Рабочая программа по русскому языку для 6 класса на 2025-2026 учебный год, учитель Смирнова О.Г.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от
«___»___20_ г.

Рабочая программа по русскому языку
для обучающихся 6 «Б» класса
(АООП вариант 1)

Составитель: Смирнова О.Г.
Должность: учитель, 1к.к.

Реж – 2025 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями – ФАООП УО, утвержденной приказом Министерства
просвещения России, адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в
соответствии с учебным планом общего образования детей сумственной отсталостью
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар», утверждённым приказом директора образовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 7-е изд. – М.:
Просвещение, 2021. – 239с. [2] л. ил.: ил. – ISBN 978-5-09-078535-8
Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития
коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной деятельности.
Задачи:
 расширение
представлений
о языке
как важнейшем
средстве
человеческого общения;
 ознакомление
с некоторыми
грамматическими
понятиями
и
формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
 использование
усвоенных грамматико-орфографических знаний
и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Русский язык входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится
к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа создана из расчета 4 часа в
неделю и рассчитана на 136 часов в год.
На основании протокола ППк №249 от 12.08.2025г. идет дифференциация обучающихся
на группы по требованиям к предметному результату: достаточный, минимальный.
По результатам учебного года обучающиеся первой группы (достаточный уровень):
Баранов Иван, Демин Максим, Розиков Михаил, Белозеров Андрей, Киселев Артем, Николаева
Анна, Овчинникова Полина.
Вторая группа (минимальный): Федорахин Сергей, Сунагатова Арина.

2

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень

Владение навыками коммуникации и
принятыми нормамисоциального
взаимодействия.
Готовность к сотрудничеству со взрослыми
и сверстниками в разныхсоциальных
ситуациях.Способность строить сообщения
в устной форме.
Понимание учебной задачи,
поставленнойучителем, готовность
выполнять её.
Способность проговаривать
последовательность действий на уроке.
Владение элементами оценки и самооценки.
Способность самостоятельно видеть и
исправлять ошибки.

Владение элементамиконтроля
учебной деятельности (с помощью
памяток, алгоритмов, схем).
Уметь слушать учителя,
самостоятельно (или с помощью)
выполнять предложенные виды
заданий.
Способность строитьсообщения
(ответы), предложения с помощью
учителя.
Способность адекватнореагировать на
оценку учебных действий.

Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Умение производить фонетический разбор
слов.
Умение разбирать слова по составу с
использованием опорных схем.
Образование слов с новым значением с
использованием приставок и суффиксов.
Выделение имен существительных, имен
прилагательных, глаголов как частей речи.
Умение выделять главные и
второстепенные члены предложения.

Минимальный уровень
Умение работать с языковыми единицами
(буква, слово, предложение).
Знание отличительных признаков
основных частей слова.
Умение подбирать группы родственных
слов, производить разбор слова по
составу с опорой на представленный
образец или с помощью учителя.
Умение различать части речи по вопросу и
значению или с помощью учителя.
Построение простых распространённых
предложений с помощью учителя.
Использование на письме орфографических
правил после предварительного разбора
текста на основе готового алгоритма.

Письмо под диктовку текстов с соблюдением
изученных знаков препинания. Пользование

школьным орфографическим словарём.

3

Календарно-тематическое планирование – 136 ч
№

Кол-во
часов

Тема

1

Гласные и согласные. Их различение

1

2

Безударные гласные в словах.

1

3

Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.

1

4

Сомнительные гласные и согласные в словах.

1

5

Текст. Части текста. Красная строка.

1

6

Непроверяемые гласные и согласные в словах.

1

7

Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме.

1

8

Вводная контрольная работа «Звуки и буквы».

1

9

Работа над ошибками. Деловое письмо. Адрес.

1

10

Деление текста на предложения.

11

Выделение главных и второстепенных членов предложения.

1

12

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

13

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.

1

14

Распространение предложений с помощью рисунков.

1

1

4

Дата

15

Распространение предложений с помощью вопросов.

1

16

Однородные члены предложения.

1

17

Предложение. Закрепление знаний по теме.

1

18

Предложение. Контрольные вопросы и задания.

1

19

Деловое письмо. Поздравление.

