Министерство образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ___ от «___»___20_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Россия – мои горизонты
для обучающихся 8 класса
учитель: Яковлева Г.А., 1к.к.
Реж – 2025 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (далее, соответственно – Программа, Курс) составлена
на основе:
– Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
– Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
политики
по
Основ
государственной
сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
– Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
– Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
– Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23 февраля 2018 г., Пр2182 от 20 декабря 2020 г.».
– Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650
«Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования».
– Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 (ред. от 08 августа 2024 г.) «О занятости населения в Российской
Федерации» (статья 58).
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.
– Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
– Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370.
– Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371.
Организационно-методические рекомендации по реализации курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», а
также место курса в реализации Единой модели профориентации, в том числе в части регионального содержательного компонента,
отражено в следующих документах:
– Порядок реализации Единой модели профориентации «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11
классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования.
– Методические рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования.
Содержание Программы включает: цели и задачи Курса, определение места и роли Курса в плане внеурочной деятельности,
содержание отраслевых, практико-ориентированных и профориентационных занятий (в том числе рефлексивных и проектного
занятия, направленного на взаимодействие с родителями/законными представителями), примерное тематическое планирование
занятий Курса.
Содержание Программы определяет реализацию соответствующего направления Единой модели профориентации.
Курс предусматривает учебную нагрузку один академический час (далее – час) в неделю (34 часа в учебный год).
Планируется, что с 1 сентября 2027 г. при реализации курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» не менее 17
академических часов от общего объема часов будет отводиться на реализацию регионального компонента данного направления ЕМП.
С 1 сентября 2026 г. реализация регионального уровня курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» осуществляется
субъектами Российской Федерации в режиме апробации в объеме от 8 до 17 академических часов от общего объема курса и в объеме
до 17 академических часов от общего объема часов с 1 сентября 2025 г.
Рекомендации по реализации, подготовке и порядке согласования Курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»,
включающих региональный компонент, представлены в Приложении №1.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Цель Курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6 – 11 классов общеобразовательных
организаций через знакомство с востребованными профессиями и достижениями России в различных отраслях экономики,
разнообразием образовательных возможностей для осознанного формирования индивидуального профессионально-образовательного
маршрута с учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
– содействие формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
–
формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального профессионально-образовательного маршрута
в зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей;
–
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального и высшего образования (включая
знакомство с перспективными и востребованными профессиями, секторами экономики и видами экономической деятельности);
–
формирование у обучающихся навыков и умений конструирования индивидуального образовательно-профессионального
маршрута и его адаптация с учетом возможностей среды;
–
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
1. Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного общего образования (6 – 9 класс) и среднего общего
образования (10-11 класс).
Курс разработан с учетом преемственности профориентационных задач среднего общего и основного общего образования.
Темы отраслевых и практико-ориентированных занятий настоящей Программы преимущественно связаны с основными отраслями
производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности Российской Федерации и разнообразием профессий,
представленных в них. Содержание занятий знакомит обучающихся с достижениями сфер экономической деятельности России.
Кроме того, занятия направлены на формирование ценностных ориентиров, значимых для успешной профессиональной
деятельности любого человека (ценность труда, ценность
непрерывного
образования,
научного
познания,
самообразования и
других).
Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают описание диагностик и их интерпретацию, а также
рефлексивные занятия и занятие, посвященное взаимодействию с родителями.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
1.1. Личностные результаты Для ФГОС ООО:
Личностные результаты достигаются единством учебной и воспитательной деятельности, в соответствии с традиционными
российскими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения
процессам
самопознания,
и
способствуют
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Достижение результатов обеспечивает: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.
В сфере гражданского воспитания:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей;
– готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
– активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
– неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
– понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
– представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
– представление о способах противодействия коррупции;
– готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
– осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и родного субъекта Российской Федерации, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
– уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
– готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков;
– активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания:
– осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих
профессий;
– стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
– стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от сферы профессиональной
деятельности;
– восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
– понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
– стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни;
– осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии;
– ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения,
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
– осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
– соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
– умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
– сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
– осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной
сферы деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
– интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания;
– осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
– готовность адаптироваться в профессиональной среде;
– уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
– осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
– ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
– осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и
необходимости минимизации этого ущерба;
– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
– осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред:
– готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
– овладение
основными
навыками
проектной
и исследовательской
деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
– ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Для ФГОС СОО:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе
и окружающей среде.
