Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.
Приказ № ___ от «___»___20_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебная кисточка»
для обучающихся 5 «Б» класса
Составитель: Баринова
Елена Викторовна
Должность: учитель, 1к.к.
Реж - 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Волшебная кисточка» рассчитана на 1 часа
в неделю. Данная рабочая программа будет реализована в объеме 34 часов.
Искусство — форма познания мира. Изображая мир, люди учатся
его понимать.
Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит
активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию. Задача
программы - развивать ручную умелость детей через самые разнообразные
движения. Наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и
внутренними органами. Поэтому тренировка рук повышает функциональную
деятельность мозга и других органов. Уровень развития речи детей
напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. И
поэтому стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных
движений
пальцев.
образовательное
Изобразительное
средство,
способное
искусство
—
уравновесить
универсальное
одностороннюю
интеллектуальную деятельность ученика.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально
наполненная среда увлечённых детей и педагогов.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность
общего и дополнительного образования как механизма обеспечения
полноты и цельности образования.
Согласно
Федеральному
Государственному
Образовательному
Стандарту общего образования изучение изобразительного искусства в
школе должно быть направлено на достижение следующих целей: развитие
способности к творческому самовыражению; освоение первичных знаний о
мире пластических искусств; овладение умениями, навыками, способами
художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и
культуры восприятия произведений изобразительного искусства; знакомство
с героическим прошлым России, ее культурой и историей, воспитание любви
к родной природе, своему народу, Родине.
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству,
направлена на формирование духовной культуры средствами художественно
- творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не
только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно
участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального
включения в создание визуального образа мира.
Общекультурное направление
Целесообразность данного направления заключается в воспитании
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие
общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой
культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственноэтическими ценностями многонационального народа России и народов
других стран.
Основными задачами являются:
формирование
ценностных
ориентаций
общечеловеческого
содержания;
становление активной жизненной позиции;
воспитание
основ
правовой,
эстетической,
физической
и
экологической культуры.
Уровень освоения программы по внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных
знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных
нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение обучающимися с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
самостоятельного
общественного
нарушениями)
действия,
начального
формирование
опыта
социально
приемлемых моделей поведения.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации
обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная,
этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная
идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут
варьироваться
в
зависимости
от
индивидуальных
возможностей
и
особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть
достигнуты определенные воспитательные результаты.
Календарно-тематическое планирование курса «Волшебная кисточка»
Дата
№
Внеурочное
занятие
Формы
организации
внеурочной
деятельност
и
Деятельност
ь учителя
(осуществляе
мые
действия)
Инструктаж по
ТБ. Кто такой
художник? Чем и
как работают
художники?
Вводное занятие.
«Знакомство с
королевой
Кисточкой».
Рассказ,
беседа,
диагностика
уровня и
характера
школьной
подготовки.
Объяснитель
но –
иллюстратив
ная.
Учимся
наблюдать,
видеть,
примечать
красоту вокруг
себя. Краски
радуги, акварель.
Приемы. «Что
могут краски?»
Экскурсия,
рассказ,
беседа,
наблюдения,
сбор
природного
материала.
Продуктивна
я,
объяснительн
о–
иллюстратив
ная, игровая.
(тема, название)
08.09
15.09
1
2
Деятельн
ость
учащихся
Понятия
Формируемые
умения
Основное
содержание
работы
(осуществ
ляемые
действия)
Индивиду
альная,
изображен
ие
радостног
о солнца.
Коллектив
ная,
индивидуа
льная.
Практичес
кая (сбор
материала)
художни
к
- кисть
- радуга
- краски
акварель
Знать форму
изображения солнца.
Уметь рассказывать о
своём настроении,
рисовать форму круга
(окружности). Умение
участвовать в диалоге,
аргументировано
доказывать свою
позицию.
Умение слушать,
наблюдать, работать
индивидуально по
заданию учителя.
Учить высказывать
своё отношение к
природе осени.
Развитие
композиционного
мышления и
воображения,
творческого
личностного
Урок-игра.
Условия
безопасной
работы. (Введение
в образовательную
программу.)
Изобразительные
свойства акварели.
Основные цвета.
Смешение красок.
Радуга.
22.09
29.09
3
4
Цветоведение
(основные цвета
и их оттенки)
Холодные и
теплые краски.
