Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.
Приказ № __ от «___»_______20___г
Рабочая программа
Разговоры о важном
для обучающихся 3 класса
(АООП 1 вариант)
Составитель: Ивакина Н.А.,
учитель первой квалификационной категории
Реж- 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана на основе:
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09- 1672;
Методических рекомендаций по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных
общеобразовательных программ;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном» от 15.08.2022 № 03-1190.
Цель курса: Развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 3 класса, 31 час.
Содержание курса внеурочной деятельности
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современный языковой ландшафт характеризуется изменениями в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных слов и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые гори -
зонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового
мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на
благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду
как основа гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и
формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование
общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями и бережное отношение друг к другу как
путь к позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках
и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые
потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в
общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в
сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия
И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты
и
трудности
—
естественный
элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и
бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и
заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции
героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориен тиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и
добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое
признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От
идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители богатейшего материального и нематериального
наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу
обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес —
это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как
основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с
нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные
и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном
развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России.
Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России. Российская драматургия, опера
и балет — часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах мира?
Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора.
Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит
свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась история нашей великой
страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укрепле -
нию общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого
человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный народ.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Русский язык: формирование первоначального представлеРусский язык: формирование первоначального представления о
ния
о
многообразии
языков и культур на территории Российской Фемногообразии языков и культур на территории Российской Федерации; понимание роли языка как основного средства общения; осозна- дерации; понимание роли языка как основного средства общения; осоние значения русского языка как государственного языка Российской знание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнаФедерации.
ционального общения; осознание правильной устной и письменной
Чтение: осознание значимости художественной литературы и
речи как показателя общей культуры человека.
произведений устного народного творчества для всестороннего разЧтение: осознание значимости художественной литературы и
вития личности человека;
произведений устного народного творчества для всестороннего развиМатематика: развитие логического мышления; развитие умений из- тия личности человека; формирование первоначального представления
влекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы. о многообразии жанров художественных произведений и произведений
Мир природы и человека: формирование уважительного отноше- устного народного творчества; овладение элементарными умениями
ния к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, её анализа и интерпретации текста.
истории и культуре, природе.
Математика: развитие логического мышления; развитие умений
извлекать,
анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
Мир природы и человека: формирование уважительного отношеиспользованием различных материалов и средств художественной
ния
к
своей
семье и семейным традициям, родному краю, России, её исвыразительности изобразительного искусства.
тории
и
культуре,
природе; формирование чувства гордости за нациоМузыка: знание основных жанров народной и профессиональной
нальные свершения, открытия, победы;
музыки.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
Труд (технология): формирование общих представлений о мире использованием различных материалов и средств художественной
профессий, значении труда в жизни человека и общества, многооб- выразительности изобразительного искусства.
разии предметов материальной культуры.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной
Адаптивная физическая культура: развитие умения взаимодей- музыки.
ствовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельноТруд (технология): формирование общих представлений о мире
сти, соблюдая правила честной игры.
профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии
предметов материальной культуры.
Адаптивная физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях
и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.
Личностные
Минимальный уровень
Достаточный уровень
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценценностного
отношения к своей Родине – России; осознание своей этностного отношения к своей Родине – России; уважение к своему и
нокультурной
и российской гражданской идентичности; сопричастдругим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве че- ность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
ловека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах меж- края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
личностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуаль- уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
ности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидоброжелательности;
дуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и ин- доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных
терес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам на причинение физического и морального вреда другим людям.
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремлеВ сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и
ние к самовыражению в разных видах художественной деятельности. интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремлеэмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и без- ние к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
опасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среВ сфере физического воспитания, формирования культуры здоде (в том числе информационной);
ровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни че- безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
ловека и общества, ответственное потребление и бережное отноше- среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
ние к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жиз-
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные ни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
представления о научной картине мира.
Календарно-тематическое планирование
Тема
Кол-во
часов
1. Зачем человеку учиться?
1
2. Русский язык в эпоху цифровых технологий
1
3. Цифровой суверенитет страны
1
4. Мирный атом. День работника атомной промышленности
1
5. О творчестве. Ко Дню музыки
1
6. Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
7. Как понять друг друга разным поколениям?
1
8. О городах России. Ко Дню народного единства
1
9. Общество безграничных возможностей
1
Дата
10. Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина
1
11. Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога
1
12. Профессия — жизнь спасать
1
13. Домашние питомцы. Всемирный день питомца
1
14. Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества
1
15. Закон и справедливость. Ко Дню Конституции
1
16. Совесть внутри нас
1
17. Календарь полезных дел. Новогоднее занятие
1
18. Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация
1
19. Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее
1
20. Как создавать свой бизнес?
1
21. Есть ли у знания границы? Ко Дню науки
1
22. Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
1
23. Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества
1
24. День наставника
1
25. Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России
1
26. Как справляться с волнением?
1
27. 65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
1
28. Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки
1
29. Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда
1
30. Песни о войне. Ко Дню Победы
1
31. Ценности, которые нас объединяют
1