Рабочая программа по математике 3А класс на 2025-2026 учебный год, учитель Ивакина Н.А

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.
Приказ № __ от «___»_______20___г

Рабочая программа по математике
для обучающихся 3 класса
(АООП 1 вариант)
Составитель: Ивакина Н.А.,
учитель первой квалификационной категории

Реж- 2025
Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
-Программой образования «Центр «Дар»
Цель: подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:

формирование доступных обучающимся с интеллектуальными нарушениями математических знаний и умений, необходимых
для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач; развитие способности их использования
при решении соответствующих возрасту задач;

коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с интеллектуальными нарушениями
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Планируемые результаты освоения учебного курса

Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью.
Достаточный уровень
Минимальный уровень

знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и
откладывать, используя счетный материал, любые числа в
пределах 100;

знать названия компонентов сложения, вычитания,
умножения, деления;

понимать смысл арифметических действий
сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).

знать таблицу умножения однозначных чисел до 6;
понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться
таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения
произведения, так и частного;


знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке,
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми
группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный
материал, любые числа в пределах 100;

знать названия компонентов сложения, вычитания,
умножения, деления;

понимать смысл арифметических действий сложения и
вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию),
различать два вида деления на уровне практических действий, знать
способы чтения и записи каждого вида деления;

знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа

2

10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на
10;

понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться
таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения
произведения, так и частного;

знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических
действия; знать и применять переместительное свойство сложения и
умножения;

выполнять устные и письменные действия сложения и
вычитания чисел в пределах 100;

знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы,
времени и их соотношения;

различать числа, полученные при счете и измерении,
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным
набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;

знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала
года, уметь пользоваться календарем для установления порядка месяцев в
году, количества суток в месяцах;

определять время по часам тремя способами с точностью до
1 мин; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые
арифметические задачи;

кратко записывать, моделировать содержание, решать
составные арифметические задачи в два действия;

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии,
вычислять длину ломаной;

узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное
положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей,
находить точки пересечения;

знать названия элементов четырехугольников, чертить
прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге;

чертить
окружности
разных
радиусов,
различать
окружность и круг.
Личностные планируемые результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
-осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением школы,

начальные навыки самостоятельности в выполнении математических учебных заданий; понимание обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

знать порядок действий в примерах в два
арифметических действия; знать и применять переместительное
свойство сложения и умножения; выполнять устные и
письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах
100;

знать единицы (меры) измерения стоимости,
длины, массы, времени и их соотношения;

различать числа, полученные при счете и
измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя
мерами;

пользоваться календарем для установления
порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;

определять время по часам (одним способом);
решать, составлять, иллюстрировать изученные простые
арифметические задачи;

решать составные арифметические задачи в два
действия (с помощью учителя);

различать замкнутые, незамкнутые кривые,
ломаные линии, вычислять длину ломаной;

узнавать, называть, моделировать взаимное
положение двух прямых, кривых линий, фигур, находить точки
пересечения без вычерчивания;

знать названия элементов четырехугольников,
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного
треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);

различать окружность и круг, чертить окружности
разных радиусов.

3

личной ответственности за выполнение заданий;

умение корригировать собственную деятельность в соответствии с высказанным замечанием, оказанной
помощью, элементарной самооценкой результатов выполнения учебного задания;

элементарное понимание (на практическом
уровне) связи математических знаний с некоторыми
жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач
(расчет общей стоимости покупки, сдачи, определение
времени по часам, умение пользоваться календарем и пр.)

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности;
-готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
-целостный-социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Содержание учебного курса
Раздел
Второй десяток. Нумерация.
Повторение

Дидактические единицы
Нумерация чисел в пределах 20; чётные нечётные, однозначные - двузначные числа;
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без
перехода через разряд в пределах 20;
Решение простых задач на нахождение суммы и
разности

Сложение и вычитание чисел
в пределах 20 без перехода
через десяток и с переходом
через десяток (повторение)

Сложение и вычитание чисел без перехода через
десяток. Название компонентов и результатов
сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Сложение однозначных чисел с переходом через
десяток путём разложения второго слагаемого на
два числа. Вычитание однозначных чисел из
двузначных путём разложения вычитаемого
слагаемого на два числа. Таблицы состава
двузначных чисел (11-18) из двух однозначных

Коррекционная работа
Упражнения на нахождение и исправление
ошибок
Слуховые математические диктанты
Упражнения на сравнение
Игровые методы
Проблемное обучение
Создание «ситуации успеха»
Работа с бланками (на этапе рефлексии)
Упражнения на увеличение объёма
памяти, мышления
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции
Игровые методы
Проблемное обучение
Создание «ситуации успеха»
Работа с бланками (на этапе рефлексии)

