Министерство образования Свердловской области государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ _от « »
20
г.
Рабочая программа по чтению
для обучающихся 9 «А» класса
(АООП вариант 1)
Составитель:
Смирнова О.Г.
учитель 1 к.к.
Реж – 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению составлена на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями – ФАООП УО,
утвержденная приказом Министерства просвещения России, адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным
планом общего образования детей с умственной отсталостью
Государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской
области,
реализующего
адаптированные
основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом
директора образовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Чтение. 9 класс:
учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные общеобразовательные программы / авт.-сост. А.К.Аксёнова,
М.И.Шишкова. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 270 с.: ил. – ISBN 9785-09-077727-8
Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития
коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной
деятельности.
Задачи:
Формирование качества техники чтения: правильность, осознанность,
выразительность, беглость;
совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
развитие и коррекция памяти, логического мышления;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Чтение входит в предметную область «Язык и речевая практика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа
создана из расчета 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов в год.
Программой предусмотрены уровни требований к предметному
результату: достаточный, минимальный. На основании заседания ППК №249 от
12.08.2025г. обучающихся можно разделить на две группы. В первую группу
(достаточный уровень) входит Сергеев Никита, Лепинских Кирилл,
Шабурова Валерия, Гарипова Светлана. Вторую группу (минимальный
уровень) составляют обучающиеся: Новопашина Екатерина.
2
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
– Владение навыками
–
–
–
–
–
–
– Владение элементами контроля
учебной деятельности (с
помощью памяток, алгоритмов,
схем).
– Уметь слушать учителя,
самостоятельно (или с
помощью) выполнять
предложенные виды заданий, с
помощью учителя
– Способность строить сообщения
(ответы),
предложения с помощью учителя.
– Способность адекватно
реагировать на оценку учебных
действий.
коммуникации и принятыми нормами
социального
взаимодействия.
Готовность к сотрудничеству со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Способность строить
сообщения в устной форме.
Понимание учебной задачи,
поставленной учителем, готовность
выполнять её.
Способность проговаривать
последовательность действий на уроке.
Владение элементами оценки и
самооценки.
Способность самостоятельно
видеть и исправлять ошибки.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Читать вслух правильно, выразительно, бегло;
Читать про себя доступные по содержанию
тексты;
Выделять идею произведения;
Называть главные черты характера героев,
подтверждать их фактами из произведения;
Самостоятельно делить простой по
содержанию текст на части и озаглавливать
их;
Ставить вопросы к тексту и задавать их
классу;
Выделять незнакомые слова, опираясь на
контекст;
Использовать образные средства языка в
составлении характеристики героев, описании
событий и пересказе;
Выучить наизусть 10 стихотворений.
3
Читать целыми словами,
трудные слова по слогам;
Читать про себя, выполнять
задания к
проанализированному тексту, с
помощью;
Выделять тему произведения
(с помощью учителя);
Определять черты характера
главных героев, выражать своё
отношение к их поступкам;
Пересказывать отдельные
части произведения;
Учить наизусть стихотворения
(отрывки из стихотворений).
Содержание учебного предмета
Тема
Содержание
1. Устное
народное
творчество.
Русские народные песни
Колыбельная
«За морем синичка не пышно жила…»
Былины
«На заставе богатырской»
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Сказки
«Сказка про Василису Премудрую»
«Лиса и Тетерев»
«Самое дорогое»
2. Из
произведений
русской
литературы
XIX века
В.А.Жуковский
«Три пояса»
«Светлана»
И.А.Крылов
«Кот и Повар» «Волк и ягнёнок»
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
«Барышня-крестьянка»
«Песнь о вещем Олеге»
«Евгений Онегин» (фрагменты о природе)
Виды деятельности, формы работы
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Обобщение знаний о жанрах устного
Повторение знаний о жанрах
народного творчества.
устного народного творчества.
Работа над навыками правильного,
Ответы на вопросы по
выразительного и беглого чтения
содержанию текста, с помощью
в соответствии с нормами
учителя.
литературного произношения.
Определение основной мысли
Чтение текста про себя с
произведения с помощью
предварительным заданием учителя.
учителя.
Выделение незнакомых слов из
Выборочное чтение. Чтение по
текста и объяснение их значения с
ролям.
помощью учителя. Выборочное
Составление плана с помощью
чтение.
учителя.
Чтение по ролям. Определение
Пересказ по плану, по наводящим
основной мысли произведения.
вопросам с использованием слов и
выражений из текста. Составление
Составление
Характеристики героев.
характеристики героев с помощью
учителя. Оценка поступков
Деление текста на смысловые части.
героев.
Составление плана. Пересказ
содержания
прочитанного с использованием слов
и выражений, взятых из текста.
Работа над навыками чтения:
Анализ текста по вопросам
правильность, осознанность,
учителя. Нахождение в тексте
беглость,
ответов на вопросы, выборочное
выразительность. Анализ текста по
чтение. Составление вопросов к
вопросам учителя. Чтение про себя с
тексту с помощью учителя.
выполнением аналитического задания
Определение
к тексту. Составление вопросов к
основной мысли каждой части и
тексту.
произведения в целом с
Определение основной мысли каждой
помощью учителя. Составление
4
3. Из
произведений
русской
литературы
XX века.
М.Ю.Лермонтов «Тучи» «Баллада»
«Морская царевна» «Мцыри»
Н.В.Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница»
И.С.Тургенев
«Воробей» «Капля жизни»
Н.А.Некрасов
«Рыцарь на час» «Саша»
Л.Н.Толстой
«Бедные люди» «Прыжок»
А.А.Фет
«На заре ты ее не буди…»
«Помню я: старушка няня…»
«Это утро, радость эта…»
А.П.Чехов
«Злоумышленник» «Пересолил»
«Белолобый»
И.А.Бунин
«Танька» «Нет солнца, но светлы пруды»
«Вечер»
П.П.Бажов
«Каменный цветок»
М.Горький
«Песня о Соколе» В.В.Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче»
М.И.Цветаева
«Красной кистью…»
«Вчера еще в глаза глядел…»
К.Г.Паустовский
«Стекольный мастер» «Тёплый хлеб»
«Жильцы старого дома»
части и произведения в целом.
Составление характеристики героев
произведений. Оценка поступков
героев.
Выяснение собственного отношения к
событиям и героям произведения.
Деление произведения на смысловые
части. Составление плана для
пересказа.
Пересказ по плану. Знание основных
сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений.
Работа над правильным,
выразительным чтением.
Ответы на вопросы своими словами и
словами автора.
Выделение в тексте непонятных слов и
выражений,
объяснение их значения и смысла с
опорой на контекст. Определение
главной мысли произведения.
Составление плана в форме
повествовательных, в том числе
назывных предложений
5
характеристики
героев по плану, с помощью
учителя.
Оценка поступков героев,
выражение
своего мнения. Участие в
делении текста на смысловые
части.
Коллективное составление
плана.
Пересказ текста по плану, с
помощью учителя. Знание
основных сведений о жизни
писателей.
Заучивание наизусть
стихотворений
(отрывков).
Ответы на вопросы по
содержанию текстов, с помощью
учителя. Выборочное чтение.
Выделение в тексте непонятных
слов и выражений,
объяснение их значения с
помощью учителя.
Определение главной мысли
произведения с помощью
учителя.
Коллективное составление
плана. Пересказ текста по
«Резиновая лодка»
С.А.Есенин
«Нивы сжаты, рощи голы…»
«Собаке Качалова» «Письмо матери»
«Анна Снегина»
А.Блок
«Россия»
М.М.Зощенко
«Любовь» «Интересный рассказ»
В.В.Набоков (стихи)
Н.А.Заболоцкий
«Журавли» «Оттепель»
В.М.Шукшин
«Стенька Разин»
М.А.Шолохов
«Судьба человека»
А.А.Ахматова
«Мужество»
В.В.Быков
«Альпийская баллада»
Л.Кассиль
«Линия связи» «Твои защитники»
Э.Мамедханлы
«Ледяная статуя»
Е.И.Носов
«Трудный хлеб»
«Варька»
Н.М.Рубцов
«Тихая моя родина» «Русский огонек»
«Зимняя песня»
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова»
самостоятельно и с помощью учителя.
