Министерство образования Свердловской области государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№
от « »
20
г.
Рабочая программа по русскому языку
для обучающихся 9 «А» класса
(АООП вариант 1)
Составитель:
Смирнова О.Г.
Должность: учитель, 1к.к.
Реж – 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями – ФАООП УО,
утвержденная приказом Министерства просвещения России, адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным
планом общего образования детей с умственной отсталостью
Государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской
области,
реализующего
адаптированные
основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом
директора образовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 9 класс:
учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В.
Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 208 с.:
ил. – ISBN 978-5-09-077802-2
Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития
коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной
деятельности.
Задачи:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и
формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Русский язык входит в предметную область «Язык и речевая практика»
и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа
создана из расчета 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов в год.
Программой предусмотрены уровни требований к предметному
результату: достаточный, минимальный ниже минимального. На основании
заседания ППК №249 от 12.08.2025г. обучающихся можно разделить на две
группы. В первую группу (достаточный уровень) входит Сергеев Никита,
Лепинских Кирилл, Шабурова Валерия, Гарипова Светлана. Вторую группу
(минимальный уровень) составляют обучающиеся: Новопашина Екатерина
2
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
– Владение навыками
–
–
–
–
–
–
– Владение элементами
коммуникации и принятыми нормами
социального
взаимодействия.
Готовность к сотрудничеству со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях.
Способность строить
сообщения в устной форме.
Понимание учебной задачи, поставленной
учителем, готовность выполнять её.
Способность проговаривать
последовательность действий на уроке.
Владение элементами оценки и самооценки.
Способность самостоятельно
видеть и исправлять ошибки.
контроля учебной
деятельности (с
помощью памяток, алгоритмов,
схем).
– Уметь слушать учителя,
самостоятельно (или с
помощью) выполнять
предложенные виды заданий.
– Способность строить
сообщения (ответы),
предложения с помощью
учителя.
– Способность адекватно
реагировать на оценку учебных
действий.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Писать под диктовку текст с изученными
орфограммами, с соблюдением знаков
препинания;
Писать изложение или сочинение после
предварительного анализа;
Находить в тексте речевые недочёты и
исправлять их;
Составлять простые и сложные
предложения с опорой на картинку, схему,
предложенную ситуацию, собственный
опыт;
Определять части речи, их грамматические
признаки;
Разбирать слова по составу, подбирать
однокоренные слова, следить за
единообразным написанием орфограмм в
разных частях слова;
Находить и решать орфографические
задачи;
Оформлять деловые бумаги;
Пользоваться школьным орфографическим
словарём.
3
Обозначать на письме звуки
буквами;
Дифференцировать звуки гласные
и согласные, звонкие и глухие;
Образовывать слова с помощью
приставок и суффиксов;
Распределять слова по частям
речи по вопросу и значению;
Составлять предложения на
заданную тему;
Участвовать в составлении
рассказов, обсуждении темы
текста;
Оформлять деловые бумаги с
помощью учителя;
Пользоваться школьным
орфографическим словарём.
Содержание учебного предмета
Тема
Содержание
Виды деятельности, формы работы
Достаточный уровень
Минимальный уровень
1 раздел: Повторение.
1. Предложение.
Текст.
Простые предложения.
Сложные предложения.
Обобщить знания о простом и сложном
предложениях, объясняя схемы
предложений и постановку знаков
препинания в них.
Тренироваться в распространении простых
предложений и частей сложных
предложений второстепенными членами.
Дополнять сложные предложения
недостающей частью.
Составлять сложные предложения для
подкрепления основной мысли в тексте
фактами.
2 раздел: Состав слова. Текст.
Сравнивать простые и сложные
предложения, соотносить их со схемами.
Объяснять постановку знаков
препинания в простых и сложных
предложениях с помощью учителя.
Распространять простые предложения и
части сложных предложений
второстепенными членами.
Тренироваться в составлении сложных
предложений из данных частей.
2. Состав слова.
