Министерство образования Свердловской области государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№
от «
» 20 г.
Рабочая программа по чтению
для обучающихся 5а, 5б классов
(АООП вариант 1)
Составитель:
Баянкина Лилия Геннадьевна
учитель, высшая к.к.
Реж – 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению составлена на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями – ФАООП УО,
утвержденная приказом Министерства просвещения России, адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с
учебным планом общего образования детей с интеллектуальными
нарушениями
Государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом
директора образовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Чтение: 5-й класс:
учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / С. Ю. Ильина,
Т. М. Головкина. – 3-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2025. – 270, [2] с.:
ил. – ISBN 978- 5-09-119855-3.
Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития
коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной
деятельности.
Задачи:
Формирование качества техники чтения: правильность, осознанность,
выразительность, беглость;
совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
развитие и коррекция памяти, логического мышления;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Чтение входит в предметную область «Язык и речевая практика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Программа создана из расчета 4 часа в
неделю и рассчитана на 136 часов в год.
Программой предусмотрены уровни требований к предметному результату:
достаточный и минимальный. На основании заседания ППК №249 от 12.08.2025г.
обучающихся можно разделить на две группы. В первую группу (достаточный
уровень) входят обучающиеся:
5а класс: Алексеев Максим, Воронкина Полина, Замуруева Маргарита,
Каргопольцева Алиса, Кривошеина Алина, Смирнов Денис;
5б класс: Авдюков Антон, Голубев Степан, Детков Тимофей, Котельникова
Любовь, Лепинских Прохор, Прохоров Дмитрий, Рычков Макар, Серебренников
Даниил.
Вторую группу (минимальный уровень) составляют обучающиеся 5а класса:
Гарипова Дарья, Иванников Даниил.
2
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия.
Готовность к сотрудничеству со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Способность строить сообщения в
устной форме.
Понимание учебной задачи,
поставленной учителем, готовность
выполнять её.
Способность проговаривать
последовательность действий на
уроке.
Владение элементами оценки и
самооценки.
Способность самостоятельно видеть и
исправлять ошибки.
Владение элементами
контроля учебной
деятельности (с
помощью памяток,
алгоритмов, схем).
Уметь слушать учителя,
самостоятельно (или с
помощью) выполнять
предложенные виды
заданий.
Способность строить
сообщения (ответы),
предложения с помощью
учителя.
Способность адекватно
реагировать на оценку
учебных действий.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Осознанно и правильно читать
доступный текст вслух целыми
словами, в трудных случаях – по
слогам;
Читать про себя, выполняя
аналитические задания к тексту;
Отвечать на вопросы учителя;
Пересказывать текст по плану с
помощью учителя, несложные
по содержанию тексты –
самостоятельно;
Выражать своё отношение к
поступкам героев и событиям;
Заучивать наизусть стихи (10
стихотворений).
Читать вслух доступный текст
целыми словами и по слогам;
Находить отрывки
проанализированного текста,
связанные с определёнными
событиями;
Отвечать на вопросы по
содержанию текста (с помощью
учителя);
Выражать своё отношение к
поступкам героев;
Заучивать наизусть
стихотворения (отрывки из
стихотворений).
3
Содержание учебного предмета
Тема
1. Давайте
читать.
2. Школьная
страна.
3. Круглый
год. Осень.
Содержание
С.Михалков
«Обращение писателя к
читателям»
Ю. Энтин «Слово про
слово»
Н.Носов «Приключения
Незнайки и его друзей»
Л.Крутько
«Замечательные
книжки»
С. Вербова «Зачем
книги нужны»
С.Ильин «Две книжки»
М.Бородицкая «Первое
сентября»
Я.Аким «Где ты
ходишь, осень?»
Л.Гераскина «В стране
невыученных уроков»
(отрывок).
