Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Разговоры о Важном
для обучающихся _8а_ класса
(АООП вариант - 1)
Составитель: Яковлева Г.А.
Должность: учитель 1к.к.
Реж – 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана на основе:
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов
Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
Методических рекомендаций по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры
о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
Цель курса:
формирование взглядов обучающихся на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Задачи:
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной
деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 9 классов 33 часа
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых –
созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным
датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей
культуры:
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя-дефектолог;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти
жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Форма организации работы по программе «Разговоры о важном»:
-Беседы;
-Просмотр и обсуждение видеоматериалов;
-Викторины;
-Интерактивные задания;
-Групповые обсуждения;
-Заочные путешествия;
-Ролевые игры.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных ин- тересов других людей; активное участие в жизни
семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли раз- личных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном об- ществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной дея- тельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, прояв- ление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Фе- дерации,
своего края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
техноло- гиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к государ- ственным символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные цен- ности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нрав- ственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; свобо- да и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искус- ства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоциональ- ного воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отече- ственного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и на- родного
творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмо- циональное состояние других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний соци- альных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружаю- щей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобаль- ного характера экологических проблем и путей их решения; активное неприя- тие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на совре- менную систему научных представлений об
основных закономерностях раз- вития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как сред- ством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стрем- ление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися
социального опыта, основных соци- альных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетент- ности через практическую деятельность, в том числе
развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оцени- вать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников
с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные ар- гументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптималь- ную форму представления
информации, оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулиро- ванным
самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действи- ями: воспринимать и формулировать суждения,
выражать эмоции в соответ- ствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное от- ношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию
совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и
иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в об- щий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и
брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место
другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение
содержание курса внеуроч- ной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной ре- чевой деятельности; формирование умений речевого
взаимодействия: созда- ние устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебнонаучной, художественной и научно-попу- лярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и
письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте,
извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности лите- ратуры и её роли в формировании гражданственности и
патриотизма, укрепле- нии единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида
искусства, принципиальных отличий художе- ственного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочи- танное, понимать художественную картину мира, отражённую в
литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать
прочитанное произведение, ис- пользуя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дис- куссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную
оценку прочитанному.
стран.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отли- чия в культуре и традициях народов России и других
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных
технологий; разви- тие умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на
любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями
региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять совре- менников исторических событий,
явлений, процессов; развитие умений вы- являть особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических со- бытиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и миро- вой
истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических
понятий; развитие умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов,
устанавливать причинно-следственные, про- странственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого
периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими события- ми XX — начала XXI вв.; формирование умения определять и
аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический ма- териал, в том числе используя источники
разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной при- надлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческо- му наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с
другими людьми, важ- ности семьи как базового социального института, о характерных чертах обще- ства, о содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах
жизни общества, об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом ста- тусе
гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федера- ции, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
развитие умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отече- ству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преем- ственность истории нашей Родины); формирование умения
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социаль- ные объекты, явления, процессы в
различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи
социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодей- ствие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи политических
потрясений и социально-эко- номических кризисов в государстве; развитие умения использовать получен- ные знания для объяснения
(устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социаль- ный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать умения анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизи- ровать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с соб- ственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения че- ловека, личным социальным опытом; развитие умений оценивать
собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия мораль- ным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основ- ных свойствах географических объектов, понимание роли
географии в форми- ровании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Зем- ля, в решении современных практических
задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчиво- го развития; формирование
умения устанавливать взаимосвязи между изучен- ными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и
компо- нентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Количество
часов
Темы занятий
2
Дата по плану
Дата по факту
1
Зачем человеку учиться?
1
2
Русский язык в эпоху цифровых технологий
1
3
Цифровой суверенитет страны
1
4
Мирный атом.
День работника атомной промышленности
1
5 О творчестве. Ко Дню музыки
1
6
Что такое уважение? Ко Дню учителя
1
7
Как понять друг друга разным поколениям?
1
8
О городах России. Ко Дню народного единства
1
9
Общество безграничных возможностей
1
10
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина
1
11
Как решать конфликты и справляться с трудностями.
Ко Дню психолога
1
12
Профессия — жизнь спасать
1
13
Домашние питомцы. Всемирный день питомца
1
14
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества
1
15
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции
1
16
Совесть внутри нас
1
3
17
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие
1
18
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация
1
19
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее
1
20
Как создавать свой бизнес?
1
21
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки
1
22
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
1
23
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества
1
24
День наставника
1
25
Всемирный день поэзии
1
26
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России
1
27
Как справляться с волнением?
1
28
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики
1
29
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки
1
30
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда
1
4
31
Песни о войне. Ко Дню Победы
1
32
Ценности, которые нас объединяют
1
Учебно- методическое обеспечение:
1. Внеурочная деятельность – электронный ресурс /https://razgovor.edsoo.ru/
2. https://education.ogps65.ru/рабочая-программа-разговоры-о-важном-2/
3. Картинки по темам;
4. Проектор, интерактивная доска, ноутбук.
5