Рабочая программа 7Б класс по предмету «Переплетно – картонажное дело» на 2025-2026 учебный год, учитель Глазунова Е.А.

Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И._______________
Приказ № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа
по предмету Труд (Технология)
"Переплетно-картонажное дело"
для обучающихся 7б класса
(АООП Вариант 1)
на 2025-2026 уч. год

Составитель: учитель труда
Глазунова Екатерина Александровна

Реж - 2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по переплётно – картонажному делу в 7 классе (вариант 1)
составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос»,
2011 г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства
РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с
ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа рассчитана на 238 часа в год ( 7 часов в неделю)
Срок реализации программы 1 год
Переплётно – картонажное дело, являясь одним из общеобразовательных предметов в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими
коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими
возможностями.
Цели и задачи рабочей программы.
Цель: обучить учащихся технологиям переплётно-картонажного
дела на примере изготовления простейших канцелярских изделий.
Задачи:
1. Образовательные:

- познакомить с историей возникновения и развития ПКД;
- обучить выполнять ручные и машинные технологические операции сначала простые,
потом более сложные;
- научить планировать работу, пользоваться технико-технологической документацией
(составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним);
- выработать у учащихся чёткое понимание профессиональной терминологии;
- выработать прочные профессиональные навыки обращения с материалами,
инструментами и станками, обучить приёмам самоконтроля за правильностью
выполняемых действий;

- научить учащихся элементарному расчёту при расходе материала;
- использовать межпредметные связи (чтение, история, математика, рисование, черчение,
биология, окружающий мир);
2. Коррекционные:

- развивать речь, пополняя словарный запас специальными терминами;
- развивать мелкую моторику, глазомер в процессе практических работ;
- развивать пространственную ориентировку при подготовке к выполнению отдельной
операции;
- развивать зрительную и слуховую память при освоении техники ПКД;
- развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение);
- развивать внимание, используя учебный и игровой вид деятельности;
- развивать сенсорную сферу (восприятие цвета, формы, пространства, линии);
3. Воспитательные:

- развивать познавательную активность и художественный вкус;
- прививать бережное отношение к инструментам и материалам;
- приветствовать творческую фантазию и самостоятельность;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и уважительное отношение к своему труду и
труду других;

Планируемый результат: сформированная социально-трудовая готовность выпускников
к самостоятельной жизни в социуме.
Программа включает ознакомление учащихся с простыми операциями переплетнокартонажных работ. Важным этапом обучения переплетному делу является: овладение
учащимися навыками комплектования блока, изготовления переплетных крышек, обрезки
блока. Для того чтобы материал был усвоен, необходимо осмысленное выполнение
учащимися трудовых приемов и действий.
В процессе изготовления различных изделий необходимо постоянно обращать внимание
школьников на совершенствование навыков разметки, склеивания, обрезки.
Обучение переплётно - картонажному делу включает теоретический и практический
материалы.
Теоретический материал соответствует содержанию практических работ и взят из
технологической темы, которая проходит параллельно с данной комплексной темой.
В процессе практического обучения особое внимание уделяется вопросам технологии
переплетных работ, формированию у учащихся общих навыков и умений по переплету на
основе выполнения несложных заданий. На каждом занятии проводятся инструктажи
направленные на осмысление учащимися объектов труда, трудовых процессов и средств
труда, формирования рациональных приемов выполнения работ. Особое место в
инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному

отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию
материалов, эффективному использованию рабочего времени.
Для реализации программного содержания используется следующий учебнометодический комплект: Г. В. Васенков, Азбука переплетчика, 5-7 классы.М.:Просвещение, 2012г. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, в двух частях, Под. ред. Воронковой В.В.,М.:Владос, 2011г.
Программа обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен работе с
определённым видом изделия. В ней даются теоретические сведения о материалах и
инструментах, станках, технологии выполнения различных изделий и возможности
применения их в современной жизни.
Обучение школьников строится с учётом освоения конкретных технологических операций
в ходе создания изделий из бумаги и картона и овладения первоначальными умениями
проектной деятельности.
Учащиеся совершенствуют ранее сформированные умения и навыки, используя знакомые
приёмы работы, и постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной
сфере. Выполняя изделие, они производят расчёты, составляют эскизы и чертежи,
овладевают техникой изготовления изделий, изучают основы дизайна и художественного
оформления, могут использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности в повседневной жизни.
В результате занятий у учащихся развивается: внимание, воображение, фантазия, память,
наблюдательность, творческое мышление, глазомер, пространственное представление.
Труд учащихся в рамках данной программы носит не только профессиональный, но и
творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний,
формированию художественной культуры и эстетического воспитания.
Формы, методы и средства обучения, технологии.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по ПКД
является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа.
Типы занятий: комбинированные, комплексные практические работы, самостоятельные и
контрольные работы.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, устный инструктаж);
- наглядные (демонстрация приёмов работы, образцов, журналов, схем, рисунков);
- практические (учебно-практические, упражнения);

Основными средствами обучения является наглядный материал.
Технологии: уроки разноуровневого обучения.

