Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждаю
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ №____от «__» ______2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Логопедические занятия»
для обучающихся 6 класса
с интеллектуальными нарушениями вариант 1
Составил: Вдовицкая Н.А.
Должность: учитель-логопед
Реж
2025
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
«Логопедические занятия» относятся к коррекционно-развивающей
области «Коррекционные занятия» и являются обязательной частью учебного плана ГБОУ «Центра «Дар». В соответствии с учебным планом рабочая
программа коррекционных курсов «Логопедические занятия» в 6 классе рассчитана на 69 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий и 1 час в неделю отводится на индивидуальные коррекционные занятия, на каждый в отдельности 6 класс:
6 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 4 часов, с 25
мая по 30 мая - 2 часа).
63 часа – на коррекционные групповые и индивидуальные логопедические занятия. Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 6 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой
практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем
и дальнем окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
2
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык.
6 класс. – М.: «Просвещение», 2024 г.
По результатам входящей диагностики у обучающихся 6 класса выявлены следующие нарушения речи:
- акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания);
-оптико-пространственная дисграфия;
- дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза;
- фонематическая дислексия (связанные с недоразвитием слу
ховой
дифференциации
фонем,
т.е.
с
неточным
различени
ем звуков речи) ;
- оптическая дислексия (связана с недоразвитием высших зрительных
функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений)
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Логопедические занятия» в 6 классе
Личностные результаты:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных
-способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
- умение вступать в контакт и общаться со сверстниками по теме занятий в
урочное и внеурочное время;
- умение произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации;
- развитие мотивации к овладению устной речью.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Логопедические занятия» в 6 классе
Минимальный уровень:
-выделять имя прилагательное, определять падежные окончания;
- грамматически правильно связывать слова в предложении;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
- быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
-пользоваться
различными
способами словообразования
и
словоизменения;
-писать под диктовку простой текст;
-осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
3
-составлять рассказ на определенную тему.
Достаточный уровень:
-уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем;
-дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки;
-проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы
слова или подбора родственных слов;
-находить однокоренные слова;
-делать морфемный анализ слов;
-образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
- дифференцировать приставки и предлоги;
-объяснять лексическое значение слов;
-грамматически правильно оформлять предложения, интонационно правильно произносить их;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с
однородными членами, сложное предложение;
-читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
-работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную
мысль.
-владеть отдельными видами пересказов;
-уметь составлять рассказы на заданную тему, по серии картин;
-писать под диктовку тексты (50-55 слов);
-активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Логопедические занятия» в 6
классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может
4
оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности
обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок.
Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга.
Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное
(на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет
степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах).
Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и
тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи,
что дает возможность получения более дифференцированного результата.
Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с
одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.
II СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых
норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с
5
одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и
правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой
стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и
письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение
словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи),
на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков
устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных
текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические
темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода
с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при
восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний,
различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
− упражнения для развития артикуляционной моторики;
− упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
− дыхательная гимнастика;
− коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
− формирование фонематических процессов;
− работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
6
− работа над предложением, текстом;
− обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.
№
п/п
Содержание разделов
Название раздела
1.
Обследование устной и
письменной речи
2.
Звуки и буквы
КолиКончество часов трольные работы
9
2
1
3.
Согласные звуки и буквы
4
4.
Предложение. Текст
3
5.
Состав слова
10
6.
Приставка и предлог
3
7.
Слово
19
8.
Связная устная речь
18
9.
Работа над выразительностью чтения
2
Итого:
69
2
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Обучающиеся допускающих ошибки, связанные с недоразвитием фонематического слуха (смешение букв, обозначающих парные звуки по звонкости-глухости, неверное обозначение мягкости на письме из-за смешения согласных звуков по твердостимягкости)
До начала занятий по преодолению специфических ошибок письма у обучающихся с акустической дисграфией необходимо провести следующую работу:
1) развитие слуховых дифференцировок на неречевом материале, потом на акустически далеких речевых звуках;
2) развитие фонематического слуха;
3) развитие фонематического восприятия;
4) начать формирование или уточнение понятий «текст», «предложение»,
«слово», «слог», «звук», «буква» (эта работа будет продолжаться при коррекции специфических ошибок письма);
5) коррекция нарушений других компонентов устной речи (эта работа осуществляется только при общем недоразвитии речи у ребенка с сенсорной алалией, ЗПР
и др. и продолжается параллельно с работой по коррекции специфических ошибок
письма).
После такой подготовительной работы переходим к работе по коррекции специфических ошибок письма.
Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии
(продолжительность: 35 минут)
7
Данные о классе (возраст, логопедическое заключение)
Тема:
Цель:
Задачи:
коррекционно-образовательные: (могут включать в себя такие формулировки как
«познакомить с …», «закреплять…», «уточнять знания о…», «продолжать знакомить с
…» и т.п.).
коррекционно-развивающие: (могут включать в себя такие формулировки как
«развивать… на материале …», «развивать… через…»).
коррекционно-воспитательные:(могут включать в себя такие формулировки как
«воспитывать… через…», «воспитывать…при …». Достаточно одной коррекционновоспитательной задачи).
Обратите внимание: Все задачи должны быть связаны с задачами предыдущего
и последующего занятий, должны быть решены в ходе занятия. Кроме того, подбор
материала должен соответствовать теме, цели и задачам занятия.
№ Этапы занятия
п/п
1
Организационный момент
2
Повторение
пройденного
3
4
5.
5
6
Ход занятия
Содержание этапов занятия
Приветствие, настрой на работу.
На этом этапе логопед проверяет усвоение артикуляционных
и акустических признаков звука, который обозначается буквой, надо которой идет работа, либо пары букв, если идет работа над парой букв
Объявление
Через создание проблемной ситуации, через формирование
темы занятия
смыслоразличительной роли фонемы, подчеркивается важность правильного произношении звуков, их нельзя смешивать (на примере слов-паронимов)
Анализ артику- Кратко анализируется правильное произношение звука. Даем
ляционного
характеристику звука: гласный-согласный и т.д.
уклада, характеристика звука
Развитие фоне- Учим узнавать звук в различном речевом материале: среди
матического
слов, в небольших предложениях и коротких чистоговорках,
слуха
только потом в слогах и изолированно. Изучаемый звук произносим утрированно, акцентно, сначала, показывая артикуляцию, потом, закрыв рот экраном.
