Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для 9 классов на 2025-2026 год, педагог-психолог Дунина А.В.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____2025г

Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий педагога – психолога
для обучающихся 9 класса

Составитель:
Педагог-психолог А.В. Дунина

г. Реж — 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой
образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель программы:
Формирование психологического базиса для полноценного развития
личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления
недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего
развития учащихся.
Задачи:
- Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной
деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение
регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование
адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным
нормам.
- Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными
и невербальными средствами передачи информации, умение общаться
поддержать беседу диалог.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
Программа рассчитана на 1 учебный год - 68 учебных часов (2 часа в
неделю.).
В рамках реализации программы коррекционного курса определены
следующие направления работы:
- Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня
психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и
коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с
окружающими.
- Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных
трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление

проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений учащихся;
- Формирование навыков адекватного поведения обучающихся.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Комплекс мероприятий программы направлен на коррекцию и развитие
самовосприятия, восприятия других, саморегуляции, формирование социальноэмоциональной коммуникации обучающихся с умственной отсталостью. Данные
факторы показывают уровень социально-психологической адаптированности
подростка.
Ожидаемые результаты реализации программы - формирование
личностных ресурсов обучающегося, таких как:
- эмоционально-положительное отношение к обучению;
- способность отвечать за своё поведение;
- самооценка себя и окружающей действительности;
- личная активность, гибкость;
- социальная компетентность;
- самоконтроль, само-регуляция;
- позитивное само-восприятие и восприятие других.
Структура программы:
I.
Вводная часть. Задачей вводной части является создание у
обучающихся положительного эмоционального фона, доверия.
Вводная часть – диагностический этап программы, направленный на
изучение проблемных областей в развитии обучающегося.
II.
Основная часть включает в себя беседы по теме, дискуссии,
обсуждение, психотехнические упражнения, игры и приёмы направленные
на решение основных задач программы.
III. Заключительная часть. Повторная диагностика, подведение
итогов работы. Прослеживание динамики.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема
занятия

Колво
часов

Содержание

1-6

Входная
диагностика

6

712

Встреча

6

1318

Я – это Я

6

Пакет методик патопсихологического
обследования (альбом А.Р. Лурия:
обобщение понятий, противоположные
понятия, сравнение понятий; таблицы
Шульте, счёт по Э. Крепелину, общая
осведомлённость
Д.
Векслера,
Исключение слова Р. Амтхауэра;
Исключение предметов Б.В. Зейгарник,
Простые
аналогии
У.
Гордона,
Толкование пословиц Б.В. Зейгарник);
Проективные методики исследования
эмоционально-волевой сферы (тест М.
Люшера, Несуществующее животное
М. З. Дукаревич, тест «Дерево с
человечками» Д. Лампена, методика
«Лесенка» В.Г. Щура)
Приветствие.
1. «Вспомним, что было в прошлом
учебном году?»
2.Беседа: «как пролетели школьные
годы?»
3.Обсуждение. Что ожидаете от
нового учебного года.
4.Давайте знакомиться с собой новыми
(рассказ о себе или о друге по плану:
внешний
вид,
здоровье,
черты
характера, мои привычки, что мне
интересно, что я не люблю, что мне
хочется во взрослой жизни). Рефлексия.
Темы занятий:
1. «Я – это Я»
2. «Я имею право чувствовать и
выражать свои чувства»
3. «Я и мой внутренний мир»
4. «Кто в ответе за мой внутренний
мир?»
5. «Я и Ты»
6. «Мы начинаем взрослеть»
Обучение
конкретным
приёмам
запоминания и воспроизведения:
связь
запоминаемого
с
хорошо

Коррекционноразвивающие задачи

Диагностика
актуального
уровня
развития психических
процессов
относительно нормы

Развитие
эмоциональноволевой
сферы,
коммуникативных
навыков,
гармонизация
эмоционального
состояния

Развитие
памяти,
применение качеств
внимания,
общей
осведомлённости.
Развитие
умения
устанавливать связи
между
понятиями,
операций анализа и
синтеза,
эмоциональноволевой
саморегуляции

19Общение.
24 Сотрудничество

2530

3136

3744

Память.
Внимание.

