Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ___ от «___»___20__ г.
Рабочая программа по русскому языку
для обучающихся 7А класса
(АООП вариант 1)
Составитель:
Баянкина Лилия Геннадьевна
Учитель, высшая к.к.
Реж – 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями – ФАООП УО,
утвержденная приказом Министерства просвещения России, адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с
учебным планом общего образования детей с интеллектуальными
нарушениями
Государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом
директора образовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 7 класс:
учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В.
Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 256 с.:
ил. – ISBN 978-5-09-077800-8
Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития
коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной
деятельности.
Задачи:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и
формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Русский язык входит в предметную область «Язык и речевая практика»
и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями. Программа создана из расчета 4 часа в
неделю и рассчитана на 136 часов в год.
Программой предусмотрены уровни требований к предметному
результату: достаточный и минимальный. На основании заседания ППК №249
от 12.08.2025г. обучающиеся Асташкин Вячеслав, Кощеев Дмитрий, Новых
Олег, Петрованова Анастасия усваивают программу по русскому языку на
достаточном уровне.
2
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
– Владение навыками
коммуникации и принятыми
нормами социального
взаимодействия.
– Готовность к сотрудничеству
со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
– Способность строить
сообщения в устной форме.
– Понимание учебной задачи,
поставленной учителем,
готовность выполнять её.
– Способность проговаривать
последовательность действий
на уроке.
– Владение элементами оценки и
самооценки.
– Способность самостоятельно
видеть и исправлять ошибки.
– Владение элементами контроля
учебной деятельности (с
помощью памяток, алгоритмов,
схем).
– Уметь слушать учителя,
самостоятельно (или с
помощью) выполнять
предложенные виды заданий.
– Способность строить
сообщения (ответы),
предложения с помощью
учителя.
– Способность адекватно
реагировать на оценку учебных
действий.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
– Письмо под диктовку текста,
применение правил правописания
слов с изученными
орфограммами.
– Разбор слова по составу.
– Образование однокоренных слов
с помощью приставок и
суффиксов.
– Различение частей речи.
– Определение грамматических
признаков частей речи с опорой
на таблицу.
– Составление простых
распространённых предложений,
3
– Обозначение на письме
звуков буквами.
– Письмо под диктовку слов с
изученными орфограммами.
– Образование однокоренных
слов с данными приставками
и суффиксами (с помощью
учителя, по образцу).
– Распределять слова по
частям речи по вопросу и
значению (с помощью
учителя).
– Составление предложений на
заданную тему.
предложений с однородными
членами, сложных предложений с
опорой на иллюстрацию,
предложенную ситуацию.
– Написание изложения, по
данному плану с предварительной
отработкой лексического
материала.
– Умение пользоваться школьным
орфографическим словарём.
– Участие в составлении
рассказов, обсуждении темы
текста.
Содержание учебного предмета
Тема
Содержание
Виды деятельности, формы работы
Достаточный уровень
Минимальный уровень
1 раздел: Повторение.
1.1 Звуки и
Алфавит.
Дифференциация
Дифференциация
буквы.
Звуки гласные и
гласных и согласных
гласных и согласных,
согласные.
звуков.
ударных и безударных,
Ударные и
Обозначение звуков
звонких и глухих
безударные
буквами на письме.
звуков.
гласные.
Проверка гласных и
Обозначение звуков
Парные звонкие и согласных в корне
буквами на письме.
глухие согласные. путём изменения
Разделительные ь формы слова или
и ъ знаки.
подбора родственных
слов.
Сопоставление
написания слов с
разделительным
мягким и твёрдым
знаком.
1.2 Предложение. Распространённое Повторение понятий
Сравнение
Текст.
и
«нераспространённое
распространённых и
нераспространённ предложение»,
нераспространённых
ое предложение.
«распространённое
предложений.
Связь слов в
предложение».
Распространение
предложении.
Установление связи
предложений по
Простое
слов в предложении с
вопросам (с помощью
предложение с
помощью вопросов.
учителя).
однородными
Повторение понятия
Нахождение в
членами.
«однородные члены
предложении
Распространение
предложения».
однородных членов (с
предложений
Распространение
помощью учителя).
