1
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с:
-Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, далее
ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
-Учебным планом ГБОУ «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ «Центр «Дар»
- Программой образования «Центр «Дар»
Цель обучения: создание условий для ознакомления с звуками и буквами , обучению правильному чтению слов, предложений и текстов по
слогам.
Задачи обучения:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к
чтению целым словом;
− формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шѐпотом, а затем и про себя, осмысленно
воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного
анализа;
− развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных
словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно
обсуждать предполагаемый ответ.
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.На
изучение учебного предмета «Чтение» по учебному плану в 1 классе отводится 3 часа в неделю, 33 учебных недели, 99 часов в год.
Содержание рабочей программы
Раздел
Дидактические единицы
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?»,
«По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди
спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
2
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских
инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р
— рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»).
Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с
конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов,
предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка —
уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой.
«Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра
прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой.
«Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в услов но-графической схеме с последующим выделением
каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры
шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова
условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с
картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный
шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три).
Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом
произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у],
[м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука
условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или
картинки.
3
Букварный период
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить
изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать
слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей,
которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за
наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и
открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых
таблиц. Запоминание слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением
целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их
устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд,
Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало),
звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с
буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са —
за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл
— мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов
с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых
структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове.
Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с
иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими
кружками (квадратиками).
4
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёѐ, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и
правильное артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и
шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет,
плач — плащ и др.
Краткая характеристика контингента обучающихся 1 класса.
У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. У части обучающихся нарушено
звукопроизношение, словарный запас ограничен. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Будет возможность научиться(узнать)
Будет возможность
научиться(узнать)
- познакомиться с буквами;
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- различать звуки на слух и в собственном произношении;
- познакомиться с буквами;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
иллюстрациям к тексту.
Личностные результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
- положительное отношение к школе, к урокам чтения;
- интерес к языковой и речевой деятельности;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в процессе выполнения совместной учебной
деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых
действий, опираясь на вопросы учителя;
-положительное отношение к школе, к урокам
чтения;интерес к языковой и речевой деятельности;
- первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в процессе выполнения совместной учебной
деятельности на уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых
действий, опираясь на вопросы учителя;
5
- - умение совместно с учителем оценивать результат своих действий- и - умение совместно с учителем оценивать результат своих действий
действий одноклассников;
и действий одноклассников.
- - умение
слушать
указания
и
инструкции учителя,
решая познавательную задачу;
- - умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме;
- - умение слушать собеседника и понимать его.
Календарно — тематическое планирование — 99 ч
Тема
1. Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября. Составление рассказа по вопросам учителя с
опорой на
иллюстрацию и жизненный опыт.
2. Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Экскурсия.
3. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с
использованием элементов драматизации.
4. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок» с
использованием
элементов драматизации.
5. Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением
6. Выявление представлений детей о форме предмета. Ознакомление с символом формы.
7. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя».
8. Подбор слов и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением» к картинке на сюжет сказки
«Репка».
9. «Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию.
10. «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку к картинке на сюжет сказки «Теремок»
11. Знакомство с понятием «предложение» и его условно — графическим изображением.
12. Составление предложений с опорой на ситуационную картинку,
с последующим чтением их в условнографической записи.
13. Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детѐныши», с последующим
кодированием и «чтением»
14.Составление слов и предложений по предметной картинке «Зоопарк», их кодирование и чтение.
Кол-во
часов
1
Дата
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
15. Знакомство с делением предложения, состоящего из двух слов на слова, его условно-графическое изображение и
«чтение».
16. Знакомство с делением предложения ,состоящего из трех слов на слова, его условно-графическое изображение и
«чтение».
17.Составление предложений из двух-трѐх слов, их условно-графическое изображение и «чтение».
18. Составление и «письмо» условно-графического изображения предложения, состоящего из трѐх слов.
19. Составление
и «письмо» условно- графического изображения предложения, состоящего из трѐх слов к
иллюстрации на тему «Дежурство в классе».
20. Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условно– графическоеизображение.
21. Деление слова на слоги, «чтение» и условно – графическое изображение слов.
22. Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам.
23. Составление и «чтение» предложений издвух-трех слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую
запись.
24. Знакомство с новой формой условно- графической записи предложения.
25. Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическимизображением в схеме слова.
26. Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим
изображением в схеме слова.
27. Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.
28. Выделение звука М в начале слова,фиксация его условно-графическим
изображением в схеме слова.
29. Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическимизображением в схеме слова.
30. Выделение звука
Н в начале слова, фиксация его условно-графическим
изображением в схеме слова.
31. Составление предложений из двух-трѐх слов по сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись.
32. Предметы вокруг нас на изученные звуки. Экскурсия.
33. Звук и буква А.
34. Звук и буква У.
35. Чтение звукоподражательных слогов Ау, Уа.
36. Звук и буква М.
37. Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой м (ам, ум).
38. Составление и чтение обратных (закрытых ам, ум) и прямых (открытых ма, му) слогов.Закрепление пройденного
материала.
39. Звук и буква О.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
40. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо.
41. Звук и буква Х.
42. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх.Закрепление пройденного
материала.
43. Звук и буква С. Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Закрепление
пройденного материала.
44. Звук и буква Нн.
45. Дифференциация звуков М и Н. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
46. Звук и буква ы.
47. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.
48. Звук и буква Лл.
49. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закреплениепройденного материала.
50. Звук и буква Вв.
51. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
52. Звук и буква Ии.
53. Дифференциация звуков Ы и И. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
54. Звук и буква Шш. Составление, чтениеслогов, слов, предложений с буквой Шш. Закрепление пройденного
материала.
55. Дифференциация звуков С и Ш.
56. Практические упражнения в чтении слов со слогом ШИ.Чтение слогов, слов и
Предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.
57. Звук и буква Пп.
58. Составление предложений с изученными словами на тему «Зима». Экскурсия
59. Звук и буква Тт.
60. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.
61. Звук и буква Кк.
62. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
63. Звук и буква Зз.
64. Дифференциация звуков З и С. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
65. Звук и буква Рр.
66. Дифференциация звуков Р и Л. Чтениеслогов, слов и предложений изученными буквами.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
67. Звук и буква й.
68. Дифференциация звуков и и й. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
69. Звук и буква Жж.
70. Дифференциация звуков Ж и Ш. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
71. Звук и буква Бб.
72. Дифференциация звуков Б и П. Чтениеслогов, слов и предложений с изученными буквами.
73. Звук и буква Дд.
74. Дифференциация звуков Д и Т. Чтениеслогов, слов и предложений с изученными буквами.
75. Звук и буква Гг.
76. Дифференциация звуков Г и К. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
77. Буква ь. Чтение слов с ь.
78. Чтение слов со стечением согласных. Закрепление пройденного материала.
79. Буква Ее.
80. Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
81. Буква Яя.
82. Закрепление
пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация А и Я
83. Буква Юю.
84. Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.Дифференциация У и Ю
85. Буква Ёѐ.
86. Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
87. Звук и буква Чч.
88. Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении
слов с ча и чу.
89. Звук и буква Фф
90. Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.Дифференциация слогов и слов с В и Ф.
91. Звук и буква Цц.
92. Закрепление пройденного материала.Чтение изученных слоговых структур.
Дифференциация слогов и слов с С и Ц.
93. Звук и буква Ээ.
94. Закрепление пройденного материала.Чтение изученных слоговых структур.
95. Звук и буква Щщ.
96. Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.
Практические упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
97. Буква ъ.
98. Чтение и дифференциация слов с ь и ъ знаком.
99. Закрепление пройденного материала. Чтение текстов. Итоговый урок.
Раздел, тема
Добукварный период – 32 ч
1. Выявление представлений детей о празднике
школы 1 сентября. Составление рассказа по вопросам
учителя с опорой наиллюстрацию и жизненный опыт.
2. Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков
окружающей действительности. Экскурсия.
3. Различение
неречевых
звуков
окружающей
действительности. Воспроизведение сказки
«Курочка Ряба» с использованием элементов
драматизации.
4. Различение
неречевых
звуков
окружающей
действительности. Воспроизведение сказки
«Колобок» с использованием элементов драматизации.
5. Знакомство с понятием «слово» и его условнографическим изображением
6. Выявление представлений детей о форме предмета.
Ознакомление с символом формы.
7. Подбор слов к картинке на сюжет сказки
«Три медведя».
8. Подбор слов и их условно-графическая фиксация с
последующим «чтением» к картинке на сюжет сказки
«Репка».
9. «Чтение» условно-графической записи слов
сходных по звучанию.
10. «Чтение» условно-графической записи слов по
порядку и в разбивку к картинке на сюжет сказки
1
1
1
Содержание
Беседа с опорой на иллюстрацию
«Праздник школы»
Дорисовывание праздничного букета
по образцу и пунктирным линиям.
Имитация звуков животного мира
(чириканье воробья, писк комара,
жужжание шмеля, лай собаки,
мяуканье кошки и т.п.)
Дорисовывание травы, ягод,
солнышка по образцу и пунктирным
линиям.
Называние
предметов,
изображѐнных
на
картинках,
«чтение»
условно-графической
схемы слов
Обводка
композиции
из
геометрических фигур по контуру, с
использованием
шаблонов
или
трафаретов.
Условно-графическая запись слов,
обозначающих
картинки,
последующее «чтение» записи.
«Чтение» условно-графической записи
слов по порядку и вразбивку
Беседа на тему «Домашние животные и
их детѐныши»
«Чтение» условно-графической записи
Виды деятельности, формы работы
Минимальный
Достаточный
Могут
научи
тьсяделать
прост
ейшие
обобщения,
сравнивать,
квалифицирова
ть
на
наглядном
материале;
уметь
составлять
схему
предложения с
помощью
учителя.
Знают понятие
школа,учитель,
ученики,учебные
вещи. Знаютсвой
режим
дня.
Различают звуки
окружающей
действительности.
Правильно и
четко произнося
звуки.
Умеют слышать
изучаемый звук в
слове,
характеризовать
его.
Выделять
начальный звук в
слове.
Знают условнографические записи
слов.
Составляют схему
предложения.
10
«Теремок»
11. Знакомство с понятием «предложение» и его
условно — графическим изображением.
12. Составление
предложений
с
опорой
на
ситуационную картинку, с последующим чтением их в
условно-графической записи.
13. Подбор слов
и
предложений
по
теме
«Домашние животные и их детѐныши», с
последующим кодированием и «чтением»
14. Составление
слов и
предложений
попредметной картинке
«Зоопарк»,
ихкодирование и чтение.
15. Знакомство с делением предложения, состоящего
из двух слов на слова, его условно-графическое
изображение и
«чтение».
16. Знакомство с делением предложения, состоящего
из трех слов на слова, его условно-графическое
изображение и
«чтение».
17. Составление предложений из двух-трѐхслов, их
условно-графическое изображение и «чтение»
18. Составление
и
«письмо» условнографического
изображения предложения,
состоящего из трѐх слов.
19. Составление и «письмо» условно- графического
изображения предложения, состоящего из трѐх слов к
иллюстрации на тему «Дежурство в классе».
20. Знакомство с делением слова на слоги,
«чтение» и условно – графическое изображение.
21. Деление слова на слоги, «чтение» и условно –
графическое изображение слов.
22. Деление слова на слоги, «письмо» и
«чтение» слов слитно и по слогам.
слов, обозначающих животных и их
детѐнышей
Составление предложений по
картинкам и «чтение» их в условнографической записи
Составление по картинкам схемы
предложений из двух-трѐх слов, их
«чтение» и последующее выделение
каждого слова на слух и в условнографической схеме.
На картинках сюжеты из сказок
(Колобок, разбитое золотое яичко, дед,
тянущий репку, Маша, убегающая от
трѐх медведей).
Беседа на тему «Дежурство в классе» с
опорой на иллюстрацию.
Составление по картинкам условнографической схемы предложений из
трѐх слов, их «чтение» и последующее
выделение каждого слова на слух и в
схеме.
Определение места звука А в словах,
обозначающих предметные картинки,
«чтение!» условно-графической записи
слов и выделение первого звука на
слух и в схеме (аист, автобус, арбуз).
Подбор имѐн детей, начинающихся со
звука А.
Условно-графическая запись слова и
первого звука.
Обводка контура буквы А в
изображениях домика, ракеты.
Определение первого звука в словах,
обозначающих предметные картинки
11
23. Составление и «чтение» предложений из двух-трех
Соотнесение изображений на рисунках
слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую
с условно-графической схемой слова,
начинающегося со звука О
запись.
(обозначение
24. Знакомство с новой формой условно- графической
записи предложения.
стрелками).
25. Выделение звука А в начале слова, фиксация его
Слова: овцы, осы, обруч, Аня, малина).
условно-графическим изображением в схеме слова.
Определение места звука С в словах,
26. Выделение звука У в начале слова, фиксация его
обозначающих предметные картинки,
условно-графическим изображением в схеме слова.
«чтение» условно-графической записи
27. Выделение звука О в начале слова, фиксация его
слов и выделение первого звука на
условно-графическим изображением в схеме слова.
слух и в схеме (стакан, самолѐт, санки,
28. Выделение звука М в начале слова, фиксация его
собака).
