Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основныеобщеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа по речевой практике
для обучающихся 1 класса
(АООП 1 вариант)
Составитель:
Ваганова О.Л.
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
Реж – 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, далее
ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
- Программой образования «Центр «Дар»
Цель обучения – создание условий для развития речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
осуществления общения с окружающими людьми.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 1классе определяет следующие задачи:
− формирование
умения
понимать
и
четко выполнять речевые инструкции;
− формирование умения взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий;
− развитие интонационной речи;
− совершенствование грамматического строя речи;
− формирование связного монологического высказывания;
− воспитание уважительного отношения к собеседнику, его пожеланиям.
для
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана. На изучение учебного предмета «Речевая практика» по учебному плану в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 33
учебных недели, 66 часов год.
Раздел
Аудирование
Дикция и
выразительность
Содержание рабочей программы.
Дидактические единицы
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки,
соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Проведение игр и упражнений на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата.
Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение. Упражнения на
2
речи
Подготовка
речевой ситуации
и организация
высказывания
Культура
общения
развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление
предметов (2-3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в
сопровождении движений. Различение громкой и тихой речи в игре или специально созданной учителем
ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях. Быстрое
и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с
заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро
отвечает: «Я бегу к подружке».
Разучивание детских стихотворений, мини – диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по
подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях
(самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное.
Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь
учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.
Примерная тематика речевых ситуаций:
«Давайте познакомимся», «Терем-теремок», «Репка», «Колобок» «Покупаем школьные принадлежности», «В
магазине игрушек», «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Зимняя прогулка», «Помощники»,
«Спокойной ночи», «Доброе утро», «Мой адрес».
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный
материал. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме,
вкусу. Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики.
Сравнение
двух предметов или изображений по заданному признаку.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в
ролевой игре по теме речевой ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу. Коллективное составление
рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к
каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного тетра.
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Пока.
Использование выразительных средств речи и невербальных средств, выражающие внимание к партнеру.
Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.
Краткая характеристика контингента обучающихся 1 класса.
У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления, пространственно-временных представлений и др. психических
3
функций. У части обучающихся нарушено звукопроизношение, словарный запас ограничен. Наблюдаются нарушения в эмоциональноволевой сфере.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
- Будет возможность научиться
- Будет возможность научиться
− выполнять элементарные задания по словесной инструкции
− выполнять задания по словесной инструкции;
−
называть
предметы
и
действия,
соотносить
их учителя;
ссоответствующимикартинками;
−называть
предметы
и
соотносить их с
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с
соответствующими картинками;
опоройнаиллюстративный материал;
−употреблять
вежливые слова при обращении к другим людям;
− внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
− соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; −правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
− знать свое имя и фамилию, имя и отчество учителя,
− объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по
− сообщать своѐ имя и
фамилию,
классу;
имена и
отчества
учителей, воспитателей, имена
− слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с
ближайшихродственников, адрес дома;
их содержанием.
− составлять небольшие рассказы.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
- Будет возможность научиться
- Будет возможность научиться
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
− осознание себя как ученика, заинтересованного
школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
друга;
семьи, одноклассника, друга;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
- определение и высказывание под руководством педагога
самыхпростых общих для всех людей правил поведения;
повседневной жизни.
- овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми
вповседневной жизни.
Календарно — тематическое планирование — 66 ч
Тема
Кол – во часов
Дата
4
1.Давайте познакомимся.
2.Где мы учимся. Школа
3.Урок музыки. Урок физкультуры.
4.Школа. Кто нас лечит и кормит.
5.Школа. Школьный двор.
6.Знакомство во дворе.
7.Знакомство во дворе. Экскурсия.
8.Дорога домой. Какие бывают дома.
9.Дорога домой. Читаем сказку «Гуси-лебеди».
10.Играем в сказку «Гуси-лебеди».
11.Кто в теремочке живѐт? (по сказке «Теремок»)
12.Мы играем в «Теремок».
13.Моя семья.
14.Приглашаем гостей.
15.Мы в гостях.
16.Сказка «Репка».
17.Сказка «Репка». Закрепление содержания сказки
18.Школьные принадлежности.
19.Покупка школьных принадлежностей.
20.Покупка школьных принадлежностей. Экскурсия в магазин
21.«Игрушки».
22.«Магазин игрушек».