Состав слова.
Сложные и
сложносокращённые
слова.
Обобщить знания о составе слова.
Тренироваться в образовании
однокоренных слов с помощью приставок
и суффиксов, объясняя правописание в
корне и приставке.
Различать сложные слова с
соединительной гласной и без неё и
объяснять, как они образованы.
Познакомиться со сложносокращёнными
словами, способами их образования и
особенностями использования.
Тренироваться в употреблении таких слов
в устной и письменной речи.
Обобщить знания о составе слова.
Тренироваться в образовании
однокоренных слов с помощью приставок
и суффиксов, объясняя правописание в
корне и приставке.
Различать сложные слова с
соединительной гласной и без неё.
Познакомиться со сложносокращёнными
словами, способами их образования.
Тренироваться в употреблении таких
слов в устной и письменной речи.
Тренироваться в написании
автобиографии по плану.
4
Тренироваться в написании автобиографии
по плану.
3 раздел: Части речи. Текст.
3.1.Существительн
ое.
3.2
Прилагательное
Значение
существительных
в речи.
Склонение
существительных.
Несклоняемые имена
существительные.
Значение прилагательных
в речи.
Склонение
прилагательных. Имена
прилагательные на
-ий, -ья, -ье, -ьи.
Повторить грамматические признаки
существительных, используя данные
слова и сокращённые обозначения.
Тренироваться в описании предмета или
явления только одними
существительными. Подбирать близкие и
противоположные по значению
существительные и использовать их в
устной и письменной речи.
Употреблять в устной и письменной
речи существительные, обозначающие
черты характера.
Использовать существительные для
сравнения одного предмета с другим.
Обобщить знания о склонении
существительных в единственном и
множественном числе, правописании
безударных окончаний.
Познакомиться с несклоняемыми
существительными, учиться объяснять
особенности их использования в речи.
Повторить грамматические признаки
прилагательных, используя данные слова
и сокращённые обозначения.
Использовать прилагательные разных
семантических групп для описания
предмета.
Употреблять прилагательные в прямом и
5
Подбирать близкие и противоположные
по значению существительные и
использовать их в устной и письменной
речи.
Употреблять в устной и письменной
речи существительные, обозначающие
черты характера.
Использовать существительные для
сравнения одного предмета с другим.
Наблюдать за изменением
существительных по падежам.
Проверять безударные окончания
существительных
путём подстановки проверочных слов с
помощью учителя.
Познакомиться с несклоняемыми
существительными.
Учиться использовать их в речи.
Выделять
прилагательные в речи.
Повторить их грамматические признаки.
Использовать прилагательные для
описания предмета.
Употреблять прилагательные в прямом и
переносном значении в словосочетаниях
3.3 Местоимение.
Значение местоимений в
речи.
Склонение местоимений.
Правописание личных
местоимений с
предлогами.
переносном значении в словосочетаниях
и предложениях.
Согласовывать прилагательных с
существительными в роде, числе и
падеже.
Находить и исправлять ошибки в
согласовании.
Объяснять правописание безударных
окончаний прилагательных.
Познакомиться с прилагательными,
обозначающими признак по
принадлежности, тренироваться в
постановке вопросов к данным
прилагательным.
Учиться склонять притяжательные
прилагательные и правильно писать их в
разных падежных формах.
Тренироваться в написании объяснительной
записки.
Повторить грамматические признаки
местоимений, используя данные слова и
сокращённые обозначения.
Объяснить значение местоимений в речи
на примерах употребления их вместо
существительных в рядом стоящих
предложениях.
Обобщить знания о склонении
местоимений и их правописании с
предлогами.
Учиться находить и исправлять речевые
ошибки использования местоимений в
предложении и тексте.
6
и предложениях.
Согласовывать прилагательных с
существительными в роде, числе и
падеже.
Упражняться в проверке безударных
падежных окончаний
прилагательных путём подстановки
вопросов с помощью учителя.
Познакомиться с прилагательными,
обозначающими признак по
принадлежности, учиться задавать
вопросы к данным прилагательным.
