Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для обучающихся 5А класса
Составил: Вдовицкая Н.А.
Должность: учитель
Реж
2025г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 класса. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Федеральной рабочей программой
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во
всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составлена на основе нормативных документов:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». (Зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года);
-Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных
программ»;
- Письма Департамента госполитики и управления в сфере общего образования от
17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»: Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, определяет общую
стратегию воспитания и развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями направлена на достижение ими планируемых результатов освоения ФАООП.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует:
-формированию российской гражданской идентичности обучающихся;
- формированию осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
-выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
- развитие у обучающихся общекультурной компетентности;
- осознание своего места в обществе;
- расширение кругозора;
- создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности.
Введение курса «Разговоры о важном» подтверждается потребностями современной жизни и помогает решать задачи патриотического, нравственно-этиче2
ского воспитания. В программу включено более глубокое знакомство обучающихся с богатым миром традиций и культуры народов России, отечественной историей.
Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в рамках реализации программы воспитательной деятельности отвечает целям и задачам формирования и развития жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы- формирование ценностного отношения обучающихся к
своей Родине – России, ее уникальной истории, населяющим ее людям, богатой
природе и великой культуре.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» решает
следующие задачи:
-развитие интереса к познанию родной истории и пониманию сложностей современного мира;
-формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
-расширение знаний о техническом прогрессе страны и сохранение её природы;
-формирование повседневной культуры поведения с позиции нравственных и правовых норм, доброжелательного отношения к окружающим и ответственного отношения к собственным поступкам;
-привлечение внимания к мировой художественной культуре и ценностям государства;
-воспитание доброты, любви и уважения к себе и другим людям на примере образов положительных героев прошлых лет и современности.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» реализуется с учетом особых образовательных потребностей разных возрастных групп
обучающихся с интеллектуальными нарушениями, их индивидуальными особенностями здоровья, развития, организации образования. Внеурочные занятия программы «Разговоры о важном» планируются с учетом требований 1 варианта ФАООП УО и особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы внеурочного курса «Разговоры о важном» представлены личностными и предметными результатами.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
3
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; формирование ценностного отношения к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества.
В сфере физического воспитания :осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других,
не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
В сфере трудового воспитания :установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды,планированияпоступковиоценкиихвозможныхпоследствийдляокружающейсреды;повышениеуровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;осознаниесвоейроли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений обоснованных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности,
4
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы сформированные по профессиональной деятельности,атакжеврамкахсоциальноговзаимодействияслюдьмииздругой
культурной
среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Предметные результаты:
Представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в
жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских
ценностях;
- символах государства -Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей
страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического,
нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и
школьного коллектива);
-влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
-важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Ценностное отношение:
-к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
5
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей
семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни
родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» связано с важнейшими аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий
на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных
мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный
язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь —
признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться,
работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются
новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозыцифрового
мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом —
это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы.
6
Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых иэффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как
раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании
личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в
общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов
— изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно
воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание достижений отечественной научной
школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности
для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждогоотдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей.
Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия - жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей
дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
7
Россия-страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности -неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев
Отечества -выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации -основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть - внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать
и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес- ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства
и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия —
важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
8
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером
для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны.
Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков любят
и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и
душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет -часть мирового
наследия. Театр -целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах мира? Как
стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния,забота о
своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия - одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли- приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты - личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные
привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда —
это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее
дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение
памяти о Великой Отечественной войне последующим поколениям. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
9
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности - это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека
и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
Сроки реализации программы: обучающиеся занимаются 1 час в неделю, в понедельник, продолжительность занятия -30 минут. Количество учащихся в классе
-7 человек.
Тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Наименование
тем
Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху цифровых технологий.
Цифровой суверенитет страны.
Мирный атом. День работника атомной промышленности.
О творчестве. Ко Дню музыки.
Что такое уважение? Ко дню учителя.
Как понять друг друга разным поколениям?
О городах России. Ко дню народного единства.
Общество безграничных возможностей.
Селекция и генетика. К 170-летию И.В. Мичурина.
Как решать конфликты и справляться с трудностями.
Ко Дню психолога.
Профессия-жизнь спасать.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца.
Россия — страна победителей. Ко дню героев.
Закон и справедливость. Ко дню Конституции.
Совесть внутри нас.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация.
Музейное дело.170 лет Третьяковской галерее.
Как создать свой бизнес.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Всего:
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты.
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко
Дню защитника Отечества.
День наставника.
Всемирный день поэзии.
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и
150 лет Союзу театральных деятелей России.
Как справиться с волнением.
65 лет триумфа. Ко дню космонавтики.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии
переработки.
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко
Дню труда.
Песни о войне. Ко Дню Победы.
Ценности, которые нас объединяют.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
Учебно-методическое обеспечение программы:
Интернет-ресурсы:
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» https://xn-80aafadvc9bifbaeqg0p.xn--p1ai/
11