23.Играем вместе.
24.Готовимся к празднику. Письмо Деду Морозу.
25.Готовимся к празднику.
26.Готовимся к празднику. Составление диалогов.
27.Новогодние чудеса.
28.Новогодние чудеса. Составление новогодних. Поздравлений.
29.Новогодние чудеса.
30.Новогодние чудеса. Составление рассказа по теме.
31.Зимняя одежда.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
32.Зимняя одежда.
«Кукла одевается на прогулку».
33.Зимние забавы.
34.Зимняя прогулка. Экскурсия.
35.«Мойдодыр».
36.Я умываюсь.
37.Режим дня.
38.Я – помощник.
39.Я – помощник.
Составление диалогов «Делаем уборку вместе».
40.Я – помощник. Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения «Делаем
уборку вместе».
41.Я помогаю маме убирать в доме.
42.Я помогаю маме убирать в доме. Составление предложений по теме ситуации
43.Я помогаю маме убирать на кухне. Загадки.
44.Посуда.
45.Посуда. Знакомство со стихотворением К. И. Чуковского «Федорино горе»
46.Я одеваюсь и обуваюсь.
47.Содержу одежду в чистоте.
48.Содержу одежду в чистоте. Закрепление.
49.Я ухаживаю за обувью.
50.Опрятному человеку нужны помощники.
51.У нас праздник.
52.Поздравляем папу и дедушку.
53.Поздравляем маму и бабушку.
54.Сказка «Заячья избушка».
55.Сказка «Заячья избушка». Закрепление содержания сказки.
56.Сказка «Заячья избушка». Инсценирование сказки.
57.Спокойной ночи!
58.Спокойной ночи! Составление диалогов
59.Спокойной ночи! Разучивание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
60.Спокойной ночи! Закрепление.
61.«Спасибо за мир!»
62.«Спасибо за мир!». Конструирование диалогов.
63.«Спасибо за мир!». Экскурсия к памятнику.
64.Доброе утро!
65.Доброе утро! Составление диалогов.
66.Доброе утро! Закрепление.
№
Тема предмета
1
Давайте
познакомимся
– 4 часа
Давайте
познакомимся
2
Где мы учимся
Школа
Программное содержание
Знакомство, приветствие
Игра «Наши имена»
Введение в ситуацию (беседа с привлечением
личного опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций)
Знакомство с основными правилами поведения в
диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо
смотрят друг на друга, первым представляется
старший
Моделирование мини-диалогов между учителем и
учеником. Употребление фразы «Меня зовут…»
Игра «Приветствие»
Прослушивание песни из мультфильма «Крошка
Енот» («Улыбка», слова М.Пляцковского, музыка В.
Шаинского)
Повторение основных правил поведения в диалоге,
при знакомстве
Тренировочные упражнения в изображении
доброжелательного выражения лица по отношению
друг к другу
Рассматривание картинки в учебнике
1
1
1
1
1
1
1
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Употребляют в речи слова
Употребляют в речи слова –
– Здравствуйте!
Здравствуйте! Доброе утро,
До свидания!
До свидания!
Знакомятся с правилами
Знакомятся с правилами
поведения по алгоритму
поведения по алгоритму
Называют свое имя и имена Называют свое имя, используя
одноклассников
предложение
«Меня зовут…»
Слушают музыкальное
произведение
Повторяют правила
поведения при знакомстве
по алгоритму
Слушают музыкальное
произведение
Повторяют правила поведения
при знакомстве по алгоритму
Отвечают на вопросы учителя
по содержанию картинки
7
3
4
5
Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки
Урок музыки
Игра «Приветствие»
Урок
Рассматривание картинки в учебнике
физкультуры
Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки
Экскурсия в спортивный зал
Знакомство с учителем физкультуры (возможна
экскурсия в кабинет музыки, кабинет логопеда)
Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в школе?»
Школа
Игра «Приветствие»
Кто нас лечит
Рассматривание картинки по теме урока
и кормит
Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки
Составление предложений по картинкам
Экскурсия в медицинский кабинет, столовую
Знакомство с персоналом
Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в школе?»
Знакомство во Введение в ситуацию (беседа с привлечением
дворе - 3 часа личного опыта)
Разучивание чистоговорок «Ра-ра-ра – нам гулять
пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру»
Школа
Экскурсия по школьному двору
Школьный
Беседа во время экскурсии по школьному двору
двор
6
Знакомство во
дворе
7
8
Употребляют в речи словаЗдравствуйте! Доброе утро!
Повторяют правила
поведения при знакомстве
по алгоритму
Отвечают на простые
вопросы учителя
Употребляют в речи слова Здравствуйте! Доброе утро!
Повторяют правила
поведения при знакомстве
Отвечают на простые
вопросы учителя по
содержанию картинки
Повторяют чистоговорку за
учителем
Отвечают на простые
вопросы учителя во время
экскурсии по школьному
двору
Знакомство во
дворе.
Экскурсия
Повторение чистоговорок «Ра-ра-ра – нам гулять
пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру»
Закрепление правил поведения при знакомстве
Составление рассказа по теме ситуации (игра
«Дополни предложение»)
Конструирование диалога «Знакомство во дворе»
Повторяют чистоговорку за
учителем
Повторяют правила
поведения при знакомстве
Называют свое имя
Дорога домой
– 3 часа
Введение в ситуацию (беседа с привлечением
личного опыта)
Повторяют чистоговорки за
учителем
Употребляют в речи слова –
Здравствуйте!
Доброе утро!
Повторяют правила поведения
при знакомстве по алгоритму
Отвечают на вопросы учителя
Употребляют в речи слова Здравствуйте! Доброе утро!
Повторяют правила поведения
при знакомстве
Отвечают на вопросы учителя
Проговаривают чистоговорку
самостоятельно
Отвечаютна вопросы учителя
во время экскурсии по
школьному двору
Называют объекты,
находящиеся на школьном
дворе
Повторяют правила поведения
при знакомстве
Называют свое имя Составляют
диалог с вопросительными
предложениями «Как тебя
зовут?» «Хочешь с нами
играть?»
Проговаривают чистоговорки
самостоятельно
8
Дорога домой
Какие бывают
дома
Разучивание чистоговорок про дома
Рассматривание картинок к уроку
Ответы на вопросы учителя по содержанию картинок
Составление рассказа о доме, в котором он живет.
Беседа о правилах безопасного поведения на улице
Повторение чистоговорок
Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди»
Составление рассказа по картинкам о том, как дети
возвратились домой
9
Дорога домой
Читаем сказку
«Гуси-лебеди»
10
Играем в
сказку «Гусилебеди»
Закрепление содержания сказки (прослушивание
сказки в аудиозаписи)
Коллективное рассказывание сказки
Драматизация фрагментов сказки
11
«Теремок» - 2
часа
Кто в
теремочке
живѐт? (по
сказке
«Теремок»)
Мы играем в
«Теремок»
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией,
отгадывание загадки)
Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок,
всем найдется уголок»
Знакомство со сказкой «Теремок»
Называние героев сказки
Хоровод «Кто-кто в теремочке живѐт?»
Повторение чистоговорки
Актуализация содержания сказки «Теремок»:
прослушивание аудиозаписи
Проигрывание эпизодов сказки с направляющей
помощью учителя
12
Отвечают на вопросы
учителя по картинке
Отвечают на вопросы учителя
Составляют рассказ о доме
Называют домашний адрес
Повторяют чистоговорки за
учителем
Называют героев сказкипо
картинкам
Составляют предложения
по картинкам с помощью
учителя
Называют героев сказки по
картинкам
Повторяют фразы героев
сказки за учителем
Проговаривают чистоговорки
самостоятельно
Называют героев сказки по
памяти
Составляют рассказ по
картинкам к сказке
Повторяют чистоговорки за
учителем
Слушают сказку
Называют героев сказкипо
картинкам
Повторяют чистоговорки за
учителем
Слушают аудиозапись
Повторяют фразы героев
сказки за учителем
Называют героев сказки
Говорят, самостоятельно фразы
героев сказки
Устанавливают
последовательность действий
героев сказки
Повторяют чистоговорки
самостоятельно
Устанавливают
последовательность появления
в теремке животных с
называнием их
Проговаривают чистоговорки
самостоятельно
Слушают аудиозапись
Повторяют самостоятельно
фразы героев сказки
Рассказывают сказку с
помощью опорных слов
9
13
Знакомство в
гостях – 5
часов
Моя семья
14
Приглашаем
гостей
15
Мы в гостях
16
Сказка «Репка»
17
Сказка «Репка».