Рассказ,
беседа,
наглядность
(цветовой
модуль)
Объяснитель
но –
иллюстратив
ная.
Изображать
можно и пятном.
Рассказ,
беседа,
упражнения,
наглядность,
демонстраци
я. Плавное
движение.
Раскрасить
приёмом
«размыть
пятно».
Объяснитель
но –
иллюстратив
ная,
частичнопоисковая,
игровая.
Индивиду
альная,
изображен
ие, работа
по
заданному
алгоритму.
холодны
е оттенки
Индивиду
альная,
изображен
ие
зверушки
из
произволь
но
сделанног
о краской
пятна.
Акварель,
отработка
приёма
рисования
кругов в
- пятно
-теплые
оттенки
саморазвития.
Различать цвета
красок. Придумывать и
изображать то, что
каждый хочет, умеет,
любит. Соотносить
восприятие цвета со
своими чувствами и
эмоциями.
Умение участвовать в
диалоге, отстаивать
своё мнение. Развитие
чувства эстетического
вкуса. Различать цвета
красок. Сочетание
холодных, теплых
тонов.
Уметь пользоваться
языком
изобразительного
искусства, применять
основные средства
художественной
выразительности
(пятно) в рисунке на
плоскости. Уметь
воплощать замысел в
своей работе, решать
творческие задачи на
уровне импровизаций,
участвовать в диалоге,
совместно обсуждать,
анализировать
Смешение теплых
цветов. Акварель.
Отработка приёма:
примакивание
кисти боком, от
светлого к
тёмному.
Начальные
представления об
основах живописи,
развитие умения
получать цветовое
пятно, изучение
основных, тёплых
и холодных
цветов. Рисование
с натуры листьев
деревьев.
06.10
13.10
5
6
Осень.
Волшебные
краски осеннего
дерева.
Осень – пора
плодородия.
Фрукты.
Коллективна
я работа,
рассказ,
беседа,
упражнения,
наглядность,
демонстраци
я, игра.
Объяснитель
но –
иллюстратив
ная,
частичнопоисковая,
игровая.
Рассказ,
наглядность
Объяснитель
ноиллюстратив
ная,
частичнопоисковая.
разных
направлен
иях.
Коллектив
ная
работа,
изображен
ие
осеннего
леса.
Индивиду
альная,
изображен
ие
фруктов.
Разноцвет
ные
краски
осени
«Волшебн
ый ковёр
красок».
произведения, работы.
- осень
- дерево
-краски
волшебст
во
- осень
- фрукты
Уметь пользоваться
языком
изобразительного
искусства, применять
основные средства
художественной
выразительности
(пятно) в рисунке на
плоскости. Уметь
воплощать свой
замысел в
коллективной работе,
участвовать в диалоге,
совместно обсуждать,
анализировать
произведения, работы.
Развитие первичных
навыков рисования по
памяти и
воображению, с
натуры. Умение
выбирать и
использовать
адекватные
выразительные
средства.
Беседа на тему
«Осень» с
использованием
иллюстративного
материала.
Передача в
рисунках формы,
очертания и цвета
изображаемых
предметов.
Изображение
дерева с натуры.
Беседа на тему
«Осень» с
использованием
иллюстративного
материала. Уметь
применять
основные средства
художественной
выразительности
на основе
собственного
замысла,
использовать
художественные
20.10
7
8
Осень — пора
плодородия.
Овощи.
Рассказ,
беседа,
наглядные
пособия.
Продуктивна
я,
объяснительн
о–
иллюстратив
ная, игровая.
Индивиду
альная,
изображен
ие овощей.
- осень
Домашние
животные.
Рисуем птиц.
Цыпленок.
Рассказ,
беседа,
наглядные
пособия.
Продуктивна
я,
объяснительн
о–
иллюстратив
ная, игровая.
Индивиду
альная,
изображен
ие рисунка
линией на
тему
«Домашни
е
животные
животны
е
- овощи
- птица
цыплено
к
Умение правильно
организовать свое
рабочее место,
правильно держать
кисть, лист бумаги,
свободно работать с
карандашом,
правильно передавать
форму, пропорции
изображаемого
Уметь применять
основные средства
художественной
выразительности на
основе собственного
замысла, использовать
художественные
материалы (карандаш,
фломастер),
материалы
(карандаш,
фломастер),
участвовать в
диалоге.