Связь звука с Здесь важно научить детей услышав изучаемый звук, написать
буквой
соответствующую букву (письменную строчную или заглавную).
Обязательно опираемся на анализ дифференциальных артикуляционных и акустических признаков звука, на тактильновибрационный, зрительный контроль, на кинестетические
ощущения.
Письменные
Закрепляем написание изучаемой буквы в слогах, словах с
упражнения на этими же слогами, в словосочетаниях и текстах. Используем
закрепление
упражнения «вставь пропущенную букву», «допиши слово».
связи звука и Проводятся упражнения по фонетическому разбору слов, анабуквы
лизу звукового состава предложений. Акцент на выделение
или различение звуков на слух.
8
9
10
11.
Отбор упражнений зависит от этапа работы; от состояния
письма у ребенка.
Итог занятия.
Вспоминаем, над чем работали на занятии. Повторяем диффеРефлексия
ренциальные признаки звука и связь его с буквой, над которой
идет работа, или пары букв, если работа идет над парой букв.
Оценивание ра- Оценивание работы обучающихся осуществляется с выделеботы детей.
нием положительных моментов, важно создать для ребенка
ситуацию успеха.
Задания для за- На дом даются задания на закрепление артикуляционных прикрепления дома знаков и акустического образа звука, обозначаемой буквой,
над которой идет работа (или пары звуков и букв), письменные задания, аналогичные выполняемым на занятии
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
(Обучающиеся допускают ошибки на письме: пропуск букв, слогов, перестановка букв и
слогов, несоблюдение границы предложения, пропуски слов в предложении и др.).
До начала занятий по преодолению специфических ошибок письма у обучающихся с дисграфией на почве нарушений языкового анализа и синтеза необходимо провести следующую работу:
1) развитие сукцессивных процессов;
2) развитие фонематического слуха;
3) формирование фонематического восприятия и звуко-слогового анализа и
синтеза;
4) формирование или уточнение понятий «текст», «предложение», «слово»,
«слог», «звук», «буква» (эта работа будет продолжаться при коррекции специфических
ошибок письма);
5) коррекция нарушений других компонентов устной речи (эта работа осуществляется только при общем недоразвитии речи у ребенка с сенсорной алалией и
продолжается параллельно с работой по коррекции специфических ошибок письма).
После такой подготовительной работы переходим к работе по коррекции специфических ошибок письма.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
(продолжительность: 35 – 40 минут)
Данные о классе (возраст, логопедическое заключение)
Тема:
Цель:
Задачи:
коррекционно-образовательные: (могут включать в себя такие формулировки как
«познакомить с …», «закреплять…», «уточнять знания о…», «продолжать знакомить с
…» и т.п.).
коррекционно-развивающие: (могут включать в себя такие формулировки как
«развивать… на материале …», «развивать… через…»).
коррекционно-воспитательные:(могут включать в себя такие формулировки как
«воспитывать… через…», «воспитывать…при …». Достаточно одной коррекционновоспитательной задачи).
Обратите внимание: Все задачи должны быть связаны с задачами предыдущего
и последующего занятий, должны быть решены в ходе занятия. Кроме того, подбор
материала должен соответствовать теме, цели и задачам занятия.
9
№
п/п
1
Этапы занятия
2
Организационный момент.
Повторение пройденного, формирование языковых
представлений
3
Объявление темы
занятия
4
Развитие фонематического восприятия и фонетического восприятия
5
Письменные
упражнения
9
Итог занятия.
Рефлексия
10
Оценивание
боты детей.
11.
Задания для закрепления дома
ра-
Ход занятия
Содержание этапов занятия
Приветствие, мотивация, настрой на работу.
На этом этапе на этом этапе логопед проверяет усвоение
того материала, который нужен для коррекции специфической ошибки, над которой идет работа. Важно сформировать представления о единицах языка и речи, уточнение понятия «предложение», «слово», «звук», «слог». Данный
этап может включать проверку домашнего задания. Можно
предложить подготовительные упражнения по развитию
сукцессивных процессов (продолжи узор, счет по порядку,
парами, перечисление времен года, дней недели).
Через создание проблемной ситуации, например, почему
так важно, чтобы каждый звук в слове был на своем месте,
что будет если один звук убрать, переставить звуки местами
и т.д.
Работа включает в себя формирование необходимых навыков фонематического анализа и синтеза. Она строится на
том материале, который будет в дальнейшем использоваться для письменных упражнений. Здесь может быть короткое задание по анализу предложений и составлению
схемы предложения, если идет работа над выделением
начала и конца предложения; может быть задание на составление схемы слова из фишек, если идет работа по коррекции
нарушений на уровне слова и т.п.
Отбор упражнений зависит от этапа работы; от конкретных
ошибок. Анализируем сколько предложений в тексте,
сколько слов в предложении, сколько звуков и слогов в
слове и т.д. работаем с деформированными текстами, предложениями и словами. Составляем и решаем ребусы, кроссворды, преобразуем слова, добавив, переставив или убрав
звук или слог. Последовательность заданий поддирается с
опорой на принцип постепенного усложнения материала
(«от простого – к сложному»).
Вспоминаем, над чем работали на занятии. Повторяем самый важный материал из раздела «развитие фонематического восприятия».
Оценивание работы обучающихся осуществляется с выделением положительных моментов, важно создать для ребенка ситуацию успеха.
На дом даются задания, направленные на закрепление навыков фонематического анализа и синтеза и даются письменные задания, аналогичные выполняемым на занятии.
10
ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИСГРАФИЯ
Обучающиеся допускают ошибки, связанные с недоразвитием зрительного гнозиса (смешивают похожие буквы), зрительной памяти (не могут запомнить написание
букв), пространственной ориентировки и представлений (пишут буквы зеркально, неправильно используют предлоги и сложные логико-грамматические конструкции).
До начала занятий по преодолению специфических ошибок письма, связанных с
недоразвитием оптико-пространственных процессов, необходимо провести следующую
работу:
1) формирование и уточнение пространственных представлений (при наличии
ошибок, связанных с недоразвитием пространственных представлений);
2) формирование и уточнение временных представлений;
3) развитие зрительного восприятия (при наличии ошибок, связанных с недоразвитием зрительного восприятия);
4) развитие зрительной памяти.
После подготовительной работы переходим к работе по коррекции специфических ошибок письма.
