Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждаю
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ №____от «__» ______2025г.
Программа внеурочной деятельности
по курсу «Проектно-исследовательская деятельность»
для обучающихся 5 класса
Составил: Вдовицкая Н.А.
Должность: учитель
Реж
2025
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности проектно-исследовательского направления «Моя малая родина» составлена с опорой на авторскую программу Р. И. Сизовой и Р. Ф. Селимовой «Учусь создавать проект», в рамках проекта «Разработка,
апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» с учётом нормативных документов: приказ Министерства
образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО,
утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009»; письмо МОН РФ №03-296
от 12.05. 2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО,
АООП ООО с УО ГБОУ «Центр «Дар».
Актуальность проектной деятельности: ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, и методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации,
ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему,
организация взаимодействия между участниками мини-проекта. Учебные проекты,
как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют
одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают
всю технологию решения задач -от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые обучающимися
проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её
результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль
знаний в жизни и обучении.
Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательскому направлению
«Моя малая родина» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном
крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Основу содержания программы составляют разделы по истории родного села.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не
только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь
с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем
активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого
интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Программа рассчитана на обучающихся со 2-ого по 5-й класс. Продолжительность реализации 1учебный год.
Основное направление внеурочной деятельности - духовно- нравственное.
Цели программы:
сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления
исследовательских работ;
воспитывать патриотизм
Образовательные задачи:
ознакомление с историей малой родины, историей школы,
сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, родственников,
овладение начальными навыками исследовательской работы;
овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему
краю, городу, школе, семье;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков;
понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни; воспитание
гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей
в группах, парах, индивидуальную работа, работу с привлечением родителей.
Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеках, музеях.
Проектная деятельность- важная составляющая часть внеурочной деятельности ,
которая включает проведение экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми,
соревнований, участие в олимпиадах, реализацию проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в ЭОР, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:
1. Постановка проблемы
Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель
создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится
личной и уже исходит от самого ребенка.
2. Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема
проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема,
которая определила название проекта.
3. Цель проекта
После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее
значимый, определяется цель проекта.
4. Задачи проекта:
-задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
- задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);
- задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми
(еще лучше - с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
5. Гипотеза
Гипотезу выдвигают исходя из цели.
6. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с
целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с
методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
- подумать самостоятельно; посмотреть книги; спросить у взрослых; обратиться к
компьютеру; понаблюдать; проконсультироваться со специалистом; провести эксперимент; другие.
7. Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта.
Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в
продукте проекта. Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная
информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какойто определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет
представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей
и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким- то образом
соприкасаться с темой вашего проекта. Таким образом, продукт проекта-это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой.
Можно озвучить планы на будущее.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки;
Теоретические и практические занятия способствуют развитию коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в конференциях, фестивалях;
- проводить экскурсии для начальной школы.
В процессе работы над проектами разрабатываются экскурсии в школьном
музее, вспомогательный фонд обогащается краеведческим материалом, пополняются электронная библиотека и медиатека музея.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставлять у ребенка
ощущение гордости за полученный результат.
Межпредметные связи на занятиях по краеведению:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из
текстов изучаемых произведений;
- с уроками литературы: изучение творчества поэтов и писателей родного края;
- с уроками изобразительного искусства: изучение творчества художников района,
оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты Формируемые умения
Средства формирования
Личностные - формирование у детей мотивации организация на занятии
к обучению, помощь им в самоорга- парно-групповой работы
низации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Регулятив- учитывать выделенные учителем
- в сотрудничестве с учителем
ные
ориентиры действия в новом учеб- ставить новые учебные задачи;
ном материале в сотрудничестве с
- преобразовывать практичеучителем;
скую задачу в познавательную;
- планировать свое действие в соот- - проявлять познавательную
ветствии с поставленной задачей и инициативу в учебном сотрудусловиями ее реализации, в том
ничестве
числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познаватель- - умения учиться: приобретать
- осуществлять расширенный
ные
навыки решения творческих задач и поиск информации с использонавыки поиска, анализа и интерпре- ванием ресурсов библиотек и
тации информации;
ЭОР
- добывать необходимые знания и с
их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные
- учиться выполнять различные
роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве
- учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность
мнений и подходов к решению
проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации
достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Содержание программы
Сроки реализации программы: объём реализации программы 34 часа в год .Класс
занимается 1 час в неделю, продолжительность занятия -40 минут. Количество учащихся в группе -7 человек.
