Рабочая программа внеурочной деятельности Убранство русской избы для 8А класса на 2025-2026 учебный год, учитель Яковлева Г.А.

Министерство образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»

Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа внеурочной деятельности:
проектная деятельность «Русская изба» для обучающихся 8а класса
(АООП вариант 1)

Составитель: Яковлева Г.А.
учитель 1 к.к.

Реж - 2025 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности: проектная деятельность «Русская изба»(вариант 1) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.
Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их
стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет.
Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Чаще всего в ней была всего одна комната,
которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого
использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии
со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости
должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.
Объект изучения – русская изба
Предмет изучения – внутреннее убранство избы
Цель проекта - изучить особенности внутреннего убранства русской избы.
Задачи творческого проекта:
- познакомиться с историей и традициями постройки русской деревянной избы;
- изучить особенности внутреннего убранство русской избы.
- выполнить творческую работу по теме проекта.
Новизна проектной работы обусловлена знакомством с историей и традициями возведения русской избы, изучением ее конструктивных и
декоративных особенностей.
Практическая значимость проекта заключается в создании эскиза внутреннего убранства русской избы с передачей основных деталей
декора.
Ожидаемые результаты
На основе материалов нашего проекта учащиеся узнают, как люди строили свои дома, оформляли их снаружи, обустраивали
внутри; познакомятся с уникальными многовековыми традициями русского народа.

2

Содержание программы
Русская изба.
Свои дома крестьяне на Руси называли избами. Это слово имеет древнеславянское происхождение и образовано от слова «истьба»
(означает отапливаемый жилой сруб). Это жилище многие века было основным местом проживания около 90 процентов населения
России, однако до нас дошли избы не старше середины 19 века, так как деревянная крестьянская изба характеризовалась высокой
степенью изнашиваемости.
Славянин был по преимуществу человеком домовитым, семейным. В кругу родной семьи или рода проходила вся его жизнь, со всем ее
обиходом и со всеми торжествами; в семье сосредоточивались самые живые его интересы и хранились самые заветные предания и
верования. Оттого изба, в которой жило семейство славянина, имела для него великое значение. Как место, свидетельствующее о быте
предков, изба должна была пользоваться и особенным почетом.
Изба стала не только «визитной карточкой» русской архитектуры, но и важной частью национального фольклора. Она упоминается в
пословицах, поговорках, и в русских народных сказках не только как место действия, но, порой, и как одушевлённое лицо (например,
«Избушка на курьих ножках»). Строительство таких домов требовало специального подхода и понимания природы, а также соблюдения
множества правил и традиций.
Бревенчатый стиль жилища считается сложившимся и утвердившимся с конца первого тысячелетия. Основой избы является сруб, с
очагом внутри, то есть – печью, и во многих домах той эпохи, складывалось впечатление, что сам дом возводился вокруг печи. Именно
возможность получать тепло и сохранять его, сделало жилье человека – домом. Поэтому изба – это символ семейного очага, потому что
само слово – очаг – не мыслится без огня в печи; это памятное начало русской жизни, ее самобытный корень. А без этого корня увядает и
самобытность русской архитектуры, и нашей жизни в целом.
Русская изба имела прямоугольное основание, ориентированное по сторонам света. Лицом, то есть фасадом, дом смотрел на юг, вход
старались делать с восточной стороны, а печь же располагали с северной
Избы были везде компактные, в плане близкие к квадрату, поэтому зимой легче обогреть помещение (с меньшей затратой топлива). В
средней полосе и на севере хозяйственные помещения примыкают к теплой избе, составляя с ней единую постройку.
3