Конспект логопедического занятия
по коррекции оптико-пространственной дисграфии
(продолжительность: 35 – 40 минут)
Данные о классе (возраст, логопедическое заключение):
Тема:
Цель:
Задачи:
коррекционно-образовательные: (могут включать в себя такие формулировки как
«знакомить с …», «закреплять…», «уточнять знания о…», «продолжать знакомить с …»
и т.п.)
коррекционно-развивающие: (могут включать в себя такие формулировки как
«развивать… на материале …», «развивать… через…, совершенствовать навык …, формировать навык» и т.п.
коррекционно-воспитательные: (могут включать в себя такие формулировки как
«воспитывать… через…», «воспитывать…при …» достаточно одной коррекционно-воспитательной задачи).
Обратите внимание, что задачи должны быть связаны с задачами предыдущего
и последующего занятий, должны быть решены в ходе занятия. Кроме того, подбор
материала должен соответствовать теме, цели и задачам занятия.
Оборудование:
- для учителя-логопеда:
- для обучающихся:
Ход занятия
№
Этапы занятия
Содержание этапов занятия
п/п
1
ОрганизационПриветствие. Мотивируем обучающихся на работу
ный момент.
2
Повторение
На этом этапе логопед проверяет усвоение оптических и пропройденного ма- странственных дифференциальных признаков буквы, над котериала
торой идет работа, либо пары букв, если идет работа над парой букв.
При необходимости продолжается работа над базовыми для
письма процессами: совершенствование зрительной памяти,
буквенного гнозиса, пространственной ориентировки и т.д.
11
3
4
5
9
10
11.
Объявление
темы занятия
Желательно провести данный этап через создание проблемной ситуации, через выделения звука из речевого материала
и акцентирование внимание детей на то, какой буквой он
обозначается на письме.
Анализ оптико- Буква сразу анализируется только письменная и только та, в
пространственкоторой ребенок допускает ошибки (может быть анализ
ного
образа только строчной или только заглавной буквы, а может быть
буквы, связь гра- и строчной, и заглавной).
фемы с образом
предмета
или
действия
Письменные
Работа начинается с написания буквы, полезно будет сделать
упражнения на упражнения на связь звука и буквы, например, столько раз
закрепление гра- напиши букву С, сколько звуков услышишь в предложении:
фемы
Спит спокойно старый слон.
Затем закрепляем написание буквы в слогах, словах, словосочетаниях и текстах.
Отбор упражнений зависит от этапа работы, от состояния
навыка письма у ребенка.
Обязательно опираемся на анализ оптико-пространственного образа графемы, еще раз фиксируем внимание ребенка
на дифференциальных оптико-пространственных признаках
буквы, например, в какую сторону «смотрит» буква С.
Итог занятия.
Вспоминаем, над чем работали на занятии. Повторяем дифРефлексия
ференциальные признаки буквы, над которой идет работа,
или пары букв, если работаем по различению двух схожих в
написании букв.
Оценивание ра- Оценивание работы обучающихся осуществляется с выделеботы детей
нием положительных моментов, важно создать для них ситуацию успеха.
Задания для за- На дом даются упражнения на закрепление оптико-прокрепления дома
странственного образа буквы, письменные задания, аналогичные выполняемым на занятии.
12
I.
№
Тема курса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обследование устной и письменной речи – 6 часов
1.
Обследование экспрессивной стороны речи
1
2.
Обследование экспрессивной стороны речи
1
3.
Обследование импрессивной стороны речи
1
4.
Обследование импрессивной стороны речи
1
Понимание обращенной
речи.
Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда. Умеют
воспроизводить слоговые
цепочки, слова, словосочетания, предложения
сопряженно и отраженно.
Составляют предложения
Понимание обращенной
по предметным картинречи.
кам с помощью учителяВыполнение предъявляемых
логопеда.
на слух словесных инструкСоставляют простой расций различной сложности
сказ по серии картинок
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Произносят звуки, слоги, слова и
фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных логикограмматических конструкций, грамматических связей согласования,
управления.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам.
Составляют рассказ по серии сюжетных картинок
5.
Обследование навыка чтения
1
Чтение текстов.
Ответы на вопросы учителя-логопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
Читают простой текст целыми словами.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку
Читают текст правильно, целыми
словами, осознанно, соблюдая паузы на знаках препинания. Отвечают на вопросы учителялогопеда
распространенным предложением.
Пересказывают прочитанный текст
6.
Обследование навыка
письма
1
Написание диктанта
Пишут под диктовку доступный текст после
предварительного разбора
Умеют писать под
диктовку текст
Звуки и буквы – 1 час
14
7.
Гласные и согласные
звуки и буквы. Их различение
1
8.
Парные звонкие и глухие
1
согласные звуки на конце и
в середине слова
Сравнение и различение
гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других
звуков.
Выделение звука на фоне
полного слова.
Обозначение звука условным значком.
Подбор слов, начинающихся с заданного звука
(гласного/согласного).
Определение последовательности звуков в словах.
Развитие слухового восприятия
Различают на слух гласные и согласные буквы с
опорой на схемы. Подбирают слова на гласные и
согласные звуки с помощью учителя-логопеда.
Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове с опорой на
наглядность. Определяют
последовательность
звуков в словах с помощью учителялогопеда
Согласные звуки и буквы – 4 часа
Сравнение звонких и глу- Изменяют слова по обхих согласных звуков по
разцу с помощью учиартикуляции.
теля-логопеда.
Сравнивают и различают гласные и
согласные звуки.
Выявляют особенности звуков при
произношении.
Различают на слух гласные и согласные буквы.
Умеют находить заданную гласную и
согласную букву из ряда букв. Подбирают слова на гласные и согласные звуки.
Определяют наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове. Определяют последовательность звуков в
словах
Сравнивают произношение
и
написание согласных на конце и в
середине слова.
15
9.
Тренировочные упражнения на правописание слов
с парными звонкими и глухими согласными
1
10.
Слова с непроизносимыми
согласными звуками в словах
1
11.
Правописание непроизносимых согласных звуков
1
Развитие умения объяснять Вставляют пропущенные
правописание слов со
буквы с опорой на
звонкими глухими соглас- наглядность. Умеют заными звуками на конце и в кончить предложение по
середине слов.
картинке
Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и
словообразования.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Развитие умения подбиНаходят слова с непроизносимыми и сомнительрать проверочные слова
ными согласными с помодля проверки непроизнощью учителя-логопеда.
симых согласных. РазвиОбразуют слова с непротие навыка словоизменеизносимыми согласными
ния и словообразования.
