал, затрудняется самостоятельно
подтвердить примерами, нуждается в постоянной помощи
учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик не обнаруживает частичное
знание и понимание основных положений данной темы, не
излагает материал, затрудняется самостоятельно подтвердить
примерами, нуждается в постоянной помощи учителя.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела. Тема урока.
Кол-во час
1 четверть
Геометрические фигуры и тела
Геометрия в нашей жизни
Отрезок. Измерение и построение отрезка. Луч, прямая.
Углы. Виды углов. Измерение углов
Круг и окружность. Длина окружности
Симметричные фигуры относительно прямой
Площадь плоской фигуры
Единицы площади. Площадь круга
Объем тела. Измерение объема
2 четверть
Числа целые и дробные
Нумерация. Целые числа. Многозначные числа. Сложение и вычитание
многозначных чисел
Обыкновенные дроби. Десятичные дроби
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей
Умножение целых чисел и десятичных дробей
Деление целых чисел . Деление десятичной дроби на целое число
Умножение и деление на 10, 100, 1000. Умножение на двузначное число
Контрольная работа за полугодие
Работа над ошибками. Повторение
3 четверть
5

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Проценты и дроби
Как найти один процент от числа
Запись процентов обыкновенной дробью
Особые случаи нахождения процентов
Задачи на проценты
Нахождение числа по 1%, 10%
Нахождение числа по 20%, 50%
Задачи на проценты
Конечные и бесконечные десятичные дроби
Запись обыкновенных дробей в виде десятичных
Действия с целыми и дробными числами
4 четверть
Обыкновенные и десятичные дроби
Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число
Вычисления на калькуляторе
Обыкновенные дроби
Смешанные числа. Преобразования дробей
Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем, разными
знаменателями
Умножение и деление дробей на целое число
Контрольная работа за год

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Материально-техническое обеспечение:
Список литературы
1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы «Математика 9» А.П.
Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот, Москва «Просвещение», 2022г.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5- кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.:
Изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
3. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М. Н. Перова. Москва, ВЛАДОС, 2013г.
4. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. В.В. Эк, М.Н. Перова, М., Просвещение, 2013
5. Компьютерные презентации PowerPoint по темам программы; дидактический материал и демонстрационные таблицы; учебно-практическое и
учебно-лабораторное оборудование.
6

Пояснительная
к рабочей программе по предмету «Русский язык»
9 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), утверждена приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2002 г № 1026; адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями ГБОУ «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с интеллектуальными
нарушениями Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утвержденным приказом директора образовательной организации.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся, уровня их
знаний и умений.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 34 часа в год, 1 час в неделю.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель
–развитиекоммуникативно-речевыхнавыковикоррекциянедостатковмыслительнойдеятельности. Задачи:


расширениепредставленийоязыкекакважнейшемсредствечеловеческогообщения;

ознакомлениеснекоторымиграмматическимипонятиямииформированиенаэтойосновеграмматическихзнанийиумений;

использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативноречевых) задач;

развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе определяет следующие задачи.

 Совершенствование умения дифференцировать части слова по существенным признакам;
 Повторение грамматических признаков изученных частей речи;
 Совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
 Развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для уточнения написания слов;
 Совершенствование умения находить главные и второстепенные члены предложения;
 Совершенствование умения составлять и различать предложения разные по интонации;
7

 Развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг;
 Формирование умения различать простые и составные числительные;
 Формирование умения писать числительные с мягким знаком на конце и в середине слова;
 совершенствование умения написания изложения, повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения;
 воспитаниеинтересакрусскомуязыкуистремлениеиспользоватьзнаниявповседневнойжизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
- знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
- уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
- уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частямречи,сиспользованием приставок исуффиксов с опорой на схему;
- уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
- уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме
или вопросам учителя;
- находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя);
- уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
- уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т.д.;
- уметь устанавливать смысловые связив несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
- находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;
- составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
- составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
- различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;
- отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;
- отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
- выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
- оформлять изученные виды деловых бумаг;
- писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
- писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и
выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Минимальный уровень
8

- знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
- производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
- образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
- иметь представления о грамматических разрядах слов;
- различать части речи по вопросу и значению;
использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
составлять различные конструкции предложений (с опорой на представленный образец);
устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);
уметь находить в тексте однородные члены предложения;
различать предложения, разные по интонации;
находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя);
участвовать в обсуждении фактического материала высказывания необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Личностные планируемые результаты:
−сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
−воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
−развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
−сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
−сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
−способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
9