Беседа на тему
«Осень» с
использованием
иллюстративного
материала. Уметь
применять
основные средства
художественной
выразительности
на основе
собственного
замысла,
использовать
художественные
материалы
(карандаш,
фломастер),
участвовать в
диалоге.
Уметь
пользоваться
языком
изобразительного
искусства,
применять
основные средства
художественной
выразительности в
»
Изображат
ь можно
линией.
9
Изображать
можно в объёме.
Мои любимые
животные.
Беседа,
наглядные
пособия,
демонстраци
я, игра.
10
Художники и
зрители.
Орнамент в
полосе.
Беседа,
наглядные
пособия.
Объяснитель
ноиллюстратив
ная,
частичнопоисковая.
Объяснитель
ноиллюстратив
ная,
поисковая.
Индивиду
альная,
изображен
ие диких
животных.
животны
е
Фронтальн
ая.
Изображе
ние
природног
о
орнамент
в полосе.
художни
к
- зритель
орнамент
участвовать в диалоге.
Рассматривать
иллюстрации
(рисунки) в детских
книгах.
Придумывать и
изображать то, что
каждый хочет, умеет,
любит. Изображать
(декоративно) птиц,
передавая характер их
узоров, расцветки,
форму украшающих их
деталей, узорчатую
красоту фактуры.
Умение вступать в
общение с
произведением
искусства. Умение
участвовать в диалоге.
рисунке на
плоскости. Уметь
воплощать свой
замысел в
коллективной
работе,
участвовать в
диалоге,
совместно
обсуждать,
анализировать
произведения,
работы.
Умение вступать в
общение с
произведением
искусства, участвовать
в диалоге, адекватно
воспринимать
произведения
художников. Умение
узнавать отдельные
произведения
выдающихся
художников
Умение вступать в
общение с
произведением
искусства,
участвовать в
диалоге, адекватно
воспринимать
произведения
художников.
Умение узнавать
отдельные
произведения
Превратить комок
пластилина в
птицу. Лепка.
11
12
Рисование
открытки к
Новому году.
Мир полон
украшений.
Рассказ,
беседа,
наглядные
пособия.
Объяснитель
ноиллюстратив
ная,
поисковая.
Индивиду
альная,
изображен
ие
открытки
к Новому
году.
открытка
Рассказ,
беседа,
наглядность,
игра.
Продуктивна
я,
объяснительн
оиллюстратив
ная, игровая.
Индивиду
альная,
изображен
ие
сказочного
цветка (по
воображен
- мир
- новый
год
украшен
ие
(В.М.Васнецов).
Рассматривать
иллюстрации
(рисунки) в детских
книгах.
Придумывать и
изображать то, что
каждый хочет, умеет,
любит.
Рассматривать
орнаменты, находить в
них природные мотивы
и геометрические
мотивы.
Умение передавать
настроение в
творческой работе с
помощью тона и
композиции. Умение
выбирать и
использовать
адекватные выразит.
средства, умение
участвовать в диалоге.
Создавать не сложные
новогодние открытки.
Развитие навыков
рисования по
воображению. Умение
участвовать в диалоге,
выбирать и
использовать
адекватные
выдающихся
художников.
Живопись.
Знакомство с
палитрой
холодного цвета.
Рисование зимнего
дерева.
Смешивание
красок,
использование
приёма «набрызг».
Развитие навыков
рисования по
воображению.
Умение
участвовать в
диалоге, выбирать
и использовать
ию).
13
Красоту надо
уметь замечать:
узоры на
крыльях.
Симметрия,
симметричность.
Рисование
бабочки.
Рассказ,
беседа,
наглядность.
Объяснитель
ноиллюстратив
ная,
частичнопоисковая.
Индивиду
альная,
украшение
крыльев
бабочки.
выразительные
средства.
- узор
- крыло
симметр
ия
- бабочка
14
Красоту надо
уметь замечать:
красивые рыбы.
Аквариум.
Рассказ,
беседа,
упражнения,
наглядность.
Объяснитель
ноиллюстратив
ная,
частичнопоисковая.
Индивиду
альная,
украшение
рыбки
узорами
чешуи.
аквариум
-рыбы
Знание понятия о
симметрии. Умение
использовать
художественные
материалы для
графического
изображения (гелиевая
ручка), создавать
творческие работы на
основе собственного
замысла.
Умение строить
композиции,
использовать
художественные
материалы (гуашь,
фломастеры).