от данных слов по обОбогащение словарного
разцу.
запаса.
Развитие фонематического Вставляют пропущенную
слуха и восприятия. Разви- согласную, опираясь на
тие орфографической зор- проверочное слово
кости
Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова. Вставляют
пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Умеют закончить
предложение, выбрав подходящее
слово по смыслу
Находят слова с непроизносимыми и
сомнительными согласными. Вставляют пропущенные буквы, подбирая
проверочные слова.
Объясняют правописание слов.
Составляют словосочетания. Пишут слова с непроизносимыми согласными под диктовку
Предложение. Текст – 3 часа
16
12.
Составление предложений
из слов, данных в правильной грамматической
форме.
Грамматическое оформле-
1
ние предложений
13.
Составление предложений
из слов. Объединение их в
связный текст
Составление предложений
из слов, данных в начальной форме.
Упражнения в грамматическом оформлении пред-
Составляют предложение
из разрозненных слов, соблюдая нормы согласования с помощью учителялогопеда.
Составляют предложение из разрозненных слов, соблюдая нормы согласования.
Отвечают на вопрос учителялогопеда, используя данные слова и
ложений.
Отвечают на вопрос учи- соблюдая правильный порядок слов.
теля-логопеда, используя Выделяют голосом слова, важные по
Произнесение предложеданные слова и соблюдая смыслу предложения.
ний с различной интонаправильный порядок
цией.
Называют слова, которые нужно пислов. Передают интонаРазвитие умения составсать с заглавной буквы.
лять предложения по опор- цию голосом с опорой на Выделяют подлежащее и сказуемое.
ному слову с заданным ко- знаки в конце
Умеют передать различную интоналичеством слов.
предложения
цию конца предложения
Формирование навыков
зрительного и слухового
вербального анализа
1
Составление связного текста из отдельных предложений.
С помощью учителялого- Умеют устанавливать причинноследпеда и наводящих вопро- ственные связи между явлениями и
событиями.
17
14.
Тренировочные упражне1
ния по закрепление навыка
составления предложений
из слов и объединения их в
связный текст
Закрепление умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов.
Определение темы текста.
Развитие умения придумать заголовок к тексту.
Развитие ориентировки в
языковом материале
сов устанавливают причинно-следственные
связи.
Отвечают на вопрос учителя-логопеда простым
предложением. Составляют предложения из
данных слов с
помощью опорных схем
Выделяют признаки связного текста.
Отвечают на вопросы учителялогопеда полным грамматически правильно оформленным предложением.
Составляют предложения из данных
слов.
Располагают предложения в
правильном порядке. Могут
озаглавить текст
Состав слова – 11 часов
18
15.
Корень как показатель лексического значения слова
1
Роль корня как значимой
части слова.
Общее лексическое значение родственных слов.
Подбор однокоренных слов
к данным словам. Называние слов с общим корнем.
Выделение корня в словах.
Дифференциация слов с
одинаковым корнем, но
разным смысловым значением.
Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов.
Расширение словарного
запаса за счет уточнения
значения слов
Выделяют корень в словах с помощью учителялогопеда.
Подбирают однокоренные
слова из слов для справок.
Называют однокоренные
слова с опорой на сюжетную картинку. Исключают “лишние” слова, не
подходящего по смыслу к
группе родственных слов
с помощью учителя-логопеда
Выделяют в каждом «гнезде» родственных слов главное, несущее основной смысл, от которого образованы все слова данной группы.
Находят и выделяют корень в словах.
Умеют подобрать однокоренные
слова по корню слова.
Выделяют на слух однокоренные
слова.
Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым
значением.
Образовывают однокоренные слова.
Исключают “лишние” слова
(слов), не подходящего по смыслу к
группе родственных слов
16.
Часть слова - приставка
1
17.
Образование слов с помощью приставки
1
Определение смыслового
значения приставок. Закрепление знаний о правописании приставок. Развитие умения образовывать
слова приставочным способом.
Изменение лексического
значения слова с помощью
Находят часть слова, стоящую перед корнем. Выделяют приставку в словах с помощью учителялогопеда. Образовывают
слова приставочным способом, с опорой на
наглядный материал.
Умеют дать определение приставки.
Выделяют приставку в словах, обозначают ее графически.
Образовывают слова приставочным
способом.
Составляют словосочетания и предложения с образованными словами.
Подбирают к именам существитель-
19
приставок.
Составляют словосочета- ным подходящие по смыслу глаголы
Выделение приставки в
со значением движения
ния
словах.
Развитие умения составлять словосочетания и
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие слухового внимания и логического мышления
18.
Часть слова – суффикс
1
20
19.
Образование слов с помощью суффиксов
1
Закрепление понятия «суффикс» и навыка образования слов при помощи различных суффиксов. Выделение общей части образованных слов. Закрепление
знаний о правописании
суффиксов. Определение
смыслового значения суффиксов. Изменение лексического значения с помощью суффиксов.
Развитие умения составлять словосочетания и
предложения со словами.
Обогащение словарного
запаса.
Развитие слухового внимания и логического мышления
Образовывают слова приставочносуффиксальным
способом с опорой на
картинный материал.
Выделяют приставки и
суффиксы с помощью
учителя-логопеда. Составляют словосочетания
с образованными словами
Умеют дать определение суффикса.
Образовывают слова с при помощи
суффиксов.
Выделяют суффикс в словах, обозначают его графически.
Составляют словосочетания и предложения с образованными словами
21
20.
Образование слов с помощью суффиксов и приставок
1
21.
Сложные слова
1
Закрепление знаний и практических способов словообразования.
Формирование умения определять способ словообразования.
Обогащение словарного запаса.
Развитие слухового внимания
и логического мышления.
Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом с опорой на картинный материал.
Выделяют приставки и суффиксы с помощью учителялогопеда.
Составляют словосочетания образованными словами
Образовывают сложные
Знают понятие сложного
слова, отвечая на вопрос
слова.
учителя-логопеда. СоставОбразовывают сложные
ляют словосочетания с обра- слова.
зованными словами.
Образовывают слова из двух
Находят сложные слова в сло- основ.
восочетаниях и выделяют
Составляют словосочетакорни с помощью учителяло- ния и предложения с обрагопеда
зованными словами.
Находят сложные слова в
словосочетаниях и предложениях, объясняют свой выбор.
Выделяют корни в сложных
словах.
Пишут сложные слова под
диктовку
Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом.