Закрепление
содержания
сказки
Покупка
школьных
18
Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в
тишине»
Понимание прямых родственных отношений: мама, папа,
дедушка, бабушка, братья, сестры
Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места
их работы, имѐн братьев и сестѐр, их занятий «Кто старше,
кто младше?»
Конструирование диалога «Играем в семью»
Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного
опыта)
Сообщение правил этикета при знакомстве с взрослым в
гостях
Слушание детской песни «К нам гости пришли»
Коллективное составление рассказа с опорой на
иллюстрации и условно-графические схемы предложений
Проговаривание правил поведения при знакомстве с
ровесниками и старшими
Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в
гости» по опорным картинкам
Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей»)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с
опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (просмотр
мультипликационного фильма)
Инсценирование сказки
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме
ситуации (школьные принадлежности и их назначение)
Называют членов
семьи, их имена,
фамилии
Составляют диалог с
помощью опорных
предложений
Называют членов семьи их
имена, отчества и фамилии
своих родителей, места их
работы
Составляют диалог
Повторяют правила
этикета при
знакомстве с
взрослыми
Составляют
предложение с опорой
на иллюстрации
Рассказывают о
правилах поведения
при знакомстве с
ровесниками и
старшими
Составляют
предложения по
опорным картинкам
Повторяют
чистоговорки за
учителем
Называют героев
сказки по картинкам
Повторяют фразы
героев за учителем
Повторяют
чистоговорки за
Повторяют правила этикета
при знакомстве со взрослыми
Составляют предложение с
опорой на иллюстрацию и
условно-графические схемы
предложений
Рассказывают о правилах
поведения при знакомстве с
ровесниками и старшими
Составляют рассказ «Как мы
ходили в гости» по опорным
предложениям
Проговаривают чистоговорки
самостоятельно
Рассказывают сказку
Повторяют самостоятельно
фразы героев сказки
Проговаривают чистоговорки
самостоятельно
10
принадлежнос
тей - 3 часа
Школьные
принадлежност
и
Разучивание чистоговорок («Аш-аш-аш – вот зелѐный
(синий и пр.) карандаш)
Конструирование диалога «Попроси у товарища …»
Игра «Еще какой(ая)?» (упражнения в согласовании
существительного и прилагательного в числе и роде)
19
Покупка
школьных
принадлежност
ей
20
Покупка
школьных
принадлежност
ей. Экскурсия в
магазин.
Разучивание скороговорки «Расскажи мне про покупку…»
Отгадывание загадок
Знакомство с основными правилами поведения в магазине
(беседа с элементами рассказа)
Использование фраз «Дайте мне, пожалуйста, …»
«Мне нужен (нужна, нужны) …»
Конструирование диалога с продавцом магазина
Ролевая игра «Магазин «Школьник»
Описание предметов по картинно-графической схеме
(размер, цвет, форма)
21
В магазине
игрушек – 3
часа
«Игрушки»
Обогащение лексического запаса обучающихся словами,
обозначающими игрушки, их основные признаки и
действия с ними
Разучивание стихотворения А. Барто. «Самолѐт»
Конструирование диалога «Давай поиграем»
22
«Магазин
игрушек»
Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою
лошадку»
Повторение правил поведения в магазине (беседа с
учителем
Называют школьные
принадлежности и их
признаки (цвет,
величина и пр.) на
примере реальных
предметов и по
картинкам
Повторяют
скороговорку за
учителем
Называют школьные
принадлежности и их
признаки (цвет,
величина и пр.)
Используют фразы в
диалоге «Дайте мне,
пожалуйста, …»
«Мне нужен (нужна,
нужны) …»
Называют школьные
принадлежности и их
признаки (цвет, величина и
пр.)
Называют игрушки и
их основные признаки
Повторяют
стихотворение за
учителем
Сравнивают игрушки
по заданному
учителем признаку
Повторяют
стихотворение за
учителем
Называют игрушки и их
основные признаки
Рассказывают стихотворение
наизусть
Сравнивают игрушки по
заданному учителем признаку
Составляют диалог с опорой
на картинку
Рассказывают стихотворение
наизусть
Называют игрушки
Повторяют скороговорку
Называют школьные
принадлежности и их
признаки (цвет, величина и
пр.) Используют фразы в
диалоге «Дайте мне,
пожалуйста, …»
«Мне нужен (нужна, нужны)
…» Описывают предметы по
картинно-графической схеме
(размер, цвет, форма)
11
элементами рассказа)
Конструирование возможных диалогов между продавцом и
покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на
содержание картинки
23
Играем вместе
Конструирование диалога в игровых ситуациях
Игра «Кто быстрее?»
