Рабочая программа по внеурочной деятельности, Времена года, для начальных классов на 2025-2026 учебный год, учитель Ваганова О.Л.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар»
№ ________от _______
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Времена года»
(Проектная деятельность)
для обучающихся 1-2 класса
на 2025-2026 учебный год

Составитель:
Ваганова О.Л.
Учитель, высшая квалификационная категория

Реж – 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» по предмету мир природы составлена в соответствии с:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся интеллектуальными нарушениями, далее
ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
Чтобы любить природу, еѐ надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе. Если ребѐнок
научится наблюдать за природой, то он научится ценить окружающий его мир. Общение с природой, познание еѐ тайн облагораживает
человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в еѐ причинно-следственные связи между объектами и явлениями
развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения.
Как писал Сухомлинский В.А.: «Мир, окружающий ребѐнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений,
неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать,
наслаждаться ею, вглядываться в неѐ и вслушиваться».
Учитывая, что представление обучающихся с интеллектуальными нарушениями об объектах природы и временах года в целом ещѐ
недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и
целенаправленно знакомить их с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребѐнка, воздействуя на его чувства своей яркостью,
многообразием, динамичностью. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у обучающихся любовь к родной
природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Метод проектов даѐт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все
виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.
Образовательный проект – это форма организации работы, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по
получению образовательной продукции за определѐнный промежуток времени. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности,
каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им обучающихся уже в начальной школе.
Проектная деятельность позволяет обучающимся выйти за рамки объѐма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить
имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие
возможности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших обучающихся умения учиться

по возможности самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. С обучающимися с интеллектуальными нарушениями,
предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, будут исходить от учителя. В проектную деятельность с целью
нахождения информации, проведения самостоятельной работы будут привлекаться родители.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта. Обучающиеся описывают продукт, называют его характеристики, которые
кажутся им важными для использования продукта по назначению. Все проекты будут носить познавательно – исследовательский,
творческий, игровой характер.
Цель программы: создание условий для привития первоначальных умений собирать информацию из разных источников, осмыслить еѐ и
использовать для выполнения проекта;
Задачи: -мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
-прививать интерес к исследовательской деятельности.
- работать в группе: умение вести диалог, распределять различные виды работ среди товарищей по группе, планировать совместную
работу, планировать сроки выполнения этапов работы и всей работы над проектом, обсуждать полученные результаты, выявлять и
исправлять ошибки;
-оформлять итоги работы в виде альбома, рисунка и представлять их ученикам других классов, родителям.
На внеурочную деятельность запланировано 1 час в неделю (34 часа в год) в учебном кабинете, на пришкольном участке. В группу будут
включены обучающиеся 1-2 классов.
Планируемые результаты
Личностные:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) , в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно
оценить как хорошие или плохие;
-называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
Предметные:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Будет возможность научиться
Будет возможность научиться
- работать по предложенному учителем плану.
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-отличать верно выполненное задание от неверного.
-ставить вопросы
-совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную - давать определения понятиям
оценку деятельности товарищей.
-наблюдать;
- определять и высказывать под руководством педагога самые
- проводить эксперименты
простые общие для всех людей правила поведения при
- вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;
сотрудничестве (этические нормы);
-основам оформления работ

-перерабатывать полученную информацию:
результате совместной работы всего класса;

делать

выводы

в

Содержание учебного предмета.
Раздел. Тема
Познаем мир.

Содержание
Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами
обучающихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Понятия: проект, проблема, информация
Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими
глазами»
Как мы познаѐм мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за
изменениями в природе. Игры на внимание.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной
работы в парах.
Информация. Источники информации. Библиотека. Беседа. Правила общения.

Мы юные
Практические занятия:
исследователи. -Сбор информации.
-Оформление проекта.
-Работа над проектом
-Защита проекта.
Проект «Что осень принесла?»
Проект «Зачем нужен снег?»
Проект « Весна на пороге»
Календарно-тематическое планирование.
№
1.
2.
3.
4.
5
6.

Тема
Что такое «проектная деятельность?»
Игра «Посмотри на мир чужими глазами»
Что такое исследование? Игры на внимание.
Что такое источники информации? Экскурсия в библиотеку
Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Проект «Что осень принесла?»

Кол-во часов Дата
1
1
1
1
1
1

7.
8.
9.
10
11.
12
13.
14
15
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25
26.
27
28
29
30
31

32
33.

Беседа «Осень-волшебница» Выявление проблемы. Рассматривание иллюстраций об осени.
Экскурсия на участок. Наблюдение за осенними деревьями.
Словесные игры: «Опиши словами осень»., «Осень в лесу»., «Вспомни и назови».«Подбери действия».
Пальчиковые игры. «Осень». «Капуста». «Падают листья».
Загадывание загадок про осень.
Сюжетно-ролевая игра «Огород»
Рисование: «Осенние деревья».
Оформление проекта. Альбом. «Осень»
Проект «Зачем нужен снег?»
Что знаем? Беседа. Выявление проблемы.
Проведение опытов.
Снег в жизни человека.
Снег в жизни растений.
Снег в жизни животных.
Стихи и пословицы о снеге.
Загадки о снеге.
Рисование «Снежная поляна»
Аппликация «Снеговик»
Оформление проекта. Книжка-раскладушка
Проект «Весна на пороге»
Беседа. Выявление проблемы.
«Наблюдение за таянием снега» Экскурсия
Посев семян цветов для рассады;
Путешествие в весенний лес
Сравнение одуванчика и тюльпана
Аппликация «Первый подснежник»
Рисование«Насекомые» «Цветы»
Лепка.«Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите»
Дидактические игры:
- «Подбери слово»
- «Кто, где живет?»
- «Назови растения»
Оформление проекта. Альбом «Весна-красна»
Что узнали нового, чему научились?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Используемые ресурсы:

Метод проектов.
 http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about
 http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404\
 http://festival.1september.ru/articles/505343/
-Воронцов А.Б., Заславский В.М. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. Москва
«Просвещение»,2011.
-Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фѐдоров», 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».