Министерство образования Свердловской области государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№
от «
» 20 г.
Рабочая программа по чтению
для обучающихся 7а класса
(АООП вариант 1)
Составитель:
Баянкина Лилия Геннадьевна
учитель, высшая к.к.
Реж – 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями – ФАООП УО,
утвержденная
приказом
Министерства
просвещения
России,
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями ГБОУ
СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего
образования
детей
с
интеллектуальными
нарушениями
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым
приказом директора образовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Чтение. 7 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / авт.-сост.
А.К.Аксёнова. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 287 с.: ил. – ISBN
978- 5-09-077804-6
Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития
коммуникативно-речевых
навыков
и
коррекции
недостатков
мыслительной деятельности.
Задачи:
Формирование качества техники чтения: правильность,
осознанность, выразительность, беглость;
совершенствование
всех
видов
речевой
деятельности
обучающихся;
развитие навыков речевого общения на материале доступных
для понимания художественных и научно-познавательных
текстов;
развитие и коррекция памяти, логического мышления;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Чтение входит в предметную область «Язык и речевая практика»
и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Программа создана
из расчета 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов в год.
Программой предусмотрены уровни требований к предметному
результату: достаточный и минимальный. На основании заседания ППК №249
от 12.08.2025г. обучающиеся Асташкин Вячеслав, Кощеев Дмитрий, Новых
Олег, Петрованова Анастасия усваивают программу по чтению на достаточном
уровне.
2
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
– Владение навыками
коммуникации и принятыми
нормами социального
взаимодействия.
– Готовность к сотрудничеству
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
– Способность строить
сообщения в устной форме.
– Понимание учебной задачи,
поставленной учителем,
готовность выполнять её.
– Способность проговаривать
последовательность действий
на уроке.
– Владение элементами оценки и
самооценки.
– Способность самостоятельно
видеть и исправлять ошибки.
– Владение элементами контроля
учебной деятельности (с
помощью памяток, алгоритмов,
схем).
– Уметь слушать учителя,
самостоятельно (или с
помощью) выполнять
предложенные виды заданий.
– Способность строить
сообщения (ответы),
предложения с помощью
учителя.
– Способность адекватно
реагировать на оценку учебных
действий.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Читать вслух осознанно, правильно,
выразительно доступные по
содержанию тексты;
Читать про себя с предварительным
заданием доступные по содержанию
тексты;
Выделять главную мысль
произведения с помощью учителя;
Характеризовать главных
действующих лиц, давать оценку их
поступкам;
Делить простой по содержанию
текст на части и озаглавливать их (с
помощью учителя);
3
Читать целыми словами,
трудные слова по слогам;
Читать про себя, выполнять
задания к
проанализированному
тексту;
Называть главных
действующих лиц
произведения, высказывать
своё отношение к их
поступкам;
Пересказывать текст или
отдельные части
произведения (с помощью
учителя);
Пересказывать содержание
прочитанного;
Заучивать наизусть стихи (10
стихотворений).
Учить наизусть
стихотворения (отрывки из
стихотворений).
Содержание учебного предмета
Тема
Содержание
1. Устное
народное
творчество.
Устное народное
творчество.
Жанры устного
народного творчества.
Сказки.
Виды сказок.
Особенности сказки.
Русские народные
сказки: «Сивка-бурка»,
«Василиса Прекрасная»,
«Журавль и Цапля»,
«Умный мужик».
«Мужик и царь».
Сказки народов Урала.
Былины.
«Три поездки Ильи
Муромца».
Народные песни.
Пословицы.
Загадки.
2. Из
произведений
русской
литературы
XIX века.
А. С. Пушкин.
Биографические
сведения.
«Сказка о царе
Салтане…».
Стихотворения «Зимний
Виды деятельности, формы работы
Достаточный уровень
Минимальный
уровень
Знакомство с
Знакомство с
понятиями «устное
понятиями «устное
народное творчество», народное
«жанры устного
творчество», «жанры
народного
устного народного
творчества».
творчества».
Определение вида
Определение вида
сказки, называние
сказки, называние
особенностей сказки
особенностей сказки
из содержания.
(с помощью учителя).
Работа над навыками
Работа над навыками
правильного,
правильного,
осознанного,
осознанного чтения.
выразительного
Ответы на вопросы по
чтения.
содержанию текста.
Чтение текста про себя Работа со сложными
с предварительным
для понимания
заданием учителя.
словами.
Выделение
Выборочное чтение.
незнакомых слов из
Чтение по ролям.
текста и объяснение их Пересказ по плану, по
значения с помощью
наводящим вопросам.
учителя.
Составление
Выборочное чтение.
характеристики
Чтение по ролям.
героев с помощью
Определение основной учителя.
мысли произведения (с Оценка поступков
помощью учителя).
героев.
Составление
характеристики героев.
Пересказ содержания
прочитанного с
использованием слов и
выражений, взятых из
текста.
Работа над навыками
Работа над навыками
чтения: правильность,
чтения: правильность,
осознанность, беглость, осознанность,
выразительность.
беглость,
Анализ текста по
выразительность.
вопросам учителя.
Ответы на вопросы по
4
3. Из
произведений
русской
литературы
XX века.
вечер», «У Лукоморья»,
«Уж небо осенью
дышало».
М. Ю. Лермонтов.
Биографические
сведения.
Стихотворения
«Бородино», «Люблю
тебя, Москва».
И. А. Крылов.
Биографические
сведения.
Жанр басни.
«Кукушка и Петух»,
«Волк и Журавль»,
«Слон и Моська»,
«Ворона и Лисица.
Н. А. Некрасов.
Биографические
сведения.
Стихотворения
«Несжатая полоса»
«Генерал Топтыгин»,
«Перед дождём».
Л.Н.Толстой.
Биографические
сведения.
Повесть «Кавказский
пленник».
А. П. Чехов.
Биографические
сведения.
Рассказы «Хамелеон»,
«Каштанка».
В.Г.Короленко.
Биографические
сведения.
Повесть «Дети
подземелья».
Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Биографические
сведения.
Сказка «Приёмыш».
М. Горький.
Биографические
сведения. Повести
«Детство», «В людях».
П.П.Бажов.
Биографические
сведения.
Сказки «Огневушкапоскакушка»,
Чтение про себя с
выполнением
аналитического
задания к тексту.
Составление вопросов
к тексту.
Определение основной
мысли произведения с
помощью учителя.
Составление
характеристики героев
произведений.
Оценка поступков
героев.
Выяснение
собственного
отношения к событиям
и героям
произведения.
Составление
словесного портрета
героев.
Деление произведения
на смысловые части с
помощью учителя.
Коллективное
составление плана для
пересказа.
Пересказ по плану.
Знание основных
сведений из жизни
писателей.
Заучивание наизусть
стихотворений
(отрывков из
стихотворений).
содержанию текста.
Нахождение в тексте
ответов на вопросы,
выборочное чтение.
Определение
основной мысли
произведения с
помощью учителя.
Составление
характеристики
героев по плану с
помощью учителя.
Оценка поступков
героев, выражение
своего мнения.
Участие в делении
текста на смысловые
части, составлении
плана.
Пересказ текста по
плану, по наводящим
вопросам с помощью
учителя.
Представления об
основных сведениях
из жизни писателей.
Заучивание наизусть
стихотворений
(отрывков из
стихотворений).
Работа над
правильным, беглым,
выразительным
чтением.
Ответы на вопросы
своими словами и
словами автора.
Выделение в тексте
непонятных слов и
Работа над навыками
чтения: правильность,
осознанность,
беглость,
выразительность.
Ответы на вопросы по
содержанию текстов.
Выборочное чтение.
Выделение в тексте
5
«Серебряное копытце».
М.В.Исаковский.
Биографические
сведения.
Стихотворения
«Детство», «Ветер»,
«Весна».
К.Г.Паустовский.
Биографические
сведения.
Рассказы «Последний
чёрт», «Дремучий
медведь».
М.М.Зощенко.
Биографические
сведения.
Рассказ «Великие
путешественники».
К.М.Симонов.
Биографические
сведения.
Стихотворение «Сын
артиллериста».
В.П.Катаев.
Биографические
сведения.
рассказ «Флаг».
Н.И.Рыленков.
Стихотворения
«Деревья», «Весна без
вещуньи-кукушки», «Всё
в тающей дымке».
Ю.И.Коваль.
Биографические
сведения.
Рассказы «Капитан
Клюквин»,
«Картофельная собака»,
«Белозубка».
К.Н.Старшинов.
Биографические
сведения.
Стихотворения «И вот в
свои семнадцать лет»,
«На выставке собак».
В.П.Астафьев.
Биографические
сведения.
Рассказы «Гуси в
полынье», «Капалуха».
Е.Пермяк.
Биографические
выражений,
объяснение их
значения и смысла с
опорой на контекст.
Определение главной
мысли произведения.
Составление плана для
пересказа с помощью
учителя.
Пересказ по плану.
Чтение по ролям.
Составление
характеристики
главных героев
произведений.
Оценка поступков
героев.
Сравнивать
собственное
отношение и
отношение автора к
поступкам героев.
Знание основных
сведений из жизни
писателей.
Заучивание наизусть
стихотворений
(отрывков из
стихотворений).
Знакомство с детскими
журналами.
6
непонятных слов и
выражений,
объяснение их
значения с помощью
учителя.
Определение главной
мысли произведения с
помощью учителя.
Участие в
коллективном
составлении плана.
Пересказ текста по
плану, по наводящим
вопросам с помощью
учителя.
Характеристика
главных героев, их
поступков с помощью
учителя.
Представление об
основных сведениях
из жизни писателей.
Заучивание наизусть
стихотворений
(отрывков из
стиховорений).
Знакомство с
детскими журналами.
сведения.
Рассказы «Пичугин
мост», «Самоходные
лапотки».
Ю.Я.Яковлев.
Биографические
сведения.
Рассказы «Багульник»,
«Вратарь», «Где стояла
Батарея».
Р.П.Погодин.
Биографические
сведения.
Рассказ «Время говорит
– пора».
А.Г.Алексин.
Биографические
сведения.
Рассказы «Двадцать
девятое февраля»,
«Самый счастливый
день».
К.Я.Ваншенкин.
Биографические
сведения.
Стихотворения
«Мальчишка»,
«Снежки».
Детская периодическая
печать.
Календарно-тематическое планирование
Тема
I. Устное народное творчество.
1. Сказки.
2. Аналитическое чтение сказки «Сивка-бурка».
3. Подготовка к пересказу сказки «Сивка-бурка».
4. Знакомство со сказкой «Василиса Прекрасная».
5. Выборочное чтение сказки «Василиса Прекрасная».
6. Чтение по ролям сказки «Журавль и Цапля».
7. Выделение главной мысли сказки «Умный мужик».
8. Аналитическое чтение сказки «Мужик и царь».
9. Сказки народов Урала. Татарская народная сказка «За
доброту – зло».
10. Башкирская народная сказка «Мудрый старик и глупый
царь».
11. Удмуртская народная сказка «Лапти-самоходы».
12. Былины. Знакомство с былиной «Три поездки Ильи
7
Количество
часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
Муромца».
13. Чтение по ролям отрывков из былины «Три поездки Ильи
Муромца».
14. Русская народная песня.
15. Пословицы и загадки.
16. Обобщающий урок по теме «Устное народное
творчество».
II. Из произведений русской литературы XIX века.
17. А. С. Пушкин, жизнь и творчество.
18. Аналитическое чтение 1 части «Сказки о царе Салтане…».
19. Выразительное чтение 2 части «Сказки о царе Салтане
…». Заучивание отрывка.
20. Чтение по ролям 3 части «Сказки о царе Салтане …».
21. Чтение и пересказ 4 части «Сказки о царе Салтане …».
22. Заучивание наизусть стихотворения «Зимний вечер».
23. Выразительное чтение стихотворения «У Лукоморья».
24. Выразительное чтение стихотворения «Уж небо осенью
дышало».
25. Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина.
26. М. Ю. Лермонтов, жизнь и творчество.
27. Чтение и анализ стихотворения «Бородино», заучивание
отрывка.
28. Выразительное чтение стихотворения «»Люблю тебя,
Москва».
29. И. А. Крылов, жизнь и творчество.
30. Чтение по ролям басни «Кукушка и Петух».
31. Выразительное чтение басни «Волк и Журавль».
32. Чтение по ролям басни «Слон и Моська».
33. Аналитическое чтение басни «Ворона и лисица».
34. Н. А. Некрасов, жизнь и творчество.
35. Аналитическое чтение стихотворения «Несжатая полоса».
36. Выборочное чтение стихотворения «Генерал Топтыгин».
37. Заучивание наизусть стихотворения «Перед дождём».
38. Л.Н.Толстой, жизнь и творчество.
39. Выборочное чтение 1 главы повести «Кавказский пленник».
40. Знакомство со 2 главой повести «Кавказский пленник».
41. Деление на части 2 главы повести «Кавказский пленник».
42. Аналитическое чтение 3 главы повести «Кавказский
пленник».
43. Выборочное чтение 4 главы повести «Кавказский
пленник».
44. Аналитическое чтение 5 главы повести «Кавказский
пленник».
45. «Кавказский пленник», 6 глава. Составление рассказа о
дружбе Жилина и Дины по плану.
46. Обобщающий урок по повести «Кавказский пленник».
47. А.П.Чехов, жизнь и творчество.
8
1
1
1
1
52
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
48. Знакомство с рассказом «Хамелеон».
49. Чтение по ролям рассказа «Хамелеон».
50. А.П.Чехов «Каштанка». Чтение и анализ главы «Дурное
поведение».
51. Выборочное чтение главы «Таинственный незнакомец».
52. Чтение и пересказ главы «Новое, очень приятное
знакомство».
53. Выразительное чтение главы «Чудеса в решете».
54. Чтение и пересказ главы «Талант! Талант!».
55. Аналитическое чтение главы «Беспокойная ночь».
56. Выборочное чтение главы «Неудачный дебют».
57. В.Г.Короленко, жизнь и творчество.
58. Аналитическое чтение 1 главы повести «Дети подземелья»
«Я и мой отец».
59. Знакомство с главой «Я приобретаю новое знакомство».
60. Деление на части главы «Я приобретаю новое знакомство».
61. Чтение главы «Знакомство продолжается». Сравнительная
характеристика Сони и Маруси.
62. Выборочное чтение главы «Осенью».
63. Аналитическое чтение главы «Кукла».
64. Обобщающий урок по повести «Дети подземелья».
65. Д.Н. Мамин-Сибиряк, жизнь и творчество. Знакомство с 1
частью сказки «Приёмыш».
66. Выразительное чтение 2 части сказки «Приёмыш».
67. Пересказ 3 части сказки «Приёмыш».
68. Обобщающий урок по теме «Из произведений русской
литературы XIX века».
III. Из произведений русской литературы XX века.
69. М.Горький, жизнь и творчество.
70. Аналитическое чтение 1 главы повести «Детство».
71. Чтение и пересказ 2 главы повести «Детство».
72. Выборочное чтение 3 главы повести «Детство».
73. Аналитическое чтение 4 главы повести «Детство».
74. Составление характеристики главного героя повести
«Детство».
75. Аналитическое чтение 1 главы повести «В людях».
76. Выборочное чтение 2 главы повести «В людях».
77. П.П.Бажов, жизнь и творчество.
78. Знакомство со сказкой «Огневушка-поскакушка».
79. Чтение по ролям отрывков из сказки «Огневушкапоскакушка».
80. Пересказ отрывков из сказки «Огневушка-поскакушка».
81. Знакомство со сказкой «Серебряное копытце».
82. Выборочное чтение сказки «Серебряное копытце».
83. М.В.Исаковский «Детство». Чтение стихотворения по
ролям.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
84. Выразительное чтение и заучивание стихотворения
«Ветер».
85. Выразительное чтение стихотворения «Весна».
86. К.Г.Паустовский, Жизнь и творчество.
87. Аналитическое чтение 1 части рассказа «Последний
чёрт».
88. Выборочное чтение 2 части рассказа «Последний чёрт».
89. Знакомство с рассказом «Дремучий медведь».
90. Чтение и пересказ отрывков из рассказа «Дремучий
медведь».
91. М.М.Зощенко «Великие путешественники». Знакомство с
рассказом.
92. Пересказ рассказа «Великие путешественники».
93. К.М.Симонов «Сын артиллериста», аналитическое чтение
стихотворения.
94. Заучивание отрывка из стихотворения «Сын
артиллериста».
95. В.П.Катаев, знакомство с рассказом «Флаг».
96. Определение главной мысли рассказа «Флаг».
97. Н.И. Рыленков «Деревья». Определение главной мысли
стихотворения.
98. Выразительное чтение стихотворения «Весна без
вещуньи-кукушки».
99. Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Всё в
тающей дымке».
100. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин», знакомство с
рассказом.
101. Составление плана рассказа «Капитан Клюквин».
102. Выразительное чтение 1 части рассказа «Картофельная
собака».
103. Чтение и пересказ 2 части рассказа «Картофельная
собака».
104. Чтение по ролям 3 части рассказа «Картофельная
собака».
105. «Картофельная собака», 4 часть. Описание главного
героя по плану.
106. Знакомство с рассказом «Белозубка».
107. Выборочное чтение рассказа «Белозубка».
108. Н.К.Старшинов «И вот в свои семнадцать лет».
Аналитическое чтение стихотворения.
109. Выразительное чтение стихотворения «На выставке
собак».
110. В.П.Астафьев «Гуси в полынье». Знакомство с рассказом.
111. Выборочное чтение рассказа «Гуси в полынье».
112. Аналитическое чтение рассказа «Капалуха».
113. Е.Пермяк «Пичугин мост». Аналитическое чтение рассказа.
114. Знакомство со сказкой «Самоходные лапотки».
115. Пересказ сказки «Самоходные лапотки».
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
116. Ю.Я.Яковлев «Багульник». Чтение и анализ 1 части
рассказа.
117. Аналитическое чтение 2 части рассказа «Багульник».
118. «Багульник», 3 часть. Составление характеристики
главного героя.
119. Аналитическое чтение рассказа «Вратарь».
120. Пересказ рассказа «Вратарь».
121. Аналитическое чтение рассказа «Где стояла батарея».
122. Поэты о Великой Отечественной войне.
123. Р.П.Погодин «Время говорит – пора». Аналитическое
чтение 1 части.
124. «Время говорит – пора», 2 часть. Оценка поступков героев.
125. Чтение и анализ 3 части рассказа «Время говорит – пора».
126. А.Г.Алексин «Двадцать девятое февраля». Аналитическое
чтение.
127. «Двадцать девятое февраля», пересказ по плану.
128. Знакомство с рассказом «Самый счастливый день».
129. Выборочное чтение рассказа «Самый счастливый день».
130. К.Я.Ваншенкин «Мальчишка». Выразительное чтение
стихотворения.
131. Выразительное чтение стихотворения «Снежки».
132. Экскурсия в книжный магазин «Выбор книги, журнала».
133. Детская периодическая печать.
134. Знакомство с литературным сборником «Школьные
годы».
135. Выборочное чтение рассказа «Лакомка».
136. Обобщающий урок по теме «Из произведений русской
литературы XX века».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Критерии оценки предметных результатов
При оценке принимается во внимание: чтение текста, пересказ
содержания произведения (полно, кратко, выборочно); выразительное чтение
наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений;
умение ориентироваться в тексте; знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм
литературного произношения;
выделяет основную мысль произведения, части рассказа с
незначительной помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки;
отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
11
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
читает в основном правильно, бегло;
допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или
части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей,
исправляет их с помощью учителя;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя;
допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:
допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет
основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
охарактеризовать их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажения основного смысла произведения;
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
читает по слогам;
допускает более 5 ошибок при чтении; 3 и более ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; более 5 в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений;
не выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью
учителя;
не делит текст на части и не озаглавливает части с помощью учителя;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
охарактеризовать их поступки;
затрудняется отвечать на вопросы и пересказывать по наводящим
вопросам;
затрудняется заучивать наизусть стихи и отрывки из произведений.
12
Учебно-методические средства обучения
Учебник:
Чтение. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы / авт.-сост. А.К.Аксёнова. – 14-е изд. – М.: Просвещение,
2021. – 287 с.: ил. – ISBN 978- 5-09-077804-6
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Методическое обеспечение:
Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для начальной
школы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006;
Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной
школы. – Екатеринбург: Магеллан, 2007;
Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: пособие для педагога спец. (кор.)
общеобразовательной школы / Т,И,Адонина. – М.: Владос, 2014;
Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах спец. (кор.)
образовательных учреждений 8 вида / М.И.Шишкова. – М.: Владос, 2013;
Художественная литература.
Наглядный материал:
Портреты писателей.
Иллюстрационный материал.
13