Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
_____________Н.И. Шляпникова
Приказ № _____ от
«____»_________________2025г.
Рабочая программа по предметам
(математика, русский язык, чтение,
биология, профильный труд)
для обучающейся 8 класса
Стафеевой Анастасии
(индивидуальное обучение на дому)
(АООП вариант – 1)
Составитель:
учитель
Кузнецова Т.Н.
Реж- 2025
Пояснительная
к рабочей программе по предмету «Математика»
8 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Рабочая программа индивидуального обучения по математике для обучающейся 8
класса разработана на основе Федеральной адаптированной основной образовательной
программы для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1 – ФАООП УО,
утвержденной приказом Министерства просвещения России №1026 от 24.11.22г.
Цель: формирование практически значимых знаний и умений, развитие логического
мышления и пространственного воображения, создание условий для социальной адаптации
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - подготовка
учащихся к жизни и овладению доступными трудовыми навыками.
Задачи:
- развивать элементарное математическое мышление обучающихся;
- формировать и корректировать такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез,
развивать способность к обобщению и конкретизации, создавать условия для коррекции
памяти, внимания и других психических функций;
- формировать у обучающихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к
процессу и результатам труда;
- обучать учащихся безопасным приемам труда;
- развивать самостоятельность, способствовать формированию и расширению их
познавательных интересов;
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 2025-2026 учебный год (34 часа в год, 1 час в неделю).
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В связи с поставленными задачами на конец года планируются следующие результаты:
Предметные результаты:
В результате изучения математики, обучающиеся 8 класса должны знать:
- нумерация чисел в пределах 1 000 000;
- сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей;
- умножение и деление целых чисел и десятичных дробей;
- умножение и деление обыкновенных дробей;
- умножение и деление на 10, 100, 1 000;
- градус, градусное измерение углов;
- длина окружности, площадь круга.
Должна уметь:
- устно складывать и вычитать круглые числа; читать, записывать под диктовку,
откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000
000;
- чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы; вписывать в нее числа;
сравнивать; записывать числа, внесенные в таблицу, вне ее;
- округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1 000 000;
- складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа
в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
- выполнять проверку арифметических действий; выполнять письменное сложение и
вычитание чисел,
- полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы;
- сравнивать смешанные числа;
- заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
- складывать; вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
- решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение
чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;
- чертить и измерять углы;
- чертить окружности, находить площадь круга;
- выделять, называть. пересчитывать элементы куба, бруса.
- уметь читать, записывать под диктовку, сравнивать (больше-меньше) в пределах 1000 000;
- округлять числа до заданного разряда;
- складывать, вычитать умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в
пределах 10000;
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в предела 100;
- письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами
стоимости, длины, массы;
- читать, записывать под диктовку обыкновенные дроби и смешанные числа, знать виды
обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;
- узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
- выделять, называть, элементы куба, бруса, их свойства.
Критерии и нормы оценок знаний
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка «2»- выполнено менее 20% задания, и допущены ошибки.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающейся, даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию, знания и умения должны выполнять
коррекционно-развивающую функцию.
Календарно-тематическое планирование по математике
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Нумерация. Числа целые и дробные
1
2
Нумерация чисел в пределах 1 000 000
1
3
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей
1
4
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей
1
5
Умножение и деление на однозначное число
1
6
Умножение и деление на 10, 100, 1 000
1
7
Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи
1
8
Умножение и деление на двузначное число
1
9
Геометрический материал. Градус. Градусное измерение углов
1
Дата
10
Построение отрезка, треугольника, квадрата симметричных
относительно оси, центра симметрии
1
11
Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание с одинаковыми
знаменателями
1
12
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
13
Нахождение числа по одной его доле
1
14
Площадь, единицы площади
1
15
Сложение и вычитание целых и дробных чисел
1
16
Геометрический материал
1
17
Обыкновенные и десятичные дроби. Преобразования
обыкновенных дробей
1
18
Умножение и деление обыкновенных дробей
1
19
Целые числа, полученные при измерении величин.
Десятичные дроби
1
20
Арифметические действия с целыми числами, полученными
при измерении величин, и десятичными дробями
1
21
Арифметические действия с целыми числами, полученными
при измерении величин, и десятичными дробями
1
22
Сложение и вычитание
1
23
Сложение и вычитание
1
24
Умножение и деление
1
25
Умножение и деление
1
26
Числа, полученные при измерении площади, и десятичные
дроби
1
27
Геометрический материал
1
28
Меры земельных площадей
1
29
Арифметические действия с числами, полученными при
измерении площади
1
30
Геометрический материал. Длина окружности. Площадь круга
1
31
Повторение. Арифметические действия с целыми и дробными
числами
1
32
Повторение. Арифметические действия с целыми и дробными
числами
1
33
Повторение. Геометрический материал
1
34
Повторение. Геометрический материал
1
Для реализации данной программы используется учебник В.В. Эк. Математика. Учебник для 8 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Москва. Просвещение, 2019г.