Е.Серова
«Отличница»
Л.Каменский
«Сочинение»
И.Соколов-Микитов
«Листопадничек»
Заклички
С.Козлова
«Лисичка»
Е. Трутнева
«Осень»
Г.Скребицкий «Четыре
художника» (отрывок)
А. Фет «Ласточки
пропали» Н.Сладков
«Швейня» (в
сокращении)
А.С.Пушкин «Уж небо
Виды деятельности, формы работы
Достаточный уровень
Минимальный
уровень
Знакомство с
Знакомство с
учебником, его
учебником, его
разделами, условными разделами, условными
обозначениями.
обозначениями.
Правильное,
Правильное,
осознанное,
осознанное чтение
выразительное чтение произведений целыми
произведений целыми словами или по
словами, трудные слова слогам.
Ответы на вопросы по
по слогам.
Ответы на вопросы по
содержанию текста.
Чтение слов, требующих
объяснения.
Определение
характерных черт героев
произведения.
Чтение по ролям.
содержанию текста (с
помощью учителя).
Чтение слов, требующих
объяснения.
Чтение произведений
осознанно,
выразительно, целыми
словами.
Ответы на вопросы по
содержанию текста.
Выделение в тексте
непонятных слов, их
объяснение.
Выборочное чтение.
Чтение по ролям.
Составление связного
рассказа.
Чтение текстов
целыми словами или
по слогам.
Ответы на вопросы с
использованием
иллюстративного
материала.
Выделение в тексте
непонятных слов, их
объяснение с помощью
учителя.
Участие в составлении
связного рассказа.
Заучивание наизусть
стихотворения.
Заучивание наизусть
отрывка из
стихотворения.
Работа над навыками
чтения: правильность,
осознанность,
выразительность.
Ответы на вопросы по
содержанию текста.
Чтение про себя с
выполнением
аналитического задания
к тексту.
Работа со сложными
для понимания
словами.
Выборочное чтение.
Работа над навыками
чтения: правильность,
осознанность.
Участие в анализе
текста по вопросам
учителя.
Работа со сложными
для понимания
словами.
Наблюдение за родной
природой осенью.
Участие в составлении
рассказа по
наблюдениям и
4
осенью дышало»
(отрывок)
Чтение по ролям.
Наблюдение за родной
природой осенью.
Составление рассказа
по наблюдениям и
данному плану.
данному плану.
Заучивание наизусть
отрывков из
стихотворений.
Заучивание наизусть
стихов.
4. Истоки
мудрости.
«Береза и три сокола»
(Русская народная
сказка)
«Каша из топора»
(Русская народная
сказка)
Л.Н.Толстой «Лисица и
тетерев»
И.Крылов «Лебедь,
Щука и Рак»
К.Ушинский «Два
плуга»
К. Ушинский «Ворон и
сорока»
Толстой «Муравей и
голубка».
5. Наша
Родина.
Г.Ладонщиков «Родная
земля»
Ф.Савинов «Родина»
(отрывок)
С.Романовский «Русь»
М. Пришвин «Моя
Родина»
«Никита Кожемяка»
(Русская народная
сказка)
Правильное,
осознанное,
выразительное чтение
целыми словами,
трудные слова по
слогам.
Выделение в тексте
слов для объяснения.
Нахождение в тексте
отрывка к
иллюстрации.
Нахождение в сказке
зачина и концовки.
Определение главной
мысли произведения с
помощью учителя.
Составление образа
главных героев, анализ
их поступков,
определение основных
черт характера.
Чтение по ролям.
Заучивание наизусть
басни.
Правильное,
осознанное,
выразительное чтение
текстов целыми
словами, трудные слова
по слогам.
Чтение по ролям.
Деление текста на
части по плану с
помощью учителя.
Пересказ сказки по
плану.
Нахождение в тексте
отрывка, подходящего
к иллюстративному
материалу.
Определение
характерных черт
героев, оценка их
поступков.
5
Чтение вслух целыми
словами или по
слогам.
Ответы на вопросы по
содержанию с
помощью учителя.
