Рабочая программа по русскому языку для 5а, 5б классов на 2025-2026 учебный год, педагог Баянкина Л.Г.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

Утверждено приказом
директора ГБОУ «Центр «Дар»
№ ___ от «___»___20__ г.

Рабочая программа по русскому языку
для обучающихся 5А, 5Б классов
(АООП вариант 1)

Составитель:
Баянкина Лилия Геннадьевна
Учитель, высшая к.к.

Реж – 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями – ФАООП УО,
утвержденная приказом Министерства просвещения России, адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с
учебным планом общего образования детей с интеллектуальными
нарушениями
Государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом
директора образовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс:
учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В.
Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 223с.:
ил. – ISBN 978-5-09-077725-4
Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития
коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной
деятельности.
Задачи:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и
формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Русский язык входит в предметную область «Язык и речевая практика»
и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями. Программа создана из расчета 4 часа в
неделю и рассчитана на 136 часов в год.
Программой предусмотрены уровни требований к предметному
результату: достаточный и минимальный. На основании заседания ППК №249
от 12.08.2025г. обучающихся можно разделить на две группы. В первую группу
(достаточный уровень) входят обучающиеся:
5а класс: Алексеев Максим, Замуруева Маргарита, Каргопольцева Алиса,
Кривошеина Алина, Смирнов Денис;
5б класс: Авдюков Антон, Голубев Степан, Детков Тимофей,
Котельникова Любовь, Лепинских Прохор, Прохоров Дмитрий, Рычков Макар,
Серебренников Даниил.
Вторую группу (минимальный уровень) составляют обучающиеся 5а
класса: Воронкина Полина, Гарипова Дарья, Иванников Даниил.
2

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень

 Владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия.
 Готовность к сотрудничеству со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
 Способность строить сообщения в
устной форме.
 Понимание учебной задачи,
поставленной учителем, готовность
выполнять её.
 Способность проговаривать
последовательность действий на
уроке.
 Владение элементами оценки и
самооценки.
 Способность самостоятельно видеть
и исправлять ошибки.

 Владение элементами
контроля учебной
деятельности (с помощью
памяток, алгоритмов,
схем).
 Умение слушать учителя,
самостоятельно (или с
помощью) выполнять
предложенные виды
заданий.
 Способность строить
сообщения (ответы),
предложения с помощью
учителя.
 Способность адекватно
реагировать на оценку
учебных действий.

Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень

 Дифференцировка звуков
гласных и согласных, звонких и
глухих.
 Обозначение звуков на письме
буквами.
 Подбор однокоренных слов,
разбор слов по составу с
помощью учителя.
 Дифференцировка слов,
относящихся к разным частям
речи (существительное,
прилагательное, глагол) по
вопросам, с опорой на таблицу.
 Решение орфографических
задач (с помощью учителя).
 Различение разных по

 Дифференцировка звуков
гласных и согласных, звонких и
глухих (с помощью учителя).
 Обозначение звуков буквами на
письме.
 Списывание с письменного или
печатного текста.
 Подбор однокоренных слов с
помощью учителя.
 Распределение слов по частям
речи по вопросу и значению (с
помощью учителя).
 Составление предложений на
заданную тему (с помощью
учителя).
 Участие в составлении
3

интонации предложений.
 Коллективное составление
текста и запись его под
руководством учителя.
 Пользование школьным
орфографическим словарём (с
помощью учителя).

рассказов, обсуждении темы
текста.
 Повторение за учителем
(одноклассниками)
предложений на заданную
тему.

Содержание учебного предмета
Тема
1.1 Звуки речи:
гласные и
согласные.

1.2 Текст

2.1 Простое
предложение.