Находят и обозначают графически приставки и суффиксы.
Составляют словосочетания и
предложения с образованными
словами
Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют
словосочетания с образованными словами.
Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют
корни с помощью учителялогопеда
22
22.
Безударные гласные в словах
1
23.
Способы проверки безударных гласных в корне
слова
1
24.
Две безударные гласные, 1
проверяемые ударением
Закрепление правописания
безударных гласных звуков в
корне слова, проверяемых
ударением.
Подбор проверочных слов.
Запись слов с пропущенными
буквами.
Запись слов с безударными
гласными под диктовку. Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Закрепление правописания
двух безударных гласных в
корне слова, проверяемых
ударением.
Подбор проверочных слов.
Постановка ударения в проверочных словах.
Развитие умения вставлять
две пропущенные безударные
гласные.
Расширение и активизация
словарного запаса.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Выделяют безударную гласную в словах. С помощью
учителя – логопеда
подбирают проверочные
слова и называют нужную
гласную букву
Выделяют в слове безударную
гласную.
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с безударной
гласной.
Расширяют словарный запас
через накопление «гнезд» родственных слов.
Записывают под диктовку
слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова
Выделяют безударные гласные в словах.
С помощью учителя – логопеда подбирают проверочные слова и называют нужные гласные буквы. Ставят
ударение в проверочных
словах
Находят две безударные гласные в словах.
Умеют подобрать проверочные
слова к слову с двумя безударными гласными. Ставят ударение в проверочных словах.
Расширяют словарный запас
через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают
под диктовку слова с двумя
безударными гласными в корне
23
25.
Непроверяемые безударные гласные (словарные
слова)
1
26. Предлог, как самостоятельное слово. Составление словосочетаний с
предлогами
1
27. Различение предлогов и
приставок в словосочетаниях и предложениях
1
Постановка ударения в слоСтавят ударение в словах.
вах, выделение безударной
Выделяют безударную гласгласной.
ную с помощью учителялоОтработка умения правильгопеда.
ного написания слов с непро- Вставляют пропущенные
веряемыми безударными
безударные гласные с опогласными.
рой на словарные слова
Развитие умения работать со
словарными словами. Развитие орфографической зоркости
Приставка и предлог – 3 часа
Закрепление представления
Различают пространствено предлоге, как самостояное значение предлогов. Вытельной единицы речи.
полняют инструкции учиРазвитие навыка распознава- теля-логопеда. Правильно
ния и написания предлогов.
используют предлоги с поСоставление словосочетаний мощью учителя-логопеда
с предлогами. Развитие и
при составлении словосочеуточнение пространственных таний
представлений
Ставят ударение в словах.
Находят и выделяют безударную гласную.
Вставляют пропущенные
буквы.
Умеют проверить правильность написания по словарю.
Пишут слова под диктовку
Закрепление знаний о предло- Выделяют приставки и
предлоги.
гах и приставках.
Выделяют приставки и предлоги.
Правильно пишут предлоги
со словами, объясняя раздельное написание. Умеют
найти и исправить ошибки
в употреблении предлогов.
Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Соединяют пары слов с помощью предлогов, образуя словосочетания
Вставляют пропущенные предлоги в словосочетания
24
28. Тренировочные упражнения по различению предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях
1
29. Грамматические признаки
слов, обозначающих предмет – имя существительное
1
Дифференциация предлоСоставляют словосочетания
с предлогами и приставками
гов и приставок. Развитие
с опорой на картинный маумения выделять притериал.
ставку и предлог. РазвиВставляют подходящие по
тие умения правильно
смыслу приставки и предупотреблять приставки и
логи в предложения с помопредлоги в речи. Формищью учителя-логопеда
рование навыка слитного
написания приставки и
раздельного написания
предлога. Развитие орфографической зоркости
Слово - 20 часов
Закрепление понятия о слоКлассифицируют и называх, обозначающих предмет. вают с помощью учителялоСовершенствование навыка
гопеда имена существительдифференциации одушевлен- ные и ставят к ним правильного и неодушевленного
ный вопрос. Называют
предмета.
предмет по его признаку и
Развитие умения ставить во- действию с помощью учитепрос к имени существитель- лялогопеда.
ному.
Дифференцируют одушевОбогащение и расширение
ленные и неодушевленные
словарного запаса.
предметы с опорой на карРазвитие зрительного вниматинный материал.
ния и памяти
Составляют словосочетания с
предлогами и приставками.
Вставляют подходящие по
смыслу приставки и предлоги
в предложения.
Исправляют допущенные
ошибки, подбирая подходящую
по значению приставку. Составляют предложения из слов
Имеют представление об именах существительных, ставят к
ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку
и действию.
Выделяют имена существительные среди других слов.
Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы.
Изменяют слова по числам
Изменяют слова по образцу
25
30. Слова, обозначающие
предметы – имена существительные.
Антонимы
1
Закрепление и расширение
понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам существительным. Выбор слов - антонимов из
предложенных слов Игра
«Подбери пару». Составление предложений с антонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Читают по карточке определение понятия «антонимы».
Подбирают словаантонимы
к именам существительным
с опорой на наглядный материал. Подбирают к словам, обозначающим предмет слова-антонимы из слов
для справок
31. Подбор антонимов к
слову, нахождение
антонимов в
предложении и тексте
1
Совершенствование навыка
правильного распознавания,
подбора и употребления
слов-антонимов в речи.
Развитие умения закончить
предложение словомантонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация
словарного запаса
Закрепление понятия «синонимы».
Развитие умения подбирать
слова синонимы к именам
существительным. Игра
Подбирают к именам существительным словаантонимы с помощью учителя-логопеда. Находят в
предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда
32. Слова, обозначающие
предметы – имена существительные. Синонимы
1
Дают определение понятия
«синонимы». Подбирают
словасинонимы к именам
существительным с помощью учителя-логопеда.
Подбирают к словам, обо-
Знают определение понятия
«антонимы».
Подбирают слова-антонимы к
словам, обозначающим предметы.
Находят в ряду слов слова антонимы.
Выписывают выделенные
слова, обозначающие предметы
и подбирают к ним антонимы.
Составляют предложения со
словами антонимами
Подбирают к словам, обозначающим предметы словаантонимы.
Находят в предложении и тексте антонимичные пары.
Умеют закончить предложение,
подобрав антонимы к нужным
словам
Объясняют лексическое значение понятия «синонимы».
Подбирают слова-синонимы к
словам, обозначающим предметы.