Умение объяснять правила игры своим товарищам
Умение выбирать интонацию для того, чтобы договориться
с товарищем
Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на
иллюстрацию)
Разучивание новогоднего стихотворения (по выбору
учителя)
Составление письма Деду Морозу с опорой на условнографические схемы предложений
24
Готовимся к
празднику – 3
часа
Готовимся к
празднику
Письмо Деду
Морозу
25
Готовимся к
празднику
Разучивание песенки «В лесу родилась ѐлочка» сл.
Р.Кудшовой, муз. Л. Бекмана
Перенос полученных знаний о правилах поведения при
знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание
ситуации знакомства с Дедом Морозом
26
Готовимся к
празднику
Составление
диалогов
Повторение песенки «В лесу родилась ѐлочка» сл. Р.
Кудшовой, муз. Л. Бекмана
Разучивание новогоднего стихотворения (по выбору
учителя)
Составление приглашений на новогодний праздник
Моделирование возможных диалогов при приглашении на
праздник
Повторяют правила
поведения в магазине
Составляют
предложения по
картинке
Умеют соблюдать
правила игры
Составляют диалог с
опорой на картинку
Составляют диалог, с опорой
на план
Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторяют
стихотворение за
учителем
Составляют письмо
Деду Морозу с
помощью учителя
Повторяют слова
песни за учителем
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Используют их в
новой ситуации
Повторяют слова
песни за учителем
Рассказывают
стихотворение,
повторяя за учителем
Отвечают на вопросы учителя
Рассказывают стихотворение
наизусть
Составляют письмо Деду
Морозу по опорной схеме
Умеют соблюдать правила
игры
Составляют диалог с опорой
на символический план
Знают слова песни
Исполняют песню
Повторяют правила поведения
при знакомстве
Используют их в новой
ситуации
Повторяют слова песни
Исполняют песню
Рассказывают наизусть
стихотворение
Составляют диалоги с опорой
на картинку
12
27
Новогодние
чудеса – 4 часа
Новогодние
чудеса
28
Новогодние
чудеса
Составление
новогодних
поздравлений
29
Новогодние
чудеса
30
Новогодние
чудеса.
Составление
рассказа по
теме.
31
Зимняя
прогулка – 4
часа
Зимняя одежда
32
Зимняя одежда
«Кукла
одевается на
Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию)
Перенос полученных знаний о правилах поведения при
знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание
ситуации знакомства на карнавале
Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике,
произнесенной учителем
Разучивание чистоговорки
Составление новогодних поздравлений
Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений
с торжественной интонацией
Игра «Узнай меня»
Конструирование диалогов поздравления и ответной
реплики, моделирование и проигрывание диалогов
Беседа с привлечением личного опыта «Что мне
запомнилось на новогоднем празднике?»
Составление рассказа по теме ситуации (составление
предложений о новогоднем празднике с последующим
использованием для коллективного рассказа)
Повторяют правила
поведения при
знакомстве
Используют их в
новой ситуации
Повторяют
чистоговорки,
повторяя за учителем
Составляют
новогоднее
поздравление с
помощью учителя
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют
предложения по
картинкам
Повторяют правила поведения
при знакомстве
Используют их в новой
ситуации
Моделируют ситуацию
знакомства на карнавале
Проговаривают чистоговорки
самостоятельно
Составляют новогоднее
поздравление по опорным
схемам
Отвечают на вопросы учителя
Составляют рассказ о
новогоднем празднике по
картинкам
Введение в тему (беседа, называние предметных картинок
с изображениями зимней одежды и обуви)
изображениями зимней одежды и обуви)
Разучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо
Мишутке»
Повторяют
чистоговорки,
повторяя за учителем
Называют предметы
зимней одежды и
обуви по картинкам
Проговаривают чистоговорки
самостоятельно
Называют предметы зимней
одежды и обуви
Описывают зимнюю одежду
детей по данному
символическому плану
Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по
сюжетной картинке)
Использование в диалоге просьбы: «Помоги мне,
Называют предметы
зимней одежды и
обуви по картинкам
Описывают зимнюю одежду
детей по данному
символическому плану
13
прогулку»
пожалуйста, найти...»