−проявление готовности к самостоятельной жизни.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных результатов обучающегося учитывается уровень самостоятельности и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложениядопускает1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это
с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Приоценкеписьменныхработследуетруководствоватьсяследующиминормами:
 оценка«5» ставится за работу без ошибок;
 оценка«4»ставитсязаработус1-2ошибками;
 оценка«3»ставитсязаработус3-5ошибками;
 оценка«2» ставится, если работа выполнена на 20%.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трехисправленийили двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания
также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это
правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе;
повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося.
Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
Приоценкеграмматическогоразбораследуетруководствоватьсяследующиминормами.
1
0

Оценка«5»ставится,еслиобучающийсяобнаруживаетосознанноеусвоениеграмматическихпонятий,правилвпроцессе грамматического разбора,
работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка«4»ставится,еслиобучающийсявосновномобнаруживаетусвоениеизученногоматериала,умеетприменитьсвои знания, хотя до-пускает23ошибки.
Оценка«3»ставится,еслиобучающийсяобнаруживаетнедостаточноепониманиеизученногоматериала,затрудняетсяв применении своих знаний,
допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка«2»-ставится, если работа выполнена на 20%
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п

1

Тема урока

Простое предложение.

Кол-во
часов

1

Простое предложение с
однородными членами

Дата

Характеристика основных
видов деятельности

Развитие связной
письменной речи

Словарная
работа

Предложение
Актуализировать знания учащихся
о простом предложении, главных
членах предложения, простом
предложении с однородными
членами

Восстановление текста по
опорным словам,
распространение
предложений
однородными членами.

Былина

2

Знаки препинания при
однородных членах с
союзами и без них.

1

Актуализировать знания учащихся
о пунктуации при однородных
членах

Выделение запятыми
однородные члены
предложения

3

Обращение. Знаки
препинания при обращении

1

Актуализировать знания учащихся
об обращении знаках препинания
при нем.

Подбор обращений

Сложное предложение без
союзов и с союзами.

1

Актуализировать знания учащихся
о сложном предложении без
союзов и с союзами и, а, но

Соединение частей
сложного предложения
подходящими по смыслу
союзами

4

1
1

обязанность
обычай

5

Алфавит. Гласные и
согласные звуки и буквы.

1

Звуки и буквы
Актуализировать знания учащихся
о гласных и согласных звуках и
буквах.

Расположить слова по
алфавиту

Парные согласные.

6

Ударные и безударные
гласные.

1

Актуализировать знания учащихся
о правописании звонких и глухих
согласных

Орфографическая работа с
лексическими единицами.
Составление
словосочетан.

7

Деловое письмо.
Объявление.

1

Актуализировать и дополнить
знания об объявлении, его
разновидностях.

Отрабатывать
практический навык
написания объявлений по
общепринятой форме.

Разбор слов по составу.

1

8

Состав слова
Закрепить практический навык
разбора слов по составу

Корень и однокоренные
слова. Суффикс.
Окончание..
9

Сложные слова.

10

Деловое письмо. Расписка.

Актуализировать знания учащихся
о способе образования сложных
слов

Объяснять значения
сложносокращенных слов
по значению корней

1

Актуализировать и дополнить
знания о расписке

Формировать
практический навык
написания расписки по
общепринятой форме

Имя существительное
1
2

аэрофлот
жюри

Составление предложений
из деформированных
предложений

1

Сложносокращенные слова

профессия
восстание
агрессия
агрессор

автономия
авторитет
избиратель

11

Имя существительное как
часть речи.

1

Рисование словесной
картины

демократия
иждивенец

12

Роль имени
существительного в речи.
Собственные и
нарицательные имена
существительные.

Актуализировать знания учащихся
об имени существительном как
части речи, обозначающей
предмет

1

Актуализировать знания учащихся
о правописании собственных и
нарицательных имен
существительных

Ответить на вопросы по
тексту.

адвокат
отчизна

Род и число имен
существительных.

1

Склонение имен
существительных.

1

13

14

Работа с диалогом.

Актуализировать знания учащихся
об изменении имен
существительных по родам и
числам

митинг

Актуализировать знания учащихся
о трех склонениях имен
существительных

бухгалтер

ежемесячный

бухгалтерия

Несклоняемые имена
существительные
15

16

17

Деловое письмо. Заметка.