26
«Подбери словечко». Составление предложений
33. Подбор синонимов к
слову, нахождение
синонимов в предложении и тексте
1
Выбирают в ряду слов словасинонимы.
с синонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
значающим предмет, слова
синонимы из слов для
справок
Составляют предложения со
словами синонимами
Развитие умения подбирать к
именам существительным синонимы.
Обоснование выбора синонимов.
Развитие умения заменить в
предложении и тексте слово
на синонимичное, устраняя
повторяющееся слово.
Расширение словарного запаса.
Развитие слухового внимания
Соотносят близкие по значению слова с использованием
наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя
их в предложении, используя слова для справок.
Составляют предложения со
словами синонимами Читают текст, заменяя слова на
синонимы, используя слова
для справок
Соотносят близкие по значению слова.
Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении.
Списывают предложения парами, находят и подчеркивают
в предложениях каждой пары
синонимы.
Читают текст, заменяя слова на
синонимы
27
34. Слова, обозначающие
предметы – имена существительные. Многозначность - слова омонимы
1
Формирование представлений о словах омонимах. Работа над семантикой слова
(соотнесение слова и предмета).
Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и
выделять многозначные
слова.
Развитие чувства языка. Расширение пассивного и активного словарного запаса
Читают по карточке определение понятия «омонимы».
Находят многозначные
слова по картинкам, объясняют значение слов. Составляют словосочетания из
слов омонимов
Знают определение понятия
«омонимы».
Читают стихотворение, находят
слова омонимы, объясняют
значение каждого слова. Составляют словосочетания и
предложения из слов омонимов.
Находят в тексте многозначные
слова, заменяют их словами синонимами
35. Грамматические признаки
слов, обозначающих признак предмета – имя прилагательное
1
Определение синтаксической
роли имени прилагательного
в речи.
Закрепление умения ставить
к имени прилагательному вопрос.
Развитие практического
навыка в подборе имен прилагательных
Развитие слухового внимания
и памяти
Умеют классифицировать и
называть с помощью учителя-логопеда слова, обозначающие признак предмета и ставить к ним правильный вопрос. Выделяют
имена прилагательные из
ряда слов с помощью учителя-логопеда
Подбирают к именам существительным подходящие по
смыслу слова, обозначающие
признаки.
Ставят вопрос к именам прилагательным.
Выделяют имена прилагательные из ряда слов. Умеют
закончить предложения, подбирая по смыслу подходящие слова признаки
28
36. Согласование имен прилагательных с именем
существительным в роде,
числе (в именительном
падеже)
1
Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов.
Закрепление согласования
имени прилагательного с именем существительным в роде
и числе.
Образование новых слов, обозначающие признак предмета
от имен существительных.
Развитие орфографической
зоркости и чувства языка
Соотносят имена существительные с соответствующими именами прилагательными с опорой на картинный материал, записывают
словосочетания. Согласуют
имена прилагательные с
именами существительными
в роде и числе.
Заканчивают предложения,
используя имена прилагательные, выделяя голосом
их окончания
Подбирают к именам существительным подходящие по
смыслу имена прилагательные
нужного рода и числа, составляют словосочетания. Образуют однокоренные имена
прилагательные от имен существительных. Заканчивают
предложения, используя имена
прилагательные, выделяя голосом их окончания.
Записывают текст, вставив в
предложения подходящие по
смыслу прилагательные
37. Согласование
имен
прилагательных с именем существительным в
родительном и винительном падежах
38. Согласование
имен
прилагательных с именем существительным в
дательном падеже
1
39. Согласование
имен
прилагательных с именем существительным в
творительном падеже
1
Закрепление синтаксической
функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными.
Развитие умения находить в
предложении сочетания
имени существительного с
именем прилагательным.
Правильное употребление
предлогов при составлении
словосочетаний имен прилагательных с именем существительным в предложении
и тексте.
Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже с помощью наводящих вопросов.
Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным
и поставить правильный вопрос от имени существительного с помощью учителя-логопеда
Согласовывают имена существительные с именами прилагательными в падеже.
Умеют выделить из предложения сочетания существительного с прилагательным и
поставить правильный вопрос от имени существительного. Выделяют окончания
имен прилагательных. Вставляют пропущенные окончания прилагательных в предложении и тексте. Вставляют
1
29
40. Согласование
имен
прилагательных с именем существительным в
предложном падеже
1
Развитие орфографической
зоркости и чувства языка
41. Притяжательные
прилагательные
1
Развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных.
Упражнения в постановке вопросов с вопросительными
местоимениями. Согласование притяжательных прилагательных с именами существительными в роде, числе и
падеже. Расширение пассивного и активного словарного
запаса
пропущенные имена прилагательные в предложение и
текст, соблюдая предложнопадежные конструкции
Образуют притяжательные
прилагательные с помощью
суффиксов по образцу.
Составляют словосочетания
с притяжательными прилагательными по картинкам.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда
Образуют притяжательные
прилагательные с помощью
суффиксов.
Составляют словосочетания с
притяжательными прилагательными.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением с соблюдением
орфографических норм
Умеют исправить ошибку, правильно согласовывая в словосочетании прилагательное с
именем существительным
30
42. Сравнительная степень
прилагательных
1
Употребление в речи прилагательных в сравнительной степени.
Развитие навыка образования
сравнительной степени прилагательных.
Обогащение и активизация
словарного запаса
Образовывают различные
формы степеней сравнения
прилагательных с помощью
опорной таблицы или по образцу.
Составляют словосочетания
с прилагательными в сравнительной степени
Образовывают различные
формы степеней сравнения
прилагательных.
Находят в предложении прилагательные в сравнительной
степени.
Составляют словосочетания с
прилагательными в сравнительной степени.
Умеют закончить предложение
по смыслу, используя прилагательные в сравнительной степени
43. Слова, обозначающие признаки предметов, имена
прилагательные.
Антонимы
1
Закрепление и расширение
понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов - антонимов из
предложенных слов Игра
«Подбери пару». Составление предложений с антонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Читают по карточке определение понятия «антонимы».
Подбирают словаантонимы
к именам прилагательным с
опорой на наглядный материал. Подбирают к словам,
обозначающим признак
предмета слова-антонимы
из слов для справок
Знают определение понятия
«антонимы».
Подбирают слова-антонимы к
словам, обозначающим признак предмета.
Находят в ряду слов слова антонимы.