Конструирование в диалоге возможных реплик,
содержащих просьбу
33
Зимние забавы
Разучивание чистоговорки о зиме (по выбору учителя)
Знакомство с зимними забавами
Выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию
картинки, из двух: У Миши санки. У Маши санки
Составление предложений по схеме
34
Зимняя
прогулка.
Экскурсия
Повторение чистоговорки о зиме (по выбору учителя)
Составление предложений по теме
Составление рассказа по теме
35
«Надо, надо
умываться…» - 3
часа
«Мойдодыр»
Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную
картинку)
Знакомство со стихотворением К. Чуковского
«Мойдодыр»
Работа с серией картинок к стихотворению
Разучивание фрагментов стихотворения
36
Я умываюсь
37
Режим дня
Составление предложений по теме ситуации (просьба в
утвердительной и вопросительной формах)
Ролевые игры по теме с использованием игрушек как
героев ситуации
Моделирование диалогов
Коллективное составление рассказа по теме «Режим
дня школьника»
Игра «Кто знает, пусть продолжит»
Используют в
диалоге просьбы:
«Помоги мне,
пожалуйста, найти...»
Повторяют
чистоговорки,
повторяя за учителем
Называют зимние
забавы по сюжетным
картинкам
Повторяют
чистоговорки,
повторяя за учителем
Составляют короткое
высказывание по теме
с помощью учителя
Прослушивают текст
стихотворения
Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторяют часть
стихотворения за
учителем
Составляют
предложения по
картинкам
Используют в диалоге
просьбы: «Помоги мне,
пожалуйста, найти...».
Составляют диалоги
Проговаривают чистоговорки
самостоятельно
Называют зимние забавы
Составляют предложения по
схеме
Составляют диалоги с
помощью учителя
Составляют рассказ
по теме «Режим дня
школьника» по
Составляют диалоги
Составляют рассказ по теме
«Режим дня школьника»
Проговаривают чистоговорки
самостоятельно
Составляют короткие
высказывания по теме
Прослушивают текст
стихотворения
Отвечают на вопросы учителя
Рассказывают стихотворение
наизусть
Составляют предложения по
опорным схемам
14
38
Помощники – 13
часов
Я - помощник
Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную
картинку)
Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница»
Рисование «живой» картины по стихотворению
39
Я – помощник
Составление
диалогов «Делаем
уборку вместе»
40
Я – помощник
Составление
предложений
Разучивание
стихотворения А.
Барто
«Помощница»
Я помогаю маме
убирать в доме.
Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с
опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей
Повторение слов, обозначающих предметы быта
Составление предложений по сюжетной картинке и
схемам предложения«Делаем уборку вместе»
41
42
43
Я помогаю маме
убирать на кухне.
Загадки.
44
Посуда
картинкам
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют
предложения с
помощью учителя
Проигрывают
ситуацию по уборке
дома
Составляют
предложения по
сюжетным картинкам
Отвечают на вопросы по
стихотворению
Составляют предложения по
сюжетным картинкам
Проигрывают ситуацию по
уборке дома
Составляют предложения по
сюжетной картинке и схемам
предложения
Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница»
Составление предложений по теме ситуации (просьба,
предложение в утвердительной и вопросительной
формах)
Повторяют
стихотворение за
учителем
Составляют
предложения по
сюжетной картинке
Рассказывают наизусть
стихотворение
Составляют предложения по
сюжетной картинке
Слушание и отгадывание загадки
Повторение названий предметов мебели, посуды,
бытовой техники по сюжетным и предметным
картинкам
Конструирование возможных диалогов, содержащих
просьбуи/или распределение обязанностей
Повторение слов, обозначающих предметы посуды
Знакомство со стихотворением К. И. Чуковского
Называют предметы
мебели, посуды,
бытовой техники по
картинкам
Составляют диалоги с
помощью учителя
Называют предметы
посуды по картинкам
Называют предметы мебели,
посуды, бытовой техники
Составляют диалоги по
сюжетной картинке и
символическому плану
Называют предметы посуды
по картинкам
15
45
Посуда.