Пояснительная
к рабочей программе по предмету «Русский язык»
8 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку для обучающейся
8 класса разработана на основе Федеральной адаптированной основной образовательной
программы для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1 – ФАООП УО,
утвержденной приказом Министерства просвещения России №1026 от 24.11.22г..
Цели:
- Развитие речи, мышления, воображения обучающихся, развитие способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения.
- Усвоение основ знаний из области фонетики, грамматики (морфология, синтаксис),
лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова).
- Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания.
Задачи:
- Овладение речевой деятельностью в разных её видах: чтение, говорение, письмо,
слушание.
- Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений,
обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и
письменной форме.
- Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями.
- Коррекция устной и письменной речи, мышления, памяти, восприятия.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся
коррекционных школ. Данная программа составлена на основе федерального компонента,
что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности
учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим
им для социальной адаптации.
Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе
принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,
русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 2025-2026 учебный год 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Достаточный уровень
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов);
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
• самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант)
после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи
самостоятельно);
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их
значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
• находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
Минимальный уровень
• списывать текст целыми словами;
• писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
• участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
• исправлять текст с помощью учителя;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи по вопросам с помощью учителя;
• пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения
элементарного курса грамматики
-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим
недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Учащиеся должны уметь:
Правильно обозначать звуки буквами на письме;
Подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);
Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем
подбора родственных слов;
Разбирать слово по составу;
Выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
Строить простое распространенное предложение с однородными членами;
Связно высказываться устно, письменно( по плану);Пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
Способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
Критерии и нормы оценок знаний
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка «2»- выполнено менее 20% задания, и допущены ошибки.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающейся, даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию, знания и умения должны выполнять
коррекционно-развивающую функцию.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема занятия
Повторение. Предложение. Текст.
Простые и сложные предложения. Составление сложных
предложений
Однородные члены предложения. Выделение однородных членов
из предложения. Использование однородных членов в
предложении
Обращение. Знаки препинания при обращении. Использование
обращений в предложениях
Состав слова. Текст.
Корень. Однокоренные слова
Приставка. Суффикс. Окончание
Разбор слов по составу. Проверка орфограмм в корне. Нахождение
орфограмм в корне и их проверка
Правописание приставок. Орфограммы в корне и приставке
Текст. Составление плана текста
Части речи. Текст.
Различение частей речи.
Существительное. Значение существительных в речи.
Существительные, близкие по значению
Род, число и падеж существительных
Склонение существительных в единственном числе. Определение
склонения существительных
Ударные и безударные окончания существительных
Правописание падежных окончаний существительных в
единственном числе
Склонение существительных во множественном числе. Изменение
по падежам существительных во множественном числе
Постановка падежных вопросов к существительным во
множественном числе. Падежные окончания существительных во
множественном числе
Ударные и безударные падежные окончания существительных во
множественном числе
Правописание падежных окончаний существительных во
множественном числе. Окончания родительного падежа
существительных во множественном числе
Склонение существительных. Закрепление знаний
Прилагательное.
Значение прилагательных в речи. Прилагательные, близкие по
значению. Словосочетания с прилагательными
Род и число прилагательных
Постановка вопросов к прилагательным. Правописание падежных
окончаний прилагательных в единственном числе
Изменение прилагательных во множественном числе по падежам.
Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе.
Склонение прилагательных.
Местоимение. Значение местоимений в речи. Различение
местоимений по лицам и числам
Склонение местоимений 1-го лица (Я, Мы). Наблюдение за
склонением местоимения 1-го лица единственного числа.
Склонение местоимения 1-го лица единственного числа.
Склонение местоимений 2-го лица (Ты, Вы). Наблюдение за
склонением местоимения 2-го лица единственного числа.
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
27
28
29
30
31
32
33
34
Склонение местоимения 2-го лица единственного числа.
Склонение местоимений 3-го лица (Он, Она, Оно, Они).
Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица единственного
числа. Склонение местоимения 3-го лица единственного числа.
Глагол. Значение глаголов в речи. Глаголы близкие по значению
Частица НЕ с глаголами. Неопределенная форма глагола.
Изменение глаголов по временам и числам
Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться.
Различение глаголов по лицам и числам.
Наречие. Наречие как часть речи. Образование наречий от
прилагательных
Наречия, отвечающие на вопрос как? Где? Когда?
Наречия, отвечающие на вопрос куда? откуда?
Повторение изученного за год
1
1
1
1
1
1
1
1
Для реализации данной программы используется учебник Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский
язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Москва.
Просвещение, 2021г.
Пояснительная
к рабочей программе по предмету «Чтение»
8 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Рабочая программа индивидуального обучения по чтению для обучающейся 8 класса
разработана на основе Федеральной адаптированной основной образовательной программы
для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1 – ФАООП УО, утвержденной
приказом Министерства просвещения России №1026 от 24.11.22г..