Наблюдать за изменением
притяжательных прилагательных по
падежам, делать выводы с помощью
учителя.
Тренироваться в написании
объяснительной записки по образцу.
Учиться выделять местоимения в речи.
Повторить их грамматические признаки.
Приводить примеры личных
местоимений, употребляя их вместо
существительных.
Тренироваться в правильном
употреблении
местоимений в разных падежных формах с
предлогами и без них.
Тренироваться в замене местоимений
существительными с помощью учителя.
Употреблять местоимения в диалогах.
3.4 Глагол.
Значение глаголов в речи.
Неопределённая форма
глагола. Изменение
глаголов по лицам и
числам. Повелительная
форма глагола.
Использовать местоимения в речи
участников диалога.
Повторить грамматические признаки
глаголов, используя данные слова и
сокращенные обозначения.
Тренироваться в описании действий
предмета с помощью однородных членов.
Подбирать близкие и противоположные
по значению глаголы и использовать их в
устной и письменной речи.
Использовать глаголы для выражения
сравнения одного предмета с другим по
их действию.
Учиться различать употребление
глаголов в прямом и переносном
значении.
Тренироваться в употреблении глаголов в
прямом и переносном значении в
словосочетаниях и предложениях.
Упражняться в изменении глагол по
лицам и числам.
Находить и исправлять ошибки в
употреблении глаголов в неопределённой
форме и со значением отрицания.
Познакомиться с повелительной формой
глагола.
Тренироваться в постановке вопросов к
глаголам в повелительной форме.
Тренироваться в правописании мягкого
знака перед -те и -ся у глаголов в
повелительной форме.
Обобщить знания о правописании глаголов.
7
Повторить грамматические признаки
глаголов.
Тренироваться в описании действий
предмета с помощью однородных
членов.
Подбирать близкие и противоположные
по значению глаголы и использовать их
в устной и письменной речи.
Использовать глаголы для выражения
сравнения одного предмета с другим по
их действию.
Учиться различать употребление
глаголов в прямом и переносном
значении.
Учиться изменять глаголы по лицам и
числам.
Находить и исправлять ошибки в
употреблении глаголов в
неопределённой форме и со значением
отрицания с помощью учителя.
Познакомиться с повелительной формой
глагола.
Учиться задавать к ним вопросы.
Тренироваться в правописании мягкого
знака перед -те и -ся у глаголов в
повелительной форме.
3.5 Наречие.
Значение наречий в речи.
Правописание наречий.
3.6 Числительное.
Значение числительных
в речи.
Правописание
числительных.
Вспомнить о наречии как части речи.
Тренироваться в использовании наречий
с глаголами, обозначающими речевую
деятельность.
Упражняться в использовании наречий
близких и противоположных по
значению.
Сравнивать употребление сочетаний
наречий с глаголами в прямом и
переносном значении.
Ставить вопросы от глаголов к наречиям.
Усвоить правило правописания наречий с
гласными а и о на конце. Упражняться в
образовании данных наречий с помощью
приставок.
Сравнивать однокоренные наречия и
прилагательные, образовывать наречия
от прилагательных.
Использовать наречия в описании картины
бытового жанра.
Познакомиться с числительным как
частью речи.
Составлять словосочетания
числительных с существительными.
Различать простые и составные
числительные.
Различать числительные: одни
указывают количество предметов
(сколько?), другие считают предметы по
порядку (какой? который?). Приводить
примеры словосочетаний с
числительными.
8
Повторить о наречии как части речи.
Тренироваться в использовании наречий
с глаголами, обозначающими речевую
деятельность.
Упражняться в использовании наречий
близких и противоположных по
значению.
Сравнивать употребление сочетаний
наречий с глаголами в прямом и
переносном значении.
Учиться задавать вопросы от глаголов к
наречиям.
Познакомиться с правописанием наречий
с гласными а и о на конце. учиться
образовывать данные наречия с помощью
приставок.
