Рабочая программа по ритмике 5-7 класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Спасова А.Д.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_______Шляпникова Н.И.
Приказ № ____
От «___» ___ 2025 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Ритмике»
5-7 классы
на 2025-2026 учебный год

Разработчик: Спасова А.Д.

г. Реж, 2025 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………….5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………….12

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего
образования по «Ритмике» разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2013 №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19
декабря 2014г.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГБОУ «Центра «Дар»;
- Учебный план ГБОУ Центр «Дар» на 2025-2026 учебный год.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат
чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика

способствует

правильному

физическому

развитию

и

укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура
поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная
способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике
направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Цель программы обучения:
осуществление коррекции недостатков психического и физического
развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической
деятельности.
использование занятий по ритмике в качестве важнейшего средства
воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на
3

формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных
навыков

и

привычек,

на

развитие

наблюдательности,

воображения,

пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
1 способствовать коррекции недостатков психического и физического
развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической
деятельности
2 ориентироваться в задании и планировать свою деятельность,
намечать последовательность выполнения задания;
3 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию;
4 развивать у учащихся речь, художественный вкус,
5 укреплять здоровье, формировать правильную осанку.

4

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с учебным планом рабочая программа по «Ритмике» в 57 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в
неделю).
Программа состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в
пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими
музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в
звёздочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии
из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с
использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более
сложные, чем в предыдущих классах. Ходьба с отображением длительности нот.

Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперёд,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперёд, в стороны, вверх из положения руки к
плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким
изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения
кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперёд, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки. Упражнения на гимнастической скамейке, с
обручем.
Упражнения

на

координацию

движений.

Разнообразные

сочетания

одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под
музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочерёдные
хлопки над головой, на груди, пред собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное
составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с
5

предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с
мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной
головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и
руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного
пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном,
среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и
плавности движений.
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне,
духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах
основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии
знакомой песни.

Игры под музыку
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена
движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов
танцевальных

движений,

танцевальных

композиций.

их

комбинирование.

Игры

с

пением,

Составление
речевым

несложных

сопровождением.

Инсценирование музыкальных сказок, песен.

Танцевальные упражнения
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная
смена

движения

в

соответствии

со

сменой

частей,

музыкальных

фраз,

малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать
движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых
вариантов

игр,

элементов

танцевальных

движений,

их

комбинирование.
6

Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым
сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.

7

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
Знание моральных норм и сформированность морально-этических
суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с
точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической
творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных
качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения
ритмических

движений

под

музыку;

позитивная

самооценка

своих

музыкально - творческих возможностей.
1) Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
2) Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
3) Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
4) Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение,
находить свое место в строю.
5) Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
6) Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты:
1) принимать

правильное

исходное

положение

в

соответствии

с

содержанием и особенностями музыки и движения;
2) организованно строиться;
3) сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
4) самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
5) соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе;
6) легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
упражнения»;
8

7) ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной
форме с контрастными построениями.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное

отношение

к

окружающей

действительности,

готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
3) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
4) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
5) понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и бережному
поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
1) вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
3) обращаться за помощью и принимать помощь;
4) слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;

9

5) сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
6) договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1) адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
2) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
3) активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
4) соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
1) выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
2) устанавливать видо-родовые отношения предметов;
3) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
4) пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
5) читать; писать; выполнять арифметические действия;
6) наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
7) работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
10

схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).

11

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-7 КЛАССЫ (34 ЧАСА)
№п/

Тема

п

Кол-

Дата

во
часов

1.

Дыхательные и релаксирующие упражнения

1

Игры («Холодно-горячо)
Упражнения с мячом
2.

Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы»

1

Марш по периметру зала
3.

Ритмико-гимнастические упражнения

1

Игра «Поехали – поехали» (повторение).
4.

Релаксирующие упражнения.

1

Подвижные игры с мячом.
5.

Ритмические упражнения с мячом.

1

6.

Ритмические упражнения с скакалкой.

1

7.

Ритмические упражнения с гимнастической палкой.

1

8.

Релаксирующие упражнения.

1

Подвижные игры с мячом.
9.

Упражнения на координацию движений.

1

10.

Игра «Соседи».

1

Танцевальные элементы «Увезу тебя я в тундру».
11.

Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра.

1

«Пустое место».
12.

Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра.

1

«Отбивай мяч».
13.

Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра.

1

«Вороны и воробьи».
14.

Танец. «Полька».

1

15.

Подготовительные упражнения к танцам

1

Повторные три притопа.
16.

Подготовительные упражнения к танцам.

1

Вставание на полу пальцы.
17.

Упражнения ритмической гимнастики.

1
12

Без предметов.
18.

Упражнения ритмической гимнастики.

1

Гимнастической палкой.
19.

Специальные ритмические упражнения.

1

Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с
различными заданиями.
20.

Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра.

1

«Отбивай мяч».
21.

Танец. «Травушка-муравушка».

1

22.

Танец. «Полька».

1

23.

Упражнения ритмической гимнастики.

1

С мячом.
24.

Упражнение на связь движений с музыкой.

1

25.

Смена направления движения с началом каждой

1

музыкальной фразы.
26.

Специальные ритмические упражнения.

1

Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с
различными интервалами (через 2,4,6,8 счётов).
27.

Упражнения ритмической гимнастики

1

Короткой скакалкой.
28.

Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.

1

Салки, руки на стену.
29.

Танцы. Круговой галоп.

1

30.

Прохлопывание ритма песен

1

31.

Дыхательные и релаксирующие упражнения

1

32.

Упражнения на координацию движений

1

33.

Упражнения на поскоки

1

34.

Марш по периметру зала, отработка поворотов

1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».