4

Умножение и деление чисел

Сотня

Сложение и вычитание чисел
до 100

Повторение

чисел с переходом через десяток.
Смысл арифметических действий умножения и
деления (на равные части и по содержанию),
различие двух видов деления на уровне
практических действий, способа чтения и записи
каждого вида деления;
Таблицы умножения и деления чисел в пределах
20, переместительное свойство произведения, связь
таблиц умножения и деления
Числовой ряд 1 – 100 в прямом и обратном
порядке;
счёт, присчитывание, отсчитывание по единице и
равными числовыми группами по 2, 5, 4, в
пределах 100;
откладывание на счётах любые числа в пределах
100;
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода
через разряд приёмами устных вычислений
Сложение и вычитание круглых десятков
Порядок действий в примерах в 2 – 3
арифметических
действия.
Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки;
порядок действий при решении примеров; чётные
нечётные, однозначные - двузначные числа;
Таблица умножения и деления в пределах 20
Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц;
Решение простых и составных задач.

Работа с алгоритмами
Игровые методы
Проблемное обучение
Создание «ситуации успеха»
Работа с бланками (на этапе рефлексии)

Формирование навыков выполнения
действий по инструкции
Игровые методы
Проблемное обучение
Создание «ситуации успеха»
Работа с бланками (на этапе рефлексии)
Работа с наглядным матьериалом
Работа с алгоритмами
Игровые методы
Проблемное обучение
Создание «ситуации успеха»
Работа с бланками (на этапе рефлексии)
Упражнения на увеличение объёма
памяти, мышления
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции

Календарно – тематическое планирование – 136 часов
Тема
Количество часов
1.Числовой ряд от 1 до 20
1
2.Свойства чисел в числовом ряду. Сложение и вычитание чисел
1

Дата

5

3. Три способа образования чисел

4. Сложение и вычитание чисел. Прямая линия
5. Сравнение чисел в пределах 20. Луч
6. Арифметические действия с числами до 20
7. Числа, полученные при измерении величин. Стоимость предметов. Экскурсия в продуктовый
магазин
8. «Числа, полученные при измерении длины. Линии»
9. Числа, полученные при измерении массы. Угол
10. Числа, полученные при измерении времени
11. Вводная контрольная работа по теме «Второй десяток. Нумерация. Повторение»
12. Работа над ошибками. Пересечение линий

13. Увеличение числа на несколько единиц
14.Дополнение чисел до круглых десятков
15.Составление по примеру на сложение двух примеров на вычитание
16.Нуль – компонент сложения и вычитания
17.Точка пересечения линий
18.Сложение в пределах 20 с переходом через десяток
19.Решение задач и примеров с переходом через разряд
20.Прибавление чисел 6, 7
21.Прибавление чисел 8, 9. Присчитывание и отсчитывание по 3
22.Таблица сложения в пределах 20 с переходом через разряд
23.Примеры с одним неизвестным
24. Присчитывание и отсчитывание по 4. Углы
25. Присчитывание и отсчитывание по 4. Углы.
26.Вычитание чисел в пределах 20
27.Замена вычитаемых одним числом
28. Контрольная работа за 1 четверть по теме «Сложение и вычитание с переходом
через десяток»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29. Работа над ошибками. Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи)

30.Вычитание чисел 6, 7
31.Вычитание чисел 8, 9
32.Вычитание с переходом через десяток
33. «Четырёхугольники. Прямоугольник»

34.Сложение и вычитание с переходом через десяток

1
1
1
1
1
6

35.Сравнение полученных чисел с данным числом
36.Сравнение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
37.Порядок действий в примерах со скобками
38.Решение примеров со скобками и без скобок
39.Меры времени – год, месяц
40. Составные арифметические задачи в два действия. Треугольники
41. Понятие об умножении как сложении одинаковых слагаемых. Знак умножения

42.Замена умножения сложением
43.Таблица умножения числа. Присчитывание по 2
44.Умножение по 2
45.Решение задач и примеров на умножение
46.Деление на 2 равные части. Знак деления (:)
47.Деление на 3, 4 равные части
48.Компоненты деления
49.Таблица деления на 2. Отсчитывание по 2
50. Отсчитывание и присчитывание по 2.
51.Решение задач и примеров на деление
52.Замена умножения делением
53.Умножение и деление с именованными числами
54.Таблица умножения числа 3. Присчитывание по 3
55.Табличное умножение по 3
56.Таблица деления на 3. Отсчитывание по 3
57.Замена умножения на 3 делением
58. Контрольная работа за 2 четверть по теме «Умножение и деление чисел второго
десятка»
59. Работа над ошибками. Все действия умножения и деления в пределах 20

60.Простые арифметические задачи на нахождение произведения
61. Таблица умножения числа 4. Присчитывание по 4
62. Таблица деления на 4. Отсчитывание по 4
63. Взаимосвязь таблиц умножения и деления
64.Умножение чисел 5 и 6. Присчитывание по 5, по 6
65.Табличное умножение по 5, по 6
66.Деление на 5 и на 6
67.Таблица деления на 5, 6 равных частей. Отсчитывание по 5, по 6