1

20

Корень и однокоренные слова

1

21

Окончание как изменяемая часть слова

1

22

Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний

1

23

Приставка как часть слова

1

24

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1

25

Суффикс как часть слова

1

26

Разбор слов по составу

1

27

Контрольная работа за 1 четверть «Состав слова»

1

28

Работа над ошибками. Написание гласных в корне однокоренных слов

1

29

Проверяемые и проверочные слова

1

30

Проверка безударных гласных в корне

1

31

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова

1

32

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне

1
5

33

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне

1

34

Изложение зрительно воспринимаемого текста

1

35

Приставка и предлог

1

36

Различение приставки и предлога

1

37

Наблюдение за правописанием гласных в приставках

1

38

Правописание гласных в приставках

1

39

Правописание безударных гласных в корне и приставке

1

40

Текст. Деление текста на части по данному плану

1

41

Наблюдение за правописанием согласных в приставках

1

42

Правописание приставок на согласную

1

43

Разделительный твердый знак в словах с приставками

1

44

Различение написаний слов с разделительным твердым знаком (ъ) и без него

1

45

Состав слова. Закрепление знаний

1

46

Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова»

1

47

Деловое письмо. Записка

1

48

Существительное, прилагательное, глагол

1

49

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении

1

50

Значение существительных в речи

1
6

51

Существительные, обозначающие явления природы

1

52

Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному

1

53

Существительные, противоположные по значению

1

54

Различение существительных по родам

1

55

Изменение существительных по числам

1

56

Существительные собственные и нарицательные

1

57

Большая буква в именах собственных

1

58

Кавычки в именах собственных

1

59

Различение написаний существительных собственных и нарицательных

1

60

Тест «Имя существительное»

1

61

Работа над ошибками. Закрепление.

1

62

Контрольная работа за 2 четверть «Имя существительное»

1

63

Работа над ошибками. Понятие о склонении

1

64

Определение падежей существительных по вопросам

1

65

Именительный падеж- кто? что?

1

66

Родительный падеж- кого? чего?

1

67

Дательный падеж- кому? чему?

1

68

Винительный падеж- кого? чего?

1
7

69

Творительный падеж- кем? чем?

1

70

Предложный падеж- о ком? о чем?

1

71

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами

1

72

Понятие о начальной форме

1

73

Постановка существительных в начальную форму

1

74

Изменение существительных по падежам.

1

75

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

76

Деловое письмо. Письмо.

1

77

Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям

1

78

Значение прилагательных в речи

1

79

Описание явлений природы с помощью прилагательных

1

80

Описание человека, животных с помощью прилагательных

1

81

Прилагательные, противоположные по значению

1

82

Изменение прилагательных по родам

1

83

Окончания прилагательных мужского рода

1

84

Окончания прилагательных женского рода

1

85

Окончания прилагательных среднего рода

1

86

Определение родовых окончаний прилагательных

1
8

87

Определение родовых окончаний прилагательных

1

88

Изменение прилагательных по числам

1

89

Род и число прилагательных

1

90

Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний

1

91

Понятие о склонении прилагательных

1

92

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах

1

93

Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

94

Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

95

Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

96

Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

97

Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

98

Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода

1

99

Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний

1

100

Контрольная работа за 3 четверть « Имя прилагательное»

1

101

Работа над ошибками. Закрепление знаний

1

102

Деловое письмо. Объявление

1

103

Значение глагола в речи

1

104

Глаголы, противоположные по значению

1
9

105

Различение существительных, прилагательных и глаголов

1

106

1

107

Изменение глаголов по временам
Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов

108

Будущее время глаголов

1

109

Различение глаголов по временам

1

110

Различение глаголов по временам

1

111

Единственное и множественное число глаголов настоящего времени

1

112

Единственное и множественное число глаголов будущего времени

1

113

Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени

1

114

Глагол. Закрепление знаний

1

115

Текст. Связь частей в тексте

1

116

Коллективный рассказ на основе распространения данного текста

1

117

Проверочная работа по теме «Глагол»

1

118

Контрольный диктант (итоговый)

1

119

Определение однородных членов предложения

1

120

Однородные члены предложения без союзов

1

121

Однородные члены предложения с союзом и

1

122

Однородные члены предложения без союзов и с союзом и

1

1

10

123

Знакомство с обращением

1

124

Место обращения в предложении

1

125

Составление предложений с обращениями

1

126

Предложение. Закрепление знаний

1

127

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений

1

128

Работа над ошибками. Словарный диктант

1

129

Состав слова

1

130

Правописание гласных и согласных в корне и приставке

1

131

Имя существительное

1

132

Имя прилагательное

1

133

Глагол

1

134

Части речи

1

135

Предложение

1

136

Предложение и текст.