Имя прилагательное как
часть речи.
Роль прилагательного в
речи.
Согласование имени
прилагательного с именем

1

Актуализировать знания учащихся
о написании заметки в стенгазету

1

Имя прилагательное
Актуализировать знания учащихся
о прилагательном как части речи

1

Закреплять практический навык
согласования имен
1
3

Составление заметки в
стенгазету по шаблону

Описание предмета
прилагательных при
помощи
Распространение
предложений

существительным.

прилагательного
существительным в роде, числе и
падеже

прилагательными

Дополнение текста
описанием

18

Прилагательные на –ий, ье,-ья, -ьи.

1

Актуализировать знания учащихся
о правописании прилагательных
на –ий, -ье,-ья, -ьи

19

Деловое письмо.
Объяснительная записка.

1ч

Учиться оформлять
объяснительную записку по
общепринятой форме

20

21

22

23

Личные местоимения как
часть речи.
Роль личных местоимений
в речи.
Лицо и число личных
местоимений.

Склонение личных
местоимений.

Роль глагола в речи.

1

Личные местоимения
Актуализировать знания о
местоимении как части речи

Подбор местоимений к
тексту.

1

Актуализировать знания учащихся
о лице и числе местоимений.
Формировать практический навык
употребления местоимений в речи

Редактирование текста с
помощью местоимений и
существительных

1

Актуализировать знания учащихся
о склонении личных местоимений

Восстановление
последовательности
событий в тексте и запись
предложений в этой
последовательности

1

Глагол
Актуализировать знания учащихся
о роли глагола в речи.

Различение глаголов по
1
4

значению.

24

Неопределенная форма
глагола.

1

Актуализировать знания учащихся
о неопределенной форме глагола

Дополнение предложений правонарушение
глаголами
неопределенной формы по извержение
смыслу

25

Частица не с глаголом.

1

Актуализировать знания учащихся
об использовании частицы НЕ для
придания действию значения
отрицания

Подбор глаголов с
противоположным
значением

26

Спряжение глаголов.

1

Актуализировать знания учащихся
об изменении глагола по лицам и
числам (спряжении)

27

Повелительная форма
глагола

1

Познакомить учащихся с
глаголами в повелительной форме

1

Учить писать автобиографию
(анкету автобиографического
содержания)

28

Мягкий знак в глаголах.
Деловое письмо. Анкета

29

Понятие о наречии.

1

30

Согласование наречия с
глаголом.
Наречия, обозначающие
время, место и способ
действия.

1

издательство

Написание анкеты

Наречие
Познакомить учащихся с наречием
как частью речи
Познакомить учащихся с
наречиями, обозначающими
время, место и способ действия
Имя числительное
1
5

Замена выделенных
словосочетаний
наречиями

31

Понятие об имени
числительном.

1

Познакомить учащихся с именем
числительным как частью речи

32

Связь числительного с
существительным.
Числительные
количественные и
порядковые

1

Познакомить учащихся с
числительными количественными
и порядковыми

33

Контрольный диктант за
год

1

Проверить качество знаний и
умений учащихся по темам,
изученным за год.

34

Работа над ошибками

1

Отработка навыка в словах с
ошибками на подобные правила

Учебно-методические средства обучения
Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.; «Просвещение», 2021.
Методическоеобеспечение:
АксеноваА.К.,ГалунчиковаН. Г.«Развитиеречиучащихсяна урокахграмматикииправописания в5-9 классахспециальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида» - М. «Просвещение», 2004.
ШабалковаТ.П.Сборникдиктантовиизложений5–9классы.Коррекционноеобучение.–Волгоград:Учитель,2007.

Пояснительная
к рабочей программе по предмету «Чтение»
8 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2002 г № 1026; адаптированной основной общеобразовательной
1
6

программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями ГБОУ «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом
общего образования детей с интеллектуальными нарушениями Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утвержденным
приказом директора образовательной организации.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся,
уровня их знаний и умений.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета
«Чтение (Литературное чтение)».
Цель обучения–развитие коммуникативно–речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи:
− совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно – познавательного текстов;
−развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно– познавательных текстов;
−развитие положительных качеств и свойств личности
Задачи:
−совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора;
−совершенствованиеуменияопределятьосновнуюмысльитемухудожественногопроизведения;
−развитиеуменияделитьначаститекст,формулироватьзаголовокпунктовплана;
−развитие умения определять собственное отношение к поступкам героев;
−совершенствованиеуменияпересказыватьтекстпоколлективносоставленномуплану;
−совершенствованиеумениянаходитьвтекстенепонятныесловаивыражения, объяснять их значение и смысл с опорой на контекст;
−формирование умения выбирать интересующую литературу, самостоятельно читать художественную литературу;
−совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки.
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» в 9 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 34 часа в год, 1 час в неделю.
Раздел
Дидактические единицы
Содержание чтения (круг чтения)
Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные
и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей
XIX-XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярныерассказыиочерки.Справочнаялитература:словари,книги-справочники,
Детская энциклопедия.

1
7

Примерная тематика произведений

Жанровое разнообразие
Ориентировка в литературоведческих
понятиях

Навык чтения

Работа с текстом

произведенияоРодине,героическихподвигахвоимяРодины,оботношениичеловекак природе, к
животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе;онравственноэтическихпонятиях(добро,зло,честь,долг,совесть,
жизнь, смерть, правда, ложь).
Народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания,
стихотворения.
Литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня,
пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя; присказка, зачин, диалог,
произведение; герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
Средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми
словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста.
Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей.
Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий
и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

Достаточный уровень

Предметные планируемые результаты
Минимальный уровень

1
8

− уметь правильно, бегло и осознанно читать вслух, с соблюдением
некоторых усвоенных норм орфоэпии;
− уметь отвечать на вопросы учителя своими словами и словами
автора (выборочное чтение);
− уметь определять тему художественного произведения;
− уметь определять основную мысль произведения (с помощью
учителя);
−уметь самостоятельно делить на части несложный по структуре и
содержанию текст;
− уметь формулировать заголовок пунктов плана (с помощью
учителя);
− уметь различать главных и второстепенных героев
произведения с элементарным обоснованием;
− уметь определять собственное отношение к поступкам героев
(героя), сравнивать собственное отношение и отношение автора к
поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью
учителя);
− уметь пересказывать текст по коллективно составленному
плану;
− уметь находить в тексте непонятные слова и выражения,
объяснять их значение и смысл с опорой на контекст;
− уметь ориентироваться в круге доступного чтения; выбирать
интересующую литературу (с помощью учителя); самостоятельно
читать художественную литературу;
−знать наизусть 10-12 стихотворенийи1прозаический отрывок.

−уметь правильно и осознанно читать в темпе, приближенном к
темпу устной речи, доступные по содержанию тексты (после
предварительной подготовки);
−уметь определять тему произведения (под руководством
учителя);
− отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию
произведения своими словами;
− участвовать в коллективном составлении словесно –
логического плана прочитанного и разобранного под руководством
учителя текста;
−уметь пересказывать текст по частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью учителя);
−уметь выбирать заголовки к пунктам плана из нескольких
предложенных;
−уметь устанавливать последовательность событий в
произведении;
− уметь определять главных героев текста;
− уметь составлять элементарную характеристику героя на
основе предложенного плана и по вопросам учителя;
−знать стихотворения наизусть;
− уметь самостоятельно читать небольшие по объёму и
несложные по содержанию произведения для внеклассного чтения,
выполнять посильные задания.

Личностные планируемые результаты:
сформированностьадекватныхпредставленийособственныхвозможностях,онасущнонеобходимомжизнеобеспечении;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
−воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
1
9

− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
−сформированностьнавыковсотрудничествасвзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхситуациях;
−способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Обучение чтению в 9 классе носит коррекционную и практическую направленность. Программа в 9 классе способствует
умственномуразвитиюобучающихся,обеспечиваетгражданское,нравственное,эстетическоевоспитание. Программасодержит материал,
помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации.
При обучении литературному чтению в 9 класса используются следующие принципы: принцип коррекционно – речевой
направленности, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Методы и формы работы, используемые на уроках литературного чтения в 9 классе: словесный (рассказ, объяснение,
беседа,работасучебникомикнигой)наглядный(наблюдение,демонстрация),практический.Видыдеятельностиобучающихся основаны на
переработке устного и письменного текста: составление плана текста, пересказ текста по плану, пересказ текста по предполагаемым
вопросам, продолжение текста, выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям. Методы и приемы, применяемые на уроках
литературного чтения в 9 классе направлены на успешное овладение программным материалом, как следствие, подготовку
обучающихся к сдаче итоговых работ.
Критерии оценки предметных результатов
При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
−читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;
−выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;
−делит текст на части и озаглавливает части;
−называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
−отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
−твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
−читает в основном правильно, бегло;
−допускает1—2ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации;
−допускаетнеточностиввыделенииосновноймыслипроизведенияиличастирассказа,исправляетихспомощьюучителя;
−допускаетошибкивделениитекстаначастииозаглавливаниичастей,исправляетихспомощьюучителя;
−называетглавныхдействующихлицпроизведения,характеризуетихпоступкиспомощьюучителя;
2
0

−допускаетнеточностивответахнавопросыипередачесодержания,ноисправляетихсамостоятельноилиснезначительной помощью учителя:
−допускаетпричтениинаизусть1—2самостоятельноисправленныеошибки;читаетнаизустьнедостаточновыразительно
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
−читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
−допускает3—4ошибки при чтении;;3—4всоблюдениисмысловыхпауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
−делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
−затрудняетсяназватьглавныхдействующихлицпроизведения,охарактеризоватьихпоступки;
−отвечаетнавопросыипересказываетнеполно,непоследовательно,допускаетискаженияосновногосмыслапроизведения;
−обнаруживает при чтении и наизусть нетвердое усвоение текста
Оценка «2»- ставится, если обучающийся.
- читает с помощью учителя по слогам;
− основную мысль произведения не выделяет, части рассказа определяет с помощью учителя;
−текст на части делит с большим трудом, озаглавливает части с помощью учителя;
−затрудняетсяназватьглавныхдействующихлицпроизведения,охарактеризоватьихпоступки;
−на вопросы отвечает только с помощью учителя, пересказывать самостоятельно не может;
− усвоение текста не обнаруживает
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема
I.
Устное народное творчество
1.
Обзорный урок устного народного творчества. Русские народные песни. Былины. Сказки.
II. Из произведений русской литературы XIX века
2.
Обзорный урок. Русские поэты и писатели XIX века
3.
Литературные сказки. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество поэта
4.
В.А.Жуковский. Сказка «Три пояса»
5.
И.А. Крылов. Жизнь и творчество великого русского баснописца
6.
И.А. Крылов. Басня «Кот и повар»
7.
А.С. Пушкин Жизнь и творчество поэта
8.
А.С. Пушкин Поэма «Руслан и Людмила»
9.
М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество поэта
10.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи»
2
1

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

11.
12.

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Тучи» и М.Ю.Лермонтова «Тучи»
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя. История создания книги «Вечера на хуторе близ «Диканьки»

1
1

13.

Н.В.Гоголь. Повесть «Майская ночь, или утопленница» (отрывки в сокращении).

1

14.
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество поэта
15.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час» (отрывки)
16.
А.А.Фет. Жизнь и творчество поэта
17.
А.А.Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди». Романс А.Е.Варламова на слова А.А. Фета «На заре
ты её не буди»
18.
А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя
19.
А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленник» (в сокращении)
III. Из произведений русской литературы XX века
20.
Обзорный урок. Русские поэты и писатели XX века
21.
А.М.Горький. Жизнь и творчество писателя
22.
А.М.Горький «Песня о Соколе» (в сокращении)
23.
В.В.Маяковский. Жизнь и творчество поэта
24.
В.В.Маяковский. Стихотворение «Необыкновенное приключение, бывшее с В.Маяковским
летом на даче» (в сокращении)
25.
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество поэтессы
26.
М.И.Цветаева. Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась»
27.
К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество писателя
28.
К.Г.Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер»
29.
С.А.Есенин Жизнь и творчество поэта
30.
С.А. Есенин .Стихотворение «Нивы сжаты…»
IV. Из произведений зарубежной литературы
31.
Обзорный урок. Зарубежные писатели
32.
Роберт Луис Стивенсон. Жизнь и творчество писателя. Стихотворение (баллада)
«Вересковый мёд» (в сокращении)
33.
Джеральд Даррелл Жизнь и творчество писателя
34.
Джеральд Даррелл. Рассказ «Живописный жираф»
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-методические средства обучения
Учебники:
 Чтение.9класс.Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы/А.К.Аксёнова,
 М.И.Шишкова.–14издание.–М.;«Просвещение»,2021.
Методическая литература:
 Уроки внеклассного чтения.5-9классы: пособие для педагога спец.(кор.)общеобразовательной школы/Т.И. Адонина. – М.:
Владос, 2014;

Пояснительная
к рабочей программе по предмету «Основы социальной жизни»
8 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе:
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
утвержденной приказом Министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.
- АООП ГБОУ «Центр «Дар»;
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с интеллектуальными
нарушениями к самостоятельной жизни трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
 расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
 формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
 ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
 практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности;
 формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
 усвоением этических норм поведения, выработка навыков общения (в т.ч с использованием деловых бумаг);
 развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Программа создана из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.