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

68.Последовательность месяцев в году.
69.Последовательность месяцев в году.
70.Все случаи умножения и деления в пределах 20
71.Составление задач по рисункам
72.Упражнения в решении примеров на умножение и деление.
73. Экскурсия в парк «Быстринский» для рассмотрения геометрических фигур
«Геометрические фигуры и тела: Шар, круг, окружность»
74.Геометрические фигуры и тела: Шар, круг, окружность.
75. Круглые десятки
76.Меры стоимости
77. Числа 21-100
78.Десятичный состав чисел. Место десятков и единиц в числе
79.Прибавление 1 единицы к двузначному числу
80.Прибавление 1 десятка к двузначному числу
81.Вычитание единицы из круглых десятков
82.Таблица разрядов. Запись чисел до 100
83.Разложение двузначного числа на десятки и единицы
84.Составление двузначного числа из десятков и единиц и соответствующие случаи
вычитания
85.Мера длины – метр. Экскурсия в ателье
86.Мера времени: год. Календарь
87.Повторение. Числа до 100
88.Сложение и вычитание круглых десятков
89.Составление примеров на вычитание по примеру на сложение
90.Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел
91.Решение примеров и задач с именованными числами
92.Все случаи умножения и деления в пределах 100
93.Решение составных задач на сложение и деление
94.Составление задач с мерами стоимости. Экскурсия в магазин бытовой химии
95.Упражнения в сложении и вычитании круглых десятков
96.Центр, радиус окружности и круга
97.Вычитание круглых десятков из двузначных чисел (43 – 20)
98.Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
99. Сложение и вычитание двузначных чисел

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

100. Порядок действий I и II ступеней
101.Вычитание двузначных чисел из двузначных
102. Контрольная работа за 3 четверть по теме «Сложение и вычитание двузначных
чисел»
103. Работа над ошибками. Сложение двузначных чисел в пределах 100
104.Числа, полученные при измерении двумя мерами
105.Единица стоимости: рубль
106. Единица стоимости: рубль. Экскурсия в продуктовый магазин
107.Получение в сумме круглых десятков и 100
108.Образование числа 100 сложением двузначного числа с однозначным
109.Сложение двузначного числа с двузначным без перехода через разряд
(37 +12)
110.Образование числа 100 сложением двузначного числа с двузначным
111.Упражнения в сложении двузначных чисел без перехода через разряд
112.Вычитание однозначных чисел из круглых десятков (30 – 4)
113.Вычитание двузначных чисел из круглых десятков (50 – 23)
114.Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц
115.Упражнения в вычитании из круглых десятков.
116.Вычитание из 100 однозначных чисел (100 – 3)
117.Вычитание из 100 двузначных чисел (100 – 24)
118.Упражнения в вычитании из 100.
119.Составление задач по краткой записи
120.Закрепление. Все действия в пределах 100
121.Меры времени – сутки, месяц, год
122.Мера времени – минута
123.Мера времени – минута.
124.Умножение и деление в пределах 20
125.Составные арифметические задачи в два действия
126.Деление на равные части
127.Деление по содержанию.
128. Итоговая контрольная работа по теме «Все действия в пределах 100»
129.Деление на 2 равные части и деление по 2.
130.Деление на 3 равные части и деление по 3
131.Деление на 4 равные части и деление по 4

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

132.Деление на 5 равные части и деление по 5
133.Сложение и вычитание в пределах 20
134.Сложение и вычитание в пределах 100
135.Умножение, деление в пределе 20
136. Геометрические тела и фигуры. Экскурсия.
Дата

Раздел
Второй
десяток.
Повторен
ие
(11 ч)

Сложени
еи
вычитани

Тема

1.Числовой ряд от 1 до 20
2.Свойства чисел в числовом
ряду. Сложение и вычитание
чисел
3. Три способа образования
чисел

4. Сложение и вычитание чисел.
Прямая линия
5. Сравнение чисел в пределах
20. Луч
6. Арифметические действия с
числами до 20
7. Числа, полученные при
измерении величин. Стоимость
предметов. Экскурсия в
магазин
8. Числа, полученные при
измерении длины. Линии
9. Числа, полученные при
измерении массы. Угол
10. Числа, полученные при
измерении времени
11. Вводная контрольная
работа по теме «Второй
десяток. Нумерация.
Повторение»
12. Работа над ошибками.
Пересечение линий

13. Увеличение числа на

1
1
1
1
1
Содержание

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Нумерация чисел в пределах 20.
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода и с
переходом через разряд.
Однозначные - двузначные
числа. Решение простых задач
на нахождение суммы и
разности. Измерение и
построение отрезка заданной
длины. Углы и их виды.
Построение по опорным точкам
квадрата, прямоугольника,
треугольника с помощью
линейки. Единицы измерения и
их соотношения
Монета 50 к., бумажные купюры
достоинством 50 р., 100 р. Замена
нескольких бумажных купюр по
5 р., 10 р. (монет по 5 к., 10 к.)
одной купюрой 50 р., 100 р.
(монетой 50 к.). Размен
бумажных купюр достоинством
50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10
р., 5 р. (по 10 к., 5 к.).
Соотношение: 1 р. = 100 к.