Содержание учебного предмета
Тема
1. Гласные и согласные.

Содержание

Виды деятельности
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Повторение. Звуки и буквы. Текст - 8 часов
Упражнения на обозначение
Различать гласные и
Различать гласных и
11

Их различение
2. Безударные гласные в
словах
3.«Сомнительные» звонкие и
глухие согласные в словах
4.«Сомнительные» гласные и
согласные в словах
5. Текст. Части текста. Красная
строка
6. Непроверяемые гласные и
согласные в словах
7.Звуки и буквы. Закрепление
знаний по теме.
8. Вводная контрольная работа
«Звуки и буквы»
9. Работа над ошибками.
Закрепление знаний

10. Деление текста на

предложения
11. Выделение главных и
второстепенных членов
предложения

звуков с помощью букв.
Произношение гласных и
согласных звуков, их различие.
Выделение в словах гласных и
согласных звуков. Запись слов в
тетрадь, деление слов на слоги,
выделение гласных.
Наблюдение за гласными в слове
в ударной и безударной
позициях.
Запись слов в тетрадь, выделение
гласных красным цветом,
постановка ударения.
Проверка написания
безударных гласных.
Подбор звонких и глухих
согласных в слове.
Нахождение согласных, которые
требуют проверки.
Правописание слов с
безударными гласными и со
звонкими согласными на конце
и в середине слова
Запись рассказа по вопросам с
соблюдением красной строки.
Наблюдение за частями текста

согласные звуки,
обозначение их на письме
буквами.
Проверять написания
безударных гласных, парных
звонких и глухих согласных.
Проверять написания
непроверяемых гласных и
согласных в словах по
словарю.
Делить текст на части.
Писать текст с соблюдением
красной сроки.

Предложение. Текст - 10 часов
Определение границ
Делить текст на предложения.
предложений. Правильное
Выделять главные и
обозначение начала и конца
второстепенные членов
каждого предложения.
предложения.
12

согласных звуков.
Обозначать звуков буквами
на письме. Сопоставлять
звонких иглухих согласных
в проверочном и
проверяемом словах.
Сопоставлять ударных и
безударных гласных в
проверочном и проверяемом
словах.
Наблюдать за делением текста
на части.
Писать текст с соблюдением
красной сроки.

Сравнивать предложения и
текста. Делить текст на
предложения с помощью
учителя.

12. Нераспространенные и
распространенные предложения
13. Текст.
Расположение частей текста в
соответствии с данным планом
14. Распространение
предложений с помощью
рисунков
15. Распространение
предложений с помощью
вопросов
16. Однородные члены
предложения
17. Предложение.
Закрепление знаний по теме.
18. Предложение.
Закрепление знаний по теме.
Контрольные вопросы и задания
19. Деловое письмо.
Поздравление

20.Корень и однокоренные слова
21. Окончание как изменяемая
часть слова
22. Образование смысловой
связи между словами с помощью
окончаний
23. Приставка как часть слова
24. Изменение значения слова в
зависимости от приставки
25. Суффикс как часть слова

Деление текста на предложения.
Распространять
Постановка вопросов к главным
предложения с помощью
и второстепенным членам
вопросов, рисунков.
предложения.
Располагать части текста в
Выделение главных и
соответствии с планом.
второстепенных членов в
Выделять однородные члены в
предложении.
предложении. Чтение
Запись и сравнение предложений однородных членов предложения
нераспространенных и
с интонациейперечисления.
распространенных.
Чтение плана текста.
Нахождение частей текста.
Расположение частей текста в
соответствии с данным планом.
Запись получившихся
предложений.
Распространение предложения
второстепенными членами с
помощью рисунков и вопросов.
Запись получившихся
предложений.
Состав слова. Текст- 28 часов
Сравнение слов по значению.
Выделение общего значения слов
в корне слова. Дополнение
вывода о том, какие слова
являются однокоренными.
Выделение окончаний,
связывающих слова по смыслу.
Выделение окончаний,
связывающих слова по смыслу.

Выделять общее
значения слов в корне
слова.
Изменять окончаний.
Устанавливать связь между
словами в предложении с
помощью окончания.
Изменять значения слова в
зависимости от приставки или
13

Выделять главные и
второстепенные члены
предложения с помощью
учителя.
Распространять
предложения с помощью
вопросов, рисунков.
Наблюдать за однородными
членами предложения, читать с
интонацией перечисления.