условно-графическим изображением в схеме слова.
Определение первого звука в словах
29. Выделение звука С в начале слова, фиксация его
«сапоги», «сарафан», «сумка»,
условно-графическим изображением в схеме слова.
условно-графическая запись слов и
30. 30. Выделение звука Н в начале слова, фиксация его первого звука.
условно-графическим изображением в схеме слова.
Обводка контура буквы С в
31. Составление предложений из двух-трѐх слов по изображениях сушки и сыра.
сказке «Заячья избушка», их условно- графическая Определение первого звука в
запись.
словах, обозначающих предметные
32. Предметы вокруг нас на изученные звуки. картинки (нож,носки, носорог)
Экскурсия.
Соотнесение изображений на рисунках
с условно-графической схемой слова,
начинающегося
со
звука
Н
(обозначение стрелочками).
Слова: нож, носки, мороженое, удочка,
месяц, носорог.
Рассказывание учителем сказки
«Заячья избушка» с опорой на серию
сюжетных картинок.
Устное составление учащимися
предложений по картинкам.
Условно- графическая запись
нескольких предложений,состоящих из
12
двух-трѐх слов (работа на партах).
Рисование узора
Письмо элементов рукописных букв.
Букварный период — 67 ч
33. Звук и буква А.
34. Звук и буква У.
35. Чтение звукоподражательных слогов Ау,
Уа.
36. Звук и буква М.
37. Составление и чтение обратных
(закрытых) слогов с буквой м (ам, ум).
38. Составление и чтение обратных (закрытых
ам, ум) и прямых (открытых ма, му) слогов.
Закрепление пройденного материала.
39. Звук и буква О.
40. Составление и чтение обратных и прямых
слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо.
41. Звук и буква Х.
42. Составление и чтение обратных и прямых слогов с
буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Закрепление пройденного
материала.
43. Звук и буква С. Чтение и сравнительный
звукобуквенный анализ прямых и обратных
слогов. Закрепление пройденного материала.
44. Звук и буква Нн.
45. Дифференциация звуков М и Н. Чтение
слогов, слов и предложений с изученными
буквами.
46. Звук и буква Ыы.
47. Чтение слогов, слов и предложений с
изученными буквами. Закрепление
пройденного материала.
48. Звук и буква Лл.
Выделение звука А из слов. Работа со
схемойслова.
Выделение звука У из слов. Работа со
схемойслова и схемой предложения.
Работа над восклицательной
интонацией причтении.
Выделение звука М из слов.
Работа сосхемой слова, схемой
предложения и схемой слога,
состоящего из двух гласных (ГГ).
Работа со схемой закрытого слога и
слогов, состоящих из двух гласных (ГГ,
ГС).
Чтение слоговых таблиц с
пройденными слогами.Составление
предложения по данной схеме и
иллюстрации.
Сравнительный звукобуквенный
анализ прямых и обратных слогов (ГС,
СГ). Дифференциация гласных и
согласных звуков и букв.
Выделение звука О из слов.
Сравнительный звукобуквенный
анализ прямых и обратных слогов.
Чтениеслова мама (СГ-СГ) с опорой на
схему и звукобуквенный анализ.
Выделение звука Х из слов.
Звукобуквенныйанализ слов ухо, уха с
опорой на схему (Г-СГ). Чтение
звукоподражательных слов, работа над
Могут
научиться:
- соотносить
звук буквой;
- писать буквы,
слоги;
- делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
квалифицироват
ь на наглядном
материале;
- уметь
составлять схему
предложения
Дифференцировать
буквы и звуки.
Научиться выделять
из слов звуки.
Находить буквы при
чтении.
Правильно и четко
произносить звуки.
Выделять начальный
звук в слове.
Дифференцировать
сходные звуки.
Уметь слышать
изучаемый звук в
слове,
характеризовать его.
Соотносить звук с
буквой.
Читать слоги, слова,
предложения.
13
49. Чтение слогов, слов и предложений с изученными
буквами.
Закрепление пройденного
материала.
50. Звук и буква Вв.
51. Чтение слогов, слов и предложений с изученными
буквами.
Закрепление пройденного
материала.
52. Звук и буква Ии.
53. Дифференциация звуков Ы и И. Чтение слогов, слов
и предложений с изученными буквами.
54. Звук и буква Шш. Составление, чтение слогов, слов,
предложений с буквой Шш. Закрепление пройденного
материала.
55. Дифференциация звуков С и Ш.