В сфере гражданского воспитания:
– сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества,
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
– готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
– умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:
– осознание духовных ценностей российского народа, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
– ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
– сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
– сформированность нравственного сознания, этического поведения;
– способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
– осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
В сфере эстетического воспитания:
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений.
– способность воспринимать
эмоциональное воздействие искусства;
различные
виды
искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
– убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества.
В сфере трудового воспитания:
– готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
– готовность к активной деятельности в технологической и социальной сферах деятельности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
– интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
– готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
– сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
– умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
– планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
– совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
– осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе;
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.
1.2.
Метапредметные результаты Для ФГОС ООО:
Универсальные учебные действия (далее – УУД) позволяют формировать целостную научную картину мира и способы деятельности,
обеспечивающие возможность применения результатов обучения и воспитания в учебной, познавательной и социальной практике.
Познавательные УУД:
1) базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
– устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
– с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
– предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
– выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
– выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
– делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
формулировать
умозаключений
по
аналогии,
гипотезы о взаимосвязях;
– самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
– использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
– формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
– формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
– проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
– оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
– находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму предоставления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
– оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД:
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять
уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Регулятивные УУД:
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
1) самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
– ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
– составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
– делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
– объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
– различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
– выявлять и анализировать причины эмоций;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
– регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
– осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
– признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
– принимать себя и других, не осуждая;
– открытость себе и другим;
– осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Для ФГОС СОО:
Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:
– самостоятельно
формулировать
– устанавливать
существенный
признак
и
актуализировать
или
основания
проблему, рассматривать ее всесторонне;
для
сравнения, классификации и обобщения;
– определять
цели
деятельности,
задавать
параметры
и
критерии их достижения;
– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
– вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
– развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия:
– владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
– овладение видами
деятельности
по
получению
нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
– формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
– анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение
в новых условиях;
– давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
– разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
– осуществлять
целенаправленный
поиск
переноса
средств
и способов действия в профессиональную среду;
– уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
– уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
– выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
– ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; в) работа с информацией:
– владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
– создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
– оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
– использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
организационных
решении
когнитивных,
коммуникативных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
– владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Ккоммуникативныее УУД:
а) общение:
– осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
– владеть различными способами общения и взаимодействия;
– аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
– развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
– выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
– принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее достижению:
составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;
– оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
– предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
и
Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:
– самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
– давать оценку новым ситуациям;
– расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
– делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
– оценивать приобретенный опыт;
– способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
– давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
– владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
– использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
– уметь
оценивать
риски
и
своевременно
принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
– самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
– саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
– эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать
его
при
осуществлении
коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
– социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
– принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
– принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
– признавать свое право и право других людей на ошибки;
– развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях.
Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной деятельности, профессий. Цели и
возможности курса «Россия – мои горизонты», виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие
«Открой свое будущее» (1 час)
8кл. Соотнесение личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности. Метапредметные умения
(компетенции) и навыки, значимость предметных знаний – фундамента профессионального развития. Профильное обучение.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие
«Познаю себя» (1 час)
Особенности диагностик на портале «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Значение профориентационных диагностик. Диагностический
цикл. Алгоритм и сроки прохождения диагностик. Анонсирование диагностик «Мои интересы» (6, 8, 10 классы) и «Мой профиль» (7, 9, 11
классы). Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной
деятельности и профильности общего обучения, дополнительного
образования.
Персонализация
образования.
Способы
самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию,
профессиональному самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России (26 сентября). Знакомство обучающихся с ролью атомной
промышленности в экономике страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и перспективы развития отрасли.
Крупнейший работодатель – государственная корпорация «Росатом»: географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий атомной отрасли, необходимые профессионально важные качества, особенности профессиональной
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов для отрасли: профильное
обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире искусственного спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957
года. Спутникостроение как отрасль деятельности, связанная с проектированием, изготовлением, запуском и эксплуатацией спутников. Использование
информации, полученной спутниками.
8-9 кл. Общая характеристика и история отрасли спутникостроения. Ее значимость в экономике страны. Содержание деятельности профессий в
области спутникостроения и применения спутниковых данных, необходимые профессионально важные качества, особенности обучения и
профессионально-образовательных маршрутов. Образовательные возможности: профильное обучение, профессиональное и высшее образование.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Занятие
приурочено
ко
Дню
работника
сельского
хозяйства и перерабатывающей промышленности, международной выставке
«Золотая осень» (12
октября).