Выписывают выделенные
слова, обозначающие признак
предмета и подбирают к ним
антонимы.
Составляют предложения со
словами антонимами
31
44. Подбор антонимов к слову,
нахождение антонимов в
предложении и тексте
1
45. Слова, обозначающие признаки предметов, имена
прилагательные. Синонимы
1
Совершенствование навыка
правильного распознавания,
подбора и употребления
слов-антонимов в речи.
Развитие умения закончить
предложение словомантонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация
словарного запаса
Закрепление понятия «синонимы».
Развитие умения подбирать
слова синонимы к именам
прилагательным.
Игра «Подбери словечко».
Подбирают к именам существительным словаантонимы с помощью учителя-логопеда. Находят в
предложении антонимичные пары с помощью учителя-логопеда
Подбирают к словам, обозначающим признак предмета словаантонимы.
Находят в предложении и тексте антонимичные пары.
Умеют закончить предложение,
подобрав антонимы к нужным
словам
Дают определение понятия
«синонимы». Подбирают
словасинонимы к именам
прилагательным с помощью учителя-логопеда.
Объясняют лексическое значение понятия «синонимы».
Подбирают слова-синонимы к
словам, обозначающим признак предмета.
Выбирают в ряду слов слова-
Составление предложений с
синонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Подбирают к словам, обозначающим признак предмета, слова синонимы из
слов для справок
синонимы.
Составляют предложения со
словами синонимами
32
46. Подбор синонимов к
слову, нахождение
синонимов в предложении и тексте
1
47. Слова, обозначающие
признаки предметов,
имена прилагательные.
Многозначность имен прилагательных
1
Развитие умения подбирать к
именам прилагательным синонимы.
Обоснование выбора синонимов.
Развитие умения заменить в
предложении и тексте слово
на синонимичное, устраняя
повторяющееся слово.
Расширение словарного запаса.
Развитие слухового внимания
Закрепление представлений о
словах омонимах. Формирование умения определять
лексическое значение словомонимов Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова.
Правильное построение высказывания в соответствии с
его значением.
Расширение пассивного и активного словарного запаса.
Развитие чувства языка
Соотносят близкие по значению слова с использованием
наглядности. Подбирают синонимы к словам, заменяя
их в предложении, используя слова для справок.
Составляют предложения со
словами синонимами Читают текст, заменяя слова на
синонимы, используя слова
для справок
Соотносят близкие по значению слова.
Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении.
Списывают предложения парами, находят и подчеркивают
в предложениях каждой пары
синонимы.
Читают текст, заменяя слова на
синонимы
Читают по карточке определение понятия «омонимы».
Находят многозначные
слова по картинкам, объясняют значение слов. Составляют словосочетания из
слов омонимов
Знают определение понятия
«омонимы».
Читают стихотворение, находят
слова омонимы, объясняют
лексическое значение каждого
слова.
Дифференцируют имена прилагательные (прямое и переносное значение слова). Составляют словосочетания и
предложения из слов омонимов.
Находят в тексте многозначные
слова, заменяют их словами синонимами
33
48. Слова, обозначающие
признаки предметов,
имена прилагательные.
Образные слова и
выражения
1
49. Устное сочинение. Составление описательного
рассказа по вопросам
1
50. Устное сочинение. Составление описательного
рассказа по вопросам
1
Формирование умения опре- Подбирают подходящее по
Умеют подбирать прилагательделять прямое и переносное смыслу имя прилагательное, ные к именам существительзначение слов. Развитие пра- используя слова для справок ным, основанные на сходстве и
вильного употребления обсравнении.
разных слов и выражений
Подбирают подходящее по
Расширение пассивного и аксмыслу имя прилагательное.
тивного словарного запаса.
Находят в связном тексте образные сравнения имен прилаРазвитие чувства языка
гательных
Связная устная речь – 18 часов
Развитие умения составОтвечают на вопросы училять описательный рассказ
теля-логопеда простым
по вопросам учителя-логопредложением. Читают
педа.
составленные предложеФормирование умения сония.
ставлять полный ответ на
Предлагают название расвопрос учителялогопеда,
сказа
учитывая связь слов в тексте.
Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой
текста.
Развитие умения использовать в тексте распространённые и сложные предложения.
Развитие навыков устной
связной речи
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением.
Умеют объяснять лексическое
значение слов.
Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ.
Предлагают название рассказа.
Пересказывают рассказ
34
51. Устное сочинение. Составление описательного рассказа опорным словам и
картинкам
52. Устное сочинение. Составление описательного рассказа опорным словам и
картинкам
1
53.
1
Устное сочинение. Составление описательного
рассказа по мнемотаблицам
1
Развитие умения составлять описательный рассказ, по опорным словам, и
картинкам.
Составление связного высказывания, по опорным
словам, и словосочетаниям.
Обогащение и развитие словарного запаса на материале
группы родственных слов.
Обогащение и развитие
словарного запаса. Развитие умения обращать внимание на смысловую связь
между предложениями.
Развитие навыков устной
связной речи
Читают опорные слова и
словосочетания.
Подбирают родственные, однокоренные слова.
Предлагают название рассказа.
Рассматривают картинку и
составляют по ней предложения, опираясь на опорные
слова/словосочетания
Читают опорные слова и словосочетания.
Подбирают родственные, однокоренные слова.
Предлагают название рассказа.
Рассматривают картинку и составляют по ней предложения,
опираясь на опорные
слова/словосочетания. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают
рассказ
Развитие умения составлять описательный рассказ
с использованием мнемотаблиц.
Отгадывают загадку по лексической теме с опорой на
предметную картинку. Отвечают на вопросы учи-
Отгадывают загадку по лексической теме.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
35
54.
Устное сочинение. Составление описательного
рассказа по опорным схемам-рисункам
1
Обогащение и развитие
словарного запаса. Развитие
умения использовать в тексте распространённые предложения. Развитие навыков
устной связной речи
55. Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета
(с опорой на предметную
картинку)
1
56. Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета
(с опорой на предметную
картинку)
1
Развитие умения составлять описательный рассказ
предмета с опорой на предметную картинку. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте
распространённые или
сложные предложения.
Развитие монологической
речи
57. Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета
(без опоры на предметную
картинку)
1
Развитие умения составлять описательный рассказ
предмета с опорой на предметную картинку. Развитие
теля-логопеда простым
предложением, опираясь на
символы, изображенные в
мнемотаблице и наводящие
вопросы учителя-логопеда.
