Рабочая программа по внеурочной деятельности Профориенация для обучающихся 6А класса Дзбановская Н.А

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.
Приказ № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Профориентация"
для обучающихся 6А класса
(АООП Вариант 1)
на 2025-2026 уч. год

Составитель: Дзбановская Н.А.
учитель, ВКК

Реж - 2025г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профориентация"
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями, утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Адресована обучающимся 6 класса, с интеллектуальными нарушениями с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Настоящая Программа разработана с целью:
- реализации профориентационной работы для обучающихся, формирования готовности к
профессиональному самоопределению обучающихся.
Задачи:
- знакомство с миром профессий
- способствовать адекватному оцениванию своих сил и возможностей в выборе будущей
профессии
-формирование ценностного отношения к труду.
На занятия отводится один академический час в неделю (34 часа в учебный год).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
-готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
- осознание российской гражданской идентичности
-ценностное отношение к достижениям своей Родины и собственного региона, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа.
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов.
- осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни
- осознание важности трудолюбия, обучения труду.
Метапредметные результаты
- с помощью учителя выбирать способ решения учебной задачи
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности
- с помощью педагога делать выводы
- выбирать, анализировать, информацию
- находить сходные аргументы
- проявлять уважительное отношение к собеседнику
- в ходе разговора задавать вопросы по бсуждаемой теме
- работать в паре в группе

Календарно-Тематическое планирование
N
1

Дата

Тема
Установочное
занятие «Моя Россия
– мои горизонты, мои
достижения»

Основное содержание
Россия – страна безграничных возможностей и
профессионального развития. Познавательные цифры и
факты о развитии и достижениях страны. Разделение
труда как условие его эффективности. Разнообразие
отраслей.
Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”,
виды занятий, основные образовательные формы, правила
взаимодействия.
Три базовые компонента, которые необходимо
учитывать при выборе профессии:
– «ХОЧУ» – ваши интересы;
– «МОГУ» – ваши способности;
– «БУДУ» – востребованность обучающегося на
рынке труда в будущем.

2

Тематическое
профориентационное
занятие
«Открой
свое будущее»

3

Тематическое
профориентационное
занятие «Познаю
себя»

Диагностика «Мои интересы».

4

Россия аграрная:
растениеводство,
садоводство

Общая характеристика отраслей: растениеводство
и садоводство. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли. Интересы,
привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами. Школьные предметы и дополнительное
образование, помогающие в будущем развиваться в
растениеводстве и садоводстве.

Деятельность обучающихся
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа.
Работа с памятками и материалами
занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
тематических заданий, заполнение
анкет самооценки.
Работа с памятками и материалами
занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
тематических заданий, заполнение
анкет самооценки.
Работа с памятками и материалами
занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.

5

Россия
индустриальная
: атомная
промышленность

Общая характеристика атомной отрасли.
Ее значимость в экономике страны, достижения в атомной
отрасли и перспективы развития, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе
профессионалов отрасли.

6

Практикоориентированное
занятие

7

Россия аграрная:
пищевая
промышленность
и общественное
питание

8

Россия
здоровая:
биотехнологии,
экология

Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме
описания профессии, созданной для облегчения поиска
профессии по критериям: предмет профессиональной
деятельности, направление дополнительного образования,
условия работы, школьные предметы, личные качества,
цели и ценности, а также компетенции.
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского
хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России
в рассматриваемых отраслях аграрной сферы.
Особенности работодателей, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как пищевая
промышленность и общественное питание.
Общая характеристика отраслей: биотехнологии и
экология. Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки,
хобби, помогающие стать успешными профессионалами.
Школьные предметы и дополнительное образование,
помогающие в будущем развиваться в рассматриваемых
отраслях.

9

Россия
безопасная: полиция,
противопожарная
служба, служба

Общая характеристика отраслей: полиция,
противопожарная служба, служба спасения, охрана.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в

Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов, участие
в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа. Групповая работа.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение

спасения, охрана

работе профессионалов отрасли.

10

Практикоориентированное
занятие

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.

11

Россия
комфортная:
транспорт

Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Общая характеристика отрасли: транспорт.
Значимость отрасли в экономике страны, основные
профессии, представленные в ней. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.

12

Россия
здоровая: медицина
и фармация

Общая характеристика отраслей: медицина и
фармация. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли.

13

Россия
деловая:
предпринимательство

Общая характеристика отрасли предпринимательство.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.

тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практикоориентированных заданий.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.

14

Россия
комфортная:
энергетика

Общая характеристика отрасли: энергетика.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.

15

Практикоориентированное
занятие

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.

16

Проектное
занятие

17

Профориентационное
тематическое занятие
«Мое будущее»

Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и
выполнения упражнений к более активному
проектированию собственной деятельности и поиску
ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией.
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями»
и предполагает знакомство с особенностями проведения
тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми).
Личностные особенности и выбор профессии.
Формирование представлений о значимости личностных
качеств в жизни человека и в его профессиональном
становлении

18

Россия
индустриальная
: добыча и
переработка

Общая характеристика отраслей: добыча и
переработка. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли.

Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практикоориентированных заданий различной
направленности
Работа с памятками и материалами
занятия, участие в дискуссии,
выполнение тематических заданий,
прохождение инструктажа.
Работа в группах. Работа под
руководством педагога, самостоятельная
работа.
Просмотр видеороликов, участие
в разговоре, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа. Работа с памятками и
материалами занятия.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога, самостоятельная

19

Россия
индустриальная
: легкая
промышленность

Общая характеристика отрасли: легкая промышленность.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.

20

Россия
умная: наука и
образование

Общая характеристика отраслей: наука самостоятельная
работа. и образование. Значимость отраслей в экономике
страны, основные профессии, представленные в отраслях.
Знания, нужные в работе профессионалов отрасли.

21

Практикоориентированное
занятие

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.

22

Россия
индустриальная
: тяжелая
промышленность,
машиностроение

Знакомство обучающихся с ролью тяжелой
промышленности и машиностроения в экономике нашей
страны. Общая характеристика отраслей: тяжелая
промышленность и машиностроение.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.

23

Россия
безопасная: военнопромышленный

Общая характеристика отрасли: военно- промышленный
комплекс. Значимость отрасли в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в

работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия. Групповая
работа, обсуждение. Работа под
руководством педагога, самостоятельная
работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
Общая характеристика отраслей: наука
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практико- ориентированных
заданий различной направленности
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,

комплекс

работе профессионалов отрасли.

24

Практикоориентированное
занятие

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.

25

Россия
умная:
программирование
и
телекоммуникации

Знакомство обучающихся с ролью программирования и
телекоммуникаций в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях программирования
и телекоммуникаций, Общая характеристика отраслей:
программирование и телекоммуникации. Значимость
отраслей в экономике страны, основные профессии,
представленные в отраслях. Знания, нужные в работе

26

Россия
комфортная:
строительство и
архитектура

Знакомство обучающихся с ролью строительства
и архитектуры в экономике нашей страны Общая
характеристика отраслей: строительство и
архитектура. Значимость отраслей в экономике страны,
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
нужные в работе профессионалов отрасли.

27

Практикоориентированное
занятие

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.

28

Россия
социальная: сервис

Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в
экономике нашей страны. Достижения России в сервисе и

участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практикоориентированных заданий различной
направленности
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой
форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практико- ориентированных
заданий различной направленности
Просмотр видеороликов,
прохождение опроса в игровой

и туризм

29

Россия
креативная:
искусство и дизайн

30

Практикоориентированное
занятие

31

Россия
аграрная:
животноводство,
селекция и генетика

32

Россия
безопасная:
вооруженные силы,
гражданская оборона

туризме, Общая характеристика отраслей: сервис и туризм.
Значимость отраслей в экономике страны, основные
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
работе профессионалов отрасли.

форме, участие в игре-разминке,
участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в
Просмотр видеороликов,
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях
прохождение опроса в игровой
искусства и дизайна. Общая характеристика отраслей:
форме, участие в игре-разминке,
искусство и дизайн. Значимость отраслей в экономике страны, участие в дискуссии, выполнение
основные профессии, представленные в отраслях. Знания,
тематических заданий, прохождение
нужные в работе профессионалов отрасли
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Занятие направлено на углубление представлений
Знакомство с профессиями
о профессиях в изученных областях.
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практико- ориентированных
заданий различной направленности
Знакомство обучающихся с ролью животноводства,
Просмотр видеороликов,
селекции и генетики в экономике нашей страны. Общая
прохождение опроса в игровой
характеристика отраслей: животноводство, самостоятельная
форме, участие в игре-разминке,
работа. селекция и генетика. Значимость отраслей в
участие в дискуссии, выполнение
экономике страны, основные профессии, представленные в
тематических заданий, прохождение
отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов отрасли.
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.
Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Общая характеристика отраслей: вооруженные
Просмотр видеороликов,
самостоятельная работа. силы и гражданская оборона.
прохождение опроса в игровой
Значимость отраслей в экономике страны, основные
форме, участие в игре-разминке,
профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в
участие в дискуссии, выполнение
работе профессионалов отрасли.
тематических заданий, прохождение
инструктажа, рефлексия.
Групповая работа, обсуждение.

33

Практикоориентированное
занятие

Занятие направлено на углубление представлений
о профессиях в изученных областях.

34

Рефлексивное занятие Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и
впечатляющим.

Работа под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Знакомство с профессиями
из изученных отраслей на основе
материалов от работодателей.
Выполнение практикоориентированных заданий различной
направленности
Участие в дискуссии, выполнение
тематических заданий.
Групповая, индивидуальная, парная
работа. Работа под руководством
педагога, самостоятельная работа.
Ретроспективная и проспективная
рефлексия.

Литература:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательнаяпрограмма образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Москва "Просвещение 2023 г.
- Методические рекомендации "Россия - мои горизонты" по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».