В любое из них в ненастную погоду можно попасть, не выходя во двор.
Делались дома обычно из сосновых или дубовых бревен. Их очень аккуратно складывали, так плотно, что не оставалось щелей для
прохода воздуха. При этом во всем доме могли не употребить ни одного гвоздя. В бревнах на нижней стороне делали углубление, чтобы
оно плотнее укладывалось на нижнее, а для теплоты их обивали еще мхом. Мох клали и по окнам и дверям. Это называлось «строить избу
во мху».
Ныне изба без русской печи с трубой и не мыслится, а в древности ее не было, дым выходил через дверь или специальное окно над ней.
Такие дома называли «курная изба», или «черная». Окна представляли собой продолговатые небольшие отверстия (высотой в одно
бревно), при надобности изнутри «заволакиваемые» дощечкой.
Во многом изба, зеркало характера русского человека – самобытная, ладная, добротная, простая и лаконичная, отражающая образ
мышления своего создателя.
Традиции строительства русской избы.
О жилище древних славян мы можем судить по нескольким источникам: свидетельствам писателей и путешественников средневековья,
археологическим и этнографическим исследованиям, языковым данным. Чтобы обезопасить свой дом, славяне выбирали для его
строительства труднодоступные места. Так, например, Маврикий пишет: «У них недоступные жилища в лесах при реках, болотах и
озерах. В домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай, необходимые вещи скрывают под землю, не имея
ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники».
К постройке нового дома славяне относились очень серьезно, ведь в нем предстояло жить многие годы. Заранее подбирали место для
будущего жилища и деревья для строительства. Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен
исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже. Сложность выбора деревьев заключалась в том, что деревья
почитались как равные, а иногда и более мудрые, чем люди создания. По некоторым легендам именно из деревьев были сделаны самые
первые люди. Другие легенды говорят о том, что наиболее мудрые люди на закате дней своих превращаются Богом в деревья. Так же в
деревьях обитали и души невинно замученных людей. Особо запрещалось использовать деревья, посаженные человеком. У каждого
дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К строительному материалу
4

предъявляли особые требования. Наши предки считали: рубить деревья нужно зимой, когда они мертвые и в полнолуние, а если срубить
раньше, то бревна будут отсыревать, а потом - растрескиваться. Декабрь и январь считали для заготовки бревен самыми лучшими. Рубить
избы предпочитали из деревьев с длинными ровными стволами: сосны, ели, лиственницы, потому что они долго не гнили, хорошо
держали тепло и ложились в сруб.
К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах. После того,
как деревья выбирались и срубались, их нужно было ещё доставить в правильное место строительства. При этом могли использоваться
два способа, которые зародились в древности, но сохранились и в христианской Руси. Первый способ заключался в том, что бревно (а
позже икону в лодке) пускали по реке, и там, где прибивало к берегу там и основывали селение .
Второй способ заключался в том, что молодого жеребца запрягали в сани (вне зависимости от сезона) и, загрузив сани первым
срубленным деревом, пускали жеребца на волю. Где остановится, там и быть целой деревне, а иногда просто дому.
Помимо этого существовали и некоторые правила, которые соблюдались безукоризненно. Нельзя было строить дома на месте бывшей
дороги, ибо счастье уйдёт из такого дома. Никогда не строили дома и на землях, по поводу принадлежности которых ранее были споры.
Считалось, что в таком доме до веку ладу не бывать. Не строились дома на местах домов, оставленных из-за болезни, наводнения или
другого бедствия .
Стройка начиналась поздней осенью. Мужики со всей деревни валили лес и прямо на опушке строили бревенчатый сруб без окон и
дверей, который так и оставался стоять до ранней весны. Делалось это для того, чтобы бревна за зиму «улеглись», притерлись друг к
другу.
По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый
угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).
Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками. Как бы ни было странно, самой долговечной была соломенная
крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой. Вдоль кровли укладывали бревно,
украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед.
5

