Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор
________
/Н.И.Шляпников
а/
Приказ №
от
«
»
________ 2016
«Утверждено»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа по предмету труд (технология)
для обучающихся 3 класса
(АООП 1 вариант)
Составитель: Ивакина Н.А.,
учитель первой квалификационной категории
Реж- 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования «Центр «Дар»
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе
формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи:
−
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности
человека;
−
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
−
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
−
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
−
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности;
−
формирование интереса к разнообразным видам труда;
−
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
−
развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
−
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
−
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
−
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
−
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовнонравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью.
Минимальный уровень
−
знать правила организации рабочего места;
−
знать виды трудовых работ, предусмотренные
содержанием программы для третьего класса;
−
знать названия и свойства поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда в третьем классе,
правила их хранения и санитарно-гигиенические требования при
работе с ними;
−
знать названия инструментов и приспособлений,
необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила
техники безопасной работы колющими и режущими
инструментами;
−
знать технологические операции (разметка
деталей, выделение детали из заготовки; формообразование;
сборка изделия; отделка изделия);
−
знать приемы работы (разметки деталей по
шаблону, с помощью линейки; разрывания, отрывания резания;
сминания, сгибания; склеивания, сшивания, плетения,
соединения деталей с помощью винта и гайки; вышивания,
аппликация).
−
подготавливать свое рабочее место в зависимости
от характера выполняемой работы, рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью
учителя и самостоятельно;
−
разбирать объект, подлежащий изготовлению,
выделять и называть его признаки и свойства с частичной
помощью учителя и самостоятельно;
−
определять способы соединения деталей с
частичной помощью учителя и самостоятельно;
−
составлять стандартный план работы по пунктам с
опорой на предметно-операционный план с частичной помощью
учителя и самостоятельно;
−
работать с доступными материалами (с бумагой и
картоном,
текстильными
материалами,
древесиной
и
проволокой).
−
владеть
некоторыми
технологическими
операциями и приемами ручной обработки поделочных
Достаточный уровень
−
знать правила рациональной организации труда,
включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
−
название инструментов и их устройство, правила
обращения с ними и рациональное использование их в том или ином
виде работы;
−
физические и художественно-выразительные свойства
материалов, с которыми работают на уроках ручного труда.
−
самостоятельно
находить
необходимую
для
выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей
тетради;
−
работать
с
доступной
для
третьеклассников
наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на
предметно-операционные, графические планы, и действовать в
соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
−
самостоятельно рассматривать образец несложного
изделия, определять его признаки и свойства и планировать ход
работы над изделием;
−
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых
практических действий и корректировку хода практической работы;
−
оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное,
похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи
между выполняемыми действиями и их результатами;
−
выполнять общественные поручения по уборке класса
после уроков ручного труда.
материалов с частичной помощью учителя и самостоятельно.
Личностные планируемые результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
формирование адекватных представлений о формирование чувства гордости за свою Родину;
собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом − воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие
этических
чувств,
проявление бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости − формирование готовности к самостоятельной жизни
и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей.
Раздел
Работа с природными
материалами.
Содержание учебного курса
Дидактические единицы
Свойства природных материалов, используемые в работе:
твёрдость, величина, цвет, разнообразные формы.
Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ,
столярный клей. Соблюдение санитарно – гигиенических
требований. Правила безопасной работы. Заготовка
природных материалов
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о назначении картона как
материала для изготовления различной тары. Свойства
коробочкового картона: более толстый и прочный по
сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона.
Способы изготовления коробок. Правила безопасной
работы.
Работа с текстильными
материалами
Назначение косого обмёточного стежка. Нитки, ткани, их
свойства и назначение. Инструменты, применяемые в
работе с текстильными материалами. Организация
рабочего места, соблюдение санитарно – гигиенических
требований. Правила безопасной работы.