Содержание

Виды деятельности, формы работы
Достаточный уровень Минимальный уровень
1. Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Звуки гласные и
Дифференцирование
Различение гласных и
согласные. Алфавит.
понятий «звук»,
согласных звуков.
Твёрдые и мягкие
«буква».
Обозначение звуков
согласные.
Различение гласных и буквами на письме.
Мягкий знак:
согласных звуков,
Сопоставление
смягчающий и
обозначение их на
звонких и глухих
разделительный.
письме буквами.
согласных в
Правописание
Дифференцирование
проверочном и
звонких и глухих
твёрдых и мягких
проверяемом словах.
согласных на конце
согласных звуков.
Сопоставление
слов.
Проверка написания
ударных и безударных
Гласные ударные и
безударных гласных,
гласных в
безударные.
парных звонких и
проверочном и
глухих согласных
проверяемом словах.
путём изменения
Нахождение слов на
формы слова.
заданную букву.
Расположение слова в
алфавитном порядке.
Различение текста и
Отличие текста от
Сравнение текста и
не текста.
нескольких отдельных отдельных
Определение темы
предложений.
предложений с
текста.
Коллективное
помощью учителя.
определение темы
Подбор заголовка к
текста.
тексту из
Подбор заголовка к
предложенных
тексту.
вариантов.
2. Предложение. Текст.
Выражение в
Составление простых
Составление
предложении
предложений.
предложений с опорой
законченной мысли.
Распространение
на рисунок.
Распространение
предложений с
Распространение
предложений.
помощью вопросов.
предложений с
Связь слов в
Расположение слов в
помощью вопросов (с
предложении.
предложении в
помощью учителя).
определённом порядке. Наблюдение за
Установление связи
порядком слов в
слов в предложении.
предложении.
4

2.2 Главные и
второстепенны
е члены
предложения.

2.3 Разные по
интонации
предложения.

2.4 Текст.

3.1 Состав
слова.

Установление связи
слов в предложении по
вопросам с помощью
учителя.
Главные члены
Употребление
Различение понятий:
предложения:
терминов: «главные
«главные члены
подлежащее и
члены предложения»,
предложения»,
сказуемое.
«подлежащее»,
«подлежащее»,
Второстепенные
«сказуемое»,
«сказуемое»,
члены предложения.
«второстепенные
«второстепенные
члены предложения».
члены предложения».
Выделение в
Выделение в
предложениях главных предложениях главных
и второстепенных
и второстепенных
членов.
членов с помощью
учителя.
Повествовательные,
Различение
Наблюдение за
вопросительные и
предложений по
знаками препинания в
восклицательные
интонации.
конце предложения.
предложения.
Составление
Произношение
повествовательных,
предложений с
вопросительных и
правильной
восклицательных
интонацией.
предложений.
Отличие предложения Отличие предложении Сравнение
от текста. Деление
от текста.
предложения и текста.
текста на
Продолжение мысли,
Деление текста на
предложения.
выраженной в
предложения с
предложении путём
помощью учителя.
выбора из данных
предложений.
Деление сплошного
текста на
предложения.
3. Состав слова. Текст.
Корень и
Употребление
Наблюдение за
однокоренные слова.
терминов «корень»,
однокоренными
Окончание.
«однокоренные слова», словами.
Приставка. Изменение «окончание»,
Выделение общей
значения слова в
«приставка»,
части – корня.
зависимости от
«суффикс».
Наблюдение за
приставки. Приставка Выделение общего и
изменяемой частью
и предлог.
различия в значении
слова – окончанием.
Суффикс.
однокоренных слов.
Наблюдение за
Изменение значения
Употребление
изменением значения
слова в зависимости
однокоренных слов в
слова в зависимости от
от суффикса.
предложениях.
приставки или
Установление связи
суффикса.
между словами с
Выделение частей
помощью изменения
слова по образцу, с
окончания.
помощью учителя.
Наблюдение за
Сравнение написания
5

3.2
Правописание
гласных и
согласных в
корне.

4.1 Части речи.

4.2
Существитель
ное.

4.3
Прилагательно

изменением значения
слова в зависимости от
приставки или
суффикса.
Выделение частей
слова.
Различение приставки
и предлога.
Правописание
Сопоставление звуков
безударных гласных в и букв в проверочном
корне. Правописание
и проверяемом словах.
парных звонких и
Проверка безударных
глухих согласных в
гласных, парных
корне.
звонких и глухих
Непроверяемые
согласных по образцу.
написания в корне.
Пользование
орфографическим
словарём.
4. Части речи. Текст.
Общее понятие о
Употребление
частях речи:
понятий: «части речи»,
существительное,
«существительное»,
глагол,
«прилагательное»,
прилагательное.
«глагол».
Различение частей
Различение частей
речи.
речи по вопросам и
значению.
Употребление разных
частей речи в
предложениях и
тексте.
Значение
Выделение
существительных в
существительных в
речи.
речи.
Одушевлённые и
Различение
неодушевлённые
одушевлённых и
существительные.
неодушевлённых
Собственные и
существительных.
нарицательные
Употребление имён
существительные.
собственных.
Изменение
Различное написание
существительных по
имён собственных и
числам.
нарицательных.
Род существительных. Употребление
существительных в
единственном и
множественном числе.
Различение
существительных по
родам.
Значение
Выделение
прилагательных в
прилагательных в
6