Начальное овладение
техникой монотипии.
Умение участвовать в
диалоге, выбирать и
использовать
адекватные
выразительные
средства.
адекватные
выразительные
средства.
Декоративное
рисование.
Прорисовка
мелких деталей
украшения наряда
бабочки.
Рисунок.
Живопись.
Рассмотреть
иллюстрации
обитателей
подводного мира.
Обратить
внимание на их
строение,
пропорции,
характерные
особенности,
окраску. Учить
рисовать
дельфинов, акул,
медуз, морских
звёзд, передавать
их строение,
окраску и среду
15
16
17
Красоту надо
уметь замечать:
украшения птиц.
Рассказ,
беседа,
наглядность,
демонстраци
я.
Репродуктив
ная,
объяснительн
оиллюстратив
ная.
Индивиду
альная,
изображен
ие
нарядной
птицы.
- птица
Красоту надо
уметь замечать:
украшения птиц.
Анималисты.
Рассказ,
беседа,
наглядность,
демонстраци
я
Репродуктив
ная,
объяснительн
оиллюстратив
ная
Индивиду
альная,
изображен
ие
нарядной
птицы
анималис
ты
Рассказ,
беседа,
наглядность.
Продуктивна
я,
объяснительн
оиллюстратив
Индивиду
альная,
изображен
ие
любимых
- человек
Как украшает
себя человек.
- цвета
птиц
орнамент
украшен
ия
Умение решать
творческие задачи на
уровне импровизации,
знать понятие
орнамент.
Анималисты.
Умение решать
творческие задачи на
уровне импровизации,
знать понятие
орнамент. Умение
участвовать в диалоге.
Умение строить
композиции, создавать
творческие работы на
основе собственного
замысла. Умение
обитания;
использовать
разные способы
работы красками.
Рассмотреть
иллюстрации
разных пород
птиц. Обратить
внимание на их
строение,
пропорции,
характерные
особенности,
окраску. Учить
рисовать синичку,
передавать ее
среду обитания;
использовать
разные способы
работы красками.
Умение решать
творческие задачи
на уровне
импровизации,
знать понятие
орнамент. Умение
участвовать в
диалоге.
Умение строить
композиции,
создавать
творческие работы
на основе
ная.
сказочных
героев и
их
украшени
й.
участвовать в диалоге,
выбирать и
использовать
адекватные
выразительные
средства.
18
Откуда пришла
Матрёшка.
Беседа,
наглядность,
демонстраци
я.
Репродуктив
ная.
Индивиду
альная,
коллектив
ная,
изображен
ие
Матрёшки
.
матрешк
а
19
Народные
промыслы
России.
Городецкая
роспись,
орнамент.
Беседа,
наглядность,
демонстраци
я.
Репродуктив
ная,
объяснительн
оиллюстратив
ная.
Презентация.
Индивиду
альная,
изображен
ие узора.
- Россия
20
Народные
промыслы:
Филимоновская
игрушка,
Наглядность,
демонстраци
я.
Продуктивна
я,
объяснительн
о-
- роспись
орнамент
Индивиду
альная,
изображен
ие
народные
промысл
ы
Филимон
овская
Умение выбрать и
применить
выразительные
средства для
реализации
собственного замысла
в художественном
произведении, умение
участвовать в диалоге,
работать в группе.
Учиться выполнять
элементы городецкой
росписи. Учиться
создавать из элементов
росписи композицию.
Уметь выполнять
элементы росписи
(филимоновская,
дымковская). Уметь
собственного
замысла. Умение
участвовать в
диалоге, выбирать
и использовать
адекватные
выразительные
средства.
Что такое
матрешка? Откуда
она пришла?
Работа цветными
карандашами.
Рисование по
примеру.
Создание
творческие работы
на основе
собственного
замысла с
использованием
художественных
материалов.
Рассмотрение
рисунков с
изображением
игрушек.
Дымковская
игрушка.
21
22
23
«Голубая сказка
Гжели». Роспись
посуды. Чайник.
Герои, борцы,
защитники.
Постройки в
нашей жизни.
иллюстратив
ная.
Наглядность,
демонстраци
я
Продуктивна
я,
объяснительн
оиллюстратив
ная.
нарядной
игрушки.
Индивиду
альная,
изображен
ие
чайника.
Упражнения,
лекция,
беседа,
вхождение в
контекст
проблем
ученика,
диалог,
презентация.