Коррекционная работа
«Волшебный мешочек»
Упражнение «Исключи лишнее»
Проблемные ситуации
Работа в парах
Коррекция зрительного и слухового
восприятия через узнавание, запоминание;
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции
Коррекция недоразвития моторных
функций.
Развитие координации движений рук,
зрительно-двигательной координации;
Совершенствование навыков текущего
контроля при выполнении действий по
инструкции
Игра «Помоги Буратино попасть к папе
Карло»
Развитие зрительного, слухового
восприятия
Коррекция координации движений рук при
работе с текстильными материалами.
Упражнение «Исключи лишнее»
Проблемные ситуации
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции
Работа с
металлоконструктором и
проволокой
Работа с древесиной
Элементарные сведения о назначении и применении
проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки
(медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки:
сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и
толстая, мягкая и жёсткая (упругая). Инструменты для
работы с проволокой, их назначение и применение:
кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной
работы. Организация рабочего места, соблюдение
санитарно – гигиенических требований при работе с
проволокой.
Детали металлоконструктора
Элементарные понятия о видах материалов из древесины:
доске, бруске, фанере. Технологические особенности
изделий из древесины – детали соединяют гвоздями и
шурупами. Инструменты для работы с деревом: пила
нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвёртка, их
назначение и применение. Понятие длины, ширины и
толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно
– гигиенические требования. Правила безопасной работы.
Коррекция зрительного и слухового
восприятия через узнавание, запоминание;
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции
Описание предметов по плану
Конструирование на ощупь
Работа с шаблоном
Пальчиковая гимнастика
Развитие координации движений рук,
зрительно-двигательной координации;
Календарно-тематическое планирование - 34 часа
Тема
1.Материалы Инструменты.
2.Сбор природного материала. Экскурсия в лес
3.Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица»
4. Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Рыбки в аквариуме
5. Аппликация из скорлупы ореха «Воробьи на ветках»
6.Сорта бумаги, виды и приёмы работы с бумагой и картоном. Аппликация из обрывной бумаги
«Елка»
7. Аппликация из обрывной бумаги «Медведь»
8.Окантовка картона полосками бумаги «Картина на окантованном картоне»
9. Приёмы работы с проволокой: сгибание руками волной, в кольцо, в спираль, на карандаш.
10. Работа с проволокой. «Паук»
11. Работа с древесиной. Экскурсия в школьную столярную мастерскую
12. Изготовление изделия из древесины «Опорный колышек для растений
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
13. Первоначальные познавательные сведения о сборочных работах
14. Работа с природными материалами «Птица из пластилина и сухой тростниковой травы»
15. Новогодние игрушки из бумажных полос «Складная Гирлянда»
16. Новогодние игрушки из бумажных колец «Цепочка из бумажных колец»
17.Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Ёлочка»
18.Изготовление плоской карнавальной полумаски.
19.Карнавальный головной убор. Работа в группах.
20.Применение ниток. Правила обращения с иглой. «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка»
21. Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки ручными стежками на бумаге в клетку
по проколам.
22. Сшивание двух квадратов, выкроенных из ткани, прямыми стежками.
23. Выполнение строчки косыми стежками на закладке.
24.Экскурсия в магазин ткани
25.Изготовление аппликации из древесных опилок. Цыпленок.
26. Изготовление аппликации из древесных опилок. Собака.
27.Ткань. Виды работы с тканью.
28. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки.
29. Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки прямого стежка в два приёма на
бумаге в клеточку.
30 Выполнение косого стежка в два приёма "крестик" по поверхности.
31.Объёмные изделия из картона. Коробка. Назначение и форма коробок.
32. Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Изготовление коробки с помощью
клапанов.
33. Конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел.
34. Изготовление из бумаги матрёшки.
Дата
Раздел
Повторени
е (1 ч)
Тема
1.Материалы
Инструменты.
Работа с
2.Сбор
природным природного
Содержание
Правила поведения и работы на
уроках ручного труда. Общие правила
организации рабочего места на уроках
труда. Материалы и инструменты,
используемые на уроках ручного
труда.
