Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_______Шляпникова Н.И.
Приказ № ____
От «___» ___ 2025 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Ритмике»
5-7 классы
на 2025-2026 учебный год
Разработчик: Спасова А.Д.
г. Реж, 2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………….5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………….12
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего
образования по «Ритмике» разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2013 №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19
декабря 2014г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГБОУ «Центра «Дар»;
- Учебный план ГБОУ Центр «Дар» на 2025-2026 учебный год.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат
чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика
способствует
правильному
физическому
развитию
и
укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура
поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная
способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике
направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Цель программы обучения:
осуществление коррекции недостатков психического и физического
развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической
деятельности.
использование занятий по ритмике в качестве важнейшего средства
воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на
3
формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных
навыков
и
привычек,
на
развитие
наблюдательности,
воображения,
пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
1 способствовать коррекции недостатков психического и физического
развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической
деятельности
2 ориентироваться в задании и планировать свою деятельность,
намечать последовательность выполнения задания;
3 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию;
4 развивать у учащихся речь, художественный вкус,
5 укреплять здоровье, формировать правильную осанку.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с учебным планом рабочая программа по «Ритмике» в 57 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в
неделю).
Программа состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в
пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими
музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в
звёздочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии
из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с
использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более
сложные, чем в предыдущих классах. Ходьба с отображением длительности нот.
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперёд,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперёд, в стороны, вверх из положения руки к
плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким
изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения
кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперёд, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки. Упражнения на гимнастической скамейке, с
обручем.
Упражнения
на
координацию
движений.
Разнообразные
сочетания
одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под
музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочерёдные
хлопки над головой, на груди, пред собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное
составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с
5
предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с
мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной
головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и
руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного
пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном,
среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и
плавности движений.
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне,
духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах
основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии
знакомой песни.
Игры под музыку
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена
движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов
танцевальных
движений,
танцевальных
композиций.
их
комбинирование.
Игры
с
пением,
Составление
речевым
несложных
сопровождением.
Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная
смена
движения
в
соответствии
со
сменой
частей,
музыкальных
фраз,
малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать
движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых
вариантов
игр,
элементов
танцевальных
движений,
их
комбинирование.
6
Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым
сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
7
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
Знание моральных норм и сформированность морально-этических
суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с
точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической
творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных
качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения
ритмических
движений
под
музыку;
позитивная
самооценка
своих
музыкально - творческих возможностей.
1) Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
2) Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
3) Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
4) Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение,
находить свое место в строю.
5) Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
6) Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты:
1) принимать
правильное
исходное
положение
в
соответствии
с
содержанием и особенностями музыки и движения;
2) организованно строиться;
3) сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
4) самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
5) соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе;
6) легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
упражнения»;
8
7) ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной
форме с контрастными построениями.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное
отношение
к
окружающей
действительности,
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
3) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
4) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
5) понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
1) вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
3) обращаться за помощью и принимать помощь;
4) слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
9
5) сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
6) договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1) адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
2) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
3) активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
4) соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
1) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
2) устанавливать видо-родовые отношения предметов;
3) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
4) пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
5) читать; писать; выполнять арифметические действия;
6) наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
7) работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
10
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
11
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-7 КЛАССЫ (34 ЧАСА)
№п/
Тема
п
Кол-
Дата
во
часов
1.
Дыхательные и релаксирующие упражнения
1
Игры («Холодно-горячо)
Упражнения с мячом
2.
Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы»
1
Марш по периметру зала
3.
Ритмико-гимнастические упражнения
1
Игра «Поехали – поехали» (повторение).
4.
Релаксирующие упражнения.
1
Подвижные игры с мячом.
5.
Ритмические упражнения с мячом.
1
6.
Ритмические упражнения с скакалкой.
1
7.
Ритмические упражнения с гимнастической палкой.
1
8.
Релаксирующие упражнения.
1
Подвижные игры с мячом.
9.
Упражнения на координацию движений.
1
10.
Игра «Соседи».
1
Танцевальные элементы «Увезу тебя я в тундру».
11.
Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра.
1
«Пустое место».
12.
Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра.
1
«Отбивай мяч».
13.
Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра.
1
«Вороны и воробьи».
14.
Танец. «Полька».
1
15.
Подготовительные упражнения к танцам
1
Повторные три притопа.
16.
Подготовительные упражнения к танцам.
1
Вставание на полу пальцы.
17.
Упражнения ритмической гимнастики.
1
12
Без предметов.
18.
Упражнения ритмической гимнастики.
1
Гимнастической палкой.
19.
Специальные ритмические упражнения.
1
Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с
различными заданиями.
20.
Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра.
1
«Отбивай мяч».
21.
Танец. «Травушка-муравушка».
1
22.
Танец. «Полька».
1
23.
Упражнения ритмической гимнастики.
1
С мячом.
24.
Упражнение на связь движений с музыкой.
1
25.
Смена направления движения с началом каждой
1
музыкальной фразы.
26.
Специальные ритмические упражнения.
1
Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с
различными интервалами (через 2,4,6,8 счётов).
27.
Упражнения ритмической гимнастики
1
Короткой скакалкой.
28.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
1
Салки, руки на стену.
29.
Танцы. Круговой галоп.
1
30.
Прохлопывание ритма песен
1
31.
Дыхательные и релаксирующие упражнения
1
32.
Упражнения на координацию движений
1
33.
Упражнения на поскоки
1
34.
Марш по периметру зала, отработка поворотов
1
13