Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр
«Дар» № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа по предмету история Отечества
для обучающихся 8А и 8Б класса
(АООП вариант 1)
Составитель: Яковлева
Галина Александровна
Должность: учитель, 1к.к.
Реж – 2025год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании:
- ФАООП приказ №1026 от 24.11.2022г.
- АООП «Центра «Дар»;
- Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская
М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова, Просвещение, 2019г:
- Истории Отечества. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида,
/И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2021. – 303с.: ил. Допущено Министерством образования
и науки Российской Федерации.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе
патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при
интеллектуальном нарушении высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных
общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год.
На основании протокола ППк №249 от 12.08.2025года идет дифференциация обучающихся на группы.
Класс
8а
8б
Достаточный уровень
Федоровских Иван
Захваткин Арсений
Ушаков Денис
Гарипова Анастасия
Елпанов Данила
Черемных Вероника
Коробейников Ярослав
Бармин Максим
Прохоров Николай
Калашников Роман
Акимов Вячеслав
Каун Георгий
Минимальный уровень
Мусальников Валерий
Чернышева Милана
Ниже минимального
Волков Андрей
Планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
знание хронологических рамок ключевых
процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных исторических
фактов, событий, явлений, процессов; их
знание некоторых дат важнейших событий отечественной
истории;
знание некоторых основных фактов исторических
событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических
Уровень ниже
минимального
причины, участников, результаты и
значение; составление рассказов об
исторических событиях, формулировка
выводов об их значении;
знание мест совершения основных
исторических событий;
знание имен известных исторических
деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры)
и составление элементарной
характеристики исторических героев;
формирование первоначальных
представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших
исторических событий;
понимание "легенды" исторической карты
и "чтение" исторической карты с опорой
на ее "легенду";
знание основных терминов понятий и их
определений;
соотнесение года с веком, установление
последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение
исторических фактов;
поиск информации в одном или
нескольких источниках;
установление и раскрытие причинноследственных связей между
историческими событиями и явлениями.
деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых,
деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и
длительности исторических событий, пользование
"Лентой времени";
описание предметов, событий, исторических героев с
опорой на наглядность, составление рассказов о них по
вопросам педагогического работника;
нахождение и показ на исторической карте основных
изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с
помощью педагогического работника.
Достаточный уровень
Минимальный уровень
проводить сравнения, находить признаки
уметь последовательно отвечать на вопросы по основным
Уровень ниже
минимального
сходства и различия; уметь самостоятельно
выполнять задания по учебнику и в тетради;
уметь самостоятельно составлять рассказ по
плану в учебнике; уметь объяснять значение
новых понятий и слов; уметь самостоятельно
устанавливать прямые и обратные связи
между датами и событиями; уметь
самостоятельно излагать контекст
исторических событий по иллюстрациям,
плану, ленте времени, картам.
темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных
вариантов (заданий); уметь слушать учителя, самостоятельно
выполнять предложенные виды заданий; использовать помощь
учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно
исправлять ошибки; усвоить элементы контроля учебной
деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных
схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий
Календарно-тематическое планирование
Тема
Повторение. От первобытного общества к государству 17 века. Российское
общество в XVII в.
Экскурсия: «Один из районов родного города»
Вводная контрольная работа: Российское государство до 17 века
Экскурсия в библиотеку п. Быстринский: «По страницам истории XVII в.»
Детство и юность Петра I
Как обучали Петра I.
Семейные раздоры, борьба за власть.
Итоги правления Софьи.
Воцарение Петра I.
Строительство флота. Азовские походы.
Великое посольство (1697-1698 гг)
Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву
Практическая работа: Северная война (1700-1721гг).
Основание Петербурга. (1703 г.)
Контрольная работа: российское государство в конце 17 века
Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. (16)
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
Завершение Северной войны
Промышленность и сельское хозяйство. Заслуги Петра Великого перед Россией.
Изменения в управлении государством
Практическая работа: Табель о рангах
Образование и культура при Петре 1.
Личность Петра I.
Семья Петра Великого
Проверочная работа по теме: "Российское государство в конце XVII- начале XVIII вв."
Екатерина I и Петр II, внук Петра Великого.
Конец правления Петра II
Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730- 1741). Как правила Россией Анна Иоанновна
Наследники Анны Иоанновны. Конец Бироновщины.
Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761). Окружение Елизаветы. Начало правления Петра
3.
Контрольная работа: правление Петра 1
Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796). Начало царствования Екатерины II.
Близкое окружение и помощники Екатерины II. (16)
Практическая работа: Война России с Турцией(1768- 1774)
Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787- 1791)
Как управляла Россией Екатерина II. Пугачевский бунт
Развитие образования при Екатерине II.
Конец правления Екатерины Великой.
Проверочная работа по теме: "Российская империя после Петра Великого".
Отношение России со странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон Бонапарт
(1769-1821)
Великий князь Павел Петрович (1754-1801).Участие России в союзе европейских государств
против войск Наполеона.
Практическая работа: Переход Суворова через Альпы.
Правление Павла I.
Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра
Аракчеевщина.
Вторжение армии Наполеона в Россию.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. Битва за Смоленск.
Практическая работа: Отечественная война 1812года. Бородинское сражение.
Экскурсия в библиотеку п.Быстринский «Писатели об Отечественной войне 1812г.
Наполеон в Москве.
Александр I и Наполеон. Окончание войны
Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном
Император Николай I (1825-1855). Восстание декабристов. Реформы Николая 1 (20)
Экскурсия по п.Быстринский «Архитектура от н.19 века и до наших дней»
Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами при Николае I.
Крымская война. Оборона Севастополя.
Проверочная работа по теме: "Российская империя после в первой половине XIX века".
Царь освободитель Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные реформы
Александра II.
Международные отношения России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
Практическая работа: Революционные организации в России в конце XIX (19) века.
Царь Александр III Миротворец (1881-1894).
Укрепление самодержавия Александром III. Российское государство в период правления
Александра III.
Последний российский император - Николай II (1894-1917).
Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века
Революционные выступления 1905-1907 годов.
Россия перед Первой мировой войной (1908-1914). Участие России в Первой мировой войне.
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.
Проверочная работа по теме: "Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века."
Обобщающий урок по изученным темам
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема,
раздел
Российское государство в
конце XVII – начале
XVIII века (24ч)
1.
Повторение. От
первобытного общества к
государству 17 века.
Российское
общество в XVII в.
2.
Экскурсия: «Один
из районов родного
города»
3.
Вводная
контрольная работа:
Российское государство
до 17 века
4.
Экскурсия в
библиотеку п.
Быстринский: «По
страницам истории XVII
в.»
5. Детство и юность Петра
I
6.Как обучали Петра I.
7.Семейные раздоры,
борьба за власть.
8.Итоги правления Софьи.
9.Воцарение Петра I.
10.Строительство флота.
Азовские походы.
11.Великое посольство
Содержание
Виды деятельности, формы работы
Начало царствования Петра I.
Азовские походы. "Великое
посольство" Петра I. Создание
российского флота и борьба за
выход к Балтийскому и Черному
морям. Начало Северной войны.
Строительство Петербурга.
Создание регулярной армии.
Полтавская битва: разгром
шведов. Победы русского флота.
Окончание Северной войны. Петр
I - первый российский император.
Личность Петра I Великого.
Реформы государственного
управления, губернская реформа.
Оппозиция реформам Петра I,
дело царевича Алексея.
Экономические преобразования в
стране. Нововведения в культуре.
Развитие науки и техники. Итоги и
цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты:
внутренняя и внешняя политика
преемников Петра I. Российская
Академия наук и деятельность М.
В. Ломоносова. И. И. Шувалов покровитель просвещения, наук и
искусства. Основание первого
Минимальный
уровень
Достаточный
уровень
Работа с учебником.
Сравнение материала по
нескольким источникам с
помощью учителя.
Просмотр учебных
фильмов.
Составление 2-3
предложений по данному
плану.
Самостоятельно назвать
улицы 6 участка,
социальные учреждения.
Работа с лентой времени.
Работать с учебником,
картой, иллюстрациями с
помощью учителя.
Слушать работника
библиотеки, проводящего
экскурсию, участвовать в
беседе, отвечать на
вопросы.
Иметь представление о
Потешных полках.
Читать отрывки из
произведений писателей и
поэтов. С помощью
учителя
устанавливать причины:
-борьбы за престол между
Софьей и Петром I;
Самостоятельная работа с
учебником.
Работа с научнопопулярной литературой;
Отбор и сравнение
материала по нескольким
источникам.
Просмотр учебных
фильмов.
С помощью учителя
назвать улицы 6 участка,
социальные учреждения.
Составление рассказа по
данному плану.
Работа с лентой времени.
Слушать работника
библиотеки, проводящего
экскурсию, участвовать в
беседе.
Развитие умения
устанавливать
последовательность
событий, определять их
длительность, сопоставляя
даты, соотносить год с
веком.
Уметь работать с
учебником, картой,
иллюстрациями.
Знать основные факты
Ниже
минимального
Повторять за учителем или
одноклассниками улицы 6
участка, социальные
учреждения.
Слушать работника
библиотеки, проводящего
экскурсию. Повторять за
учителем или
одноклассниками ответы
на вопросы экскурсовода.
(1697-1698 гг)
12.Новый бунт стрельцов.
Возвращение Петра I в
Москву
13.практическая работа:
Северная война (17001721гг).
14. Основание Петербурга.
(1703 г.)
15.Контрольная работа:
российское государство
в конце 17 века
16.Продолжение Северной
войны. Разгром шведов
под Полтавой.
17.Завершение Северной
войны
18.Промышленность и
сельское хозяйство.
Заслуги Петра Великого
перед Россией.
19.Изменения в
управлении государством
20.практияеская работа:
Табель о рангах
21.Образование и культура
при Петре 1. Личность
Петра I.
22. Личность Петра I.
23.Семья Петра Великого
24.Проверочная работа по
теме: "Российское
государство в конце XVIIначале XVIII вв."
Российского университета и
Академии художеств.
-возникновения волнений
и бунта стрельцов;
Работать с понятиями:
Уезд, волость, стан,
подать, мануфактура,
посадские люди,
повинности, скоморохи,
азбука. Потешные полки,
Немецкая
слобода, манёвры , тяжба,
двоецарствие.
Заполнение таблиц с
помощью учителя:
«Сословия России в 17
веке»,
«Основные события конца
17 века»
Составление 2-3
предложений о детстве
Петра по представленному
плану.
Пересказ текста.
Решение кроссворда по
теме.
Работа со словарем.
Работа в рабочей тетради
И.М. Бгажнокова, Л.В.
Смирнова «История
Отечества»
Самостоятельно называть,
какой деятельностью
занимается ДК Горизонт,
какие мероприятия
проводят.
Работа с картой и атласом.
Работа со словарем
жизни Петра .Иметь
представление о
Потешных полках.
Читать отрывки из
произведений писателей и
поэтов. Знать основные
черты экономической,
политической и
культурной жизни страны
в 17 веке
устанавливать причины:
-борьбы за престол между
Софьей и Петром I;
-возникновения волнений
и бунта стрельцов;
Работать с понятиями:
Уезд, волость, стан,
подать, мануфактура,
посадские люди,
повинности, скоморохи,
азбука. Потешные полки,
Немецкая
слобода, манёвры , тяжба,
двоецарствие.
Заполнение таблиц:
«Сословия России в 17
веке»,
«Основные события конца
17 века»
С помощью учителя
называть, какой
деятельностью занимается
ДК Горизонт, какие
мероприятия проводят.
Составление рассказа о
детстве Петра по
Повторять за учителем или
одноклассниками, какой
деятельностью занимается
ДК Горизонт, какие
мероприятия проводят.
Российская империя
после Петра I (1725-1801)
(14ч)
1.Екатерина I и Петр II,
внук Петра Великого.
2.Конец правления Петра
II
3.Анна Ивановна
(Иоанновна) и Иван
IV.(1730- 1741). Как
правила Россией Анна
Иоанновна
4.Наследники Анны
Иоанновны. Конец
Бироновщины.
5.Царствование Елизаветы
Петровны. (1741-1761).
Начало правления Петра 3.
6.Контрольная работа:
правление Петра 1
7.Россия в эпоху
Екатерины Великой (17621796). Начало
Правление Екатерины II просвещенный абсолютизм.
Укрепление императорской
власти. Развитие
промышленности, торговли, рост
городов.
"Золотой век дворянства".
Положение крепостных крестьян,
усиление крепостничества.
Восстание под предводительством
Е. Пугачева и его значение.
Русско-турецкие войны второй
половины XVIII века, их итоги.
Присоединение Крыма и освоение
Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф.
Ушаков. Культура и быт России во
второй половине XVIII века.
Русские изобретатели и умельцы,
развитие исторической науки,
литературы, искусства.
Правление Павла I.
Работа с учебником.
Просмотр
учебных
фильмов.
Составление рассказа по
данному плану.
Работа с лентой времени.
По
вопросам
учителя
называть
преемников
Петра
I,
объяснять
причины частой смены
правителей России после
смерти Петра I.
Уметь рассказывать о
порядках, образе жизни
царедворцев в период
дворцовых переворотов.
Пояснять понятия:
верховный тайный совет,
канцлер, имение,
«верховники», тайная
казна, Кадетский корпус
По
образцу
отмечать
положительные изменения
представленному плану.
Пересказ текста.
Решение кроссворда по
теме.
Работа со словарем.
Работа в рабочей тетради
И.М. Бгажнокова, Л.В.
Смирнова «История
Отечества»
Работа с картой и атласом.
Решение кроссворда по
теме.
Работа со словарем.
Самостоятельная работа с
учебником.
Работа
с
научнопопулярной литературой;
Отбор
и
сравнение
материала по нескольким
источникам.
Просмотр
учебных
фильмов.
Составление рассказа по
данному плану.
Работа с лентой времени.
Развитие умения
устанавливать
последовательность
событий, определять их
длительность, сопоставляя
даты, соотносить год с
веком.
Знать преемников Петра I,
объяснять причины частой
смены правителей России
после смерти Петра I.
царствования Екатерины
II.
8.Близкое окружение и
помощники Екатерины II.
9.. Практическая работа:
Война России с
Турцией(1768- 1774)
10.Присоединение Крыма.
Русско-турецкая война
(1787- 1791)
11.Как управляла Россией
Екатерина II. Пугачевский
бунт
12.Развитие образования
при Екатерине II.
13.Конец правления
Екатерины Великой.
14.Проверочная работа по
теме: "Российская империя
после Петра Великого".
Российская империя в
первой половине XIX
века. (18ч.)
1.Отношение России со
странами Европы в конце
XVIII- начале XIX века.
в государстве в период
правления
Елизаветы
Петровны, знать отличия
этого периода от периода
правления
её
предшественников.
С
помощью
учителя
работать с картой и лентой
времени в соответствии с
заданиями в учебнике.
По образцусоставлять
характеристики
исторических личностей:
Екатерины II, Потёмкина,
Суворова, Румянцева и др.
Работа с лентой времени, с
словарем
Россия в начале XIX века. Приход
к власти Александра I. Внутренняя
и внешняя политика России.
Отечественная война 1812 г.
Основные этапы и сражения
Уметь рассказывать о
порядках, образе жизни
царедворцев в период
дворцовых переворотов.
Пояснять понятия:
верховный тайный совет,
канцлер,
имение,«верховники»,
тайная казна, Кадетский
корпус, Пажеский корпус.
Кандалы
Уметь
отмечать
положительные изменения
в государстве в период
правления
Елизаветы
Петровны, знать отличия
этого периода от периода
правления
её
предшественников.
Уметь работать с картой и
лентой
времени
в
соответствии с заданиями
в учебнике.
Уметь
составлять
характеристики
исторических личностей:
Екатерины II, Потёмкина,
Суворова, Румянцева и др.
Работа с лентой времени, с
словарем
Работать с картой,
Уметь работать с картой,
находить и называть места находить и называть места
морских и сухопутных
морских и сухопутных
сражений русских войск по сражений русских войск.
образцу.
Объяснять
причины
Объяснять
причины ужесточения
Павлом I
Наполеон Бонапарт (17691821)
2.Великий князь Павел
Петрович (17541801).Участие России в
союзе европейских
государств против войск
Наполеона.
3. Практическая работа:
Переход Суворова через
Альпы.
4.Правление Павла I.
5.Император Александр I
(1801-1825). Реформы
Александра
6.Аракчеевщина.
7.Вторжение армии
Наполеона в Россию.
8.Западная граница
России: план Александра I,
план Наполеона. Битва за
Смоленск.
9. Практическая работа:
Отечественная война
1812г. Бородинское
сражение.
10.Экскурсия в
библиотеку
п.Быстринский
«Писатели об
Отечественной войне
1812г.
11.Наполеон в Москве.
Александр I и Наполеон.
Окончание войны
12.Александр I и
войны. Бородинская битва. Герои
войны (М. И. Кутузов, М. Б.
Барклай-де-Толли, П. И.
Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В.
Давыдов). Причины победы
России в Отечественной войне.
Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I.
Движение декабристов: создание
тайных обществ в России, их
участники. Вступление на престол
Николая I. Восстание декабристов
на Сенатской площади в СанктПетербурге. Суд над
декабристами. Значение движения
декабристов.
Правление Николая I.
Преобразование и укрепление
государственного аппарата.
Введение военных порядков во все
сферы жизни общества. Внешняя
политика России. Крымская война
1853-1856 гг. Итоги и последствия
войны.
"Золотой век" русской культуры
первой половины XIX века.
Развитие науки, техники,
живописи, архитектуры,
литературы, музыки. Выдающиеся
деятели культуры (А.С. Пушкин,
М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь,
М.И. Глинка, В.А. Тропинин, К.И.
Росси).
ужесточения
Павлом I
порядков в армии, жизни
придворного общества, а
также
его
попыток
облегчить
жизнь
крестьянского сословия по
вопросам учителя.
С
помощью
опорных
карточек
оценивать
героизм русской армии, её
полководцев в зарубежных
военных кампаниях.
С помощью учителя
устанавливать
родственные связи между
Екатериной II, Павлом I,
Александром I, объяснять
причины разногласий
между членами
императорской семьи
Объяснять понятия:
республика, взбудоражить,
адвокат,
Мичман, полководческий
орден, железная лоза.
Составление рассказа по
опорным карточкам
Слушать работника
библиотеки, проводящего
экскурсию, участвовать в
беседе, отвечать на
вопросы.
порядков в армии, жизни
придворного общества, а
также
его
попыток
облегчить
жизнь
крестьянского сословия.
Уметь оценивать героизм
русской
армии,
её
полководцев в зарубежных
военных кампаниях.
Уметь устанавливать
родственные связи между
Екатериной II, Павлом I,
Александром I, объяснять
причины разногласий
между членами
императорской семьи
Объяснять понятия:
республика, взбудоражить,
адвокат,
Мичман, полководческий
орден, железная лоза.
Составление рассказа по
картине
Слушать работника
библиотеки, проводящего
экскурсию, участвовать в
беседе, отвечать на
вопросы.
Повторять за учителем или
одноклассниками ответы
на вопросы экскурсовода.
Наполеон. Окончание
войны
13.Контрольная работа:
Россия в войне с
Наполеоном
14.Император Николай I
(1825-1855). Восстание
декабристов. Реформы
Николая 1
15.Экскурсия
по
п.Быстринский
«Архитектура от н.19
века и до наших дней»
16.Войны России на
Кавказе. Отношения
России с другими
странами при Николае I.
17.Крымская война.
Оборона Севастополя.
18.Проверочная работа по
теме: "Российская империя
после в первой половине
XIX века".
Россия в конце XIX(19)начале XX (20) века (12ч)
1.Царь освободитель
Александр II (1855-1881).
Отмена крепостного права.
Военные реформы
Александра II.
2.Международные
отношения России при
Александре II. Русскотурецкая война 1877-1878
годов.
3.практическая работа:
Правление Александра II. Отмена
крепостного права, его значение.
Жизнь крестьян после отмены
крепостного права. Социальноэкономическое развитие России.
Реформы, связанные с
преобразованием жизни в стране
(городская, судебная, военная
реформы, открытие начальных
народных училищ). Убийство
Александра II.
Приход к власти Александра III.
Самостоятельно называть
отличительные
особенности современных
строений от строений 1819 века. (материал, высота.
Практичность.
Эстетичность)
С помощью учителя
называть отличительные
особенности современных
строений от строений 1819 века. (материал, высота.
Практичность.
Эстетичность)
Работа с картой и атласом.
Устанавливать причинноследственные связи,
фактов с опорой на
таблицы, схемы, рисунки.
Составление 2-3
предложений по данному
плану. С помощью учителя
обозначать на ленте
времени: конец XIX –
начало XX в., конец
правления Николая I,
начало правления
Работа с картой и атласом.
Развитие воображения и
связной речи,
формирование умения
делать выводы.
Совершенствование
умений устанавливать
причинно-следственные
связи, связного и
развернутого изложения
фактов с опорой на
таблицы, схемы, рисунки.
Составление рассказа по
Повторять за учителем или
одноклассниками называть
отличительные
особенности современных
строений от строений 1819 века. (материал, высота.
Практичность.
Эстетичность)
Революционные
организации в России в
конце XIX (19) века.
4.Царь Александр III
Миротворец (1881-1894).
5.Укрепление
самодержавия
Александром III.
Российское государство в
период правления
Александра III.
6.Последний российский
император - Николай II
(1894-1917).
7.Контрольная работа:
Россия в конце 19 –
начале 20 века
8.Революционные
выступления 1905-1907
годов.
9.Россия перед Первой
мировой войной (19081914). Участие России в
Первой мировой войне.
10.Февральская революция
1917 года. Отречение
Николая II.
11.Проверочная работа по
теме: "Россия в конце
XIX(19)- начале XX (20)
века."
12.Обобщающий урок по
изученным темам
Развитие российской
промышленности, формирование
русской буржуазии. Положение и
жизнь рабочих. Появление
революционных кружков. Жизнь и
быт русских купцов, городского и
сельского населения. Наука и
культура во второй половине XIX
века. Великие имена: И. С.
Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.
Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И.
Чайковский, А. С. Попов, А. Ф.
Можайский.
Начало правления Николая II.
Промышленное развитие страны.
Положение основных групп
населения. Стачки и забастовки
рабочих. Русско-японская война
1904-1905 гг.: основные сражения.
Причины поражения России в
войне. Воздействие войны на
общественную и политическую
жизнь страны.
Первая русская революция 19051907 гг. Кровавое воскресенье 9
января 1905 г. - начало революции,
основные ее события. "Манифест
17 октября 1905 года". Поражение
революции, ее значение. Реформы
П. А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской
культуры. Выдающиеся деятели
культуры: А. М. Горький, В. А.
Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна
Александра II, другие
исторические события
этого времени.
Связано рассказывать о
воспитании, образовании,
личностных качествах
Александра II.
Уметь объяснять и
подтверждать примерами
историческое значение
отмены крепостного права.
Объяснять понятия:
кадеты, кадетский корпус,
рекруты, рекрутский
набор, обмундирование,
террор , покушение ,
манеж.
Работа с картой и атласом
по образцу
данному плану. Уметь
обозначать на ленте
времени: конец XIX –
начало XX в., конец
правления Николая I,
начало правления
Александра II, другие
исторические события
этого времени.
Уметь связано
рассказывать о
воспитании, образовании,
личностных качествах
Александра II.
Уметь объяснять и
подтверждать примерами
историческое значение
отмены крепостного права.
Понимать значение
дипломатической службы
на примере возвращения
России на Чёрное море,
договоров с Бухарой,
Хивинским ханством
Объяснять понятия:
кадеты, кадетский корпус,
рекруты, рекрутский
набор, обмундирование,
террор , покушение ,
манеж.
Работа с картой и атласом.
Павлова. Появление первых
кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне.
Героизм и самоотверженность
русских солдат. Победы и
поражения русской армии в ходе
военных действий. Брусиловский
прорыв. Подвиг летчика П. Н.
Нестерова. Экономическое
положение в стране. Отношение к
войне в обществе
График экскурсий
Экскурсия: «Один из районов родного города»
Экскурсия в библиотеку п. Быстринский: «По страницам истории XVII в.»
Экскурсия в библиотеку п.Быстринский «Писатели об Отечественной войне 1812г.
Экскурсия по п.Быстринский «Архитектура от н.19 века и до наших дней»
График контрольных работ
Вводная контрольная работа: Российское государство до 17 века
Контрольная работа: российское государство в конце 17 века
Контрольная работа: правление Петра 1
Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном
Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Март
Май
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать,
обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности
и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно,
допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя
Вводная контрольная работа по истории Отечества 8 класс
Фамилия, имя, класс_______________________________________________________
1.Запишите:
а) название нашего государства___________________________
б) название столицы нашего государства___________________
в) название города, в котором вы живете___________________
г) название языка, на котором вы говорите__________________
д) Кто является главой нашей страны?_____________________
2. Раскрасьте флаг Российской Федерации.
3. Соотнесите виды исторических памятников с предметами.
Соедините виды памятников и соответствующие им предметы
стрелками.
Письменные памятники
песни, загадки, легенды, сказки,
пословицы
Устные памятники
рукописная книга, газета, закон,
документ
Письменные памятники
Одежда, посуда, останки жилища,
украшения, орудия труда
4. Подчеркните правильный ответ:
Люди, каких профессий, изучают прошлое по сохранившимся в
земле предметам?
землекопы
археологи
реставраторы
5.
6. Выпишите даты по возрастанию на линию:
1991 г., 1982 г., 1973 г., 2004 г.
7. Определите век. Например: 1625 г. – 17 век
1920 г.
1701г.
870г.
1843г.
1655г.
2000г.
943г.
1999г.
Контрольная работа по истории за 1 четверть 8 класс
Фамилия, имя, класс____________________________________
1. В каком году Петр I был провозглашен царем?
- 1672 г.
- 1682 г.
- 1689 г.
2. В каком году состоялся предпринятый Петром I первый Азовский поход?
- 1690 г.
- 1696 г.
-1695 г.
3. Как звали одного из ближайших сподвижников Петра I, возглавившего в 1697 г. Великое посольство в Западную Европу?
- Ф. А. Головин
- Ф. Я. Лефорт
- П. Б. Возницын
4. Как называлась война, которую Петр I начал против Швеции с целью добиться для России выхода в Балтийское море?
- Ливонская
- Северная
- Тридцатилетняя
5. Под какой фамилией Петр I входил инкогнито в состав Великого посольства?
- Нарышкин
- Татищев
- Михайлов
6. В каком году Петр I стал единолично управлять Россией?
- 1682 г.
- 1689 г.
- 1692 г.
7. Какова была главная цель Великого посольства?
- знакомство с европейскими научными достижениями
- шпионаж
-поиск в Европе союзников против Турции
9. Какой русский воевода в награду за успешные действия под Азовом был произведен Петром I в генералиссимусы?
- Б. П. Шереметев
- А. С. Шеин
- С. П. Неплюев
10. Как Петр I называл созданные им самим Семеновский и Преображенский пол ки, ставшие впоследствии основой русской
гвардии?
- "шутейные"
- "императорские"
- "потешные"
11. Как звали старшего брата и соправителя (до 1696 г.) Петра I?
- Николай
- Павел
- Иван
12. Как звали дьяка, которому царь Федор Алексеевич поручил воспитание и обучение малолетнего царевича Петра?
- Н. М. Зотов
- А. Т. Зыков
- И. С. Горохов
13. К какому знатному семейству принадлежала мать Петра I?
- Милославских
- Лопухиных
- Нарышкиных
14. Как назывался исторический район Москвы, в котором проживали европейцы разных национальностей, и где часто
любил бывать Петр I?
- Немецкая слобода
- Иноземный посад
- Западная слобода
15. Какое время продолжалась безуспешная осада Петром I Азова во время первого Азовского похода?
- месяц
- три месяца
- год
Контрольная работа за 2 четверть по истории Отечества 8 классе
Фамилия, имя, класс ___________________________________________________
1.Какую фамилию носил царь Петр 1?
А – Федоров; Б – Рюрикович; В – Романов
2.К каким 2 морям мечтал получил выход Петр 1?
А – Средиземному, Балтийскому;
Б – Черному, Балтийскому;
В – Белому, Черному
3. Отметьте причины неудач Азовских походов Петра I.
А) слабая артиллерия;
Б) отсутствие у России союзников;
В) отсутствие у России флота;
Г) все перечисленное
4. В ходе «великого посольства» в Европу царь Петр побывал в странах?
А – Англия, Голландия;
Б – Индия, Китай;
В – Австрия, Швеция
5. С какой целью Петр отправился в это посольство?
А – научиться строить корабли;
Б – посмотреть достопримечательности стран Европы;
В – найти союзников для войны с Турцией
6. В каком году был основан город Санкт-Петербург?
А – 1700 год; Б – 1703 год; В – 1705 год
7.Как называлось сражение, в котором Петр 1 сразился со шведским королем Карлом 12 и выиграл это сражение. Это сражение
произошло в июне 1709 года.
А – Нарвское сражение; Б – Полтавская битва; В - битва при деревни Лесной
8. Какой новый титул получил Петр 1 в 1721 году?
А – князь; Б – император; В – король
9. Главный церковный орган при Петре назывался?
А – Сенат; Б – Синод; В – Коллегия
10. На какой из этих иллюстраций изображен Петр 1.
Контрольная работа за 3 четверть по истории Отечества 8 класс
Фамилия, имя, класс_____________________________________________________
1. Почему война 1812 года стала называться Отечественной?
2. С какой страной воевала армия России?____________________________________________________________
3. Почему армия Наполеона называлась «великой»?____________________________________________________________
4. В чем был план Наполеона ?
5. В чем были планы русского командования?
____________________________________________________________________________________________________________________
________________________
6. Назовите командующего 1 армией?
А) Барклай де Толли
б) П. И. Багратион
в) А. П. Тормасов
7. Вторжение в Россию армии Наполеона началось после пересечения реки
А) Березины
б) Дон
в) Неман
8. Где сумели объединиться 1 и 2 русские армии?
А) у Смоленска
б) у Бородино
в) у Москвы
9. Напишите фамилию главнокомандующего русской армии после Смоленской битвы?
Пришел ______________ бить французов
10. Где произошло генеральное сражение?
А) у Смоленска
б) у Бородино
в) у Москвы
11. Какое решение было принято на военном совете в деревни Фили?
А) об отделении 1 и 2 армии
б) о месте генерального сражения
В) о оставлении Москвы
12. Что объединяет фамилии Давыдов, Фигнер, Курин?
13. По какой дороге отступала французская армия?
А) Рязанской
б) Смоленской
в) Московской
14) После пересечения какой реки прекратила существование Великая армия Наполеона?
А) Березины
б) Дон
в) Неман
15) Когда закончилась Отечественная война 1812 года?
А) 12 июня 1812 года
б) 25 декабря 1812 года
в) 1 января 1813 года
16) определи половину и век, у следующих дат:
988128917031223181217) отметь на ленте времени начало Отечественной войны
Годовая контрольная работа по истории Отечества 8 класс
Фамилия, имя, класс__________________________________________________________________________________1. Декабристы стремились:
а) привлечь к своему выступлению народные массы,
б) не допустить участия в выступлении крестьян,
в) привлечь к своему выступлению армейские части.
2. Бородинское сражение произошло:
а) 26 августа 1812г.
б) 8 ноября 1812г.
в) 14 декабря 1812г.
3. Современниками были:
а) Александр 1 и Наполеон Бонапарт,
б) Александр 1 и Кромвель,
в) П.Пестель и А.Меньшиков.
4. Лишним в ряду является:
П.И.Багратион; А.П.Тормасов; М.Б.Барклай де Толли;
Д. Давыдов.
5. Верховная власть в России в начале XIXв. принадлежала:
а) императору,
б) Сенату,
в) Синоду.
6. Форма правления, основанная на неограниченной власти
монарха, называется:
а) республикой,
б) абсолютизмом,
в) тиранией.
7. Назовите привилегированные сословия в XIX в. в России:
а) дворяне,
б) купечество,
в) казаки.
8. Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата в 1810-1811гг. был:
а) П.А.Строганов,
б) А.А. Аракчеев,
в) М.М. Сперанский.
9. Укажите, какая из религий в России XIX в. была признана основной:
а) православие,
б) католичество,
в) ислам.
10. Укажите годы правления Александра I:
а) 1767-1825;
б) 1801-1825;
в) 1801-1815.
11. Герасим Курин, Денис Давыдов, Александр Фигнер, Василиса Кожина были:
а) философами
б) политическими деятелями;
в) партизанами в1812 г.
12. Укажите одного из крупнейших предпринимателей в России в начале XIX в.:
а) П. Г. Демидов;
б) П. А.Шувалов;
в) А. А. Аракчеев.
13. Годы правления Николая I:
а) 1801-1825гг
б) 1825-1855гг
в) 1800-1855гг
14. Когда было отменено крепостное право?
а) в 1800г.
б) в 1861г.
в) в 1860г.
15. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?
а) 70 лет
б) 10 лет;
в) 49 лет.
16. В чем заключались функции земств?
а) осуществление политической власти на местах;
б) выполнение полицейских функций;
в) решение хозяйственно- административных и культурных вопросов местного значения.
17. Члены какой организации совершили убийство Александра II 1 марта 1881г.?
а) «Черного передела»;
б) «Земли и воли»;
в) «Народной воли».
18. Укажите годы правления Александра III.
а) 1881-1894;
б) 1881-1905;
в) 1881-1898.