Сравнивать однокоренные наречия и
прилагательные.
Использовать наречия в предложениях.
Познакомиться с числительным как
частью речи.
Находить в тексте и подчёркивать слова,
называющие числа.
Различать простые и составные
числительные.
Учиться составлять словосочетания
числительных с существительными.
Учиться различать числительные: одни
указывают количество предметов
(сколько?), другие считают предметы по
порядку (какой? который?).
4. Предложение.
Простые и сложные
предложения. Сложные
предложения с союзами
что, чтобы, потому что,
когда.
Запомнить, в каких случаях
существительные употребляются с
числительными в единственном числе, а
в каких случаях – во множественном
числе. Познакомиться с написанием
мягкого знака на конце и в середине
слова у числительных.
Запомнить правило правописания
числительных.
Познакомиться с деловыми бумагами:
доверенность, расписка.
Тренироваться в заполнении бланков
доверенности.
Тренироваться в составлении расписка.
4 раздел: Предложение. Текст.
Обобщить знания о простых и сложных
предложениях. Подобрать примеры.
Познакомиться со сложными
предложениями с союзами что, чтобы,
потому что, когда. Учиться правильно
использовать данные союзы во второй
части сложного предложения.
Упражняться в составлении сложных
предложений: соединяя части сложных
предложений союзами, дописывая
вторую часть сложного предложения,
заканчивая мысль в сложном
предложении по вопросу.
Составлять разные по содержанию
объяснительные записки, используя данный
план и «отрезки» предложений с союзами
что, потому что, когда.
9
Наблюдать, в каких случаях
существительные употребляются с
числительными в единственном числе, а
в каких случаях – во множественном
числе.
Познакомиться с написанием мягкого
знака на конце и в середине слова у
числительных.
Познакомиться с деловыми бумагами:
доверенность, расписка.
Тренироваться в заполнении бланков
доверенности с помощью учителя.
Учиться составлять расписку.
Повторить о простых и сложных
предложениях.
Учиться их различать.
Познакомиться со сложными
предложениями с союзами что, чтобы,
потому что, когда.
Учиться составлять сложные
предложения: соединяя части сложных
предложений союзами, дописывая
вторую часть сложного предложения,
заканчивая мысль в сложном
предложении по вопросу.
Участвовать в составлении разных по
содержанию объяснительных записок,
используя данный план и «отрезки»
предложений с союзами что, потому что,
когда. Записывать после разбора.
5. Повторение.
Состав слова.
Части речи.
Предложение.
Деловые бумаги.
5 раздел: Повторение.
Выделять части в составе слов.
Подбирать слова соответственно
схеме состава слова.
Объяснять
правописание гласных и согласных в
корне и приставке.
Различать части речи.
Определять грамматические признаки
разных частей речи.
Объяснять правописание безударных
окончаний существительных и
прилагательных.
Тренироваться в правописании
глаголов.
Сравнивать простые и сложные
предложения, соотносить их со
схемами.
Ставить знаки
препинания в простых и сложных
предложениях.
Тренироваться в написании деловых
бумаг.
10
Выделять части в составе слов.
Соотносить слова со схемами состава
слова.
Объяснять
правописание гласных и согласных
в корне и приставке
по образцу, с помощью
учителя.
Различать части речи, определять
их грамматические признаки с
опорой на таблицы.
Проверять безударные окончания
существительных и
прилагательных.
Упражняться в правописании
глаголов.
Сравнивать простые и сложные
предложения, наблюдать за
знаками препинания, соотносить со
схемами.
Составлять деловые бумаги по
образцу.
Календарно-тематическое планирование
Раздел, тема
Количество
часов
Повторение.
Предложение. Текст.
1. Простые предложения.
8
2. Сложные предложения.
3. Распространение предложений.
1
1
4. Составление сложных предложений.
1
5. Закрепление знаний по теме «Предложение»
1
6. Вводная контрольная работа по теме «Предложение».
1
7. Работа над ошибками. Составление заявления.