Наблюдать за
однокоренными словами.
Выделять общую часть –
корень.
Наблюдать за изменяемой
частью слова – окончанием.
Выделять окончаний.

Наблюдать за изменением
значения слова в зависимости

26. Разбор слов по составу
27. Контрольная работа за 1
четверть «Состав слова»
28. Работа над ошибками.
Правописание безударных
гласных в корне.
Написание гласных в корне
однокоренных слов
29. Проверяемые и проверочные
слова
30. Проверка безударных
гласных в корне
31. Правописание звонких и
глухих согласных в корне
Написание согласных в корне
однокоренных слов.
Проверяемые и проверочные
слова
32. Проверка парных звонких и
глухих согласных в корне
33. Правописание безударных
гласных и сомнительных
согласных в корне.
34. Изложение зрительно
воспринимаемого текста
35. Правописание приставок
Приставка и предлог
36. Различение приставки и
предлога
37. Наблюдение за
правописанием гласных в
приставках
38. Правописание гласных в

Нахождение в каждой части
текста упражнения группы
однокоренных слов.
Запись этих групп.
Выделение в этих словах разных
приставок.
Наблюдение за изменением
значения слова в зависимости
от приставки.
Нахождение однокоренных
слов в тексте. Обозначение в
этих словах корня, приставки,
суффикса, окончания.
Чтение предложений с
сомнительными гласными в
корне, подбор проверочных слов.
Подбор проверочных слов для
правильного написания слов.
Проверка безударных гласных в
корне слов
Подбор проверочных слов по
образцу. Упражнения в
написании звонких и глухих
согласных в середине слова с
предварительной проверкой.
Тренировочные упражнения на
нахождение и выписывание слов
с приставками и предлогов со
словами. Различие слов с
приставками и предлогов со
словами.
Разбор слов по составу.

суффикса.
Выделять части слова.
Записывать словосочетания
в тетрадь. Графически
выделяют в словах
окончания, которые
помогли связать слова по
смыслу.
Подчеркивать приставки,
выделяют корни слов.
Понимать название части слова
«суффикс».

14

от приставки или суффикса.
Выделять части слова с
помощью учителя.
Распространять предложения,
опираясь на вопросы.
Записывать предложения в
тетрадь.
Подчеркивать в них главные
члены предложения

приставках
39. Правописание безударных
гласных в корне и приставке
40. Текст. Деление текста на
части по данному плану
41. Наблюдение за
правописанием согласных в
приставках
42. Правописание приставок на
согласную
43. Разделительный твердый знак
(ъ) в словах с приставками
44. Различение написаний слов с
разделительным твердым знаком
(ъ) и без него
45. Состав слова. Закрепление
знаний.
46. Контрольные вопросы и
задания. Закрепление знаний
47. Деловое письмо. Записка

Письмо по памяти.
Выписывание из текста
выделенных словосочетаний.
Выделение в тексте той части,
которая подходит к рисунку
учебника. Деление текста на
части по данному плану.
Сравнение произношения и
написания слов с
разделительным твёрдым
знаком. Анализ всех случаев
написания разделительного
твердого знака в словах с
приставками.
Образование слов с помощью
приставок: вы-, под-, за-, об-, от-,
до-, пере-, с-. Объяснение,
почему в одних словах после
приставки пишется
разделительный ъ, а в других нет.
Составление из данных слов
словосочетаний, их запись.
Использование приставок и
предлогов из скобок.
Знакомство с различными
видами записок: запискойпросьбой, запискойприглашением, запискойсообщением.
Изучение общепринятого плана
записки. Написание записок
различных видов
15

48. Имя существительное, имя
прилагательное, глагол
49. Различение имен
существительны, имен
прилагательных и глаголов в
предложении
50. Имя существительное
Значение имен
существительных в речи
51. Имена существительные,
обозначающие явления
природы
52. Имена существительные,
называющие один и тот же
предмет по-разному
53. Имена существительные,
противоположные по
значению
54. Род и число имен
существительных.
Различение имён
существительных по родам
55. Изменение имён
существительных по числам
56. Правописание имен
собственных.
Имена
существительные собственные
и нарицательные
57. Большая буква в именах
собственных

Части речи. Текст- 70 часов
Повторять понятия:
Знакомство с различием имен
«части речи»,
существительных, имен
«существительное»,
прилагательных и глаголов в
«прилагательное»,
предложении.
«глагол».
Выделение из текста имен
существительных и изменение их Различать части речи по
вопросам и значению.
формы по вопросам «Кто? Что?»
(постановка в начальную форму). Выделять существительных в
речи.
Придумывать и запись
Употреблять в речи
предложений.
существительных, которые
Подбор пар имен
называют один и тот же
существительных,
предмет по-разному.
противоположных по значению.
Подбирать пары
Определение рода имен
существительных
существительных.
Повторение и применение знаний противоположных по
значению.
правописания имен собственных
Различать существительных
и нарицательных.
по родам.
Выполнение тренировочных
Изменять существительных
упражнений.
по числам.
Пополнение знаний о
Упражнение в написании
правописании имен собственных
имён собственных с большой
случаями написания их в
буквы, в кавычках.
кавычках.
Наблюдать за изменением
Нахождение имен собственных
существительных по падежам.
(названий газет и журналов),
Определять падежи
которые должны быть
существительных по
заключены в кавычки.
вопросам.
Знакомство с понятием
Выделять прилагательные в
«склонение имен
речи.
существительных» (изменение
16

Повторять понятия:
«части речи»,
«существительное»,
«прилагательное»,
«глагол».
Различать части речи по
вопросам и значению с
помощью учителя.
Выделять существительные в
речи.
Употреблять в речи
существительные, которые
называют один и тот же
предмет по-разному.
Подбирать пары
существительных
противоположных по
значению.
Различать существительные
по родам с помощью
вспомогательных слов.
Изменять существительные
по числам по образцу.
Упражнение в написании
имён собственных с большой
буквы, в кавычках.
Наблюдать за изменением
существительных по падежам.
Определять падежи
существительных по вопросам
с помощью учителя.

58. Кавычки в именах
собственных
59. Различение написания
имен существительных
собственных и нарицательных
60. Тест по теме «Имя
существительное»
61. Работа над ошибками теста.
Закрепление
62. Контрольная работа за 2
четверть «Имя
существительное»
63. Работа над ошибками.
Изменение имен
существительных по падежам.
Понятие о склонении
64. Определение падежей
имён существительных по
вопросам
65. Именительный падеж –
«Кто? Что?»
66. Родительный падеж –
«Кого? Чего?»
67. Дательный падеж –
«Кому? Чему?»
68. Винительный падеж –
«Кого? Что?»
69. Творительный падеж –
«Кем? Чем?»
70. Предложный падеж –
«О ком? О чем?»

данных существительных по
вопросам)
Формирование названий падежей
и их вопросов.
Постановка к
существительным вопросов от
выделенных значком (Х) слов.
Определение падежей имён
существительных по вопросам.
Отмечание окончания.
Определение падежа данных
имён существительных по
вопросам. Выполнение
тренировочных упражнений
Повторение основных правил
правописания.
Применение на практике
полученных знаний.
Развитие орфографической
зоркости обучающихся.
Постановка вопросов от имени
существительного к имени
прилагательному.
Распространение предложений
именами прилагательными.
Знакомство с именами
прилагательными,
противоположными по
значению. Нахождение в
тексте и составление пары
имён прилагательных,
противоположных по

Употреблять прилагательных
при описании человека,
животного, явления природы.
Употреблять противоположные
по значению прилагательных.
Наблюдать за изменением
прилагательных по родам и
числам, установление
зависимости грамматических
признаков прилагательных от
существительных.
Написать и выделять
окончания прилагательных
мужского, женского, среднего
рода.
Наблюдать за склонением
прилагательных.
Постановка вопросов к
прилагательным в косвенных
падежах.
Выделять глаголы в речи.
Различать действий,
обозначаемых глаголами.
Употреблять
противоположных по
значению глаголов.
Определять времени
глаголов.
Постановка вопросов к глаголам
разных временныхкатегорий.
Сравнивать глаголов в
единственном и множественном
17

Выделять прилагательных в
речи.
Употреблять прилагательные
при описании предмета.
Подбирать пары к
прилагательному с
противоположным значением.
Наблюдать за изменением
прилагательных по родам и
числам в зависимости от рода и
числа существительного.
Выделять окончания
прилагательных мужского,
женского, среднего рода.
Наблюдать за изменением
прилагательных по падежам.
Постановка вопросов к
прилагательным в косвенных
падежах с помощью учителя.
Выделять глаголы в речи.
Различение действий,
обозначаемых глаголами.
Подбирать пары к глаголу
с противоположным
значением.
Определять времени
глаголов с помощью
учителя.
Сравнивать глаголы в
единственном и множественном
числе.
Постановка вопросов к глаголам
с помощью учителя.