Откладывают любые
числа в пределах 20, с
использованием счётного
материала;
называют компоненты
сложения и вычитания;
выполняют
арифметических действий
сложения и вычитания;
образуют числа второго
десятка способом
сложения.
Измеряют и сравнивают
длину отрезков. Решают
задачи на нахождение
суммы и остатка.
Составляют краткую
запись к задачам с
помощью учителя

Считают до 20

Арифметические действия
Называние компонентов и
результатов сложения и

Решают примеры на
сложение и вычитание.

Знают таблицу
сложения на основе
состава двузначных

Арифметические
действия выполняют на
счётном материале с
числами в пределе до 20
под контролем учителя

Составляют по примеру на
сложение 3 примера.

10

е чисел
второго
десятка
(29 ч)

несколько единиц
14.Дополнение чисел до
круглых десятков
15.Составление по примеру на
сложение двух примеров на
вычитание
16.Нуль – компонент
сложения и вычитания
17.Точка пересечения линий
18.Сложение в пределах 20 с
переходом через десяток
19.Решение задач и примеров
с переходом через разряд
20.Прибавление чисел 6, 7
21.Прибавление чисел 8, 9.
Присчитывание и
отсчитывание по 3
22.Таблица сложения в
пределах 20 с переходом через
разряд
23.Примеры с одним
неизвестным
24.Присчитывание и
отсчитывание по 4. Углы
25. Присчитывание и
отсчитывание по 4. Углы.
26.Вычитание чисел в
пределах 20
27.Замена вычитаемых одним
числом
28. Контрольная работа за 1
четверть по теме «Сложение
и вычитание с переходом
через десяток»

вычитания (в речи учителя).
Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 с переходом через
десяток.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи
на суммы, остатка, увеличение и
уменьшение на несколько
единиц.
Геометрический материал
Четырехугольники
(прямоугольник, квадрат,
построение по опорным точкам).
Построение отрезка больше
(меньше) данного, равного
данному. Измерение сторон,
вычерчивание по данным
вершинам. Треугольник. Прямая
и кривая линии. Точка
пересечения линий. Свойства
сторон, углов.
Единицы измерения и их
соотношения
Числа, полученные при
измерении. Меры времени: год,
месяц. Обозначение: 1 год.
Соотношения: 1 мес. = 28, 29, 30,
31 сут., 1 год = 12 мес.

Оценивают правильность
составления числовой
последовательности.
Сравнивают и
сопоставляют числа в
пределах 20. Сравнивают
пары примеров вида: 5+3,
15+3.
Используют в речи
название компонентов
чисел. Сравнивают и
сопоставляют пары
примеров вида: 6-3, 16-3.
Вычитают двузначное
число из двузначного (1613).

чисел (11-18) из двух
однозначных чисел с
переходом через
десяток. Умеют
использовать её при
выполнении вычитания
однозначного числа из
двузначного

Присчитывают и
отсчитывают по 3, 4
Вычитают и складывают с
переходом через десяток с
использованием числовой
ленты.
Решают примеры со
скобками
Знают меры времени: год,
месяц.

29. Работа над ошибками.

11

Сложение и вычитание с
переходом через десяток (все
случаи)

30.Вычитание чисел 6, 7
31.Вычитание чисел 8, 9
32.Вычитание с переходом
через десяток
33. «Четырёхугольники.
Прямоугольник»

34.Сложение и вычитание с
переходом через десяток
35.Сравнение полученных
чисел с данным числом
36.Сравнение задач на
увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц
37.Порядок действий в
примерах со скобками
38.Решение примеров со
скобками и без скобок
39.Меры времени – год, месяц
40. Составные
арифметические задачи в два
действия. Треугольники
Умножен
ие и
деление
чисел
второго
десятка
(29 ч)

41. Понятие об умножении как
сложении одинаковых
слагаемых. Знак умножения

42.Замена умножения
сложением
43.Таблица умножения числа.
Присчитывание по 2
44.Умножение по 2
45.Решение задач и примеров
на умножение
46.Деление на 2 равные части.

Арифметические действия
Понятие умножения. Умножение
как сложение нескольких
одинаковых слагaeмыx. Название
компонентов умножения. Знак
умножения «х». Замена сложения
одинаковых слагаемых
умножением, замена умножения
сложением. Запись и чтение
действия умножения. Таблица
умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6
(в пределах 20).