Программа курса проектно-исследовательской деятельности «Моя малая родина»,
представлена в виде шести блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.
№ Разделы программы
Кол-во часов
1
История моей семьи
8
2
История своего поселка
8
3
История Режевского района
9
4
Природа нашего края
5
5
Свердловская область-субъект рос- 4
сийской Федерации
Всего часов
34
Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы обучающихся учащиеся должны:
Знать/понимать:
-родословную своей семьи;
- историю своего населённого пункта, различных учреждений;
- историю народов, проживающих в своём крае и их традиции;
- основные краеведческие термины и понятия;
- основные этапы и ключевые события истории города Режа и Режевского района;
- изменения природной среды района в результате деятельности человека;
- специфику географического положения ;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей.
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории района и своего населённого
пункта;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы;
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;
-описывать традиции народа своего края;
- показывать на карте границы и географический центр области, района;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов области;
- составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать
флору и фауну, водные объекты
- работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их.
Тематическое планирование
1. История моей семьи (8 часов).
Моё имя. История мо его имени. Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи. Вклад семьи в развитие своего посёлка, района. Традиции
семьи.
Практические работы:
-составление древа семьи;
- исследование старых фотографий и их анализ ;
-беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их
участии в развитии своего посёлка ;
- изучение традиций семьи и их описание.
2. История своего посёлка ( 8 часов).
История создания, строительства посёлка как железнодорожной станции. История школы и других учреждений посёлка. Традиции школы .
Сельские поселения, входящие в Режевской район. Традиции.
Практические работы :
- посещение поселковой библиотеки с целью анализа данных о развитии посёлка;
- изучение материалов об истории школы и других учреждений посёлка;
- изучение и описание традиций школы ;
-заочные экскурсии в сельские поселения нашего сельского округа ;
- администрация города, села;
- изучение и описание традиций посёлка ;
-экскурсия в школьный музей.
3. Режевской район ( 9 часов).
История района. Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц. Символы района. Администрация района. Традиции района
Практические работы :
- работа на контурной карте с целью обозначения границ Режевского
района;
- заочные экскурсии в населённые пункты района ;
- изучение символики района (герб, флаг);
- администрация района;
- рисование пейзажей родного края.
4. Природа нашего края ( 5 часов).
Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие
растения и животные. Красная книга Режевского района, области. Зелёная аптека нашего края. Водные объекты нашего края. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.
Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде.
Практические работы.
- составление рассказа об озёрах и реках Режевского района и области;
- заочная экскурсия на озеро , реку, водохранилище;
- фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года» ;
- составление рассказов о местных животных и растениях ;
- сбор лекарственного сырья.
5.Свердловская область – субъект Российской Федерации ( 4 часа).
Свердловская область на карте мира, на карте Российской Федерации.
Границы. Екатеринбург – столица нашей области. Официальные символы (герб, флаг).
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Свердловской области.
2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации .
Возможные результаты проектной деятельности школьников:
- стенгазета;
- сценарий праздника;
- фотоальбом;
- презентация;
- проведение экскурсии в школьном и городском музее;
- виртуальные экскурсии для 5 класса.
Учебно-методический комплект учебного предмета.
1.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. -321с.
2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.-16с.3.
3.Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров;
Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
4.Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный
ребенок. 2003, №2 Савенков А. И. Психология исследовательского обучения
[Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
5.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
6. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося
в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
1.Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших
школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
2. А. В. Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
3.Пономарева Н. А. Технология. Проектная деятельность 5-11 классы. Рабочая тетрадь. Волгоград: Издательство «Учитель». 2008.