Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности по
направлению «Проектная деятельность» для обучающихся 7 «Б»
класса (АООП вариант 1)
Составитель: Смирнова О.Г.
Должность: учитель, 1к.к.
Реж – 2025год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона РФ «Об образовании» №273-ф от 29.12.2012.
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучающихся интеллектуальными нарушениями – ФАООП УО,
утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№1026, адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с
умственной
отсталостью
Государственного
бюджетного
общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»,
утверждённым приказом директора образовательного учреждения.
Настоящая программа внеурочной деятельности "Я и моя
семья" разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта.
Проект направлен на формирование у обучающихся понимания
семейных традиций, истории своего рода, осознания значимости имени и
фамилии, осознание себя частью большой семейной системы.
Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся — сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким
людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с
родным домом и ближайшим окружением.
Вот почему в современной школе изучение истории семьи является
актуальной темой.
Цель программы:
Развитие исследовательской культуры, умения собирать и
анализировать информацию, воспитание уважения к семейным ценностям и
историческому наследию.
создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории
Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных
семейных ценностей.
Задачи программы:
Дать представление обучающимся (и их родителям) об
организации поисковой деятельности в процессе изучения своей семьи.
2.
Вовлекать младших школьников в поисковую деятельность,
направленную на познание семейных традиций, развивая творческие
способности, самостоятельность, инициативу.
3.
Содействовать сплочению семьи, укреплению связей между
поколениями посредством организации поисковой деятельности.
4.
Формировать чувство уважительного отношения к членам семьи,
гордости за семью.
1.
2
Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса
к истории семьи её традициям.
5.
Программа состоит из блоков.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Знакомство с понятием «семья» и историей своего рода
Исследование истории своей семьи
Имя и фамилия: история и значение
Традиции и обычаи моей семьи
История моей страны в истории моей семьи
Презентация и защита проекта
№
1
Тема
Введение. Что
семья?
2
Цели и задачи проекта.
Выбор
формы
представления
результатов
3
Правила
группе
4
"Что я уже знаю о своей
семье?" Анкетирование.
5
"Мои предки". Кто такие
предки и зачем их знать
6
Где искать информацию
о семье? Источники
информации.
такое
работы
в
Содержание
Обсуждение понятия "семья". Разные
типы семей (полная, неполная,
многодетная).
Значение семьи в
жизни каждого человека.
Объяснение цели и задач проекта
"Моя семья и ее история". *
Обсуждение
возможных
форм
представления
результатов
(генеалогическое
древо,
альбом,
презентация, видеоролик, сайт). *
Обсуждение правил эффективной
работы
в
группе
(уважение,
выслушивание, ответственность). *
Проведение
коротких
игр
на
командообразование. * Разработка
кодекса правил для рабочих групп.
Раздача анкет с вопросами о семье
(имена, даты рождения, профессии,
интересные факты). Сбор анкет.
Краткое
обсуждение
наиболее
интересных ответов (без разглашения
личной
информации).
Анализ
пробелов в знаниях.
Объяснение понятия "предки" и их
роль в формировании личности. *
Рассказ о важности знания истории
своей семьи. * Просмотр иллюстраций
генеалогических
древьев
и
исторических
фотографий.
*
Обсуждение: "Почему важно знать
свои корни?".
Обсуждение различных источников
информации о семье: * Семейные
архивы
(фотографии, документы,
письма). Интервью с родственниками.
Библиотеки и архивы. Интернетресурсы (сайты генеалогических баз
3
Дата
7
Интервью
родственниками.
8
Ролевая
«Интервью»
9
Анализ
собранной
информации.
Систематизация данных.
10
12
Знакомство
с
родословной
Составление
родословной
Генеалогическое древо
13
Генеалогическое древо
14
Анализ
составленных
деревьев: сравнение и
обобщение
История возникновения
фамилий и имен.
Интересные факты о
происхождении русских
имен и фамилий. Поиск
аналогов моих имени и
фамилии
на
других
языках
"Мое имя". История и
значение имени.