Пользуются таблицей
умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6
и используют при делении
на числа 2, 3, 4, 5, 6 на
основе понимания
взаимосвязи умножения и
деления
Решают простые
арифметические задачи на
нахождение произведения,
частного

Пользуются таблицей
умножения чисел 2, 3, 4,
5, 6 и используют при
делении на числа 2, 3, 4,
5, 6
Решают простые
арифметические задачи
на нахождение
произведения, частного

12

Знак деления (:)
47.Деление на 3, 4 равные
части
48.Компоненты деления
49.Таблица деления на 2.
Отсчитывание по 2
50. Отсчитывание и
присчитывание по 2.
51.Решение задач и примеров
на деление
52.Замена умножения
делением
53.Умножение и деление с
именованными числами
54.Таблица умножения числа
3. Присчитывание по 3
55.Табличное умножение по 3
56.Таблица деления на 3.
Отсчитывание по 3
57.Замена умножения на 3
делением
58. Контрольная работа за 2
четверть по теме
«Умножение и деление чисел
второго десятка»

Деление. Знак деления «:».
Чтение действия деления.
Название компонентов деления.
Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 (в
пределах 20). Взаимосвязь
таблицы умножения и деления.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи
на нахождение произведения,
частного (деление на равные
части).
Геометрический материал
Многоугольник. Вершины,
стороны, углы многоугольника.
Название многоугольника в
зависимости от количества углов.
Измерение сторон, вычерчивание
по данным вершинам.
Четырѐхугольник.
Числа, полученные при
измерении. Меры времени:
месяц. Порядок месяцев, их
названия.
Шар, круг, окружность. Циркуль.
Построение окружности с
помощью циркуля.

59. Работа над ошибками. Все
действия умножения и деления в
пределах 20

60.Простые арифметические
задачи на нахождение
произведения
61. Таблица умножения числа
4. Присчитывание по 4
62. Таблица деления на 4.
Отсчитывание по 4

13

Второй
десяток
(Умнож
ение и
деление
чисел:
все
случаи)
(7 ч)

Сотня.
Нумерац

63. Взаимосвязь таблиц
умножения и деления
64.Умножение чисел 5 и 6.
Присчитывание по 5, по 6
65.Табличное умножение по 5,
по 6
66.Деление на 5 и на 6
67.Таблица деления на 5, 6
равных частей. Отсчитывание
по 5, по 6
68.Последовательность
месяцев в году.
69.Последовательность
месяцев в году. Экскурсия.
70.Все случаи умножения и
деления в пределах 20
71.Составление задач по
рисункам
72.Упражнения в решении
примеров на умножение и
деление.
73. Экскурсия в парк
«Быстринский» для
рассмотрения
геометрических фигур
«Геометрические фигуры и
тела: Шар, круг,
окружность»
74.Геометрические фигуры и
тела: Шар, круг, окружность.
Экскурсия.
75. Круглые десятки
76.Меры стоимости
77. Числа 21-100
Образование круглых
78.Десятичный состав чисел.
десятков в пределах 100, их

Решают составные задачи с
учителем
Решают примеры на
умножение и деление с
использованием таблицы
Пифагора
Различают круг и шар.

Пользуются таблицей
умножения чисел 2, 3, 4,
5, 6 и используют при
делении на числа 2, 3, 4,
5, 6
Решают составные
арифметические задачи
на нахождение
произведения, частного
с помощью учителя

Выполняют сложение и
вычитание чисел в пределах

Выполняют сложение и
вычитание чисел в

14

ия
(11 ч)

Место десятков и единиц в
числе
79.Прибавление 1 единицы к
двузначному числу
80.Прибавление 1 десятка к
двузначному числу
81.Вычитание единицы из
круглых десятков
82.Таблица разрядов. Запись
чисел до 100
83.Разложение двузначного
числа на десятки и единицы
84.Составление двузначного
числа из десятков и единиц и
соответствующие случаи
вычитания
85. Мера длины – метр.
Экскурсия в ателье
86.Мера времени: год.
Календарь
87.Повторение. Числа до 100
Сложени 88.Сложение и вычитание
еи
круглых десятков
вычитани 89.Составление примеров на
е чисел
вычитание по примеру на
до 100
сложение
(36 ч)
90.Сложение и вычитание
двузначных и однозначных
чисел
91.Решение примеров и задач
с именованными числами
92.Все случаи умножения и
деления в пределах 100
93.Решение составных задач
на сложение и деление

запись и название. Ряд
круглых десятков.
Присчитывание, отсчитывание
по 10 в пределах 100.