приставки и предлога.

Наблюдение за
написанием гласных,
парных звонких и
глухих согласных в
корне однокоренных
слов.
Нахождение в словаре
заданного слова с
помощью учителя.
Различение частей
речи по вопросам и
значению с помощью
учителя.
Употребление разных
частей речи в
предложениях.

Выделение
существительных в
речи.
Различение
одушевлённых и
неодушевлённых
существительных.
Наблюдение за
написанием имён
собственных и
нарицательных.
Изменение
существительных по
числам по образцу.
Различение
существительных по
родам с помощью
вспомогательных слов,
с помощью учителя.
Выделение
прилагательных в

е.

4.4 Глагол.

4.5 Текст

5.1 Главные и
второстепенны
е члены
предложения.

5.2

речи.
Изменение
прилагательных по
родам.
Окончания
прилагательных
мужского, женского,
среднего рода.

речи.
Различение признаков,
обозначаемых
прилагательными.
Постановка вопроса от
существительного к
прилагательному.
Установление
зависимости рода
прилагательного от
рода
существительного.
Выделение окончаний
прилагательных
мужского, женского и
среднего рода.
Значение глаголов в
Выделение глаголов в
речи. Изменение
речи.
глаголов по временам. Различение действий,
обозначаемых
глаголами.
Постановка вопросов к
глаголам.
Определение времени
глаголов.
Употребление
глаголов разных
временных категорий.
Тема и основная мысль
Определение темы
текста.
текста.
Подтверждения
Выделение основной
основной мысли
мысли текста.
примерами и фактами.
Отбор примеров и фактов
для подтверждения
основной мысли.
5. Предложение. Текст.
Главные и
Выделение главных и
второстепенные
второстепенных
члены предложения.
членов предложения.
Нераспространённые
Различение
и распространённые
нераспространённых и
предложения.
распространённых
предложений.
Подбор предложений к
данным схемам.
Установление связи
между словами в
предложении с
помощью вопросов.
Распространение
предложений.
Знакомство с
Выделение
7

речи.
Различение признаков,
обозначаемых
прилагательными.
Наблюдение за
изменением окончания
прилагательного в
зависимости от рода
существительного, с
которым оно
употребляется.

Выделение глаголов в
речи.
Различение действий,
обозначаемых
глаголами.
Наблюдение за
глаголами настоящего,
прошедшего, будущего
времени.

Определение темы и
основной мысли текста
с помощью учителя.
Участие в отборе
примеров и фактов для
подтверждения основной
мысли.
Выделение главных и
второстепенных
членов предложения с
помощью учителя.
Наблюдение за
нераспространёнными
и распространёнными
предложениями.
Распространение
предложений с
помощью вопросов.

Наблюдение за

Однородные
члены
предложения.

6.1 Состав
слова.

однородными членами
предложения.

однородных членов в
предложении.
Чтение однородных
членов предложения с
интонацией
перечисления.
Дополнение
предложений
однородными членами.

6. Повторение.
Состав слова.
Выделение частей в
Правописание
составе слов.
гласных и согласных в Объяснение
корне.
правописания
безударных гласных и
сомнительных
согласных в корне
однокоренных слов.

6.2 Части
речи.

Части речи:
существительное,
прилагательное,
глагол.
Грамматические
признаки
существительных.
Родовые окончания
прилагательных.
Изменение глаголов
по временам.

6.3
Предложение.

Главные и
второстепенные
члены предложения.
Однородные члены
предложения.