Предлагают название рассказа
предложением, опираясь на
символы, изображенные в мнемотаблице.
Подбирают слова-признаки,
опираясь на знаковую схему.
Предлагают название рассказа.
Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают
рассказ
Рассматривают предметную Рассматривают предметную
картинку.
картинку.
Подбирают слова-признаки, Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предметкоторые характеризуют
предметную картинку по
ную картинку по разным признакам.
разным признакам с помощью наводящих вопросов
Отвечают на вопросы учителяучителя-логопеда. Отвечают логопеда распространенным
на вопросы учителя-логопредложением.
педа простым предложеПредлагают название рассказа.
нием.
Грамотно, четко и последоваПредлагают название растельно составляют описательсказа
ный рассказ. Пересказывают
рассказ
Отгадывают название пред- Отгадывают название предмета
мета по описанию учителя- по описанию учителялогопеда.
логопеда.
Определяют тему рассказа.
Определяют тему рассказа. Подбирают слова-признаки, коПодбирают словапризнаки, торые характеризуют предмет
36
58. Устное сочинение. Составление описа-
1
тельного рассказа предмета
(без опоры на предметную
картинку)
59. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану
1
60. Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану
1
умения использовать в тексте распространённые или
сложные предложения.
которые характеризуют
предмет по разным признакам с помо-
по разным признакам. Называют опорные слова и
Развитие навыков устной
связной речи.
Обогащение и развитие словарного запаса
щью наводящих вопросов
учителя-логопеда. Отвечают
на вопросы учителя-логопеда простым предложением.
Предлагают название рассказа
Развитие умения составлять описательный рассказ
по плану.
Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения.
Развитие навыков устной
связной речи.
Обогащение и развитие словарного запаса
Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа.
Выделяют основную тему
рассказа.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда простым
предложением.
Предлагают название рассказа
словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением.
Предлагают название рассказа.
Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают
рассказ
Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа. Выделяют
основную тему рассказа.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением или сложным
предложением. Предлагают
название рассказа. Грамотно,
четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь
предложений в тексте
37
61. Устное сочинение. Составление рассказа по
серии сюжетных картинок
62. Устное сочинение.
Составление рассказа по
1
1
серии сюжетных картинок
63. Устное сочинение. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок
1
64. Устное сочинение. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок
1
65. Устное сочинение. Составление рассказа по
сюжетной картинке
1
Развитие умения составлять
рассказ по серии сюжетных
картинок. Развитие умения
использовать в тексте распространённые или сложные
Рассматривают серию сюжетных картинок.
Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности.
Определяют тему рассказа.
Рассматривают серию сюжетных картинок.
Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности.
Определяют главную мысль
предложения.
Развитие навыков устной
связной речи.
Обогащение и развитие словарного запаса
Рассматривают каждую картинку и составляют по ней
простые предложения.
Предлагают название рассказа
рассказа.
Рассматривают каждую картинку и составляют по ней распространенные предложения.
Предлагают название рассказа.
Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая
связь предложений в тексте
Развитие умения составлять
рассказ по сюжетной картинке.
Рассматривают сюжетную
картинку.
Рассматривают сюжетную картинку.
38
66. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке
1
Определение и раскрытие
темы текста.
Составление связного высказывания, используя разнообразные языковые средства.
Развитие навыков монологической речи Обогащение и
развитие словарного запаса
Определяют основную тему
рассказа.
Предлагают название рассказа.
Составляют простые предложения.
Записывают составленный
рассказ по образцу
Определяют основную тему
рассказа.
Называют опорные слова и
словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам.
Предлагают название рассказа.
Составляют распространенные или сложные предложения. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ, учитывая связь предложений в тексте.
Пересказывают рассказ, Записывают коллективно составленный рассказ
Работа над выразительностью чтения – 2 часа
39
67.
Диалог.
Чтение по ролям
68.
Логическое ударение.
Интонационное ударение
1
1
Знакомство с понятием «диалог».
Развитие умения построения
диалога с целью сообщения
информации.
Ответы на вопросы к диалогу.
Развитие интонационной выразительности речи.
Проигрывание (инсценировка) диалога.
Развитие умения выражать
эмоциональное состояние героев.
Развитие чувства языка
Развитие навыков выразительного чтения.
Выделение логического и интонационного ударения. Работа над интонационной выразительностью речи. Развитие навыков связной устной
речи
Читают по карточке определение понятия «диалог». Читают диалог. Отвечают на вопросы к диалогу.
Проигрывают диалог
Умеют дать определение
понятию «диалог» Читают диалог.
Отвечают на вопросы полным
предложением к диалогу.
Разыгрывают сценку (инсценируют), используя диалог. Пересказывают диалог по ролям
Читают текст выразительно
после предварительного
разбора.
Слушают и выделяют
слово, на котором сделано
логическое ударение. Читают предложения с правильной интонацией.
Читают текст выразительно.
Умеют выделять логическим
ударением главное во фразе в
зависимости от ее смысла. Соблюдают паузу, интонацию в
вопросах, ответах, при чтении
и
пересказе связных текстов
Обследование устной и письменной речи – 3 часа
40
69. Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи
1
Понимание обращенной речи.
Выполнение предъявляемых
на слух словесных инструкций различной сложности
70. Обследование устной речи
1
71. Обследование письменной
речи
1
Чтение слов, предложений,
простых текстов.
Ответы на вопросы учителялогопеда.
Пересказ прочитанного текста
Написание диктанта.
Работа над ошибками
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда. Воспроизводят слоговые цепочки,
слова, словосочетания,
предложения сопря-
Умеют отвечать на вопросы
учителя-логопеда. Произносят
и воспроизводят звуки, слоги,
слова и фразы.
Произносят,
воспроизводят
женно и отраженно. Состав- звуки,
слоги,
слова
и
ляют фразы по предметным фразы.Умеют воспроизводить
картинкам с помощью учи- слоговые цепочки, слова, слотеля-логопеда
восочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок
Читают доступный текст.
Читают текст правильно, праОтвечают на вопросы с по- вильно, целыми словами, осомощью наводящих вопросов знано, соблюдая паузы на знаучителя-логопеда
ках препинания.
Пересказывают прочитанный
материал
Пишут под диктовку проУмеют писать под диктовку
стой текст после предвари- текст.
тельного разбора совместно Умеют находить допущенные
с учителем-логопедом
ошибки и исправлять их после
41
предварительного анализа и
разбора учителем-логопедом
42