Рассматривается
роль
сельского
хозяйства
в
обеспечении
продовольственной безопасности страны, обзор подотраслей сельского хозяйства, разнообразие
профессий
и
образовательных
возможностей.
Наукоемкость и технологичность современного агропромышленного комплекса. Открытие диагностики «Мои способности. Естественно-научные
способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в АПК, необходимые профессионально важные качества, особенности профессиональной
подготовки. Образовательные возможности: профильное обучение, профессиональное и высшее образование.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью топливно-энергетического комплекса в экономике нашей страны. Достижения России в энергетической сфере,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отрасли, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего
образования в подготовке специалистов: профильное обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся
получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных
качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Рассматриваются такие направления, как космическая отрасль (спутникостроение и работа с данными дистанционного зондирования Земли),
агропромышленная отрасль и пищевая промышленность, как часть обрабатывающей индустриальной среды.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике страны. Роль тяжелой промышленности в обеспечении работы отрасли.
Достижения России, актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейшие работодатели,
Основные
перспективная
потребность
в
кадрах.
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных маршрутов. Открытие
диагностики «Мои способности. Технические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отрасли, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильное
обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (занятие к 500-летию Северного морского пути) (1 час)
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в
области судостроения и машиностроения, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
Основные
перспективная
потребность
в
кадрах.
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных маршрутов.
8-9 кл. Общая характеристика судостроительной отрасли. Содержание профессиональной
деятельности,
представленной
в
отрасли,
необходимые
профессионально важные качества, особенности профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего
образования в подготовке специалистов: профильное обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отрасли, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильное
обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной деятельности различных отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в
отрасли прикладной и фундаментальной математики, актуальные задачи и перспективы развития. Примеры сфер деятельности, использующих
математический аппарат.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, использующих успехи математики, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов в области
математики. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильное обучение.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности в области вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской
обороны России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы профессиональной деятельности. Государство как работодатель, перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательного маршрута.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в сферах деятельности, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильное
обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Определение лидерства отечественных технологических компаний в контексте цифровизации гражданских сервисов, формирование
передового опыта развития технологической комфортной среды. Обзор первенства России в финтех отрасли. Определение перспектив развития.
Возможности образования, в том числе программа «Код в будущее». Обзор компаний, понятие и примеры успешных стартапов. Открытие диагностики
«Мои способности. Аналитические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в направлении, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего
образования в подготовке специалистов: профильное обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное питание (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью АПК (индустриальная среда). Актуальные задачи и перспективы развития.
Особенности сферы деятельности, перспективная потребность в кадрах, работодатели. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального и высшего образования.
8-9 кл. Содержание профессиональной деятельности, представленной в пищевой промышленности, необходимые профессионально важные
качества, особенности профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов: профильное обучение, профессиональное образование.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся
получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях
ценностях
работы,
личных
качествах,
целях
и
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются профессии тем с № 9 по №15.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и
образования. Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с собственными представлениями. Навык
планирования образовательно-профессионального маршрута с учетом рекомендаций разного рода. Принцип вероятностного прогноза.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных особенностей и готовности к профессиональному самоопределению «Мои
качества» (6, 8, 10 классы) и «Мои ориентиры» (7, 9, 11 классы).
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в
рамках отдельных профессиональных обязанностей.
«Мои ориентиры»: Составляющие готовности к профессиональному самоопределению.
Определение
уровня
готовности
обучающегося к профессиональному выбору, понимание сильных сторон и дефицитов для его совершения. Индивидуальное планирование для
повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей страны. Достижения в предпринимательстве на основе успешных
примеров, актуальные задачи и перспективы развития. Основные направления предпринимательской деятельности. Варианты профессионального
образования. Открытие диагностики «Мои способности. Вербальные способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования для подготовки к предпринимательской
деятельности: профильное обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике страны. Достижения России
в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Знакомство со Всероссийским обществом изобретателей и
рационализаторов (ВОИР) – общественной организацией, деятельность которой направлена на
развитие потенциала российского изобретательства, помощь по внедрению новых технологий и разработок, защиту интересов и прав изобретателей и
рационализаторов в России и за рубежом, а также популяризацию изобретательской деятельности. Варианты профессионального образования.