Продуктивна
я, наглядная,
объяснительн
оиллюстратив
ная,
личностноориентирова
нная.
Индивиду
альная,
парная,
групповая.
Беседа,
наглядность,
демонстраци
я, игра.
Объяснитель
ноиллюстратив
ная,
Индивиду
альная,
изображен
ие
игрушка
Дымковс
кая
игрушка
- гжель
- посуда
- чайник
- роспись
- герой
-боец
защитник
- жизнь
постройк
создавать из элементов
росписи композицию.
Самостоятельный
выбор сюжета и
техники
исполнении.
Композиция в круге.
Эскиз монохромной
декоративной росписи.
Освоение приёма кистевая роспись.
Беседа «Голубая сказка
Гжели».
Иметь представление
об основных памятных
событиях: война 1812
года, Сталинградская
битва. Уметь
выполнять
коллективную работу
на военную тему.
Знать героев войны
1812 года,
Сталинградской
битвы. Уметь находить
информационно –
справочный материал
по теме и пользоваться
им.
Развитие
композиционного
мышления и
воображения, умение
Беседа на тему что
такое «Гжель».
Изучение
рисунков в данной
технике. Учимся
расписывать
посуду.
Что за праздник 23
февраля? Беседа о
героях Саратова,
просмотр
подготовленной
презентации о
героях. Рисование,
разукрашивание
рисунка на
военную тематику.
Композиция.
Обсудить
композицию и
сюжет темы.
24
25
поисковая,
игровая.
сказочного
дома для
себя и
своих
товарищей
по
воображен
ию.
а
Индивиду
альная,
лепка
сказочных
домиков в
форме
овощей и
фруктов,
грибов.
- домик
Индивиду
альная,
создание
простых
образов из
простых
геометрич
еских
аппликац
ия
Домики, которые
построила сама
природа.
Рассказ,
беседа,
наглядность,
демонстраци
я, игра.
Репродуктив
ная, игровая.
Всё имеет своё
настроение.
Аппликация из
геометрических
фигур.
Беседа,
упражнения,
наглядность.
Репродуктив
ная.
- природа
геометри
ческая
фигура
создавать творческие
работы на основе
собственного замысла,
использовать
художественные
материалы. Умение
участвовать в диалоге,
выбирать и
использовать
адекватные
выразительные
средства.
Умение использовать
художественные
материалы
(пластилин),
применять приёмы
лепки с приставными
деталями. Умение
участвовать в диалоге.
Уметь видеть
конструкцию –
построение предмета;
использовать
художественные
материалы (бумага);
применять навыки
изображения в технике
Учить рисовать
сказочных героев,
передавать
сказочную
атмосферу
композиции.
Использовать в
работе смешанную
технику (акварель,
гуашь,
фломастеры,
карандаши).
Умение строить
коипозиции,
использовать
художественные
материалы (гуашь,
фломастеры).
Умение
участвовать в
диалоге, выбирать
и использовать
адекватные
выразительные
средства.
Что такое
аппликация?
Просмотр
образцов работ.
Обратить
внимание на
строение цветов,
форму, цветовую
фигур.
26
27
«Сказочная
страна».
Какого цвета
небо?
Беседа,
наглядность,
сказка.
Продуктивна
я
Беседа,
упражнения,
наглядность.
Продуктивна
я,
объяснительн
оиллюстратив
ная.
Коллектив
ная
работа,
создание
панно.
- сказка
Индивиду
альная,
создание
образов по
памяти.
- небо
- страна
аппликации. Умение
создавать творческие
работы на основе
собственного опыта.
Формирование
представлений о
пространственной
композиции, умение
сформулировать
замысел, участие в
диалоге. Уметь
использовать
художественные
материалы (бумага);
применять основные
средства
художественной
выразительности в
декоративных работах.
Умение выбрать и
применить
выразительные
средства для
реализации
собственного замысла
в художественном
произведении, умение
участвовать в диалоге,
работать в группе.
окраску.
Изобразительные
свойства
графических
материалов:
фломастеров,
мелков. Ритм
пятен и линий.
Игра «Мы –
гномики».
Понятие «небо»,
переработка
природных форм.
Рисование
звездного неба.
28
Пропорции и
форма различных
садовых цветов.
Мы изображаем
весенние цветы.
Рассказ,
беседа,
упражнения,
наглядность.