2
3

Планируемые результаты
Достаточный уровень
Знание способов хранения и переработки продуктов питания;
Составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
Самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
Самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
Соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей
рук;
Соблюдение правил поведения в доме и общественных местах; представления о
морально-этических нормах поведения;
Некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья,
мытье посуды);
Навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством
взрослого);
Пользование различными средствами связи для решения практических житейских
задач; знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов
и доходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического
работника с целью обращения в различные организации социального назначения.






Достаточный уровень
понимать содержание учебных заданий, выполнять их
самостоятельно или с помощью учителя;
владеть элементами самоконтроля при выполнении зданий;
владеть элементами оценки и самооценки.
уметь самостоятельно исправлять ошибки.

Минимальный уровень
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам;
понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление
несложных видов блюд под руководством педагогического работника; представления о
санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение
требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной
гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение
типовых практических задач под руководством педагогического работника
посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание названий
торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи; знание и соблюдение правил поведения
в общественных местах (магазинах, транспорте,
музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной
направленности и их назначения;







Минимальный уровень
Уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать
правильный ответ из предложенных вариантов (заданий);
Уметь слушать учителя, выполнять задания по образцу;
Использовать помощь при выполнении учебных задач;
Усвоить элементы контроля учебной деятельности (помощь памяток,
инструкций, опорных схем);
Адекватно реагировать на оценку учебных действий.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При устном опросе:
-Оценка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать
ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.
2
4

-Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки
и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно
исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
-Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает
отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает
затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные
положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с
раннее изученным материалом.
-Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся не понимает сущность рассматриваемых понятий, при ответе: обнаруживает пробелы в
усвоении существенных вопросов, испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил,
не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.
Календарно - тематическое планирование в 9 классе
№
Тема урока
п/п
Одежда и обувь
1.
Мода. Стиль одежды.
2.
Способы определения собственного размера одежды и обуви.
3.
Виртуальная экскурсия в специализированный магазин «Одежда», «Обувь».
4.
Правила и способы выведения мелких пятен на одежде.
5.
Использование подручных средств выведения различных пятен на одежде.
Питание
6.
Диетическое питание, его виды.
7.
Составление меню диетического питания.
8.
Национальные блюда, их виды.
9.
Подбор, чтение и запись рецептов национальных блюд.
10.
Меню и сервировка праздничного стола.
Семья
11.
Российская семья. Основы семейных отношений.
12.
Условия создания семьи.
13.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства и семейного бюджета.
14.
Семейные традиции. Формы организации досуга и отдыха в семье.
2
5

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Культура поведения
15.
Соседи. Приём гостей и правила хорошего тона при общении.
16.
Сюжетно-ролевая игра: « Мои соседи».
Жилище
17.
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
18.
Характерные особенности жилища. Понятие о композиции в интерьере.
19.
Сохранение жилищного фонда. Косметический ремонт жилья.
Средства связи
20.
Виды связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет.
21.
Правила безопасного пользования интернетом.
Торговля
22.
Рынок. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, оптовые,
мелкооптовые и др.
23.
Отличие рынка от магазина: право покупателя предлагать снизить цену.
Сюжетно-ролевая игра: «На рынке ….».
Медицинская помощь
24.
Инфекционные заболевания. Меры по предупреждению инф. заболеваний.
25.
Уход за больным. Сюжетно-ролевая игра: «Больной в доме».
26.
Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций.
27.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Справка и листок
нетрудоспособности.
Профориентация и трудоустройство
28.
Назначение учреждений и отделов по трудоустройству населения.
29.
Основные виды работ и профессий, запрещенных для несовершеннолетних.
30.
Документы, необходимые для поступления на работу.
31.
Ситуация выбора после окончания 9 класса. Ролевая игра: «Я подаю
документы ...»
32.
Обобщение пройденного материала по разделу: «Профориентация и
трудоустройство».
33.
Контрольное тестирование по разделу: «Профориентация и
трудоустройство».
34.
Повторение разделов: «Культура поведения», « Личная гигиена».
2
6