56. Практические упражнения в чтении слов со слогом
ШИ. Чтение слогов, слов и предложений с изученными
буквами. Закрепление пройденного материала.
57. Звук и буква Пп.
58. Составление предложений с изученными словами на
тему «Зима». Экскурсия
59. Звук и буква Тт.
60. Чтение слогов, слов и предложений с изученными
буквами.
Закрепление пройденного
материала.
61. Звук и буква Кк.
62. Чтение слогов, слов и предложений с изученными
буквами.
Закрепление пройденного
материала.
63. Звук и буква Зз.
64. Дифференциация звуков З и С. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными буквами
65. Звук и буква Рр.
66. Дифференциация звуков Р и Л. Чтение слогов, слов
и предложений с изученными буквами.
интонацией.
Дифференциация гласных и согласных
звуков и букв.
Чтение слов из трѐх и четырех букв с
открытыми и закрытыми слогами.
Работа со схемами слов и предложений.
Составление рассказа с опорой на
серию сюжетных картинок.
Составление и чтение предложений с
опорой на иллюстрацию и схему.
Выделение звука С из слов.
Чтение слова сом (СГС). Дополнение и
чтение предложений с опорой на схему
и иллюстрацию.
Выделение звука Н из слов.
Дифференциация гласных и согласных
звуков и букв. Чтение слов (ГС, Г-СГ,
СГ-С, СГ-СГ, ГС-СГ).
Практическая работа над понятиями он,
она, оно с опорой на иллюстрации.
Составление рассказа с опорой на
серию сюжетных картинок.
Выделение звука Ы из слов.
Выделение звука Л из слов.
Выделение звука В из слов.
Дополнение и чтение предложения с
опорой на схему и иллюстрацию.
Повторение пройденных слоговых
структур и чтение новых слоговых
структур (СГС-СГ).
Выделение звука и буквы И в
словосочетаниях, где он является
союзом.
Выделение звука И в словах.
14
67. Звук и буква й.
68. Дифференциация звуков и и й. Чтение слогов, слов и
предложений с изученными буквами.
69. Звук и буква Жж.
70. Дифференциация звуков Ж и Ш. Чтение слогов, слов
и предложений с изученными буквами.
71. Звук и буква Бб.
72. Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов
и предложений с изученными буквами.
73. Звук и буква Дд.
74. Дифференциация звуков Д и Т. Чтение слогов, слов
и предложений с изученными буквами.
75. Звук и буква Гг.
76. Дифференциация звуков Г и К. Чтение слогов, слов
и предложений с изученными буквами.
77. Буква ь. Чтение слов с ь.
78. Чтение слов со стечением согласных. Закрепление
пройденного материала.
79. Буква Ее.
80. Закрепление пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур.
81. Буква Яя.
82. Закрепление пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур.
Дифференциация А и Я.
83. Буква Юю.
84. Закрепление пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур. Дифференциация У и Ю
85. Буква Ёѐ.
86. Закрепление пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур.
87. Звук и буква Чч.
88. Закрепление пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур. Практические
Чтение слов со слоговой структурой (ГСГС, Г-СГ-СГ).
Чтение предложений, текстов.
Выделение звука Ш из слов.
Чтение слов со слоговой структурой
(СГС–СГ, СГ-СГС, СГ- СГ-СГ, ГС-СГСГ, ГС-СГС).
Практические упражнения в чтении
союза И.
Практические упражнения в чтении
имѐн
собственных.
Практические
упражнения
в
правильном
произнесении и чтении местоимений
(он, она, они) и глаголов (ушла, ушли,
уснул, уснули).
Выделение звука П из слов.
Практические
упражнения
в
правильном произнесении и чтении
глаголов (пас, пасла, пилил, пилила).
Выделение звука Т из слов.
Чтение слов с изученными слоговыми
структурами и новыми (Г-ГС-СГ, СГССГ,
СГС-СГС,
Г-СА-СГС-СГ).
Дифференциация гласных и согласных
звуков
и
букв.
Практические
упражнения
в
чтении
имѐн
собственных. Практические упражнения
в правильном произнесении и чтении
местоимений (ты, мы, вы), глаголов
(мыли, вымыли, пасла, пасут).
Выделение звука К из слов.
Практические
упражнения
в
правильном произнесении и чтении
существительных в ед. и мн. числе (утка
15
упражнения в чтении слов с ча и чу.
89. Звук и буква Фф
90. Закрепление пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур. Дифференциация слогов
и слов с В и Ф.
91. Звук и буква Цц.