Элементарные понятия о природных
материалах (где используют, где
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Достаточный уровень
Минимальный
уровень
Рассматривает картинки.
Повторяет названия
Называет материалы,
инструментов за
инструменты, которые
одноклассниками
используются на уроках
Рассказывают о
ручного труда
правилах обращения
Рассказывают о правилах
с колющими и
обращения с колющими и
режущими
режущими инструментами
инструментами
Самостоятельно готовят рабочее Рабочее место
место
готовят под
и
материала
ми (4 ч)
Работа с
бумагой и
картоном
(3 ч)
Работа с
проволоко
й (2 ч)
материала.
Экскурсия
3.Изготовление
аппликации из
засушенных
листьев «Птица»
4.
Изготовление
аппликации
из
скорлупы грецких
орехов «Рыбки в
аквариуме
5. Аппликация из
скорлупы ореха
«Воробьи на
ветках»
находят, виды природных
материалов). Историкокультурологические сведения (в какие
игрушки из природных материалов
играли дети в старину).
Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с
природными материалами (шило,
ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с
природными материалами.
Способы соединения деталей
(пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия).
Работа с тростниковой травой.
Изготовление игрушек из скорлупы
ореха (аппликация, объемные
изделия).
6.Сорта бумаги,
Элементарные сведения о бумаге
виды и приёмы
(изделия из бумаги). Сорта и виды
работы с бумагой
бумаги (бумага для письма, бумага для
и картоном.
печати, рисовальная,
Аппликация из
впитывающая/гигиеническая,
обрывной бумаги
крашеная). Цвет, форма бумаги
«Елка»
(треугольник, квадрат,
7. Аппликация из
прямоугольник). Инструменты и
обрывной бумаги
материалы для работы с бумагой и
«Медведь»
картоном. Организация рабочего места
8.Окантовка
при работе с бумагой. Виды работы с
картона
бумагой и картоном.
полосками бумаги Обрывание бумаги. Разрывание
«Картина
на бумаги по линии сгиба. Отрывание
окантованном
мелких кусочков от листа бумаги
картоне»
(бумажная мозаика). Обрывание по
контуру (аппликация).
9. Приёмы работы Элементарные сведения о проволоке
с проволокой:
(медная, алюминиевая, стальная).
сгибание руками
Применение проволоки в изделиях.
волной, в кольцо,
Свойства проволоки (толстая, тонкая,
Выполняют практическую
контролем учителя
работу, соблюдая технологию
Работу выполняют с
изготовления аппликации
помощью учителя
Участвуют в анализе педобразца
Оценивают выполненную
работу
Самостоятельно готовят рабочее
место
Выполняют практическую
работу, соблюдая технологию
изготовления аппликации
Участвуют в анализе педобразца
Оценивают выполненную
работу
Работают с линейкой,
ножницами, клеем с
соблюдением правил обращения
Рабочее место
готовят под
контролем учителя
Работу выполняют с
помощью учителя
Участвуют в беседе
Активны в игровых моментах
«Убери лишнее»
Выполняют практические
Участвуют в беседе
Активны в игровых
моментах «Убери
лишнее»
в спираль, на
карандаш.
10. Работа с
проволокой.
«Паук»
Работа с
11. Работа с
древесиной древесиной.
. (2 ч)
Экскурсия в
школьную
столярную
мастерскую
12. Изготовление
изделия из
древесины
«Опорный
колышек для
растений.
Работа с
13.
металлоко Первоначальные
нструкторо познавательные
м (1 ч)
сведения
о
сборочных
работах
Работа с
природным
и
материала
ми (1ч)
14. Работа с
природными
материалами
«Птица из
пластилина и
гнется). Инструменты (плоскогубцы,
работы по инструкции учителя
круглогубцы, кусачки). Правила
Изделие изготавливают по
обращения с проволокой.
