Рабочая программа по внеурочной деятельности, профориентация, для 5А класса на 2025-2026 учебный год, учитель Баринова Е.В.

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.
Приказ № ___ от «___»___20_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Профориентация»
для обучающихся 5 «Б» класса

Составитель: Баринова
Елена Викторовна
Должность: учитель, 1к.к.

Реж - 2025г.

Пояснительная записка
Программа

разработана

государственного

в

образовательного

соответствии
стандарта

с

требованиями

основного

общего

Федерального
образования,

ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков
в самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной
деятельности. А это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении
профессионального самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к
осуществлению трудовой деятельности, в формировании готовности школьников к
выбору профессионального пути и к обучению в течение всей жизни. Эти важные задачи
лишь отчасти решаются в учебном процессе. Работа по программе внеурочной
деятельности «Профориентация» позволит педагогу реализовать эти актуальные для
личностного развития учащегося задачи. Программа станет востребованной как
школьниками, которые планируют после окончания основной школы продолжить
обучение в колледжах и техникумах, так и теми, кто планирует получить среднее
образование в стенах школы. Сегодня профессионалу любой сферы деятельности
необходимо владеть набором универсальных навыков, поэтому программа ориентирована
на всех школьников вне зависимости от профиля (направленности) предполагаемой
будущей профессии.
Цель:
Оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в
формировании жизненного и профессионального самоопределения.
Задачи (познавательные, воспитательные, развивающие)
 познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
 формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах
профессии;
 научить

обучающихся

навыкам

ориентации

в личных психологических

свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
 развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Курс «Профориентация» направлен на решение задач воспитания и социализации

школьников: В области формирования личной культуры:
 формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше»:


формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
младшего

школьника

формулировать

собственные

нравственные

обязательства,

осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;


развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и
настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:



развитие навыков

организации

и

осуществления

сотрудничества

с

педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;


укрепление доверия к другим людям;



развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им.
В области формирования семейной культуры:



формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
Место курса внеурочной деятельности в структуре учебного плана
Рабочая программа «Профориентация» представляет собой вариант программы
организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 5-х классов по
общекультурному направлению развития личности.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание обучения курса внеурочной деятельности

Введение. Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «
Профессии «Человек - человек». Экскурсия в школьную библиотеку. Разминка.
Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На
уроке». Конкурс загадок на тему «Школа»

.

Беседа

о

любимых

воспитателях,

выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека.
От каких качеств надо избавляться с детства.
Знакомство с профессией врача. Беседа со школьным врачом. Пресс-конференция
со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Презентация «Халат

врача, аптечка». Беседы с представителями профессий. Экскурсия на почту. Знакомство с
профессией продавца.
Профессии «Человек - художественный образ». Знакомство с профессией
архитектора, скульптора, строителя.

Беседа о предмете деятельности.

Разминка

«Восприятие информации на слух и её запоминание». Знакомство с профессией пекаря.
Экскурсия на пекарню. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного
повара. Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка».
Беседы с представителями профессий.
Профессии «Человек - техника». Знакомство с профессией водителя. Устные
рассказы детей об известных им машинах. Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни и
воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Знакомство с профессиями пожарного,
пилота, машиниста. Беседы с представителями профессий.
Профессии «Человек – знаковая система». Знакомство с профессиями
бухгалтера, программиста, картографа. Беседы с представителями профессий. Чтение
карт, защита работ. Профессии «Человек - природа». Знакомство с профессиями
цветовода,

агронома,

селекционера

–

овощевода,

лесничего,

егеря.

Беседы

с

представителями профессий. Уход за комнатными растениями.
Заключение. Рассказ детей «Профессии моих родителей».
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:


положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и

умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;


осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена

общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их
труду, на участие в совместных делах, на помощь
людям, в том числе сверстникам;


умение

выделять

нравственный

аспект

поведения,

соотносить

поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У обучающегося могут быть сформированы:


стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание,

новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и
адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;


стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми

другой национальности, с нарушениями здоровья;

Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия обучающийся научится:


организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения

разных видов работ;


принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца

учебных действий;


планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или

самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными,
учебно-практическими, экспериментальными задачами;


действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям

учителя;


контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

(свои и учителя);


оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и

способы их устранения. Обучающийся получит возможность научиться:


оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в

овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;


ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;



проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные

способы решения;


адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины

неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
Обучающийся научится:


осознавать

учебно-познавательную,

учебно-практическую,

экспериментальную задачи;


осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,

собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с
людьми;


понимать

изобразительной,

информацию,

схематической,

представленную

модельной

и

др.,

в

вербальной

определять

форме,

основную

второстепенную информацию;


применять для решения задач (под руководством учителя) логические

действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-

и

следственных связей, построения рассуждений и выводов;


наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать

полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;


использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и

объяснения природных явлений;


осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-

символической форме. Обучающийся получит возможность научиться:


сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор

дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая
Интернет;


обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы

в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую,
табличную);


дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,

диаграммы), создавать собственные;


осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,

выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:


осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и

письменной форме;


аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,

строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать
речевые средства для решения задач общения;


вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные
способы взаимной помощи партнёрам по общению;

проявлять

допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
терпимость

по

отношению

к

высказываниям

других,

доброжелательное отношение к партнёрам; Обучающийся получит

проявлять
возможность

научиться: оперировать в речи предметным языком – правильно использовать понятия,
полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;


планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками,

общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;



проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения

коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;


уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при

сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела; участвовать в
проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную

тему

(рисунки,

аппликации,

модели,

небольшие

сообщения,

презентации).
Предметные:
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Профориентация»
обучающийся должен знать:
Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия,
признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения
населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:


Оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о

профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;


переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на

некоторые конкретные жизненные ситуации.

Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
программы
п/п
1 Введение

Кол-во
часов
1

2

Профессии «Человек - человек»

7

3

Профессии «Человек художественный образ»
Профессии «Человек - техника»

6

Профессии «Человек – знаковая
система»
Профессии «Человек - природа»
Заключение

5

4
5
6
7

7

6
2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://www.trudvsem.ru/
Информационный
портал
Федеральной службы по труду и
занятости РФ
http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=2
Методический кабинет профориентации
Резапкина Г.В.
http://psy.1september.ru/ Газета "Школьный
психолог"
http://www.rabotka.ru/infoworker/
Справочник профессий
http://www.profvibor.ru/ Электронный музей
профессий
http://profguide.ru/ Ваш гид по профессиям

http://www.kto-kem.ru/

Поурочное планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема урока

Путешествие в мир профессий
Профессия «Человек-человек». Профессия
«библиотекарь»
Профессия «врач»
Презентация «Халат врача, аптечка»
Профессия «почтальон»
Профессия «продавец»
Профессия «учитель»
Диетолог. Формирование здорового образа жизни
Профессия «Человек – художественный образ» Что
такое архитектура?
Профессия «строитель»
Знакомство со зданиями района.
Нарисуй дом будущего.
Выставка рисунков
Профессия «скульптор»
Профессия «пекарь»
Профессия «Человек – техника» Профессия
«водитель»
Мини проект «Типы машин»
Профессия «пожарный»
Игра «Вызов пожарной команды по телефону»
Пилот – самый главный в самолете
Проект – игра «Лоции на карте»
Профессия «машинист»
Профессия «Человек – знаковая система» Чем

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
План

Факт
02.09

09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

занимается бухгалтер?
Профессия «программист»
Создание компьютерного рисунка
Картограф
Работа по изучению и составлению
топографических карт
Профессия «Человек – природа» Чем занимается
человек по профессии «агроном»
Цветовод
Посадка комнатных растений
Кто бережёт наш лес?
Профессии «лесничий, егерь»
Селекционер – овощевод
Профессии наших родителей
Подготовка и проведение праздника «Все
профессии важны, все профессии нужны!»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

УМК курса внеурочной деятельности для педагога:
1. Бородин, В. А. Изучение школьников с целью их профориентации// Школа и
производство, 2018, №4 – С. 8-10.
2. Ботякова, Л. В. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации. – М.:
Педагогика, 2001. – 79 с.
3. Гусакова, А. М. Ознакомление с профессиями// Начальная школа. – 2020, №1. – С. 1518.
4. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к
профессиональному самоопределению. – Ярославль, 2018. – 187 с.
5. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на
различных возрастных этапах. / Под ред. А. Я. Журкиной, С. Н. Чистяковой. – Кемерово,
2017. – 186 с.
6. Мухина, М. В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших
школьников. Сочи: 2011. – 39 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
http://www.trudvsem.ru/ Информационный портал Федеральной службы по труду и
занятости РФ
http://www.garant.ru/student/law_abc.htm"Правовая Азбука" молодежи в
вопросах и ответах
http://vsetesti.ru/ Все профессиональные психологические тесты
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://azps.ru/ Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн,
тренинги, упражнения, статьи, советы психологов
http://www.imaton.ru - сайт Института практической психологии «ИМАТОН»
http://www.ucheba.ru/prof Профессии: выбор профессии, описание профессии, рейтинг
самых востребованных профессий
http://rodn-i-k.narod.ru/Выбор профессии, умение решать конфликты, написать
резюме, быть готовым к тестированию и собеседованию с работодателем…
http://www.metodkabi.net.ru/index.php?id=2 Методический кабинет профориентации
Резапкина Г.В.
http://www.profor.ru/ Персональный сайт психолога Юрия Тюшева
http://psy.1september.ru/ Газета "Школьный психолог"
http://www.profcareer.ru/ Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
http://profguide.ru/ Ваш гид по профессиям

http://www.rabotka.ru/infoworker/ Справочник профессий
http://www.effecton.ru/770.html Профориентация и профильное обучение
http://www.profvibor.ru/ Электронный музей профессий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».