Объяснение сложных
для понимания слов и
выражений.
Участие в составлении
образа главных героев,
анализе их поступков,
определении основных
черт характера.
Заучивание наизусть
отрывка из басни.
Чтение вслух целыми
словами или по
слогам.
Чтение объяснения
сложных для
понимания слов.
Ответы на вопросы по
содержанию с
помощью учителя.
Участие в
определении
характерных черт
героев, оценке их
поступков.
Заучивание наизусть
отрывка из
стихотворения.
6. Люби всё
живое.
7. Круглый
год. Зима.
8. В кругу
семьи.
Заучивание наизусть
стихотворения.
Чтение вслух и про
Р. Сеф «Кто любит
себя с выполнением
собак»
Д. Мразкова «Охота на аналитического задания
к тексту.
уток» (отрывок)
Анализ прочитанного
Н. Сладков «Полвека
текста по вопросам
прожила я на свете..»
учителя.
В.Боков «Обидчивый
Деление текста на
еж»
части с помощью
А. Барто «Уехали»
учителя, составление
К.Паустовский «Кот
Ворюга» (в сокращении) плана, пересказ по
В.Бианки «Хитрый лис плану.
Высказывание
и умная уточка»
собственного
отношения к героям и
их поступкам.
Работа над навыками
чтения: правильность,
осознанность,
выразительность.
Чтение по ролям.
Правильное,
Народная песня.
Я.Аким «Как я написал осознанное,
первое стихотворение» выразительное чтение
Я.Аким «Первый снег» вслух целыми словами,
в сложных случаях по
Э. Шим «Всем вам
слогам.
крышка"
Анализ текста по
В. Бианки «Терентийвопросам учителя.
Тетерев»
Рисование словесной
А.Гайдар «Чук и Гек»
картины.
«Морозко» (Русская
Деление текста на
народная сказка)
части по плану.
Пересказ по плану.
Чтение по ролям.
Заучивание наизусть
стихотворения.
Е. Серова «Три мамы»
Правильное,
В.Сухомлинский «Все
осознанное,
добрые люди – одна
выразительное чтение
семья»
текстов целыми
Я. Аким «Моя родня»
словами, в сложных
«Три дочери» (Татарская случаях по слогам.
Нахождение в тексте
народная сказка)
непонятных слов,
А.Барто «Разлука»
объяснение их с
В.Осеева «Волшебное
помощью учителя.
слово»
Ответы на вопросы по
В.Берестов «Любили
содержанию.
тебя без особых
Нахождение в тексте
причин…»
6
Чтение вслух и про
себя.
Участие в анализе
прочитанного текста
по вопросам учителя.
Высказывание
собственного
отношения к героям и
их поступкам.
Работа над навыками
чтения: правильность,
осознанность,
выразительность.
Чтение вслух и про
себя целыми словами
или по слогам.
Участие в анализе
текста по вопросам
учителя.
Участие в рисовании
словесной картины.
Заучивание наизусть
стихотворения
(отрывка).
Чтение вслух целыми
словами или по
слогам.
Чтение объяснения
сложных для
понимания слов.
Ответы на вопросы по
содержанию с
помощью учителя.
Высказывание своего
отношения к героям,
их поступкам.
Участие в рисовании
В. Драгунский «Сестра
моя Ксения» отрывки
Э. Мошковская
«Капризы»
А.Майков
«Колыбельная песня»
Е Пермяк «Хитрый
коврик»
9. Защитники
Отечества.
И. Газмазкова «Бей,
барабан!»
С.Алексеев «Измаил»
Б.Никольский «Как я
Новый год встречал»
Л.Некрасова «Наша
армия родная»
Л.Кассиль «Таран»
С. Васильев «Белая
береза»
10. О
мастерах и
мастерицах,
труде и
трудолюбии.
Е.Пермяк «Про нос и
язык»
А. Блинов «Рабочие
руки»
отрывков,
соответствующих
иллюстрациям.
Высказывание своего
мнения о прочитанном.
Рисование словесной
картины к тексту.
Пересказ текста с
опорой на
иллюстрацию.
Определение основной
мысли с помощью
учителя.
Чтение по ролям.
Выборочное чтение.
Соотнесение событий,
описанных в
произведениях с
реальными
историческими
событиями.
Анализ произведений
по вопросам учителя.
Объяснение
незнакомых, сложных
для понимания слов и
выражений.
Выборочное чтение.
Соотнесение отрывков
текста с
иллюстрациями.
Высказывание
собственного
отношения к героям и
их поступкам.
Деление текста на
части по плану.
Пересказ по плану.
Построение
собственного
высказывания.
Работа над навыками
чтения: правильность,
осознанность,
выразительность.
Заучивание наизусть
стихотворения.
Анализ прочитанного
текста по вопросам
учителя.
Выделение в тексте
фрагментов для ответов
7
словесной картины к
тексту.
Пересказ отрывка,
опираясь на
иллюстрацию, с
помощью учителя.
Чтение вслух и про
себя целыми словами
или по слогам.
Ответы на вопросы по
содержанию с
помощью учителя.
Высказывание
собственного
отношения к героям и
их поступкам.
Пересказ отрывков
произведений с опорой
на иллюстрации.
Построение
собственного
высказывания.
Заучивание наизусть
стихотворения
(отрывка).
Чтение вслух и про
себя целыми словами
или по слогам.
Ответы на вопросы по
содержанию с
на вопросы.
Деление текста на
части с помощью
учителя, пересказ по
плану.
Выделение главной
мысли произведения с
помощью учителя.
Определение
характерных черт
героев, оценка их
поступков.
Выяснение
собственного
отношения к героям и
их поступкам.
Работа над навыками
чтения: правильность,
осознанность,
выразительность.
Чтение по ролям.
Участие в беседе о
Народные приметы.
признаках весны с
заклички
В. Ладыжец «Веснянка» опорой на
иллюстрации,
«Весна, весна красная!» собственные знания.
«Как Весна Зиму
Анализ прочитанного
поборола» (Русская
текста по вопросам
народная сказка)
учителя.
М.Пляцковский «Весна» Выделение в тексте
Р. Сеф «Весна»
фрагментов для ответов
В. Железников «Три
на вопросы.
ветки мимозы»
Словесное рисование.
В. Жуковский
Создание рисунка к
тексту.
«Жаворонок»
Г.Скребицкий «Сказка о Выборочное чтение.
Деление текста на
Весне»
части с помощью
А.Пушкин «Гонимы
учителя, пересказ по
вешними лучами»
плану.
Выделение главной
мысли произведения с
помощью учителя.
Работа над
выразительным
чтением.
Чтение по ролям.
Заучивание наизусть
стихотворения.
А.Сурков «Красоту, что Правильное,
осознанное,
дарит нам природа»
выразительное чтение
С.Алексеев «Три
Г.Сапгир «Рабочие
руки»
Е.Пермяк «Волшебные
краски»
М.Зощенко «Любимое
занятие»
«Знают мамы, знают
дети…» (Немецкая
народная песенка)
Бр. Гримм «Маленькие
человечки»
Е.Пермяк«Чужая
калитка» (отрывок)
Н.Старшинов «Почему
шипел утюг»
Э.Рауд «Как кабан
картошку сажал»
Д.Биссет «Хочешь,
хочешь, хочешь…»
11. Круглый
год. Весна.
12. Никто не
забыт, ничто
не забыто.
8
помощью учителя.
Определение
характерных черт
героев, оценка их
поступков.
Выяснение
собственного
отношения к героям и
их поступкам.
Участие в беседе о
признаках весны с
опорой на
иллюстрации,
собственные знания.
Ответы на вопросы по
содержанию текста с
помощью учителя.
Словесное рисование.
Создание рисунка к
тексту.
Пересказ по
наводящим вопросам,
с помощью учителя.
Заучивание наизусть
стихотворения
(отрывка).
Чтение вслух и про
себя целыми словами
или по слогам.
текстов целыми
словами, в сложных
случаях по слогам.
Ответы на вопросы по
содержанию текста.
Выборочное чтение по
вопросам учителя.
Объяснение сложных
слов и выражений.
Определение
характерных черт
героев произведения.
Выяснение
собственного
отношения к событиям,
героям и их поступкам.
Рисование словесной
картины к тексту.
Пересказ по плану.
Чтение по ролям.
Е. Груданов
Правильное,
«Половодье»
осмысленное чтение
Н. Артюхова «Большая
целыми словами (в
береза» Л.Н.Толстой
сложных случаях по
«Прыжок» (быль).
слогам).
С.Маршак «Пожар»
Высказывание
(отрывок)
собственного мнения о
Б.Житков «Наводнение» событиях, героях,
поступках героев.
С. Маршак «Рассказ о
Ответы на вопросы по
неизвестном герое»
содержанию.
Подбор заголовков к
иллюстрациям.
Выборочное чтение.
Деление на части по
плану.
Чтение по ролям.
Солнышко, ведрышко
Правильное,
(закличка)
выразительное чтение
Березонька, моя
вслух и про себя.
березонька (песня)
Выборочное чтение по
И. Заграевская «Лето»
вопросам.
Г. Скребицкий «Четыре Определение
художника» (отрывок)
характерных черт
С.Есенин «С добрым
героев произведения.
утром»
Деление текста на
И.Ревю «Сказка про лето» части по плану.
В.Берестов «Веселое
Пересказ по плану.
лето»
Пересказ по картинке.
В. Бианки «Кто чем поет» Подбор заголовков к
В. Берестов «Тучка»
иллюстрациям.
Ю.Коваль «Березовый
Заучивание наизусть
подвига»
С.Алексеев «Брестская
крепость»
К. Симонов «Майор
привез мальчишку на
лафете»
Л.Кассиль «Сестра»
В.Богомолов «Батальон
Федосеева»
А.Твардовский «Рассказ
танкиста»
13. Когда
люди в
опасности.
14. Круглый
год. Лето.
9
Ответы на вопросы по
содержанию с
помощью учителя.
Определение
характерных черт
героев произведения с
помощью учителя.
Выяснение
собственного
отношения к
событиям, героям и их
поступкам.
Участие в рисовании
словесной картины к
тексту.
Пересказ по
наводящим вопросам,
с помощью учителя.
Чтение целыми
словами или по
слогам.
Ответы на вопросы по
содержанию текста.
Высказывание
собственного мнения
о событиях, героях,
поступках героев.
Подбор заголовков к
иллюстрациям с
помощью учителя.
Чтение вслух и про
себя целыми словами
или по слогам.
Ответы на вопросы по
содержанию.
Определение
характерных черт
героев произведения с
помощью учителя.
Пересказ по картинке
с помощью учителя.
Подбор заголовков к
иллюстрациям.
Заучивание наизусть
стихотворения
пирожок»
В. Тансканен «Летние
каникулы»
стихотворения.
(отрывка).
Календарно-тематическое планирование
Тема
I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
II.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
III.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Давайте читать.
С. Михалков «Обращение писателя к читателям».
Ю.Энтин «Слово про слово».
Внеклассное чтение. Н. Носов «Приключения Незнайки
и его друзей».
Л.Крутько «Замечательные книжки». Выразительное
чтение.
С. Вербова «Зачем книги нужны?». Аналитическое
чтение.
С. Ильин «Две книжки». Выразительное чтение.
Обобщающий урок по теме «Давайте читать».
Школьная страна.
М. Бородицкая «Первое сентября». Выразительное
чтение.
Я.Аким «Где ты ходишь, осень?». Заучивание наизусть.
Л. Гераскина «В Стране невыученных уроков» 1 часть.
Выборочное чтение.
Л. Гераскина «В Стране невыученных уроков» 2 часть.
Чтение по ролям.
Е.Серова «Отличница». Выразительное чтение.
Л.Каминский «Сочинение» 1 часть. Аналитическое
чтение.
Л.Каминский «Сочинение» 2 часть. Чтение по ролям.
Обобщающий урок по теме «Школьная страна».
Круглый год. Осень.
Экскурсия «Приметы осени».
Внеклассное чтение. И.Соколов-Микитов
«Листопадничек».
Заклички. «Осень, осень, погости недель восемь…».
«Хороша зима – снегами…»
С.Козлов «Лисичка». Чтение по ролям.
Е.Трутнева «Осень», заучивание наизусть. Н.Сладков
«Сердитые голоса».
Г. Скребицкий «Четыре художника» 1 часть.
Аналитическое чтение
Г. Скребицкий «Четыре художника» 2 часть. Пересказ.
А.Фет «Ласточки пропали». Заучивание наизусть
Н.Сладков «Швейня». Выборочное чтение.
А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
Выразительное чтение.
Обобщающий урок по теме «Круглый год. Осень».
10
Количество
часов
6
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
IV.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
V.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
VI.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
VII.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
Истоки мудрости.
Чтение и пересказ сказки «Берёза и три сокола».
Аналитическое чтение сказки «Каша из топора».
Чтение по ролям сказки «Лисица и тетерев».
И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Аналитическое чтение.
К.Ушинский «Два плуга». Аналитическое чтение.
К.Ушинский «Ворон и сорока», Л.Толстой «Муравей и
голубка». Самостоятельное знакомство с баснями.
Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Бой на
Калиновом мосту».
Обобщающий урок по теме «Истоки мудрости».
Наша Родина.
Г. Ладонщиков «Родная земля», Ф.Савинов «Родина».
Выразительное чтение, заучивание наизусть.
С.Романовский «Русь». Аналитическое чтение.
М.Пришвин «Моя родина». Выборочное чтение.
«Никита Кожемяка» 1 глава. Деление на части, пересказ.
«Никита Кожемяка» 2 глава. Деление на части, пересказ.
Обобщающий урок по теме «Наша Родина».
Люби всё живое.
Р.Сеф «Кто любит собак…». Выразительное чтение.
Д.Мразкова «Охота на уток» 1 часть. Чтение по ролям.
Д.Мразкова «Охота на уток» 2 часть. Выборочное
чтение.
Н.Сладков чтение и пересказ рассказа «Полвека
прожила я на свете…»
Э. Мошковская «Дедушка Дерево». Выразительное
чтение.
Внеклассное чтение. В.Бианки «Хитрый лис и умная
уточка».
В.Боков «Обидчивый ёж». Деление рассказа на части по
плану.
А. Барто «Уехали». Выразительное чтение.
К. Паустовский «Кот Ворюга» 1 часть. Выборочное чтение.
К. Паустовский «Кот Ворюга» 2 часть. Пересказ.
В.Берестов «Кот у ворот». Выразительное чтение.
Обобщающий урок по теме «Люби все живое».
Круглый год. Зима.
«Народная песня», выразительное чтение.
Я. Аким «Как я написал первое стихотворение».
Аналитическое чтение.
Я.Аким «Первый снег». Выразительное чтение.
Э. Шим «Всем вам крышка» 1 часть. Выборочное
чтение.
Э. Шим «Всем вам крышка» 2 часть. Чтение по ролям.
А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». С.Михалков
«Белые стихи». Заучивание наизусть
11
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
В.Бианки «Терентий-Тетерев». Чтение и пересказ 1
главы.
59.
В.Бианки «Терентий-Тетерев» 2 глава. Пересказ по
плану.
60.
А.Гайдар «Чук и Гек». Выборочное чтение 1части.
61.
А.Гайдар «Чук и Гек». Аналитическое чтение 2 части.
62.
Внеклассное чтение. Русская народная сказка
«Морозко».
63.
Обобщающий урок по теме «Круглый год. Зима».
VIII. В кругу семьи.
64.
Е.Серова «Три мамы». Выразительное чтение.
65.
В.Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья».
Аналитическое чтение.
66.
Я.Аким «Моя родня». Выразительное чтение.
67.
Чтение и пересказ сказки «Три дочери».
68.
А. Барто «Разлука». Аналитическое чтение.
69.
В.Осеева «Волшебное слово». Чтение по ролям 1 части.
70.
В.Осеева «Волшебное слово» 2 часть. Составление
характеристики главного героя.
71.
В.Берестов «Любили тебя без особых причин».
Выразительное чтение.
72.
В.Драгунский. «Сестра моя Ксения». Чтение и пересказ
1 части.
73.
В.Драгунский «Сестра моя Ксения». Выборочное
чтение 2 части.
74.
Э. Мошковская «Капризы», А.Майков «Колыбельная
песня». Выразительное чтение.
75.
Внеклассное чтение. Е.Пермяк «Хитрый коврик».
76.
Обобщающий урок к разделу «В кругу семьи».
IX.
Защитники Отечества.
77.
И. Гамазкова «Бей, барабан!». Выразительное чтение.
78.
С.Алексеев «Измаил». Аналитическое чтение 1 части.
79.
С.Алексеев «Измаил». Пересказ по плану 2 части.
80.
Б.Никольский «Как я Новый год встречал». Чтение и
анализ 1 части
81.
Б.Никольский «Как я Новый год встречал».
Выборочное чтение 2 части.
82.
Л.Некрасова «Наша армия родная». Заучивание
наизусть.
83.
Л.Кассиль «Таран». Аналитическое чтение.
84.
С.Васильев «Белая берёза». Выразительное чтение.
85.
Обобщающий урок по теме «Защитники Отечества».
X.
О мастерах и мастерицах, труде и трудолюбии.
86.
Е.Пермяк «Про нос и язык». Аналитическое чтение.
87.
А.Блинов «Рабочие руки». Выделение главной мысли
рассказа.
88.
Г.Сапгир «Рабочие руки». Выразительное чтение.
58.
12
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
XI.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
XII.
110.
111.
112.
113.
114.
Е.Пермяк «Волшебные краски» 1 часть. Выборочное
чтение.
Е.Пермяк «Волшебные краски» 2 часть. Аналитическое
чтение.
М.Зощенко «Любимое занятие». Выделение главной
мысли рассказа.
Бр. Гримм «Маленькие человечки» 1 часть. Пересказ по
плану.
Бр. Гримм «Маленькие человечки» 2 часть. Пересказ по
плану.
Внеклассное чтение. Д.Биссет «Хочешь, хочешь,
хочешь…».
Е.Пермяк «Чужая калитка» 1 часть. Аналитическое чтение.
Е.Пермяк «Чужая калитка» 2 часть. Составление
характеристики гласного героя.
Н.Старшинов «Почему шипел утюг». Немецкая
народная песня «Знают мамы, знают дети…».
Выразительное чтение.
Э.Рауд «Как кабан картошку сажал». Выборочное
чтение.
Обобщающий урок по теме «О мастерах и мастерицах,
труде и трудолюбии».
Круглый год. Весна.
Заклички. В. Ладыжец «Веснянка», «Весна, весна
красная!»
«Как Весна Зиму поборола», чтение по ролям 1части
сказки.
«Как Весна Зиму поборола», пересказ по плану 2 части
сказки.
М. Пляцковский «Весна». Р. Сеф «Весна».
Выразительное чтение.
В. Железников «Три ветки мимозы» 1 часть.
Аналитическое чтение.
В. Железников «Три ветки мимозы» 2 часть. Анализ
поступков героев.
В.Жуковский «Жаворонок». Заучивание наизусть.
Г.Скребицкий «Сказка о Весне». Пересказ по плану.
А.Пушкин «Гонимы вешними лучами …». Заучивание
наизусть.
Обобщающий урок по теме «Круглый год. Весна».
Никто не забыт, ничто не забыто.
А.Сурков «Красоту, что дарит нам природа…».
Выразительное чтение.
Внеклассное чтение. С.Алексеев «Три подвига».
С.Алексеев «Брестская крепость» 1 часть.
Аналитическое чтение.
С.Алексеев «Брестская крепость» 2 часть. Выборочное
чтение.
К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».
Выразительное чтение.
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
В.Богомолов «Батальон Федосеева». Аналитическое
чтение.
116. Л.Кассиль «Сестра». Чтение и анализ.
117. А.Твардовский «Рассказ танкиста». Чтение по ролям.
118. Обобщающий урок по теме «Никто не забыт, ничто не
забыто…».
XIII. Когда люди в опасности.
119. Е.Груданов «Половодье». Выразительное чтение.
120. Н.Артюхова «Большая береза» 1 часть. Выборочное
чтение.
121. Н.Артюхова «Большая береза» 2часть. Аналитическое
чтение.
122. Л.Толстой «Прыжок». Аналитическое чтение.
115.
С.Маршак «Пожар». Выразительное чтение.
Б.Житков «Наводнение». Аналитическое чтение.
С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Деление на
части по плану.
126. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Выразительное чтение.
127. Обобщающий урок по теме «Когда люди в опасности».
XIV. Круглый год. Лето.
128. Закличка «Солнышко, вёдрышко…». Песня «Берёзонька
моя, берёзонька…». И.Заграевская «Лето».
Выразительное чтение.
129. Г.Скребицкий «Четыре художника». Деление на части
по плану.
130. С.Есенин «С добрым утром». Заучивание наизусть.
131. И.Ревю «Сказка про лето». Выборочное чтение.
132. В.Берестов «Веселое лето». Выразительное чтение.
133. В.Бианки «Кто чем поет». Подготовка к пересказу.
134. В.Берестов «Тучка». Ю.Коваль «Березовый пирожок».
Аналитическое чтение.
135. В.Тансканен «Летние каникулы!». Выразительное
чтение.
136. Обобщающий урок по теме «Круглый год. Лето».
123.
124.
125.
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Критерии оценки предметных результатов
При оценке принимается во внимание: чтение текста, пересказ
содержания произведения (полно, кратко, выборочно); выразительное чтение
наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений;
умение ориентироваться в тексте; знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм
литературного произношения;
14
выделяет основную мысль произведения, части рассказа с
незначительной помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки;
отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
читает в основном правильно, бегло;
допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или
части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей,
исправляет их с помощью учителя;
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя;
допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:
допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет
основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
охарактеризовать их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажения основного смысла произведения;
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
читает по слогам;
допускает более 5 ошибок при чтении; 3 и более ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; более 5 в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений;
не выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью
учителя;
не делит текст на части и не озаглавливает части с помощью учителя;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
15
охарактеризовать их поступки;
затрудняется отвечать на вопросы и пересказывать по наводящим
вопросам;
затрудняется заучивать наизусть стихи и отрывки из произведений.
Учебно-методические средства обучения
Учебник:
Чтение: 5-й класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы / С. Ю. Ильина, Т. М. Головкина. – 3-е изд., стер. – Москва:
Просвещение, 2025. – 270, [2] с.: ил. – ISBN 978- 5-09-119855-3.
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Методическое обеспечение:
Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для начальной
школы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006;
Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной
школы. – Екатеринбург: Магеллан, 2007;
Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: пособие для педагога спец. (кор.)
общеобразовательной школы / Т,И,Адонина. – М.: Владос, 2014;
Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах спец. (кор.)
образовательных учреждений 8 вида / М.И.Шишкова. – М.: Владос, 2013;
Художественная литература для внеклассного чтения.
Наглядный материал:
Портреты писателей.
Иллюстрационный материал.
16