составленному плану
Приемы работы с проволокой:
«сгибание волной», «сгибание в
кольцо», «сгибание в спираль»,
«сгибание вдвое, втрое, вчетверо»,
«намотка на карандаш», «сгибание под
прямым углом».
Получение контуров геометрических
фигур, букв, декоративных фигурок
птиц, зверей, человечков.
Выполняют
практические
работы по
инструкции учителя
Изделие
изготавливают с
помощью учителя
Называние частей из которых состоит
дерево (крона, ствол, ветви, листья,
корни), различение понятия «дерево»
и «древесина», узнавание предметов,
сделанных
из
древесины,
инструментов
для
работы
с
древесиной.
Соблюдение техники безопасной
работы с древесиной, санитарногигиенические требования при работе
с древесиной.
Участвуют в беседе
Выполняют практические
работы с соблюдением правил
обращения с инструментами
Работу выполняют с
помощью учителя
Элементарные сведения о
металлоконструкторе. Изделия из
металлоконструктора. Набор деталей
металлоконструктора (планки,
пластины, косынки, углы, скобы
планшайбы, гайки, винты).
Инструменты для работы с
металлоконструктором (гаечный ключ,
отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Элементарные понятия о природных
материалах (где используют, где
находят, виды природных
материалов). Историкокультурологические сведения (в какие
Называют детали, инструменты
для работы
Соблюдают технику
безопасности при работе
Практическую работу
выполняют самостоятельно
Называют детали,
инструменты для
работы
Соблюдают технику
безопасности при
работе
Практическую
работу выполняют с
помощью учителя и
одноклассников
Самостоятельно готовят рабочее Рабочее место
место
готовят под
Выполняют практическую
контролем учителя
работу, соблюдая технологию
Работу выполняют с
изготовления аппликации
помощью учителя
сухой
тростниковой
травы»
Работа с
бумагой и
картоном
(5 ч)
15.Новогодние
игрушки из
бумажных полос
«Складная
Гирлянда»
16. Новогодние
игрушки из
бумажных колец
«Цепочка из
бумажных колец»
17.Изготовление
аппликации из
обрывной бумаги
«Ёлочка»
18.Изготовление
плоской
карнавальной
полумаски.
19.Карнавальный
головной убор.
Работа в группах.
Работа с
20.Применение
текстильны ниток. Правила
ми
обращения с
игрушки из природных материалов
играли дети в старину).
Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с
природными материалами (шило,
ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с
природными материалами.
Способы соединения деталей
(пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия).
Работа с тростниковой травой.
Изготовление игрушек из скорлупы
ореха (аппликация, объемные
изделия).
Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание
квадрата с угла на угол»; «сгибание
прямоугольной формы пополам»;
«сгибание сторон к середине»;
«сгибание углов к центру и середине»;
«сгибание по типу «гармошки»;
«вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Элементарные сведения о картоне
(применение картона). Сорта картона.
Свойства картона. Картонажные
изделия. Инструменты и
приспособления. Способы окантовки
картона: «окантовка картона
полосками бумаги», «окантовка
картона листом бумаги».
Участвуют в анализе педобразца
Оценивают выполненную
работу
Называют приёмы работы с
бумагой, используя
информацию из учебника
Проводят разметку по линейке
Вырезают ножницами
Выполняют самостоятельно
разметку по шаблону
Изготавливают изделия по
намеченному плану
Работают в группах
Выполняют
разметку по
шаблону с помощью
Изготавливают
изделия по
намеченному плану
под контролем
учителя
Инструменты для швейных работ.
Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Правила хранения игл. Виды работы с
Участвуют в беседе
Используют информацию из
учебника
Участвуют в беседе
Используют
информацию из
материала
ми (5ч)
иглой. «Образцы,
сшитые строчкой
прямого стежка»
21. Виды ручных
стежков и строчек.
Выполнение
строчки ручными
стежками на
бумаге в клетку по
проколам.
