Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа по предмету Основы социальной жизни
для обучающихся 9а и 9б класса
(АООП вариант 1)
Составитель: Яковлева
Галина Александровна
Должность: учитель, 1к.к.
Реж – 2025год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, утвержденной приказом министерства просвещения №1026 от 24.11.22г.
- АООП «Центра «Дар»;
Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование
умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых
бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 66 часов в год.
На основании протокола ППк №249 от 12.08.2025г. идет дифференциация обучающихся на группы.
Класс
9а
9б
Достаточный уровень
Сергеев Никита
Лепинских Кирилл
Шабурова Валерия
Гарипова Светлана
Першин Кирилл
Перминов Дмитрий
Николаев Максим
Минимальный уровень
Новопашина Екатерина
Овчинникова Мария
Шатохина Анна
Ржанникова Ульяна
Планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
знание способов хранения и переработки продуктов
питания;
составление ежедневного меню из предложенных
продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых
блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров
ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью
рта, волосами, кожей рук;
соблюдение правила поведения в доме и общественных
местах; представления о морально-этических нормах
поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка
дома, стирка белья, мытье посуды);
навыки обращения в различные медицинские учреждения
(под руководством взрослого);
пользование различными средствами связи для решения
практических житейских задач;
знание основных статей семейного бюджета;
коллективный расчет расходов и доходов семейного
бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под
руководством педагогического работника с целью
знание отдельных видов продуктов питания,
относящихся к различным группам; понимание их
значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под
руководством педагогического работника;
представления о санитарно-гигиенических
требованиях к процессу приготовления пищи;
соблюдение требований техники безопасности при
приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви,
некоторых правил ухода за ними; соблюдение
усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение
под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового
обслуживания и их назначения; решение типовых
практических задач под руководством
педагогического работника посредством
обращения в предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и
назначения;
совершение покупок различных товаров под
руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях
Уровень ниже
минимального
представления о разных группах
продуктов питания;
знание отдельных видов одежды и
обуви, некоторых правил ухода за
ними;
обращения в различные организации социального
назначения.
семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в
общественных местах (магазинах, транспорте,
музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной
направленности и их назначения;
Достаточный уровень
Минимальный уровень
понимать содержание учебных заданий,
выполнять их самостоятельно или с помощью
учителя;
владеть элементами самоконтроля при
выполнении заданий;
владеть элементами оценки и самооценки.
уметь самостоятельно исправлять ошибки.
Уровень ниже
минимального
Выполнять задания при максимальной
уметь последовательно отвечать на
помощи со стороны (учителя,
вопросы по основным темам, выбирать
правильный ответ из ряда предложенных одноклассников)
вариантов (заданий);
уметь слушать учителя, выполнять
предложенные виды заданий по образцу;
использовать помощь при выполнении
учебных задач;
усвоить элементы контроля учебной
деятельности (помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватно реагировать на оценку
учебных действий.
Календарно-тематическое планирование
Тема
Повторение.
Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ
Экскурсия «Пришкольный участок»
Кол-во
часов
1
1
1
Дата
Практическая работа «Садовые работы на пришкольном участке.»
Практическая работа: уборка овощных культур.
Практическая работа: уборка садового инвентаря после сезонной работы.
Интерьер жилого дома. Стекло и зеркала в интерьере
Практическая работа: «Рациональная расстановка мебели»
Сохранение жилищного фонда
Практическая работа: «Чтение квитанций за коммунальные услуги»
Последствия вредных привычек для организма человека
Практическая работа: «Курение и алкоголь: в чём опасность?»
Значение физических упражнений: в здоровом теле –здоровый дух.
Контрольная работа по разделу «Жилище»
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению
Практическая работа: «Уход за больным» (кабинет медика) (16)
Стиль одежды, мода. Обновление одежды
Экскурсия: «Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением»
Санитарное состояние кухни, гигиена приготовления пищи (повторение)
Правила техники безопасности при работе с режущими предметами, электроприборами
Проверочная работа: «Правила работы на кухне»
Диетическое питание
Практическая работа: «Подбор рецептов диетического питания»
Практическая работа: «Составление меню диетического питания на день, неделю»
Технология приготовления диетической пиццы с овощами
Практическая работа: «Пицца с овощами»
Питание детей ясельного возраста. Технология приготовления манной каши на молоке
Практическая работа: «Манная каша на молоке»
Сервировка праздничного стола
Контрольная работа: по разделу «питание »
Национальные блюда разных стран. Русские национальные блюда.