1
8. Изложение текста описательного характера*
(Большой пёстрый дятел)
II. Состав слова. Текст.
1
11
9. Корень и однокоренные слова.
1
10. Образование слов с помощью суффиксов.
11. Образование слов с помощью приставок.
12. Правописание в корне и приставке.
13. Сложные слова.
14. Сложносокращённые слова.
15. Состав слова. Закрепление знаний.
16. Составление автобиографии.
1
1
1
1
1
1
1
17. Закрепление знаний по теме «Состав слова».
18. Самостоятельная работа по теме «Состав слова».
19. Составление рассказа на основе заголовка и плана* (Ёжик)
1
1
1
III. Части речи. Текст.
94
20. Имя существительное. Значение предметности.
21. Существительные, близкие и противоположные по
значению.
22. Существительные, обозначающие черты характера.
23. Использование существительных для сравнения одного
предмета с другим.
24. Склонение существительных в единственном и
множественном числе.
25. Правописание безударных окончаний существительных.
26. Закрепление изученного по темам «Состав слова», «Части
речи».
27. Контрольная работа за 1 четверть по темам «Состав
слова», «Части речи».
28. Работа над ошибками. Закрепление знаний.
29. Знакомство с несклоняемыми существительными.
30. Сочетание прилагательных с несклоняемыми
существительными
1
1
I.
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
31. Употребление глаголов в прошедшем времени с
несклоняемыми существительными.
32. Существительное. Закрепление знаний.
33. Закрепление знаний по теме «Имя существительное».
34. Проверочная работа по теме «Имя существительное».
35. Изложение статьи учебника географии *
1
36. Имя прилагательное. Значение признака предмета.
37. Употребление прилагательных в прямом и переносном
значении.
38. Согласование прилагательных с существительными.
39. Правописание падежных окончаний прилагательных.
40. Склонение прилагательных.
1
1
41. Имена прилагательные с признаком принадлежности.
42. Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, ье.
43. Склонение прилагательных в женском роде на -ья.
44. Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.
45. Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
46. Составление объяснительной записки.
47. Прилагательное. Закрепление знаний.
48. Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное».
49. Изложение с элементами доказательства* (Листопад)
50. Местоимение. Значение местоимений в речи.
51. Употребление местоимений в тексте.
52. Лицо и число местоимений.
53. Изменение местоимений по падежам.
54. Склонение местоимений.
55. Правописание местоимений с предлогами.
56. Правописание местоимений 3-го лица.
57. Правописание местоимений.
58. Местоимение. Закрепление знаний.
59. Закрепление знаний по теме «Части речи».
60. Контрольная работа за 2 четверть по теме «Части речи».
61. Работа над ошибками. Закрепление знаний.
62. Сочинение по картине*
63. Глагол. Значение действия предмета.
64. Глаголы, близкие и противоположные по значению.
65. Использование глаголов для выражения сравнения.
66. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
67. Употребление глаголов со значением отрицания.
68. Правописание глаголов с частицей «не».
69. Выделение глаголов в неопределённой форме.
70. Правописание глаголов в неопределённой форме.
71. Неопределённая форма глаголов.
72. Различение глаголов по лицам и числам.
73. Изменение формы лица и числа глаголов.
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
74. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
75. Изменение глаголов по лицам и числам.
76. Изложение с элементами рассуждения* (О книге)
77. Знакомство с повелительной формой глаголов.
78. Правописание глаголов в повелительной форме.
79. Повелительная форма глаголов.
80. Использование в речи глаголов в повелительной форме.
81. Правописание глаголов. Закрепление знаний.
82. Глагол. Закрепление знаний.
83. Самостоятельная работа по теме «Глагол».
84. Деловые бумаги. Заполнение анкеты.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
85. Наречие как часть речи.
86. Наречия, противоположные и близкие по значению.
87. Употребление наречий с глаголами, обозначающими
речевую деятельность.
88. Употребление наречий с глаголами в прямом и
переносном значении.
89. Наблюдение за правописанием наречий с гласными а и о
на конце.
90. Правописание наречий с гласными а и о на конце.
91. Различение наречий и прилагательных.
92. Образование наречий от прилагательных.
93. Сочинение по картине и плану*
94. Наречие. Закрепление знаний.
95. Части речи. Закрепление знаний.
96. Закрепление изученного по теме «Части речи».
87. Контрольная работа за 3 четверть по теме «Части речи».
98. Работа над ошибками. Закрепление знаний.
99. Числительное как часть речи.
100. Простые и составные числительные.
101. Словосочетания с числительными.
102. Правописание числительных с мягким знаком на конце
слова.
103 Правописание числительных с мягким знаком в середине
слова.
104. Различение числительных с мягким знаком на конце и в
середине слова.
105. Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
106. Правописание числительных.
107. Числа в деловых бумагах.
108. Экскурсия в почтовое отделение «Деловые бумаги».
109. Числительное. Закрепление знаний.
110. Свободный диктант* (Памятник Пушкину)
111. Различение частей речи.
112. Части речи. Закрепление знаний.
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
113. Проверочная работа по теме «Части речи».
IV. Предложение. Текст.
114. Различение простых и сложных предложений.
115. Союз и в простых и сложных предложениях.
116. Сложные предложения с союзом что.
117. Сложные предложения с союзом чтобы.
118. Сложные предложения с союзом потому что.
119. Сложные предложения с союзом когда.
120. Изложение текста по плану* (Тайны природы)
121 Сложные предложения. Закрепление знаний.
122. Контрольная работа за год по теме «Предложение».
123. Работа над ошибками. Закрепление знаний.
V. Повторение.
124. Состав слова.
125. Различение частей речи.
126. Именные части речи.
127. Глагол. Наречие.
128. Числительное.
129. Предложение.
130. Деловые бумаги: заявление, объяснительная записка.
131. Деловые бумаги – автобиография.
132. Деловые бумаги: расписка, доверенность.
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Критерии оценки предметных результатов
При оценке устных ответов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает
некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения
допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание или
непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятия, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
При оценке письменных работ:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
14
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится в работе допущены более 5 ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных
ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке.
Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
рассматриваются индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими
для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного
состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв,
замена гласных, грубое искажение структуры слова). Две однотипные
специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора,
работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает
2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний,
допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие,
что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в
полной мере.
График контрольных работ
№ п\п
Дата
1
Сентябрь
2
Октябрь
3
Декабрь
4
Март
5
Апрель
Тема
Вводная контрольная работа по теме
«Предложение»
Контрольная работа за 1 четверть по разделам
«Состав слова», «Части речи».
Контрольная работа за 2 четверть по разделу
«Части речи»
Контрольная работа за 3 четверть по разделу
«Части речи»
Контрольная работа за год по разделу
«Предложение»
15
Контрольная работа №1 (вводная)
Диктант
Рассвет
Рассвет зарождается в тишине. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки.
Рыбы спят, и только около костра летают совы.
Котелок шипит на огне. Мы говорим тихо – боимся спугнуть рассвет. Со
свистом летят утки, а над водой уже клубится туман. Мы кидаем в костёр сучья,
чтобы он не погас. Над лесом встаёт солнце.
Так мы живём в палатке на лесных озёрах. Наши руки пахнут дымом и
брусникой. Этот запах не исчезает неделями.
Задание:
1. Разбери четвёртое предложение.
2. Разбери по составу слова: котелок, палатка.
Контрольная работа №2
1. Прочитай предложение.
Ленивый всегда находит отговорку своей лени.
Спиши. Найди однокоренные слова, разбери их по составу.
2. Запиши однокоренные слова, выдели корень.
Белеет, белый, белила, беляк.
Скользкий, скользко, скользить.
Выдели гласные и согласные в корне, которые нужно проверить.
Подчеркни проверочные слова.
3. Образуй от данного корня разные части речи.