Личностные результаты
Положительно относиться к учебному труду.

Осознание понимания своего социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
Проявлять познавательные интересы и активность в данной деятельности.
Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с
учетом предложенных критерий.
Сформировать положительное отношение к предмету, ответственности за качество своей
деятельности;
Сформировать понятия «Трудовая деятельность и люди труда».
Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные результаты
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за
предметами и явлениями окружающей действительности; работать с доступной по содержанию и
структуре информацией (схема, таблица,технологическая карта, )
Использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания
Делать элементарные обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале и
доступном вербальном материале,формирование представлений об анализе, синтезе в
соответствии с индивидуальными возможностями
Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
Иметь представление о различных источниках и средствах получения информации
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, произвольно
включаться в деятельность.
Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, иметь представление о различных
видах инструкций для выполнения задач.
Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, оценивать
друг друга по предложенным критериям, определять успешность своей деятельности в диалоге с
учителем.

Тематическое планирование
№
п/п

Тема

Количество
часов

1

Вводное занятие. Задачи и цели обучения в 7 классе.
Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Повторение изученного материала в 6 классе

1

3

Изготовление открытой коробки

2

4

Изготовление футляра для хранения документов

2

5

Изготовление записной книжки в мягком переплете

2

6

Изготовление записной книжки в мягком переплете в
цельнотканевом твердом переплете

2

7

История книжного дела. Профессия переплетчика и
картонажника

1

8

Назначение книги. Рукопись.

1

9

Изобретение и распространение книгопечатания

1

10

Современная полиграфическая промышленность.

1

11

Переплётное дело как прикладное искусство.

1

12

Виды печатной продукции

1

13

Отличие книги от журнала, брошюр

1

14

Ознакомление с разными конструкциями блока.

2

15

Сгибание бумаги (фальцовка, биговка )

2

16

Инструктаж по технике безопасности по работе с
ножницами и другими режущими предметами

1

17

Разрезание бумаги по контору, по заданным
размерам

2

18

Повторение различных видов ручных швов (стежки
и строчки)

2

19

Выполнение техники различных видов стежков,
выполняющихся с помощью швейной иглы с
продетой в нее ниткой при изготовлении изделий из
бумаги.

2

20

Знакомство с различными видами шитья блоков.

2

21

Изготовление блоков разными способами

2

22

Шитье взахват нитками многотетрадного блока.

2

23

Знакомство с приемами шитья внакидку на проволо
кошвейной машине при ремонте в две скобы
брошюры.

2

24

Знакомство с устройство и принципом работы
проволокошвейной машины.

2

Дата

25

Наладка и подготовка машины

2

работе для шитья внакидку.
26

Положение рабочего стола машины при шитье
внакидку
Правила безопасной работы при шитье на проволокошвей
ной машине

1

28

Инструктаж по технике безопасности при работе с
клеем

1

29

Ознакомление с различными видами клея,
применяемых в переплетно-картонажном деле

1

30

Виды склеивания бумаги

1

31

Выполнение соединения бумаги клеем аппликация

2

32

Выполнение соединения бумаги клеем мозаика

2

33

Выполнение соединения бумаги клеем создание
объемных фигур
Изготовление блоков с разными видами форзаца.

2

35

Изделия. Записная книжка.

2

36

Изделия. Общая тетрадь.

2

37

Изделия. Модель книги.

2

38

Ознакомление с разными конструкциями блока и
применением в них форзаца.

1

39

Подборка бумаги на форзацы.

1

40

Технологический процесс изготовления форзаца
разных видов.

2

41

Принципиальная разница между брошюрной и
книжно-журнальной продукции.

1

42

Использование
новых
материалов
в
полиграфической промышленности
Разница между однотетрадным и многотетрадным
соединениями блока.

1

44

Подвижные детали и участки переплета.

1

45

Технические условия на выполнение разных
соединений блока и книжного переплета.

1

46

Роль расставов в переплетной крышке.
Понятие «роспуск».

1

Сравнение способов шитья блоков с использованием
прошивного и пришивного форзацев.

2

27

34

43

47
48

1

2

1

2

49

Определение прочности форзацев с тканевым
фальчиком и без него.

2

50

Определение прочности соединения блока с
переплетными крышками при использовании
форзацев разных конструкций.

2

51

Определение направления волокон у фальчиков и
форзацной бумаги при составлении роспуска.
Промазка клеем определенных частей форзацных
листов.

2

53

Шитье взахват нитками многотетрадного блока.

2

54

Выполнение изделия с составным выклейным форзацем с
фальчиком.
Разметка и обрезка блока.

2

52

55
56
57
58
50
60
61

62
63
64
65
66

67
68
69

Соблюдение правил безопасности при обращении с иглой
и колющими инструментами.
Соблюдение технологических требований при обрезке
блока и изделия на бумагорезательной машине.
Соединение в книжном и брошюрном изделиях.
Изделия. Детская книга.
Изделия дневник наблюдений.
Изделия записные книжки в однотетрадном и
многотетрадном переплетах.
Обложка и переплетная крышка.
Конструкции книжных и брошюрных соединений.
Технические требования к качеству соединения или
вставке блока в переплетную крышку.
Порядок и технология вставки вручную книжного блока и
шитья внакидку обложек с блоками на проволокошвейной
машине.
Разница между понятиями «сброшюровать» и
«соединить блок с переплетной крышкой»
Изготовление переплетной крышки разных конструкций в
гибком и твердом переплетах и вставка в них блоков.
Изготовление однотетрадного переплета.
Шитье внакидку однотетрадного переплета.

1

2
1
2
2
2
2
2

2
2
2
2
1

2
2
2

70

Отделка переплетной крышки.

2

71

Практическое повторение. Виды работы. Изготовление
записной книжки в мягком переплете с подушечками.

2

72

Выполнение подушечек для переплета.

2

73

Заготовка патронок.

2

74

Сборка переплетной крышки с заправкой скругленных
углов.

2

75

Соединение блока с переплетной крышкой.
«Библиотечный» переплет.

2

77

Изделия. Переплеты для книг из школьной библиотеки.

2

78

Отличие «библиотечного» переплета от «книжножурнального».

2

79

Виды повреждения книги. (внешние, внутренние) и
определение степени сложности ремонта. Назначение
сигнатур.

2

80

Назначение уголков переплетной крышки.

2

81

Порядок ремонта книги.

2

82

Определение вида повреждения книги и степени
сложности ремонта.

2

83

Подбор необходимых инструментов для работы

1

84

Организация рабочего места при ремонте книг.

1

85

Отделение блока от переплетной крышки

1

86

Разбор блока по тетрадям (печатным листам)

2

87

Очистка тетрадей от клея.

2

88

Склеивание порванных листов при помощи кальки.

4

89

Изготовление форзаца (приклейного и прошивного с
фальчиком).

4

90

Шитье блока.

4

91

Заклейка корешка блока и просушка.

4

92

Обрезка блока.

2

93

Расчет размеров (по блоку) и изготовление
переплетной крышки.

2

94

Вставка блока.

2

95

Обжимка в прессе и просушка.
Адресная папка.

2

97

Назначение и детали адресной папки.

1

98

Технология изготовления адресной папки.

2

99

Назначение ленточки-ляссе в адресной папке.

1

76

96

1

1

100

Назначение фаски.

1

101

Виды отделки адресной папки и требования,
предъявляемые к материалам для ее изготовления.

1

102

Требования к качеству выполнения адресной папки.

1

103

Роспуск бросовой бумаги для изготовления
«мягкости» переплета.

2

104

Натяжка краем при крытье материала и заправки
уголков (прямых и скругленных).

2

105

Крой картонных сторонок из плотного (3-5 мм.)
картона.

2

106

Снятие фасок.

1

107

Раскрой шаблона для шпации.

2

Крой ткани или заменителей для крытья папки
108

Сборка папки с прямыми или скругленными
уголками.

1

109

Выклейка папки с подклейкой ленточки- ляссе.

1

110

Внешняя и внутренняя отделки папки.

2

111

Обжимка в перссах и просушка.

2

112

Изделия. Альбом для черчения и рисования с
бесшвейным клеевым соединением в обрезном и
гибком переплете.
Альбом на шнурах.

2

114

Альбом на винтах.

2

115

Виды и детали альбома для рисования и черчения.

1

116

Способы соединения блока.

2

113

117

Назначение шнура и винтов.

2

1

118

Нарезка ватманской бумаги на блок с припуском на
обрезку с трех сторон

2

119

Заготовка деталей на переплетную крышку.

2

120

Изготовление переплетной крышки.

2

121

Альбом на шнурах.

1

122

Нарезка стопы бумаги для блока.

1

123

Пробивка отверстий в блоке.

1

124

Изготовление переплетной крышки на шарнирах по
заданным размерам стопы бумаги.

2

125

Пробивка отверстий в шарнирах переплетной
крышки

1

126

Соединение блока с переплетной крышкой при
помощи шнура.
Изделия. Альбом на стержне для фотографий.

1

128

Детали альбома на стержне.

2

129

Назначение и выполнение стержня.

1

130

Технология шитья блока на стержне.

2

131

Назначение кулис альбома.

1

132

Фальцовка альбомных листов.

2

133

Заготовка гребешка (Разметка, рицовка, фальцовка).

2

134

Изготовление составных выклейных форзацев.

2

135

Шитье блока альбома и заклейка его корешка.

2

136

Обрезка блока.

1

137

Изготовление и отделка переплетной крышки.

2

138

Вставка блока.

2

139

Вставка блока и обжимка в прессах.

2

140

Обобщение изученного материала

1

127

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».