Объяснитель
ноиллюстратив
ная,
частичнопоисковая.
Индивиду
альная,
изображен
ие цветка (
с натуры
или по
памяти).
- сад
- садовые
цветы
- весна
29
Урок любования.
Умение видеть.
Беседа,
демонстраци
я.
Продуктивна
я.
Фронтальн
ая,
экскурсия
в природу,
зарисовки.
любован
ие
30
«Здравствуй,
лето!». Выставка
работ.
Беседа,
наглядность.
Продуктивна
я.
Индивиду
альная,
создание
композици
и
«Здравств
уй, лето!»
- лето
Умение слушать,
наблюдать, работать
индивидуально по
заданию учителя.
Учить высказывать
своё отношение к
нежным краскам
весны. Развитие
композиционного
мышления и
воображения,
творческого
личностного
саморазвития.
Умение использовать
художественные
материалы (цветные
карандаши);
применять основные
средства
художественной
выразительности в
рисунке ( с натуры).
Умение применять
навыки зарисовок с
натуры.
Знать жанр
изобразительного
искусства - пейзаж.
Уметь использовать
художественные
материалы, применять
основные средства
Рассмотреть
примеры
композиций.
Учить рисовать и
закрашивать цветы
разными
способами.
Беседа на тему что
такое лето?
Просмотр
мультфильма на
данную тематику.
Зарисовка летних
пейзажей.
по
впечатлен
иям от
природы.
31
Беседа «Родная
природа в
творчестве
русских
художников».
Рассказ,
беседа,
презентация.
Репродуктив
ная,
объяснительн
оиллюстратив
ная, парная.
Коллектив
ная,
индивидуа
льная.
творчест
во
художни
к
- природа
32
«Малая Родина»
Рассказ,
беседа,
презентация.
объяснительн
оиллюстратив
ная
Коллектив
ная,
индивидуа
льная.
творчест
во
художни
к
33
Идём в музей
(виртуальная
Наглядность,
демонстраци
Объяснитель
но-
Индивиду
альная,
- природа
экскурси
художественной
выразительности.
Развитие
композиционного
мышления и
воображения, умение
создавть творческие
работы на основе
собственного замысла
с использованием
зарисовок, сделанных
в природе.
Умение вступать в
общение друг с другом
по поводу
произведений
искусства. Умение
участвовать в диалоге,
адекватно
воспринимать
произведения
художников
Уметь использовать
художественные
материалы (бумага);
применять основные
средства
художественной
выразительности в
декоративных работах.
Знать в общих чертах
историю
Просмотр
презентации, по
теме природа в
творчестве
художников.
Вспомнить кто
такой художник?
Изобразительные
свойства
графических
материалов:
фломастеров,
мелков.
Что такое музей?
Где находится
34
экскурсия).
Третьяковская
галерея.
я.
Красота природы.
Беседа,
наглядность.
Коллективна
я работа.
иллюстратив
ная.
Презентация
Продуктивна
я.
коллектив
ная,
диалог,
обсуждени
е.
Индивиду
альная,
изображен
ие
пейзажа.
я
-музей
- природа
Третьяковской галереи
(произведения и
авторов известных
полотен).
Знать жанр
изобразительного
искусства - пейзаж.
Формирование
представлений о
пространственной
композиции, умение
воспринимать
окружающий мир.
Умение участвовать в
диалоге, выбирать и
использовать
адекватные
выразительные
средства.
Третьяковская
галерея? Беседа.
Просмотр
презентации/
видеофильма.
Рисунок.
Живопись.
Рассмотреть
открытки и
репродукции работ
художников
рисовавших
цветы. Обратить
внимание на
строение цветов,
форму, цветовую
окраску. Учить
рисовать и
закрашивать цветы
разными
способами.
Использованная литература
Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;
Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я.Диск.
www.IZOCD .ru
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство:
методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. –
М.: Аквариум, 2009. – 54 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.:
Просвещение, 2010. – 64 с.
Федотова И. В. Изобразительное искусство: поурочные планы по учебнику Л. А.
Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить,
создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство. – М.:
Просвещение, 2007г.
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство.
Творческая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.,
Просвещение, 2009.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М., Просвещение, 2009.
Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток,
репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Ацвазовского.
Наглядные таблицы по ИЗО (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета,
Натюрморт, Пейзаж).
Павлова О. В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э.
И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам
художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.