22. Сшивание двух
квадратов,
выкроенных из
ткани, прямыми
стежками.
23. Выполнение
строчки косыми
стежками на
закладке.
24.Экскурсия в
магазин ткани
Работа с
25.Изготовление
древесиной аппликации из
(2ч)
древесных опилок.
Цыпленок.
26. Изготовление
аппликации из
древесных опилок.
Собака.
Работа с
27.Ткань. Виды
текстильны работы с тканью.
ми
28. Сшивание
материала деталей изделия
ми (4 ч)
строчкой косого
стежка.
Изготовление
прихватки.
29. Виды ручных
стежков и строчек.
нитками (раскрой, шитье, вышивание,
аппликация на ткани, вязание,
плетение, окрашивание, набивка
рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие
«лекало». Последовательность раскроя
деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке.
Соединение деталей, выкроенных из
ткани, прямой строчкой, строчкой
«косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки,
кухонные предметы, игрушки).
Вдевают нитку в иголку с
минимальной помощью
Изделия выполняют под
контролем учителя по плану
учебника
Вдевают нитку в
иголку с помощью
Изделия выполняют
с учителем по
плану
Выполнение инструктажа.
Знакомство с условиями труда в
школьной мастерской.
Вырезают шаблон из тонкого
картона
Изделие выполняют по плану
самостоятельно
Работают с
готовыми
контурами
Изделие выполняют
самостоятельно под
наблюдением
Элементарные сведения о тканях.
Применение и назначение ткани в
жизни человека. Из чего делают ткань,
Свойства ткани (мнется, утюжится;
лицевая и изнаночная сторона ткани;
шероховатые, шершавые, скользкие,
гладкие, толстые, тонкие; режутся
ножницами, прошиваются иголками,
сматываются в рулоны, скучиваются).
Цвет ткани. Сорта ткани и их
Участвуют в беседе с
использованием информации в
учебнике
Изделие изготавливают по
намеченному плану
Участвуют в беседе
с использованием
информации в
учебнике
Изделие
изготавливают по
намеченному плану
из готовых деталей
Работа с
бумагой и
картоном
(4 ч)
Выполнение
строчки прямого
стежка в два
приёма на бумаге
в клеточку.
30 Выполнение
косого стежка в
два приёма
"крестик" по
поверхности.
31.Объёмные
изделия
из
картона. Коробка.
Назначение
и
форма коробок.
32. Изготовление
открытых коробок
из тонкого
картона.
Изготовление
коробки с
помощью
клапанов.
33.
Конструирование
объёмных
игрушек из бумаги
на основе
геометрических
тел.
34. Изготовление
из бумаги
матрёшки.
назначение (шерстяные ткани,
хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления,
используемые при работе с тканью.
Элементарные сведения о картоне
(применение картона). Сорта картона.
Свойства картона. Картонажные
изделия. Инструменты и
приспособления. Способы окантовки
картона: «окантовка картона
полосками бумаги», «окантовка
картона листом бумаги».
Клеевое соединение. Правила работы с
клеем и кистью. Приемы клеевого
соединения: «точечное», «сплошное».
Щелевое соединение деталей (щелевой
замок).
Проводят разметку по линейке
Вырезают ножницами
Изготавливают изделия по
намеченному плану
При выполнении работы
закрепляют правила работы с
клеем, ножницами
Участвуют в игровых моментах
Участвуют в беседе
с использованием
информации в
учебнике
Изделие
изготавливают с
помощью учителя
Материал: бумага цветная, картон, набор пластилина, нитки цветные, природный материал, клей. проволока, древесина, опилки,
конструктор металлический.
Инструменты: ножницы, иглы, стеки, напильник, отвёртка, гаечные ключи, кусачки
Приспособления: подкладные доски, коробки для хранения природного материала, нитки, виды ткани
Модели геометрических фигур, тел.
Литература:
1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 1998
2. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2021 год
3. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития»,
1997