Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для 5 классов на 2025-2026 год, педагог-психолог Дунина А.В.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И. Шляпникова
Приказ № ___ от «___» ____2025г

Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий педагога – психолога
для обучающихся 5 класса

Составитель:
Педагог-психолог А.В. Дунина

г. Реж — 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа для обучающихся 5 класса (1 вариант) составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022 г. № 1026
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с
интеллектуальными нарушениями, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном
обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического
напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Задачи коррекционной работы:
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;
- сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе; - создание благоприятного психологического
климата;
- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия,
положительные эмоции и др.); - формирование образа «Я», навыков самопознания;
- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый
ребенок смог быть успешно социализироваться;
- мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;
- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 5 классе (1
вариант) в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Содержание программы.
Тематика развивающих занятий для детей 5 класса включает 4 основных блока:
1.
Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно
излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и
обобщения; - расширение словарного запаса.
2.
Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3.
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать
свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование
умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения;
- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
- понятие насилия и права защищать свои границы;

- формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости

защищать себя;
- понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций; - коррекция агрессивности
обучающихся.
Планируемый результат:
-

Повышение продуктивности внимания;
Развитие памяти;
Развитие навыков совместной деятельности;
Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
Развитие адекватной самооценки;
Развитие коммуникативных умений и навыков;
Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
Гармонизация психоэмоционального состояния;
Овладение методам саморегуляции;
Социализация и адаптация в современном обществе.

-

Обучающиеся должны уметь:
признавать собственные ошибки;
сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
работать самостоятельно в парах, в группах;
адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
уметь отстаивать свое мнение;
уметь идентифицировать свое эмоциональное состоянии

Тематическое планирование
№
п/п
1
2

Количество

Наименование разделов программы
Обследование
детей:
комплектование
групп
коррекционных занятий
Развитие и коррекция познавательной сферы

часов
для

1
20

3

Самопознание. Что я знаю о себе

14

4

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

16

5

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

18

Итого часов:

68

Структура уроков психологического развития
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.
1.
Вводная часть. Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного
эмоционального состояния. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой
деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые
подлежат развитию на данном уроке.
2.
Основная часть. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей:
памяти, внимания, воображения, мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют
развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять
знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все
задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для достижения развивающего
эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса обучающихся к
повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразием внешнего оформления содержания ряда
заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е.
возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
3.
Заключительная часть. Задача заключительной части: подведение итогов занятия, обсуждение результатов
работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом
здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Календарно-тематическое планирование
Раздел
программы

Тема урока

Обследовани е Диагностика
детей:
комплектова
ние групп для
коррекционн
ых занятий

Развитие и
коррекция
познавательн
ой сферы

Дата

Колво
час
2

Увеличение объема
внимания и
наблюдательности

2

Увеличение уровня
распределения
внимания

2

Усиление
концентрации и
устойчивости
внимания

2

Тренировка
переключения
внимания

2

Задачи

1.
Определение уровня
сформированности познавательных
процессов,
коммуникативных навыков, эмоциональноволевой сферы;
2.
комплектование групп для
коррекционных занятий;
3.
воспитание положительного
отношения к занятиям
1. Увеличение объема внимания учащихся;
2. коррекция внимания и развитие
наблюдательности;
3. воспитание внимательного отношения к
окружающему миру
1.
Увеличение уровня распределения
внимания;
2.
коррекция избирательности
внимания;
3.
воспитание настойчивости и
выдержки
1.
Усиление концентрации и
устойчивости внимания;
2.
развитие умения регулировать свои
действия;
3.
воспитание потребности в
самоорганизации (аккуратности,
настойчивости).

Наглядность
и
оборудование

Понятийный
аспект

Сюжетные
картинки,
поле
расчерченное
на
клетки,
«лабиринты»,
пуговицы
Бумага,
карандаши

Внимание,
наблюдательнос
ть

Уметь наблюдать
и быть
внимательным к
окружающему

Распределение
внимания

Уметь выполнять
два различных
действия
одновременно

Образцы
рисунков,
бумага,
карандаши,
сюжетные
картинки

Концентрация
внимания,
устойчивость

Уметь удерживать
и
концентрировать
внимание,
анализировать
элементы
картинки,
находить отличия
Уметь
переключать
внимание и
выполнять
упражнение
в

1.
Формирование
способности
к Краснопереключению внимания, вхождения в черная
таблица
деятельность;
2.
развитие
адекватных
представлений о своих возможностях;

Переключение
внимания

ОУУН

Развитие слуховой
памяти

2

Развитие
зрительной памяти

2

Развитие
ассоциативной
памяти

2

Развитие
мыслительных
навыков:
классификация

2

Развитие
мыслительных
навыков: обобщение

2

Причинноследственные
отношения

2

Я умею управлять
Что я знаю о собой
себе

2

3. формирование умения доводить начатое
дело до конца.
1. Обучение приемам запоминания;
2. развитие и коррекция слуховой
памяти;
3. воспитание настойчивости и выдержки.
1.
Тренировка
кратковременной
зрительной памяти;
2.
развитие и коррекция зрительного
восприятия и памяти;
3.
воспитание внимательного отношения
к окружающему миру.
1.
Развитие ассоциативной памяти;
2.
формирование
полноты
воспроизведения словесного материала;
3.
воспитание личностных мотивов
запоминания, умение обучающихся создавать
установку на длительное запоминание.
1.
Формирование мыслительных
навыков:
классификация;
2.
развитие интересов и познавательной
активности;
3.
воспитание положительного
отношения к учебе.
1.
Формирование мыслительных
навыков: обобщение;
2.
коррекция тактильно-двигательного
восприятия;
3.
воспитание самоконтроля,
трудолюбия.
1. Формирование способности понимать
связи событий и строить
последовательность причинноследственных отношений; 2. развитие
стремления применять полученные знания в
повседневной жизни; 3. воспитание
интереса к различным видам деятельности
1.
Формирование мотивации к
пониманию себя и окружающих;

Небольшой
рассказ

Слуховая память

соответствии с
инструкцией
Уметь запоминать
рассказ и отвечать
на
вопросы
педагога по тексту

Репродукция
Зрительная
картины в
память
жанре бытовой
живописи

Уметь запоминать
и воспроизводить
содержание
картины

Карточки с
заданиями

Уметь
воспроизводить
первоначальные
слова по
ассоциативному
ряду

Ассоциации

Карточки с
Мышление,
объектами для классификация
классификации

Уметь видеть
главное,
существенное для
отнесения
предмета к какомулибо виду

Карточки с
заданиями

Мышление,
обобщение

Уметь обобщать и
делать выводы

Карточки с
заданиями

Причина,
следствие

Уметь находить
понятия, которые
находятся между
собой в причинноследственных
отношениях

Тетради,
карандаши

Знать свои
положительные и
отрицательные

2.
Уметь жить дружно и весело,
помогать друг другу;

качества
3. воспитание самостоятельности,
самоконтроля

Развитие
коммуникат
ивных

Я умею преодолевать
трудности

2

Развитие силы воли и самоконтроля

Упражнения

Я умею слушать
других

2

1.

Развитие навыков внимания,
понимания и участия в общении;
2.
Проявление интереса к чувствам и
мыслям других

Упражнения.

Я умею учиться на
ошибках

2

1.
Понимание
последствий
своих
действий;
2.
развитие критического мысления;
3.
воспитание уверенности в себе

Тетради,
карандаши,
листы
формата А 4

Упражнения,
ситуации

Уметь адекватно
себя оценивать и
принимать себя

Мои достижения

2

1. Формирование умения преодолевать
барьеры на пути самокритики;
2. воспитание самостоятельности,
рассудительности.

Листы с
надписями
«Продаю»,
«Покупаю»

Достоинства,
недостатки

Уметь находить в
себе достоинства и
признавать свои
недостатки

Буду делать хорошо и
не буду плохо

2

Мяч, бланки
с
тестом,
листы
бумаги

Уверенность,
неуверенность,
сильная
личность

Уметь
регулировать свои
действия

Взаимодействие

2

1.
Формирование навыка уверенного
поведения;
2.
развитие умения регулировать свои
действия;
3.
воспитание умения прогнозировать
собственную деятельность.
1.
Дать представление о значении
совместной работы в жизни человека;
2.
развитие навыков общения;
3.
воспитание общительности, чуткости

Тетради,
ручки,
листочки для
записей

Совместная
работа,
взаимодействие

Знать, что такое
взаимодействие.

Стремиться к
удержанию
внимания на
собеседнике.

навыков. Я и Как мы видим друг
другие
друга

2

Я глазами других

2

Дружба начинается
с улыбки

2

Разговор взглядов.
Пойми меня

2

Умеем
ли
мы
вежливо общаться?

2

Поведение в
общественных
местах

2

1.Формирование
умения
видеть Карточки с
положительные качества у других людей;
положительн
2.
развитие и коррекция представлений
о личности, индивидуальных особенностях
и способностях человека;
3.
воспитание чувства личной
ответственности за свои дела и поступки
1.
Формирование способности к
самопознанию;
2.
развитие способности принимать друг
друга;
3.
воспитание уважения друг к другу
1.
Формирование наблюдательности и
умения слушать другого;
2.
развитие умения вступления в
контакт. 3. воспитание уважения друг к
другу, способности услышать другого
человека
1.
Формирование умения понимать друг
друга;
2.
коррекция форм общения, обогащение
его содержания;
3.
воспитание доброго, доверительного
отношения друг к другу
1.
Дать обучающимся определение
понятия
«вежливость»;
2.
помощь в осмыслении своего
отношения к окружающим;
3.
воспитание доброго, доверительного
отношения друг к другу
1.
Формирование
положительного
отношения к общепринятым нормам
поведения; 2. развитие умения регулировать
свои действия;
3. воспитание навыков культурного
поведения

Личностные
качества

ыми и
отрицательны
ми
качествами

Уметь определять
личностные
качества свои
других людей

и

Тетради,
карандаши,
мяч

Самоанализ

Уметь
анализировать
отношение других
к себе.

Тетради для
записей,
бланк теста
«Умеешь ли
ты слушать?»

Умение слушать, Уметь
слушать
умение слышать другого, понимать
необходимость
жить в согласии с
собой и другими

Бланки
с
пословицами
для каждого
обучающегос
я

Понимание

Уметь
понять
другого, уметь по
выражению лица,
по позе, по глазам
определять
чувства другого

Тетради с
записями

Вежливость

Знать определение
понятия
«вежливость»,
быть вежливым по
отношению к
другим

Атрибуты
для игры
«День
рождения»,
карточки с
названием
ролей

Этикет, правила
поведения

Знать
основные
правила этикета

Урок мудрости
(уважение к
старшим)

2

Восприятие
мира
(наши органы чувств).
Что
такое
эмоции

2

Чувства и поступки

2

Стресс

2

Почему некоторые
привычки бывают
вредными

2

1. Формирование навыка ведения беседы;
2. развитие умения вступлению в контакт,

поведению
в
ситуации
общения,
особенностям диалогической речи; 3.
воспитание
потребности
в
самоорганизации
1.
Расширение знания обучающихся о
чувствах и эмоциях, пополнение арсенала
лексических единиц, связанных со сферой
чувств;
2.
коррекция и развитие эмоциональночувственной сферы подростков;
3.
воспитание доброго, доверительного
отношения друг к другу
1.
Формирование умения выражать свои
чувства;
2.
развитие эмоциональных и волевых
процессов;
3.
воспитание чувства личной
ответственности за свои дела и поступки
1.
Формирование
умения
идентифицировать
собственные
эмоциональные состояния;
2.
развитие осознанности своего
психоэмоционального состояния; 3.
формирование
потребности
в
саморегуляции (самоконтроле)
1.
Ознакомление с понятиями «вредные
привычки»;
2.
развитие представлений об опасности
вредных привычек, определение характера и
методов борьбы с опасностью; 3. воспитание
ответственности, самоконтроля

Карточки с
заданиями по
культуре
беседы

Беседа, диалог

Знать, что такое
беседа, уметь
вести беседу

Пиктограммы
с
изображение
м различных
эмоций

Чувства, эмоции

Узнавать внешние
эмоциональные
проявления

Тетради,
ручки,
цветные
карандаши,
бумага
формата А

Агрессия, обида,
выражение

Уметь
приемлемым
способом
выражать эмоции
и чувства

Тетрадь для
записей,
ручка

Настроение,
эмоциональное
состояние

Уметь
распознавать
собственные
эмоциональные
состояния

Тетради,
ручки,
ватман,
маркер

Вредная
привычка,
соблазн,
зависимость

Иметь
представления о
вредных
привычках,
зависимостях, об
опасностях
вредных
привычек, уметь
противостоять
соблазну

Умей выбирать

2

Я отвечаю за свое
решение

2

1.
Формирование представлений об
ответственности и доверии;
2.
коррекция существующего опыта
ответственности;
3.
воспитание самоконтроля,
рассудительности
1.
Формирование
навыков
противостояния групповому давлению;
2.
развитие способности принимать
собственное решение;

Тетрадь для
записей,
ручка

Ответственность
, доверие

Знать, что такое
ответственность,
уметь отвечать за
свои поступки

Тетрадь для
записей,
ручка

Групповое
давление,
собственное
решение

Уметь принимать
собственное
решение,
бесконфликтно, но

3. воспитание нравственных качеств,
самостоятельности
Хозяин своего «Я»

2

Понятие
«конфликт»,
мое
поведение в трудных
ситуациях

2

Надо ли
уметь
сдерживать себя?

2

1.
Формирование умения контролировать
свое поведение;
2.
развитие
способности
управлять
собственными поступками;
3.
воспитание
взаимопонимания,
дружелюбия.
1. Ознакомление с понятием «конфликт»,
выработка умения предотвращать конфликт;
2. развитие умения выходить из проблемной
ситуации;
3. воспитание рассудительности, терпимости,
самоконтроля
1.
Формирование умения контролировать
свои агрессивные устремления;
2.
коррекция агрессивного поведения,
выработка приемлемых способов разрядки
гнева;
3.
воспитание
чувства
личной
ответственности за свои дела и поступки

твердо
противостоять
давлению группы
Тетрадь для
записей,
ручка

Права, границы,
насилие

Уметь защищать
свои права,
противостоять
насилию

Тетради,
бланки теста
«Конфликтн
ый ли ты
человек?»

Конфликт,
конфликтная
ситуация

Уметь
предотвращать
конфликт и
выходить из
проблемной
ситуации

Текст
«Притчи о
змее»,
релаксационн
ая музыка

Агрессия,
агрессивное
поведение

Уметь
контролировать
свои агрессивные
устремления
и
выражать их в
формах,
приемлемых
в
определенном
обществе

Список литературы
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков школьников. Пособие для

учителей, школьных психологов и родителей. – Обнинск.: Принтер, 1993. – 20с.
2. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.
3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 .
4. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в
подростковом и старшем школьном возрасте. – М., 1995.
6. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов
н/Д: Феникс, 2007.
– 347 с.- (Психологический практикум).
7. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
8. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 .
9. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы./ Под ред.
Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.
10. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4 – 6 классов. Киев., 1994.
11. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 .
12. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В.,
Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. –
(Серия «Практикум по психологии»)
13. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.
14. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной
психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
15. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» - М.: Генезис, 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».