Практическая работа: «Национальное блюдо - блины» (16)
Технология приготовления вареников с картофелем
Практическая работа: «Национальное блюдо – вареники с картофелем»
Технология приготовления ватрушки с творогом
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическая работа: «Национальное блюдо – ватрушка с творогом»
Практическая работа: «Сервировка праздничного стола»
Практическая работа: «Салфетки для праздничного стола»
1
1
1
Виды связи (сотовая, автоответчик, факс, интернет).
1
Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной 1
жизни
Денежные переводы: виды, стоимость
1
Экскурсия: «Заполнение бланков на отправление денежного перевода»
1
Виды транспорта (повторение материала за 5-8 классы). Авиатранспорт
1
Аэропорт: службы, порядок приобретения билетов
1
Правила поведения в самолёте. Багаж
1
Творческая работа: «Ручная кладь и багаж»
1
«Порядок организации авиа перелёта»
1
«Стоимость авиа перелётов, порядок посадки на рейс»
1
Творческая работа: «Я лечу в другую страну»
1
Контрольная работа по разделу: транспорт
1
Предприятия бытового обслуживания
1
Экскурсия: предприятие бытового обслуживания – парикмахерская. (20)
1
Российская семья. Семейный кодекс РФ. Основные виды семейных отношений. Семейные
1
традиции
Практическая работа: «Брачный договор»
1
Домашний бюджет
1
Ответственность родителей за будущее ребенка
1
Поведение родителей в семье, где ждут ребенка. Новорожденный в семье
1
Грудной ребенок в семье
1
Закон Российской Федерации о браке и семье.
1
Взаимоотношения в семье. Культуры поведения в современном обществе.
1
Обобщение пройденной темы
1
Годовая контрольная работа: я готов к самостоятельной жизни
1
Практическая работа: «Обработка клумб для высадки цветочной рассады»
1
Практическая работа: «Высадка цветочной рассады в грунт»
1
Практическая работа: ««Подготовка почвы к посадке овощных культур»
1
Практическая работа: «Посадка овощных культур»
Тема,
раздел
Повторение. (2ч)
Содержание
Виды деятельности, формы работы
Минимальный
уровень
Достаточный уровень
Ниже
минимального
Повторение материла
пройденного в 8 классе
Повторяют и обобщают
изученный материал за 8
класс. Участвуют в
викторине, отгадывают
загадки, ребусы. Выполняют
по образцу элементарные
задания с помощью учителя
от начала до конца.
Повторяют изученный
материал за 8 класс за
учителем или
одноклассниками.
Выполняют по образцу
элементарные задания с
максимальной помощью
учителя или
одноклассников.
Работа на пришкольном
участке. Интерьер.
Рациональная расстановка
мебели в квартире.
Сохранение жилищного
фонда.
Рациональная расстановка
мебели, побор деталей
интерьера. Пр.р.
Косметический ремонт.
Подсчет расходов на
косметический ремонт.
Перечисляют правила
расстановки мебели в
квартире. Объясняют
требования к подбору
интерьера, светильников и
других деталей. Расставляют
мебель в квартире (на
макете). Подбирают детали
интерьера. Называют
правила сохранения
жилищного фонда. С
помощью учителя.
Повторяют и обобщают
изученный материал за 8 класс.
Участвуют в викторине,
отгадывают загадки, ребусы.
Понимают учебные задачи и
стараются их выполнять.
Выполняют элементарные
задания по инструкции с
помощью учителя от начала до
конца.
Перечисляют правила
расстановки мебели в квартире.
Объясняют требования к подбору
интерьера, светильников и
других деталей. Расставляют
мебель в квартире (на макете).
Подбирают детали интерьера.
Называют правила сохранения
жилищного фонда
1.Повторение.
2.Вводная контрольная
работа: что такое ОСЖ
Жилище (8ч)
Экскурсия «Пришкольный
участок»
Практическая работа
«Садовые работы на
пришкольном участке.»
Практическая работа:
уборка овощных культур.
Практическая работа:
уборка садового инвентаря
после сезонной работы.
Интерьер жилого дома.
Стекло и зеркала в
1
Повторяют за учителем
или однокласниками
правила расстановки
мебели в квартире.
требования к подбору
интерьера, светильников
и других деталей.
Расставляют мебель в
квартире (на макете) с
максимальной помощью
учителя или
одноклассников..
интерьере
Практическая
работа:
«Рациональная
расстановка мебели»
Сохранение
жилищного
фонда
Практическая
работа:
«Чтение квитанций за
коммунальные услуги»
Личная гигиена и
здоровье (4ч)
Последствия
вредных
привычек для организма
человека
Практическая
работа:
«Курение и алкоголь: в
чём опасность?»
Значение физических
упражнений: в здоровом
теле –здоровый дух.
Контрольная работа по
разделу «Жилище»
Охрана здоровья (2ч)
Инфекционные
заболевания и меры по их
предупреждению
Практическая
работа:
«Уход
за
больным»
(кабинет медика)
Здоровый образ жизни- одно
из условий успеха в жизни
человека. Вред курения,
алкоголя и
наркотиков. Значение
физических упражнений: в
здоровом теле -здоровый
дух. Современные
спортивные увлечения.
Рассказывают о
необходимости соблюдения
здорового образа жизни.
Перечисляют современные
спортивные увлечения.
Объясняют вред воздействия
алкоголя, наркотиков и
табака на организм человека.
С помощью учителя.
Рассказывают о необходимости
соблюдения здорового образа
жизни. Перечисляют
современные спортивные
увлечения. Объясняют вред
воздействия алкоголя,
наркотиков и табака на организм
человека
Повторяют за учителем
или одноклассниками о
необходимости
соблюдения здорового
образа жизни.
Инфекционные заболевания
и меры по их
предупреждению.
Документы,
подтверждающие
нетрудоспособность:
справка, и лист
нетрудоспособности. Уход
за больным. Уход за
больным: измерение
температуры, наложение
горчичников, чтение
аннотаций к лекарствам,
смена постельного белья.
Перечисляют инфекционные
заболевания и меры по их
предупреждению.
Рассказывают о правилах
ухода за больным.
Объясняют условия
освобождения от работы (по
болезни, для ухода за
больным). С помощью
учителя.
Перечисляют инфекционные
заболевания и меры по их
предупреждению. Рассказывают
о правилах ухода за больным.
Объясняют условия
освобождения от работы (по
болезни, для ухода за больным).
Повторяют за учителем
или одноклассниками
инфекционные
заболевания и меры по
их предупреждению. правила ухода за
больным.
Пр.р.
Одежда и обувь (2ч)
Стиль
одежды,
мода.
Обновление одежды
Практическая
работа:
«Выбор одежды и обуви
при
покупке
в
соответствии
с
назначением»
Питание (20ч)
Санитарное
состояние
кухни,
гигиена
приготовления
пищи
(повторение)
Правила
техники
безопасности при работе с
режущими
предметами,
электроприборами
Проверочная
работа:
«Правила
работы
на
кухне»
Диетическое питание
Практическая
работа:
«Подбор
рецептов
диетического питания»
Практическая
работа:
«Составление
меню
Стиль одежды, мода.
Обновление одежды (замена
мелких деталей). Внешний
вид молодого
человека и средства
выражения
индивидуальности. Выбор
одежды и обуви при
покупке.
Определение размеров
одежды и обуви, примерка
одежды и обуви. Пр.р.
Выведение мелких
пятен с одежды в домашних
условиях. Выведение пятен.
Пр.р.
Приготовление
национальных блюд.
Приготовление
национального блюда. Пр.р.
Меню
праздничного стола.
Составление меню
праздничного стола. Пр.р.
Сервировка праздничного
стола. Сервировка
праздничного стола. Пр.р.
Питание детей ясельного
возраста.
Приготовление блюда для
детей ясельного возраста.
Пр.р. Диетическое питание.
Приготовление диетического
блюда. Пр.р.
Определяют стиль в одежде.
Рассказывают о способах
обновления одежды с
помощью мелких деталей.
Перечисляют средства для
выражения
индивидуальности.
Объясняют правила
рационального выбора
одежды и обуви при
покупке, учитывая их
назначение и собственные
возможности. С помощью
учителя.
Определяют стиль в одежде.
Рассказывают о способах
обновления одежды с помощью
мелких деталей. Перечисляют
средства для выражения
индивидуальности. Объясняют
правила рационального выбора
одежды и обуви при покупке,
учитывая их назначение и
собственные возможности
Повторяют за учителем
или одноклассниками о
способах обновления
одежды с помощью
мелких деталей.
- средства для
выражения
индивидуальности.
-правила рационального
выбора одежды и обуви
при покупке, учитывая
их назначение и
собственные
возможности.
Перечисляют способы
приготовления
национальных блюд.
Объясняют правила
сервировки праздничного
стола. Составляют меню
праздничного стола.
Называют блюда для детей
ясельного возраста.
Составляют меню для
ребенка ясельного возраста.
Перечисляют диетические
блюда. С помощью учителя.
Перечисляют способы
приготовления национальных
блюд. Объясняют правила
сервировки праздничного стола.
Составляют меню праздничного
стола. Называют блюда для детей
ясельного возраста. Составляют
меню для ребенка ясельного
возраста. Перечисляют
диетические блюда
Повторяют за учителем
или одноклассниками
способы приготовления
национальных блюд.
- правила сервировки
праздничного стола.
- блюда для детей
ясельного возраста.
диетического питания на
день, неделю»
Технология приготовления
диетической
пиццы
с
овощами
Практическая
работа:
«Пицца с овощами»
Питание детей ясельного
возраста.
Технология
приготовления
манной
каши на молоке
Практическая
работа:
«Манная каша на молоке»
Сервировка праздничного
стола
Контрольная работа: по
разделу «питание »
Национальные блюда
разных стран. Русские
национальные блюда.
Практическая
работа:
«Национальное блюдо блины»
Технология приготовления
вареников с картофелем
Практическая
работа:
«Национальное блюдо –
вареники с картофелем»
Технология приготовления
ватрушки с творогом
Практическая
работа:
«Национальное блюдо –
ватрушка с творогом»
Практическая
работа:
«Сервировка праздничного
стола»
Практическая
работа:
«Салфетки
для
праздничного стола»
Средства связи (4ч)
Виды
связи
(сотовая,
автоответчик,
факс,
интернет).
Интернет-связь.
Электронная почта. Видеосвязь
(скайп).
Особенности, значение в
современной жизни
Денежные переводы: виды,
стоимость
Экскурсия: «Заполнение
бланков на отправление
денежного перевода»
Транспорт (8ч)
Виды
транспорта
(повторение материала за
5-8
классы).
Авиатранспорт
Аэропорт:
службы,
порядок
приобретения
билетов
Правила
поведения
в
самолёте. Багаж
Творческая
работа:
«Ручная кладь и багаж»
«Порядок
организации
авиа перелёта»
«Стоимость
авиа
перелётов,
порядок
посадки на рейс»
Творческая работа: «Я
лечу в другую страну»
Виды связи (сотовая,
автоответчик, факс,
интернет). Правила
пользования основными
средствами связи. Пр.р.
Мультикасса. Денежные
переводы. Виды переводов.
Рассказывают о
современных видах связи.
Сравнивают сотовую связь,
факс и интернет. Знакомятся
с видами денежных
переводов. Различают виды
денежных переводов.
Определяют стоимость
денежных переводов. С
помощью учителя.
Рассказывают о современных
видах связи. Сравнивают
сотовую связь, факс и интернет.
Знакомятся с видами денежных
переводов. Различают виды
денежных переводов.
Определяют стоимость
денежных переводов
Повторяют за учителем
или одноклассниками
современные виды связи.
- виды денежных
переводов.
Авиатранспорт. Аэровокзал.
Маршруты. Порядок
приобретения билетов.
Регистрация рейсов.
Стоимость проезда.
Экскурсия в кассу
Аэрофлота. Сюжетноролевая игра "На каникулы
летим самолетом".
Описывают авиатранспорт,
порядок приобретения и
возврата билетов, правила
посадки в самолет, службы
аэровокзала. Называют
основные маршруты
самолетов. Определяют
маршруты и выбирают
транспортные средства. С
помощью учителя.
Описывают авиатранспорт,
порядок приобретения и возврата
билетов, правила посадки в
самолет, службы аэровокзала.
Называют основные маршруты
самолетов. Определяют
маршруты и выбирают
транспортные средства.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
авиатранспорт, порядок
приобретения и возврата
билетов, правила
посадки в самолет,
службы аэровокзала.
Контрольная работа по
разделу: транспорт
Предприятия,
организации,
учреждения. (2ч)
Предприятия
бутового
обслуживания
Предприятия бытового
обслуживания населения, их
назначение. Виды услуг.
Правила
пользования услугами
предприятиями бытового
обслуживания.
Характеризуют предприятия
бытового обслуживания.
Определяют назначение
предприятий бытового
обслуживания. Различают
виды оказываемых ими
Экскурсия: предприятие
услуг. Объясняют правила
бытового обслуживания
пользования услугами
– парикмахерская.
предприятий бытового
обслуживания. Перечисляют
профессии работников
предприятий. (с помощью
учителя)
Основы семейного очага
Рассказывают о порядке и
Семья (10ч)
(условия для создания семьи, условиях заключения и
Российская семья.
семейные отношения,
расторжения брака, основах
Семейный кодекс РФ.
семейные
семейных отношений,
Основные виды семейных
традиции). Закон
семейных традициях,
отношений. Семейные
Российской Федерации о
организации досуга и отдыха
традиции
в семье. Перечисляют
Практическая
работа: браке и семье.
Взаимоотношения в семье.
морально-этические нормы
«Брачный договор»
Культуры
поведения
в
взаимоотношений в семье,
Домашний бюджет
современном обществе.
об обязанностях членов
Ответственность
семьи, связанных с заботой о
родителей за будущее Распределение
хозяйственно-бытовых
детях. Распределяют
ребенка
обязанностей
между
обязанности между членами
Поведение родителей в
членами
семьи.
Семейные
семьи. С помощью учителя.
семье, где ждут ребенка.
ситуации.
Пр.р.
Новорожденный в семье
Грудной ребенок в семье
Закон Российской
Федерации о браке и
семье.
Взаимоотношения в семье.
Культуры поведения в
Характеризуют предприятия
бытового обслуживания.
Определяют назначение
предприятий бытового
обслуживания. Различают виды
оказываемых ими услуг.
Объясняют правила пользования
услугами предприятий бытового
обслуживания. Перечисляют
профессии работников
предприятий.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
характеристики
предприятия бытового
обслуживания.
-назначение предприятий
бытового обслуживания.
- виды оказываемых ими
услуг.
-профессии работников
предприятий. (с
помощью учителя)
Рассказывают о порядке и
условиях заключения и
расторжения брака, основах
семейных отношений, семейных
традициях, организации досуга и
отдыха в семье. Перечисляют
морально-этические нормы
взаимоотношений в семье, об
обязанностях членов семьи,
связанных с заботой о детях.
Распределяют обязанности
между членами семьи.
Повторяют за учителем
или одноклассниками
порядок и условия
заключения и
расторжения брака,
основах семейных
отношений, семейных
традициях, организации
досуга и отдыха в семье.
- обязанности между
членами семьи.
современном обществе.
Обобщение пройденной
темы
Годовая контрольная
работа: я готов к
самостоятельной жизни
Весенние работы на
Жилище (4ч)
Практическая
работа: пришкольном участке
«Обработка клумб для
высадки
цветочной
рассады»
Практическая
работа:
«Высадка
цветочной
рассады в грунт»
Практическая
работа:
««Подготовка почвы к
посадке овощных культур»
Практическая
работа:
«Посадка
овощных
культур»
Работают на пришкольном
участке с помощью учителя
Работают на пришкольном
участке
Повторяют действия за
учителем или
одноклассниками
График экскурсий
Экскурсия «Пришкольный участок»
Экскурсия: «Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением»
Экскурсия: «Заполнение бланков на отправление денежного перевода»
Экскурсия: предприятие бытового обслуживания – парикмахерская.
График контрольных работ
Вводная контрольная работа: что такое ОСЖ
Контрольная работа по разделу «Жилище»
Контрольная работа: по разделу «питание »
Контрольная работа по разделу: транспорт
Годовая контрольная работа: я готов к самостоятельной жизни
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Март
Май
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При устном опросе:
-Оценка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.
-Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности,
оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
-Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе:
обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя,
недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить
знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
-Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или
выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2
ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.
- Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.
Вводная контрольная работа по предмету ОСЖ 9 класс
Имя, фамилия, класс___________________________________________
1. Проставьте последовательность этапов приготовления макаронных изделий:
- промыть изделие - варить до готовности
- засыпать изделие в воду - налить воду в кастрюлю
- довести воду до кипения - посолить воду
2. Варить овощи для винегрета и салатов следует:
- очищенными - нарезанными крупными кусками
- неочищенными - нарезанными мелкими кусками
3. Запишите ряд молочных продуктов, изготовленных из молока:
- _________________________ - ____________________________
- _________________________ - ____________________________
- _________________________ - ____________________________
4. Запишите основные этапы уборки жилого помещения:
- _________________________ - ____________________________
- _________________________ - ____________________________
- _________________________ - ____________________________
- _________________________ - ____________________________
5. Расставьте номера операций при стирке белья:
- стирка - полоскание
- сортировка - утюжка
- замачивание – сушка
6. Напишите названия услуг, предоставляемых почтовым отделением:
- _________________________ - ____________________________
- _________________________ - ____________________________
- _________________________ - ____________________________
7. В каком отделе вы будете покупать соль в продуктовом магазине?
- кондитерский - молочный
- бакалейный - фрукты, овощи
8. При пищевом отравлении надо:
- очистить желудок, выпив 2 литра воды и вызвав рвоту, после чего выпить активированный уголь
- выпить 2-3 стакана молока и лечь отдыхать
- вызвать скорую
9. Назовите прибор для быстрого смешивания продуктов, взбивания и приготовления коктейлей:
- это ___________________________
10. Назовите ручной механизм для смешивания и взбивания продуктов:
- это ___________________________
11. Назовите приспособление для измельчения морковки:
- это ___________________________
12. Назовите, какая маркировка проставлена на разделочной доске для вареных овощей:
- ВО
- СР
– СО
13. Признаками недоброкачественной рыбы являются:
- жабры красного цвета - глаза полные и светлые
- жабры белого цвета - отделение мяса от костей
- неприятный запах
14. Перечислите правила поведения в общественном транспорте:
- _________________________________________________
- _________________________________________________
- _________________________________________________
- _________________________________________________
Контрольная работа за 1 четверть по предмету ОСЖ 9 класс
Фамилия, имя, класс_____________________________
1. Зачеркните лишнее:
Жилые помещения – это квартиры, общежития, дома, офисы.
2. Допишите предложение:
В квартире должно быть светло, _____________________________________.
3. Напишите варианты помещений в два столбика:
Жилые помещения
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Подсобные помещения
_________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
4. Заполните таблицу:
Назначение зон, которые должны быть в
квартире
Для сна
название
Для занятий
Общие зоны для отдыха
Хозяйственная зона
5. Рассмотрите изображенные на рисунках предметы, подпишите название и устно объясните, для чего они служат:
______________
___________________
_________________
6. Подчеркните правильный ответ.
Относится ли наша школа к жилому помещению:
а) да
б) нет
7. Рассмотрите рисунки и исключите дом не пригодный для жилья
8. Заполните таблицу.
Правила
Краткое объяснение
Бережно относится к зданиям
Аккуратно выносить мусор
Бережное пользование лифтом
Своевременный ремонт квартиры
Уборка на лестничной площадке
или возле дома
Косметический ремонт квартиры
Контрольная работа за 2 четверть по предмету ОСЖ 9 класс
Фамилия, имя _________________________________________________________________________
1. Где можно хранить продукты?
__________________________________________________________________________
- Как хранят готовые блюда?
__________________________________________________________________________
- Где нужно хранить крупу, муку?
__________________________________________________________________________
2. Национальное блюдо – это блюдо, которое готовят преимущественно представители какой-то одной национальности.
Например: расстегаи – блюдо русской кухни, сациви – блюдо грузинской кухни, вареники – блюдо украинской кухни и т.д.
Русская национальная кухня прославилась своими первыми блюдами: щи, борщи, рассольники, ботвиньи, свекольники и уха. Ярко
характеризуют русскую кухню блины, солянка, окрошка, пельмени.
- Прочитайте и подпишите. Какое меню относится к русской кухне?
Меню 1.
Меню 2.
Меню 3.
Вареники
Окрошка
Бешбармак
Хлеб с маслом
Хлеб с сыром
Лепешка
Молоко
Чай
Кумыс
________________________________________________________________________
- Напишите, какие блюда готовят в вашей семье?
_________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
3.Борщ — разновидность первых блюд, вид супа, овощное блюдо (часто с мясом или грибами).
- Прочитайте и допишите:
Продукты для борща:
Картофель
Морковь
Мясо
Лук
_______________
_______________
- Чем отличаются щи от борща?__________________________________________________
- Составить технологическую карту приготовление борща.
Инвентарь и посуда: __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Продукты: ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Составить праздничное меню для мамы, учитывая свои знания и умения.
Меню обеда для мамы:
Первое блюдо
--------------------------------------------------------------------------------Второе блюдо
--------------------------------------------------------------------------------Закуски
--------------------------------------------------------------------------------Салат
--------------------------------------------------------------------------------Напиток
--------------------------------------------------------------------------------Десерт
--------------------------------------------------------------------------------5. Ответь на вопрос, кому рекомендуют диетическое питание?
_________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
- Подчеркни блюда, которые подходят к диетическому питанию
Каши, кофе, жареные котлеты из свинины, пюре картофельное, овощи тушеные, котлеты на пару, котлета рыбная, шашлык, сельдь
соленая, овощи, фрукты, молоко, кефир, омлет, голубцы, кура отварная.
6. Составить поговорку:
ЗАВТРАК
ОБЕД
УЖИН
Слова для справок: ___________ съешь сам, _____________отдай врагу, ________________ поделись с другом
Контрольная работа за 3 четверть по предмету ОСЖ 9класс
Фамилия, имя _________________________________________________
1. Главное назначение воздушного транспорта.
Выбери правильный ответ.
А) Развлечение туристов;
Б) пассажирские перевозки на расстоянии свыше тысячи километров;
В) покупка и продажа товаров;
Г) перевозка животных.
2.Осуществляет ли воздушный транспорт грузовые перевозки?
Выбери правильный ответ.
А) Нет, это слишком дорого;
Б) Да, перевозит любые грузы;
В) Да, но перевозит только почту, ценные грузы и скоропортящиеся продукты;
Г) Перевозит только почту.
3. Преимущества воздушного транспорта.
Выбери правильные ответы.
А) Возможность доставки грузов и людей в труднодоступные места (вертолет);
Б) Билет стоит недорого;
В) Самолет может приземлиться в любом месте;
Г) Высокая скорость;
4.
Недостатки воздушного транспорта.
Выбери правильные ответы.
А) Высокая стоимость перевозок;
Б) Высокая скорость;
Г) Зависимость от погоды;
Д) Может осуществлять перевозки в любое время суток.
5. Аэропорт состоит из….
Выбери правильный ответ.
А) Аэродрома и взлетной полосы;
Б) Аэровокзала и аэродрома;
В) Вокзала и взлетной полосы;
Г) Автовокзала и аэродрома.
6. На аэровокзале находятся…..
Выбери правильные ответы.
А) Стойка регистрации пассажиров;
Б) Службы безопасности;
В) Кинотеатр;
Г) Гостиница;
Д) Зал ожидания.
7. Где можно приобрести билет на самолет?
Выбери правильные ответы.
А) Через интернет;
Б) В любой кассе;
В) В кассе авиакомпании;
Г) В банке.
8. Как называется внутреннее помещение самолета?
Выбери один ответ.
А) Трап;
Б) кабина;
В) салон;
Г) класс.
9.
Как называется специалист на воздушном судне, выполняющий работы по обслуживанию пассажиров?
Выбери один ответ.
А) Проводник;
Б) Кассир;
В) Охранник;
Г) Стюардесса, стюард.
10.
Как называется лестница, по которой пассажиры поднимаются на борт самолета?
А) Салон;
Б) Трап;
В) Стремянка;
Г) Лесенка.
11. Как называются вещи, которые можно взять с собой в салон самолета?
А) Багаж;
Б) Чемодан;
В) Сумка;
Г) Ручная кладь.
12.Как называются вещи, которые сдают при регистрации на рейс?
А) Ручная кладь;
Б) Чемодан;
В) Багаж;
Г) Сумка.
Годовая контрольная работа по предмету ОСЖ 9 класс
Фамилия, имя, класс___________________________________
Внимательно прочитайте вопросы и обведите кружком букву варианта правильного ответа.
1. Что относится к здоровому образу жизни?
а) курение;
б) закаливание организма;
в) алкоголизм;
г) наркомания.
2. Что относится к основным статьям расхода?
а) коммунальные услуги;
б) оплата проезда;
в) ремонт одежды, обуви;
г) расходы на крупные покупки.
3. В чем смысл сбережений?
а) деньги просто хранятся;
б) накапливаются средства для крупной покупки;
в) деньги можно будет потратить в один день;
г) чувствуешь себя уверенно.
6. Как называется денежное возмещение, выплачиваемое страховым
а) зарплата;
б) страховка;
в) штраф;
г) пеня.
8. Что обязательно надо знать при покупке одежде и обуви для себя?
а) свой возраст;
б) свой размер;
в) свой вес;
г) свой стиль.
11. Интерьер – это:
а) внешнее убранство дома,
б) внутреннее убранство дома;
в) внешнее и внутреннее убранство дома.
13. Выбери службы вокзала:
а) касса;
з) зал ожидания;
учреждением страхователю?
б) пункт обмена валют;
в) расписание;
г) таможней контроль;
д) стоматологический кабинет;
е) справочная служба;
ж) камера хранения,
к) зал приема гостей;
л) милиция;
м) служба газа;
п) комната матери и ребенка;
р) медпункт;
с) туалет.
14. Как называется рынок, где продают продукты?
а) оптовый;
б) продовольственный;
в) крытый.
16. Лечебное питание по рекомендации врача называется:
а) разнообразное;
б) диетическое;
в) одноразовое.
17. Какой кодекс регулирует условия и порядок вступления в брак?
а) уголовный;
б) семейный;
в) трудовой;
г) земельный.
18. Брачный возраст с :
а) 14 лет;
б) 21 год;
в) 18 лет.
19. Что относится к удовлетворению культурных потребностей?
а) покупка художественной литературы;
б) покупка новой одежды;
в) приобретение билетов в кино, театр;
г) приобретение новой мебели;
д) приобретение билетов в музей;
е) приобретение билетов на спортивный мачт (хоккей, футбол и др);
ж) приобретение билетов в автобусе.
20. Листок нетрудоспособности для работающего человека – это:
а) справка;
б) заявление;
в) больничный лист.
22. При трудоустройстве надо предъявить:
а) паспорт;
б) квитанцию о квартирной плате;
в) военный билет;
г) записную книжку;
д) документ об образовании.
23. Употребление в пищу недоброкачественных продуктов вызывает:
а) объедание;
б) отравление;
в) обморожение;
24. Рассчитай бюджет семьи Ивановых:
Статьи дохода
Заработная плата мамы
Заработная плата папы
Пенсия бабушки
Стипендия брата
Сумма (руб/коп.)
9 325 руб. 55 коп.
15 600 руб. 00 коп.
7 200 руб. 45 коп.
1200 руб. 00 коп.
Всего:
б
ю д
ж е
т
=
25. Отметь цифрами правильный порядок действий при покупке билета на автобус:
№
проверить сдачу
№
назвать время и дату отправления
№
назвать № автобуса
№
оплатить стоимость проезда
№
назвать пункт назначения
№
положить билет и деньги в карман