Основная цель формирование речи как средства общения, способа коррекции
познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социально трудовой
адаптации
Задачи:
- совершенствование техники чтения и понимания художественных произведений;
- овладение различными формами пересказа;
- развитие умений грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной
форме;
- расширение и активизация словарного запаса;
- формирование нравственных качеств школьника;
- коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного
осуществления их умственного и речевого развития
Основные направления коррекционной работы:
·
развитие артикуляционной моторики;
·
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
·
развитие высших психических функций;
·
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
·
развитие речи, владение техникой речи;
·
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
·
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностноориентированные, информационно-коммуникативные технологии, дифференцированного
обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом
используются разнообразные методы и формы обучения.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция,
объяснение, работа с учебником, демонстрация;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике,
деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они
решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью
учителя
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 2025-2026 учебный год, 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение».
Базовый уровень
Ученик научится:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Ученик получит возможность научиться:
-рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
-сочинять сказку (в т.ч и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
-выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
-устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Минимальный уровень
Ученик научится:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –
самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 4-6 стихотворений.
Критерии и нормы оценок знаний
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей
программой 8 класса по 5-балльной шкале системы отметок. В текущей оценочной
деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с
оценками:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
Оценка «2»- выполнено менее 20% задания, и допущены ошибки.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающейся, даже незначительные по
объему и элементарные по содержанию, знания и умения должны выполнять
коррекционно-развивающую функцию.
Календарно-тематическое планирование по чтению
№
Тема занятия
1
Устное народное творчество. Сказки.
«Волшебное кольцо» русская народная сказка
Пословицы и поговорки. Баллады
«Перчатка» В.А.Жуковский, «Нашла коса на камень» И.З.Суриков
Былины.
«Садко» (отрывок)
Произведения русских писателей XIX века.
А.С.Пушкин «Публичное испытание» М.Я.Басина
«Сказки о Пушкине» (отрывок) И.И.Пущин
А.С.Пушкин Стихи «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд»,
«Зимнее утро»
А.С. Пушкин «И.И.Пущину», «Няне», «Сожженное письмо»
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» (отрывок), «Родина» (отрывок), «Парус»,
«Сосна»
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова» (отрывки)
И.А.Крылов «Волк на псарне», «Осел и соловей», «Муха и пчела»
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок), «В полном
разгаре страда деревенская…»
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок), «Русские женщины»
(отрывок)
И.С.Никитин «Русь» (отрывок), «Утро на берегу озера»
И.С.Тургенев «Муму» (в сокращении)
И.С.Тургенев «Муму» (в сокращении)
Л.Н.Толстой «После бала» (в сокращении)
Произведения русских писателей 1-й половины XX в.
А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки)
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки)
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки)
М.Горький «Макар Чудра» (отрывок)
С.А.Есенин «Спит ковыль», «Пороша», «Отговорила роща золотая»
А.П.Платонов «Разноцветная бабочка» (сказка)
А.Н.Толстой «Русский характер»
Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Произведения русских писателей 2-й половины XX в.
К.Г.Паустовский «Телеграмма» (в сокращении)
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
(отрывки)
Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
(отрывки)
Л.А.Кассиль «Пекины бутсы»
А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (отрывки из поэмы)
В.М.Шукшин «Гринька Малюгин» (в сокращении)
В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка»,
Р.П.Погодин «Алфред», А.А. Сурков «Родина»
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Пояснительная
к рабочей программе по предмету
«Биология»
8 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Дата
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В.Воронковой,
Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 8 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, с учетом особенностей познавательной
деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.
По учебному плану индивидуального обучения на дому на изучение данного
предмета отведен 1 час в неделю (34 часов в год).
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для
повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;
- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и
животных;
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к
природе;
- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода
за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке
природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной
категории детей является Единая концепция специального федерального государственного
стандарта для детей интеллектуальными нарушениями.
Согласно данной концепции
можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении
биологии. Это:
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные
представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром
живой природы.
В разделе «Животные» (8класс) учащиеся знакомятся с многообразием животного
мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем
строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок –
практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме
устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных
работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме
тестирования и программированных заданий.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе
Введение
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Сельскохозяйственные млекопитающие
Введение. Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные.
Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к
условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная,
предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную
книгу.
Беспозвоночные животные
Общее знакомство
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
Черви
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ
передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Насекомые
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду,
местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница,
куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница,
адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред.
Меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения,
польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие.
Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или
другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи).
Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные
свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза.
Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
показ видеофильмов.
Практическая работа
Зарисовка насекомых в тетрадях.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных
Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб),
дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее
охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение,
температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды
корма), уход.
Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения.
Питание, дыхание, размножение (цикл развития).Знакомство с многообразием земноводных
(жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в
природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.
Практические работы
Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка,
уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки).
Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание,
размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду,
образу жизни, циклу развития).
Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и
видеофильмов.
Практические работы
Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Птицы
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде
обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или
другие местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения,
питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за
домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.
Прослушивание голосов птиц.
Показ видеофильмов.
Практические работы
Подкормка зимующих птиц.
Млекопитающие животные
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки
млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные,
пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности
каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание,
значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные
особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства
и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на
зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось.
Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места
обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда
обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение
и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ
передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу
(нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями
различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Практические работы
Зарисовки в тетрадях.
Игры (зоологическое лото и др.).