Употребление имён
собственных в
предложениях.
Определение рода
существительных с
опорой на схему.
Разбор
существительных по
схеме.
Группировка
прилагательных по их
лексическому
значению.
Употребление
прилагательных с
существительными
мужского, женского,
среднего рода.
Распределение
глаголов по
лексическим группам.
Употребление
глаголов разных
временных категорий.
Чтение различных по
интонации
предложений.
Установление связи
между словами в
предложении с
помощью вопросов.
8

однородными членами
предложения.
Чтение однородных
членов предложения с
интонацией
перечисления.
Дополнение
предложений
однородными членами
(выбор из данных).
Выделение частей в
составе слов по
образцу, с помощью
учителя.
Наблюдение за
правописанием
безударных гласных и
сомнительных
согласных в корне
однокоренных слов.
Составление
словосочетаний с
именами
собственными.
Определение рода
существительных с
опорой на схему.
Группировка
прилагательных по их
лексическому
значению.
Употребление
прилагательных с
существительными
мужского, женского,
среднего рода.
Распределение
глаголов по
лексическим группам.

Чтение различных по
интонации
предложений.
Определение главных
и второстепенных
членов предложения с
помощью учителя.

6.4 Текст.

Связная речь.

Составление
Дополнение
предложений с
предложений
однородными членами. однородными членами
с помощью учителя.
Текст. Тема и
Отличие текста от
Отличие текста от
основная мысль
группы отдельных
группы отдельных
текста.
предложений.
предложений.
Определение темы
Участие в определении
текста.
темы текста,
Выделение основной
выделении основной
мысли текста.
мысли.
Подтверждение
основной мысли текста
фактами.
Связная речь.
Составление рассказа по Определение темы
Участие в
серии сюжетных
текста.
коллективном
картинок.
Коллективное
составлении рассказа по
составление рассказа по
серии сюжетных
серии сюжетных
картинок.
картинок.
Пересказ текста по
Пересказ текста по
вопросам с помощью
вопросам.
учителя.
Изложение текста по
Пересказ каждой части
Пересказ каждой части
вопросам к каждому
текста с опорой на слова
текста с опорой на начало
предложению.
и словосочетания.
предложения.
Свободный диктант.
Соотнесение частей
Соотнесение частей
текста с пунктами плана. текста с пунктами плана.
Изложение текста по
Выделение опорных слов. Выделение опорных слов.
данному плану и
Пересказ текста по плану Пересказ текста по плану
опорным словам.
и опорным словам.
и опорным словам с
помощью учителя.
Составление рассказа по Анализ содержания
Участие в анализе
сюжетной картине и
картины, соотнесение с
содержания картины,
данному плану.
планом.
соотнесение с планом.
Коллективное
Участие в коллективном
составление связного
составление связного
рассказа.
рассказа.
Самостоятельное письмо
основной части.
Составление рассказа Составление рассказа
Участие в составлении
по опорным словам.
по наблюдениям с
предложений с данными
опорой на
словосочетаниями по
словосочетания.
наблюдениям.

9

Календарно-тематическое планирование
Раздел, тема
I. Звуки и буквы. Текст (повторение)
1. Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.
2. Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.
3. Твёрдые и мягкие согласные перед и, е, ё, ю, я.
4. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
5. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
6. Различение текста и не текста.
7. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.
8. Ударные и безударные гласные в слове.
9. Проверка безударных гласных в слове.
10. Определение темы текста. Заголовок.
11. Звуки и буквы. Закрепление знаний.
12. Вводная контрольная работа по теме «Звуки и буквы».
13. Работа над ошибками. Закрепление по теме «Звуки и буквы».
II. Предложение. Текст
14. Выражение в предложении законченной мысли.
15. Распространение предложений.
16. Порядок слов в предложении.
17. Связь слов в предложении.
18. Главные члены предложения. Сказуемое.
19. Главные члены предложения. Подлежащее.
20. Второстепенные члены предложения.
21. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.
22. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок *
23. Наблюдение за знаками препинания в конце предложения.
24. Вопросительные предложения.
25. Восклицательные предложения.
26. Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения.
27. Предложение. Закрепление знаний.
28. Контрольная работа за 1 четверть по теме «Предложение».
29. Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме
«Предложение».
III. Состав слова. Текст
30. Корень и однокоренные слова.
31. Общее и различия в значении однокоренных слов.
32. Включение однокоренных слов в предложения.
33. Окончание – изменяемая часть слова.
34. Установление связи между словами с помощью окончания.
35. Приставка – как часть слова.
10