Пересказ по плану.
Чтение по ролям.
Составление характеристики главных
героев произведений.
Оценка поступков героев.
Сравнивать собственное отношение
и отношение автора к поступкам
героев.
Составление словесного портрета
героев.
Знание основных сведений о
жизни писателей.
Заучивание наизусть
стихотворений.
6
плану, с помощью учителя.
Характеристика
главных героев, их поступков.
Коллективное составление
словесного портрета героев.
Знание основных сведений о
жизни писателей.
Заучивание наизусть
стихотворений
(отрывков).
4. Из
произведений
зарубежной
литературы.
Ю.Казаков
«Тихое утро»
Роберт Луис Стивенсон
«Вересковый мед»
И.В.Гёте
«Лесной царь»
Эрнест Сетон-Томпсон
«Снап»
Джеральд Даррелл
«Живописный жираф»
Работа над техникой чтения с
соблюдением норм русской
орфоэпии. Выделение главной
мысли произведения.
Составление характеристики
героев,
иллюстрирование черт характера
героев примерами из текста,
обоснование своего отношения к
действующим лицам.
Составление плана для пересказа.
Пересказ текста по плану.
Знание основных сведений о
жизни писателей.
7
Выделение главной мысли
произведения с помощью
учителя.
Составление характеристики
героев с помощью учителя.
Оценка поступков героев, с
помощью учителя.
Высказывание своего отношения
к действующим лицам.
Составление плана
рассказов с помощью учителя.
Пересказ текста по плану, по
наводящим вопросам.
Знание основных сведений о
жизни писателей.
Календарно-тематическое планирование
Раздел, тема
Количество
часов
I. Устное народное творчество.
12
1. Пословицы и поговорки.
1
2. Русские народные песни.
1
3. Былины. Знакомство с былиной «На заставе богатырской».
1
4. Деление на части по плану былины «На заставе богатырской».
1
5. Аналитическое чтение былины «Илья Муромец и Соловей1
разбойник».
6. Сказки. Самостоятельное знакомство с 1 частью «Сказки про
1
Василису Премудрую».
7. «Сказка про Василису Премудрую» 2 часть. Чтение и анализ.
1
8. «Сказка про Василису Премудрую» 3 часть. Выразительное
1
чтение.
9. «Сказки про Василису Премудрую» 4 часть. Выборочное
1
чтение.
10. Чтение по ролям сказки «Лиса и тетерев».
1
11. Аналитическое чтение сказки «Самое дорогое».
1
12. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
1
II. Из произведений русской литературы XIX века.
49
13. Жизнь и творчество В.А.Жуковского.
1
14. В.А.Жуковский «Три пояса» 1 часть. Чтение по ролям.
1
15. «Три пояса» 2 часть. Аналитическое чтение.
1
16. «Три пояса» 3 часть. Выборочное чтение.
1
17. Аналитическое чтение баллады «Светлана».
1
18. И.А.Крылов, жизнь и творчество.
1
19. Аналитическое чтение басни «Кот и повар».
1
20. Чтение по ролям басни «Волк и Ягнёнок».
1
21. А.С.Пушкин, жизнь и творчество.
1
22. «Руслан и Людмила» песнь первая. Аналитическое чтение.
1
23. «Руслан и Людмила» песнь вторая. Чтение и анализ.
1
24. «Руслан и Людмила» песнь вторая. Деление на части
1
25. «Руслан и Людмила» песнь третья. Чтение и анализ.
1
26. «Руслан и Людмила» песнь третья. Чтение по ролям
1
отрывков.
27. Повесть «Барышня-крестьянка», знакомство с 1 частью.
1
28. «Барышня-крестьянка» 1 часть. Характеристика главной
1
героини.
29. «Барышня-крестьянка» 2 часть. Чтение и анализ.
1
30. «Барышня-крестьянка» 2 часть. Выборочное чтение.
1
31. Баллада «Песнь о вещем Олеге», аналитическое чтение.
1
32. Отрывок из романа «Евгений Онегин». Заучивание наизусть.
1
8
Дата
33. М.Ю.Лермонтов, Жизнь и творчество.
34. Заучивание наизусть стихотворения «Тучи».
35. Выразительное чтение стихотворения «Баллада».
36. Выразительное чтение стихотворения «Морская царевна».
37. Аналитическое чтение отрывка из поэмы «Мцыри».
38. Н.В.Гоголь, жизнь и творчество.
39. Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница». Чтение и
анализ главы «Ганна».
40. Глава «Утопленница», выборочное чтение.
41. Глава «Пробуждение», чтение по ролям.
42. И.С.Тургенев «Воробей», выделение главной мысли.
43. И.С.Тургенев «Капля жизни», аналитическое чтение.
1
1
1
1
1
1
1
44. Н.А. Некрасов, жизнь и творчество.
1
45. Выразительное чтение стихотворения «Рыцарь на час».
1
46. Заучивание наизусть отрывка из поэмы «Саша».
47. Л.Н.Толстой «Бедные люди», аналитическое чтение.
1
1
48. Подготовка к пересказу рассказа «Прыжок».
49. А.А.Фет, жизнь и творчество.
50. Выразительное чтение стихотворения «На заре ты её не буди».
1
1
1
51. Заучивание наизусть стихотворения «Помню я: старушка няня …»
52. Выразительное чтение стихотворения «Это утро, радость эта».
53 . А.П.Чехов, жизнь и творчество.
54. Аналитическое чтение рассказа «Белолобый».
55. Чтение по ролям рассказа «Злоумышленник».
1
1
1
1
1
56. «Пересолил», деление рассказа на части по плану.
1
57. И.А.Бунин «Танька», знакомство с рассказом.
58. Выделение главной мысли рассказа «Танька».
59.Выразительное чтение стихотворения «Нет солнца, но светлы
пруды».
60. Главная тема стихотворения «Вечер».
61. Обобщающий урок по теме «Из произведений русской литературы
19 века».
III. Из произведений русской литературы XX века.
62. М.Горький, жизнь и творчество.
1
1
1
61
1
63. Аналитическое чтение «Песни о соколе».
1
64. П.П.Бажов, жизнь и творчество.
65. «Каменный цветок». Чтение и анализ 1 части.
1
66. «Каменный цветок», выборочное чтение 2 части.
1
67. «Каменный цветок» 3 часть, пересказ отрывков.
1
68. В.В.Маяковский, жизнь и творчество.
1
69. Выразительное чтение стихотворений В.Маяковского.
1
70. Аналитическое чтение стихотворения «Необычайное
приключение…».
71. М.И.Цветаева, жизнь и творчество.
1
9
1
1
1
1
1
1
1
72. Заучивание наизусть стихотворения «Красною кистью…».
1
73. Выразительное чтение стихотворения «Вчера».
1
74. К.Г.Паустовский, жизнь и творчество.
75. «Стекольный мастер» 1 часть. Составление вопросов к тексту.
1
1
76. «Стекольный мастер» 2 часть. Выборочное чтение.
1
77. «Стекольный мастер»3 часть. Выделение главной мысли.
78. Знакомство со сказкой «Тёплый хлеб».
1
1
79. Краткий пересказ сказки «Тёплый хлеб».
1
80. Чтение и анализ рассказа «Жильцы старого дома».
1
81. выборочное чтение рассказа «Резиновая лодка».
82. С.А.Есенин, жизнь и творчество.
1
1
83. Заучивание наизусть стихотворения «Нивы сжаты».
1
84. Выразительное чтение стихотворения «Собаке Качалова».
1
85. Аналитическое чтение стихотворения «Письмо матери».
1
86. Выразительное чтение стихотворения «Анна Снегина».
87. Поэзия А.Блока
88. Выразительное чтение стихотворения «Россия».
89. М.М.Зощенко «Любовь», выделение главной мысли.
90. «Интересный рассказ», аналитическое чтение.
1
1
1
1
1
91. Творчество В.В.Набокова.
92. Н.А.Заболоцкий «Журавли», выделение главной мысли.
93. Выразительное чтение стихотворения «Оттепель».
94. В.М.Шукшин «Стенька Разин», Знакомство с рассказом.
95. «Стенька Разин», выделение главной мысли.
1
1
1
1
1
96. М.А.Шолохов, жизнь и творчество.
1
97. «Судьба человека», аналитическое чтение 1 части.
98. «Судьба человека» 2 часть, подготовка к пересказу.
99. Изложение эпизода рассказа «Судьба человека» по плану.
1
1
1
100. Тема войны в творчестве А.А.Ахматовой.
1
101. А.А.Ахматова «Мужество», заучивание наизусть.
102. В.В.Быков «Альпийская баллада», общее знакомство.
1
1
103. «Альпийская баллада», выборочное чтение.
1
104. Л.Кассиль «Линия связи», аналитическое чтение.
105. Л Кассиль «Твои защитники». Выборочное чтение.
1
1
106. Э.Мамедханлы «Леданая статуя», аналитическое чтение.
1
107. Е.И.Носов, жизнь и творчество.
1
108. Самостоятельное знакомство с рассказом «Трудный хлеб».
1
109. «Трудный хлеб», составление характеристики героя.
110. Е.И.Носов «Варька», знакомство с рассказом
1
1
111. Выборочное чтение рассказа «Варька».
1
112. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина», выразительное чтение.
113. Аналитическое чтение стихотворения «Русский огонёк».
1
1
114. Заучивание наизусть стихотворения «Зимняя песня».
1
10
115. Экскурсия «Природа Урала в творчестве поэтов».
1
116. Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова», чтение по ролям
1 главы.
117. «Приключения Васи Куролесова» 2 глава, выборочное чтение.
1
118. «Приключения Васи Куролесова», чтение и анализ 3,4 глав.
1
119. «Приключения Васи Куролесова», аналитическое чтение 5, 6, 7
глав.
120. Ю.Казаков «Тихое утро», знакомство с рассказом.
1
121. «Тихое утро», чтение по ролям отрывков.
1
122. Обобщающий урок по теме «Русская литература 20 века».
1
IV. Из произведений зарубежной литературы.
123. Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд», заучивание отрывка.
10
1
124. И.В.Гёте «Лесной царь», выразительное чтение
125. Э.Сетон-Томпсон «Снап», выборочное чтение 1 части.
1
1
126. Аналитическое чтение 2 части рассказа «Снап».
127. Аналитическое чтение 3 части рассказа «Снап».
1
1
128. Составление плана рассказа «Снап», пересказ.
129. Д.Даррелл «Живописный жираф» 1 часть, выборочное чтение.
130. Д.Даррелл «Живописный жираф» 2 часть, чтение и анализ.
131. «Живописный жираф», составление сравнительной
характеристики героев по плану.
132. Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».
1
1
1
1
1
1
1
Критерии оценки предметных результатов
При оценке принимается во внимание: чтение текста, пересказ
содержания произведения (полно, кратко, выборочно); выразительное чтение
наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений;
умение ориентироваться в тексте; знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного
произношения;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной
помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части;
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки;
отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- читает в основном правильно, бегло;
- допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонации, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или
11
части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей,
исправляет их с помощью учителя;
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя;
- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:
- допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные ошибки;
читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
- допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет
основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
охарактеризовать их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажения основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
- читает по слогам;
- допускает более 5 ошибок при чтении; 3 и более ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; более 5 в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений;
- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью
учителя;
- не делит текст на части и не озаглавливает части с помощью учителя;
- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
охарактеризовать их поступки;
- затрудняется отвечать на вопросы и пересказывать по наводящим вопросам;
- затрудняется заучивать наизусть стихи и отрывки из произведений.
Учебно-методические средства обучения
Учебник:
Чтение. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные общеобразовательные программы / авт.сост. А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова. – 14-е изд. – М.: Просвещение,
2021. – 270 с.: ил. – ISBN 978- 5-09-077727-8
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
12
Методическое обеспечение:
Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: пособие для педагога спец. (кор.)
общеобразовательной школы / Т,И,Адонина. – М.: Владос, 2014;
Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах спец. (кор.)
образовательных учреждений 8 вида / М.И.Шишкова. – М.: Владос, 2013;
Художественная литература.
Наглядный материал:
Коррекционно-развивающие упражнения.
13