Сельскохозяйственные млекопитающие
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание
кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания.
Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые
местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание.
Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и
соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание
овец в зимний и летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая
прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном
хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям
жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни.
Значение для человека.
Демонстрация видеофильмов (для городских школ).
Заочная экскурсия в зоопарк, на звероводческую ферму
Практическая работа на животноводческой ферме: участие в раздаче кормов,
уборке помещения (для сельских школ).
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся
должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных,
особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых
животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых
объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к
ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или
домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
Тема урока
Кол.
Час
Тип урока
1
Многообразие
животного мира.
Значение животных и
их охрана
Черви. Общие
признаки
беспозвоночных
животных. Общие
признаки червей.
Дождевой червь
Круглые черви –
паразиты человека
Черви-санитары
пресных водоёмов
Черви-сосальщики
1
Изучение
новой темы
2
3
4
Содержание урока
Общие признаки
беспозвоночных (отсутствие
позвоночника и внутреннего
скелета
Внешний вид дождевого червя,
образ жизни, питание,
особенности дыхания, способ
передвижения. Роль дождевого
червя в почвообразовании.
1
Изучение
новой темы
1
комбинирова
нный
Круглые черви – паразиты
человека
Черви-санитары пресных
водоёмов
Черви-сосальщики
Насекомые (4 часа) 1
Общие
признаки
насекомых.Внешнее
строение и образ
жизни.
Зарисовка
комбинирова
нный
Общие признаки насекомых.
Внешнее строение и образ жизни
Требования к
уровню подготовки
Знать
Общие признаки
беспозвоночных
Знать
Общие признаки
беспозвоночных
животных. Общие
признаки кольчатых
червей
Знать
Общие признаки
беспозвоночных
животных. Общие
признаки круглых,
плоских червей.
Меры профилактики
глистныхзаболевани
й.
Знать
Общие признаки
насекомых. Внешнее
строение и образ
жизни
насекомых в тетрадях.
УметьРаботать с
коллекциями
животных.,
таблицами
Знать
Отличительные
признаки.
Размножение и
развитие бабочек,
жуков, мух. Значение
их в природе и в
жизни человека
5
Бабочка-капустница
Яблочная плодожорка
Майский жук
Комнатная муха
1
комбинирова
нный
Отличительные признаки.
Размножение и развитие (яйца,
гусеница, куколка) бабочек. Их
значение. Яблонная плодожорка,
бабочка-капустница. Наносимый
вред. Меры
борьбыЖуки. Отличительные
признаки. Значение в природе.
Размножение и развитие.
Сравнительная характеристика
Комнатная муха. Характерные
особенности. Вред. Меры
борьбы. Правила гигиены.
6
Медоносная пчела
Тутовый шелкопряд
1
комбинирова
нный
Тутовый шелкопряд. Внешний
вид, образ жизни, питание,
способ передвижения, польза,
разведение. Медоносная
пчела. Внешнее строение. Жизнь
пчелиной семьи (состав семьи).
Разведение пчел (пчеловодство).
Использование продуктов
пчеловодства (целебные свойства
меда, пыльцы, прополиса).
Знать
Отличительные
признаки.
Размножение и
развитие Тутового
шелкопряда,
Медоносной пчелы
7
Обобщающий урок по
теме «Насекомые»
1
Обобщающий
Общие признаки насекомых.
Внешнее строение и образ жизни
8
Общие признаки
позвоночных
животных.
Внешнее строение и
скелет
1
Изучение
новой темы
9
Общие признаки рыб.
Внутреннее и
внешнее строение
рыбы. Органы
дыхания и
кровообращение,
нервная система,
размножение и
развитие рыб
Речные рыбы.
Морские рыбы.
Рыбный промысел и
рыболовство.
Охрана и увеличение
рыбных богатств
1
комбинирова
нный
Общие признаки рыб. Среда
обитания. Внутреннее и внешнее
строение
бабочки. жуки,
чешуйчатокрылые,
перепончатокрылые,
двукрылые
Знать Общие
признаки
позвоночных
животных
Наличие
позвоночника и
внутреннего скелета.
Классификация
животных
Знать Общие
признаки рыб. Среда
обитания.
Внутреннее и
внешнее строение
1
комбинирова
нный
Внешнее строение, образ жизни,
питание (особенности питания
хищных рыб), дыхание, способ
передвижения. Размножение
рыб. Рыбоводство (разведение
рыбы, ее охрана и рациональное
10
Общие признаки позвоночных
животных
Наличие позвоночника и
внутреннего скелета.
Классификация животных
Знать Внешнее
строение, образ
жизни,
представителей.
использование). Рыболовство.
Рациональное использование.
11
Обобщающий урок по
теме «Рыбы»
1
Обобщающий
Общие признаки рыб. Среда
обитания. Внутреннее и внешнее
строение
Знать Общие
признаки рыб. Среда
обитания.