Инсценирование
отрывка из
«Федорино горе»
«Федорино горе»
Инсценирование разговора Федоры с посудой с
показом игровых действий
Участвуют в
инсценировке
фрагмента сказки
«Федорино горе»
Проигрывают разговор
Федоры с посудой с показом
игровых действий
46
Я одеваюсь и
обуваюсь
Называют предметы
обуви по картинкам
Составляют диалоги
по сюжетным
картинкам
Называют предметы обуви по
картинкам
Составляют диалоги по
опорным предложениям
47
Содержу одежду в
чистоте
Знакомство со стихотворением «Научу обуваться и
братца» Е. Благининой
Повторение слов, обозначающих предметы обуви
Составление диалогов по заданной ситуации «Где мои
вещи», «Положи вещи на своѐ место»
Игра «Назови, какая у тебя обувь»
Знакомство с отрывком из стихотворения В.
Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Повторение слов, обозначающих предметы,
используемые при уходе за одеждой
Составление диалога с опорой на сюжетную картинку
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Называют предметы,
используемые при
уходе за одеждой по
картинкам
Участвуют в игре
«Кто знает, пусть
продолжает»
48
Содержу одежду в
чистоте.
Закрепление
Рассматривание картинок
Выбор предложения, наиболее подходящего к ее
содержанию
Составление диалогов с опорой на сюжетную картинку
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Называют предметы,
используемые при
уходе за одеждой
Составляют диалоги с
помощью учителя
Участвуют в игре
«Кто знает, пусть
продолжает»
49
Я ухаживаю за
обувью
Повторение слов, обозначающих предметы для ухода
за обувью
Составление диалога «Давай почистим обувь» по
сюжетной картинке и заданной ситуации
Называют предметы
для ухода за обувью
Отвечают на вопросы
учителя по реальной
Называют предметы,
используемые при уходе за
одеждой
Составляют диалог с опорой
на сюжетную картинку
Активно участвуют в игре
«Кто знает, пусть
продолжает»
Называют предметы,
используемые при уходе за
одеждой
Составляют диалоги по
сюжетным картинкам и
вопросам учителя
Активно участвуют в игре
«Кто знает, пусть
продолжает»
Называют предметы для ухода
за обувью
Составляют предложения по
реальной ситуации и по
16
50
Опрятному
человеку нужны
помощники
51
Весенние
праздники – 3
часа
У нас праздник
Составление предложений по наблюдениям за
практическими действиями одноклассников
Выполнение инструкций по заданию учителя
(организационные инструкции)
Моделирование диалогов
Введение в ситуацию (беседа с опорой на
иллюстрацию)
Дополнение деталей ситуации по вопросам учителя
Выбор предложения, наиболее подходящего к
содержанию картинки, из двух произнесенных
учителем
52
Поздравляем папу
и дедушку
Составление поздравлений
Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с различной интонацией в зависимости
от адресата
53
Поздравляем маму
и бабушку
Составление поздравлений
Конструирование диалогов поздравления и ответной
реплики, моделирование и проигрывание диалогов
54
«Заячья избушка»
- 3 часа
Сказка «Заячья
избушка»
Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией,
отгадывание2 загадки)
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем
с опоройна иллюстрации)
ситуации и по
картинкам
Называют предметы,
используемые при
уходе за одеждой
Отвечают на вопросы
учителя по картинкам
сюжетным картинкам
Называют предметы,
используемые при уходе за
одеждой
Составляют диалоги по
сюжетным картинкам и
вопросам учителя
Слушают и отвечают
Слушают и отвечают на
на простые вопросы
вопросы учителя
учителя
Называют праздники
Называют праздники
Выбирают предложения,
Составляют
наиболее подходящего к
предложение с опорой содержанию картинки, из двух
на картинки
произнесенных учителем
Составляют
Составляют поздравление с
поздравление с
опорой на схему
помощью учителя
Произносят поздравления с
Произносят
различной интонацией в
поздравления с
зависимости от адресата
различной интонацией
в зависимости от
адресата
Составляют
Составляют поздравление с
поздравление с
опорой на схему
помощью учителя
Составляют диалоги с опорой
Составляют диалоги с на схему
помощью учителя
Называют героев
Проговаривают чистоговорки
сказки по картинкам
самостоятельно
Повторяют фразы
Называют героев сказки
героев за учителем
Рассказывают сказку
17
Закрепление содержания сказки (коллективное
рассказывание сказки)
Инсценирование сказки с показом игровых действий
55
56
57
Сказка «Заячья
избушка»
Закрепление
содержания сказки.