11
15
16
17
18
с
игра
данных).
Обсуждение этических
аспектов поиска информации.
Разработка списка вопросов для
интервью с родственниками (о
детстве, юности, работе, семейных
традициях, интересных событиях).
Ролевая игра "Интервью" (один ученик
- интервьюер, другой - родственник).
Обсуждение
правил
проведения
интервью. Практическое проведение
интервью
с
родственниками
(домашнее задание).
Анализ собранных интервью и других
источников
информации.
Систематизация данных в виде схем,
таблиц,
хронологических
линий.
Выделение
наиболее
интересных
фактов и событий.
Знакомство с различными видами
генеалогических древьев.
Составление родословной своей семьи
(на основе собранной информации
Оформление генеалогического древа в
выбранной
форме
(рисование,
аппликация
Оформление генеалогического древа в
выбранной
форме
(рисование,
аппликация
Делают выводы о сходствах и
различиях между семьями
Беседа. Исследование.
Исследование с происхождением
Исследование происхождения своего
имени (с использованием словарей и
интернет-ресурсов). * Обсуждение
значения имени и его влияния на
характер
человека.
Написание
короткого сочинения "История моего
имени".
"Моя
фамилия". Исследование происхождения своей
Происхождение
и фамилии (с использованием словарей
значение фамилии.
и интернет-ресурсов). Обсуждение
значения фамилии и ее связи с
профессией или местом жительства
4
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
предков.
Написание
короткого
сочинения "Происхождение моей
фамилии".
«Мое отчество». О чем Беседа, рассказ
могут рассказать наши
отчества
Подготовка
и Подбор и оформление материала
оформление раздела о
своем имени и фамилии
для итогового проекта
Семейные обычаи и Обсуждение
разных
источников
традиции
разных информации
народов мира.
Семейные традиции. Что Обсуждение
понятия
"семейные
передается из поколения традиции". Рассказы о семейных
в поколение?
традициях, праздниках, обычаях в
разных семьях. Обсуждение: "Какие
традиции есть в моей семье?". Почему
важно сохранять семейные традиции?
Семейные
реликвии. Принесение
семейных
реликвий
История
вещей, (фотографии, документы, предметы)
хранящих память.
на занятие. Рассказы о истории этих
вещей и их значении для семьи.
Фотографирование
реликвий
для
включения в проект.
Какие
праздники Обсуждение, рассказы обучающихся.
отмечает наша семья? Оформление итоговых материалов о
Семейные рецепты и семейных традициях
блюда.
Мир
семейных Рассказы о семейных увлечениях,
увлечений. Досуг – дело хобби.
серьезное
Народные игры и забавы Знакомство с играми и развлечениями,
семьи
которые были популярны среди ваших
предков
Игры и игрушки наших
мам, пап, бабушек и
дедушек
Фамильный
герб
и Обсуждение. рассказы
фамильный девиз. Что
изучает
наука
геральдика?
Составление
Оформление фамильного герба
фамильного герба.
Создание
семейного Подбор фотографий для семейного
альбома
альбома. Написание подписей к
фотографиям.
Оформление
Добавление интересных фактов и
историй о членах семьи.
Праздник со слезами на Рассказ,
практическая
работа,
глазах. День Победы
просмотр видео
5
32
33
34
О
чём
рассказали
фотографии
из
семейного
альбома.
Проект «Члены моей
семьи
–
участники
Великой Отечественной
войны»
Подготовка
к
презентации
проекта.
Репетиции.
Практическая
информации
работа.
Поиск
Подготовка текста выступления для
презентации
проекта.
Создание
мультимедийной презентации (если
выбрана эта форма). Репетиции
выступления перед одноклассниками.
Презентация
проекта Представление
результатов
"Моя семья и её история, исследования перед одноклассниками,
моё имя, фамилия".
родителями, гостями. Ответы на
вопросы. Обсуждение и оценка работы
над проектом.
6