Динамика

6

известным предметом, действием,
событием;
- умение находить в предметах сходство
и различие; установление смысловых
связей и их последовательности; понимание того, где и для чего
понадобятся те или иные сведения.
Обсуждение. Тема: почему так важно
уметь общаться. Беседа «Как я встретил
своих друзей?».
Тема занятий:
1. «Что такое сотрудничество?»
2. «Трудности в общении с друзьями»
3. «Я умею понимать другого»
4. «Я умею договариваться с людьми»
5. «Мы умеем действовать сообща»
6. «Что такое коллективная работа?»
Упражнения по развитию навыков
общения и взаимодействия ("Карлсон
сказал",
литературный
пересказ,
«Комплимент»,
«Путаница»).
Рефлексия
Обсуждение на тему важности памяти и
внимания. «как прошёл твой денье?»
Практическая работа: упражнения:
«Найди образец»; «Отгадай слово»;
«Продолжи ряд»; «Составление
разрезных картинок»; «Пятый лишний»;
«Букет»; «Посмотри и запомни»;
«Придумай предложение с заданным
словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто
больше»; «Продолжи слово».

6

6

8

Развитие
эмоциональноволевой
сферы,
коммуникативных
навыков,
навыков
эмоциональноволевой
саморегуляции,
гармонизация
эмоционального
состояния

Развитие способности
к
классификации,
абстрагированию,
навыков
эмоциональноволевой
саморегуляции.
Развитие
эмоциональноволевой
сферы,
коммуникативных
навыков

Таблицы Шульте, счёт по Э. Крепелину, Промежуточная
простые аналогии У. Гордона, рисунок диагностика
актуального
уровня
«Несуществующее животное» или др.
развития психических
процессов
относительно нормы,
сравнение с входными
данными и
результатами
наблюдения
Игры и упражнения на развитие всех видов Развитие
операций
памяти, нагляднообразного мышления:
и
синтеза,
«Найди отличия», «Четвертый лишний» внимания
и

Игры и упражнения на развитие всех видов
памяти,
памяти, нагляднообразного мышления: эмоционально-волевой
«Продолжи ряд», «Закономерности»
саморегуляции
4550

5156

5762

Обрати
внимание

Играем
вместе

Мечты и
планы

63Итоговая
68 диагностика

6

6

Индивидуальные особенности внимания.
Упражнения на развитие внимания и
анализ
ситуаций
с
проявлением
внимательности как свойства личности:
"Лабиринт",
"Графический диктант",
"Корректурная проба", "Что изменилось в
рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее"
и т. д.
Беседа о природе. Игра «Крокодил» Мои
мечты Беседа о мечтах учеников. Рисуем
мечту. Обсуждение «Профессия мечты».
Беседа на тему профессионального
самоопределения.

6

Мои планы на каникулы. Игра «Я дарю
тебе…». Игра «Добрые фанты».
Обсуждение планов
на
каникулы,
дальнейшего
обучения.

6

Пакет методик патопсихологического
обследования (альбом А.Р. Лурия:
обобщение понятий, противоположные
понятия, сравнение понятий; таблицы
Шульте, счёт по Э. Крепелину, общая
осведомлённость
Д.
Векслера,
Исключение
слова
Р.
Амтхауэра;
Исключение предметов Б.В. Зейгарник,
Простые аналогии У. Гордона, Толкование
пословиц Б.В. Зейгарник); Проективные
методики исследования эмоциональноволевой сферы (тест М. Люшера,
Несуществующее
животное
М.
З.
Дукаревич, тест «Дерево с человечками»
Д. Лампена, методика «Лесенка» В.Г.
Щура)

Развитие
произвольного
внимания и поведения,
эмоциональноволевой
саморегуляции,
коммуникативных
навыков
Развитие
эмоционально-волевой
сферы,
коммуникативных
навыков, гармонизация
эмоционального
состояния
Развитие
эмоционально-волевой
сферы,
коммуникативных
навыков, гармонизация
эмоционального
состояния
Диагностика
актуального
уровня
развития психических
процессов
относительно нормы,
сравнение с входными
и
промежуточными
данными, результатами
наблюдения, успехами
у других специалистов
и учителей

Список литературы
Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". М.: Цитадель, 1999.
2. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на Дону: "ФЕНИКС", 2007.
3. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих
школьников". - КЛИО, 1997.
4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная
диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
5. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского.
В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
6. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры,
упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
7. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль:
"Академия развития", 2006.
8. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга.
Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб:
Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
9. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
10. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я». - М.: Генезис, 2020.
1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».