Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_______Шляпникова Н.И.
Приказ № ____
От «___» ___ 2025 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Ритмике»
8-9 классы
на 2025-2026 учебный год
Разработчик: Спасова А.Д.
г. Реж, 2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………….5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………….12
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего
образования по «Ритмике» разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2013 №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19
декабря 2014г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГБОУ «Центра «Дар»;
- Учебный план ГБОУ Центр «Дар» на 2025-2026 учебный год.
Программа курса «Ритмика» направлена на коррекцию недостатков
психического и физического развития учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) средствами музыкально-ритмической
деятельности.
Программа
курса
«Ритмика»
позволяет
учитывать
особые
образовательные потребности учащихся посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
Целью курса «Ритмика» является: развитие двигательной активности
учащихся в процессе восприятия музыки.
Задачи курса:
- развитие умения слушать музыку;
- выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с
речевым сопровождением или пением;
3
- развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и
речевой моторики, пространственной ориентировки;
- привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности;
- укреплять здоровье, формировать правильную осанку.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с учебным планом рабочая программа по «Ритмике» в 89 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в
неделю).
1. Построения и перестроения (6 часа)
o
Ходьба
с
изменением
направления
и
темпа
движения.
Упражнения с мячом.
o
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.
o
Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких
колонн в несколько кругов, сужение и расширение их.
o
Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и
карусели.
o
Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из
угла в угол.
o
Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с
использованием лент, обручей, скакалок.
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) (8 часов)
o
Сложные упражнения с предметами.
o
Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук.
o
Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей
предметов.
o
Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за
голову, на поясе.
5
o
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперёд,
назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые
движения, ходьба.
o
Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию
движений.
o
Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног,
туловища, кистей.
o
Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением,
с резкой сменой темпа движений.
3. Работа с ритмом (4 часа)
o
Поочерёдные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа,
слева, на голени.
o
Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков
в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками,
бубном).
o
Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах
одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом
(«петрушка»).
o
Упражнение «Цветок распускается» - с позиции приседания на
корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание
головы, корпуса, рук по сторонам.
4. Музыкальные инструменты (3 часа)
o
Упражнения для кистей рук с барабанными палочками.
o
Отстукивание ритмических рисунков на металлофоне.
6
o
Инсценировка
детской
песенки,
играя
на
музыкальных
инструментах.
5. Музыкально-двигательная импровизация (3 часа)
o
Упражнения
на
самостоятельную
передачу
в
движении
ритмического рисунка, темповых и динамических изменений в
музыке. Игра «Танцуй как я, танцуй лучше».
o
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой
частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
Музыкальная игра «День - ночь».
o
Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии. Самостоятельное ускорение и замедление
темпа разнообразных движений. Игра «Карусели».
6. Творчество в ритмике (3 часа)
o
Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их комбинирование.
o
Составление несложных танцевальных композиций. Игры с
пением и речевым сопровождением.
o
Инсценирование музыкальных сказок, песен.
7. Народные танцы (7 часов)
o
Исполнение элементов плясок и танцев. Упражнения на
различение элементов народных танцев.
o
Шаг кадрили. Пружинящий бег. Упражнения на дыхание и для
развития осанки.
o
Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полу- пальцах.
7
o
Русские народные движения «каблучок», «гармошка».
o
Русский народный танец. Каблук, носок, приставной шаг, хлопки,
поскоки, поворот под рукой.
o
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.
Вальсовый поворот в паре. Лодочка, окошечко.
o
Исполнение в парах простейших танцевальных фигур.
8
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• Позитивное эмоционально-ценностное отношение к двигательной
деятельности.
• Совершенствование физических качеств.
• Освоение физических и двигательных действий.
• Развитие психических процессов и нравственных качеств.
•
Формирование сознания и мышления, творческого подхода и
элементарной самостоятельности.
Предметные результаты:
• готовиться к занятиям, и входить в зал организованно под музыку,
приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение
(стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и
плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
• принимать
правильное
исходное
положение
в
соответствии
с
содержанием и особенностями музыки и движения;
• организованно строиться (быстро, точно) в колонну, находить свое
место в строю;
• ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу;
• ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не
сужая круг и не сходя с его линии.
• сохранять правильную дистанцию в колонне;
• выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
• самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
• соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
9
• легко, естественно и непринужденно ритмично выполнять несложные
движения руками и ногами, игровые и плясовые движения;
• ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной
форме с контрастными построениями.
10
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8-9 КЛАССЫ (34 ЧАСА)
№п/
Тема
Кол-
п
Дата
во
часов
1.
Ходьба с изменением направления и темпа движения. 1
Упражнения с мячом
2.
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре
1
3.
Построение в шахматном порядке. Перестроение из
1
нескольких колонн в несколько кругов, сужение и
расширение их
4.
Перестроение из простых и концентрических
кругов в 1
звёздочки и карусели
5.
Ходьба по центру зала, умение
намечать диагональные 1
линии из угла в угол
6.
Сохранение
правильной
дистанции
во
всех
видах 1
построений с использованием лент, обручей, скакалок
7.
Сложные упражнения с предметами
8.
Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук 1
9.
Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей 1
1
предметов
10.
Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны 1
руками, за голову, на поясе
11.
Всевозможные
сочетания
движений
ног: выставление 1
ног вперёд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе,
круговые движения, ходьба
12.
Упражнения на
выработку
осанки.
Упражнения на 1
координацию движений
13.
Разнообразные сочетания одновременных движений рук, 1
ног, туловища, кистей
11
14.
Выполнение упражнений под музыку с
постепенным 1
ускорением, с резкой сменой темпа движений
15.
Поочерёдные хлопки над головой, на груди, перед собой, 1
справа, слева, на голени
16.
Самостоятельное составление несложных ритмических 1
рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами
(погремушками, бубном)
17.
Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах 1
одновременно с мягкими расслабленными коленями и
корпусом («петрушка»)
18.
Упражнение «Цветок распускается» - с позиции приседания 1
на корточки с опущенной головой
постепенное
и
руками
поднимание головы, корпуса, рук по
сторонам
19.
Упражнения для кистей рук с барабанными палочками
1
20.
Отстукивание ритмических рисунков на металлофоне
1
21.
Инсценировка детской песенку, играя на музыкальных 1
инструментах
22.
Упражнения
на
самостоятельную
ритмического рисунка,
передачу в движении 1
темповых и динамических
изменений в музыке. Игра «Танцуй как я, танцуй лучше»
23.
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой 1
частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
Музыкальная игра «День - ночь»
24.
Упражнения на формирование умения начинать движения 1
после вступления мелодии. Самостоятельное ускорение и
замедление
темпа
разнообразных
движений.
Игра
«Карусели»
25.
Разучивание и придумывание новых вариантов игр, 1
элементов танцевальных движений, их комбинирование
26.
Составление несложных
танцевальных
композиций. 1
12
Игры с пением и речевым сопровождением
27.
Инсценирование музыкальных сказок, песен
1
28.
Исполнение элементов плясок и танцев. Упражнения на
1
различение элементов народных танцев
29.
Шаг кадрили. Пружинящий бег. Упражнения на дыхание и 1
для развития осанки
30.
Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полу- пальцах
1
31.
Русские народные движения «каблучок», «гармошка»
1
32.
Русский народный танец. Каблук, носок, приставной шаг, 1
хлопки, поскоки, поворот под рукой
33.
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре. 1
Вальсовый поворот в паре. Лодочка, окошечко
34.
Исполнение в парах простейших танцевальных фигур
1
13