71. Текст.
Подтверждение основной
мысли текста
дополнительными фактами
72. Понятие о начальной
форме
73. Постановка имен
существительных в начальную
форму
74. «Изменение имён
существительных по падежам»
75. Работа над ошибками.
Закрепление
76. Деловое письмо.
Письмо
77. Коллективное сочинение
по плану и опорным
словосочетаниям
78. Имя прилагательное
Значение имён
прилагательных в речи
79. Описание явлений
природы с помощью имён
прилагательных
80. Описание человека,
животных с помощью имён
прилагательных
81. Имена прилагательные,
противоположные по
значению
82. Изменение имён
прилагательных по родам и

значению.
Повторение родовых
окончаний имен
прилагательных и умение
делать выводы о зависимости
грамматических признаков
имён прилагательных от имён
существительных.
Знакомство с понятием
«склонение имен
прилагательных».
Изменение имен прилагательных
по падежам. Запись
словосочетания имя
существительное +имя
прилагательное по падежам.
Опора на падеж имени
существительного.
Умение видеть, склонять,
правильно писать окончания
родительного падежа имен
прилагательных мужского и
среднего рода.
Знакомство с разной тематикой
объявлений.
Накопление тематического
словаря. Выделение в
объявлении трёх основных
частей. Составление из разных
частей школьных объявлений.
Знакомство с глаголами,
противоположными по

числе.
Постановка вопросов к глаголам
в единственном и
множественном числе.
Употреблять глаголы в
единственном и множественном
числе.
Использование слов для связи
частей текста.

18

Сравнивать глаголы в
единственном и множественном
числе.
Наблюдать за словами, которые
служат для связи частей текста.

числам.
Изменение прилагательных по
родам
83. Окончания имён
прилагательных мужского
рода
84. Окончания имён
прилагательных женского
рода
85. Окончания имен
прилагательных среднего рода
86. Определение родовых
окончаний имён
прилагательных
87. Определение родовых
окончаний имён
прилагательных
88. Изменение имён
прилагательных по числам
89. Род и число имён
прилагательных.
90. Род и число имён
прилагательных. Закрепление
полученных знаний
91. Склонение имён
прилагательных мужского и
среднего рода
Понятие о склонении имен
прилагательных
92. Постановка вопросов к
именам прилагательным в
косвенных падежах

значению. Составление из них
пары и включение в
предложения.
Различие трёх времен глаголов
Изменение глаголов по
временам.
Наблюдение за изменением
глаголов по числам.
Знакомство с текстами,
описывающими интересный
случай или занимательную
историю.
Использование в них особых
слов и словосочетаний, которые
помогут связать части текста по
смыслу.

19

93. Именительный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода
94. Родительный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода
95. Дательный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода
96. Винительный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода
97. Творительный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода
98. Предложный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода
99. Склонение имён
прилагательных мужского и
среднего рода.
Закрепление знаний.
100. Контрольная работа за 3
четверть «Род и число имён
прилагательных»
101. Работа над ошибками.
Закрепление знаний
102. Деловое письмо.
Объявление
103. Глагол
Значение глагола в речи
20

104. Глаголы,
противоположные по
значению
105. Различение имён
существительных, имен
прилагательных и глаголов
106. Изменение глаголов по
временам.
Настоящее время глаголов
107. Прошедшее время
глаголов
108. Будущее время глаголов
109. Различение глаголов по
временам
110. Различение глаголов по
временам
111. Изменение глаголов по
числам.
Единственное и
множественное число
глаголов настоящего времени
112. Единственное и
множественное число
глаголов будущего времени
113. Единственное и
множественное число
глаголов прошедшего времени
114. Глагол. Закрепление
знаний. Контрольные вопросы
и задания
115. Текст. Связь частей в тексте.
116. Коллективный рассказ на
21