92. Закрепление пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур. Дифференциация слогов
и слов с С и Ц.
93. Звук и буква Ээ.
94. Закрепление пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур.
95. Звук и буква Щщ.
96. Закрепление пройденного материала. Чтение
изученных слоговых структур. Практические
упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу.
97. Буква ъ.
98. Чтение и дифференциация слов с ь и ъ знаком.
99. Закрепление пройденного материала.
Чтение текстов. Итоговый урок.
– утки), слов с уменьшительно
ласкательным значением.
Выделение звука З из слов.
Чтение слов с новыми слоговыми
структурами (СГС-СГС, СГ-СГ-СГС).
Дифференциация звуков З и С,
дифференциация и чтение слогов (са –
за). Практические упражнения в чтении
слов (коза – коса, Лиза – лиса, зима –
Сима). Практические упражнения в
чтении имѐн собственных.
Практические
упражнения
в
правильном произнесении и чтении
глаголов
(лил, залил, копал, закопал),
существительных с уменьшительно
ласкательным значением.
Выделение звука Р из слов.
Чтение слоговых структур (СГ-СГ-СГСГ, СГС-СГ- СГ). Дифференциация
звуков Р и Л, дифференциация и чтение
слогов (ра – ла).
Выделение звука й из слов.
Чтение слоговых структур (Г-СГС-СГС,
СГС-СГ-СГ).
Дифференциация звуков и и й,
дифференциация и чтение слогов (ий –
ый), слов (мой – мои).
Практические упражнения в
правильном произнесении и чтении
прилагательных (синий, кислый).
Чтение рассказа с опорой на
иллюстрацию.
Выделение звука Ж из слов.
16
Дифференциация звуков Ж и Ш,
дифференциация и чтение слогов (ша –
жа), слов (жар – шар).
Практические упражнения в чтении
слогов жи – ши и слов с этими слогами.
Выделение звука Б из слов.
Дифференциация звуков Б и П,
дифференциация и чтение слогов (па –
ба), слов (бил – пил).
Выделение звука Д из слов.
Дифференциация звуков Д и Т,
дифференциация и чтение слогов (да –
та), слов (прутик – прудик).
Выделение звука Г из слов. .
Дифференциация звуков Г и К,
дифференциация и чтение слогов (га –
ка), слов (горка – корка).
Звукобуквенный анализ слогов и слов с
опорой на схему. Чтение рассказа с
опорой на иллюстрацию
Чтение слов (конь) и букв (мь) с
ь.
Знакомство со схемой слов с ь (СГС
пустой квадратик).
Дифференциация слогов (ат – ать).
Звукобуквенный анализ слов с опорой
на схему.
Дифференциация слов (хор – хорь).
Изучение слов со стечением согласных
(ССГС, ССГ-СГ,
ССГ-СГС, СГ-ГСГСС).
Дифференциация гласных и согласных
звуков и букв.
Чтение слогов и слов с опорой на схему
17
и звукобуквенный анализ.
Выделение буквы Е в словах.
Чтение слов, состоящих из трѐхчетырѐх слогов (Г-СГ-СГС, СГ-СГ-СГС,
СГ-СГС-СГ, СГС-СГС-СГ, СГ- СГ-ССГС, ГС-СГС-СГС, ССГС-СГ-Г).
Выделение буквы Я в словах.
Дифференциация слогов и слов с
буквами А и Я, чтение слогов (ма – мя),
чтение слов (мал – мял).
Выделение буквы Ю в словах..
Дифференциация слогов и слов с
буквами У и Ю, чтение слогов (лу –
лю), чтение слов (тук – тюк). Ч
Выделение буквы Ё в словах.
Выделение звука Ч из слов.
Выделение звука Ф из слов.
Дифференциация и чтение слогов (ва –
фа) и слов (Ваня – Федя).
Выделение звука Ц из слов. .
Дифференциация и чтение слогов (са –
ца) и слов (свет – цвет).
Выделение звука Э из слов.
Выделение звука Щ из слов.
Чтение слов с ъ.
Дифференциация и чтение
слов (сели – съели).
Закрепление чтения слов с ь ъ
знаком.
Дифференциация ь и ъ знака в процессе
чтения.
18
Материально-техническое обеспечение
1.Аксѐнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы в 2-ых ч. М.: Просвещение,2021.
2. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классапх.1 класс – Волгоград: Учитель, 2007
Печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные
виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная, образцы начертания рукописных букв); опорные
таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);массажные мячики.
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.
Ноутбук, интерактивная доска
19