Внутреннее и
внешнее строение,
представителей
12
Общие признаки
земноводных. Среда
обитания и внешнее
строение
земноводных П.Р
Внутреннее строение
земноводных
Размножение и
развитие лягушки
1
Изучение
новой темы
Общие признаки
земноводных. Среда обитания и
внешнее строение земноводных
Знать Общие
признаки
земноводных
1
комбинирова
нный
Лягушка. Место обитания, образ
жизни. Внешнее строение,
способ передвижения. Питание,
дыхание, размножение (цикл
развития).Знакомство с
многообразием земноводных
(жаба, тритон, саламандра).
Особенности внешнего вида и
образа жизни. Значение в
природе. Черты сходства и
различия земноводных и рыб.
Польза земноводных и их охрана.
Знать Внутреннее
строение
земноводных
Размножение и
развитие лягушки
14
Общие признаки
пресмыкающихся.
Среда обитания и
внешнее строение
1
Изучение
новой темы
Общие признаки
пресмыкающихся. Внешнее
строение, питание, дыхание.
15
Внутреннее строение
Размножение и
развитие.
Представители
1
комбинирова
нный
Размножение пресмыкающихся
(цикл развития).
16
Обобщающий урок по
теме «Земноводные и
пресмыкающиеся»П.
р.
Зарисовка в тетрадях.
Черчение таблицы
(сходство и различие
Общие признаки
птиц. Особенности
внешнего и
внутреннего
строения.
Особенности скелета
Размножение и
развитие
Птицы леса. Хищные
птицы
П.Р. Подкормка
зимующих птиц
1
Обобщающий
Сравнительная характеристика
пресмыкающихся и земноводных
(по внешнему виду, образу
жизни, циклу развития).
Знать
Отличительные
особенности
животных кл.
пресмыкающихся
Знать особенности
внутреннего
строения
размножения и
развития
Уметь давать
сравнительную
характеристику
пресмыкающихся и
земноводных
1
Изучение
новой темы
Общая характеристика птиц:
наличие крыльев, пуха и перьев
на теле. Приспособления
выработанные к полёту.
Знать Общую
характеристику птиц
1
комбинирова
нный
Особенности размножения:
кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда
обитания, образ жизни, питание,
приспособление к среде
обитания. Птицы перелетные и
Знать особенности
размножения
Строение яйца (на
примере куриного)..
Многообразие птиц,
среда обитания,
13
17
18
неперелетные (зимующие,
оседлые).
Птицы пресных
водоёмов и болот
Птицы, обитающие
вблизи жилья
человека. Домашние
куры
Домашние утки и
гуси
Развитие
птицеводства П.Р.
Наблюдение и уход за
птицами.
1
комбинирова
нный
1
комбинирова
нный
21
Обобщающий урок по
теме «Птицы»
1
Обобщающий
Общая характеристика птиц,
внешнее и внутреннее строение,
размножение и развитие,
многообразие птиц
22
Общие признаки
млекопитающих.
Внешнее строение
П.Р. Зарисовки в
тетрадях.
1
Изучение
новой темы
23
Особенности скелета
и нервной системы
Внутреннее строение
1
комбинирова
нный
Общие сведения. Разнообразие
млекопитающих животных.
Общие признаки
млекопитающих (рождение
живых детенышей и
вскармливание их молоком).
Особенности скелета и нервной
системы
Внутреннее строение
24
Грызуны и их
значение в природе и
жизни человека
1
комбинирова
нный
Классификация млекопитающих
животных: дикие (грызуны,
Общие признаки грызунов:
внешний вид, среда обитания,
образ жизни, питание,
размножение.
25
Зайцеобразные
Разведение домашних
кроликов
1
комбинирова
нный
26
Хищные звери
Дикие пушные
хищные звери
Домашние хищные
звери
1
комбинирова
нный
Классификация млекопитающих
животных: зайцеобразные
.Общие признаки: внешний вид,
среда обитания, образ жизни,
питание, значение в природе
(заяц-русак, заяц-беляк)
Общие признаки хищных
зверей. Внешний вид,
отличительные особенности.
Особенности некоторых из них.
Образ жизни. Добыча пищи.
Черты сходства и различия.
19
20
Многообразие птиц, среда
обитания, образ жизни, питание,
приспособление к среде
обитания. Курица, гусь, утка,
индюшка. Особенности
внешнего строения, питания,
размножения и развития. Уход за
домашними птицами.
Содержание, кормление,
разведение. Значение
птицеводства.
образ жизни,
питание,
приспособление к
среде обитания.
Знать Домашняя
птица. Уход за
домашними птицами.
Знать Содержание,
кормление,
разведение. Значение
птицеводства.
Знать Общая
характеристика птиц,
внешнее и
внутреннее строение,
размножение и
развитие,
многообразие птиц
Знать Общие
признаки
млекопитающих
Знать Особенности
скелета и нервной
системы
Внутреннее строение
Знать
Классификацию
млекопитающих
животных. Грызуны
и их значение в
природе и жизни
человека.
Представители:
мышь (полевая и
серая полевка),
белка, суслик, бобр
Знать Общие
признаки: внешний
вид, среда обитания,
образ жизни
зайцеобразных,
значение в природе
Знать Общие
признаки хищных
зверей. Внешний
вид, отличительные
особенности.
Представителей.
27
Морские животные.
Ластоногие
Китообразные
1
комбинирова
нный
28
Парнокопытные.
Непарнокопытные
Приматы
1
комбинирова
нный
29
Обобщающий урок по
теме
«Млекопитающие»
1
Обобщающий
30
Корова. Содержание
коров на фермах.
Выращивание телят
1
Изучение
новой темы
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый,
белый).Кошачьи: снежный барс,
рысь, лев, тигр. Сравнительные
характеристики.
Пушные
звери: соболь, куница, норка,
песец. Пушные звери в природе.
Разведение на зверофермах.
Ластоногие: тюлень, морж.
Общие признаки, внешний вид,
среда
обитания,
питание,
размножение
и
развитие.
Отличительные
особенности,
распространение и значение.
Китообразные:
кит,
дельфин. Внешний вид, места
обитания,
питание.
Способ
передвижения.
Особенности
вскармливания
детенышей.
Значение китообразных.
Охрана
морских
млекопитающих.
Морские
животные,
занесенные
в
Красную
книгу
(нерпа,
пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая
характеристика. Знакомство с
отличительными особенностями
различных групп. Питание. Уход
за потомством. Места обитания
сельскохозяйственные.
Копытные (парнокопытные,
непарнокопытные) дикие
животные: кабан, лось. Общие
признаки, внешний вид и
отличительные
особенности.
Образ жизни, питание, места
обитания. Охрана животных.
Общие сведения. Разнообразие
млекопитающих животных.
Общие признаки
млекопитающих. Классификация
млекопитающих животных.
Видовое многообразие
отличительные особенности.
Особенности места обитания
Отличительные особенности
внешнего строения. Особенности
питания. Корма для коров.
Молочная продуктивность коров.
Знать Общие
признаки, внешний
вид, среда обитания,
питание,
размножение и
развитие.
Отличительные
особенности,
распространение и
значение.
Многообразие
Знать Общие
признаки, внешний
вид, среда обитания,
питание,
размножение и
развитие.
Отличительные
особенности,
распространение и
значение.
Многообразие
Знать Общие
сведения.
Разнообразие
млекопитающих
животных. Общие
признаки
млекопитающих.
Классификация
млекопитающих
животных. Видовое
многообразие
отличительные
особенности.
Особенности места
обитания
Знать Корова.
Содержание коров на
фермах.
Выращивание телят
Вскармливание телят. Некоторые
местные породы. Современные
фермы: содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности
внешнего вида. Распространение
овец. Питание. Способность к
поеданию низкорослых растений,
а также растений, имеющих
горький и соленый вкус.
Значение овец в экономике
страны. Некоторые породы овец.
Содержание овец в зимний и
летний периоды. Северный
олень. Внешний вид.
Особенности питания.
Приспособленность к условиям
жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид.
Особенности питания.
Приспособленность к условиям
жизни. Значение для человека.
Свинья. Внешнее
строение.
Особенности внешнего вида,
кожного
покрова
(жировая
прослойка). Уход и кормление
(откорм).
Свиноводческие
фермы.
31
Овцы, особенности
внешнего строения и
питания. Значение
овец в народном
хозяйстве
Содержание овец и
выращивание ягнят
Верблюды. Северные
олени
1
комбинирова
нный
32
Домашние свиньи.
Содержание свиней
на свиноводческих
фермах
Выращивание
поросят. Значение
свиноводства
1
комбинирова
нный
33
Домашние лошади.
Содержание лошадей
и выращивание
жеребят
Охрана птиц и
млекопитающих.
Редкие и исчезающие
виды.
1
комбинирова
нный
Лошадь. Внешний вид,
особенности. Уход и кормление.
Значение в народном хозяйстве.
Верховые лошади, тяжеловозы,
рысаки Охрана птиц и
млекопитающих. Редкие и
исчезающие виды.
34
Обобщающий урок по
теме
«Растительноядные
животные»
1
Обобщающий
Отличительные особенности
внешнего строения
сельскохозяйственных
млекопитающих.
Особенности питания,
содержания.
1.
2.
Знать Овцы,
особенности
внешнего строения и
питания. Значение
овец в народном
хозяйстве
Содержание овец и
выращивание ягнят
Верблюды.
Северные олени
Приспособленность к
условиям жизни.
Значение для
человека.
Знать Домашние
свиньи. Содержание
свиней на
свиноводческих
фермах.
Выращивание
поросят. Значение
свиноводства
Знать Домашние
лошади. Содержание
лошадей и
выращивание
жеребят
Охрана птиц и
млекопитающих.
Редкие и исчезающие
виды.
Знать
Происхождение
домашних животных.
Отличительные
особенности
внешнего строения
сельскохозяйственны
х млекопитающих.
Особенности
питания, содержания.
Перечень учебно-методического обеспечения.
А.И. Никишов учебник 8 класса для специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида «Биология. Животные» М.: «Просвещение» 2010 г.
Авторская программа «Биология» 8 класс для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский
центр Владос» 2000.
3.
4.
5.
Биология. 7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал,
праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А.
Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов.
Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
Пояснительная
к рабочей программе по предмету
«Картонажно-переплетное дело»
8 класс (индивидуальное обучение, 1 вариант)
Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения для
обучающейся 8 класса написана на основе программы федеральной адаптированной
основной образовательной программы для детей с интеллектуальными нарушениями,
вариант 1 – ФАООП УО, утвержденной приказом Министерства просвещения России
№1026 от 24.11.22г..
Основной целью обучения предмета «Профильный труд» в разделе «Картонажнопереплетное дело» является подготовка обучающихся к жизни в современном
высокотехнологичном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми
навыками, получение знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом
личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Задачи:
- развитие социально-ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
- подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в
семье и по месту жительства;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- ознакомление с ролью человека рабочих профессий и его местом на современном
производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов
к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение
первоначальной профильной трудовой подготовки;
- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание
своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях
школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья учащихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;совершенствование практических умений и навыков
использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических
умений;
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
- коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего
развития;
- воспитание положительных качеств и свойств личности;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Профильный труд» в разделе «Картонажно-переплётное дело»
является логическим продолжением изучения предмета «Ручной труд» в начальной школе.
Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе, осуществляются
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно
практического изучения предмета к практико-теоретическому изучению, но с обязательным
учетом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Содержание программы, обеспечивая освоение базового минимума, расширено в сторону
получения прикладных знаний, умений и навыков для подготовки к самостоятельной жизни,
уходу за детьми, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка
людей, формирование для каждого ребёнка максимально возможного уровня
самостоятельности.
Обучение учащихся по программе «Профильный труд» в разделе «Картонажнопереплётное дело» «Полиграфия» предусматривает сообщение учащимся специальных
знаний, выработку умений и навыков, необходимых для выполнения картонажнопереплётных и полиграфических работ
Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических
особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог, опрос).
Работа с книгой (работа по устной и письменной инструкции учителя, учебного
задания).
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку (разметка,
нарезка, сборка и т.п.)
Работа в тетради: изготовление технических рисунков, чертежей.
Самостоятельная практическая работа по технологическому плану.
Работа по карточкам.
Составление плана работы в беседе.
Методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, опрос;
Практические: упражнения по отработке техники выполнения практических операций,
лабораторные работы, трудовые действия учащихся, производительный труд учащихся,
общественно-полезный труд;
Наглядные: показ графической и предметной наглядности, демонстрация опытов и приемов
работы, компьютерные изображения, презентации, видео.
Реализация методов происходит через различные приемы работы.
Методы контроля и самоконтроля результатов обучения разнообразны и
осуществляются на каждом уроке:
устный контроль (наблюдаю, говорю во время работы);
письменно-графический контроль ("напиши, зарисуй"): индивидуальный раздаточный
материал, опорные схемы, тестирование;
контроль результатов практической работы учителем (какие ошибки допустили в
контрольной работе и планирование последующей работы);
инструментально- механический контроль;
взаимоконтроль (коррекция личности) и самоконтроль (что получилось в работе, что не
получилось).
В своей практической работе по обучению учащихся профессии переплетчикакартонажника существует три направления:
коррекция развития учащихся через посредство переплетно-картонажного дела;
обучение непосредственно профессии (выработка качественных и скоростных
показателей и выносливости в труде);
содействие формированию профессионально и социально значимых личностных
качеств школьников: трудолюбия, аккуратности, усидчивости, ответственности с
целью формирования у них жизненных компетенций.
У большинства учащихся, обучающихся профессии переплетчика-картонажника, по
причине большего, чем у обучающихся профессии швеи или столяра, снижения интеллекта,
заметно снижена и работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно
выносливы в условиях преодоления физических нагрузок. Объясняется это не только
недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в
результате чего дети не способны проявить волевые усилия там, где это требуется.
Большое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в
общественных местах. Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у
обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на
освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации
трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Дети
знакомятся с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием,
учатся соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся
постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционнотехнических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции
(умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять
задуманное, оценивать результат.)
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми
материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно)
он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему,
инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта;
контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в
соответствии со своими представлениями.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность,
позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище,
адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе. Принципом
построения уроков технологии в 5 - 9 классах является развитие ребенка как компетентной
личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности:
учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций
обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и
системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность.
Обучающиеся социализируются, готовятся стать полноценными членами современного
общества.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер.
Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их.
При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность,
необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые
помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Профильный труд» (картонажно-переплетное дело) изучается в
течение 2024-2025 учебного года (34 в год, 1 час в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Профильный труд» в 5-9 классах направлено на достижение
обучающимися личностных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
Планируемые личностные результаты:
проявление доброжелательного отношение к сверстникам, умение сотрудничать и
вести совместную деятельность;
овладение начальными навыками адаптации в современном мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных
частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка,
швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т.
д.);
чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе
изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и
производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности
(«нравится»/«не нравится»);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей,
высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и
результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от
задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
Описание предмета 8 класс
В 8-м классе учащиеся отрабатывают и закрепляют умения и навыки полученные в
7-м классе, а также приобретают новые в работе с высокотехнологичным оборудованием.
Закрепление умений работы сабельным резаком, закрепляют навыки ручной
фальцовки бумажных листов в тетрадь. Скрепление бумажных блоков скобами.
Изготовление обложек для различных переплётов.
Продолжат знакомиться с высокотехнологичным оборудованием, и осваивать
принципы работы ризографа, плоттера, степлера, МФУ, биговщика, переплетчика на
пластиковую пружину, ламинатора, буклетмейкера. Начинают производить продукцию
самостоятельно.
Закрепят навыки изготовления общих тетрадей, и других картонажных изделий
(блокноты, записные книжки и т.д),
закрепят навыки работы с термопереплётчиком и
правилами безопасной работы на нём; закрепят приёмы работы
с брошюровщиком.
Познакомятся с изготовлением буклетов.
Получат технологические знания по их
изготовлению.
Обучающиеся более детально познакомятся с возможностями работы режущего
плоттера. Продолжат совершенствовать свои возможности как дизайнеры оформители при
создании открыток, счётного дидактического материала, буклетов.
Для закрепления полученных умений и навыков предусмотрены уроки
практического повторения.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Темы уроков
I четверть
Вводное занятие. ТБ
История картонажнопереплетного дела и
полиграфии
Буклет: назначение, виды
буклетов. Анализ образца.
Оформление титульной
страницы (название
учреждения, тема
буклета, город и год
создания).
Создание фона буклета.
Размещение фона за
текстом.
Окончательное
оформление буклета.
Подготовка бумаги
(нарезка).
Распечатка и складывание
буклетов.
II четверть
Общая тетрадь: анализ
образца, составление
плана предстоящей
работы.
Обрезка листов по
формату тетради
(сабельный резак).
Подборка рисунка на
обложку (лицевая сторона
и задник).
Брошюровка тетрадной
стопы на железную
пружину.
Сборка обложки на
корешок.
Подгонка листов по
формату тетради.
Фальцовка листов в
тетрадь.
Соединение тетрадного
блока и обложки шитьём
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
Виды учебной деятельности
Знакомятся с буклетом: его назначением и
разнообразными видами буклетов.
Анализируют образец.
Сбирают информацию и материалы для
буклета (наша школа).
Вставляют текст в колонки (набор в ручную
или копирование).
Обрабатывают фотографии, вставляют в
текст. выполняют редактирование текста и
фото ( цвет шрифта, размер, расположение
рисунков).
Учатся оформлению титульной страницы (
название учреждения, тема буклета, город и
год создания).
Созданию фона буклета. Размещению фона
за текстом.
Дублируют фоновые прямоугольники на
второй лист.
Изготовление буклета на тему: кружки в
нашей школе.
Учащиеся закрепляют знания и навыки по
теме: общая тетрадь. Отрабатывают навыки
работы с брошюровщиком и
термопереплётчиком. Изготавливают общие
тетради в разных переплётах.
Выполняют распечатку листов на МФУ,
ризографе. Подгоняют листы бумаги по
формату тетради.
Фальцуют листы в тетрадь. Подбирают мотив
для обложки в сети интернет. Обрабатывают
рисунок . Размещают рисунок для печати.
Подготавливают детали обложки для гибкого
обрезного переплёта. Распечатывают обложки
Соединединяют с тетерадным блоком и
обложкой шитьём внакидку скобами (степлер)
16
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
внакидку скобами
(степлер)
Шитьё блока втачку в две
скобы. Обрезка блока.
III четверть
Фотоальбом для
фотографий на стержне.
Составление плана
предстоящей работы.
Подготовка альбомных
листов. Фальцовка
альбомных листов.
Заготовка стержня
(гармошка).
Шитьё блока альбома,
заклейка корешка.
Нарезка деталей для
цельнокрытой
переплётной крышки.
Сборка цельнокрытой
переплётной крышки
Соединение альбомного
блока с крышкой.
Подбор оформления
передней и задней
обложки
Оклейка и выклейка
сторонок обложки.
Скрепление листов и
обложек альбома
IV четверть
Футляр для хранения
папок с документами.
Технология выполнения
футляра.
Заготовка развёртки
футляра по шаблону.
Вырезание основных
(картонных) деталей
футляра.
Вырезание деталей для
оклейки и выклейки
футляра.
Сборка стенок и склейка
углов. Окантовка кромок
и рёбер футляра.
Оклейка и внутренняя
выклейка изделия.
Подготовка поддона.
Приклейка футляра к
поддону.
Отделка готового
изделия.
1
1
1
1
Закрепляют
умения
и
навыки
по
изготовлению альбомов для фотографий:
Фотольбом для фотографий на шарнирах, на
стержне и на шнурах в твёрдом переплёте. А
также альбом для рисования и черчения.
Составляют
план
предстоящей работы.
Подготавливают альбомные листы. Фальцуют
альбомные листы. Выполняют заготовку
стержня (гармошка).
Нарезают детали для
цельнокрытой
переплётной
крышки.
Собирают
цельнокрытую переплётную
крышку. Соединяют альбомный блок
с
крышкой.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Выполняют работы по изготовлению футляра
коробки для хранения документов и папок.
Закрепляют умения и навыки. Изучение
принципа работы биговщика. Его применение
на практике.