Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.
Приказ № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Профориентация"
для обучающихся 6А класса
(АООП Вариант 1)
на 2025-2026 уч. год
Составитель: Дзбановская Н.А.
учитель, ВКК
Реж - 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профориентация"
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Адресована обучающимся 6 класса, с интеллектуальными нарушениями с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Настоящая Программа разработана с целью:
- реализации профориентационной работы для обучающихся, формирования готовности к
профессиональному самоопределению обучающихся.
Задачи:
- знакомство с миром профессий
- способствовать адекватному оцениванию своих сил и возможностей в выборе будущей
профессии
-формирование ценностного отношения к труду.
На занятия отводится один академический час в неделю (34 часа в учебный год).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
-готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
- осознание российской гражданской идентичности
-ценностное отношение к достижениям своей Родины и собственного региона, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа.
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов.
- осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни
- осознание важности трудолюбия, обучения труду.
Метапредметные результаты
- с помощью учителя выбирать способ решения учебной задачи
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности
- с помощью педагога делать выводы
- выбирать, анализировать, информацию
- находить сходные аргументы
- проявлять уважительное отношение к собеседнику
- в ходе разговора задавать вопросы по бсуждаемой теме
- работать в паре в группе
Календарно-Тематическое планирование
N
1
Дата
Тема
Установочное
занятие «Моя Россия
– мои горизонты, мои
достижения»
Основное содержание
Россия – страна безграничных возможностей и
профессионального развития. Познавательные цифры и
факты о развитии и достижениях страны. Разделение
труда как условие его эффективности. Разнообразие
отраслей.
Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”,
виды занятий, основные образовательные формы, правила
взаимодействия.
Три базовые компонента, которые необходимо
учитывать при выборе профессии:
– «ХОЧУ» – ваши интересы;
– «МОГУ» – ваши способности;
– «БУДУ» – востребованность обучающегося на
рынке труда в будущем.
2
Тематическое
профориентационное
занятие
«Открой
свое будущее»
3
Тематическое
профориентационное
занятие «Познаю
себя»
Диагностика «Мои интересы».
4
Россия аграрная:
растениеводство,
садоводство
Общая характеристика отраслей: растениеводство
и садоводство. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли. Интересы,
привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное
образование, помогающие в будущем развиваться в
растениеводстве и садоводстве.
Деятельность обучающихся
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа.
Работа с памятками и материалами
занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
тематических заданий, заполнение
анкет самооценки.
Работа с памятками и материалами
занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
тематических заданий, заполнение
анкет самооценки.
Работа с памятками и материалами
занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
5
Россия
индустриальная
: атомная
промышленность
Общая характеристика атомной отрасли.
Ее значимость в экономике страны, достижения в атомной
отрасли и перспективы развития, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе
профессионалов отрасли.
6
Практикоориентированное
занятие
7
Россия аграрная:
пищевая
промышленность
и общественное
питание
8
Россия
здоровая:
биотехнологии,
экология
Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме
описания профессии, созданной для облегчения поиска
профессии по критериям: предмет профессиональной
деятельности, направление дополнительного образования,
условия работы, школьные предметы, личные качества,
цели и ценности, а также компетенции.
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского
хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России
в рассматриваемых отраслях аграрной сферы.
Особенности работодателей, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как пищевая
промышленность и общественное питание.
Общая характеристика отраслей: биотехнологии и
экология. Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки,
хобби, помогающие стать успешными профессионалами.
Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в рассматриваемых
отраслях.
9
Россия
безопасная: полиция,
противопожарная
служба, служба
Общая характеристика отраслей: полиция,
противопожарная служба, служба спасения, охрана.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа. Групповая работа.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
спасения, охрана
работе профессионалов отрасли.
10
Практикоориентированное
занятие
Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.
11
Россия
комфортная:
транспорт
Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Общая характеристика отрасли: транспорт.
Значимость отрасли в экономике страны, основные
профессии, представленные в ней. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.
12
Россия
здоровая: медицина
и фармация
Общая характеристика отраслей: медицина и
фармация. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли.
13
Россия
деловая:
предпринимательство
Общая характеристика отрасли предпринимательство.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практикоориентированных заданий.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
14
Россия
комфортная:
энергетика
Общая характеристика отрасли: энергетика.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.
15
Практикоориентированное
занятие
Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.
16
Проектное
занятие
17
Профориентационное
тематическое занятие
«Мое будущее»
Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и
выполнения упражнений к более активному
проектированию собственной деятельности и поиску
ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией.
