Министерство образования Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И._______________
Приказ № ___ от «___»___20_ г.
Рабочая программа
по предмету Труд (Технология)
"Переплетно-картонажное дело"
для обучающихся 7б класса
(АООП Вариант 1)
на 2025-2026 уч. год
Составитель: учитель труда
Глазунова Екатерина Александровна
Реж - 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по переплётно – картонажному делу в 7 классе (вариант 1)
составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос»,
2011 г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства
РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с
ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа рассчитана на 238 часа в год ( 7 часов в неделю)
Срок реализации программы 1 год
Переплётно – картонажное дело, являясь одним из общеобразовательных предметов в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими
коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими
возможностями.
Цели и задачи рабочей программы.
Цель: обучить учащихся технологиям переплётно-картонажного
дела на примере изготовления простейших канцелярских изделий.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с историей возникновения и развития ПКД;
- обучить выполнять ручные и машинные технологические операции сначала простые,
потом более сложные;
- научить планировать работу, пользоваться технико-технологической документацией
(составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним);
- выработать у учащихся чёткое понимание профессиональной терминологии;
- выработать прочные профессиональные навыки обращения с материалами,
инструментами и станками, обучить приёмам самоконтроля за правильностью
выполняемых действий;
- научить учащихся элементарному расчёту при расходе материала;
- использовать межпредметные связи (чтение, история, математика, рисование, черчение,
биология, окружающий мир);
2. Коррекционные:
- развивать речь, пополняя словарный запас специальными терминами;
- развивать мелкую моторику, глазомер в процессе практических работ;
- развивать пространственную ориентировку при подготовке к выполнению отдельной
операции;
- развивать зрительную и слуховую память при освоении техники ПКД;
- развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение);
- развивать внимание, используя учебный и игровой вид деятельности;
- развивать сенсорную сферу (восприятие цвета, формы, пространства, линии);
3. Воспитательные:
- развивать познавательную активность и художественный вкус;
- прививать бережное отношение к инструментам и материалам;
- приветствовать творческую фантазию и самостоятельность;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и уважительное отношение к своему труду и
труду других;
Планируемый результат: сформированная социально-трудовая готовность выпускников
к самостоятельной жизни в социуме.
Программа включает ознакомление учащихся с простыми операциями переплетнокартонажных работ. Важным этапом обучения переплетному делу является: овладение
учащимися навыками комплектования блока, изготовления переплетных крышек, обрезки
блока. Для того чтобы материал был усвоен, необходимо осмысленное выполнение
учащимися трудовых приемов и действий.
В процессе изготовления различных изделий необходимо постоянно обращать внимание
школьников на совершенствование навыков разметки, склеивания, обрезки.
Обучение переплётно - картонажному делу включает теоретический и практический
материалы.
Теоретический материал соответствует содержанию практических работ и взят из
технологической темы, которая проходит параллельно с данной комплексной темой.
В процессе практического обучения особое внимание уделяется вопросам технологии
переплетных работ, формированию у учащихся общих навыков и умений по переплету на
основе выполнения несложных заданий. На каждом занятии проводятся инструктажи
направленные на осмысление учащимися объектов труда, трудовых процессов и средств
труда, формирования рациональных приемов выполнения работ. Особое место в
инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному
отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию
материалов, эффективному использованию рабочего времени.
Для реализации программного содержания используется следующий учебнометодический комплект: Г. В. Васенков, Азбука переплетчика, 5-7 классы.М.:Просвещение, 2012г. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, в двух частях, Под. ред. Воронковой В.В.,М.:Владос, 2011г.
Программа обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен работе с
определённым видом изделия. В ней даются теоретические сведения о материалах и
инструментах, станках, технологии выполнения различных изделий и возможности
применения их в современной жизни.
Обучение школьников строится с учётом освоения конкретных технологических операций
в ходе создания изделий из бумаги и картона и овладения первоначальными умениями
проектной деятельности.
Учащиеся совершенствуют ранее сформированные умения и навыки, используя знакомые
приёмы работы, и постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной
сфере. Выполняя изделие, они производят расчёты, составляют эскизы и чертежи,
овладевают техникой изготовления изделий, изучают основы дизайна и художественного
оформления, могут использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности в повседневной жизни.
В результате занятий у учащихся развивается: внимание, воображение, фантазия, память,
наблюдательность, творческое мышление, глазомер, пространственное представление.
Труд учащихся в рамках данной программы носит не только профессиональный, но и
творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний,
формированию художественной культуры и эстетического воспитания.
Формы, методы и средства обучения, технологии.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по ПКД
является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа.
Типы занятий: комбинированные, комплексные практические работы, самостоятельные и
контрольные работы.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, устный инструктаж);
- наглядные (демонстрация приёмов работы, образцов, журналов, схем, рисунков);
- практические (учебно-практические, упражнения);
Основными средствами обучения является наглядный материал.