Количество
часов
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
1
1
1
1
1
1

Дата

36. Изменение значения слова в зависимости от приставки.
37. Приставка и предлог.
38. Суффикс – как часть слова.
39. Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
40. Изложение текста по вопросам к каждому предложению*
41. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в
корне.
42. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.
43. Слово-корень с ударной гласной.
44. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
45. Проверка безударных гласных в корне слова.
46. Правописание безударных гласных в корне.
47. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих
согласных в корне.
48. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в
корне.
49. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
50. Проверяемые гласные и согласные в корне.
51. Непроверяемые написания в корне.
52. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
53. Состав слова. Закрепление знаний.
IV. Части речи. Текст
54. Названия предметов, действий, признаков.
55. Понятие о частях речи. Существительное.
56. Глагол.
57. Прилагательное.
58. Различение частей речи по вопросам и значению.
59. Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
60. Контрольная работа за 2 четверть по разделам «Состав слова»,
«Части речи».
61. Работа над ошибками. Закрепление по теме «Части речи».
62. Свободный диктант* (Песенка пастуха)
63. Значение существительных в речи.
64. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
65. Собственные и нарицательные существительные.
66. Правописание имён собственных.
67. Экскурсия «Имя собственное в адресах».
68. Составление предложений с именами собственными.
69. Тема и основная мысль текста.
70. Коллективное изложение текста по данному плану и опорным
словам *(Случай в лесу)
71. Понятие о единственном и множественном числе.
72. Употребление существительных в единственном и множественном
числе.
73. Изменение существительных по числам.
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
55
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

74.Род существительных.
75. Существительные мужского рода.
76. Существительные женского рода.
77. Существительные среднего рода.
78. Различение существительных по родам.
79. Существительное. Закрепление знаний.
80. Закрепление знаний по теме «Имя существительное»
81. Проверочный диктант по теме «Имя существительное».
82. Значение прилагательных в речи.
83. Различение признаков, обозначаемых прилагательными.
84. Изложение текста по данному плану и опорным словам* (Поросята)
85. Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
86. Окончания прилагательных мужского рода.
87. Окончания прилагательных женского рода.
88. Окончания прилагательных среднего рода.
89. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.
90. Изменение прилагательных по родам.
91. Прилагательное. Закрепление знаний.
92. Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».
93. Значение глаголов в речи.
94. Различение действий, обозначаемых глаголами.
95. Части речи. Закрепление знаний.
96. Контрольная работа за 3 четверть по теме «Части речи».
97. Работа над ошибками. Закрепление по теме «Части речи»
98. Настоящее время глагола.
99. Прошедшее время глаголов.
100. Будущее время глаголов.
101. Различение глаголов по временам.
102. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной
мысли.
103. Составление рассказа по сюжетной картине и данному плану *
104. Изменение глаголов по временам.
105. Глагол. Закрепление знаний.
106. Самостоятельная работа по теме «Глагол».
107. Закрепление знаний по теме «Части речи.
108. Употребление разных частей речи в тексте.
V. Предложение
109. Главные члены предложения.
110. Второстепенные члены предложения.
111. Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным членам.
112. Различие нераспространённых и распространённых предложений.
113. Распространение предложений.
114. Свободный диктант *(Дюймовочка)
12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1

115. Знакомство с однородными членами предложения.
116. Дополнение предложений однородными членами.
117. Однородные члены предложения.
118. Предложение. Закрепление знаний.
119. Проверочный диктант по теме «Предложение».
VI. Повторение
120. Состав слова.
121. Правописание гласных и согласных в корне.
122. Существительное.
123. Грамматические признаки существительных
124. Прилагательное.
125.Родовые окончания прилагательных.
126. Глагол.
127. Изменение глаголов по временам.
128. Контрольная работа за год.
129. Работа над ошибками. Закрепление изученного.
130. Экскурсия «Родная природа весной».
131. Составление рассказа по опорным словам*
132. Повторение по теме «Части речи».
133. Предложение.
134. Однородные члены предложения.
135. Текст.
136. Предложение. Текст. Закрепление изученного.