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями»
и предполагает знакомство с особенностями проведения
тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми).
Личностные особенности и выбор профессии.
Формирование представлений о значимости личностных
качеств в жизни человека и в его профессиональном
становлении
18
Россия
индустриальная
: добыча и
переработка
Общая характеристика отраслей: добыча и
переработка. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практикоориентированных заданий различной
направленности
Работа с памятками и материалами
занятия, участие в дискуссии,
выполнение тематических заданий,
прохождение инструктажа.
Работа в группах. Работа под
руководством педагога, самостоятельная
работа.
Просмотр видеороликов, участие
в разговоре, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа. Работа с памятками и
материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога, самостоятельная
19
Россия
индустриальная
: легкая
промышленность
Общая характеристика отрасли: легкая промышленность.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.
20
Россия
умная: наука и
образование
Общая характеристика отраслей: наука самостоятельная
работа. и образование. Значимость отраслей в экономике
страны, основные профессии, представленные в отраслях.
Знания, нужные в работе профессионалов отрасли.
21
Практикоориентированное
занятие
Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.
22
Россия
индустриальная
: тяжелая
промышленность,
машиностроение
Знакомство обучающихся с ролью тяжелой
промышленности и машиностроения в экономике нашей
страны. Общая характеристика отраслей: тяжелая
промышленность и машиностроение.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.
23
Россия
безопасная: военнопромышленный
Общая характеристика отрасли: военно- промышленный
комплекс. Значимость отрасли в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога, самостоятельная
работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
Общая характеристика отраслей: наука
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практико- ориентированных
заданий различной направленности
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
комплекс
работе профессионалов отрасли.
24
Практикоориентированное
занятие
Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.
25
Россия
умная:
программирование
и
телекоммуникации
Знакомство обучающихся с ролью программирования и
телекоммуникаций в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях программирования
и телекоммуникаций, Общая характеристика отраслей:
программирование и телекоммуникации. Значимость
отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе
26
Россия
комфортная:
строительство и
архитектура
Знакомство обучающихся с ролью строительства
и архитектуры в экономике нашей страны Общая
характеристика отраслей: строительство и
архитектура. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли.
27
Практикоориентированное
занятие
Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.
28
Россия
социальная: сервис
Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в
экономике нашей страны. Достижения России в сервисе и
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практикоориентированных заданий различной
направленности
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практико- ориентированных
заданий различной направленности
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
и туризм
29
Россия
креативная:
искусство и дизайн
30
Практикоориентированное
занятие
31
Россия
аграрная:
животноводство,
селекция и генетика
32
Россия
безопасная:
вооруженные силы,
гражданская оборона
туризме, Общая характеристика отраслей: сервис и туризм.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в
Просмотр видеороликов,
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях
прохождение опроса в игровой
искусства и дизайна. Общая характеристика отраслей:
форме, участие в игре-разминке,
искусство и дизайн. Значимость отраслей в экономике страны, участие в дискуссии, выполнение
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
тематических заданий, прохождение
нужные в работе профессионалов отрасли
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Занятие направлено на углубление представлений
Знакомство с профессиями
о профессиях в изученных областях.
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практико- ориентированных
заданий различной направленности
Знакомство обучающихся с ролью животноводства,
Просмотр видеороликов,
селекции и генетики в экономике нашей страны. Общая
прохождение опроса в игровой
характеристика отраслей: животноводство, самостоятельная
форме, участие в игре-разминке,
работа. селекция и генетика. Значимость отраслей в
участие в дискуссии, выполнение
экономике страны, основные профессии, представленные в
тематических заданий, прохождение
отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов отрасли.
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Общая характеристика отраслей: вооруженные
Просмотр видеороликов,
самостоятельная работа. силы и гражданская оборона.
прохождение опроса в игровой
Значимость отраслей в экономике страны, основные
форме, участие в игре-разминке,
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
участие в дискуссии, выполнение
работе профессионалов отрасли.
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
33
Практикоориентированное
занятие
Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.
34
Рефлексивное занятие Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и
впечатляющим.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практикоориентированных заданий различной
направленности
Участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий.
Групповая, индивидуальная, парная
работа. Работа под руководством
педагога, самостоятельная работа.
Ретроспективная и проспективная
рефлексия.
Литература:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательнаяпрограмма образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Москва "Просвещение 2023 г.
- Методические рекомендации "Россия - мои горизонты" по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования