Рабочая программа по «Рисованию» для 4А класса на 2025-2026 учебный год, учитель Ельцова Л.И.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по рисованию
для обучающихся 4 «А» класса
(АООП 1 вариант)

Составитель: Ельцова Л.И.,
учитель первой квалификационной категории

Реж – 2025г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования «Центр «Дар»
Цель: развитие личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции,
цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи:
−
воспитание интереса к изобразительному искусству;
−
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
−
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
−
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора;
−
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
−
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
−
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
работа в нетрадиционных техниках;
−
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)
−
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной
деятельности;
−
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
−
воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата
общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).

Содержание учебного материала
Раздел
1. Обучение композиционной
деятельности

Кол-во
часов
16

Дидактические единицы

Коррекционная работа

Совершенствование умений передавать глубину пространства:
уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем
на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и

Развитие памяти, внимания
Использование картинного
материала
Упражнения на нахождение и
исправление ошибок
Упражнение «Исключи лишнее»

2

деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции
с использованием симметричного расположения ее частей (эле
ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной
плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом
центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения
(избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу
с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и
.т.п.).
Развитие у учащихся умений 18
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения.
воспринимать и изображать
Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая посформу предметов, пропорции,
ледовательность изображения от общей формы к деталям. (Испольконструкцию
зование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы
учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и
части лица человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа
корпусом и кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в
природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной
симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Рисование на тему. Изображение явлений окружающей жизни и
иллюстрирование отрывков из литературных произведений
Изображение по представлению отдельные предметы, наиболее
простые по форме и окраске.
Красота природы в разное время года.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная, парная.

Описание предметов по
картинному плану

Этические беседы
Упражнения по ориентации в схеме
собственного тела
Выполнение упражнений с
закрытыми глазами «Что я видел
летом?»
Развитие эстетического восприятия
объектов и явлений окружающей
действительности, понимания
красоты

Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень

3

−
знать названия жанров изобразительного искусства;
−
знать названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
−
знать основных особенностей некоторых материалов, используемых
в рисовании, лепке и аппликации;
−
знать и применять выразительные средств изобразительного
искусства:
«изобразительная
поверхность»,
«точка»,
«линия»,
«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
−
знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
−
знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
−
знать
способы
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
−
находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
−
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
−
оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
−
использовать разнообразные технологические способы выполнения
аппликации;
−
применять разные способы лепки;
−
рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
−
различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу;
−
различать произведения живописи, графики, скульптуры,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
−
различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.

−
знать названия художественных инструментов и приспособлений,
их свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
−
знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи
формы предмета;
−
знать некоторые выразительные средства изобразительного
искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
−
уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
−
знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
−
уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
−
следовать при выполнении работы инструкциям педагогического
работника;
−
владеть
некоторыми
приемами
лепки
(раскатывание,
сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
−
рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
−
применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
−
ориентироваться в пространстве листа;
−
размещать изображения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
−
адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.

Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости - Будет сформировано положительное отношение и интерес к рисованию
за свою Родину;
- Будет возможность повторить основные правила поведения на уроках
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и рисования;
культуре других народов;
- Будут проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий,

4

- сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
- владение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.

поручений;
- Возможность понимание личной ответственности за свои поступки на
основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;

Календарно-тематическое планирование-34 ч
Тема
1.Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная аппликация с дорисовыванием.
2.Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются? Беседа о
художниках и их картинах.
3.Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка
4.Листья осенью. Экскурсия
5.Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование.
6.Веточка с листьями в тени. Рисование.
7.Листья берёзы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием.
8.Рассматривание картин художников.
9.Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко. Рисование.
10.Нарисуй домики, которые расположены от тебя также: близко, подальше, далеко. Рисование.

Кол-во часов
1
1

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1

5

11.Нарисуй картину – пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко. Дом стоит
перед елью и загораживает её.
12.Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт.
13.Беседа о творчестве художников. Портрет человека.
14.Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки.
15.Портрет моей подруги. Лепка и рисование.
16.Нарисуй свой автопортрет.
17.Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравление.
18.Беседа. Художник о тех, кто защищает Родину.
19.Нарисуй шлем, щит, копьё. Или самого богатыря. Рисование.
20.Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках.
21.Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок.
22.Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море.
23.Нарисуй море. Рисование.
24.Беседа. Художник и скульпторы.
25.Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй.
26.Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование.
27.Насекомые. Стрекоза. Лепка.
28.Насекомые стрекоза. Рисование.
29.Беседа. Народное искусство. Гжель.
30.Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда).
31.Экскурсия. Улица города. Люди на улице города.
32.Рисунок по описанию. Улица города.
33.Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета.
34.Нарисуй венок из цветов и колосьев.
Раздел, тема

Содержание

Обучение композиционной деятельности – 16 ч
1.Грибная поляна в лесу. Дети собирают грибы. Обрывная
аппликация с дорисовыванием.
2.Что изображают художники? Как они изображают? Что
они видят, чем любуются? Беседа о художниках и их
картинах.
3.Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры).
Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка.
4.Листья осенью. Рисование.

Обучение композиционной
деятельности.
Совершенствование умений
передавать глубину
пространства посредством:
уменьшения величины
удалённых предметов по
сравнению с расположенными
вблизи от наблюдателя;

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Виды деятельности, формы работы
Минимальный
Достаточный
- будет возможность
- будут знать основные
усвоить элементарные
особенности некоторых
правила передачи формы
материалов, используемых в
предмета и др.;
рисовании;
-будет возможность
-будут знать выразительные
закрепить выразительные
средства изобразительного
средства изобразительного искусства: «изобразительная
искусства: «точка»,
поверхность», «точка»,
«линия», «штриховка»,
«линия», «штриховка»,

6

5.Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование.
6.Веточка с листьями в тени. Рисование.
7.Листья берёзы на солнышке и в тени. Аппликация с
дорисовыванием.
8.Рассматривание картин художников.
9.Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко,
подальше и совсем далеко. Рисование.
10.Нарисуй домики, которые расположены от тебя также:
близко, подальше, далеко. Рисование.
11.Нарисуй картину – пейзаж. Деревья и дома в пейзаже
расположены близко, далеко. Дом стоит перед елью и
загораживает её.
12.Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй
похоже. Это натюрморт.
13.Беседа о творчестве художников. Портрет человека.
14.Изображать человека, чтобы получилось похоже.
Рассмотри натуру. Дорисуй картинки.
15.Портрет моей подруги. Лепка и рисование.
16.Нарисуй свой автопортрет.
Развитие у обучающихся умений воспринимать и
изображать
форму
предметов,
пропорции,
конструкцию - 18 ч
1.Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши
поздравление.
2.Беседа. Художник о тех, кто защищает Родину.
3.Нарисуй шлем, щит, копьё. Или самого богатыря.
Рисование.
4.Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках.
5.Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок.
6.Беседа о художниках и их картинах. Художники,
которые рисуют море.
7.Нарисуй море. Рисование.
8.Беседа. Художник и скульпторы.
9.Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй.
10.Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование.
11.Насекомые. Стрекоза. Лепка.
12.Насекомые стрекоза. Рисование.
13.Беседа. Народное искусство. Гжель.

загораживания одних предмет
ов другими.
Планы в пространстве: передн
ий, задний, средний
(использование макета и
панно «В деревне» с
изображённым пейзажем на
переднем, заднем и среднем
планах, с вариантами
изображения домов
деревенского типа и деревьев,
разных по величине).

«пятно»;
-научатся пользоваться
материалами для
рисования;
-будут знать названия
предметов, подлежащих
рисованию;
-научатся организации
рабочего места;
-будут рисовать по
образцу;

«контур», «пятно», «цвет»,
объём и др.;
-познакомятся с правилами
построения орнамента и др.;
-научатся оценивать
результаты собственной
изобразительной
деятельности и
одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно,
похоже на образец);

Обучение приёму построения
сюжетной и декоративной
композиции с использованием
симметричного расположения
её частей (элементов),
позволяющему достигать
равновесия на
изобразительной плоскости.
Обучение приёму построения
композиции в прямоугольнике
с учетом центральной
симметрии.

- будут применять приёмы
работы карандашом,
гуашью, акварельными
красками с целью передачи
фактуры предмета;
-будет возможность
научится ориентироваться
в пространстве листа,
размещении изображения
одного или группы
предметов в соответствии с
параметрами
изобразительной
поверхности;
-научатся передавать цвета
изображаемого объекта

- познакомятся с названиями
некоторых народных и
национальных промыслов
(Хохлома и др.);
- будет возможность
научаться рисованию с
натуры и по памяти после
предварительных
наблюдений, передача всех
признаков и свойств
изображаемого объекта;
- научатся рисовать по
воображению

7

14.Украшать изображение росписью. Роспись
(чашки, блюда).
15.Беседа. Улица города. Люди на улице города.
16.Рисунок по описанию. Улица города.
17.Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета.
18.Нарисуй венок из цветов и колосьев.

вазы

Материально-техническое обеспечение:
Примерной образовательная программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» по учебному курсу
«Изобразительное искусство»
2. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л,А.Неменская; под ред. Б.М.
Неменского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
3. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс / авт. – сост. М.А.Давыдова– М.: ВАКО, 2013. – 288 с. ISBN 978– 5408 –00924– 4
1.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».