100 (полученных при счете и
при измерении величин
одной мерой) без перехода
через разряд на основе
приемов устных вычислений

пределах 100
(полученных при счете
и при измерении
величин одной мерой)
без перехода через
разряд на основе
приемов устных
вычислений, с помощью
счётного материала

Получение и запись круглых
десятков. Счѐт десятками до 100.
Запись круглых десятков.
Получение полных двузначных
чисел из десятков и единиц, их
запись.
Разложение полных двузначных
чисел на десятки и единицы.
Умение откладывать число в
пределах 100 на счѐтах.
Числовой ряд 1-100. Счѐт в
пределах 100 (количественный и
порядковый). Присчитывание,
отсчитывание по единице,
равными числовыми группами по
2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и

Выполняют все случаи
сложения и вычитания чисел
до 100 с использованием
числового квадрата
На циферблате часов
показывают время в часах и
минутах.
Понимают назначение
циркуля, умеют
пользоваться

Работу выполняют с
помощью учителя с
числами до 50

15

94.Составление задач с
мерами стоимости
Экскурсия в магазин
бытовой химии
95.Упражнения в сложении и
вычитании круглых десятков
96.Центр, радиус окружности
и круга
97.Вычитание круглых
десятков из двузначных чисел
(43 – 20)
98.Задачи на увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц
99. Контрольная работа за 3
четверть по теме «Сложение
и вычитание двузначных
чисел»
100. Работа над ошибками.
Сложение двузначных чисел в
пределах 100.
101.Вычитание двузначных
чисел из двузначных
102.Сложение и вычитание
двузначных чисел
103.Порядок действий I и II
ступеней
104.Числа, полученные при
измерении двумя мерами
105.Единица стоимости: рубль
106. Единица стоимости:
рубль. Экскурсия в
продуктовый магазин.
107.Получение в сумме
круглых десятков и 100

обратной последовательности).
Сравнение чисел: сравнение
чисел, стоящих рядом в числовом
ряду, сравнение чисел по
количеству десятков и единиц.
Понятие разряда. Таблица
разрядов. Увеличение,
уменьшение чисел на несколько
десятков, единиц. Числа чѐтные
и нечѐтные.
Называние компонентов и
результатов сложения и
вычитания (в речи учителя).
Сложение и вычитание чисел в
пределах 100 без перехода через
разряд (60 + 30, 60
+ 7, 60 + 17, 65 + 1, 61 + 7, 61 +
27, 61 + 9, 61 + 29, 92 + 8, 61 + 39
и соответствующие
случаи вычитания). Нуль в
качестве компонента сложения и
вычитания, нуль в результате
вычитания. Увеличение и
уменьшение чисел на несколько
десятков, единиц.
Сложение и вычитание с
числами, полученными при
измерении двумя мерками.
Скобки. Действия 1 и 11
ступеней. Порядок выполнения
действий в примерах без скобок
и со скобками.
Простые, составные
арифметические задачи.
Составление задач в 2 действия:
сложение и вычитание,
умножение и деление.
Простые, составные

16

108.Образование числа 100
сложением двузначного числа
с однозначным
109.Сложение двузначного
числа с двузначным без
перехода через разряд
(37 +12)
110.Образование числа 100
сложением двузначного числа
с двузначным
111.Упражнения в сложении
двузначных чисел без
перехода через разряд
112.Вычитание однозначных
чисел из круглых десятков (30
– 4)
113.Вычитание двузначных
чисел из круглых десятков (50
– 23)
114.Увеличение и уменьшение
чисел на несколько единиц
115.Упражнения в вычитании
из круглых десятков.
116.Вычитание из 100
однозначных чисел (100 – 3)
117.Вычитание из 100
двузначных чисел
(100 – 24)
118.Упражнения в вычитании
из 100.
119.Составление задач по
краткой записи
120.Закрепление. Все действия
в пределах 100
121.Меры времени – сутки,

арифметические задачи с
числами, полученными при
измерении двумя мерками.
Составные арифметические
задачи в два действия,
составленные из ранее решаемых
простых задач.
Многоугольник. Вершины,
стороны, углы многоугольника.
Название многоугольника в
зависимости от количества углов.
Измерение сторон, вычерчивание
по данным вершинам.
Четырѐхугольник.
Меры времени. Календарь.
Порядок месяцев в году.
Соотношения:1 мес. = 28, 29, 30,
31 сут., 1 год = 12 мес.
Центр и радиус. Окружности и
круги. Построение окружности с
помощью циркуля. Обозначение
центра окружности буквой о.
Дуга как часть окружности.
Единица измерения длины: метр.
Обозначение: 1 м. Соотношения:
1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
Единица измерения массы:
килограмм. Обозначение: 1 кг.
Единица измерения ѐмкости:
литр. Обозначение: 1 л.
Единицы измерения времени:
сутки, минута. Обозначение: 1
мин, 1 сут.
Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1
сут. = 24 ч.