однородными
предложений
Выделение основной
членами.
однородными членами. мысли текста (с
Текст.
Составление
помощью учителя).
Подтверждение
предложений с
Нахождение в тексте
основной мысли
однородными членами
фактов,
4
фактами.
Обращение, его
место в
предложении.
Употребление
обращения в
диалоге.
2.1 Состав слова.
по опорным словам, на
заданную тему.
Выделение основной
мысли текста.
Подтверждение
основной мысли текста
фактами, отражёнными
в рисунках.
Чтение предложений с
обращениями со
звательной интонацией.
Постановка знаков
препинания в
предложениях с
обращениями.
Составление
предложений с
обращениями.
Употребление
обращений в диалоге.
2 раздел: Состав слова. Текст.
Корень.
Повторить понятия
Однокоренные
«корень»,
слова.
«однокоренные слова»,
Приставка,
«окончание»,
суффикс,
«приставка»,
окончание.
«суффикс».
Образование слов с
помощью приставок.
Образование слов с
помощью суффиксов.
Связь слов по смыслу с
помощью окончаний.
2.2 Правописание
гласных и
согласных в
корне.
Безударные
гласные в корне.
Звонкие и глухие
согласные в
корне.
Проверка безударных
гласных в корне путём
подбора проверочного
слова из группы
однокоренных слов.
Проверка парных
звонких или глухих
согласных в корне
путём подбора
проверочного слова из
группы однокоренных
слов.
2.3 Правописание
приставок.
Гласные и
согласные в
приставках.
Разделительный
твёрдый знак
Написание гласных и
согласных в
приставках.
Правописание
твердого знака
5
подтверждающих
основную мысль (с
помощью учителя).
Чтение предложений с
обращениями со
звательной интонацией.
Наблюдение за местом
обращения в
предложении,
постановкой знаков
препинания.
Повторить понятия
«корень»,
«однокоренные слова»,
«окончание»,
«приставка»,
«суффикс».
Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов по образцу
(с помощью учителя).
Связь слов по смыслу с
помощью окончаний (с
помощью учителя).
Наблюдение за
ударными и
безударными гласными
в группе однокоренных
слов.
Наблюдение за
парными звонкими и
глухими согласными в
группе однокоренных
слов.
Определение
проверочных слов (с
помощью учителя).
Написание гласных и
согласных в
приставках.
Наблюдение за
правописанием
2.4 Сложные
слова.
3.1 Части речи.
после приставок.
после приставки.
Знакомство со
сложными
словами.
Правописание
сложных слов.
Образование
сложных слов.
Знакомство с понятием
«сложные слова».
Написание сложных
слов с
соединительными
гласными о, е.
Упражнение в
образовании сложных
слов.
3 раздел: Части речи. Текст.
Различение
Повторение понятий:
частей речи.
«части речи»,
Образование
«существительное»,
одних частей речи «прилагательное»,
от других.
«глагол».
Различение частей
речи повопросам и
значению.
Образование одних
частей речи от других
по образцу.
3.2
Значение
Существительное. существительных
в речи.
Род и число
существительных.
Правописание
существительных
с шипящей на
конце.
Три склонения
существительных
в единственном
числе.
твёрдого знака после
приставки.
Знакомство с понятием
«сложные слова».
Наблюдение за
написанием сложных
слов с
соединительными
гласными о, е.
Образование сложных
слов (с помощью
учителя).
Повторение понятий:
«части речи»,
«существительное»,
«прилагательное»,
«глагол».
Различение частей
речи повопросам и
значению (с
помощью учителя).
Образование одних
частей речи от других
по образцу (с помощью
учителя).
Повторение о
Выделение
существительном как
существительных в
части речи.
речи (с помощью
Использование
учителя).
существительных для
Использование
сравнения одного
существительных для
предмета с другим.
сравнения одного
Различение
предмета с другим.
существительных по
Различение
родам.
существительных по
Изменение
родам.
существительных по
Изменение
числам.
существительных по
Различение
числам.
существительных
Наблюдение за
мужского и женского
написанием
рода с шипящей на
существительных
конце.
мужского и женского
Знакомство с 1, 2, 3-м
рода с шипящей на
склонением
конце.