Перед тем, как приступить к отделочным работам, в крыше дома оставляли небольшое отверстие на несколько дней, считалось, что через
него нечистая сила должна вылететь из дома. Пол застилали половинками бревен от двери к окну
Основой деревянного дома был сруб, который представляет собой коробку. Эту коробку собирали из подготовленных бревен. На избу
небольшого размера требовалось до 150 бревен. Бревна подбирали приблизительно одинаковой длины и толщины, использовали бревна
диаметром от 22 до 30 см. для сруба, но были и больше. Бревна укладывали горизонтальными рядами, каждый из которых назывался
«венец». При укладке первого венца проводили обряд жертвоприношения курицы или барана и под него подкладывали символы
богатства и тепла: деньги, шерсть, зерно. Венцы соединяли между собой в паз, его выбирали в нижней части бревна, чтобы не попадала
вода. Сами бревна скрепляли друг с другом в углах вырубленными «замками». Для более плотного прилегания и сохранения тепла между
бревнами прокладывали мох или паклю. Простейший сруб представлял собой в плане прямоугольник или квадрат, площадь которого
ограничивалась максимальной длиной венцов, обычно около 6 метров
В русских избах покрытие сруба было двускатным, этот способ архитекторы до сих пор считают самым надежным для деревянных
зданий. Вначале дом крестьянина состоял из одного помещения - «четырехстенок», а потом начали строить «пятистенки» - это когда
помещение делили бревенчатой стеной на две части. Чтобы было теплее, по всему периметру избы, нижние венцы засыпали землей,
получалась завалинка. К избе пристраивали сени и крыльцо. Сени - маленькое помещение, которое отделяло тепло от холода. Дверь из
избы открывалась не на улицу, а в сени. Они были подсобным помещением в хозяйстве, а летом можно было спать в сенях
Дверь в доме была низкая, массивная, одностворчатая и вставлялась в дверную колоду: два толстых косяка, верхнее бревно и высокий
порог. Она была надежной защитой дома от злых духов. Когда в дом приходили гости, они через порог переступали. Это говорило о том,
что они пришли с добрыми намерениями в дом. До сих пор многие говорят: «Не стой на пороге», «Зайди в дом, переступи порог». Дверь
всегда отворялась и сейчас отворяется в сени
Пол - нижняя граница пространства избы. От входа к передней стене, вдоль избы, на толстые бревна укладывали половицы - широкие
доски. Для половиц использовали сосну, лиственницу или ель. Полы раньше в деревне не красили, оставляли древесине естественный
вид, а в XX веке стали красить
6

Потолок - верхняя граница избы. Основой потолка была матица, это толстый четырехгранный брус. На него укладывали потолочины и
располагали их параллельно половицам
Красный угол – духовный центр русской избы
Изба была условно поделена на две части: одна - материальная, а вторая - духовная. Центром материального, душой дома крестьян, была
печь, которая занимала почти четвертую часть избы. Ее протапливали по несколько часов в день, когда она нагревалась, то долго держала
тепло. Она согревала, кормила, поила, лечила. Печь топили не только зимой, а круглый год. Летом, хотя бы раз в неделю, протапливали
печь, чтобы запастись определенным количеством хлеба.
Красный угол всегда указывал на полдень, на свет, на Божью сторону (красную сторону). Он всегда ассоциировался с востоком (восход
солнца) и югом. А печь указывала на заход солнца, на тьму. И ассоциировалась с западом или севером. Молились всегда на образа в
красном углу, т.е. на восток, где располагается и алтарь в храмах.
Красный (передний, большой, святой) угол.
Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным
вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Званный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным
знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.
В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем, Самых дорогих
гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.
«Красный угол» обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Он указывал на
полдень, на свет, на восход, на красную или божью силу
Место под образами считалось самым почетным. Крестьянские божницы являлись своего рода домашней церковью. Здесь хранились
кусочки ладана, свечи, просвиры, святая вода, молитвенные книги. Божницы украшали полотенцами. Иногда божницу подсвечивали
лампадкой – сосудом с маслом или свечами. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Во время пиров и плясок
божницу задергивали шторкой – занавеской, чтобы боги не прогневались, завидев «мирское беснование». По этой же причине в избе
7