17

месяц, год
122.Мера времени – минута
123.Мера времени- минута
Умножен 124.Умножение и деление в
ие и
пределах 20
деление 125.Составные
чисел
арифметические задачи в два
(9 ч)
действия
126.Деление на равные части
127.Деление по содержанию.
128. Итоговая контрольная
работа по теме «Все
действия в пределах 100»
129.Деление на 2 равные части
и деление по 2.
130.Деление на 3 равные части
и деление по 3
131.Деление на 4 равные части
и деление по 4
132.Деление на 5 равные части
и деление по 5
Повторен 133.Сложение и вычитание в
ие
пределах 20
(4 ч)
134.Сложение и вычитание в
пределах 100
135.Умножение, деление в
пределе 20
136.. Геометрические тела и
фигуры. Экскурсия.

Табличные случаи умножения и
деления. Взаимосвязь таблицы
умножения и деления. Скобки.
Действия 1 и 11 ступеней.
Порядок выполнения действий в
примерах без скобок и со
скобками.
Деление на равные части и по
содержанию.

Понимают смысл
арифметических действий
умножения и деления (на
равные части и по
содержанию), различие
двух видов деления на
уровне практических
действий, способа чтения
и записи каждого вида
деления;

Работают с учителем,
выполняют
практические действия
на деление на равные
части и по содержанию.

Нумерация чисел в пределах 100.
Увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц. Решение
простых задач. Решение задач в
два действия. Порядок действий
при решении примеров. Таблица
умножения. Геометрический
материал.

Счёт до 100.
Раскладывают на разрядные
слагаемые.
Выполняют арифметические
действия.

Счёт десятками до 100
Выполняют сложение и
вычитание круглых
десятков

Контрольно – измерительные материалы по математике
Вводная контрольная работа по математике по теме «Второй десяток. Нумерация. Повторение»
I вариант (достаточный уровень)
II вариант (минимальный уровень)
18

1. Запиши слева от каждого числа предыдущее число, справа следующее число:
…9 … …12 …
…15…
…6…
…18…
…10 …
2. Реши выражения:
15 + 2 =
8–8=
16 + 4 =
5+9=
13 – 1 =
15 – 10 = 20 – 10 =
14-7=

1. Сравни числа (>, < ,=):
8 4
4 3
6 10
3 2
0 8
5 4
2. Реши выражения:
10 + 1 =
6+2=
10 – 5 =
8–1=

3. Реши задачу:
3. Реши задачу:
В одном кабинете стояло 13 парт, а во втором – на 3 У Маши было 4 карандаша и 10 фломастеров. Сколько
парты больше. Сколько парт во втором кабинете?
карандашей и фломастеров было у Маши всего?
4. Геометрический материал.
4. Геометрический материал.
Начерти квадрат со стороной 5 см.
Начерти квадрат по клеточкам
Контрольная работа за 1 четверть «Сложение и вычитание с переходом через десяток»
I вариант (достаточный уровень)
1.Выполни сложение и вычитание.
3+9
13-8
20-5
3+12 19-12
9+8
15-9
17-7
7+9 16-10
2. Запиши примеры в тетрадь, впиши пропущенные числа
6+ ___ = 14
15 - ___= 7
8- ___= 3

11+ ___ = 20

3. Реши примеры
7 кг + 9 кг
17 л – 8 л 18 см- 3 см
4. Запиши задачу кратко. Выполни решение, запиши ответ.
Задача. В одной тарелке 5 слив, а в другой — на 3 сливы
больше. Сколько слив в двух тарелках?
5. Реши примеры.
15-3+5
15-(3+5)

II вариант (минимальный уровень)
1.Выполни сложение и вычитание.
9+3
15-6
20-5
4+12 18-12
7+7
18-9
19-7
6+9
16-10
2. Выполни сложение. К данному примеру на сложение
составь 2 примера на вычитание, запиши и реши их.
12+5
3. Реши примеры
17р. + 3р. 16см-6см 12 л- 2 л
4. Запиши задачу кратко. Выполни решение, запиши ответ.
Задача. У Лены было 9 р., а у Светы на 6 р. меньше.
Сколько рублей было у Светы?
5. Реши примеры.
15-3+5
16+4-10

19

Контрольная работа за 2 четверть «Умножение и деление чисел второго десятка»

I вариант (достаточный уровень)
1. Реши примеры.
15+4 14-9
7+8
15-9
8+6 20-6
8+8
18-12

II вариант (минимальный уровень)
1. Реши примеры.
15+1 9+6 12-2
16-2 8+4 13-6
2. Выполни сложение. Замени сложение умножением.
2.Выполни сложение. Замени сложение умножением.
2+2+2
4+4+4
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2+2
3.
Выполни
умножение.
5+ 5 + 5 + 5
2х3
3х3
4х2
3.Выполни умножение.
4. Выполни деление.
2х8
3х5
4х3
5х2
8:2
6:3
10 : 2
4. Выполни деление.
5. Прочитай задачу. Запиши краткую запись задачи в тетрадь,
10 : 2
15 : 3
12 : 4
20 : 5
дополни ее нужными числами. Выполни решение, запиши от5. Реши задачу сложением. Замени сложение умноже- вет.
Петя сделал из бумаги 8 красных корабликов, а синих на 3
нием. Запиши ответ задачи.
На столе было три тарелки. На каждую тарелку по- корабля больше. Сколько синих корабликов сделал Петя?
ложили по 3 ватрушки. Сколько ватрушек положили на три
тарелки?
Красные кораблики - … кр.
6. Сравни числа, поставь знак >, < или =. 10 мес. … 1 год
20 мес. … 1 год , 10см…1дм
7. Начерти отрезки длиной 8 см и 6 см так, чтобы они
пересекались.