Сказка «Заячья
избушка».
Инсценирование
сказки
Спокойной ночи! Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную
картинку)
– 4 часа
Спокойной ночи!
Разучивание чистоговорки «Та–та-та – наступила
темнота. Ты-ты-ты – ты боишься темноты?»
58
Спокойной ночи!
Составление
диалогов
59
Спокойной ночи!
Разучивание
стихотворения Ю.
Горея
«Колыбельная»
Как я ложусь
60
Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом
мышонке»
Знакомство с этикетными формами пожеланий перед
сном
Тренировочные упражнения в произнесении
пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой
интонацией
Составление предложений на тему «Перед сном»
Разучивание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная»
Моделирование диалогов по теме ситуации
Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по
образцу, данному учителем, с опорой на
символический или картинный план)
Говорят, самостоятельно
фразы героев сказки
Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторяют
чистоговорку за
учителем
Отвечают на вопросы учителя
Проговаривают чистоговорку
самостоятельно
Знакомятся с
этикетными формами
пожелания перед сном
Составляют
предложения на тему
«Перед сном» по
картинкам
Знакомятся с этикетными
формами пожелания перед
сном
Составляют предложения на
тему «Перед сном» по
опорным схемам
Повторяют этикетные
формы пожелания
перед сном
Составляют
предложения на тему
«Перед сном» с
Составляют рассказы «Как я
ложусь спать» (по образцу,
данному учителем, с опорой
на символический или
картинный план)
18
61
спать.
Составл.рассказа
День Победы! - 3
часа
«Спасибо за мир!»
62
«Спасибо за мир!».
Конструирование
диалогов.
63
«Спасибо за мир!».
Экскурсия к
памятнику.
Доброе утро! – 3
часа
Доброе утро!
64
помощью учителя
Введение в ситуацию (беседа с опорой на
иллюстрацию)
Составление поздравлений
Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с торжественной интонацией
Конструирование диалогов поздравления и ответной
реплики, моделирование и проигрывание диалогов
Развивать патриотические чувства и формировать
чувство гордости за
свою Родину;
Познакомить учащихся с исторически значимыми для
страны датами и событиями, прививать интерес к
истории, формировать чувство любви и гордости за
Родину, за подвиг, совершенный русским народом.
Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную
картинку, дополнение картинки)
Разучивание чистоговорки «Вот проснулся петушок…»
Знакомство с этикетными формами утренних
приветствий и пожеланий
Тренировочные упражнения в произнесении этикетных
форм с различной интонацией
65
Доброе утро!
Составление
диалогов
Повторение чистоговорки
Составление диалогов по заданной ситуации «С
добрым утром!»
Ролевые игры по теме
Составление предложений по сюжетным картинкам
66
Доброе утро!
Закрепление
Повторение чистоговорки
Беседа на тему «Как начинается твоѐ утро?»
Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют
поздравление с
помощью учителя
Составляют диалоги с
помощью учителя
Отвечают на вопросы учителя
Составляют поздравление с
опорой на схему
Составляют диалоги с опорой
на символический план
Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторяют
чистоговорку за
учителем
Знакомятся с
этикетными формами
пожелания утром
Повторяют
чистоговорку за
учителем
Повторяют слова
приветствия «Доброе
утро!»
Повторяют
чистоговорку за
Отвечают на вопросы учителя
Проговаривают чистоговорку
самостоятельно
Знакомятся с этикетными
формами пожелания утром
Произносят этикетные формы
с различной интонацией
Проговаривают чистоговорку
самостоятельно
Составляют диалоги по
заданной ситуации «С добрым
утром!»
Проговаривают чистоговорку
самостоятельно
19
Составление коротких рассказов из личного опыта
учителем
Повторяют слова
приветствия «Доброе
утро!»
Составляют короткие
рассказы по сюжетным
картинкам, используя словаприветствия
Материально – техническое обеспечение
Учебно-методический комплект
Комарова С.В. 1 класс Речевая практика. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М., «Просвещение», 2021г.
Левчук Е.А. «Грамматика в сказках и историях»
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рассказах и рисунках 1 класс 1 часть.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. 1 класс (методические рекомендации)
Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
Наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;
Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска.
20
21