старались не курить и не ругаться матом. Красному углу особо поклонялись. Здесь во время поминок ставили лишний прибор для
ушедшей в мир иной души. В праздники красный угол украшали ткаными и вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев. На
божницу вешали вышитые и тканые полотенца с узорами. В вербное воскресенье красный угол украшался веточками вербы, в Троицу –
березовыми ветками, вересом (можжевельником) – в Великий четверг.
Русская печь.
Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур.
Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи –
сердца любой избы – удивительно функциональное.
От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от
стены, чтобы не случилось пожара.
«Дымные горести не терпев, тепла не видали». «Черные» печи ставили в деревнях до 19 века. Черные печи были дешевы, на топку их
уходило мало дров, а прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению. Этим и объясняется долговечность курных жилищ.
Дым, копоть, холод, во время топки печи доставляли обитателям дома много неприятностей. С печью связано немало любопытных
преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по
традиции прятали невесту
В избе в свободное от полевых работ время крестьяне занимались различными ремеслами – плели лапти, лукошки, мяли кожи, шили
сапоги, сбрую и т. д.
Занимала русская печь примерно четвертую, а иногда и третью часть избы. Она была символом домашнего очага. В ней не только
готовили пищу, но и готовили корм скоту, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь
или продукты, в ней сушили грибы и ягоды. Хотя печь и очень большая, она не «съедает», а, наоборот, расширяет жизненного
пространство избы, превращая его многомерное, разновысотное
Печь располагается в углу, противоположном от красного угла. В печи обязательно держали заслонку закрытой, если кто-то уехал из дома
(чтобы вернулся и дорога была счастливой) и во время грозы (т.к. печь –еще один вход в дом, связь дома с внешним миром).
8

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты,
большую лопату, кочергу. На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были
маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих
детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов.
Предметы, связанные с русской печью, всегда стояли у печи: кочерга, ухват, помело, деревянная хлебная лопата, сковородник.
Кочерга - короткий толстый железный прут с загнутым концом, который использовали для размешивания углей в печи и сгребания жара.
Ухват - металлическая дужка, укрепленная на длинной деревянной рукоятке. Им ставили в печь и доставали из печи чугунки, а также
передвигали горшки и чугунки в печи.
Помело - длинная деревянная рукоятка, к концу которой привязывали солому, сосновые ветки или просто тряпку. Им подметали,
очищали под печи от угля и золы перед посадкой хлеба в печь.
Деревянная хлебная лопата - ею сажали в печь и вынимали оттуда хлеб и пироги.

Сковородник - длинная деревянная рукоять, на

конце которого приспособление, с помощью которого ставили и вынимали сковороды из печи. У печи всегда стояла ступа с пестиком. В
каждой семье обязательно был рукомойник, он вместе с полотенцем висел рядом с печью.
Рукомойник - глиняный кувшин, у которого было два носика по сторонам: с одной стороны воду наливали, с другой - выливали. Грязная
вода собиралась в лохань - деревянное ведро. Воду носили на коромысле, ведра тоже были деревянные
Крестьянский дом нельзя было представить без домашней утвари. В деревне в основном ее делали из дерева или глины, также
изготавливали из бересты, плели из соломы, прутьев и корней сосны. Утварь - это множество предметов, которые необходимы человеку
в быту. Это: посуда для приготовления, хранения и подачи пищи на стол, посуда для заготовок; различные емкости для хранения одежды
и предметов домашнего обихода. Вдоль всех стен были широкие лавки, кроме той, где стояла печь. Над этими лавками под потолком,
вешались полки - «полавочники», на которых и стояли предметы домашнего обихода: горшки, ковши, сковородки, чашки, миски, ложки,
ножи и многое другое
С печью были связаны многие народные лечебные практики. И приметы. Например, нельзя в печь плеваться. И нельзя было ругаться,
когда горел в печи огонь.
9

Новую печь начинали прогревать постепенно и равномерно. Первый день начинали с четырех полен, и постепенно каждый день
добавляли по одному полену чтобы прокалить весь объем печи и чтобы она была без трещин
Встроенные конструкции и мебель в крестьянском интерьере
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки.
В красном углу под божницей – место для обеденного стола. Удлиненная, сделанная из хорошо обструганных и подогнанных досок
крышка стола – столешница – покоится на массивных точеных ножках, которые установлены на полозья. Полозья позволяли легко
передвигать стол по избе. Его ставили к печи, кода выпекали хлеб, перемещали во время мытья пола и стен.
К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям.
Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась вокруг стола, как бы
показывая этим свое единство. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе
всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Большая крестьянская семья
за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели
сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала
у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только
после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители
говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни
Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не
принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так
приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.
Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места.
Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как
10

располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на
полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов
Место в красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почетным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости, священник.
Если гость без приглашения хозяина прошел и сел в красный угол — это считалось грубейшим нарушением этикета.
Следующая по значимости сторона стола – правая от хозяина и ближайшие к нему места справа и слева. Это «мужская лавка». Здесь
рассаживались по старшинству мужчины семьи вдоль правой стены дома к его выходу. Чем старше мужчина, тем ближе он сидит к
хозяину дома. А на «нижнем» конце стола на «женской лавке», идущей вдоль фронтона дома садились женщины и дети. Хозяйка дома
размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. Так было удобнее подавать еду и устраивать обед. Во время свадьбы
новобрачные также сидели под образами в красном углу. Для гостей была своя – гостевая лавка. Она расположена у окна. До сих пор есть
такой обычай в некоторых районах усаживать гостей у окна. Такое расположение членов семьи за столом показывает модель социальных
отношений внутри русской семьи
Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом! «Стол – это то же,
что в алтаре престол», а поэтому сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Не разрешалось на обеденном столе располагать
посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Стол устанавливался обязательно вдоль половиц, т.е. узкая сторона стола была
направлена к западной стене избы. Это очень важно, т.к. направлению «продольное – поперечное» в русской культуре придавался особый
смысл. Продольное имело «положительный» заряд, а поперечное – «отрицательный». Поэтому все предметы в доме старались уложить в
продольном направлении
Полати. Около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась
детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе. Иногда их делали над низкими дверьми. Полати и лежанку закрывают
цветные занавеси из льняной клетчатины.
Лубяная колыбелька (зыбка). На гибкой жерди – очепе – висит лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно
крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую – либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе
сложена загадка: «Без рук, без ног, а кланяется»
11

Лавки. Скамьи, полавошники
Лавки из дерева традиционно выполняли две роли. Прежде всего, они были подспорьем в хозяйственных делах, помогали выполнять свое
ремесло. Вторая роль – эстетическая. Украшенные разнообразными узорами лавочки ставились вдоль стен обширных помещений. В
русской избе лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сиденья, спанья, хранения хозяйственных мелочей.
Каждая лавка имела свое название.
Лавка около печки называлась кутной, так как располагалась в бабьем куте. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугуны, укладывали
испеченный хлеб.
Судная лавка шла от печи до передней стены дома. Эта лавка была выше остальных. Под ней были раздвижные дверцы или занавеска, за
которыми располагались полки с посудой.
Долгая лавка – лавка, отличающаяся от других своей длиной. Она тянулась либо от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома,
либо от красного угла вдоль стены фасада. По традиции она считалась женским местом, где занимались прядением, вязанием, шитьем.
Мужскую лавку называли коником, как и рабочее место крестьянина. Она была короткая и широкая, имела форму ящика с откидной
плоской крышкой или задвижными дверцами, где хранился рабочий инструмент.
В русском быту для сидения или спанья использовали также скамьи. В отличие от лавки, которая прикреплялась к стене, скамья
была переносной. Ее можно было в случае нехватки спального места поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для постели,
или поставить к столу.
Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил –
полати. На полатях спали, а во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в
избе.
Посуду хранили в поставцах: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких,
хранили массивную посуду, на верхние, более узкие, ставили мелкую посуду. Для хранения отдельной посуды служил посудник –
деревянная полка или открытый шкафчик. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые
стенки украшали резьбой или имели фигурные формы. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой хозяйки
12