Технологии: уроки разноуровневого обучения.
Личностные результаты
Положительно относиться к учебному труду.
Осознание понимания своего социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Осознавать значение нравственных понятий и моральных норм
Проявлять познавательные интересы и активность в данной деятельности.
Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
Оценивать друг друга по предложенным критериям, осуществлять контроль своей деятельности с
учетом предложенных критерий.
Сформировать положительное отношение к предмету, ответственности за качество своей
деятельности;
Сформировать понятия «Трудовая деятельность и люди труда».
Понимать своего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные результаты
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; наблюдать за
предметами и явлениями окружающей действительности; работать с доступной по содержанию и
структуре информацией (схема, таблица,технологическая карта, )
Использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания
Делать элементарные обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале и
доступном вербальном материале,формирование представлений об анализе, синтезе в
соответствии с индивидуальными возможностями
Слушать собеседника, вступать в контакт, работать в коллективе.
Иметь представление о различных источниках и средствах получения информации
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, произвольно
включаться в деятельность.
Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, иметь представление о различных
видах инструкций для выполнения задач.
Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, оценивать
друг друга по предложенным критериям, определять успешность своей деятельности в диалоге с
учителем.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема
Количество
часов
1
Вводное занятие. Задачи и цели обучения в 7 классе.
Инструктаж по технике безопасности.
1
2
Повторение изученного материала в 6 классе
1
3
Изготовление открытой коробки
2
4
Изготовление футляра для хранения документов
2
5
Изготовление записной книжки в мягком переплете
2
6
Изготовление записной книжки в мягком переплете в
цельнотканевом твердом переплете
2
7
История книжного дела. Профессия переплетчика и
картонажника
1
8
Назначение книги. Рукопись.
1
9
Изобретение и распространение книгопечатания
1
10
Современная полиграфическая промышленность.
1
11
Переплётное дело как прикладное искусство.
1
12
Виды печатной продукции
1
13
Отличие книги от журнала, брошюр
1
14
Ознакомление с разными конструкциями блока.
2
15
Сгибание бумаги (фальцовка, биговка )
2
16
Инструктаж по технике безопасности по работе с
ножницами и другими режущими предметами
1
17
Разрезание бумаги по контору, по заданным
размерам
2
18
Повторение различных видов ручных швов (стежки
и строчки)
2
19
Выполнение техники различных видов стежков,
выполняющихся с помощью швейной иглы с
продетой в нее ниткой при изготовлении изделий из
бумаги.
2
20
Знакомство с различными видами шитья блоков.
2
21
Изготовление блоков разными способами
2
22
Шитье взахват нитками многотетрадного блока.
2
23
Знакомство с приемами шитья внакидку на проволо
кошвейной машине при ремонте в две скобы
брошюры.
2
24
Знакомство с устройство и принципом работы
проволокошвейной машины.
2
Дата
25
Наладка и подготовка машины
2
работе для шитья внакидку.
26
Положение рабочего стола машины при шитье
внакидку
Правила безопасной работы при шитье на проволокошвей
ной машине
1
28
Инструктаж по технике безопасности при работе с
клеем
1
29
Ознакомление с различными видами клея,
применяемых в переплетно-картонажном деле
1
30
Виды склеивания бумаги
1
31
Выполнение соединения бумаги клеем аппликация
2
32
Выполнение соединения бумаги клеем мозаика
2
33
Выполнение соединения бумаги клеем создание
объемных фигур
Изготовление блоков с разными видами форзаца.
2
35
Изделия. Записная книжка.
2
36
Изделия. Общая тетрадь.
2
37
Изделия. Модель книги.
2
38
Ознакомление с разными конструкциями блока и
применением в них форзаца.
1
39
Подборка бумаги на форзацы.
1
40
Технологический процесс изготовления форзаца
разных видов.
2
41
Принципиальная разница между брошюрной и
книжно-журнальной продукции.
1
42
Использование
новых
материалов
в
полиграфической промышленности
Разница между однотетрадным и многотетрадным
соединениями блока.
1
44
Подвижные детали и участки переплета.
1
45
Технические условия на выполнение разных
соединений блока и книжного переплета.
1
46
Роль расставов в переплетной крышке.
Понятие «роспуск».
1
Сравнение способов шитья блоков с использованием
прошивного и пришивного форзацев.
2
27
34
43
47
48
1
2
1
2
49
Определение прочности форзацев с тканевым
фальчиком и без него.
2
50
Определение прочности соединения блока с
переплетными крышками при использовании
форзацев разных конструкций.
2
51
Определение направления волокон у фальчиков и
форзацной бумаги при составлении роспуска.
Промазка клеем определенных частей форзацных
листов.
2
53
Шитье взахват нитками многотетрадного блока.
2
54
Выполнение изделия с составным выклейным форзацем с
фальчиком.
Разметка и обрезка блока.
2
52
55
56
57
58
50
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
Соблюдение правил безопасности при обращении с иглой
и колющими инструментами.
Соблюдение технологических требований при обрезке
блока и изделия на бумагорезательной машине.
Соединение в книжном и брошюрном изделиях.
Изделия. Детская книга.
Изделия дневник наблюдений.
Изделия записные книжки в однотетрадном и
многотетрадном переплетах.
Обложка и переплетная крышка.
Конструкции книжных и брошюрных соединений.
Технические требования к качеству соединения или
вставке блока в переплетную крышку.
Порядок и технология вставки вручную книжного блока и
шитья внакидку обложек с блоками на проволокошвейной
машине.
Разница между понятиями «сброшюровать» и
«соединить блок с переплетной крышкой»
Изготовление переплетной крышки разных конструкций в
гибком и твердом переплетах и вставка в них блоков.
Изготовление однотетрадного переплета.
Шитье внакидку однотетрадного переплета.
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
70
Отделка переплетной крышки.
2
71
Практическое повторение. Виды работы. Изготовление
записной книжки в мягком переплете с подушечками.
2
72
Выполнение подушечек для переплета.
2
73
Заготовка патронок.
2
74
Сборка переплетной крышки с заправкой скругленных
углов.
2
75
Соединение блока с переплетной крышкой.
«Библиотечный» переплет.
2
77
Изделия. Переплеты для книг из школьной библиотеки.
2
78
Отличие «библиотечного» переплета от «книжножурнального».
2
79
Виды повреждения книги. (внешние, внутренние) и
определение степени сложности ремонта. Назначение
сигнатур.
2
80
Назначение уголков переплетной крышки.
2
81
Порядок ремонта книги.
2
82
Определение вида повреждения книги и степени
сложности ремонта.
2
83
Подбор необходимых инструментов для работы
1
84
Организация рабочего места при ремонте книг.
1
85
Отделение блока от переплетной крышки
1
86
Разбор блока по тетрадям (печатным листам)
2
87
Очистка тетрадей от клея.
2
88
Склеивание порванных листов при помощи кальки.
4
89
Изготовление форзаца (приклейного и прошивного с
фальчиком).
4
90
Шитье блока.
4
91
Заклейка корешка блока и просушка.
4
92
Обрезка блока.
2
93
Расчет размеров (по блоку) и изготовление
переплетной крышки.
2
94
Вставка блока.
2
95
Обжимка в прессе и просушка.
Адресная папка.
2
97
Назначение и детали адресной папки.
1
98
Технология изготовления адресной папки.
2
99
Назначение ленточки-ляссе в адресной папке.
1
76
96
1
1
100
Назначение фаски.
1
101
Виды отделки адресной папки и требования,
предъявляемые к материалам для ее изготовления.
1
102
Требования к качеству выполнения адресной папки.
1
103
Роспуск бросовой бумаги для изготовления
«мягкости» переплета.
2
104
Натяжка краем при крытье материала и заправки
уголков (прямых и скругленных).
2
105
Крой картонных сторонок из плотного (3-5 мм.)
картона.
2
106
Снятие фасок.
1
107
Раскрой шаблона для шпации.
2
Крой ткани или заменителей для крытья папки
108
Сборка папки с прямыми или скругленными
уголками.
1
109
Выклейка папки с подклейкой ленточки- ляссе.
1
110
Внешняя и внутренняя отделки папки.
2
111
Обжимка в перссах и просушка.
2
112
Изделия. Альбом для черчения и рисования с
бесшвейным клеевым соединением в обрезном и
гибком переплете.
Альбом на шнурах.
2
114
Альбом на винтах.
2
115
Виды и детали альбома для рисования и черчения.
1
116
Способы соединения блока.
2
113
117
Назначение шнура и винтов.
2
1
118
Нарезка ватманской бумаги на блок с припуском на
обрезку с трех сторон
2
119
Заготовка деталей на переплетную крышку.
2
120
Изготовление переплетной крышки.
2
121
Альбом на шнурах.
1
122
Нарезка стопы бумаги для блока.
1
123
Пробивка отверстий в блоке.
1
124
Изготовление переплетной крышки на шарнирах по
заданным размерам стопы бумаги.
2
125
Пробивка отверстий в шарнирах переплетной
крышки
1
126
Соединение блока с переплетной крышкой при
помощи шнура.
Изделия. Альбом на стержне для фотографий.
1
128
Детали альбома на стержне.
2
129
Назначение и выполнение стержня.
1
130
Технология шитья блока на стержне.
2
131
Назначение кулис альбома.
1
132
Фальцовка альбомных листов.
2
133
Заготовка гребешка (Разметка, рицовка, фальцовка).
2
134
Изготовление составных выклейных форзацев.
2
135
Шитье блока альбома и заклейка его корешка.
2
136
Обрезка блока.
1
137
Изготовление и отделка переплетной крышки.
2
138
Вставка блока.
2
139
Вставка блока и обжимка в прессах.
2
140
Обобщение изученного материала
1
127
2