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Пояснительная
к рабочей программе по предмету «Профильный труд (картонажно-переплетное дело»
9 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд (картонажно-переплетное дело)» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2002 г № 1026; адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями ГБОУ «Центр «Дар»; в соответствии с
учебным планом общего образования детей с интеллектуальными нарушениями Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»,
утвержденным приказом директора образовательной организации.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся,
уровня их знаний и умений.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета
«Профильный труд (картонажно-переплетное дело)».
Изучения предмета «Профильный труд» является одним из важных общеобразовательных предметов в учреждениях, осуществляющих
обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с интеллектуальными
нарушениями) являются дифференцированный и деятельностный подходы, в рамках которых реализуются современные стратегии обучения,
предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во
внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.
Цель предмета «Профильный труд» в разделе «Переплётно-картонажное дело», «Полиграфия» является подготовка обучающихся к
жизни в современном высокотехнологичном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками, получение знаний и
умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Задачи:
- развитие социально-ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности ;
- подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- ознакомление с ролью человека рабочих профессий и его местом на современном производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
2
7

- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия,
содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по
одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и
состоянием здоровья учащихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;- совершенствование
практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
- воспитание положительных качеств и свойств личности;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Профильный труд» в разделе «Картонажно-переплётное дело» «Полиграфия» является логическим продолжением
изучения предмета «Ручной труд» в 1-4 классах. Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения предмета к практикотеоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Содержание программы, обеспечивая освоение базового минимума, расширено в сторону получения прикладных знаний, умений и навыков
для подготовки к самостоятельной жизни, уходу за детьми, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей,
формирование для каждого ребёнка максимально возможного уровня самостоятельности.
Обучение учащихся по программе «Профильный труд» в разделе «Картонажно-переплётное дело» «Полиграфия» предусматривает
сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для выполнения картонажно-переплётных и
полиграфических работ.
Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
 Беседа (диалог, опрос).
2
8








Работа с книгой (работа по устной и письменной инструкции учителя, учебного задания).
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку (разметка, нарезка, сборка и т.п.)
Работа в тетради: изготовление технических рисунков, чертежей.
Самостоятельная практическая работа по технологическому плану.
Работа по карточкам.
Составление плана работы в беседе.

Методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, опрос;
Практические: упражнения по отработке техники выполнения практических операций, лабораторные работы, трудовые действия учащихся,
производительный труд учащихся, общественно-полезный труд;
Наглядные: показ графической и предметной наглядности, демонстрация опытов и приемов работы, компьютерные изображения,
презентации, видео.
Реализация методов происходит через различные приемы работы.
Методы стимуляции:

Демонстрация образцов изделий;

ИТК

Дифференцирование, разноуровневое обучение;

Наглядные пособия,

Раздаточный материал;

Создание увлекательных ситуаций;

Занимательные упражнения;

Возможность подбора материала для работы по своему вкусу;

Участие в выставках лучших работ учащихся.
Методы стимулирования учения и развития мотивации учения необходимы для повышения интереса к учению (вариативность, ситуация
занимательности, удивление, элементы новизны и открытий, воспитание трудолюбия, убеждения в необходимости обучения, внушение, этические
беседы, создание ситуации успеха, авансированные оценки, поощрение и порицание).
Методы контроля и самоконтроля результатов обучения разнообразны и осуществляются на каждом уроке:

устный контроль (наблюдаю, говорю во время работы);

письменно-графический контроль («напиши, зарисуй»): индивидуальный раздаточный материал, опорные схемы, тестирование;

контроль результатов практической работы учителем (какие ошибки допустили в контрольной работе и планирование
последующей работы);

инструментально- механический контроль;

взаимоконтроль (коррекция личности) и самоконтроль (что получилось в работе, что не получилось).
2
9

Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Профильный труд», входит в предметную область «Технология» и изучается с 5 по 9 класс.
В 9 классе программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Профильный труд» в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Планируемые личностные результаты:

проявление доброжелательного отношение к сверстникам, умение сотрудничать и вести совместную деятельность;

овладение начальными навыками адаптации в современном мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:

знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

представления об основных свойствах используемых материалов;

знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;

отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой
современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);

представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;
3
0


владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов
(шитье, литье, пиление, строгание и т. д.);

чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетнокартонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);

понимание значения и ценности труда;

понимание красоты труда и его результатов;

заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);

организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;

осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;

выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;

комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;

проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:

определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в
соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической
деятельности;

экономное расходование материалов;

планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;

знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от
свойств материалов и поставленных целей;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Содержание учебного предмета 9 класс
Основными задачами реализации содержания учебного предмета «Профильный труд» в разделе «Картонажное дело» и «Полиграфия»
является:


развивать общие рудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся;
3
1


обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции – сначала простые, потом более сложные.

Выработать у учащихся чёткое понимание профессиональной терминологии.

Дать теоретическое понятие рабочего процесса на участках типографии.

Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и оборудованием
школьной мастерской, обучить приёмам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
Программа обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен работе с определённым видом изделия. В ней даются
теоретические сведения о материалах и инструментах, станках, технологии выполнения различных изделий и возможности применения их в
современной жизни.
Обучение школьников строится с учётом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из бумаги и картона и
овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Учащиеся совершенствуют ранее сформированные умения и навыки, используя знакомые приёмы работы, и постепенно расширяют и
углубляют круг своих возможностей в данной сфере. Выполняя изделие, они производят расчёты, составляют эскизы и чертежи, овладевают
техникой изготовления изделий, изучают основы дизайна и художественного оформления, могут использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности в повседневной жизни.
В результате занятий у учащихся развивается: внимание, воображение, фантазия, память, наблюдательность, творческое мышление, глазомер,
пространственное представление.
Труд учащихся в рамках данной программы носит не только профессиональный, но и творческий характер, способствует приобретению и
активному использованию знаний, формированию художественной культуры и эстетического воспитания.
Таким образом, учащиеся всесторонне готовятся к самостоятельному выполнению производственных заданий в типографиях и
полиграфических мастерских.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема занятия
Картонажно-переплетное дело
Вводное занятие. История и современность картонажно-переплетного дела.
Материалы для изготовления картонажно-переплетной продукции.
Виды обложек и переплетов
Фальцовка. Способы фальцовки (параллельный, перпендикулярный и комбинированный).
Виды фальцовки (ручная и машинная). Практические действия.
Рицовка. Способы и виды рицовки.
Практика: Изготовление папки для документов. Выбор материала. Снятие размеров с
образца.
Практика: Изготовление папки для документов. Перенос замеров на заготовку. Применение
3
2

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1

Дата

8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

приема биговки.
Практика: Изготовление папки для документов. Применение приемов фальцовки и рицовки.
Полиграфия теория
Понятие полиграфии. История и современность в полиграфии.
Виды печати в полиграфии. Виды печатной продукции
Виды обложек и переплетов. Понятие «Абзаца». Виды.
Инструменты, применяемые для картонажно-переплетных работ. Правила ТБ
Биговка. Способы и виды биговки. Практические действия.
Фальцовка. Способы фальцовки (параллельный, перпендикулярный и комбинированный).
Виды фальцовки (ручная и машинная). Практические действия.
Работа на компьютере
ТБ при работе с компьютером. Организация рабочего места.
Закрепление: создание, называние и переименовывание текстового документа.
Поиск и копирование информации к памятке о видах печати. Знакомство с видами шрифта
Набор текста с последующим редактированием
Редактирование текста и подготовка к печати
Книжное и альбомное расположение страницы
Работа с МФУ
Повторение принципа работы МФУ. Функция «Сканирование»
Практика: Сканирование документа в разных режимах
Работа на оборудовании
Принципы работы Буклетмейкера
Подбор информации для буклета. Подбор картинок, фотографий для буклета
Верстка буклета в программе Power Point. Распечатывание буклета
Принцип работы Теплопереплетчика. ТБ
Изготовление Записной книжки. Составление плана. Выбор рисунка на обложку.
Фальцовка листов для заготовки страниц блокнота
Сборка блокнота (обложка + листы). Переплет с помощью термопереплетчика
Изготовление бейджа именного. Составление плана работы.
Определение размеров бейджа. Создание бейджа в программе Power Point.
Выбор фотографии. Вставка в формат бейджа. Написание имени и фамилии
Ламинирование бейджа. Крепление бейджа на шнурок
Обобщающий урок по итогам учебного года.
3
3

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3
4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».