1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Критерии оценки предметных результатов
При оценке устных ответов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает
единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание или
непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
13

допущены ошибки в определении понятия, которые не исправлены после
нескольких наводящих вопросов учителя.
При оценке письменных работ:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится в работе допущены более 5 ошибок.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания
также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
рассматриваются
индивидуально
для
каждого
обучающегося.
Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение
звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не
дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). Две
однотипные
специфические
ошибки
приравниваются
к
одной
орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний,
допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки,
показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по
данной теме в полной мере.
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа №1 (вводная)
Тема: Звуки и буквы.
Диктант.
В мае я принёс домой ежа. Ёжик сразу залез под комод, а ночью стал
бродить по дому и ловить мышей.
14

Осенью с деревьев стали опадать листья. Я отнёс ежа в рощу. Хоть и
хорошо ему жить у нас, но на свободе лучше.
Задание:
1. Найди и подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
2. Найди в словах «опасное» место, подбери проверочное слово
домой –
ёж –
Контрольная работа №2 (за 1 четверть)
Тема: Предложение.
Диктант.
Шумный невидимка.
Как громко свистит осенью ветер за окном! Как воет он зимой в голых
сучьях! А весной ветерок нежно поёт в зелёной листве.
Ветер слышал каждый. А кто его видел? Никто! Потому что он
невидимка. Ветер – это движение воздуха над землёй.
Задание:
Подчеркни главные и второстепенные члены в первом предложении.
Контрольная работа №3 (за 2 четверть)
Тема: Состав слова. Части речи.
Диктант.
Песни лета.
Ушло лето. Отшумела осень. Но и зимой природа красива. Пустые поля и
леса, и берёзки без листьев.
Над полем летом пели жаворонки. Носились быстрые ласточки. Их песни
хранит зимнее поле. Поэтому ему тепло под снегом. Эти песни хранят и
деревья.
Задание:
1. Разбери по составу слово берёзки.
2. Запиши однокоренные слова: Боль, болит, больной. Выдели корень,
определи часть речи.
Контрольная работа №4 (за 3 четверть)
Тема: Части речи.
Диктант.
Мухомор.
Хвалился в лесу мухомор. «Я самый красивый. Ножка у меня тонкая.
Шляпка красная. На шляпке белые точки. В летнее утро все меня заметят.
Сердце у меня доброе. Я лечу зверей. Мух гоняю от людей. Полезный я
очень».
Красивый мухомор, заметный. Но в суп кладут не его, а белый гриб.
Задание:
Найди и подчеркни имена прилагательные. Определи их род.

15

Контрольная работа №5 (годовая)
Диктант.
Зайка и Мурка.
Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У
зайки были мягкие пушистые уши. Он ловко грыз морковку и зелёные стебли
травы.
А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка
приняла зайца за своего котёнка и стала кормить его молоком. Малыш скоро
привык к Мурке.
Задание:
1. Обозначь главные и второстепенные члены в первом предложении, укажи,
какими частями речи они выражены.
2. Разбери по составу слово морковка.
Учебно-методические средства обучения
Учебник:
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2021. –
223с.: ил. – ISBN 978-5-09-077725-4
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Методическое обеспечение:
Аксенова А.К., Галунчикова Н. Г. «Развитие речи учащихся на уроках
грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида» - М. «Просвещение», 2004.
Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений 5 – 9 классы.
Коррекционное обучение. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида 5 – 7 классы. – М.: Владос, 2003.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1, №2, №3, №4 по
русскому языку. Для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида. – М.: «Просвещение», 2005.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык. 5 класс.
Рабочая тетрадь. Москва «Просвещение», 2010.
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших
школьников. Части 2, 3; Москва «Владос», 2010.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по
коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, 2006.
Наглядный материал:
Опорные таблицы по темам:
16

 Звуки и буквы
 Состав слова
 Части речи
 Предложение
Демонстрационный материал «Части речи».
Иллюстрационный материал по развитию речи.
Раздаточный материал:
Карточки для индивидуальной работы по темам по русскому языку.
Коррекционно-развивающие упражнения.
Опорные схемы по темам.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».