основе распространения
данного текста
117. Проверочная работа
«Глагол»
Предложение. Текст – 12 часов
118. Контрольный диктант
(итоговый).
119. Однородные члены
предложения. Определение
однородных членов
предложения
120. Однородные члены
предложения без союзов
121. Однородные члены
предложения с союзом «и»
122. Однородные члены
предложения без союзов «и» с
союзом «и»
123. Обращение.
Знакомство с обращением
124. Место обращения в
предложении
125. Составление
предложений с обращениями

Восстановление в памяти знаний
Различать предложения по
о разных по интонации
интонации.
предложениях.
Читать предложения с
Дополнение вывода о
правильной интонацией.
различиях, характерных для
Чтение предложений с
повествовательных,
однородными членами с
вопросительных и
интонацией перечисления.
восклицательных
Постановка знаков препинания в
предложений.
предложениях с однородными
Определение однородных членов
членами.
в предложении.
Знакомиться с обращением, его
Нахождение однородных членов
значением в речи. Упражняться
в предложении без союзов.
в чтении обращений с особой
Списывание текста.
звательной интонацией.
Подчёркивание выделенных
Наблюдать за местом
однородных членов
обращения в предложении и
предложения.
выделением обращения при
Знакомство с предложениями с
письме запятыми.
однородными членами с
Использовать обращения в
одиночным союзом «и».
диалогах.
Списывание предложений
парами. Подчеркивание
однородных членов.
Отработка умения ставить
запятые между однородными
членами предложения без союзов
22

Различать предложения по
интонации.
Читать предложения с
правильной интонацией.
Наблюдать за знаками
препинания в предложениях с
однородными членами.
Читать предложения с
однородными членами с
интонацией перечисления.
Знакомство с обращением.
Наблюдение за местом
обращения в предложении и
выделением обращения при
письме запятыми.
Упражнение в чтении
обращений с особой
звательной интонацией.
Использовать обращения в
предложениях.

126. Предложение.
Закрепление знаний

и с союзами.
Наблюдение за местом
обращения в предложении

127. Различение
повествовательных,
вопросительных и
восклицательных
предложений
128. Работа над ошибками
контрольного диктанта.
Закрепление знаний
129. Состав слова
130. Правописание гласных и
согласных в корне и приставке
слова
131. Имя существительное
132. Имя прилагательное
133. Глагол
134. Части речи
135. Предложение
136. Предложение и текст

Повторение – 8 часов
Повторение порядка разбора
Выделять части в составеслов.
слова по составу.
Объяснять правописание
Выполнение упражнения на
гласных и согласных вкорне и
повторение пройденного
приставке.
материала.
Определять грамматических
Нахождение в словах и
признаков существительного,
объяснение орфографической
прилагательного, глагола.
трудности. Отработка способов
Согласовывать прилагательные
проверки безударных гласных и
с существительными в роде,
парных согласных в корне
числе, падеже.
однокоренных слов. Повторение
Чтение различных по
основных грамматических
интонации предложений.
признаков имени
Объяснять знаки препинания в
существительного: род, число,
простых предложениях.
падеж.
Повторение частей речи.
Различие их в тексте.
Составление распространённых и
нераспространённых
23

Выделять части в составеслов с
опорой на схемы слов.
Объяснять правописания
гласных и согласных вкорне и
приставке с помощью учителя.
Определять грамматические
признаки существительного,
прилагательного, глагола с
помощью учителя.
Читать различные по интонации
предложений.
Наблюдать за знаками
препинания в простых
предложениях.

предложений, предложений с
однородными членами без
союзов, с одиночным союзом и.

24

Уровни качества образованности
Оценка предметных результатов обучающихся базируется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов.
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание:
-правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
-полнота ответа;
-умение практически применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и
исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом
или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и
последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить
правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи
учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее
существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил,
искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует
помощь учителя.
При оценке письменных работ:
Оценка «5» ставится за работу свыше 65%.
Оценка «4» ставится за работу выполненных от 51% до 65% заданий.
Оценка «3» если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий.
Оценка «2» ставится за работу, если верно выполнено менее 51% заданий.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на
изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не
пройдённые правила правописания также не учитываются.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов
(пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое
искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические
ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
График контрольных работ
№ п\п

Дата

Тема

1

сентябрь

Контрольная работа по теме «Звуки и буквы» (вводная)

2

октябрь

Контрольная работа по теме «Состав слова»

3

декабрь

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

4

март

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

5

май

Контрольная работа по теме «Части речи» (годовая)

Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа №1 (вводная)
Диктант.
Осень. Давно облетели старые деревья. И только молодые берёзки
сохранили своё убранство. Их жёлтые листья золотом блестят на солнце.
В лесу тишина. На большом расстоянии слышны прыжки зайца и белки.
Хрусткие сучья предупредят зверьков об опасности.
Летают близко к жилью человека синицы. Снегири выбрались из лесной
чащи. Их пение тихо раздаётся в кустах.
Задание:
1. Какие гласные в корне требуют проверки? Подбери проверочные слова,
вставь пропущенные гласные.
Д..ревья –
В л..су –
2. Какие согласные в корне требуют проверки? Подбери проверочные слова,
вставь пропущенные гласные.
Берё..ки –
Пры..ки –
Контрольная работа №2
Диктант.
Осенняя ёлочка.
Ёлочка родилась осенью. Открыла глаза и осмотрелась кругом. Деревья
роняли листья. Было тихо, спокойно, красиво.
Прошло много лет. Но каждый год в день её рождения деревья готовят ей
подарки. Осина дарит красные фонарики. Клён роняет звёздочки. Ива сыплет
золотые рыбки.
И стоит ёлочка радостная и счастливая. Лежат подарки на её зелёных
лапках.
Задание:
1. Выдели в первом предложении главные и второстепенные члены.
2. Разбери по составу слово подарки.
Контрольная работа №3
Диктант.
В зимнем лесу.
Тихо зимой в лесу. Но и сейчас здесь идёт своя жизнь. Узнать её можно
по следам.
На рассвете голодная рысь вышла из ельника. На поляне хищница учуяла
рябчиков. Они спали в снежном сугробе. Птицы услышали шаги рыси по снегу
и выпорхнули из своей спальни.
Рысь устала и улеглась на снегу, как кошка на печке.
26

Задание:
1. В последнем предложении найди имена существительные, определи у
них род.
2. Разбери по составу слова: ельник, печка.
Контрольная работа №4
Диктант.
Снегирь.
Снегирь чуть больше воробья. С чёрной шапочкой на голове и серой
спинкой.
Снегиря можно наблюдать на опушке леса, в саду, парке, на бульваре.
Снегирь хорошо лазает по ветвям дерева.
На рябине или клёне снегири сидят часами. Могут сидеть и весь
короткий зимний день. Эти птицы едят семена хвойных и лиственных
деревьев.
Весной снегири летят в чащу и устраивают гнёзда в густых лапах
елей, на ветвях берёз и сосен.
Наблюдай за этими интересными птицами.
Задания:
1. Разобрать предложение по членам и указать части речи: Птицы едят
семена хвойных и лиственных деревьев.
2. Указать грамматические признаки прилагательных: с чёрной (шапочкой),
зимний (день), хвойных (деревьев), интересными (птицами).
Контрольная работа № 5
Диктант.
Весна.
Робко и несмело наступила весна. Чаще светит солнце. Плачут
длинные сосульки. Снег тает днем, а ночью покрывается коркой. Дует
влажный мягкий ветер. Скоро хлынут ручьи. Разольются большие и
маленькие реки. В лесу распустится серебристая верба. Это приходит к нам
чудесное время года – ранняя весна. Солнечный луч заиграет в первой луже.
До свидания, зима, до свидания! Приходи к нам на будущий год.
Задания:
1. Разобрать предложение по членам и указать части речи: Дует влажный
мягкий ветер.
2. Указать грамматические признаки частей речи: коркой, на будущий (год).
3. Выполнить разбор слова по составу: сосульки.
27

Учебно-методические средства обучения
Учебник:
Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. –
7-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 239с. [2] л. ил.: ил. – ISBN 978-5-09078535-8
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Методическое обеспечение:
Аксенова А.К., Галунчикова Н. Г. «Развитие речи учащихся на уроках
грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида» - М. «Просвещение», 2004.
Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений 5 – 9 классы.
Коррекционное обучение. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида 5 – 7 классы. – М.: Владос, 2003.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1, №2, №3, №4 по
русскому языку. Для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида. – М.: «Просвещение», 2005.
Наглядный материал:
Опорные таблицы по темам:
 Звуки и буквы
 Состав слова
 Части речи
 Предложение
Раздаточный материал:
Карточки для индивидуальной работы по темам по русскому языку.
Коррекционно-развивающие упражнения.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».