существительных.
Знакомство с 1, 2, 3-м
Определение склонения склонением
с опорой на таблицу.
существительных.
Упражнение в
Написание безударных
написании безударных падежных окончаний
падежных окончаний
существительных 1, 2,
6
существительных 1, 2,
3-го склонения в
единственном числе.
Установление
последовательности
фактов в тексте.
3.3
Прилагательное.
3.4 Глагол.
Значение
прилагательных в
речи.
Использование
прилагательных
для сравнения
предметов.
Согласование
прилагательного с
существительным
в роде и числе.
Склонение
прилагательных
мужского и
среднего рода в
единственном
числе.
Склонение
прилагательных
женского рода в
единственном
числе.
Значение глаголов
в речи.
Использование
глаголов для
сравнения
предметов.
Изменение
глаголов по
временам.
Изменение
глаголов по
числам.
Изменение
глаголов
прошедшего
времени по родам.
Неопределённая
форма глагола.
Частица не с
глаголами.
Составной план
текста.
Повторение о
прилагательном как
части речи.
Использование
прилагательных для
описания и сравнения
предметов.
Согласование
прилагательного с
существительным в
роде и числе.
Постановка вопросов
от существительного к
прилагательному в
разных падежах.
Правописание
падежных окончаний
прилагательных в
единственном числе.
Проверка безударных
падежных окончаний
прилагательных.
Повторение о глаголе
как части речи.
Использование
глаголов для сравнения
предметов.
Различение и
изменение глаголов по
временам.
Различение и
изменение глаголов по
числам.
Упражнение в
изменении глаголов
прошедшего времени
по родам.
Знакомство с понятием
«неопределённая форма
глагола».
Постановка глаголов в
неопределённую
форму.
Упражнение в
правописании глаголов
7
3-го склонения в
единственном числе (с
помощью учителя).
Установление
последовательности
фактов в тексте (с
помощью учителя).
Выделение
прилагательных в речи
(с помощью учителя).
Использование
прилагательных для
описания и сравнения
предметов.
Согласование
прилагательного с
существительным в
роде и числе.
Постановка вопросов
от существительного к
прилагательному в
разных падежах (с
помощью учителя).
Наблюдение за
окончаниями вопросов
и окончаниями
прилагательных.
Выделение глаголов в
речи (с помощью
учителя).
Использование
глаголов для сравнения
предметов.
Различение глаголов по
временам (с помощью
учителя).
Различение глаголов по
числам (с помощью
учителя).
Наблюдение за
изменением глаголов
прошедшего времени
по родам, выделение
окончаний.
Знакомство с понятием
«неопределённая форма
глагола».
Выделение глаголов
неопределённой формы
(с помощью учителя).
3.5 Местоимение.
4.1 Простое
предложение.
4.2 Сложное
предложение.
в неопределённой
форме.
Знакомство с понятием
«составной план».
Сопоставление текста и
плана.
Пересказ текста по
плану.
Значение личных Знакомство с
местоимений в
местоимением как
речи.
частью речи.
Лицо и число
Использование
местоимений.
местоимений для связи
Изменение
предложений друг с
местоимений 3-го другом по смыслу.
лица
Различение
единственного
местоимений по лицам
числа по родам.
и числам.
Упражнение в
изменении
местоимений 3-го лица
единственного числа по
родам.
4 раздел: Предложение. Текст.
Однородные
Обобщение знаний о
члены
простом предложении с
предложения без
однородными членами.
союза и с союзом Чтение предложений с
и.
однородными членами
Однородные
с правильной
члены
интонацией
предложения с
(перечисления,
союзами а, но.
сопоставления).
Обращение. Знаки Постановка знаков
препинания при
препинания в
обращении.
предложениях с
однородными членами.
Сопоставление
предложений с
однородными членами
со схемами.
Выделение в
предложениях
обращений.
Постановка знаков
препинания в
предложениях с
обращениями.
Части сложного
Знакомство с понятием
предложения.
«сложное
Знаки препинания в предложение».
сложном
Сравнение простых и
8
Знакомство с понятием
«составной план».
Сопоставление текста и
плана.
Пересказ текста по
плану (с помощью
учителя).
Знакомство с понятием
«местоимение».
Выделение
местоимений в речи.
Различение
местоимений по лицам
и числам (с помощью
учителя).
Наблюдение за
изменением
местоимений 3-го лица
единственного числа по
родам.
Наблюдать за
однородными членами
предложения,
постановкой знаков
препинания между
однородными членами.
Сопоставление
предложений с
однородными членами
со схемами (с помощью
учителя).
Выделение в
предложениях
обращений.
Наблюдение за
постановкой знаков
препинания в
предложениях с
обращениями.
Знакомство с понятием
«сложное
предложение».
Сравнение простых и
предложении.
Составление
сложных
предложений.
5. Повторение.
Связная речь
сложных предложений,
соотнесение со
схемами.
Разделение частей
сложного предложения
запятой.
Составление сложных
предложений из
предложенных частей.
5 раздел: Повторение.
Состав слова.
Выделение частей в
Существительное. составе слов.
Прилагательное.
Образование
Глагол.
однокоренных слов
Местоимение.
разных частей речи.
Предложение.
Правописание гласных
и согласных в
приставке и корне.
Определение склонения
существительных.
Правописание
безударных окончаний
существительных.
Правописание
падежных окончаний
прилагательных.
Правописание глаголов
прошедшего времени.
Правописание глаголов
неопределённой
формы.
Правописание частицы
не с глаголами.
Различение
местоимений по лицам
и числам.
Различение простого и
сложного предложений,
соотнесение со
схемами.
Изложение текста
описательного
характера.
Изложение
повествовательного
текста с
предварительным
Связная речь
Анализ текста.
Составление плана,
подбор словосочетаний
к пунктам плана.
Пересказ по плану и
опорным
словосочетаниям.
9
сложных предложений.
Соотнесение
предложений со
схемами (с помощью
учителя).
Наблюдение за знаками
препинания в сложном
предложении.
Составление сложных
предложений из
предложенных частей
(с помощью учителя).
Выделение частей в
составе слов с опорой
на схему.
Образование
однокоренных слов
разных частей речи (с
помощью учителя).
Наблюдение за
гласными и
согласными в
приставке и корне.
Правописание
безударных окончаний
существительных (с
помощью учителя).
Правописание
падежных окончаний
прилагательных (с
помощью учителя).
Правописание
глаголов (с помощью
учителя).
Различение
местоимений по лицам
и числам по таблице (с
помощью учителя).
Различение простого и
сложного предложений,
соотнесение со
схемами (с помощью
учителя).
Анализ текста.
Коллективное
составление плана,
подбор словосочетаний
к пунктам плана.
Пересказ по плану и
опорным
анализом.
Написание текста.
Свободный диктант
по тексту с
элементами
описания.
Знакомство с текстом и
его анализ.
Пересказ каждой части
текста с опорой на слова и
словосочетания.
Продолжение
Определение темы
рассказа по данному текста.
плану.
Выделение основной
мысли текста.
Составление плана.
Составление
предложений с
данными опорными
словами.
Сочинение на
Анализ содержания
материале уроков
произведения.
чтения.
Составление плана,
подбор словосочетаний
к пунктам плана.
Пересказ по плану и
опорным
словосочетаниям.
Сочинение по
картине бытового
жанра.
Сочинение по
картине с
изображением
пейзажа.
Письмо с
элементами
описания.
словосочетаниям (с
помощью учителя).
Знакомство с текстом и
его анализ.
Пересказ каждой части
текста с опорой на слова и
словосочетания с
помощью учителя.
Участие в определении
темы текста, выделении
основной мысли.
Участие в составлении
плана, предложений к
пунктам плана.
Написание текста (с
помощью учителя)
Анализ содержания
произведения.
Участие в составлении
плана, подборе
словосочетаний к
пунктам плана.
Пересказ по плану и
опорным
словосочетаниям с
помощью учителя.
Анализ содержания
Анализ содержания
картины.
картины.
Составление плана.
Участие в составлении
Коллективное составление плана.
связного рассказа.
Коллективное составление
Написание текста по
связного рассказа.
плану.
Написание текста с
помощью учителя.
Определение темы текста. Определение темы текста.
Коллективное составление Участие в составлении
плана.
плана.
Подбор материала к
Подбор материала к
пунктам плана.
пунктам плана.
Пересказ текста.
Пересказ текста (с
Написание текста.
помощью учителя).
Написание текста (с
помощью учителя).
10
Календарно-тематическое планирование
Тема
I. Повторение.
1. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
2. Разделительные мягкий и твёрдый знаки в словах.
3. Правописание безударных гласных в словах.
4. Правописание звонких и глухих согласных в словах.
5. Звуки и буквы. Закрепление знаний.
6. Вводная контрольная работа по теме «Звуки и буквы».
7. Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных
в словах.
8. Предложения нераспространённые и распространённые.
9. Однородные члены предложения.
10. Распространение предложений однородными членами.
11. Составление предложений с однородными членами.
12. Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
13. Изложение с элементами описания предмета* (На севере)
14. Обращение. Его место в предложении.
15. Употребление обращения в диалоге.
16. Закрепление знаний по теме «Предложение».
17. Проверочный диктант по теме «Предложение».
II. Состав слова.
18. Корень. Однокоренные слова.
19. Приставка.
20. Суффикс.
21. Окончание.
22. Безударные гласные в корне.
23. Звонкие и глухие согласные в корне.
24. Правописание гласных и согласных в корне.
25. Гласные и согласные в приставках.
26. Разделительный твёрдый знак после приставок.
27. Составление объяснительной записки.
28. Правописания в корне и приставке.
29. Контрольная работа за 1 четверть по теме «Состав слова».
30. Работа над ошибками. Состав слова. Закрепление знаний.
31. Свободный диктант по тексту с элементами описания*
(В родном краю)
32. Знакомство со сложными словами.
33. Правописание сложных слов.
34. Образование сложных слов.
35. Состав слова. Закрепление знаний.
III. Части речи.
36. Различение частей речи.
37. Образование одних частей речи от других.
38. Существительное. Значение в речи.
39. Использование существительных для сравнения одного
предмета с другим.
40. Род и число существительных.
11
Количество
часов
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
76
1
1
1
1
1
Дата
41. Различение существительных мужского и женского рода с
шипящей на конце.
42. Правописание существительных с шипящей на конце.
43. Изложение повествовательного текста с предварительным
анализом* (Сказки Андерсена)
44. Склонение существительных в единственном числе.
Существительные 1-го склонения.
45. Определение склонения существительных по начальной
форме.
46. Существительные 2-го склонения.
47. Существительные 3-го склонения.
48. Различение существительных 1, 2, 3-го склонения.
49. Ударные и безударные окончания существительных 1-го
склонения.
50. Замена существительных с ударным окончанием
существительными с безударным окончанием.
51. Правописание безударных падежных окончаний
существительных 1-го склонения.
52. Ударные и безударные окончания существительных 2-го
склонения.
53. Правописание безударных падежных окончаний
существительных 2-го склонения.
54. Ударные и безударные окончания существительных 3-го
склонения.
55. Правописание безударных падежных окончаний
существительных 3-го склонения.
56. Установление последовательности фактов в тексте.
57. Продолжение рассказа по данному началу*
(Сапог)
58. Склонение существительных в единственном числе.
59. Контрольная работа за II четверть по теме
«Существительное».
60. Работа над ошибками. Существительное. Закрепление
знаний.
61. Обучение написанию заявления.
62. Прилагательное. Значение в речи.
63. Описание предмета и его частей.
64. Использование прилагательных для сравнения предметов
65. Сочинение на материале уроков чтения * («Дети
подземелья»)
66. Словосочетания с прилагательными.
67. Согласование прилагательного с существительным в роде и
числе.
68. Различение окончаний прилагательных в единственном и
множественном числе.
69. Постановка вопросов от существительного к прилагательному
в разных падежах.
70. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями
прилагательных.
71. Правописание падежных окончаний прилагательных
мужского и среднего рода.
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72. Изменение прилагательных женского рода по падежам.
73. Постановка вопросов от существительных к
прилагательным в разных падежах.
74. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями
прилагательных.
75. Правописание падежных окончаний прилагательных
женского рода.
76. Правописание падежных окончаний прилагательных в
единственном числе.
77. Прилагательное. Закрепление знаний.
78. Проверочный диктант по теме «Прилагательное».
79. Экскурсия «Употребление прилагательных при описании
предметов».
80. Изложение текста описательного характера * (В лесу)
81. Глагол. Значение в речи.
82. Использование глаголов для сравнения предметов.
83. Различение глаголов по временам.
84. Изменение глаголов по временам.
85. Различение глаголов по числам.
86. Изменение глаголов по числам.
87. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
88. Различение окончаний у глаголов прошедшего времени.
89. Время и число глаголов.
90. Составной план текста.
91. Понятие о неопределённой форме глагола.
92. Правописание глаголов в неопределённой форме.
93. Постановка глаголов в неопределённую форму.
94. Использование частицы «не» в значении отрицания.
95. Наблюдение за правописанием частицы «не» с глаголами.
96. Правописание частицы «не» с глаголами.
97. Глагол. Закрепление знаний.
98. Контрольная работа за III четверть по теме «Глагол».
99. Работа над ошибками. Глагол. Закрепление знаний.
100. Сочинение по картине бытового жанра*
101. Личные местоимения.
102. Значение личных местоимений в речи.
103. Местоимения 1-го лица.
104. Местоимения 2-го лица.
105. Местоимения 3-го лица.
106. Изменение местоимений 3-го лица ед. числа по родам.
107. Различение местоимений по лицам и числам.
108. Личные местоимения. Закрепление знаний.
109. Закрепление знаний по теме «Местоимение».
110. Самостоятельная работа по теме «Местоимение».
111. Части речи. Закрепление знаний.
IV. Предложение.
112. Однородные члены предложения без союза и с союзом и.
113. Однородные члены предложения с союзами а, но.
114. Однородные члены предложения с союзами и, а, но.
115. Сочинение по картине с изображением пейзажа*
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
116. Обращение.
117. Знаки препинания при обращении.
118. Простое предложение. Закрепление знаний.
119. Части сложного предложения.
120. Знаки препинания в сложном предложении.
121. Составление сложных предложений.
122. Простое и сложное предложения.
123. Предложение. Закрепление знаний.
V. Повторение.
124. Состав слова.
125. Правописание гласных и согласных в корне.
126. Правописание в приставке и корне.
127. Контрольная работа за год.
128. Работа над ошибками. Существительное. Закрепление
знаний.
129. Прилагательное.
130. Согласование прилагательных с существительными в
роде, числе, падеже.
131. Глагол.
132. Местоимение.
133. Экскурсия «Природа родного края весной».
134. Письмо с элементами описания *
135. Объяснительная записка. Заявление.
136. Составление предложений различных конструкций.
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Критерии оценки предметных результатов
При оценке устных ответов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает
единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание или
непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятия, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
14
При оценке письменных работ:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится в работе допущены более 5 ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания
также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
рассматриваются
индивидуально
для
каждого
обучающегося.
Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение
звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не
дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). Две
однотипные
специфические
ошибки
приравниваются
к
одной
орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний,
допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки,
показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по
данной теме в полной мере.
Контрольная работа №1 (вводная)
Тема: Звуки и буквы.
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа №1 (вводная)
Тема: Звуки и буквы.
Диктант.
Рассвет в лесу.
Кончилась летняя ночь. Лёгкий туман стоит над лесом. Утренняя роса
15
покрыла листву на деревьях. Проснулись певчие птицы. Звонко закуковала
кукушка. Вот взошло тёплое, летнее солнце. Оно обсушило росу. Радостно
запели птицы. Усталый заяц вернулся с ночной охоты. Много врагов у
зайчишки. Гналась за зайцем хитрая лисица. Его пугал страшный филин, и
ловила разбойница-рысь. От всех врагов убежал маленький зайчик.
Задание:
Вставь в слова безударную гласную, подбери проверочное слово:
Р..са – …;
л..ства – …;
н..чной –
Контрольная работа №2 (за 1 четверть)
Тема: Состав слова.
Диктант
Снег
Короткие зимние дни были похожи один на другой. Все мечтали о снеге.