Женское и мужское пространство в русской избе.
Всё пространство избы делилось на женское и мужское. Мужчины работали и отдыхали, принимали гостей в будни в мужской части
русской избы – в переднем красном углу, в сторону от него к порогу и иногда под полатями. Рабочее место мужчины при починке было
рядом с дверью. Женщины же и дети работали и отдыхали, бодрствовали в женской половине избы – около печи. Если женщины
принимали гостей, то гости сидели у порога печи. На собственно женскую территорию избы гости могли зайти только по приглашению
хозяйки.
«Бабий кут» - «женский угол»
Один из углов женской половины дома – это бабий кут. Его еще называют «запечье». Это место около печи, женская территория. Здесь
готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова. Иногда «женская территория» дома отделялась перегородкой или ширмой. На
женской половине избы за печью были шкафчики для кухонной посуды и съестных припасов, полки для столовой посуды, ведра, чугуны,
кадки, печные приспособления (хлебная лопата, кочерга, ухват). «Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой
стены дома, тоже была женской. Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали, здесь висела и детская люлька
Женский угол (середа) — это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила
во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от
посторонних глаз, скрываясь за занавеской.
Никогда мужчины на «женскую территорию» не входили и не трогали ту утварь, которая считается женской. А чужой человек и гость
даже заглянуть в бабий кут не мог, это было оскорбительным.
«КОНИК» – мужской угол
По другую сторону печи было «мужское царство дома». Здесь стояла пороговая мужская лавка, где мужчины занимались домашней
работой и отдыхали после трудового дня. Под ней нередко был шкафчик с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на
пороговой лавке считалось неприличным. На боковой лавке в задней части избы они отдыхали днем
13

На лавке у входа работал и отдыхал хозяин, напротив входа – красная, парадная лавка, между ними – лавка для прях. На полках
хозяин хранил инструмент, а хозяйка – пряжу, веретена, иглы и прочее. На ночь дети забирались на полати, взрослые же располагались на
лавках, на полу, старики – на печи. От двери до боковой стены избы была устроена широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, –
так называемый «коник». Верхняя доска нередко вырезалась сверху в форме конской головы – отсюда, видимо, и название лавки. На ней
мужчины обычно занимались хозяйственными работами, на лавке хозяин и спал. В мужском углу висела сбруя, одежда

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Календарно тематическое планирование
Тема
Вводное занятие. Что такое проект?
Какие проекты бывают?
Как жили на Руси. Русская изба.
Традиции строительства русской избы
Практическая работа: изготовление макета русской избы.
Практическая работа: изготовление макета русской избы. Завершение.
Экскурсия в школьный музей
Внутренний мир русской избы.
Красный угол – духовный центр русской избы
Русская печь.
Практическая работа: изготовление макета русской печи
Предметы, связанные с русской печью: кочерга, ухват, помело, деревянная хлебная лопата, сковородник.
Практическая работа: изготовление макетов: кочерга, ухват, помело, деревянная хлебная лопата
Практическая работа: изготовление макетов: сковородник, рукомойник. утварь
Встроенные конструкции и мебель в крестьянском интерьере
Практическая работа: стол, лавки, скамьи
Практическая работа: посудные полки, сундуки.
Женское и мужское пространство в русской избе.
«Бабий кут» - «женский угол»
Что такое люлька, зыбка, очеп?
Практическая работа: изготовление люльки
«КОНИК» – мужской угол
Русский самовар
Практическая работа: изготовление самовара.
14

Дата

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Экскурсия в школьный музей.
Мир старинных вещей
Рушник, половик, рубаха.
Практическая работа: изготовление половика.
Практическая работа: изготовление половика. Завершение.
Знакомство с утюгом.
Практическая работа: изготовление утюга.
Русские традиции.
Завершение макета «Русской избы»
Представление макетов «Русской избы»

Источники:
1. https://multiurok.ru/files/proekty-obuchaiushchikhsia-vnutrennee-ubranstvo-ru.html
2. https://eee-science.ru/wp-content/uploads/2022/12/ТВОРЧЕСКИЙ-ПРОЕКТ-ВНУТРЕННИЙ-МИР-РУССКОЙ-ИЗБЫ.pdf
3. https://obuchonok.ru/node/12192

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».