-дружКто? Что? Какие? Что делали?
4. От данных слов образуй новые слова с помощью суффиксов -ец, -ист.
Двор, мотор, танк, хлеб, молодой, гармонь, гитара.
5. Вставь подходящую по смыслу приставку.
..бросить с обрыва, ..бросить вверх, .. бросать по полу;
..купить вину, ..купить товары, тебя не ..купишь.
6. Расшифруй слова.
Завхоз, замдиректора, ОМОН, ПТУ.
Контрольная работа №3
Диктант
В лесах
Весь день мы шли сосновыми лесами. Шли без дорог, переходили через
сухие болота.
Стояла жара. На солнечных полянах громко трещали кузнечики. Никла
трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой. В небе над верхушками
сосен висели ястребы.
Жара измучила нас. Казалось, что лес тлеет от солнечного зноя. Мы не
курили. Боялись, что от спички лес загорится.
Отдых мы устроили среди тенистых берёзовых чащ. Наконец нам удалось
16
выйти к сырому месту и подышать влажным запахом травы.
Задание:
1. Найди и подчеркни в тексте местоимения.
2. Разбери первое предложение, определи части речи.
3. Определи род, число, падеж словосочетаний:
Сосновыми лесами –
К сырому месту –
Контрольная работа №4
Диктант
Степан и Фунтик
Кот Степан выгнул спину, изловчился и ударил Фунтика по уху. С тех
пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Пёс везде сторожил кота.
Уже нельзя было лениво тереться об угол двери. Уже не полежишь на
солнце возле колодца. Ходить надо было осторожно, и чаще оглядываться.
Надо было выбирать дерево, чтобы сразу удрать от Фунтика.
Степан любил по утрам обходить сад. Любил гоняться за воробьями,
ловить бабочек. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по
высокому забору.
Задание:
1. Разбери первое предложение, определи части речи.
2. Найди в тексте глаголы в неопределённой форме, подчеркни их.
Контрольная работа №5 (за год)
Тема: Части речи.
1. Прочитай слова.
Ходил, берёза, читает, мы, высоко, река, третий, кричал, зимний, лёгкий,
бумага, назад, чувство, спит, пятнадцать, белая, широкий, слева, нам.
Выпиши слова в таком порядке:
Имя существительное:
Имя прилагательное:
Глагол:
Местоимение:
Наречие:
Имя числительное:
2. Спиши. Определи, какой частью речи являются выделенные слова.
Не плачь из-за пустяков. Из соседней комнаты послышался плач ребёнка.
Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали. В доме топится печь.
Мама стала печь пироги.
3. От данных прилагательных образуй наречия. Запиши пары слов.
Красивый, светлый, ленивый, низкий, мелкий, новый, узкий, одинокий.
3. Запиши словосочетания. Числительные пиши словами.
6 дней, 19 лет, 38 конфет, 257 километров, 695 граммов.
4. Составь и запиши словосочетания с подходящим по смыслу словом из
17
скобок. Там, где нужно изменяй слово.
Старый, пожилой (человек, дом)
Нежный, мягкий (хлеб, песня)
Ценный, дорогой (гость, совет)
Крупный, огромный (зёрна, озеро)
Мирный, спокойный (договор, море)
Учебно-методические средства обучения
Учебник:
Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 208
с.: ил. – ISBN 978-5-09-077802-2
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Методическое обеспечение:
Аксенова А.К., Галунчикова Н. Г. «Развитие речи учащихся на уроках
грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида» - М. «Просвещение», 2004.
Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений 5 – 9 классы.
Коррекционное обучение. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида 5 – 7 классы. – М.: Владос, 2003.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1, №2, №3, №4 по
русскому языку. Для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида. – М.: «Просвещение», 2005.
Наглядный материал:
Опорные таблицы по темам:
Звуки и буквы
Состав слова
Части речи
Предложение
Раздаточный материал:
Карточки для индивидуальной работы по темам по русскому языку.
Коррекционно-развивающие упражнения.
18
19