Открытие диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и
технологий в России.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки.
Знакомство
со
Всероссийским
обществом
изобретателей и рационализаторов и возможностями, которые
предоставляет данная общественная организация. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке
специалистов: профильное обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма и гостеприимства и вариантами профессионально-образовательных
маршрутов.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в сфере, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального, высшего образования и профессионального обучения в подготовке
специалистов. Дополнительное образование, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях и вузах.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. В
рамках занятия рассматривается структура и современные достижения Вооруженных сил Российской Федерации, включая передовые технологии в
армии, флоте и других силовых ведомствах. В ходе занятия особое внимание уделяется новым высокотехнологичным военным специальностям,
которые определяют облик армии и силовых ведомств будущего.
Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в транспортной сфере,
их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в транспортной отрасли, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального образования в подготовке специалистов: профильное обучение,
направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций для
обеспечения
экономики
страны.
Достижения
России
в сфере
связи и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в сфере деятельности, необходимые профессионально важные качества,
особенности профессиональной подготовки и профессионально-образовательного маршрута. Возможности общего, среднего профессионального и
высшего образования в подготовке специалистов: профильное обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных
организациях.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу
предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий тем с №20
по №24.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями
(значимыми взрослыми). В зависимости от возраста обучающиеся готовят список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и
особенностями проведения интервью на тему профессионального самоопределения. Материалы занятия могут быть использованы обучающимися в
самостоятельной деятельности.
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки.
подготовке
Возможности
специалистов: профильное
общего,
среднего
профессионального
и
высшего образования
обучение,
направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
в
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом развитии и обеспечении безопасности страны. Достижения России в
космической сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности в
космической отрасли.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильное
обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой промышленного дизайна в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на
стыке искусства и инженерных технологий и один из факторов обеспечения эффективности и удобства. Цель промышленного дизайна. Достижения
России, актуальные
задачи
и
перспективы
развития
сферы
культуры,
искусства и промышленного дизайна. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в секторе экономики, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального
и высшего образования в подготовке специалистов: профильное обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных
организациях.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор тематики занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий (на
выбор): культура и искусство; промышленный дизайн; космическая отрасль.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который традиционно связан с популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального хозяйства (обслуживание зданий). Достижения России в строительстве,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Всероссийское голосование за выбор объектов благоустройства.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в отраслях, необходимые профессионально важные качества, особенности
профессиональной подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильное
обучение, направления подготовки в профессиональных образовательных организациях.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения России в
развитии ВПК, актуальные задачи и перспективы профессионального развития. Перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных маршрутов.
8-9 кл. Содержание деятельности профессий, представленных в ВПК, необходимые профессионально важные качества, особенности профессиональной
подготовки. Возможности общего, среднего профессионального и высшего образования в подготовке специалистов: профильное обучение, направления
профессионального образования.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий тем № 31
и № 32 (на выбор).
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим. Какой профессионально-образовательный
маршрут
был
проделан
обучающимся за учебный год (в урочной и внеурочной деятельности, в каких мероприятиях профессионального выбора участвовали, успехи в
дополнительном образовании и
так
далее).
Самооценка
результатов.
Оценка
курса
обучающимися, их предложения.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема учебного занятия
Установочное занятие «Россия - мои горизонты»
Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее»
Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя»
Россия индустриальная: атомные технологии
Россия индустриальная: космическая отрасль
Россия аграрная: продовольственная безопасность
Россия комфортная: энергетика
Практико-ориентированное занятие
Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая промышленность
Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (занятие к 500-летию Северного морского пути)
Россия индустриальная: легкая промышленность
Россия умная: математика в действии
Россия безопасная: национальная безопасность
Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех
Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное питание
Практико-ориентированное занятие
Дата
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
Профориентационное занятие
Россия деловая: предпринимательство и бизнес
Россия умная: наука и технологии
Россия гостеприимная: сервис и туризм
Россия безопасная. Защитники Отечества
Россия комфортная: транспорт
Россия на связи: интернет и телекоммуникация
Практико-ориентированное занятие
Проектное занятие: поговори с родителями
Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России
Россия индустриальная: космическая отрасль
Россия творческая: культура и искусство
Практико-ориентированное занятие
Россия комфортная. Строительство и города будущего
Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК)
Практико-ориентированное занятие
Рефлексивное занятие
Информацонный ресурс: : kb.bvbinfo.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost