Рабочая программа по истории Отечества для 7а и 7б класса на 2025-2026 учебный год, учитель Яковлева Г.А.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»

Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр
«Дар» № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по предмету история Отечества
для обучающихся 7А и 7Б класса
(АООП вариант 1)

Составитель: Яковлева
Галина Александровна
Должность: учитель, 1к.к.

Реж – 2025год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании:
- ФАООП приказ №1026 от 24.11.2022года
- АООП «Центра «Дар»;
- Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская
М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова, Просвещение, 2019г:
- Истории Отечества. 7 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида,
/И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2021. – 223с.: ил. Допущено Министерством образования
и науки Российской Федерации.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, формирования гражданской позиции обучающихся, воспитания их в духе
патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при
интеллектуальных нарушениях высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных
общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;

воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год.
На основании протокола ППк №249 от 12.08.2025 идет дифференциация обучающихся на группы
Класс
7а

7б

Достаточный уровень
Новых Олег
Петрованова Анастасия
Асташкин Вячеслав
Кощеев
Бояркин Никита
Бобков Илья
Москвинов Тимофей
Семенов Сергей

Минимальный уровень

Ниже минимального

Баринов Алексей
Худякова Маргарита
Манишин Ярослав

Планируемые результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень

знание хронологических рамок ключевых
процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных исторических
фактов, событий, явлений, процессов; их
причины, участников, результаты и
значение; составление рассказов об
исторических событиях, формулировка
выводов об их значении;
знание мест совершения основных

знание некоторых дат важнейших событий отечественной
истории;
знание некоторых основных фактов исторических
событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических
деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых,
деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и
длительности исторических событий, пользование

Уровень ниже
минимального

исторических событий;
знание имен известных исторических
деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры)
и составление элементарной
характеристики исторических героев;
формирование первоначальных
представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших
исторических событий;
понимание "легенды" исторической карты
и "чтение" исторической карты с опорой
на ее "легенду";
знание основных терминов понятий и их
определений;
соотнесение года с веком, установление
последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение
исторических фактов;
поиск информации в одном или
нескольких источниках;
установление и раскрытие причинноследственных связей между
историческими событиями и явлениями.

Достаточный уровень
проводить сравнения, находить признаки
сходства и различия; уметь самостоятельно
выполнять задания по учебнику и в тетради;
уметь самостоятельно составлять рассказ по
плану в учебнике; уметь объяснять значение
новых понятий и слов; уметь самостоятельно
устанавливать прямые и обратные связи

"Лентой времени";
описание предметов, событий, исторических героев с
опорой на наглядность, составление рассказов о них по
вопросам педагогического работника;
нахождение и показ на исторической карте основных
изучаемых объектов и событий;
объяснение значения основных исторических понятий с
помощью педагогического работника.

Минимальный уровень
уметь последовательно отвечать на вопросы по основным
темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных
вариантов (заданий); уметь слушать учителя, самостоятельно
выполнять предложенные виды заданий; использовать помощь
учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно
исправлять ошибки; усвоить элементы контроля учебной
деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных

Уровень ниже
минимального
Повторять ответы за учителем или
обучающимися

между датами и событиями; уметь
самостоятельно излагать контекст
исторических событий по иллюстрациям,
плану, ленте времени, картам.

схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий

Календарно-тематическое планирование
Тема
Повторение. История – наука о прошлом. Лента времени.
Практическая работа: Наша Родина Россия, её положение на карте. Государственные символы
России.
Вводная контрольная работа: история –наука о прошлом.
Практическая работа: Происхождение славян. Три ветви славян. В каких местах селились
славяне.
Практическая работа : Славяне и соседние народы.
Облик славян и черты их характера.
Практическая работа: торговый пусть Из варяг в греки
Занятие восточных славян. Организация жизни славян.
Экскурсия в парикмахерскую, аптеку, магазин: Современные занятия людей.
Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян Языческие традиции восточных славян.
Экскурсия: «Природа, как основа языческих верований»
Как возникло древнерусское государство.
О чем рассказывает древняя летопись. Об Аскольде, Дире и их походах в Византию.
Контрольная работа: Древняя Русь.
Князь Олег (882 - 912). Правление Олега в Киевской Руси.
Практическая работа: расселение восточных славян на карте. (16)
Древнерусское государство Киевская Русь. Князь Игорь из рода Рюриковичей (913 -945).
Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря.
Как княгиня Ольга отомстила древлянам

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию.
Сын князя Игоря и Ольги — Святослав. Война Святослава с хазарами.
Практическая работа: Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава.
Повторение по теме «Древнерусское государство Киевская Русь»
Сыновья князя Святослава.
Возвращение Владимира на Русь.
Князь Владимир Красное Солнышко.
Крещение Руси. Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства
Экскурсия в храм Св. Бл. Ксении Петербургской
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (1019 — 1054)
Контрольная работа: Крещение Киевской Руси.
Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси (1113 1125).
Обобщающий урок по изученным темам. (16)
Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.
Практическая работа: распад Руси на отдельные княжества.
Новгородская республика. Господин великий Новгород
Практическая работа с картой: Занятие и торговые пути новгородцев.
Ростово - Суздальское княжество в XII веке. Князь Юрий Долгорукий (1132 -1157).
История возникновения Москвы. Культура Руси в X – XIII вв
Экскурсия: архитектура 20-21 века.
Повторение по изученной теме.
Практическая работа: Образование монгольского государства.
Чингисхан и его армия.
Практическая работа: битва на реке Калке
Нашествие монголов на Русь
Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска.
Практическая Работа : Походы Батыя на южнорусские земли.
Новгородский князь Александр Невский (1236 - 1263).
Практическая работа: ледовое побоище.
Власть Золотой Орды над русскими князьями.
Объединение русских земель против Золотой Орды. Русские княжества в XIII - XIVвв.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контрольная работа: Русь в борьбе с завоевателями.
Московский князь Иван Калита (1325 - 1340). Наследники Калиты. (20)
Изменения в Золотой Орде.
Московский князь Дмитрий Иванович (1350 - 1389) Благословение Сергия Радонежского.
Куликовская битва.
Экскурсия на площадь ДК Горизонт к стене Памяти: «Герои ВОВ»
Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода.
Контрольная работа: Освобождение Руси от Золотой Орды.
Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный (1533- 1584).
Практическая работа: реформы Избранной рады.
Войны Ивана Грозного. Войны с западными странами.
Опричнина. Покорение Сибири.
Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I - самозванец.
Лжедмитрий II. Семибоярщина
Минин и Пожарский: за веру и Отечество.
Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645- 1676).
Укрепление южных границ России. О казаках
Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI-XVII веках.
Обобщающий урок

Тема,
раздел

Древняя Русь. (11ч)
1.Повторение. История –
наука о прошлом. Лента
времени.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Содержание
Виды деятельности, формы работы

Славяне — коренное население
Европы. Ветви славян и
славянских языков: восточная
западная, южная. Славяне-воины;

Минимальный
уровень

Достаточный
уровень

Ниже
минимального

Проводить сравнения,
находить признаки
сходства и различия между
родовой и соседской

Уметь объяснять значение
новых слов и понятий.
Уметь устанавливать
причины возникновения

Проводить сравнения,
находить признаки
сходства и различия между
родовой и соседской

2.Практическая работа:
Наша Родина Россия, её
положение на карте.
Государственные символы
России.
3. Вводная контрольная
работа: история –наука о
прошлом.
4. Практическая работа:
Происхождение славян.
Три ветви славян. В каких
местах селились славяне
5. Практическая работа:
Славяне и соседние
народы.

борьба славян со степными
кочевниками; походы на
Византию. Грады как центры
племенных союзов. Верховная
знать — князья, старейшины, их
опора — дружина. Вече —
общественный орган управления.
Сбор дани с членов общины,
полюдье. Быт восточных славян.
Речные пути как условие развития
внутренних и внешних связей
восточных славян. Обмен
товарами, развитие торговли.
Возникновение городов Киева и
Новгорода. Истоки славянского
язычества.

общиной (по вопросам
учителя)
Уметь объяснять причины
появления в общине
сословных групп, с
помощью учителя.
работать с картой, лентой
времени, учебником и
тетрадью под
руководством учителя

общин и племенных
союзов. Проводить
сравнения, находить
признаки сходства и
различия между родовой и
соседской общиной. Уметь
объяснять причины
появления в общине
сословных групп. Уметь
работать с картой, лентой
времени, учебником и
тетрадью самостоятельно
или под руководством
учителя.

общиной (по вопросам
учителя)
Уметь объяснять причины
появления в общине
сословных групп, с
помощью учителя.
работать с картой, лентой
времени, учебником и
тетрадью.
С максимальной
помощью учителя

Самостоятельно называть
профессии работников:
магазина, аптеки,
парикмахерской. Кто
такие, чем занимаются.

С помощью учителя
называть профессии
работников: магазина,
аптеки, парикмахерской.
Кто такие, чем

Повторять за учителем или
одноклассниками
профессии работников:
магазина, аптеки,
парикмахерской. Кто

6. Облик славян и черты их
характера.
7. Практическая работа:
торговый пусть Из варяг
в греки
8. Занятие восточных
славян.
Организация жизни
славян.
9. Экскурсия в
парикмахерскую, аптеку,
магазин: Современные
занятия людей.

10. Жилища, одежда,
семейные обычаи
восточных славян
Языческие традиции
восточных славян
Самостоятельно называть
природные явления и
предметы, которые
служили обожествлением
для древних людей.

11. Экскурсия:
«Природа, как основа
языческих верований»

Древнерусское
государство Киевская
Русь. (12ч)
1.
Как возникло
древнерусское
государство.
2.
О чем рассказывает
древняя летопись. Об
Аскольде, Дире и их
походах в Византию.
3.
Контрольная
работа: Древняя Русь.
4.
Князь Олег (882 912). Правление Олега в
Киевской Руси.

Первое Древнерусское
государство — Киевская Русь (IX
в.). Управление государством:
великий князь, дружина, знать.
Развитие древних городов Руси:
Киев, Переславль, Чернигов,
Смоленск, Новгород и др.
Развитие товарно-денежных
отношений в Древнерусском
государстве: внешняя торговля с
северными народами, западными и
южными славянами. Торговые
пути к греческим черноморским
колониям. Первые русские князья
и основание рода Рюриковичей.
Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир.
Военные походы князей для
расширения границ государства и
покорения соседних племен.

работать с контурной
картой, соотносить век с
датой с помощью учителя.
описывать первых князей,
их вклад в развитие
государства – Русь по
вопросам учителя.

занимаются.

такие, чем занимаются.

С помощью учителя
называть природные
явления и предметы,
которые служили
обожествлением для
древних людей.
Уметь работать с
контурной картой,
соотносить век с датой.
Уметь устанавливать
причины и признаки
возникновения
государства. Уметь
описывать первых князей,
их вклад в развитие
государства – Русь

Повторять за учителем или
одноклассниками называть
природные явления и
предметы, которые
служили обожествлением
для древних людей.
работать с контурной
картой, соотносить век с
датой с помощью учителя.
описывать первых князей,
их вклад в развитие
государства – Русь по
вопросам учителя.
С максимальной
помощью учителя

5.
Практическая
работа: расселение
восточных славян на
карте.

6.
Древнерусское
государство Киевская
Русь. Князь Игорь из рода
Рюриковичей (913 -945).
7.
Походы Игоря на
Византию. Предание о
гибели князя Игоря.
8.
Как княгиня Ольга
отомстила древлянам
9.
Ольга наводит
порядок в Киевской Руси.
Посольство Ольги в
Византию.
10.
Сын князя Игоря и
Ольги — Святослав. Война
Святослава с хазарами.

11.
Практическая
работа: Битвы Святослава
на Балканах. Гибель
Святослава.

12.
Повторение по
теме «Древнерусское
государство Киевская
Русь»
Крещение Киевской Руси.
Расцвет Русского
государства (17ч).

1.
Сыновья князя
Святослава.
2.
Возвращение
Владимира на Русь.
3.
Князь Владимир
Красное Солнышко.
4.
Крещение Руси.
Заслуги князя Владимира в
укреплении Русского
государства
5.
Экскурсия в храм
Св. Бл. Ксении
Петербургской
6.
Расцвет Русского
государства при Ярославе
Мудром (1019 — 1054)
7.
Контрольная
работа: Крещение
Киевской Руси.
8.
Князь Владимир

Истоки
христианской
веры.
Религии в X—XI вв. Языческая
религия Киевской Руси и религии
соседних государств. Великий
князь
киевский
Владимир.
Решение
Владимира
Красное
Солнышко о принятии Русью
христианства от Византии. Расцвет
и могущество Руси при Ярославе
Мудром. Киев — один из
крупнейших городов Европы.
Законотворчество в Киевской
Руси. Русь после смерти Ярослава
Мудрого.
Причины
распада
единого государства на отдельные
княжества. Новгород — крупный
культурный и торговый центр.
Новгородская
боярская
республика,
городское
вече,
посадник, князь новгородский.
Объединение
РостовоСуздальских земель. Князь Юрий
Долгорукий. Первое упоминание о
Москве (1147).

Уметь находить на карте и
называть 3–5 древних
городов Руси с помощью
учителя.
Знать название первого
свода законов Ярослава
Мудрого, уметь объяснять
смысл и значение
законов в жизни русского
государства по вопросам
учителя.
Знать значение символов:
держава, скипетр, шапка
Мономаха
Уметь работать с
контурной и исторической
картой при обозначении
границ и названий
княжеств Руси в XII (12) в
с помощью учителя.
Самостоятельно называть
религию, к которой
относится храм, его
значение для христиан.
Основные христианские
праздники.

Объяснять причины
выбора христианской
веры, а также значение
заповедей о любви, добре,
справедливости. Уметь
описывать события по
итогам чтения текстов,
уметь самостоятельно
выполнять задания по
учебнику и тетради Уметь
находить на карте и
называть 3–5 древних
городов Руси. Знать
название первого свода
законов Ярослава
Мудрого, уметь объяснять
смысл и значение
законов в жизни русского
государства. Уметь
самостоятельно составлять
рассказ по плану в
учебнике .
С помощью учителя
называть религию, к
которой относится храм,
его значение для христиан.
Основные христианские
праздники.
Уметь объяснять значение
новых слов и понятий.

Уметь находить на карте и
называть 3–5 древних
городов Руси с помощью
учителя.
Знать название первого
свода законов Ярослава
Мудрого, уметь объяснять
смысл и значение
законов в жизни русского
государства по вопросам
учителя.
Знать значение символов:
держава, скипетр, шапка
Мономаха
Уметь работать с
контурной и исторической
картой при обозначении
границ и названий
княжеств Руси в XII (12) в.
С максимальной помощью
учителя
Повторять за учителем или
одноклассниками, к
которой относится храм,
его значение для христиан.
Основные христианские
праздники.

Мономах. Память о
Владимире Мономахе в
истории Киевской Руси
(1113 - 1125).
9.
Обобщающий урок
по изученным темам.
10.
Крещение
Киевской Руси. Расцвет
Русского государства.
11.
Практическая
работа: распад Руси на
отдельные княжества.
12.
Новгородская
республика. Господин
великий Новгород
13.
Практическая
работа с картой: Занятие
и торговые пути
новгородцев.
14. Ростово Суздальское княжество в
XII веке. Князь Юрий
Долгорукий (1132 -1157).
15.
История
возникновения Москвы.
Культура Руси в X – XIII
вв
16.
Экскурсия:
архитектура 20-21 века.
17.
Повторение по
изученной теме.
Русь в борьбе с
завоевателями (17ч).
1.
Практическая
работа: Образование
монгольского государства.

Уметь по описанию
событий устанавливать
век, обозначать его на
ленте времени. Знать
значение символов:
держава, скипетр, шапка
Мономаха. Называть
сословия людей по
описанию рода их занятий.
Уметь работать с
контурной и исторической
картой при обозначении
границ и названий
княжеств Руси в XII (12) в.
Знать дату основания
Москвы

Монгольские кочевые племена.
Провозглашение Чингисхана
великим каганом всех
монгольских племен. Покорение

Самостоятельно называть
отличительные
особенности современной
архитектуры.

С помощью учителя
называть отличительные
особенности современной
архитектуры.

Знать причины
возникновения
Монгольского государства
и покорения монголами

Объяснять причины
возникновения
Монгольского государства
и покорения монголами

Повторять за учителем или
одноклассниками называть
отличительные
особенности современной
архитектуры.
Знать причины
возникновения
Монгольского государства
и покорения монголами
других племён и народов.

2.
Чингисхан и его
армия.
3.
Практическая
работа: битва на реке
Калке
4.
Нашествие
монголов на Русь
5.
Летописи о битвах
на реке Сить и
героической обороне
Козельска
6.
Практическая
работа: Походы Батыя на
южнорусские земли.
7.
Новгородский
князь Александр Невский
(1236 - 1263).
8.
Практическая
работа: ледовое побоище.
9.
Власть Золотой
Орды над русскими
князьями.
10.
Объединение
русских земель против
Золотой Орды. Русские
княжества в XIII - XIVвв.
11.
Контрольная
работа: Русь в борьбе с
завоевателями.
12.
Московский князь
Иван Калита (1325 - 1340).
Наследники Калиты.
13.
Изменения в
Золотой Орде.
14.
Московский князь

войском Чингисхана соседних
племен. Сражение на реке Калке.
Поражение русско-половецкого
войска кочевниками.
Восстановление хозяйства и
городов Руси после нашествия
войск Батыя. Развитие новых
центров (Тверь, Москва, Кострома
и др.). Причины возвышения
Москвы. Борьба за свержение
золотоордынского ига как
национальная задача. Собирание
Москвой русских земель. Иван
Калита — московский князь.
Личность Дмитрия Донского.
Куликовская битва, ее значение
для победы над Ордой.
Объединение земель СевероВосточной Руси вокруг Москвы.
Правитель централизованного
государства — Иван III. История
Московского Кремля. Ликвидация
зависимости Московского
государства от Золотой Орды.

других племён и народов.
Знать имена монгольских
ханов периода нашествия
на Русь (Чингисхан, Батый,
др.). Уметь описывать
события на реке Калке,
рассказывать о
сопротивлении русских в
Рязани, в Козельске, в
Киеве по вопросам
учителя. Знать имена
русских князей –
защитников Руси от
монголов. Уметь
показывать границы
княжеств СевероВосточной Руси, названия
городов,. Уметь описывать
события на Куликовом
поле по опорным
карточкам.

других племён и народов.
Знать имена монгольских
ханов периода нашествия
на Русь (Чингисхан, Батый,
др.). Уметь описывать
события на реке Калке,
рассказывать о
сопротивлении русских в
Рязани, в Козельске, в
Киеве. Уметь соотносить
даты с историческими
событиями. Знать причины
покорения Руси Золотой
Ордой. Знать имена
русских князей –
защитников Руси от
монголов Знать границы
княжеств СевероВосточной Руси, названия
городов, уметь находить
их на карте и обозначать
на контурной карте. Знать
причины и факторы
возвышения Москвы и
Московского княжества.
Уметь объяснять
изменения в Золотой Орде,
положившие начало ее
распаду. Понимать и
объяснять историческое
влияние
личности Сергия
Радонежского на
самосознание и ратные
подвиги русского народа в
борьбе с Ордой. Уметь

Знать имена монгольских
ханов периода нашествия
на Русь (Чингисхан, Батый,
др.). Уметь описывать
события на реке Калке,
рассказывать о
сопротивлении русских в
Рязани, в Козельске, в
Киеве по вопросам
учителя. Знать имена
русских князей –
защитников Руси от
монголов. Уметь
показывать границы
княжеств СевероВосточной Руси, названия
городов,. Уметь описывать
события на Куликовом
поле по опорным
карточкам.
С максимальной
помощью учителя

Дмитрий Иванович (1350 1389) Благословение
Сергия Радонежского.
Куликовская битва.
15.
Экскурсия на
площадь ДК Горизонт к
стене Памяти: «Герои
ВОВ»

описывать события на
Куликовом поле
Самостоятельно назвать
событие, которому
посвящен памятник, даты
этого события,
историческое значение.

С помощью учителя
назвать событие, которому
посвящен памятник, даты
этого события,
историческое значение.

Повторить за учителем или
одноклассниками событие,
которому посвящен
памятник, даты этого
события, историческое
значение.

16.
Наследники
Дмитрия Донского.
Собирание Руси Иваном
III. Покорение Новгорода.
17.
Контрольная
работа: Освобождение
Руси от Золотой Орды.

Единое Московское
государство (11ч)
1.
Русь в XVI веке.
Царь Иван Грозный (15331584).
2.
Практическая
работа: реформы
Избранной рады.
3.
Войны Ивана
Грозного. Войны с
западными странами.
4.
Опричнина.
Покорение Сибири.
5.
Россия после Ивана

Территория России в XVI в.,
причины ее увеличения. Венчание
на царство царя Ивана IV
(Грозного). Реформаторская
деятельность Ивана Грозного.
Продвижение в Сибирь, освоение
Сибири. Положение крепостных
крестьян. Избрание Бориса
Годунова на царство, его военные
успехи. Лжедмитрий, его роль в
истории Смутного времени. Поход
Лжедмитрия в Москву, захват
российского престола. Конец
правления Лжедмитрия. Народные

Уметь работать с лентой
времени, историческими и
географическими картами,
учебником, рабочей
тетрадью с помощью
учителя. Уметь по
карточкам и иллюстрациям
описывать личность Ивана
Грозного, обобщать черты
его характера по вопросам
учителя. Объяснять
причины и итоги войн в
период правления Ивана
Грозного с помощью

Уметь самостоятельно
работать с лентой времени,
историческими и
географическими картами,
учебником, рабочей
тетрадью. Уметь по плану
и иллюстрациям описывать
личность Ивана Грозного,
обобщать черты его
характера. Объяснять
причины реформ,
проводимых Иваном IV,
называть органы
управления государством.

Уметь работать с лентой
времени, историческими и
географическими картами,
учебником, рабочей
тетрадью с помощью
учителя. Уметь по
карточкам и иллюстрациям
описывать личность Ивана
Грозного, обобщать черты
его характера по вопросам
учителя. Объяснять
причины и итоги войн в
период правления Ивана
Грозного с помощью

Грозного. Лжедмитрий I самозванец. Лжедмитрий
II. Семибоярщина.
6.
Лжедмитрий II.
Семибоярщина.
7.
Минин и
Пожарский: за веру и
Отечество.
8.
Воцарение
династии Романовых. Царь
Алексей Михайлович
Романов (1645- 1676).
9.
Укрепление южных
границ России. О казаках
10.
Развитие России в
XVII веке. Культура
России в XVI-XVII веках.
11.
Обобщающий урок.

волнения и восстания.
Семибоярщина — заговор и
предательство интересов
государства группой бояр
Освободительная борьба русского
народа против польского засилья,
ополчение Минина и Пожарского.
Освобождение Москвы. Земский
собор 1613 г. в Москве. Избрание
нового русского царя из рода
Романовых. Распространение
рукописных книг. Иван Федоров.
Развитие книгопечатания.
Появление первых учебных книг:
«Грамматика», «Считание
удобное» (таблица умножения),
«Большой букварь». Век великих
географических открытий Азии,
Дальнего Востока (С. Дежнев, Е.
Хабаров, В. Поярков, В. Атласов).
Быт народа и высшего сословия.
Патриархальность, сословность
общественного уклада.

учителя. Объяснять
значение Русской церкви в
деле сплочения народа
против польско-шведских
завоевателей. Уметь по
вопросам учителя
устанавливать прямые и
обратные связи между
датами и событиями.
Уметь излагать контекст
исторических событий по
иллюстрациям, плану,
ленте времени, картам, с
помощью учителя.

Объяснять причины и
итоги войн в период
правления Ивана Грозного.
Знать исторические места
своего региона, связанные
с именем Ивана Грозного
(при их наличии) Знать
причины возникновения
смутного времени,
появления самозванцев и
польско-литовской
экспансии. Объяснять
значение Русской церкви в
деле сплочения народа
против польско-шведских
завоевателей. Знать имена
исторических деятелей
периода Смутного
времени. Знать даты
исторических событий.
Уметь самостоятельно
устанавливать прямые и
обратные связи между
датами и событиями.
Уметь самостоятельно
излагать контекст
исторических событий по
иллюстрациям, плану,
ленте времени, картам

учителя. Объяснять
значение Русской церкви в
деле сплочения народа
против польско-шведских
завоевателей. Уметь по
вопросам учителя
устанавливать прямые и
обратные связи между
датами и событиями.
Уметь излагать контекст
исторических событий по
иллюстрациям, плану,
ленте времени, картам.
С максимальной
помощью учителя

График экскурсий
Экскурсия в парикмахерскую, аптеку, магазин: Современные занятия людей.
Экскурсия: «Природа, как основа языческих верований»
Экскурсия в храм Св. Бл. Ксении Петербургской
Экскурсия: архитектура 20-21 века.
Экскурсия на площадь ДК Горизонт к стене Памяти: «Герои ВОВ»
График контрольных работ
Вводная контрольная работа: история –наука о прошлом.
Контрольная работа: Древняя Русь.
Контрольная работа: Крещение Киевской Руси.
Контрольная работа: Русь в борьбе с завоевателями.
Контрольная работа: Освобождение Руси от Золотой Орды.

Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Март
Апрель

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать,
обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности
и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно,
допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя

Вводная контрольная работа по предмету история Отечества 7 класс
Фамилия, имя, класс ____________________________________________________________________
1. Как называется наука, изучающая жизнь природы и общества человека?
- география
- история
- биология
2. Соедини стрелкой понятие и его значение.
Поколение
молодое поколение
Предки
люди близкие по возрасту, живущие в
одно время
Потомки
поколение прапрабабушек и
прапрадедушек, бабушек и дедушек
3. Людей из одной семьи называют:
- земляками
- близкими родственниками
- соседей
4.

Название нашей Родины
- Москва
- Россия
- Казахстан

5. Назови символы страны
______________________________________________________________________________
6. Назовите планету, на которой мы живем
-Венера
-Юпитер
- Земля

7. Кто ввел в календарь названия месяцев?
- римляне
- славяне
- греки
8. Где обитали древнейшие предки людей?
- Египет
-Африка
- Греция
9. Какие орудия труда стали применять люди после того как научились использовать огонь?
- деревянные
- каменные
- металлические
10. Как называется жилье первобытного человека?
- изба
- хижина
- пещера
11. Чем не занимались первобытные люди?
- собирательство
- охота
- земледелие
12. Какие профессии появились благодаря освоению огня?
- земледельцы
- металлурги
- кузнецы
- скотоводы
- гончары

13. Какие средства передвижения по воде использовали в древности?
- чёлн
- лодка
- катер

Контрольная работа за 1 четверть по предмету история Отечества 7 класс
Фамилия, имя, класс____________________________________________________________
1.

Историю какой страны ты изучаешь?
а) Китай
б) Россия
в) Америка

2. Кто является предками русских людей?
а) славяне
б) крестьяне
в) горожане
3.

От какой ветви древних славян произошли русские, белорусы, украинцы?
а) Западные славяне
б) Восточные славяне
в) Южные славяне

4. В каком веке появились первые письменные сведения о славянах?
а) в V(5) веке
б) в IV (4) веке
в) VI (6) веке
5. Как называлось государство кочевых племен в VII (7) веке?
а) Византия
б) Хазарский каганат
в) Норманны

6. Как назывался Великий торговый путь от берегов Балтийского моря до Византии?
а) Великий шелковый путь
б) Трасса «М-5»
в) Торговый путь « Из варяг в греки»
7. Что не относится к основным занятиям славян:
а) охота и лесные промыслы
б) скотоводство
в) земледелие
г) рыболовство
д) хождение в гости
8. Укажи, что не относится к основным орудиям труда славян:
а) соха
б) ножницы
в) серп
г)коса
9. Как на Руси называли человека полностью зависимого от своего хозяина:
а) боярин
б) купец
в) холоп
10. Как называется военный вождь племени?
а) князь
б) старейшина
в) директор
11. Как называется войско князя?
а) толпа
б) дружина
в) отряд

12. Укажи, что НЕ относится к вооружению славянского воина:
а) шлем
б) балалайка
в) щит
г) копье
д) лук со стрелами
13. Укажи, что НЕ относится к жилью славян:
а) небоскреб
б) изба
в) землянка
14. Главный бог древних славян:
а) Сварог
б) Перун
в) Велес
15. Поклонение древних славян природе, ее явлениям называется:
а) язычество
б) христианство
в) мусульманство

Контрольная работа за 2 четверть по истории Отечества 7 класс
Фамилия, имя, класс_____________________________________
1. Расположи даты в порядке возрастания:
1356, 568, 2006, 1134, 529, 1147
2. Начерти ленту времени и отметь на ней 2025 год

4. Какая религия была у восточных славян до крещения Руси?
А) мусульманство;
Б) язычество;
В) христианство.
5. В каком году произошло крещение Руси?
А) в 971 году;
Б) в 990 году;
В) в 988 году.
6. Что являлось символом христианства?
А) крест;
Б) круг;
В) треугольник.
7. Как называли человека, который служит Богу?
А) патриарх;
Б) митрополит;
В) священник.
8. Кто такой митрополит?
А) глава Константинопольской церкви;
Б) глава Русской церкви;
В) торговый человек.
9. Как одним словом называются слова, обращенные к Богу?
А) молитва;
Б) религия;
В) благотворительность.

10. Как называлось совершение ежедневных нравственных подвигов для блага людей?
А) оборона;
Б) крещение;
В) подвижничество.
11. Как называли людей, которые верили в Бога Иисуса Христа?
А) христиане;
Б) мусульмане;
В) язычники.
12. Как повлияло принятие христианства на жителей Руси?
А) христианство принесло стране единство и примирение;
Б) все жители должны были поклоняться богу Перуну и приносить ему жертвы;
В) вокруг городов строились высокие стены с башнями.
13. Кто назначал киевского митрополита из числа греческих священников и посылал его в русские земли?
А) проповедники;
Б) патриарх Константинополя;
В) князь.

Контрольная работа за 3 четверть по предмету история Отечества 7 класс
Фамилия, имя, класс______________________________________________
1.



Дайте определения понятиям, именам:
Монголы -это_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Хан –это ___________________________________________________________________________________________________________

2. Задание.
Чингисхан начал большой поход в Среднюю Азию в 1219 году.
? В каком веке это было?__________________________________________________________
? Сколько лет назад это было?______________________________________________________

Отметьте на линии времени:

3. Задание.
Прочитайте текст. Определите особенности вооружения монголо – татар. Подчеркните.
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевников располагал к тому, чтобы в любое
время оседлать коня и выступить в поход.
Любимым оружием монголов был лук. У многих имелись копья, сабли, мечи и боевые топоры. Обязательной принадлежностью
был аркан. Армия Чингисхана научилась пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными приспособлениями, захваченными в
Китае.
4. Задание.
Прочитайте текст. Определите особенности войска монголо – татар. Составьте таблицу.
Монгольское войско одерживало одну победу за другой. Умелое ведение боев, очень сильное и дисциплинированное войско,
использование раздробленности в государствах помогали монголам одерживать одну победу за другой.
Государства Чингисхана имело сильную военную организацию, основанную на строжайшей и жестокой дисциплине. Войско было
разделено на «тьмы» (10 000), тысячи, сотни и десятки. Если один воин бежал с поля боя, то за это убивали весь десяток, к которому он
принадлежал. Ядро войска составляли многочисленные и подвижные отряды конницы. В их войске была хорошо налажена разведывательная
служба.
Особенности войска монголо - татар
1.
2.
3.
4.
5.
6.
5. определи половину века и век:
19962014591321790-

6. Ответьте на вопрос.
? Какое прозвище получил князь Александр Ярославич после Невской битвы? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________

Годовая контрольная работа по предмету истории Отечества 7 класс
Фамилия, имя, класс_____________________________________________
1.Главным богатством всех кочевых племен являлся:
А) Скот
Б) Леса, реки
2.Монголы жили в
А) Юрте
Б) Землянке
3.Главный вождь монголов имел имя:
А) Темучин
Б) Хан Батый
4.Битва на реке Калке произошла в:
А) 1367 году
Б) 1223 году
5.За что татары назвали Козельск «Злым городом»?
А) Потому что его жители этого города долго сопротивлялись монголам
Б) Потому что жители этого города не защищали город
6.В каком году произошло Ледовое побоище?
А) 1240 год
Б) 1222 год

7.На каком озере произошло Ледовое побоище?
А) Ладожское озеро
Б) Чудское озеро
8.При правлении, какого Хана, все русские княжества потеряли свою независимость?
А) Хана Узбеке
Б) Хана Батыя
9.Во второй половине (XIII)13 и начале (XIV) 14 века в Северо-Восточной Руси появляются три главных княжества, напишите
названия этих княжеств……………………………… …………………………………………………………………………………
10.О каком князе идет речь?
«У него была богатая казна, он имел привычку подавать из своего мешка деньги нищим... Он был хитрым и острожным человеком…»
А) Юрий Данилович
Б) Иван Калита
11.Наследниками Ивана Калиты стали:
А) братья Игорь и Олег
Б) сыновья Иван и Симеон
12.После правления какого хана заканчивается процветание в Золотой Орде?
А) Хан Мамай
Б) Хан Узбек
13. дополни римские цифры арабскими, а арабские - римскими
I-1
-6
- 11
II -7
- 12
-3
VIII - 13
IV IX - 14
VX- 15

XVI XVII XVIII XIX XX -


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».