И вот, наконец, подул ветер, мороз начал сдавать, белая туча закрыла
небосвод. Большими хлопьями снег повалил на землю. Радостно смотрели
люди на пушистые снежинки.
Снег все усиливался. Небеса просыпались белоснежным пухом и
наполнили воздух тишиной. Наступил вечер. Снег все падал, скрывал
предметы и одевал землю. Я вошел в дом.
Задание:
1. Найдите и выпишите 3 слова с приставками, приставки выделите.
2. Разберите по составу слова: зимние, снежинки.
Контрольная работа №3 (за 2 четверть)
Тема: Существительное.
Диктант
Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день
на старом кресле. Дороги размыло.
По вечерам мы затапливали печь. Шумел огонь, его блики дрожали на
бревенчатых стенах, на портрете художника Брюллова. Гулял дождь по тесовой
крыше. Ярко горели лампы, и пел свою нехитрую песню самовар. Тишину
нарушал стук в окно одинокой берёзовой ветки.
После чая мы садились у печки и читали.
Задание:
Разберите как часть речи существительное у печки (по плану).
Контрольная работа №4 (за 3 четверть)
Тема: Глагол.
1. Найди среди слов глаголы, задай к ним вопросы.
Молчание, молчать, молчаливый, молчит.
Напиши глаголы вместе с вопросами.
2. Определи время глаголов. Запиши их в три столбика.
п. в.
н. в.
б. в.
16
Гладит, заметит, любил, будут летать, постучал, сидит, увидит,
подует, заплачет, пошёл, прочитал, читает.
3. Напиши существительные с глаголом в прошедшем времени.
Поле, трава, луг, листья (зеленел..)
Объясни выбор окончания.
4. Напиши глаголы в два столбика – по вопросу, на который они отвечают.
Что делать?
Что сделать?
Шить, прыгать, прыгнуть, сшить, кричать, крикнуть, поверить,
верить, учить, выучить, прилетать, прилететь.
5. Запиши пословицы. Вставь, где нужно, частицу «не».
Ссора до добра доведёт.
Работа сердце веселит.
Правда в огне горит и в воде тонет.
6. Найди речевые ошибки и исправь их.
Упадёт луч солнца на траву, вспыхнула трава изумрудом и жемчугом.
Кое-где на липах висит последние золотые листья.
Контрольная работа №5 (годовая)
Тема: Предложение.
Диктант
Весна идёт без остановки. Растаял снег, бежит вода по улицам. Растёт
молодая зелёная травка. У нашего воробья появилась подружка. Вместе они
шныряют по двору. Тут съедят крошку, там добудут зёрнышко. Они собирают
разные редкости. В саду на лужайке схватили прошлогоднюю травинку. Около
конюшни зацепили конский волос. Из кучи сора вытащили бумажку. Всё это
они тащат в укромный уголок и делают гнездо. Пройдёт время, в гнезде
запищат крохотные птенцы.
Задание:
1. В последнем предложении подчеркните главные и второстепенные
члены, обозначьте части речи.
2. Разберите по составу слова: зёрнышко, подружка, запищат.
Учебно-методические средства обучения
Учебник:
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 256
с.: ил. – ISBN 978-5-09-077800-8
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Методическое обеспечение:
17
Аксенова А.К., Галунчикова Н. Г. «Развитие речи учащихся на уроках
грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида» - М. «Просвещение», 2004.
Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений 5 – 9 классы.
Коррекционное обучение. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида 5 – 7 классы. – М.: Владос, 2003.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1, №2, №3, №4 по
русскому языку. Для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида. – М.: «Просвещение», 2005.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык. 7 класс.
Рабочая тетрадь. Москва «Просвещение», 2011.
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших
школьников. Части 2, 3; Москва «Владос», 2010.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по
коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, 2006.
Наглядный материал:
Опорные таблицы по темам:
Звуки и буквы
Состав слова
Части речи
Предложение
Демонстрационный материал «Части речи».
Иллюстрационный материал по развитию речи.
Раздаточный материал:
Карточки для индивидуальной работы по темам по русскому языку.
Коррекционно-развивающие упражнения.
Опорные схемы по темам.
18