Синие кораблики - на … кр. больше, чем

-?

6. Сравни числа, поставь знак >, < или =.
1 год … 1 мес.

1 год … 12 мес.

7. Начерти 2 прямые линии так, чтобы они пересекались.

Контрольная работа за 3 четверть «Сложение и вычитание двузначных чисел»

I вариант (достаточный уровень)
1. 1. Вставь пропущенные числа.
48, …, …, …, …, 53, …, …, …, …, …, …, 60.
2.

83…., ……, ….., ……., 88, ……, ……., ……, ……., ….., 94.

II вариант (минимальный уровень)
2. 1. Вставь пропущенные числа.
10 , 20, 30, …, …, …, …, …, …, 100.
4. 2. Впиши соседей числа.

20

3. 2. Впиши соседей числа.
___49___, ____84____, ____60_____
3. 3. Реши примеры.
49+1=
35 +10=
89+1=
76 + 10=
60-1=
87 – 1=
80-1=
64 – 10=
4. 4. Сравни числа и вставь нужный знак < , > , =
37 67
93 73
65 29
84 80
35 35
45 89
5. Замени десятки на единицы.
4 дес.=…ед
7 дес. = … ед.
6. 8 дес.= …ед. 5 дес. = … ед.
6.
7. 6. Увеличь на 2 десятка каждое из чисел:
8. 57, 34, 10, 80.

9.

___22___, ____41____, ____30_____
4. 3. Реши примеры.
48+1=
25 +10=
86+2=
76 + 3=
65- 12= 87 – 1=
29-1=
64 – 10=
5. 4. Сравни числа и вставь нужный знак < , > , =
37 67
93 73
65 29
84 80
35 35
45 89
5. Замени десятки на единицы.
4 дес.=…ед
7 дес. = … ед.
8. 8 дес.= …ед. 5 дес. = … ед.

7. Реши задачу.
В первом классе было 26 детей, а во втором классе на 5
детей меньше. Сколько всего детей было в первом и во втором классе?

6. Увеличь на 10 каждое из чисел:
57, 34, 10, 80.
7.Реши задачу.
В первом классе было 25 детей, а во втором классе на 5 детей
меньше. Сколько детей было во втором классе?

Итоговая контрольная работа «Все действия в пределах 100»
I вариант (достаточный уровень)
1.Спиши, вставляя пропущенные числа.
65, 64, 63, …, 61, …, 59, 58, …, …, 55.
2. Запиши к каждому числу предыдущее и следующее
числа.
… , 73, … ;
… , 90, … .
3. Реши примеры.

II вариант (минимальный уровень)
1.Спиши, вставляя пропущенные числа.
45, 46, 47, … , 49, 50, 51, … , 53, … , 55…
2. Реши примеры.
42 + 3
45 + 12
40 – 3
25 + 5
36 – 20
65 – 5
3. Выполни умножение и деление.
2х4
6:2

21

40 + 60
42 + 5
54 – 23
3х2
8:4
76 – 50
67 + 3
60 – 4
4. Реши задачу сложением. Замени сложение умножением. За4. Запиши задачу кратко, реши ее.
пиши ответ задачи.
На площадке 4 скамейки. На каждой скамейке сидят
На площадке 3 скамейки. На каждой скамейке сидят 2 уче4 ученика. Сколько всего учеников сидят на этих скамей- ника. Сколько всего учеников сидят на этих скамейках?
ках?
5. Сравни числа (поставь знак >, < или =).
5. Выполни умножение и деление.
59 р. … 60 р.
35 см … 28 см
2х6
14 : 2
3х5
12 : 3
6. Начерти отрезок, длина которого на 1 см больше, чем 6 см.
6. Сравни числа (поставь знак >, < или =).
48 см … 61 см 80 р. … 79 р. 2 года … 2 мес.
7. Начерти отрезок, длина которого на 3 см меньше, чем 11 см.

Материально-техническое оснащение и литература:
1. Т. В. Алышева Математика, 3 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение» 2021 год
2. Соколова Е.И. Учимся считать до 20. Москва. Академия развития, 2001
Дидактический материал в виде: счетного материала; числовой квадрат; таблиц на печатной основе;
- демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников; - демонстрационных
пособий для изучения мер времени, месяцев, геометрических величин, геометрических фигур и тел; таблица Пифагора
- настольные развивающие игры.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».